Строительство пруда по закону

Строим пруд законно

(Калиновский Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 17)

СТРОИМ ПРУД ЗАКОННО

Ю. КАЛИНОВСКИЙ

Юрий Калиновский, практикующий юрист.

На своем земельном участке я хочу выкопать пруд. Нужно ли для этого получать какие-либо разрешения?

Д. Краснов, г. Углич

Давайте определимся, что понимается под словом «пруд». «Пруд — искусственный водоем, выкопанный до глубины 3 — 5 м или созданный путем постройки плотины в долинах небольших рек, ручьев, на территории балок либо оврагов. Обычно пруд представляет собой водоем площадью не более 1 кв. км, который должен иметь достаточной крутизны берега, слабый уклон дна и устойчивое к размыву ложе» (Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 3-е изд. 1969 — 1978).

Подпункт 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит пруд к поверхностным водным объектам. Они включают в себя природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Под водным режимом следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Именно наличие этих признаков позволяет отличить пруд как водный объект от искусственного резервуара с водой, уровень которой регулируется человеком.

Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ позволяет собственнику проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты согласно установленным законодательством экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям.

Таким образом, собственникам необходимо учитывать несколько важных моментов:

— позволяет ли разрешенное использование земельного участка строить пруд;

— каким экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям должен отвечать будущий водный объект.

Согласно подп. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование — это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т. п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т. п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.

Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ участки для ведения гражданами дачного хозяйства находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им для отдыха. На нем можно возводить жилые, хозяйственные строения и сооружения, выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках также с учетом их разрешенного использования и целевого назначения, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).

Возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом его организации и застройки территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Контроль за этим проводит правление объединения, а также инспекторы государственных органов, органы местного самоуправления.

Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан должна проводиться согласно строительным нормам — СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 N 18-51).

Так, п. 4.1 СНиП 30-02-97 определяет, что организация территории садоводческого объединения должна согласовываться с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки этой территории. Такой проект является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками садоводческого объединения. На территории общего использования проектом планировки и застройки может быть предусмотрено создание водоемов для пожаротушения, открытых водоемов и специальных накопительных котлованов для полива садово-огородных культур.

Строительство пруда на индивидуальном участке влечет внесение изменений в проект планировки и застройки. В этом случае свои действия следует согласовывать с администрацией местного самоуправления, на территории которого расположено садоводческое объединение (п. п. 5.9, 8.3, 4.1 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России N 18-51).

Возведение пруда должно происходить в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, удовлетворять требованиям экологического законодательства, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным нормативам (подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Помимо этого необходимо учитывать, что собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Все работы нужно проводить в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).

Если на дачном участке уже построен пруд в нарушение установленного порядка и разрешенного использования земли, то на дачника может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).

За использование земель не по целевому назначению гражданина также могут оштрафовать. Размер санкции — от 1000 до 1500 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).

Отметим, что с 2007 года в собственности физического лица может находиться пруд (ч. 2 ст. 8 ВК РФ; п. 2 ст. 261 ГК РФ). Его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, не допускается. Кроме того, такой земельный участок не подлежит разделу, если в его результате требуется раздел пруда (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).

Как оформить пруд (копаный) для разведения рыбы на земле сельхоз назначения.

Согласно ст.24 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно бесплатно. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со ст.26 указанного Федерального закона.

Любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводнённых карьерах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется с согласия собственников, а на рыбопромысловых участках -с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Водные биоресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство (организации спортивного рыболовства), на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка (ст.33.3 указанного Федерального закона).

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 9. Право пользования водными объектами

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Глава 3. ДОГОВОР ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) воспроизводства водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, рыбоводства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Статья 14. Срок договора водопользования

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

>
Можно или нельзя строить пруды на земельных участках сельхозназначений?

Можно или нельзя?

В Управление Россельхознадзора по Липецкой области нередко поступают телефонные звонки, письменные обращения с просьбой разъяснить требования законодательства при строительстве прудов-копаней на земельных участках сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства.

Считаем возможным дать следующие пояснения. Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», определены два вида прудов: «пруд» и «пруд-копань».

«Пруд» определяется как «мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км», «Пруд-копань» это небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли предназначен для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 77 Земельного Кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В соответствии с Приказом от 01.09.2014 №540 Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает в себя осуществление хозяйственной деятельности связанной с разведением и (или) содержанием выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры).

На основании п.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с требованиями ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует проводить на землях все категорий. В соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85 снятый плодородный слой почвы должен быть использован для рекультивации нарушенных строительством земель и на прилегающих малопродуктивных угодьях.

Таким образом, для строительства пруда — копани необходимо:

1. Согласно требованиям Приказа Минприроды №525 и Роскомзема №67 от 22.12.1995 года «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы подготовить проект рекультивации нарушенных земель;

2. Согласно ст. 19 Федерального закона от 18.06.2001 «О землеустройстве» № 78-ФЗ, Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 514 проект рекультивации нарушенных земель следует согласовать с Управлением Росреестра по Липецкой области;
3. В соответствии с требованиями Приказа Минприроды №525 и Роскомзема №67 от 22.12.1995 года получить в органах местного самоуправления разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Учитывая изложенное, разъясняем, что если пруд создается только путем проведения земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.

В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.

Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оставьте комментарий