Актуальность темы объясняется тем, что проектирование социальных стратегий в системе управления организацией это новый для российского общества предмет теории и практики, который, несмотря на новизну и недостаточный уровень осмысленности, активно проявляет себя во всех сферах социально-экономической, социально-политической и социокультурной практики.
Управление социально-стратегической деятельностью является непременным условием государственной социальной политики и, одновременно, выступает в роли средства индивидуального воздействия на человека; предприятия и организации различных форм собственности; общественные объединения, а также на общество в целом; проявляется и как способ самореализации людей в самых разнообразных областях человеческой жизнедеятельности и творчества.
Определение и выбор стратегии организации – весьма сложная и ответственная задача. Но еще более труден процесс реализации выбранной стратегии.
На основании анализа зарубежных и российских научных трудов можно определить «структуру плана стратегического развития организации», включающую:
— миссия, цели и задачи организации
— текущая деятельность и долгосрочные задачи
— стратегии организации
— функциональные стратегии
— приоритетные программы
— внешнеэкономическая деятельность
— капиталовложения и ресурсное распределение
— формирование резервных стратегий,
— «система быстрого реагирования»
Развернутое понимание социальной стратегии, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации. Содержательные аспекты стратегии социального развития организации можно представить на рисунке 1. Реализация социальных стратегий требует значительных затрат времени, ресурсов, отдача от которых может проявиться не сразу. В целом социальная стратегия организации представляет собой целостную систему, направленных на решение всего комплекса задач организации.
Управление социальными стратегиями в системе управления организации (производственного предприятия или общественного объединения), как значимой части стратегии и миссии организации, включает разработку вопросов персонала и кадровой политики, управление развитием организации как социального организма, проработку проблем практики, ресурсов и резервов организации, использование информации, современных социальных технологий, системы развития лояльности персонала и практики ее измерения; разработку корпоративных социальных программ и системы управления, нацеленной на получение конкретных результатов. Социальное проектирование в системе управления организации обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.
Выделение социальной стратегии в качестве самостоятельной функциональной стратегии является необходимостью, обусловленной реалиями сегодняшнего дня. В настоящее время ни центральные, ни региональные органы управления не могут предоставить гражданам необходимый набор товаров и услуг, обеспечивающий их нормальную жизнедеятельность. В данных условиях организация вынуждена уделять большое время, решению социальных вопросов, компенсируя недоработки в этой области со стороны государства и органом местного самоуправления.
Рисунок 1.- Содержание стратегии социального развития организации
В целом комплексе социальных задач организации, решаемых в рамках стратегического планирования, особую значимость представляют следующие группы задач:
1. социальные задачи, которые должны решаться непосредственно в организации в интересах всех членов трудового коллектива. Это улучшение условий труда, отдых, размер оплаты и т.д.
2. социальные задачи, характеризующие уровень развития объектов социальной инфраструктуры на предприятии, в которой в большей степени заинтересованы отдельные работники и местные органы власти. Это обеспеченность жильем работников, наличие образовательных учреждений.
Группы лиц, заинтересованные в реализации социальных стратегий предприятия, самые различные, но в том числе: профсоюзы, развивающие субстратегия «Гуманизация труда» и территориальные органы власти, поддерживающие субстратегия «Качество трудовой жизни».
Отметим, что актуальность вопроса реализации социальных стратегий в системе управления организации обусловлена и тем, что этот вид социальной активности приобретает специфику в глобализирующемся обществе.
Так, результаты проведённого анализа системы управления государственных организаций (на примере Тюменской области) позволяют предположить, что повышение эффективности управления государственным имуществом РФ возможно при организации аспектов социального управления государственными организациями РФ на основе практической реализации социальной стратегии управления . Отсутствие социальных аспектов в деятельности государственных организаций и не полная информация о деятельности предприятий и учреждений для общественности отмечены экспертами (руководители Территориального агентства по управлению государственным имуществом Тюменской области (ТО) и Департамента имущественных отношений ТО, их заместители (39 государственные служащие), а также руководители, их заместители и начальники подразделений государственных предприятий (40 человек) и государственных учреждений (108 человек) города Тюмени и области), что говорит об активной позиции опрошенных в отношении проблем социального управления в данной сфере.
Одним из важных факторов, влияющих на эффективность функционирования российской системы управления государственными организациями, как выделили эксперты, — управление на основе обратной связи (т.е. более четкое и ясное взаимодействие как с органами власти в сфере управления государственным имуществом, так и с населением, потребителями, партнерами, поставщиками), что непосредственно характеризует один из элементов социальной стратегии управления.
В ходе определения аспектов социального управления государственными организациями, эксперты указали необходимость учёта прав и интересов всех заинтересованных сторон (населения, потребителей, партнеров, сотрудников государственных организаций), а также возможность улучшения социально-бытовых условий трудовой деятельности для сотрудников.
Говоря о совершенствовании системы управления государственными организациями на основе реализации принципа социальной ориентации управления, предполагающего учёт факторов, влияющих на процесс управления (местное сообщество, техника и технология, информация), подчеркнем, что руководители органов исполнительной власти и руководители государственных организаций (всего 56%) считают необходимым реализацию технологии социального управления в практической деятельности. Почти одна треть всех экспертов, т.е. 38,6% опрошенных, убеждены в возможности применения технологии социального управления государственными предприятиями и учреждениями.
В оценке реализации социальных функций в ходе социального управления государственными организациями возможно осуществление деятельности государственных предприятий и учреждений, удовлетворяющих социальные ожидания членов общества посредством их участия в жизни территории, на которой оно расположено (социальные проекты, программы, акции); а также трансляции и распространения знаний в обществе о социальной направленности деятельности предприятий и учреждений.
В оценке результатов реализации социальной направленности управления государственных организаций эксперты придерживаются мнения о возможности повышения получения прибыли и улучшения обеспечения социально-бытовых условий трудовой деятельности для сотрудников, что подтверждает мнение авторов о необходимости реализации социального управления в виде социальной стратегии, что может являться механизмом совершенствования системы управления государственными организациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.. Иванычев П.С. Особенности стратегии управления государственной собственностью РФ на основе оценки эффективности (на примере Тюменской области) / Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование организационного механизма обеспечения конкурентоспособности промышленных систем региона» 20 апреля 2009 года, г. Тюмень.- ТГАМЭУП // Академический Вестник № 4 (10): научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.)Тюмень: ТГАМЭУП, 2009.- С. 109-113; Иванычева Т.А., Иванычев П.С. Социальные аспекты в вопросах управления государственной собственностью Российской Федерации. /(Монография).– г. Тюмень, ТГАМЭУП, 2010.- 189 с.;Иванычев П.С.Проблемы и перспективы управления государственными организациями Тюменской области//Академический вестник ТГАМЭУП №2(20) : научно-аналитический журнал (изд. С 2007 г.): Тюмень, «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), Региональный научно-практический круглый стол «Сознание, культура, человек: проблемы и перспективы» 23.03.2012. Всероссийская Интернет-конференция «Информационные системы и современные технологии управления» 22.03.2012.-2012. — С. 69-75; Иванычев П.С. Влияние информированности общества на процесс социального управления государственными организациями. // «Альманах современной науки и образования» Изд-во «Грамота» : г.Тамбов, 2012.- № 3.- С. 134-139.
Отвечает вызову со стоны внешнего окружения и позволяют добиться конкурентных преимуществ, что в сумме дает возможность предприятию выживать в долгосрочной перспективе, при этом достигая своих целей.
Стратегическое управление – это управление, опирающееся на потенциал человека как основу предприятия, которое ориентирует производство на запросы потребителей, гибко реагирует и своевременно проводит изменения на предприятии.
Объекты стратегического управления:
- предприятия и организации;
- функциональные зоны предприятия и его хозяйственные подразделения.
Предмет стратегического управления – проблемы, напрямую связанные с главными целями предприятия.
Сущность стратегического управления представляет собой ответы на три вопроса:
- Каково положение предприятия на сегодняшний день?
- Какого положения оно бы хотело добиться через 3, 6, 12 месяцев?
- Что необходимо сделать для достижения желаемого положения?
Решить первый вопрос поможет информация, содержащая данные производства для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Во втором вопросе отражается такая важная особенность как ориентация его на будущее, в которой руководству предприятия необходимо определить его цели. Решение третьего вопроса связано с реализацией уже выбранной стратегии, причем на данной стадии могут быть скорректированы два предыдущих этапа. Наиболее важные составляющие этого этапа: доступные ресурсы, управленческая система, организационная структура и сотрудники, которые будут реализовывать выбранную стратегию.
Функции стратегического управления
Выделяют пять функций стратегического управления предприятием:
- Планирование стратегии.
- Организация реализации стратегии.
- Координация реализации стратегии.
- Мотивация на достижение запланированных стратегических результатов.
- Контроль за выполнением стратегии.
Планирование имеет такие подфункции, как составление прогноза, определение стратегии и бюджетирование.
Составление прогноза предшествует определению стратегических планов. Цель – предвидение перспектив развития и оценка риска. По итогам анализа руководство предприятия определяет перспективы дальнейшего развития, а также разрабатывает стратегию. Бюджетирование представляет собой стоимостную оценку всей программы распределения ресурсов.
Организация реализации стратегии предполагает создание будущего потенциала предприятия, согласование системы управления и структуры с выбранной стратегией, а также формирование корпоративной и организационной культуры, которая будет поддерживать стратегию.
Координация реализации стратегии заключается в согласовании стратегических решений различного уровня и последовательного объединения стратегий и целей подразделений предприятия на более высоких управленческих уровнях.
Мотивация на достижение запланированных результатов связана с определением системы стимулов, которые бы побуждали сотрудников к достижению поставленных целей.
Контроль за выполнением стратегии – это непрерывное наблюдение за процессом ее реализации. Контроль призван заранее определять предстоящие опасности, выявлять отклонения от принятой стратегии и текущие ошибки.
Принципы стратегического управления предприятием
- Научность.
- Целенаправленность.
- Гибкость.
- Единство.
- Создание условий.
Научность в сочетании с элементами искусства. Руководитель при осуществлении своих обязанностей пользуется данными и выводами из различных научных областей, но кроме того он должен импровизировать, постоянно находиться в поиске индивидуальных подходов к решению поставленных перед ним задач.
Целенаправленность. Формирование стратегии и стратегический анализ должны быть целенаправленными, то есть всегда быть ориентированы на выполнение глобальной цели предприятия.
Гибкость. Данный принцип предполагает возможность корректировки ранее принятых решений или их пересмотра в любой момент в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Единство стратегических программ и планов. Обязательным условием достижения успеха является согласованность и тесная взаимосвязь решений на разных уровнях. Данное единство достигается путем консолидации стратегий каждого структурного подразделения предприятия, согласования планов всех его функциональных отделов.
Создание условий, способствующих реализации стратегии. Само по себе наличие стратегического плана не гарантирует то, что он обязательно будет успешно выполнен. В процессе стратегического управления должны создаваться организационные условия для реализации программ и планов, такие как: создание крепкой оргструктуры, разработка системы мотивации, повышение эффективности системы управления.
Больше практических и аналитических материалов на эту тему можно найти в разделе Стратегическое управление библиотеки портала.