Стратегия экологической безопасности

В Год экологии и особо охраняемых природных территорий необходимо акцентировать внимание на наиболее острых вопросах в области экологии, отметила сенатор.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт Гехт
Ирина Альфредовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Челябинской области провела «круглый стол» на тему «Каким будет план мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности». Мероприятие прошло в Пресс-центре «Парламентской газеты».

Сенатор напомнила, что 19 апреля 2017 Президент РФ Владимир Путин своим Указом утвердил Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Правительству РФ поручено в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации Стратегии.

По словам Ирины Гехт, к числу ключевых задач, требующих решения, отнесены, в частности, восстановление водных экосистем, предотвращение дальнейшего загрязнения воздуха и уменьшение уровня его загрязнения в городах, расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений и животных.

Как подчеркнула сенатор, государство нацелено создавать индустрию утилизации отходов, в том числе их повторного применения. Согласно Стратегии, власть также будет стимулировать внедрение новых технологий на предприятиях с тем, чтобы было меньше вредных сбросов и выбросов, развивать в стране систему экологического образования, активизировать проведение научных исследований в области охраны природы, способствовать созданию и развитию системы экологических фондов. В документ также заложено проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития, создание системы экологического аудита.

И. Гехт

«Текущее состояние окружающей среды в России оценивается как неблагополучное. Экология большей части страны подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта. По последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ухудшение ситуации в сфере природных ресурсов и экологии отмечают 36 проц. жителей России. В первую очередь граждан волнуют гигантские объемы производимого мусора, высокий уровень загрязнения воздуха, качество питьевой воды» — отметила Ирина Гехт.

Участники встречи обсудили, какое место занимает экологическая безопасность в системе национальной безопасности страны и в сфере охраны окружающей среды и какие нормативно-правовые документы необходимо принять для обеспечения Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года.

В ходе заседания рассматривались основные подходы к совершенствованию системы обращения с отходами и строительству полигонов, соответствующих экологическим требованиям, а также комплексные методы стимулирования перехода к «зеленой» экономике и подготовки кадров в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

«2017 год – объявлен в России Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Это повод акцентировать внимание на наиболее острых вопросах общественной жизни в сфере экологии, добиться реальных улучшений в области охраны окружающей среды. Стратегия экологической безопасности России должна стать ключевым документом в системе национальной безопасности страны, обеспечивающим качество окружающей среды, необходимым для благоприятной жизни населения и устойчивого развития экономики», — подчеркнула Ирина Гехт.

В ходе дискуссии прозвучали конструктивные предложения в План реализации Стратегии экологической безопасности, управления экологическими рисками на загрязненных городских и производственных территориях.

Русин С.Н.

к.ю.н., доцент МГУ

СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ1

Ключевые слова: стратегия, национальная безопасность, экологическая безопасность, угрозы, охрана окружающей среды, государственное управление.

20 ноября 2013 г. состоялось заседание Совета Безопасности РФ, итогом которого стало поручение Президента России подготовить Стратегию экологической безопасности РФ.

Президент РФ заявил, что «она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности»2.

Секретарь Совета безопасности Н.П. Патрушев проинформировал, что Стратегия будет разработана на период до 2025 г. и принята в 2014 г., в ней «Будут обозначены угрозы — как внутренние, так и внешние, будут обозначены приоритеты обеспечения экологической безопасности, меры, которые необходимо осуществить, и показатели, которые будут характеризовать экологическую безопасность»3.

С этого времени прошло более двух лет. Существенные изменения претерпело законодательство: вступил в действие ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4, которым стратегия национальной безопасности РФ, а также другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ отнесены к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне; введена в действие новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации5, во многом по-новому решающая вопрос о месте экологической безопасности в системе национальной безопасности. Однако стратегия экологической безопасности по-прежнему не подготовлена. Причин такого положения дел достаточно много, однако главная, на наш взгляд, состоит в том, что не решены сущностные методологические проблемы, связанные с пониманием того, что такое экологическая безопасность как понятие, сфера деятельности, не определено ее место в системе национальной безопасности и в сфере охраны окружающей среды.

Следует заметить, что в настоящее время в науке и практике государственного управления отсутствует разграничение между деятельностью по охране природы и по обеспечению экологической безопасности.

Исследования и научные дискуссии о содержании термина «обеспечение экологической безопасности», его соотношении с терминами «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «национальная (государственная) безопасность» ведутся с момента введения его в оборот6. Наиболее точно современное состояние представлений об экологической безопасности с позиции правовой науки выразил один из самых авторитетных исследователей этой проблемы — М.М. Бринчук: «Обратим внимание на отсутствие единого понимания, единой позиции, выраженных как в законодательных актах, так и в научных трудах по юридическому содержанию понятия «экологическая безопасность», преодолевающих его «расплывчатость», «различное толкование»…»7.

1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант Плюс».

2 Вступительное слово Президента России на заседании Совета безопасности 20 ноября 2013 г. — http://news.kremlin.ru/ news/19655

7 Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. — М., 2008. — № 9. -С. 30-42.

Разделяет такую позицию и С.А. Боголюбов, справедливо указывая на то, что, несмотря на закрепление рассматриваемого понятия в законах, использование его во многих нормативных актах экологического и иных отраслей законодательства, большое количество защищенных на эту тему диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, рассмотрение данного вопроса в докторских диссертациях, в учебной и научной литературе, научные дискуссии по поводу понимания экологической безопасности не прекращаются до сих пор1.

Наиболее распространенной в настоящее время является позиция, в соответствии с которой понятие «обеспечение экологической безопасности» употребляется в основном как синоним2 охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования и защиты экологических прав, так как соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды. А состояние, соответствующее благоприятной окружающей среде, есть показатель экологической безопасности.

А.К. Голиченков определяет экологическую безопасность человека и других объектов (общество, государство) как состояние защищенности социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан, материальных, культурных и иных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологических аварий и катастроф. Однако, к сожалению, эта позиция не нашла развития ни в теоретических исследованиях, ни в практике государственного управления.

Как уже отмечалось выше, существующая неопределенность в терминах ведет к смешению и подмене одного понятия другим, необоснованному размыванию содержания деятельности по охране окружающей среды, невозможности найти в системе законодательства и практической деятельности государства надлежащее место для экологической безопасности.

Разброс мнений о соотношении понятия охрана природы и обеспечение экологической безопасности обусловлен самим ФЗ «Об охране окружающей среды»3 (далее — Закон), который определил экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В Законе используется понятие не законодательства об охране окружающей среды, а законодательства о безопасности: экологическая безопасность — «состояние защищенности»4. Тем самым предопределяется междисциплинарное содержание обеспечения экологической безопасности, возможность понимания ее не только как направления деятельности, целью которой является охрана окружающей среды, сколько как направления деятельности, целью которой является обеспечение национальной безопасности.

В связи с этим указанное определение содержит как минимум две системные неточности, которые обусловили многообразие подходов как ученых, так и органов государственной власти к использованию этих терминов. Первая заключается в том, что объектом обеспечения экологической безопасности названа природная среда. Если экологическая безопасность — элемент национальной безопасности, то объект установлен не верно. Вторая проблема определения состоит в том, что объектом обеспечения экологической безопасности указан только человек и не указаны общество и государство, их экологические интересы.

Таким образом, экологическая безопасность не может рассматриваться лишь как направление деятельности по охране окружающей среды и, одновременно, не обеспечивая защиту экологических интересов общества и государства, не может пониматься в полной мере так же как иные виды безопасности, перечень которых содержится в ФЗ «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности РФ.

Между тем, стоит устранить эту неопределенность Закона, как все встает на свои места. Экологическая безопасность — состояние защищенности человека, общества и государства от экологических угроз (их характеристика -чуть ниже). Обеспечение экологической безопасности — деятельность по предотвращению экологических угроз.

Основным содержанием деятельности по охране окружающей среды является: сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона).

Основным содержанием деятельности по обеспечению экологической безопасности является: предотвращение негативного воздействия окружающей природной среды на жизненно важные интересы человека, общества и государ-ства5. Следует подчеркнуть, что речь идет о негативном воздействии природной среды, претерпевшей неблагоприятные для человека изменения в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Таким образом, объектами обеспечения экологической безопасности являются человек с его интересами и потребностями в благоприятных природных условиях, а через человека — общество и государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. — М.: Эксмо, 2010. — С. 46.

3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ, 2002 г. № 2 ст. 133.

5 Русин С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. — № 5.

Изложенный подход (в части понимания экологической безопасности как элемента национальной безопасности) нашел реализацию в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 (далее — Стратегия), утвержденной 31 декабря 2015 г. Президентом Российской Федерации. Действовавшая ранее Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия до 2020 г.) признана утратившей силу.

Стратегия актуализирует новые угрозы национальной безопасности и меры по их нейтрализации. Особое место занимают угрозы в экономической, военной, политической, информационной сферах и террористические угрозы2. На противодействие именно им делается упор в новом документе.

Одновременно существенные изменения претерпела и оценка в Стратегии угроз экологического характера. Они уточнены, конкретизированы. Перечень мер по противодействию угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования значительно расширен, а их содержание позволяет более эффективно бороться с указанными угрозами.

Совершенствование этого раздела Стратегии обусловлено реализацией в ней усовершенствованных подходов к характеристике отправных (общих) положений в сфере обеспечения национальной безопасности.

Стратегия (пункт 6) устанавливает, что «Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

Уточнены в Стратегии и иные базовые понятия, прежде всего, перечни национальных интересов и стратегических национальных приоритетов РФ (важнейших направлений обеспечения национальной безопасности). К последним отнесены, в частности, экология живых систем и рациональное природопользование.

В Стратегии до 2020 г. основными приоритетами национальной безопасности РФ признавались национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Экология живых систем и рациональное природопользование, наряду с повышением качества жизни российских граждан, экономическим ростом, наукой, технологиями, образованием, здравоохранением и культурой относились к приоритетам устойчивого развития, определение которых отсутствовало, в связи с тем, полагаем, что имелись в виду приоритеты, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию3 и международных актах об устойчивом развитии.

К стратегическим целям обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в ней относились: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. В Стратегии ими признаются: сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Анализ изменений стратегических целей обеспечения экологической безопасности позволяет сделать предварительный вывод о том, что произошло существенное смещение акцентов в части формулирования целеполагания, а значит, и в содержании средств, используемых для достижения уточненных целей. Если в предыдущем документе первой целью провозглашалось сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, т.е. именно природная среда признавалась объектом обеспечения экологической безопасности, то в Стратегии таковой целью признается сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики. Толкование этого положения позволяет сделать вывод, что указанная цель сформулирована таким образом, чтобы объектом обеспечения экологической безопасности выступали человек, общество и государство, являющиеся объектами обеспечения национальной безопасности.

Оценивая содержащиеся в Стратегии указания на угрозы экологической безопасности, следует отметить, что она, в отличие от Стратегии до 2020 г., содержит широкий перечень таких угроз. Ими являются: истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и «хищнического» природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. Указываются и причины, обостряющие проблемы в области экологии.

Перечень угроз приобрел достаточно конкретный характер, что подразумевает и конкретизацию мер по противодействию им. В этом смысле Стратегия отличается необходимой логичностью.

Анализ угроз и мер по противодействию им позволяет увидеть их необходимую корреляцию, что, конечно же, должно обеспечить эффективность использования указанных мер.

В связи с тем, что национальная безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целост-

3 Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ, 1996, № 15, ст. 1572.

ность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ, является единым и понятием, и состоянием, меры по противодействию отдельным угрозам экологической безопасности, сформулированным в пункте 84 Стратегии, предусматриваются и в иных разделах Стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, что Стратегия более системно и обоснованно решает вопросы обеспечения экологической безопасности как составной части (элемента) национальной безопасности по сравнению со Стратегией до 2020 г. Вместе с тем, нерешенными остаются проблемы соотношения экологической безопасности и охраны окружающей среды, оправданность включения в стратегические национальные приоритеты позиции об «экологии живых систем и рациональном природопользовании», использования некоторых основных понятий для характеристики угроз национальной безопасности в экологической сфере и мер по их нейтрализации.

Предполагается, что ответы на эти и иные вопросы в сфере обеспечения экологической безопасности должны содержаться в Стратегии экологической безопасности. Очередной проект Стратегии экологической безопасности (далее — проект Стратегии) размещен его разработчиком — Минприроды России, на своем сайте 28 января 2016 г.1

То обстоятельство, что указанный документ обнародован после введения в действие Стратегии, позволяло надеяться, что он будет соответствовать ей, развивать ее положения в отношении одного из видов национальной безопасности — безопасности экологической.

Между тем, эти надежды оправдываются лишь частично. Проект Стратегии разрешает ряд вопросов, на которые обращалось внимание в научно-теоретических работах, посвященных проблемам обеспечения национальной и экологической безопасности. Заслуживает поддержки содержащееся в документе определение экологической безопасности как состояния защищенности человека, общества и государства от угроз, вызываемых изменениями окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности, а также природных явлений. В нем верно определяются объекты обеспечения безопасности — человек, общество и государство, а также источник угроз экологической безопасности — изменения природной среды, вызванные хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями.

Обоснованной представляется и структура документа. Можно оценить как излишний лишь раздел IV. проекта Стратегии: «Тенденции и возможные сценарии развития ситуации в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации». Содержащиеся в пп. 31-38 этого раздела декларативные положения, должны быть преобразованы в конкретные меры обеспечения экологической безопасности и включены в соответствующий раздел проекта.

Возможные сценарии реализации Стратегии экологической безопасности, содержащиеся в пп. 39-42 раздела, можно было бы признать необходимым элементом проекта, если бы в соответствии с ними менялись меры по противодействию угрозам экологической безопасности, а также планируемые результаты реализации Стратегии экологической безопасности, источники и механизмы ее ресурсного обеспечения. Без такой увязки описание сценариев не несет никакой смысловой нагрузки и не может обеспечивать реализацию Стратегии экологической безопасности.

Однако в проекте Стратегии есть серьезные проблемы, связанные как с ее несоответствием Стратегии национальной безопасности, так и с отсутствием отграничения от охраны окружающей среды.

Целю государственной политики РФ в сфере обеспечения экологической безопасности провозглашается предотвращение негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями. В Стратегии цель обеспечения экологической безопасности включает в себя также ликвидацию прошлого экологического ущерба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект Стратегии содержит оценку угроз экологической безопасности в разделе II. «Оценка текущего состояния экологической безопасности Российской Федерации» и разделе III. «Вызовы и угрозы экологической безопасности Российской Федерации». Несмотря на то, что содержание этих разделов достаточно обширное, в них в полной мере не нашли отражение сформулированные в Стратегии, такие угрозы как: истощение запасов минерально -сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и «хищнического» природопользования.

Стратегия содержит перечень конкретных мер, направленных на противодействие угрозам экологической безопасности. Проект Стратегии оперирует понятием «Основные инструменты реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности» и перечисляет организационные меры, направленные на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В этой части Стратегия, несмотря на то, что является документом стратегического планирования, имеющим более общий характер, содержит более конкретные меры, чем проект Стратегии, которая должна бы, наоборот, конкретизировать меры, содержащиеся в Стратегии.

Проект Стратегии не воспринимает закрепленный в Стратегии подход к системе используемых терминов. Стратегия содержит определения и использует в тексте такие основные понятия, как национальные интересы, обеспечение национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности.

Проект Стратегии эти термины игнорирует. Национальные интересы в экологической сфере, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности (применительно к экологической безопасности) отсутствуют вовсе. Обеспечение экологической безопасности используется только в разделе IV. «Тенденции и возможные сценарии развития ситуации в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации».

1 http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=142854

Такой подход разрушает единое понимание национальной безопасности и экологической безопасности как одного из ее видов (п. 6 Стратегии).

В проекте Стратегии не содержится полный перечень мер по противодействию угрозам экологической безопасности. «Основные инструменты реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности», содержащиеся в разделе V проекта, не обеспечивают нейтрализацию угроз, перечисленных в разделах II. «Оценка текущего состояния экологической безопасности Российской Федерации» и III. «Вызовы и угрозы экологической безопасности Российской Федерации».

В нем не предусмотрены меры (инструменты) по противодействию угрозам, создающим опасность для жизни и здоровья человека. Таким образом, в проекте Стратегии необходимо развивать представления о мерах по противодействию угрозам экологической безопасности, содержащиеся в Стратегии.

Кроме того, понимание проекта Стратегии как документа, развивающего Стратегию, обусловливает необходимость определения в ней не только угроз национальной безопасности в экологической сфере, но и их источников, а также формирования направлений деятельности государства по устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

В свою очередь, правильно определить угрозы можно лишь в том случае, если верно будут определены объекты обеспечения безопасности. Еще раз подчеркнем, что объектами экологической безопасности являются человек, общество и государство, состояние защищенности которых и будет составлять экологическая безопасность.

Угрозами экологической безопасности являются факторы окружающей природной среды, оказывающие негативное воздействие на человека, общество и государство (их материальные, духовные, культурные и иные ценности). Источником угроз будет состояние природной среды, измененное в результате хозяйственной и иной деятельности человека, а также опасных природных явлений. Причем как сами угрозы, так и их источники должны пониматься достаточно широко. Под состоянием природной среды следует понимать не только ее «физические» свойства — химический состав атмосферного воздуха, вод или почв, не только наличие в элементах природной среды привнесенных человеческой деятельностью веществ и энергии, но и наличие необходимых человеку, обществу и государству природных ресурсов.

В этом случае действие угроз будет проявляться:

1. Для человека, его жизненно важных интересов в:

— риске изменения природной среды до степени, когда будет невозможно существование человека как биологического вида;

— возникновении заболеваний, обусловленных воздействием факторов окружающей среды;

— снижении ресурсного потенциала природной среды, являющегося источником удовлетворения материальных, духовных, культурных и иных потребностей человека.

2. Для общества, его материальных, культурных и иных ценностей в:

— риске изменения природной среды до степени, когда будет невозможно существование человека как биологического вида, а значит и общества;

— возникновении заболеваний человека, обусловленных воздействием факторов окружающей среды, а значит, и невозможности существования гармоничного общества;

— снижении ресурсного потенциала природной среды, являющегося источником удовлетворения материальных, духовных, культурных и иных потребностей человека и общества.

3. Для государства, его материальных, культурных и иных ценностей в:

— риске изменения природной среды до степени, когда будет невозможно существование человека как биологического вида, а значит и государства;

— возникновении заболеваний человека, обусловленных воздействием факторов окружающей среды, а значит, и невозможности достижения экономической и политической стабильности государства;

— снижении ресурсного потенциала природной среды, являющегося источником удовлетворения материальных, духовных, культурных и иных потребностей человека, общества и государства;

— риске утраты ресурсного потенциала в результате отторжения территории, лишения государства права на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств.

Такое понимание угроз экологической безопасности в большей своей части соответствует перечню угроз национальной безопасности в экологической сфере, содержащемуся в Стратегии, а также перечню, содержащемуся в Экологической доктрине РФ.

Вместе с тем, формирование научно обоснованного перечня угроз экологической безопасности в проекте Стратегии, позволит уточнить их и в иных документах.

Для противодействия угрозам экологической безопасности необходима выработка и использование совокупности мер (мер, обеспечивающих экологическую безопасность), которые можно объединить в две группы:

— первая группа — меры, направленные на предотвращение негативных изменений в природной среде, уменьшения пространственных пределов территории государства, лишения государства права на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств, создающих угрозу экологической безопасности человека, общества и государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— вторая группа — меры, с помощью которых человек, общество и государство защищаются от уже существующих, действующих угроз (негативные для человека, общества и государства факторы окружающей среды).

К мерам первой группы относятся меры, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов, а также на обеспечение обладания РФ соответствующими территориями и

ресурсами, на обеспечение безопасности опасных производственных объектов в смысле их технологической, антитеррористической защищенности, устойчивости к средствам поражения, которые могут быть применены в войне или вооруженном конфликте, на запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т.д.

К мерам второй группы относятся меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья человека с использованием медицинских и санитарных способов; технические, инженерные меры: создание и использование укрытий, защитной одежды, устройств для фильтрации воздуха, обеззараживания воды и т.д.; организационные меры: отселение людей из экологически неблагополучных территорий, запреты на ведение в их пределах сельскохозяйственного производства, использование живых ресурсов, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека; меры политического, военного характера: возвращение утраченных территорий, прав на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств.

Таковы, на наш взгляд, основные теоретико-методологические основания для разработки проекта Стратегии как комплексного плана, содержащего как предложения по созданию институциальной системы, так и практическим мерам по обеспечению экологической безопасности как вида, элемента национальной безопасности.

Следует заметить, что в этом случае Стратегия экологической безопасности может занять свое адекватное место не только в системе государственных мер по реализации Стратегии национальной безопасности, но и в системе мер, обеспечивающих реализацию Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, Экологической доктрины РФ и Основ государственной политики в области экологического развития России. Она не должна приниматься в сыром виде, не должна «предназначаться для имитации новых реформ, для демонстрации бурного правотворчества и движения вперед, для отчета о законопроектной деятельности»1.

1 Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права: монография. -сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2015. — С. 134.

М.: Институт законодательства и

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 351/354 ГРНТИ 87.01.11

значимость экологической безопасности в системе национальной безопасности российской федерации

Н.В. Ямщикова

Омский государственный технический университет Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11

Статья посвящена анализу документов по экологической безопасности в системе национальной безопасности РФ. Автором достаточно подробно и последовательно рассмотрен ряд документов, где заметное место отводится включению понятия «экологическая безопасность»: от небольшого упоминания в «Концепции национальной безопасности РФ» до утвержденной в последнее время «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года».

Ключевые слова: национальная безопасность, экологическая безопасность, Концепции национальной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, Стратегия экологической безопасности РФ.

IMPORTANCE OF ENVIRONMENTAL COMPLIANCE IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.V. Yamschikova

Omsk State Technical University, Omsk

Russia, 644050, Omsk, prosp. Mira, 11

На протяжении всего своего развития человечество было взаимосвязано с окружающей средой. Это не могло не сказаться на ее изменениях. С того времени, как стала развиваться промышленность, опасное вмешательство человека в природу мгновенно возросло, оно стало разносторонним и сейчас грозит стать глобальной проблемой для всего человечества.

Данные государственных докладов органов исполнительной власти РФ в области охраны окружающей среды наглядно свидетельствуют о тенденции к снижению уровня загрязнения окружающей среды на ряде территорий страны. Несмотря на это, на сегодняшний день экологическая ситуация в России остаётся тревожной. В качестве причин

© Ямщикова Н.В., 2018

ухудшения состояния окружающей среды приводятся различные аспекты человеческой деятельности, начиная с чрезмерного роста населения Земли и заканчивая неконтролируемым потреблением человечеством различных ресурсов.

Проблема загрязнения окружающей среды является одним из главных направлений национальной безопасности, поэтому она не может оставаться без внимания Правительства РФ.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. служит фундаментальным источником стратегического подхода, выражающим государственные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее — Стра-

ШМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 2 (29)

тегия). Документ был разработан и утвержден 12 мая 2009 г. Указом Президента РФ № 537 как фундамент для взаимодействия органов государственной власти в обеспечении национальной, общественной и личной безопасности. Несколько лет спустя, 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ № 683 была утверждена новая «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» . Родоначальницей Стратегий 2009 и 2015 гг. был документ «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденный в 1997 г. (далее — Концепции).

Вышеуказанные государственные указы были и являются на сегодняшний день основным документом по планированию усовершенствования системы обеспечения национальной безопасности РФ, в котором описываются соответствующие процедуры действий и меры.

Тема значимости экологической безопасности в системе национальной безопасности на сегодняшний день остается весьма актуальной и раскрывается в работах Е.Р. Дубровина, И.Р. Дубровина, Н.Г. Жаво-ронковой, Е.Л. Максимова и др. А после того как Указом Президента РФ № 176 от 19.04.2017 г. была утверждена «Стратегия экологической безопасности РФ до 2025 года» как отдельный государственный документ, интерес к этой теме приобрёл ещё большую силу. Поэтому возникла идея рассмотреть возрастание значимости экологической безопасности, начиная от небольшого упоминания в Концепции 1997 г. об обеспечении национальной безопасности в экологической сфере до утверждения самостоятельного документа Стратегии экологической безопасности

Экологическая безопасность в «Концепциях национальной безопасности Российской Федерации» 1997 г.

В первом документе, Концепции 1997 г., правительство РФ выделяет угрозу ухудшения экологической ситуации в стране, а также опасность истощения её природных ресурсов. Именно здесь упоминаются причины экологической проблемы, такие как развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, слабость законодательной основы природоохранной и санитарно-гигиенической деятельности, отсутствие научной и технологической базы. В данном документе выделяются также

приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере. Здесь хочется отметить, что основная линия природоохранной деятельности была направлена на предотвращение радиоактивного загрязнения и минимизацию последствий ранее произошедших аварий, рациональное использование природных ресурсов, создание безопасных производств для получения экологически чистых источников энергии, а также утилизацию токсичных промышленных и бытовых отходов. Стоит заметить, что катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. не могла не сказаться на тенденции развития природоохранной деятельности.

Экологическая безопасность в «Стратегии национальной безопасности Российской

Федерации до 2020 года» 2009 г.

Проанализировав Стратегию 2009 г., можно выделить несколько изменений, связанных с природоохранной деятельностью. Во-первых, именно в этом документе упоминается понятие «экологическая безопасность», т.е. это уже не проблема загрязнения окружающей среды, а обособленный вид безопасности в национальной системе безопасности РФ. К сожалению, в документе не даётся определение этого термина. Во-вторых, помимо всех проблем, изложенных в Декларации, здесь раскрывается ещё одна экологическая проблема — глобальное изменение климата. Отметим, что именно в этом документе начинается раскрываться весь уровень угрозы загрязнения и изменения окружающей среды. Если раньше эта проблема имела только национальный характер, то сейчас эта проблема приобретает уже мировой уровень.

В отличие от Декларации, в Стратегии 2009 г. уже чётко прописываются нормативно-законодательные акты, такие как санитарно-эпидемиологические и (или) санитарно-гигиенические стандарты потребляемой населением страны питьевой воды. В 1999 г. был принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а позднее, в 2000 г., Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а вместе с ними все нормативные документы. Разработка законодательной основы природоохранной деятельности, несомненно, внесла огромный вклад в обеспечение защиты окружающей природной среды.

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологическая безопасность в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 2015 г.

Рост промышленности в мире, в частности и в России, безусловно, не мог не сказаться на ухудшении экологической обстановки, тем самым привести к расширению области природоохранной деятельности. Это демонстрирует Стратегия 2015 г.

Сопоставив Стратегии 2009 и 2015 гг., стоит отметить, что в настоящей Стратегии раскрываются меры, направленные на противодействия угрозам в области экологической безопасности. Если ранее одним из решений проблемы было создание экологически безопасных производств, то сейчас человечество понимает, что существует проблема мусора и ее необходимо срочно решать. Поэтому разрабатываются мероприятия, ориентированные на экологически безопасные меры утилизации отходов:

— усовершенствование технологий вторичного использования, а также переработки отходов производства;

— создание в соответствии с современными экологическими стандартами полигонов для размещения, переработки и переработки твердых отходов производства и потребления;

— возведение и усовершенствование очистных сооружений, разработка технологий по минимизированию объема выбросов загрязняющих веществ и сбросов сточных вод;

Кроме того, в данном документе раскрываются дополнительные меры по сохранению земельного и животного богатства природы, такие как:

— уменьшение вреда, причиняемого окружающей среде при поиске и добыче залежей полезных ископаемых, и рекультивация поврежденных территорий;

— модернизация системы заповедных зон, разработка мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов флоры и фауны.

Основные принципы значимости экологической безопасности в системе национальной безопасности

Рассмотренные документы позволяют сделать вывод, что экологическая безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности. Это обусловлено рядом причин.

Первая: экологическая безопасность взаимосвязана с охраной и использованием окружающей природной среды, не имеющей административных, национальных и государственных границ.

Вторая: решение проблем экологии и обеспечение экологической безопасности является важным и необходимым условием решения экономических, социальных, политических и других проблем государства.

Третья: экологический кризис по своим масштабам и последствиям может оказаться куда более опасным, чем, например, политический, военный, экономический, финансовый или информационный, а его преодоление может затянуться как на несколько десятков, так и на несколько сотен лет.

Четвертая: многоаспектность, сложность, масштабность и глубина экологических проблем делают экологическую безопасность наиболее значимой в современных условиях развития государства .

Значимость экологической безопасности в системе национальной безопасности с каждым годом растет, существует необходимость рассмотрения этой безопасности в рамках отдельного самостоятельного документа.

Экологическая безопасность в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» 2017 г.

Указом Президента РФ № 176 от 19.04.2017 года утверждена «Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года» . В данном документе официально раскрывается понятие «экологическая безопасность». И под «экологической безопасностью понимается состояние защищённости человека, общества и государства от угроз, вызываемых изменениями окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, а также природных явлений».

В начале Стратегии отображается оценка состояния экологической безопасности, которая включает в себя рассмотрение проблемы загрязнения воздуха, воды, ухудшение состояния почв, а также утилизации бытовых и промышленных отходов. Загрязнение окружающей среды влияет на ухудшение здоровья населения и повышение уровня смертности, особенно той его части, которая проживает и трудится в промышленных центрах и вблизи производственных территорий.

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 2 (29)

В отличие от предыдущих документов в Стратегии экологической безопасности угрозы и приоритетные направления в сфере обеспечения экологической безопасности имеют не обобщенные умозаключения, а составляют отдельные пункты. Так в пункте «Вызовы и угрозы экологической безопасности» существует чёткое разграничение и перечисление основных глобальных, внутренних и внешних угроз в сфере экологии.

Стоит заметить, что в данном документе отмечается влияние политики сдерживания в отношении Российской Федерации, что влечёт за собой ограничение доступа к иностранным экологически чистым инновационным технологиям, материалам и оборудованию.

Значительный раздел посвящается целям, основным задачам, приоритетным направлениям и механизмам реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Как любой документ, данная Стратегия также имеет раздел, описывающий результат и порядок контроля реализации данной Стратегии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»

4. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»

Ямщикова Наталья Владимировна — магистрант, ОмГТУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный руководитель: Владимирова Наталья Васильевна — кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный технический университет.

От экологической безопасности зависит здоровье населения страны, а в ближайшем будущем и выживание всего человечества, имеется неопровержимая причина включения экологической безопасности как приоритетного направления в систему национальной безопасности любого государства.

В данной статье нами сделана попытка раскрыть значимость экологической безопасности в системе национальной безопасности, возрастание которой наглядно прослеживается от краткого затрагивания обеспечения национальной безопасности в экологической сфере в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» до утверждения официального документа «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года». Утверждение последнего документа говорит о том, что тема экологической безопасности выходит за рамки раздела в «Стратегии национальной безопасности» и приобретает огромную значимость не только государственного, но и международного характера.

1. Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrya 1997 g. № 1300 «Koncepcii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii»

2. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g.

№ 537 «Strategiya nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda»

3. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «Strategiya nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii»

Премьер-министр России Дмитрий Медведев распоряжением от 29 мая 2019 г. № 1124–р утвердил план реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 г.

В соответствии с приоритетными направлениями, которые определены Стратегией, утверждён план конкретных действий, установлены сроки их реализации, определены ответственные исполнители.

План включает 18 разделов, связанных в том числе с развитием системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, созданием индустрии утилизации отходов и их повторного применения. Он предусматривает совершенствование законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Так, предполагается придать особый правовой статус отходам производства и потребления, которые используются в качестве вторичных ресурсов. Срок исполнения установлен на 2019–2025 гг.

Также план предусматривает внедрение инновационных и экологически чистых технологий и развитие экологически безопасных производств и развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения таких отходов.

В числе мероприятий – строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, обеспечивающих снижение объёма или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

В план включены разработка комплекса мер по минимизации рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидация негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности.

Следить за выполнением намеченных мероприятий будет Минприроды России. Ведомство должно ежегодно представлять в правительство доклад о ходе реализации плана.

Оставьте комментарий