Стратегия развития информационного общества 2017

<p>УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы В целях обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы. 2. Правительству Российской Федерации утвердить до 1 октября 2017 г. перечень показателей реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы (далее — Стратегия) и план ее реализации. 3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок: а) внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии со Стратегией; б) обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии со Стратегией. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии со Стратегией. 5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212. 6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 9 мая 2017 года № 203 _______________ УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 СТРАТЕГИЯ развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы I. Общие положения 1. Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. 2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации. 3. Основными принципами настоящей Стратегии являются: а) обеспечение прав граждан на доступ к информации; б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг; г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере. 4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: а) безопасные программное обеспечение и сервис — программное обеспечение и сервис, сертифицированные на соответствие требованиям к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации; б) индустриальный интернет — концепция построения информационных и коммуникационных инфраструктур на основе подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами, а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой без участия человека; в) интернет вещей — концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека; г) информационное общество — общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан; д) информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры; е) инфраструктура электронного правительства — совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц; ж) критическая информационная инфраструктура Российской Федерации (далее — критическая информационная инфраструктура) — совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой; з) Национальная электронная библиотека — федеральная государственная информационная система, представляющая собой совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием сети «Интернет»; и) облачные вычисления — информационно-технологическая модель обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием сети «Интернет» к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов («облаку»), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера; к) обработка больших объемов данных — совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время; л) общество знаний — общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации; м) объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети государственных органов, а также информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта, связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности; н) сети связи нового поколения — технологические системы, предназначенные для подключения к сети «Интернет» пятого поколения в целях использования в устройствах интернета вещей и индустриального интернета; о) технологически независимые программное обеспечение и сервис — программное обеспечение и сервис, которые могут быть использованы на всей территории Российской Федерации, обеспечены гарантийной и технической поддержкой российских организаций, не имеют принудительного обновления и управления из-за рубежа, модернизация которых осуществляется российскими организациями на территории Российской Федерации и которые не осуществляют несанкционированную передачу информации, в том числе технологической; п) туманные вычисления — информационно-технологическая модель системного уровня для расширения облачных функций хранения, вычисления и сетевого взаимодействия, в которой обработка данных осуществляется на конечном оборудовании (компьютеры, мобильные устройства, датчики, смарт-узлы и другое) в сети, а не в «облаке»; р) цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг; с) экосистема цифровой экономики — партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан. II. Россия в современном информационном обществе 5. Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год). 6. Первым стратегическим документом, определившим направления развития информационного общества в России, стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации. Она положила начало интенсивному использованию органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий. 7. Электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети «Интернет», стали частью повседневной жизни россиян. Пользователями российского сегмента сети «Интернет» в 2016 году стали более 80 млн. человек. 8. В России информационное общество характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи), а также беспроводных технологий, сетей связи. Создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключились более 34 млн. россиян. Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. 9. В России с 2014 года осуществляется подключение населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети «Интернет», в результате чего 5 млн. граждан России, проживающих почти в 14 тыс. таких малонаселенных пунктов, получат доступ к сети «Интернет». 10. Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики. Объем реализации товаров и услуг россиянам с использованием сети «Интернет» в 2015 году достиг эквивалента 2,3 процента валового внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту. 11. Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. 12. В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии, созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии), становятся доступными. 13. Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики — цифровой экономики и образованию ее экосистемы. 14. Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг. 15. Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных. Такие технологии активно используются в России, но они основаны на зарубежных разработках. Отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют. Повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере. С использованием сети «Интернет» все чаще совершаются компьютерные атаки на государственные и частные информационные ресурсы, на объекты критической информационной инфраструктуры. 16. Темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов в восприятии окружающего мира, особенно в сети «Интернет», с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия — так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации. Такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации. 17. Международно-правовые механизмы, позволяющие отстаивать суверенное право государств на регулирование информационного пространства, в том числе в национальном сегменте сети «Интернет», не установлены. Большинство государств вынуждены «на ходу» адаптировать государственное регулирование сферы информации и информационных технологий к новым обстоятельствам. 18. Усилия многих государств направлены на приоритетное развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб формированию и распространению знаний, что не в полной мере соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в Женеве в 2003 году. 19. Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России. III. Цель настоящей Стратегии и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации при развитии информационного общества 20. Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. 21. Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению следующих национальных интересов: а) развитие человеческого потенциала; б) обеспечение безопасности граждан и государства; в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; е) формирование цифровой экономики. 22. Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов: а) формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений; б) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; в) создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне; г) формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы; д) обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики. 23. В целях развития информационного общества государством создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства. Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений 24. Целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях (далее — информационное пространство знаний), являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора. 25. Формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети «Интернет») форм распространения знаний. 26. Для формирования информационного пространства знаний необходимо: а) проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; б) реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; в) проводить мероприятия по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации; г) сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных</p>

Председатель Правления Общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний и предпринимателей России» Азат Газизов стал модератором круглого стола «Есть ли место для малого бизнеса в цифровой экономике» на полях юбилейного форума «Опоры России» «15 лет вместе!».

«На Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин обозначил, что в ближайшие годы драйвером роста должна стать цифровая экономика. Во исполнение поручений в июле Правительство утвердило программу «Цифровая экономика» одним из итогов реализации которой должно стать создание 500 высокотехнологичных малых и средних предприятий. Мы хотим обсудить и вынести на публичное поле предпринимателей кто как видит цифровую экономику и какое место занимает в ней малый бизнес», — отметил Азат Газизов.

К разговору приглашены как государственные органы, так и предприниматели, которые уже сделали практические шаги на путик цифровизации. Участники обсудили перспективы малого бизнеса в условиях цифровой парадигмы и будущее цифровой экономики.

Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития России Олег Фомичев акцентировал внимание на том, что цель Правительства – выстроить экосистему, в которой будут создаваться высокотехнологичные цифровые компании. В докладе спикер остановился на пяти направлениях программы: правовое регулирование, кадры и образование, исследования и разработки, информационная инфраструктура и безопасность.

«Мы сейчас реализуем целый ряд инициатив, которые позволили бы традиционному малому бизнесу воспользоваться плодами цифровизации, и чтобы новый инновационный бизнес создавался в тех условиях, которые позволяют расти и развиваться», — подчеркнул Олег Фомичев.

Участники поделились своим виденьем и рассказали про применение цифровых технологий в отраслевых сферах.

Так, член Правления Союза производственных компаний и предпринимателей России, глава промышленного комитета «Опоры России» Николай Дунаев привел примеры применения цифровых технологий в своей компании: цифровизация данных, использование системы CRM для снижения транзакционных издержек при продаже, учет и анализ этих данных.

Илия Димитров — исполнительный директор НКО «Ассоциация электронных торговых площадок», омбудсмен по вопросам развития цифровой экономики, презентовал сервис системы продаж с искусственным интеллектом, которая составляет персональные экономические прогнозы, уменьшает траты, экономит время. По его словам, система предоставит возможность малому бизнесу стать цифровым и увеличить выручку и прибыль в разы.

«Нет больших проблем — есть большие возможности» — так озаглавил свое выступление директор ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) Кирилл Варламов. По словам спикера, за счет цифровизации у малого бизнеса появился шанс с помощью платформ встраиваться в глобальные технологические цепочки и выходить на новые рынки.

«Новый цифровой мир позволяет расширить зону охвата, выходить на новые категории клиентов, модифицировать свой продукт. Как результат — в разы, кратно менять эффективность бизнеса, менять модель. Чтобы стать цифровым предприятием нужно искать конкурентные преимущества, встраиваться в глобальные технологические цепочки, использовать венчурное финансирование», — поделился рецептом успеха спикер.

Азат Газизов акцентировал внимание на том¸ что ФРИИ выступает не только в качестве венчурной платформы, но и в роли института развития. В рамках программы акселерации специалисты ФРИИ помогают тестировать бизнес-идеи.

Член Правления Союза производственных компаний и предпринимателей России Артем Наумов поделился своим виденьем как цифровизация может позитивно повлиять на поддержку предпринимательства в России и увеличить эффективность господдержки в 10-ки раз.

Вице-президент Опоры России, председатель комитета по транспорту Глеб Киндер презентовал разработки организации совместно с отраслевым сообществом в области новых цифровых решений на рынке грузоперевозок. Он подчеркнул, что около 80% грузовых автомобильных перевозок внутри городов и между регионами выполняются малыми предпринимателями, которые часто сталкиваются со сложностями во взаимодействии с государственными органами и заказчиками. Разрабатываемые электронные сервисы в перспективе сформируют единое информационное пространство для работы перевозчиков, грузоотправителей и регуляторов отрасли. Ключевой принцип заключается в переходе от бумажного документооборота к цифровому. Это существенно ускорит бизнес-процессы и снизит издержки.

Для упрощения развития малого предпринимательства в сегменте автомобильного транспорта и дорожного сервиса Росавтодор продолжит развивать дорожную IT-инфраструктуру и оцифровывать ведомственные функции. Об этом заявил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов. Статистика выдачи спецразрешений показывает востребованность безбумажных операций.

Кирилл Тихонов — вице-президент-управляющий директор по малому бизнесу ПАО «Промсвязьбанк» отметил, что по результатам исследования малый бизнес уверенно двигается в сторону дижитализации.

Цифровая экономика для бизнеса – это не только открывающиеся возможности, но и ряд угроз. Об этом говорил заместитель генерального директора «Логасофт безопасность» Исаков Виталий, который рассказал про уязвимости малого бизнеса на пути к цифровизации.

«В цифровой экономике для бизнеса, даже микробизнеса, место есть. Вопрос в том, какое место даст нам государство и что оно нам разрешит», — отметила председатель Камчатского регионального отделения «Опоры России» Дарья Меркушева.

Цифровая экономика открывает перед производственным бизнесом новые возможности. Чтобы выживать и развиваться в новых условиях, компаниям следует инвестировать в модернизацию оборудования, кардинально перестраивать бизнес-процессы. И только те предприниматели, которые будут «бежать вдвое быстрее» смогут побороться за лидерство, — резюмировал Азат Газизов.

Интернет

Президент во вторник утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Документ объёмом в 50 тысяч символов отличается от проекта, опубликованного Совбезом в декабре прошлого года, заметным числом правок и уточнений.

Вновь принятая «Стратегия» и план её реализации (который должен быть разработан правительством) обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления. Посмотрим, что именно им придётся исполнять.

Зачем принята стратегия

«Стратегия развития информационного общества» – политический документ, определяющий цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения ИКТ».

Президент в своём указе, утверждающем «Стратегию развития информационного общества», говорит, что «Стратегия» нужна как условие формирования в стране «общества знаний». Определение последнего понятия таково: «общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов РФ».

«Стратегия» в нынешней редакции посвящена главным образом технологиям, информационным и телекоммуникационным как важнейшему элементу национальной инфраструктуры. Построение общества знаний и создание в России цифровой экономики в документе неоднократно упоминаются – как цель развития информационного общества.

«Стратегия» в предыдущей редакции действовала с февраля 2008 года, она имела целью «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

Национальные интересы России в информационном мире

  • развитие человеческого потенциала;
  • обеспечение безопасности граждан и государства;
  • повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
  • развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
  • формирование цифровой экономики.

Принципы развития информационного общества в РФ

«Стратегия развития информационного общества» декларирует право гражданина на доступ к информации и «свободу выбора средств получения знаний при работе с информацией».

Привычные гражданам (не цифровые) формы получения товаров и услуг сохраняются.

При «сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях» должна соблюдаться «законность и разумная достаточность».

Государство берёт на себя «защиту интересов российских граждан в информационной сфере».

Какими понятиями оперирует «Стратегия»

Документ определяет ряд методологически важных терминов, а именно:

безопасные ПО и сервисы – таковыми считаются ПО и сервисы, «сертифицированные на соответствие требованиям к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации»;

«Индустриальный Интернет» – концепция использования Интернета как среды информационного взаимодействия элементов промышленного оборудования друг с другом или внешней средой, без участия человека;

«Интернет вещей» – то же, но применительно к «вещам (физическим предметам)»;

информационное общество – «общество, в котором информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан»;

информационное пространство (из определения можно сделать вывод, что это понятие – синоним термина «информационная инфраструктура);

инфраструктура электронного правительства;

критическая информационная инфраструктура РФ (далее – критическая информационная инфраструктура) – совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой;

Национальная электронная библиотека;

облачные вычисления;

обработка больших объёмов данных – «совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объёмах, которые невозможно обработать вручную за разумное время»;

общество знаний;

объекты критической информационной инфраструктуры (IT-системы государственных органов, оборонной промышленности, здравоохранения, транспорта, связи, кредитно-финансовой сферы, энергетики, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности);

сети связи нового поколения (системы индустриального Интернета и Интернета вещей);

технологически независимые программное обеспечение и сервис (имеется в виду независимость от иностранного поставщика);

туманные вычисления;

цифровая экономика – «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде»;

экосистема цифровой экономики.

Также – вне раздела, посвящённого дефинициям, – документ содержит определение понятия «информационное пространство знаний». Это – информационное пространство, основанное на знаниях.

Положение России в цифровом мире

В 2016 году в стране было 80 миллионов пользователей Интернета, говорится в документе. Это число вырастет на 5 миллионов, когда населённые пункты с населением от 250 до 500 человек (таких населённых пунктов 14 тысяч) подключат к Интернету.

В России на человека в среднем приходится два мобильных номера телефонов. Госуслуги в электронном виде получают более 34 миллионов граждан.

Благодаря Интернету в 2015 году в России реализовано товаров и услуг в объёме, равном 2,3% ВВП страны.

Сравнения России с другими странами по этим показателям в документе нет. Зато сказано, что информационные технологии, активно используемые в России, «основаны на зарубежных разработках», и что их «отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют», что «усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере».

«Стратегия» констатирует, что «международно-правовые механизмы», обеспечивающие суверенитет государств даже в их национальных сегментах Интернета, отсутствуют.

Отдельно сказано о наполнении информационных ресурсов: «Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России».

«…Приоритетное развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб формированию и распространению знаний… не в полной мере соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в Женеве в 2003 году», констатирует «Стратегия».

В чём «Стратегия» видит приоритеты России

  • формирование информационного пространства с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
  • развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
  • формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
  • обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

О важности информации как таковой

Впервые в официальном документе, подписанном президентом, первостепенное внимание уделено самой информации, не средствам накопления и передачи данных, а наполнению Рунета, причём без абсолютизации роли Интернета как среды распространения знаний.

Цель формирования информационного пространства знаний, записано в «Стратегии», состоит в «обеспечении прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создании условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора». Отдельно говорится, в частности, об информационной безопасности детей, о «продвижении» русского языка в мире и о поддержке «традиционных», т.е. существовавших задолго до Интернета, «форм распространения знаний».

Посредством чего «Стратегия» предполагает создать в стране информационное пространство знаний

  • сохранение культуры и «общероссийской идентичности» народов РФ;
  • формирование «безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • совершенствование механизмов обмена знаниями;
  • формирование Национальной электронной библиотеки;
  • обеспечение условий для научно-технического творчества;
  • совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
  • развитие и использование образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения;
  • создание условий для популяризации русской культуры и науки за рубежом;
  • разработка и реализация партнёрских программ вузов и «российских высокотехнологичных организаций»;
  • формирование правосознания граждан, их «пользовательской культуры» и ответственного отношения к использованию информационных технологий;
  • создание и развитие систем нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан;
  • совершенствование механизмов ограничения доступа к информации, запрещенной законом, и её удаления;
  • совершенствование механизмов законодательного регулирования деятельности СМИ, а также таких средств обеспечения доступа к информации, как интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты, мессенджеры);
  • меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;
  • насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства;
  • поддержка традиционных средств распространения информации (радио-, телевещание, печатные средства массовой информации, библиотеки).

IT-инфраструктура

«Стратегия» прежде всего обращает внимание на безопасность информационной и телекоммуникационной инфраструктуры страны, т.е. «недопущение подмены, искажения, блокирования, удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией».

Для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры предлагается, в частности, обеспечить централизованное управление ею, постепенно перевести на госорганы и ОМСУ на использование инфраструктуры электронного правительства (её также предусматривается использовать для предоставления гражданам иных, негосударственных сервисов).

Слово «импортозамещение» в документе не употребляется, но почти всё, что касается IT-инфраструктуры, связано именно с импортозамещением. Документ ставит задачу поэтапного перехода к отечественным средствам криптозащиты данных, оборудованию, программному обеспечению и элементной базе.

Из текста «Стратегии»

  • …создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;
  • создать встроенные средства защиты информации для применения в российских информационных и коммуникационных технологиях.
  • обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления;
  • создать справедливые условия ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков.
  • проводить на региональном и международном уровнях мероприятия, направленные на продвижение российских товаров и услуг, в интересах российских организаций, развивающих и внедряющих отечественные информационные и коммуникационные технологии;

Предполагается также создание «централизованной системы мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ» и обеспечение возможности устойчивой, безопасной и независимой работы российского сегмента Интернета.

Отечественная IT-индустрия

«Стратегия» предусматривает достижение международной конкурентоспособности российских ИКТ. Цель – формирование новых рынков и лидерство на них.

Основные направления развития российских ИКТ

  • конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
  • обработка больших объемов данных;
  • искусственный интеллект;
  • доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
  • облачные и туманные вычисления;
  • Интернет вещей и индустриальный Интернет;
  • робототехника и биотехнологии;
  • радиотехника и электронная компонентная база;
  • информационная безопасность.

Экономика + социальная сфера

«Стратегия», в частности, предусматривает:

  • совершенствование механизмов электронной демократии;
  • использование ИКТ при проведении опросов и переписи населения;
  • создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Информационные технологии будут применяться и развиваться не в ущерб традиционным, до-интернетовским формам взаимодействия граждан друг с другом и государством.

Для бизнеса «Стратегия», в частности, предусматривает:

  • повышение доступности данных официального статистического учета и других достоверных сведений;
  • создание условий для повышения доверия к электронным документам, осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений;
  • упрощение представления бизнесом отчётности в органы власти, в т.ч. за счет специализированных информационных систем;
  • обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам, в том числе внедрение единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в электронной форме;
  • развитие трансграничного информационного взаимодействия, в том числе обеспечение трансграничного пространства доверия к электронной подписи.

Показатели достижения целей «Стратегии» и управление её реализацией

Правительство определяет систему показателей для оценки развития ИКТ и информационного общества, а также цифровой экономики, её влияния на темпы роста ВВП. Также оценивается «состояние перехода к использованию организациями наукоемких технологий».

В управлении реализацией «Стратегии» участвуют правительство, администрация президента, аппарат Совбеза, ФОИВы, власти регионов, государственные внебюджетные фонды, институты развития, а также госкомпании.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203

О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы

В целях обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы.

2. Правительству Российской Федерации утвердить до 1 октября 2017 г. перечень показателей реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы (далее — Стратегия) и план ее реализации.

3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:

а) внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии со Стратегией;

б) обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии со Стратегией.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии со Стратегией.

5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

9 мая 2017 года № 203

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации

от 9 мая 2017 г. № 203

Стратегия

развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:

а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;

б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;

в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;

г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

Оставьте комментарий