Строительство и ремонт дорог организации

Дорожно-строительные работы
Дорожно-строительные работы — комплекс строительных работ, включающий устройство земляного полотна и дорожной одежды, а также искусственных сооружений и дорожно-эксплуатационных построек. В более узком аспекте дорожно-строительные работы ограничиваются строительством самой автомобильной дороги, т.е. возведением земляного полотна и дорожных одежд, а в населенных пунктах устройством скоростных дорог, изолированных от пешеходов, созданием развязок в разных уровнях, тротуаров и площадей, строительством подземных тоннелей и надземных эстакад.

Дорожные машины — средства механизации, применяемые для выполнения комплекса дорожно-строительных работ, содержании и ремонте автомобильных дорог, а также в железнодорожном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве.
Существующие дорожные машины можно классифицировать по роду выполняемых работ:

  • машины для подготовительных работ (древовалы, кусторезы, корчеватели, рыхлители, дернорезы и др.);
  • машины для земляных работ (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, дорожные фрезы, землевозные тележки и т.д.);
  • машины для укладки гравийно-щебёночных и стабилизированных покрытий (машины для распределения каменных и вяжущих материалов, уплотнения асфальтобетона и др.);
  • машины для строительства асфальтобетонных дорог (смесители и укладчики асфальтобетона);
  • машины для укладки цементобетонных покрытий (рельс-формы и оборудование для их установки, профилировочные машины, машины для распределения бетона, для нарезки температурных швов, бетоноотделочные машины и распре-делители пленкообразующих жидкостей).

Дорожные машины выполняют как основные работы (земляные, усовершенствование облегченных и переходных дорожных покрытий, строительство асфальтобетонных дорог, укладка цементобетонных покрытий), так и вспомогательные (подготовительные), а также применяются при содержании и ремонте дорог.

Для земляных работ при строительстве и ремонте дорог используют как землеройные машины общего назначения — экскаваторы, скреперы, бульдозеры, грейдеры и автогрейдеры, грейдер-элеваторы, так и специальные дорожные фрезы. Уплотнение земляного слоя производят катками и трамбовками. При послойном уплотнении грунта, отсыпаемого самосвалами, скреперами и др., применяют самоходные и прицепные, кулачковые и пневмоколесные катки, виброкатки, трамбовки (ударные и вибрационные).

Для распределения вяжущих материалов используют гудронаторы, битумовозы и др. Эти машины монтируются на самоходных шасси или выполняются полуприцепными. При строительстве оснований применяют машины для измельчения и укрепления (стабилизации) местных или привозных грунтов и гравийно-щебеночных материалов путем перемешивания их с органическими (дегтем, битумом, эмульсией) либо неорганическими (цементом, известью) вяжущими материалами. При малых объемах работ применяют прицепные и навесные дорожные фрезы (на тракторах, автогрейдерах и специальных двухосных колесных шасси) и распределители цемента; при больших объемах — однопроходные грунтосмесительные машины. Гравийно-щебеночные материалы с вяжущими перемешивают также в трехагрегатном комплекте, состоящем из многоковшового погрузчика на гусеничном ходу, который одновременно является тягачом, передвижного смесителя и укладчика. При устройстве асфальтобетонных покрытий для приготовления, укладки, равномерного распределения и уплотнения смесей используют асфальтобетоносмесители и асфальтобетоноукладчики. При строительстве асфальтобетонных покрытий битумную смесь перевозят, хранят, перекачивают и дозируют битумовозы.

Для цементобетонных покрытий применяют комплекс машин, которые производят подготовку основания, установку рельс-форм, распределение бетона по основанию, уплотнение, отделку поверхности покрытия, устройство швов и их затирку, обработку свежеуложенного бетона. В комплекс машин входит оборудование для установки рельс-форм, навесное оборудование на тракторе, выполняющее ряд работ — планировку песчаного подстилающего слоя, его уплотнение, укладку-стыковку и закрепление звеньев рельс-форм. Для этой же цели применяют самоходный рельсоукладчик и профилировщик основания, который перемещается по рельс-формам, планирует слой песка профилированным отвалом и уплотняет его вибробрусом за 1-2 прохода при толщине слоя 300 мм, ширине захвата от 3,5 до 7 м. Цементобетонную смесь распределяют равномерным слоем по всей ширине основания бетонораспределители периодического и непрерывного действия. Бетоноотделочные машины разравнивают, уплотняют и выглаживают цементобетонную смесь. По принципу действия различают бетонораспределители трамбующие и вибрационные, а по устройству ходовой части — колесные, передвигающиеся по рельс-формам, и гусеничные. Рабочие органы бетоноотделочных машин, которые затирают поверхность покрытия: разравнивающий брус, трамбующий брус, выглаживающая лента или плита. Существуют бетоноукладчики, выполняющие весь комплекс работ: укладку, разравнивание, уплотнение.
Нарезку температурных швов осуществляют нарезчики с вибрационными режущими органами для работы в свежеуложенном бетоне и с абразивными дисками в затвердевшем бетоне (через 8-12 ч после укладки). Поперечные швы нарезаются виброножом, а продольные — вибродиском. Для выглаживания бетона в зоне шва и предотвращения вспучивания бетонной смеси на машине установлен выглаживающий поддон, в прорезь которого входит диск. На заднем мостике машины находится устройство для заливки швов специальной мастикой. Машина для распределения пленкообразующих жидкостей (с целью создания влагонепроницаемой пленки на поверхности свежеуложенного бетона и предотвращения его растрескивания) имеет секционную раму на самоходном шасси с передвигающейся по ней кареткой, на которой установлены сопла для разбрызгивания эмульсии и известкового молока под давлением. На раме находятся компрессор и баки для эмульсии и известкового молока.

Дорожные машины для подготовительных работ производят расчистку дорожной полосы или площади от леса, кустарника, корней, дерна, а также для рыхления тяжелых и каменистых грунтов. К дорожным машинам этой группы, имеющим навесное или прицепное оборудование к тракторам и тягачам, относятся: древовал — для валки деревьев; кусторез с клинообразным отвалом и подрезающими ножами, в передней части которого крепится клин-колун для раскалывания пней и раздвижки деревьев; корчеватель-собиратель с отвалом и корчующими зубьями; дернорез с ножом для срезания дерна шириной до 30 см; рыхлитель, на раме которого расположены мощные зубья для рыхления плотных грунтов на глубину до 70 см и для разрушения гравийно-щебеночных и асфальтобетонных покрытий.
При ремонтных работах используют: асфальторазогреватели для разогрева асфальтовых покрытий при удалении асфальта или разравнивании его; асфальтораскладчики; заливщики битума для заделки трещин в асфальтовых покрытиях; бетоноломы для взломки цементобетонных покрытий и оснований при ремонте дорог, прокладке кабелей, канализационных коммуникаций и т.п. Все эти машины монтируются на автомобиле и имеют специализированное оборудование. При ремонте дорог и их содержании используют навесное оборудование на тракторе или малогабаритном колесном тягаче: косилки для скашивания травы на обочинах дорог, откосах и в кюветах; буры для бурения ям; буры-столбоставы для бурения ям и установки в них надолб, дорожных знаков, столбов; щетки для подметания дорог; траншеекопатели; погрузочные ковши; вилочные захваты; машины для очистки кюветов от наносов и восстановления их поперечного профиля и др. При ремонте грунтовых и гравийных дорог применяют также автогрейдеры и реже грейдеры, бульдозеры и др. землеройные машины.

«Мы полностью меняем философию строительства украинских дорог. Вы видите, что в этом году Украина, а особенно Львовщина, напоминает большую строительную площадку. Все дороги, которые уничтожены, постепенно восстанавливаются», — заявил Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины, во время выступления на XVI Международном экономическом форуме, который проходил во Львове 3-4 ноября 2016 года. Об этом пишет журнал «ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг».

Но, увы, чиновник поспешил с оценкой настоящего: сейчас в Украине не выполняется и 50% тех дорожных работ, которые начались еще до наступления кризиса. Тем не менее, в ближайшей перспективе его заявление может оказаться вполне обоснованным, и следующий год обещает стать годом отсчета восстановления дорог.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Дорогие километры

Сейчас в Украине строительством и ремонтом дорог в основном занимаются госпредприятия — структурные подразделения государственного агентства автомобильных дорог «Укравтодор», на которые приходится до 80% рынка в денежном выражении.

Остальные 20% делят между собой частные фирмы.

Такая ситуация сложилась из-за проблем по расчетам с подрядчиками: частный бизнес, в отличие от госпредприятий, не готов к задержке оплаты. Так, по итогам первого полугодия 2015 года, дорожники выполнили работ на сумму 1,2 млн грн, но государство оплатило только 70%.

Если в 2013 году в Украине отремонтировали и построили около 620 км дорог, что вдвое меньше, чем в период подготовки к Евро-2012, то в 2014-м всего 100 км, а в 2015-м — 312 км.

С учетом того, что в прошлом году «Укравтодор» получил из госбюджета беспрецедентную сумму — почти 25 млрд грн (и еще около 2 млрд грн организация получила в рамках программ финансирования МФО), результат выглядит печально. Но дело в том, что непосредственно на дорожные работы из заявленной суммы в 2015 году почти 17,6 млрд грн (70% суммы, что «Укравтодор» получил от государства) ушло на погашение кредитов.

В 2016 году объем финансирования агентства дорожных работ должен составить 18,7 млрд грн, хотя на середину октября «Укравтодор» получил только около 10 млрд грн. Также планируется, что еще 4,3 млрд грн агентство получит от МФО. Но и в этом году «Укравтодор» также отдаст кредиторам не менее 70% тех денег, которые он получит от государства.

Принципы финансирования

А вот в 2017 году ситуация может коренным образом измениться. Депутаты Верховной Рады 6 октября 2016 года приняли в первом чтении два законопроекта: №4014а о внесении изменений в закон «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», предполагающий усовершенствование механизма финансирования дорожной отрасли, и законопроект №4015а, который вносит соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.

В ноябре 2016 года Верховная Рада приняла законопроект во втором чтении. Таким образом, уже с 2018 года финансирование ремонта дорог кардинально изменится.

«Когда будет создан специализированный дорожный фонд, он будет вести учет и контроль существующих статей дохода и правительство не сможет в ручном режиме перенаправить деньги автомобилистов на другие цели», — объясняет Александр Кава, руководитель сектора «Транспорт» Офиса эффективного регулирования (BRDO).

Так, в документе №4014а говорится о создании Дорожного фонда в составе специального фонда Госбюджета. Наполнять фонд будут акцизные налоги на нефтепродукты (как производимые в Украине, так и импортируемые) и импортируемые транспортные средства, сбор денег с габаритных машин с перегрузом и концессионные платежи с автодорог (если в Украину придут инвесторы). По данным МИУ, только с целевых акцизов, которые являются ключевыми, в Украине ежегодно собираются около 35-40 млрд грн.

Кроме этого, в 2017 году могут продлить и распространить на всю страну эксперимент с таможенными сборами.

Напомним, в 2016-м в Львовской, Волынской, Одесской и Черновицкой областях 50% средств от перевыполнения планов по таможенным пунктам шли на приведение дорог в порядок.

Также в 2017 году планируется передать дороги местного значения на баланс областей, а это дополнительные возможности для местной власти привлечь финансирование на ремонт вверенной им инфраструктуры, например, в рамках приграничного сотрудничества.

Бюджет для строителей

В Украине около 170 тыс. км дорог, из которых более 90% не ремонтировали около 30 лет, и они давно выработали нормативный срок эксплуатации. «Автомобильные дороги общего пользования (169,6 тыс. км) не соответствуют современным требованиям как по прочности (39,2%), так и по ровности (51,1%)», — уточняют в МИУ.

«Но если финансирование будет на уровне 40-50 млрд грн в год, отремонтировать их можно будет за 20 лет», — говорит Роман Хмиль, экс-глава дорожного департамента Мининфраструктуры.

«По предварительным подсчетам, создание Дорожного фонда увеличит финансирование дорог Украины ориентировочно в четыре раза (с вычтенной суммой на погашение кредитов. — Ред.). Соответственно, темпы восстановления нашей дорожной сети существенно улучшатся, и уже через 4-5 лет можно будет реально говорить о том, что каждый гражданин Украины увидит дороги лучшего качества», — считает Александр Кава.

Также Украина продолжит сотрудничество с МФО по инфраструктурным проектам. Например, на 2017 год правительство обсуждает возможность привлечения финансирования на восстановление трассы Киев — Харьков — Довжанский.

В 2010 году в рамках проекта «Улучшение транспортного-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к г. Киеву» на строительство и реконструкцию было предусмотрено 450 млн евро от ЕБРР и 450 млн евро от Европейского инвестиционного банка. Работы планируется завершить в 2018 году.

Кроме того, 2017 год в МИУ обещают сделать «годом мостов».

«В Украине 16191 мост, но только 7471 сооружение соответствуют действующим нормам и стандартам, срочного же ремонта требуют 1865 мостовых переходов», — подсчитывают в МИУ.

С высокой степенью вероятности можно говорить о возобновлении строительства мостов в Запорожье (комплекс, состоящий из двух мостов, которые соединяются на острове Хортица) и Подольско-Воскресенского мостового перехода в Киеве (мост на Троещину).

На завершение строительства мостов в Запорожье, по оценкам Службы автомобильных дорог Запорожской области Государственного агентства «Укравтодор», нужно еще 6,3-6,5 млрд грн. Сметная стоимость работ по завершению строительства Подольско-Воскресенского моста — 11,251 млрд грн.

Сторонний ресурс

Такой объем работ с подтвержденным финансированием весьма интересен не только местным компаниям, но и иностранным. В конце октября Владимир Омелян, министр инфраструктуры и транспорта, на неформальной встрече с журналистами сообщил, что на украинский рынок готовится выйти итальянская компания, а также крупная израильская дорожно-строительная компания Shapir Group, в структуру которой входят также асфальтовые и бетонные заводы. Она строит инфраструктурные объекты и недвижимость.

Ранее анонсировалось, что на украинский рынок также вернулась турецкая компания Onur. Осенью 2016 года турецкие дорожники выполняли работы на участке Львов — Самбор — Турка и Самбор — Дрогобыч, а еще в начале 2015-го они взялись за строительство асфальтового завода на окраине Самбора в Львовской области.

Также выйти на украинский рынок могут и польские компании.

Такое предположение высказал новый глава «Укравтодора», поляк Славомир Новак, в эфире польского радио TOK FM. К строительству Подольско-Воскресенского моста в КГГА намерены привлечь немецкие корпорации. Сейчас специалисты этой страны проводят экспертизу данной конструкции.

Приход иностранных компаний потеснит на рынке и без того находящихся не в самом выгодном положении отечественных строителей. Однако на качестве дорожных работ это скажется положительно: европейские компании привезут с собой не только современное оборудование, но и новшества по строительству и ремонту дорог.

В 2011 году южнороссийские дорожники освоили 37 млрд рублей против 100 млрд годом ранее.
По итогам рейтинга, проведенного по заказу Отраслевого журнала «Вестник», объем выполненных генподрядов в сфере дорожно-мостового хозяйства В 2011 г. сократился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом. Это связано с тем, что многие крупные дорожные объекты Юга России только строились, а наибольшие средства освоили те, кто занимался ремонтом и обслуживанием уже построенных объектов и участков. Перспективы развития рынка связаны с деятельностью региональных дорожных фондов, а также с проведением крупных мероприятий (Олимпиада в Сочи, гонки Формула-1, подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года).
В рейтинг были включены предприятия, выполнившие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на дорожных и мостовых объектах в пяти регионах Юга России (Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях). В первую очередь учитывался объем выполненных работ и заключенных контрактов, закрытых в 2011 году. В рамках исследования были проанализированы генподряды на строительные, ремонтные и реконструкционные работы на таких объектах, как автомагистрали, автомобильные дороги, мосты и искусственные сооружения. В итоге рынки пяти регионов были объединены в условный совокупный рынок, который оценивался по общим параметрам. Основными из них стали количественные (количество подрядов, подрядчиков на единицу измерения и т.д.) и финансовые показатели (объем финансирования региона или объекта, объем выполненных контрактов и т.д.). От прошлогоднего рейтинга нынешний отличается географией распределения крупнейших генподрядчиков. В числе крупнейших — 18 кубанских компаний (против 19 годом ранее). Ростовская и Волгоградская области представлены в топ-листе пятью и шестью представителями соответственно (годом ранее каждый был представлен двумя). По сравнению с 2010 г. количество ставропольских подрядчиков сократилось с 17 до 5. Также в число крупнейших вошли генподрядчики, зарегистрированные в Москве, Адыгее, Омске, Тамбове и Дагестане. Чаще всего это объясняется специализированной направленностью данных предприятий (в основном строительство мостовых сооружений) и способностью предоставить соответствующие инженерные кадры. В топ-листе не оказалось ни одного предприятия из Астраханской области. Вышеописанное географическое распределение наблюдается и по всему массиву данных (более 4000 подрядов). Как и в прошлом году, большая часть подрядов досталась предприятиям Краснодарского края. 45% подрядов (приблизительно 1800 единиц) выполнены на Кубани, причем «иногородние» генподрядчики работали в основном по крупным и сложным объектам наравне с кубанскими компаниями. Более мелкие доставались местным, зачастую районным предприятиям. В Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях было зарегистрировано приблизительно по 650 в каждом (по 16,25%). Около 7% генподрядов выполнено в Астраханской области.
Еще одной тенденцией этого года стало более широкое присутствие на рынке предположительно аффилированных структур. По юридическим причинам мы не можем объединить их объемы выполненных работ, но сложно не проследить взаимосвязи между, например, ООО «Волгоградавтомост» и ОАО «Волгоградавтомост», зарегистрированных по одному и тому же адресу (25-я и 26-я строчки в рейтинге соответственно).
Вместо строительства — ремонт дорог
Емкость рынка пяти регионов в финансовом исчислении составила не менее 37 млрд рублей. Отметим, что по сравнению с 2010 г. объем финансирования отрасли пяти регионов в 2011 г. сократился на 63%. Однако это свидетельствует только о том, что работы на крупнейших объектах продолжаются на момент проведения исследования. Таким образом, «дорстрой» в 2011 году потерял свое традиционное бесспорное лидерство по объемам бюджетного финансирования. Сопоставимые цифры выделялись в 2011 году на строительство во многих социально-экономических сферах. Например, крупнейшими генподрядчиками в сфере водно-канализационного хозяйства пяти регионов Юга России освоено 30 млрд рублей, что сопоставимо с вышеуказанными объемами. В прошлом году половину средств (18,5 млрд рублей) на строительство и модернизацию дорожной сети направлено в Краснодарском крае. Для сравнения: в 2010 г. здесь было освоено не менее 84,4 млрд рублей. Причем значительная доля средств в 2011 г. досталась «иногородним» генподрядчикам. Несмотря на значительное уменьшение объемов финансирования, дорожное строительство и ремонт, связанные с деятельностью ГК «Олимпстрой», никто не отменял. Только подрядчики этого года берут не объемами, а количеством генподрядов. Часть средств (более 2,5 млрд рублей) затрачено в ходе реализации ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края».
В Волгоградской и Ростовской областях затраты в 2011 г. оказались на порядок ниже, чем на Кубани, — 7 и 6 млрд руб. соответственно (против 1,3 и 5,4 млрд, соответственно, годом ранее). Здесь средства в основном были израсходованы на строительство и капремонт небольших межпоселковых дорог, где средняя длина положенного или отремонтированного полотна — 10 км. В 2011 г. было сдано несколько десятков таких объектов. Ростовская область, занимающая в подобных рейтингах места рядом с южными соседями, значительно отстала от лидеров фактически по одной причине: самый крупный транспортный объект на ее территории — федеральная трасса М-4 «Дон» — был переведен под юрисдикцию федерального центра. Следовательно, конкурсы проводятся на московских площадках, а подряды на М-4 получают крупнейшие генподрядчики со столичной «пропиской».
Еще меньше средств осваивается в Ставропольском крае (4,5 млрд руб. против 12,5 млрд годом ранее) и Астраханской области (около 1 млрд против 0,25 млрд годом ранее). В частности, основу небольшого бюджета в Астраханской области составило обслуживание федеральных автомобильных дорог М-6 «Каспий», А-153 Астрахань — Махачкала, А-154 Астрахань — Элиста — Ставрополь. Большая часть финансовых объемов рынка досталась 40 крупнейшим компаниям — не менее 72%. Причем половина объема сосредоточилась у предприятий, занимающих первые 10 строчек в ТОП-40. Прошлогоднее исследование, например, показало, что 88,5% совокупного по пяти регионам объема рынка было освоено десятью крупнейшими. Если в 2010 году основные средства (более 80 млрд рублей) сосредоточились на строительстве федеральных мегапроектов на Юге, то в 2011 г. — на ремонте, реконструкции и содержании тех же объектов или их участков. Таким образом, объемы финансирования закрытых в 2011 году контрактов значительно уступают предыдущим, но состав генподрядчиков стал гораздо разнообразнее. Вместо крупных федеральных подрядчиков основу рейтинга составляют сравнительно небольшие предприятия, зачастую районного масштаба. Нынешнее положение показывает, что строительство нового полотна занимает в финансовом исчислении менее 40% объема рынка (в 2010 г. — более 95%). Притом речь идет о строительстве в основном некрупных объектов, вплоть до межпоселковых дорог. Ремонт и содержание дорог занимает большую часть — не менее 45% объема рынка. Оставшиеся 15% относятся к реконструкции и специфическим видам дорожно-строительных работ.
Главная дорога — местным подрядчикам
Если в прошлом году верхние строчки рейтинга заняли инорегиональные подрядчики, то теперь они заполнены представителями местного строительного бизнеса, за исключением одной московской компании — ООО «Дорога». В целом инорегиональные подрядчики представлены семью предприятиями, самым крупным из них является НПО «Мостовик» из Омска.
Первую строчку рейтинга занимает одно из старейших предприятий краснодарской стройиндустрии — ОАО «КДБ». Профильное предприятие дорожного строительства и ремонта за свою более чем 75-летнюю историю ОАО «КДБ» успело поработать на важнейших объектах Юга России. Сегодня ОАО «КДБ» — одна из крупнейших строительных компаний ЮФО. Основными заказчиками компании являются ГК «Росавтодор», ГК «Олимп-строй», ФГУ УПРДОР «Кубань», Управление автомобильных дорог Краснодарского края и другие не менее авторитетные организации и ведомства. Среди наиболее крупных проектов в новейшей истории компании — строительство части автомагистрали «Дон», а также Яблоновского и Тургеневского мостов через р. Кубань. В лидеры рейтинга 2011 года компании позволил выйти целый пакет подрядов на ремонт, обустройство и содержание автомобильных дорог. По нашим данным, пакет государственных заказов, подтвержденных актами выполненных работ, составил не менее 3,2 млрд рублей. По данным самой компании, объем выполненных в прошлом году работ превысил 5 млрд рублей, но он включает в себя контракты, реализованные по другим направлениям деятельности компании.
На второй позиции — генподрядчик из Волгоградской области ГУП «Волгоградавтодор». По сути, это областной трест, объединяющий десятки ДСУ. «Волгоградавтодор» реализовал в 2011 г. целый комплекс генеральных подрядов — от строительства новых дорог до ямочного ремонта и благоустройства. Наиболее крупными проектами этого года стали строительство
автомобильной дороги «Подъезд к х. Малоголубинский» от автомобильной дороги Клетская — Калач-на-Дону и работы по содержанию практически всей сети волгоградских автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Совокупный объем освоенных средств составил не менее 2,9 млрд рублей.
Тройку лидеров замыкает тоже государственное предприятие — ФГК ДЭП № 122. К сожалению, предприятие предоставляет немного информации о себе. Тем не менее по вторичным данным можно определить, что его специализацией является содержание и текущий ремонт дорог, работы ведутся близ Большого Сочи, а основным заказчиком выступает администрация Краснодарского края. По нашим данным, в 2011 г. предприятие выполнило объемы работ на сумму не менее 2,4 млрд рублей.
В первой десятке рейтинга еще одно госпредприятие — ГУП РО «Орловское ДРСУ». Только эти три организации выполнили подряды на сумму 6,3 млрд рублей, что составило 17% объема всего рынка. По всему массиву данных (все 4000 контрактов) эта доля составляет не менее 20%.
Футбол с дорожными фондами
Ситуация с состоянием дорожного полотна и мостовых сооружений зачастую непрогнозируема. Кто, например, мог предположить события крымской катастрофы и ЧП текущего года в Туапсинском районе? И даже весьма формальные показатели слишком часто становятся теми же переменными. Например, финансирование по целевым программам из бюджета, который во многом зависит от глобальной экономической конъюнктуры. Несмотря на достаточно серьезный потенциал, недофинсирование строительства автодорог регионального и муниципального значения не позволяет довести качество дорог до нормативного. Изменить эту ситуацию призваны федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, их восстановили по всей стране спустя десятилетие. Средства фондов с 2012 года направляются на решение самых кричащих проблем — ремонт и строительство магистралей с наиболее интенсивным движением, а также сельских и межмуниципальных дорог. В 2012 году общий объем средств, направляемый в сектор из фондов пяти регионов Юга, составил около 38 млрд рублей. Пятерка исследуемых регионов инвестирует в дороги в следующем году еще больше — около 52 млрд рублей (см. инфографику). Самые амбициозные программы — в Краснодарском крае и Ростовской области: так, на Кубани планируется довести объем дорожного фонда к 2014 г. до 30 млрд рублей.
Кроме того, основным стимулом вложения средств в дорожное строительство на ближайшие годы станет подготовка к чемпионату мира по футболу-2018. Еще в 2010 году, после объявления России хозяйкой первенства, власти Волгоградской области планировали выделить для выполнения мероприятий по подготовке свыше 47 млрд рублей, часть из них пойдет на модернизацию транспортной инфраструктуры. Для приема главного футбольного события планеты в Ростове, по словам заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, будут построены мосты и дороги общей стоимостью более 30 млрд рублей. Кроме того, планируется построить к мундиалю «Южный хаб». Несмотря на то, что Краснодар исключен из списка городов, принимающих ЧМ 2018 года, краевые власти все равно намерены построить стадион, а также реализовать ряд транспортных проектов в рамках программ «Краснодару — столичный облик», «Краснодарский транзит» и т.д. В целом конкретные планы финансирования инфраструктуры для подготовки к мировому первенству еще не определены, но уже известно, что счет будет идти на десятки, а может быть, сотни миллиардов рублей.

40 крупнейших дорожных подрядчиков по строительству объектов дорожно-мостового хозяйства Юга России

Объем выполненных работ (руб.)

Территория

ОАО «КДБ»

Краснодарский край

ГУП «Волгоградавтодор»

2 898187 556

Волгоградская область

ФГУ ДЭП № 122

Краснодарский край

ООО «Ромекс-Кубань»

Краснодарский край

ООО «Дорога»

г. Москва

ООО «Тоннельдорстрой»

Краснодарский край

ООО «РАД»

г. Москва

ГУП РО «Орловское ДРСУ»

Ростовская область

ЗАО «Производственное объединение «Дондорстрой»

842311678,2

Ростовская область

ОАО «МЕХКОЛОННА № 62»

808504458,3

Республика Адыгея

ОАО «Тоннельный отряд № 44»

624650595,3

Краснодарский край

ООО «РОС-Гранит»

605306226,7

Волгоградская область

ГУП СК «Кировское межрайонное ДРСУ»

Ставропольский край

ОАО «Ростовавтомост»

Ростовская область

ОАО «Красноармейское ДРСУ»

Краснодарский край

ОАО «Автобан»

Краснодарский край

ОАО «Донаэродорстрой»

Ростовская область

ОАО «Ейское дорожно-строительное управление № 2»

Краснодарский край

ООО «НПО «Мостовик»

г. Омск

ООО «ТСМ»

Тамбовская область

ОАО «Дорожно-Строительное Управление № 1»

Краснодарский край

ОАО «Мостоотряд-99»

328797487,7

Республика Дагестан

ООО «Трансмост»

Краснодарский край

ООО Научно-проектно-производственная фирма «Краснодаравтодорсервис»

Краснодарский край

ООО «Волгоградавтомост»

Волгоградская область

ОАО «Волгоградавтомост»

Волгоградская область

ГУП СК «Дорожно-эксплутационно-строительное управление № 2» им. В. И. Демидова

Ставропольский край

ГУП «Ипатовское ДРСУ»

Ставропольский край

ОАО «Усть-Лабинское ДРСУ»

Краснодарский край

ООО «Гранит»

Волгоградская область

ООО «РАДЭЛЬ»

Волгоградская область

ООО «Красноармейское ДРСУ»

Краснодарский край

ОАО «Каневское ДРСУ»

Краснодарский край

ФГУ ДЭП «Мосты и тоннели»

Краснодарский край

ЗАО «Дорожно-строительное управление-7»

Краснодарский край

ООО «Волгодонское ДСУ»

Ростовская область

ОАО «Лабинское ДРСУ»

Краснодарский край

ГУП СК «Минераловодское ДРСУ»

Ставропольский край

ОАО «Крымское ДРСУ»

Краснодарский край

ООО «Викинг»

Московская область

В рейтинг включены фирмы и предприятия, выполняющие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на дорожных и мостовых объектах пяти регионов Юга России: Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Примененные методы исследования: свободный эвристический поиск, поиск в открытых источниках информации, телефонный экспертный опрос (выбор делался в пользу специалистов в сфере дорожного строительства), анализ региональных и федеральных программ дорожного строительства, верификация результатов опроса на основании анализа информации из разных источников.

Рейтинг составлен на основании данных о заключенных государственных контрактах, включенных в реестры госконтрактов. Анализу подверглись данные о контрактах, финансируемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Таким образом, исследовались данные о крупных компаниях, выполнявших строительные, ремонтные, реконструкционные работы дорожных и мостовых объектов в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях в 2011 году. Единица измерения — объем полученных средств за выполнение контрактов. В рейтинге отсутствуют крупные субподрядчики строительных работ, это вызвано низкими суммарными объемами их деятельности. В рейтинге также не учтены финансовые ресурсы, направленные на поддержание и реконструкцию автомобильной трассы М-4 «Дон»: в 2010 году дорога была передана в доверительное управление ГК «Автодор». Следовательно, финансирование поступает на ремонт и реконструкцию автотрассы в целом, конкурсы проводятся в Москве, что не позволило выявить средства, потраченные для реконструкции трассы в рейтинге объектов Юга России.
В рейтинг включены объекты в республиках Северного Кавказа. Это связано с тем, что финансирование данных объектов проходило через ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог» (Ставрополь), обслуживающее сеть федеральных дорог общей протяженностью 2314,52 км, на которых расположены 420 искусственных сооружений в семи регионах бывшего «большого» Южного федерального округа: Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Дагестане, Чечне. Рейтинг не учитывает ряд объектов, контракты на которые заключены ранее 2011 года, из-за того, что невозможно выделить объемы финансирования на собственно 2011 год.

Об этом заявил Премьер-министр Алексей Гончарук во время презентации для журналистов и общественности подготовленного ко второму чтению проекта госбюджета-2020, сообщает корреспондент Укринформа.

«На следующий год мы закладываем рекордную сумму на строительство дорог. В Дорожном фонде, мы надеемся, останется 73,7 млрд гривень», — заявил Гончарук.

Он отметил, что эта сумма не является окончательной и Кабмин имеет много идей относительно путей увеличения финансирования Дорожного фонда. В частности, планируется привлекать средства иностранных партнеров.

Как сообщал Укринформ, Кабинет министров Украины 3 ноября 2019 года на внеочередном заседании принял проект государственного бюджета Украины на 2020 год ко второму чтению в Верховной Раде.

Гончарук ожидает 12 миллиардов от приватизации в следующем году

В проекте госбюджета-2020, подготовленном к первому чтению, предполагалось финансирование Дорожного фонда в объеме 69,7 млрд грн.

Как известно, в 2019 году на строительство и реконструкцию дорог было выделено 55 млрд гривень. В августе 2019 года Кабинет министров дополнительно выделил на развитие автомобильных дорог государственного значения более 2 млрд грн.

Оставьте комментарий