Стратегия развития физической культуры и спорта

УДК 796.062

А.А. Васильев, г. Курган Э.Н. Абрамов, г. Москва — г. Курган

О стратегических ориентирах развития физической культуры и спорта в

Курганской области до 2030 года

Материал представляет собой анализ развития сферы физической культуры и спорта в Курганской области в 2007-2016 года, подготовленный специалистами Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области в связи с разработкой соответствующего отраслевого раздела к проекту стратегии социального экономического развития Курганской области до 2030 года.

Физическая культура и спорт, Курганская область, отрасль, стратегия развития.

A. A. Vasiliev, Kurgan E. N. Abramov, Moscow — Kurgan

Of strategic directions of development of physical culture and sports in the Kurgan region up to 2030

Keywords: physical culture and sport, the Kurgan region, industry, strategy of development.

В настоящее время согласно плану работы Правительства Курганской области проводится работа по подготовке стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года. Традиционно один из ее разделов будет посвящен развитию физической культуры и спорта.

Стратегические основы развития физической культуры и спорта в Курганской области, изложенные в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее — Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года № 488-р, корреспондируют с положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р, Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7, и государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302.

За период действия Стратегии были реализованы следующие областные программы в сфере физической культуры и спорта:

— целевая программа Курганской области «Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2007-2010 годы», утвержденная постановлением Курганской областной Думы от 24 апреля 2007 года № 2239;

— целевая программа Курганской области «Привлечение населения Курганской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2009-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 28 июля 2009 года № 433;

— целевая программа Курганской области «Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года № 558.

В период с 2007 по 2016 год было принято более 30 нормативных правовых актов Правительства Курганской области, регламентирующих правоотношения в сфере физической культуры и спорта, а также более 80 нормативных правовых актов Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области (далее — Управление). В 2008 году был принят Закон Курганской области от 10 ноября 2008 года № 405 «О физической культуре и спорте в Курганской области».

Кроме того, в период 2014-2017 годов в Курганской области принято и реализуется шесть комплексов мер по отдельным направлениям развития физической культуры и спорта в Курганской области (ремонт спортивных школ, обеспечение транспортом и др.).

О системных изменениях в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области свидетельствуют сдвиги в значениях основных целевых индикаторов, характеризующих развитие отрасли:

— доля населения Курганской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Курганской области, возросла с 14,1 % в 2007 году до 33,5 % в 2016 году;

— уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов физической культуры и спорта, увеличился с 24,5 % в 2007 году до 41,5 % в 2016 году;

— доля населения Курганской области, занимающегося физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, возросла до 14,0 % в 2016 году;

— доля обучающихся и студентов Курганской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов Курганской области, возросла с 47,1 % в 2007 году до 70,0 % в 2016 году;

— доля детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории Курганской области, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории Курганской области, возраста с 19,9 % в 2007 году до 24,0 % в 2016 году;

— доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Курганской области, увеличилась с 3,5 % в 2010 году до 11,5 % в 2016 году;

— количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось до 738 чел.;

-количество спортсменов Курганской области, зачисленных в спортивные сборные команды Российской Федерации, увеличилось до 49 чел.

Основными системными достижениями отрасли физической культуры и спорта в Курганской области за период 2017-2016 годов являются:

1) Повышение рейтингового места Курганской области в федеральных рейтинговых конкурсах, общероссийских комплексных спортивных соревнованиях.

По итогам 2015 года Курганская область впервые заняла второе место по итогам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди субъектов Российской Федерации по регионам с населением до 1 млн. чел. На Всероссийских зимних сельских спортивных Играх в 2015 году сборная команда Курганской области впервые заняла третье место в общем зачете.

2) Прогрессивный рост спортивной результативности спортсменов Курганской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2016 году спортсмены Курганской области на межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях завоевали 1111 медалей (389 — золотых, 377 — серебряных, 345 — бронзовых), то есть значительно больше, чем в 2007 году.

3) Существенно усовершенствована материально-техническая инфраструктура отрасли физической культуры и спорта на территории Курганской области.

За период 2007-2016 годов введены в эксплуатацию 5 новых крупных объектов спорта, поведен ремонт на базе 15 физкультурно-спортивных организаций Курганской области.

4) В Курганской области создан отраслевой класс спортивных школ -спортивные школы олимпийского резерва.

С 2015 года в спортивных школах Курганской области поэтапно вводятся программы, разрабатываемые на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, осуществляется поэтапный переход на предоставление услуг спортивной подготовки из Базового перечня услуги и работ Минспорта России. Качество предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта поэтапно приводится в соответствие с федеральными стандартами спортивной подготовки, упорядочивается сложившаяся система ведомственного контроля и мониторинга. Осуществляется обновление содержания тренировочного процесса с ориентиром на федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта. С 1 января 2017 года областные специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва полностью перешли на предоставление услуг по спортивной подготовке на основе утвержденных Минспортом России федеральных стандартов.

5) Развивается система общественного управления физической культурой и спортом в Курганской области.

С 2013 года при Управлении функционирует Общественный совет, с 2014 года действует Совет при Губернаторе Курганской области по развитию физической культуры и спорта, методический совет Управления, с 2015 года на базе Управления работает областной Совет ветеранов спорта.

6) В Курганской области вводятся новые областные комплексные мероприятия среди спортивных школ.

С 2014 года проводится Спартакиада среди спортивных школ Курганской области, в которой принимают участие все спортивные школы. Все ее участники в зависимости от

занятого места получают гранты.

7) В Курганской области реализуются меры направленные на интеграцию системы спортивных школ различной ведомственной принадлежности.

В соответствии с поручением Губернатора Курганской области № ПГ-01-76/015 от 6 марта 2015 года Управлению предоставлено право координировать муниципальные спортивные школы.

8) В Курганской области наметилась консолидация профессионального сообщества работников физической культуры и спорта.

В 2015 году, согласно поручения Губернатора Курганской области от 16 марта 2015 года № ПГ-01-88/015, в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» были внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по аттестации на квалификационные категории тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ были переданы Управлению. С 2014 года введено в практику проведение ежегодно августовской конференции всех представителей спортивных школ Курганской области иных межведомственных организационно-методических мероприятий. На основании поручения Губернатора Курганской области № ПГ 01-87/015 от 16 марта 2015 года функции координации деятельности ДЮСШ во всех муниципальных образованиях Курганской области были возложены на заместителей Глав местных администраций по социальным вопросам. Создается институт штатных старших тренеров сборных команд Курганской области по видам спорта.

9) При Управлении по физической культуре, спорту и туризму Курганской области создана отраслевая методическая служба, созданы правовые основания для организации и осуществления инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Ежегодно отраслевой методической службой проводится более 30 методических мероприятий, в физкультурно-спортивные организации направляется более 25 методических рекомендаций и материалов из опыта работы. Утверждено положение о региональной экспериментальной (инновационной) площадке. Введен в практику региональный конкурс идей, инноваций в области физической культуры и спорта. Начиная с 2015 года проводятся курсы повышения квалификации для работников физической культуры и спорта.

10) Разнообразились формы взаимодействия с органами местного самоуправления, впервые заключены соглашения между Управлением и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о взаимодействии и сотрудничестве; дан старт проведению зональных семинаров с представителями органов местного самоуправления и муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности.

11) В Курганской области на региональном уровне введены новые формы стимулирования эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта.

С 2014 года ежегодно проводится 5-6 региональных грантовых конкурсов, направленных на стимулирование деятельности субъектов отрасли физической культуры и спорта. В августе 2016 года принято постановление Правительства Курганской области № 261 «О поддержке спорта высших достижений в Курганской области».

Таким образом за период 2007-2015 годов в отрасли физической культуры и спорта:

-создана нормативная правовая и организационная основа для функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в Курганской области;

-не допущено секвестирования численности спортивных школ, действующих на территории Курганской области;

-обеспечено увеличение численности всех категорий населения Курганской области систематическими занятиями физической культуры и спорта;

-увеличилось количество значимых для развития отрасли физической культуры и спорта объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры на территории Курганской области;

-усовершенствована структура управления отраслью физической культуры и спорта в Курганской области на региональном уровне, внедрены новые механизмы и инструменты координации, информационного и методического обеспечения.

Ниже представлены сильные стороны, конкурентные преимущества и связанные с ними возможности (потенциал, ресурсы), способные обеспечить поступательное развитие физической культуры и спорта в Курганской области_

Сильные стороны Возможности

Наличие опыта реализации масштабных инфраструктурных проектов в Курганской области Строительство новых спортивных объектов, реконструкция, модернизация действующих объектов спорта на территории Курганской области

Приоритетность бюджетного финансирования спорта высших достижений в Курганской области Рост спортивных результатов спортсменов Курганской области на межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, увеличение численности спортсменов Курганской области, включенных в состав спортивных сборных команд Российской Федерации, увеличение количества спортсменов Курганской области, удостоенных спортивных званий

Наличие внутриотраслевых программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов Повышение качества и результативности процесса спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях на территории Курганской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие внутриотраслевого класса физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку Формирование и реализация самостоятельной политики в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области

Наличие отраслевой методической службы Непрерывный рост, профессиональное развитие, повышение информированности и компетентности работников физической культуры и спорта Курганской области

Наличие форм стимулирования эффективной деятельности в сфере физической культуры и спорта Повышение уровня сложности задач, определяемых для субъектов отрасли физической культуры и спорта в Курганской

области

Наличие межрегиональных связей и опыта взаимодействия в вопросах Перенос эффективного опыта деятельности в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, на Курганскую область, включение Курганской области в межрегиональные проекты

Наличие в Курганской области опыта реализации социальных мега-проектов, направленных на развитие спортивно-массовой работы среди населения (комплекс ГТО, масштабные соревнования и социальные акции и др.) Обеспечение гарантированно высокого уровня реализации в сфере физической культуры и спорта новых социальных программ и проектов, а также расширение их количества и спектра

Высокий базовый уровень внутриотраслевой конкуренции, имманентно существующий в отрасли физической культуры и спорта, направленность на рост результатов Повышение качества услуг, предоставляемых в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области

Актуальность и востребованность занятий физической культурой и спортом, растущая мотивация населения Минимальные ресурсы для мобилизации населения для участия в физкультурно-спортивной работе

Основные проблемы, слабые стороны, противоречия и связанные с ними потенциальные угрозы (риски), способные оказать сдерживающее влияние на развитие физической культуры и спорта в Курганской области в ниже расположенной таблице:

Основные проблемы, слабые стороны Угрозы, риски

Отсутствие в структуре местных администраций более 50 % муниципальных районов Курганской области органов управления физической культурой и спортом, обладающих атрибутами/признаками самостоятельности Снижение эффективности управления в сфере физической культуры и спорта в муниципальных образованиях Курганской области, дальнейшая дестабилизация и разрушение вертикальных связей в системе управления сферой физической культуры и спорта в Курганской области

Низкий средний уровень инновационной активности работников физической культуры и спорта в Курганской области Нарастание отставания Курганской области от ведущих субъектов Российской Федерации по показателям, комплексно характеризующим развитие физической культуры и спорта

Сохраняющаяся ведомственная разобщенность муниципальных спортивных школ в Курганской области (значительная часть детско-юношеских спортивных школ остается образовательными организациями) Выпадение значимых для отрасли физической культуры и спорта организаций из-под прямого влияния органа исполнительной власти Курганской области, осуществляющего управление физической культурой и спортом, наличие связанных с этим организационно-правовых ограничений в реализации отраслевой политики

Низкий уровень инвестиционной активности субъектов отрасли физической культуры и спорта в Курганской области Сохранение дефицита финансовых ресурсов для решения задач в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области

Не в полной мере используются механизмы социального партнерства в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области Низкий уровень доступности мер социальной защиты для работников физической культуры и спорта Курганской области, принятых и действующих в отрасли физической культуры и спорта

Отсутствие спортивного стационара для круглогодичной подготовки спортивно-одаренных детей из сельских территорий Курганской области Значительное количество спортивно-одаренных детей из сельских территорий Курганской области выпадает из системы подготовки спортивного резерва на высших этапах подготовки (эта совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства)

Низкий средний уровень инициативы и активности спортивных федераций Курганской области в решении задач развития соответствующих видов спорта Дальнейшая девальвация роли спортивных федераций Курганской области в выработке и реализации региональной политики по развитию физической культуры и спорта, в худшем сценарии — прекращение деятельности отдельных региональных спортивных федераций

Низкий средний уровень организации спортивно-массовой работы по месту жительства на территории Курганской области Ухудшение здоровья населения Курганской области, деградация и распад позитивного эмоционально-ценностного отношения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом

Низкий средний уровень организации спортивно-массовой работы на предприятиях, организациях, действующих на территории Курганской области Ухудшение здоровья, снижение общей работоспособности работающего населения Курганской области

Дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта Курганской области Снижение качества услуг предоставляемых в области физической культуры и спорта в Курганской области, в худшем сценарии -свертывание (прекращение) предоставления отдельных услуг

Отсутствие у руководящего состава физкультурно-спортивных организаций, действующих на территории Курганской области, профессиональной подготовки в области спортивного менеджмента Отставание физкультурно-спортивных организаций, действующих на территории Курганской области, от иных государственных и муниципальных организаций Курганской области в вопросах внедрения современных управленческих технологий

Недостаточный уровень организации медико-биологического обеспечения спортсменов Курганской области Снижение конкурентоспособности спортсменов Курганской области высокой квалификации на межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях

Нестабильное качество организации и проведения титульных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Курганской области Деградация титульных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Курганской области

Низкий уровень ведомственного контроля в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области Предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области, не соответствующих установленным требованиям и утвержденным стандартам

На основе проведенного анализа сформулированы основные стратегические направления развития отрасли физической культуры и спорта в Курганской области до 2030 года. Таковыми определены:

4.1. В части совершенствования системы управления отраслью физической культуры и спорта в Курганской области:

— создание и внедрение инструментов, обеспечивающих утверждение целостности и укрепление самостоятельности отрасли физической культуры в Курганской области;

— дальнейшая консолидация субъектов отрасли физической культуры и спорта на основе принятых физкультурно-спортивным сообществом Курганской области ценностей, приоритетов, а также общих подходов к оценке эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта;

— повышение роли общественных организаций (в том числе спортивных федераций Курганской области) в формировании отраслевой политики, включая формирование отраслевого бюджета, осуществление контроля за качеством услуг в отрасли физической культуры и спорта на территории Курганской области;

— совершенствование технологий информационно-пропагандистского обеспечения физической культуры и спорта на территории Курганской области, введение в практику областных спортивных референдумов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание института инструкторов по физической культуре и спорту по месту жительства, на предприятиях и в организациях, действующих на территории Курганской области;

— формирование единого регионального информационного и методического пространства в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области;

— повышение эффективности использования потенциала регионального законодательства для решения задач развития физической культуры и спорта в Курганской области;

— создание вертикально-интегрированной сети физкультурно-спортивных организаций на территории Курганской области, преодоление их ведомственной разобщенности;

— внедрение современных управленческих механизмов, повышающих социальную и экономическую эффективность организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта на территории Курганской области, на основе федеральных стандартов и требований;

— совершенствование системы ведомственного контроля в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области;

— углубление межрегиональной интеграции прежде всего с субъектами Российской Федерации, входящими в Уральский федеральный округ, в вопросах развития физической культуры и спорта;

— формирование условий и коммуникативных средств для взаимодействия физкультурно-спортивных организаций на территории Курганской области, в том числе в формате сетевого взаимодействия и создания физкультурно-спортивных кластеров;

— совершенствование механизмов межведомственной координации в отрасли физической культуры и спорта, в том числе по вопросам реализации отраслевой политики в сфере физической культуры и спорта в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта и находящихся в ведении смежных отраслей;

— совершенствование отраслевой статистики, мониторинговых мероприятий в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области;

— совершенствование форм и средств (каналов) оперативного доведения актуальной профессионально-значимой информации и получения обратной связи от субъектов отрасли физической культуры и спорта на территории Курганской области (введение в эксплуатацию системы отраслевой видеоконференцсвязи с органами местного самоуправления);

— повышение уровня организации и проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Курганской области;

— внедрение отраслевой системы оценки качества физкультурно-спортивной деятельности на основе единых региональных критериев и показателей оценки эффективности и качества услуг в сфере физической культуры и спорта в Курганской области.

4.2. В части развития и повышения доступности физкультурно-спортивной инфраструктуры на территории Курганской области:

— реализация проектов по строительству на территории муниципальных образований быстровозводимых физкультурно-спортивных комплексов;

— обеспечение доступности (в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) эффективного использования объектов спортивной инфраструктуры на территории Курганской области;

— приведение спортивных объектов, действующих на территории Курганской области, в соответствие установленным требованиям и их последующая сертификация;

— дальнейшая реализация областных инфраструктурных проектов по месту жительства населения Курганской области «500 шагов до спортплощадки», «Турник в каждый двор» и т.д.;

— открытие и функционирование на базе ГБПОУ «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» спортивной школы-интерната для одаренных детей из сельских территории Курганской области;

— развитие школьных спортивных клубов, внедрение системы мер, направленных на стимулирование участия учителей физической культуры общеобразовательных организаций Курганской области в спортивно-массовой работе по месту жительства;

— создание на базе муниципальных центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» условий для подготовки жителей Курганской области к прохождению испытаний комплекса ГТО;

— повышение качества медицинского обеспечения физической культуры и спорта, в том числе за счет расширения площадей Курганского областного врачебно-физкультурного диспансера, открытия лаборатории функциональной диагностики, центра восстановления спортивной работоспособности с использованием современных оборудования и технологий;

— обеспечение спортивных школ, действующих на территории Курганской области, специализированным транспортом, соответствующим установленным требованиям, для перевозки занимающихся.

4.3. В части развития кадрового потенциала отрасли физической культуры и спорта в Курганской области:

— развитие и повышение доступности инструментов стимулирования и поддержки инновационной деятельности работников физической культуры и спорта Курганской области;

— внедрение инструментов адресной поддержки носителей передовых идей, рационализаторских предложений, общественных инициатив, разработчиков социальных и инновационных проектов, направленных на развитие физической культуры и спорта на территории Курганской области;

— повышение эффективности отраслевой системы дополнительного профессионального образования кадров в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области, а также развитие форм методической работы, используя потенциал межведомственного взаимодействия;

— развитие механизмов социального партнерства в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области, создание отраслевой профсоюзной организации работников физической культуры и спорта в Курганской области;

— расширение системы мер морального поощрения работников физической культуры и спорта Курганской области, включая учреждение региональных ведомственных наград (почетный работник физической культуры и спорта Курганской области);

— переход на применение в трудовых отношениях в сфере физической культуры и спорта на территории Курганской области профессиональных стандартов «Тренер», «Спортсмен», «Руководитель физкультурно-спортивной организации» и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— принятие нормативных правовых актов Курганской области, повышающих уровень социальной защищенности работников физической культуры и спорта;

— внедрение механизмов и реализация комплекса мер, направленных на увеличение притока квалифицированных кадров в отрасль физической культуры и спорта Курганской области;

— внедрение обязательной профессиональной подготовки (переподготовки) руководящего состава государственных и муниципальных физкультурно-спортивных

организаций, действующих на территории Курганской области, по спортивному менеджменту;

— развитие и реализация методического потенциала главных и старших тренеров сборных команд Курганской области по видам спорта.

4.4. В части совершенствования финансово-экономических механизмов развития сферы физической культуры и спорта в Курганской области:

— повышение инвестиционной активности субъектов сферы физической культуры и спорта в Курганской области;

— перевод услуг, оказываемых государственными и муниципальными физкультурно-спортивными организациями Курганской области, на нормативно-подушевое финансирование;

— укрепление финансовой самостоятельности муниципальных физкультурно-спортивных организаций (включая смену типа организаций, доведение финансовых ассигнований в рамках муниципальных заданий в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки);

— выработка и поэтапное внедрение единых подходов и принципов финансирования физической культуры и спорта в Курганской области, в том числе принятие единой модельной методики оплаты труда работников спортивных школ Курганской области (не зависимо от ведомственной принадлежности);

— расширение участия Курганской области в федеральных программах и проектах, предполагающих софинансирование из федерального бюджета.

Таким образом, на протяжении предшествующих 10 лет в Курганской области реализуются меры, направленные на повышение эффективности деятельности в отрасли физической культуры и спорта. Прошедший период сопровождался ростом основных показателей, отражающих состояние сферы физической культуры и спорта. Проектирование нового этапа развития физической культуры и спорта в Зауралье будет синхронизировано с подготовкой стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года. Представленные в настоящей статье положения лягут в основу указанного документа.

4. Основные направления развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах

В соответствии с целью и задачами Концепции определены основные направления развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах.

В части реорганизации системы управления физической культурой и спортом в Вооруженных Силах необходимо:

1. Возложить на Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта в Министерстве обороны, представление Вооруженных Сил на межведомственных мероприятиях в области физической культуры и спорта, непосредственное руководство спортивными организациями Вооруженных Сил, руководство федеральным государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии». В рамках организации взаимодействия с общественно-государственной организацией РОСТО (ДОСААФ) и Военно-охотничьим обществом — Всероссийской спортивной общественной организацией по вопросам физической подготовки допризывной молодежи, развития военно-прикладных и иных видов спорта, имеющих военно-прикладную направленность, Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации разрабатывает требования и программы физической подготовки допризывной молодежи, определяет виды спорта, направленные на эту подготовку, и осуществляет контроль.

2. Реформировать 39 существующих спортивных организаций с учетом нового облика Вооруженных Сил. В рамках реформирования создать эффективную модель развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, включающую спортивные клубы в военных округах, межрегиональные центры специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил, федеральное государственное учреждение «Центральный спортивный клуб Армии» (далее ФГУ МО РФ ЦСКА).

Спортивные клубы создаются в целях привлечения военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения физической подготовленности военнослужащих для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. В состав спортивных клубов включить все спортивные организации и учреждения, находящиеся на территории военных округов, как спортивные базы (филиалы). Это позволит существенно сократить численность спортивных организаций Вооруженных Сил, оптимизировать штатную структуру спортивных клубов, сократить штатные спортивные команды, исключить воинские должности, уменьшить затраты на содержание спортивных организаций, а учебно-материальную базу применять по назначению и в перспективе выйти на самоокупаемость спортивных объектов. В пунктах постоянной дислокации воинских частей, где имеется спортивная база и возможности содержать ее на самоокупаемости, создавать гарнизонные спортивные клубы для организации платных физкультурно-оздоровительных услуг военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу Вооруженных Сил.

Это позволит осуществлять качественную физкультурно-оздоровительную деятельность в Вооруженных Силах, эффективно использовать существующую учебно-материальную базу, оптимизировать структуру спортивных организаций.

Центры специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил создать на фондах спортивных организаций, центров специальной и физической подготовки Вооруженных Сил, имеющих необходимую учебно-материальную базу для проведения занятий с целью формирования у военнослужащих навыков и качеств и выполнения боевых задач в различных климатогеографических зонах и действий в экстремальных условиях.

Оптимизировать структуру спортивных организаций Вооруженных Сил. Для чего федеральному государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» непосредственно подчинить ЦСК ВВС (г. Самара) как филиал. Включить ЦСК ВМФ (г. Москва), Центр военно-прикладных видов спорта Вооруженных Сил (г. Истра) в федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» на правах спортивных баз с непосредственной передачей в ФГУ МО РФ ЦСКА учебно-материальной базы и численности, закрепленной за данными спортивными учреждениями. Возложить на ФГУ МО РФ ЦСКА задачи по организации спортивной работы в Вооруженных Силах, развитию военно-прикладных видов спорта и участию в международном сотрудничестве в области физической культуры и спорта.

В части организации эффективной спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах необходимо:

— организовать работу в видах (родах войск) Вооруженных Сил, военных округах (на флотах) по развитию военно-прикладных видов спорта (в соответствии с пунктом 30 Плана основных мероприятий по выполнению в Министерстве обороны перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 апреля 2009 г.);

— направить работу на максимальный охват военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей занятиями физической культурой и массовым спортом;

— предусмотреть при разработке Плана спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах проведение Спартакиады Вооруженных Сил 1 раз в 3 года с участием допризывной молодежи, проведение ежегодных чемпионатов Вооруженных Сил по военно-прикладным видам спорта;

— активно развивать в Вооруженных Силах военно-прикладные виды спорта;

— создать систему спортивных соревнований для всех категорий граждан в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;

— организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

— поддерживать связи между Вооруженными Силами разных стран в области физической культуры и спорта под девизом «Дружба через спорт».

В части привлечения военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей к регулярным занятиям физической культурой и спортом и создания им условий для занятий избранными видами спорта необходимо:

— создать эффективную систему физкультурно-оздоровительной деятельности;

— создать современную спортивную инфраструктуру в Вооруженных Силах;

— оптимизировать систему обеспечения современным спортивным инвентарем и оборудованием;

— создать условия для занятий военнослужащих избранными видами спорта во внеслужебное время;

— разрабатывать современные программы развития физической культуры и спорта с использованием новейших технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы;

— присваивать спортивные разряды и звания, тренерские и судейские категории по военно-прикладным и иным видам спорта установленным порядком;

— проводить мероприятия по повышению квалификации инструкторов спортивных клубов и других специалистов в области физической культуры и спорта;

— стимулировать труд тренеров, инструкторов по спорту;

— создать гарнизонные спортивные клубы в каждом воинском гарнизоне.

В части популяризации службы в Вооруженных Силах среди молодежи допризывного и призывного возрастов посредством вовлечения их в секционные занятия в спортивных клубах Вооруженных Сил необходимо:

— проводить работу в семьях военнослужащих, среди молодежи допризывного и призывного возрастов по пропаганде и популяризации службы в Вооруженных Силах посредством вовлечения их в секционные занятия в гарнизонные спортивные клубы;

— использовать потенциал инструкторов по физической подготовке для ведения секционной работы;

— организовать регулярные публикации в средствах массовой информации по тематике развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, в том числе с привлечением высококлассных спортсменов в качестве специалистов и инструкторов;

— участвовать в подборе наиболее физически подготовленной молодежи для учебы в высших учебных заведениях Министерства обороны, службы в специальных подразделениях и по контракту;

— участвовать в организации и проведении спортивно-патриотических мероприятий в Вооруженных Силах.

В части совершенствования учебно-материальной базы физической культуры и спорта в Вооруженных Силах необходимо:

— приступить к строительству модульных многофункциональных спортивных сооружений пропускной способностью 100, 300, 500 человек для занятий физической культурой и спортом;

— организовать взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти по совместному развитию учебно-материальной базы спортивных организаций Вооруженных Сил;

— совершенствовать учебно-материальную базу физической культуры и спорта с целью создания условий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к спортивным сооружениям;

— оснащать спортивные сооружения современным спортивным имуществом, инвентарем и оборудованием.

Оставьте комментарий