Судовое агентирование

Обслуживание советских судов в портах СССР возложено на управления морских портов и на морские агентства «Трансфлот» и «Инфлот». Советские суда обслуживаются и агентируются портом в соответствии с приказами, инструкциями и «Положением о взаимоотношениях и взаимной ответственности пароходств и портов ММФ по подаче, обработке и обслуживанию транспортных судов». Основные обязанности порта по обслуживанию судна:
направить на прибывшее судно своего представителя за получением нотиса о готовности судна к грузовым операциям и сообщения судну очередности его обработки;
своевременно предоставить судну причал, буксиры, лоцмана и швартовщиков;

составить до начала грузовых операций предварительный каргоплан и представить его капитану судна на утверждение;
составить до начала грузовых операций технический план график обработки судна и представить его капитану на согласование;
подготовить к моменту прихода судна сепарационные и подстилочные материалы из запасов порта или грузовладельца;
снабдить судно топливом, водой и выполнить другие вспомогательные операции;
произвести погрузку-разгрузку в соответствии с грузовым планом и по действующим нормам;
составить и вручить судну грузовые и другие документы;
взимать с клиентуры в установленном порядке все причитающиеся морскому транспорту (пароходствам, портам отправления, перевалки и назначения) провозные платежи и сборы при отправлении грузов;
представить пароходствам и другим портам грузовую и денежную отчетность.
За выполнение функций по агентированию судов пароходства уплачивают порту агентское вознаграждение в установленных размерах.
Морские агентства «Трансфлот» состоят в ведении соответствующего пароходства. Основной и главной задачей М/А «Трансфлот» является оказание помощи экипажам судов в подготовке к предстоящим рейсам, в том числе содействие в проведении культмассовых мероприятий, а также в выполнении поручений членов экипажей судов по их бытовому обслуживанию. За оказанные услуги и обслуживание представитель агентства предъявляет капитану судна счет.
Морские агентства «Инфлот» являются организациями по обслуживанию иностранных судов в советских портах.
Основными функциями М/А «Инфлот» являются:
защита законных интересов судовладельцев и капитанов перед таможней, управлением порта, внешнеторговыми и другими организациями с соблюдением правил и положений, обязательных для судов во время их нахождения в советских водах и портах;
выполнение разного рода услуг, связанных с пребыванием иностранного судна в советских портах.
Задачи М/А «Инфлот» по обслуживанию иностранных судов в советских портах утверждены его уставом. Взаимоотношения М/А «Инфлот» с иностранными судовладельцами не требуют заключения письменного договора. Судовладелец или капитан обычно извещает М/А «Инфлот» о предполагаемом прибытии судна в порт и основных данных о грузе и рейсе с просьбой принята судно для обслуживания. Обслуживание осуществляется путем выполнения каждой заявки капитана судна с последующей заверкой своей подписью каждой такой заявки. После выполнения всех агентских
услуг и работ по обслуживанию М/А «Инфлот» составляет до отхода судна дисбурсментский счет. Расчеты между судовладельцем и М/А «Инфлот» производятся путем выставлении на счет М/А «Инфлот» аккредитива во Внешторгбанке СССР или же из аванса фрахта, полученного судовладельцем от фрахтователя по условиям чартера. Вознаграждение за оказанные услуги по агентированию судна выплачивается по ставкам, установленным Тарифным руководством ММФ и обязательным для всех, пользующихся услугами М/А «Инфлот».
Всесоюзное объединение «Совинфлот» было создано в 1969 г. для руководства обслуживанием советских судов в иностранных портах и иностранных судов в советских портах.
В/О «Совинфлот» выполняет следующие основные функции:
организует агентирование, стивидорное и другое обслуживание советских судов в иностранных портах, обеспечивает их топливом и другими видами снабжения;
руководит работой представительств советского морского торгового флота, а также советских и смешанных советско-иностранных агентских компаний за границей;
изучает действующие тарифы и обычаи в иностранных портах;
защищает коммерческие и правовые интересы советских и иностранных судовладельцев за границей и в СССР.
В пределах своей компетенции В/О «Совинфлот» может участвовать в работах международных агентских, судовладельческих и портовых конференций, ассоциаций и т. п.
Оформление оплаты портовых расходов в морских портах СССР производится в соответствии с «Положением о порядке расчетов по провозным платежам и сборам при перевозке грузов, пассажиров и багажа на судах ММФ». К основным портовым расходам в портах СССР относятся:
грузовой, корабельный и лоцманские сборы;
плата за производство погрузочно-разгрузочных работ;
платы за пользование буксирами, катерами и другими плавучими средствами (кранами, баржами);
плата за пресную воду;
плата за работу ледоколов;
агентское вознаграждение и другие расходы.
Все указанные расходы определяются по ставкам, установленным Прейскурантом № 1101 Государственного комитета цен при Госплане СССР.
Советские предприятия и организации, пользующиеся услугами портов, оплачивают их чеками Госбанка (из лимитированных и нелимитированных книжек), платежными поручениями, воинскими требованиями и талонами, литерами или наличными деньгами на сумму до 100 руб. Каждый порт ММФ имеет в отделении Госбанка СССР по месту своего нахождения распределительный счет. За работы и услуги, которые Прейскурантом № 1101 не предусмотрены, плату взимают по местным тарифам или по плановой себестоимости с начислением установленного размера прибыли. Расходы, связанные с переработкой экспортных и импортных грузов, оплачивают Объединения на основании специальных инструкций.
Под стивидорными работами в советских портах, если иное не оговорено в договорах (чартерах), понимается производство погрузочно-разгрузочных работ с установленными для каждого вида сообщения, в котором перевозится груз, определенными грузовыми операциями. Погрузочно-разгрузочные работы в морских портах выполняются их средствами и рабочей силой.
В зависимости от вида сообщения, в котором перевозится груз, погрузочно-разгрузочные работы производятся:
с экспортными и импортными грузами (загранплавание);
с грузами, перевозимыми в малом и большом каботаже;
в прямом водном и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях. Погрузочно-разгрузочные работы в морских портах производят в соответствии с установленной схемой переработки груза, технико-эксплуатационными показателями перегрузочных и вспомогательных машин и с учетом производительности труда портовых рабочих, участвующих в этих работах.
За каждую тонну груза, переработанного своими силами и средствами, порты взимают особые, установленные для каждого вида сообщения на основе себестоимости определенных для них грузовых операций и услуг, так называемые аккордные ставки. Размер аккордных ставок установлен за выполнение всех операций по грузу от момента прибытия его в порт до момента отгрузки или выдачи получателю на месте. Порты отправления, перевалки и назначения взимают с грузовладельцев плату по полным аккордным ставкам независимо от способа производства грузовых работ и количества тонно-операций. Аккордные ставки за производство погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две категории:
для грузов, следующих в заграничном плавании (экспортных и импортных), в большом каботаже, в прямом водном и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях (для пунктов перевалки);
для грузов, следующих в малом каботаже (в междупортовом морском сообщении), в прямом водном и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях (для начальных и конечных пунктов перевозки).
За производство работ, стоимость которых не включена в аккордные ставки или на которые ставки не установлены, плату взимают по местным тарифам или ставкам, утвержденным начальником пароходства исходя из плановой себестоимости с начислением установленной прибыли. За погрузочно-разгрузочные работы и другие услуги, оказываемые органами морского транспорта в портах, пунктах и на причалах, не подведомственных ММФ, плату взимают по ставкам, утвержденным ММФ.
Аккордные ставки плат за производство погрузочно-разгрузочных работ в портах ММФ установлены для семи групп грузов, шести групп портов и пяти бассейнов. Распределение грузов и портов по группам производится в зависимости от трудоемкости переработки грузов в портах.
В приписных портах и портовых пунктах применяют аккордные ставки, установленные для портов, к которым эти пункты приписаны. Плату исчисляют за тот же вес, за который взыскана провозная плата.
В зависимости от видов сообщения в аккордные ставки входят следующие операции, выполняемые портами.

По экспорту:
раскредитование железнодорожных документов;
прием грузов от железных дорог по доверенности грузовладельцев;
документальное оформление недостач и излишков, обнаруженных при приеме груза от железной дороги; сборы железных дорог за подачу вагонов к складам и причалам порта и уборку их;
выгрузка грузов из вагонов и автомашин в склады; внутри складские передачи; перевалки для надобностей порта;
подвозка грузов к борту судна; погрузка грузов в судно;
укладка грузов в трюме;
стоимость рабочей силы по сепарации грузов в трюмах судов;
предоставление грузовладельцам один раз в месяц сведений о движении их грузов.
По импорту:
выгрузка грузов из судов с укладкой их на площадках порта: прием грузов от судна; оформление актами недостач, излишков и повреждений грузов при их выгрузке из судов;
составление генеральных актов и актов-извещений;
внутрискладские перемещения грузов для надобностей порта;
подвозка грузов к складам порта и из этих складов к железнодорожным вагонам; погрузка грузов в железнодорожные вагоны и автомашины, подаваемые к складам порта;
крепление и сепарация грузов в вагонах; сборы железных дорог за подачу вагонов к складам и причалам порта и уборку их;
предоставление грузовладельцам один раз в месяц сведений о движении их грузов.
По большому каботажу:
выгрузка грузов из вагонов и укладка их в складах или выгрузка груза из автомашин в морское судно;
внутрискладские перевалки для надобностей порта; подвозка грузов от складов до борта судна;
погрузка грузов в судно;
укладка грузов в трюмах судна;
сепарация грузов в трюмах (в порту отправления).
Выгрузка грузов из судов в склады порта или в автомашины;
укладка грузов в складах порта;
внутри складские перевалки для надобностей порта;
подвоз грузов от складов порта до вагонов;
погрузка грузов в вагоны, поданные в порт;
крепление и сепарация грузов в вагонах (в порту назначения).
По малому каботажу:
погрузка грузов в суда со складов порта или с транспорта клиента, поданного к борту судна; укладка грузов в трюмах и на палубах судна; сепарация грузов (в порту отправления). Выгрузка грузов из
судна в склады порта или в автомашины, поданные к борту судна; укладка грузов в складах порта; внутрискладские перевалки для надобностей порта (в порту назначения).
По прямому смешанному железнодорожно-водному сообщению:
погрузка грузов в суда со складов порта или с транспорта клиента, поданного к борту судна; укладка грузов в трюмах и на палубе судна; сепарация грузов (в порту отправления). Выгрузка грузов из вагонов или судна; подвозка грузов к складам порта, укладка грузов в складах порта; подвозка грузов из складов порта к вагонам или судну; погрузка грузов ,в судно или вагоны;
укладка грузов в трюмах судна или вагонах с сепарацией груза;
крепление грузов в вагонах (в порту перевалки с железной Дороги на море и обратно). Выгрузка грузов из судна в склады порта или автомашины, подаваемые к борту судна; укладка грузов в складах порта; внутрискладские перевалки для надобностей порта (в порту назначения).
По прямому водному сообщению: погрузка в морские суда грузов со складов порта или с транспорта клиента, подаваемого к борту судна; укладка грузов в трюмах и на палубе судна;
сепарация грузов (в морском порту отправления). Перегрузка из морского судна в речное или обратно с укладкой в трюмах и сепарацией (в пункте перевалки). Выгрузка грузов из судна в склады порта или в автомашины, подаваемые к борту судна; укладка грузов в складах порта; внутрискладские перемещения для надобностей порта (в морском порту назначения). Аккордные ставки за погрузочно-разгрузочные работы, взыскиваемые портами, являются основной доходной частью портов. За простой бригад по вине судна или вследствие окончания грузовых операций до окончания рабочей смены или метеопричин взыскиваются особые платы по установленным ставкам.

Во время захода морского судна в порт возникает необходимость выполнения целого ряда операций, спланировать, организовать и согласовать многие из которых нужно заблаговременно (оплата портовых и иных местных сборов, координация погрузочно-разгрузочных операций, организация своевременной постановки судна к причалу, бункеровки топливом, пресной водой и маслом, снабжения судовыми припасами, репатриация членов экипажа и другие).

Самостоятельная организация и выполнение этих многочисленных задач капитаном (судовладельцем) судна не представляется возможной, поэтому эти функции выполняет уполномоченный судовладельцем (фрахтователем) представитель — агент.

  • Вашим надёжным агентом станет компания «Алтера Шиппинг Компани», имеющая большой практический опыт в агентировании морских и речных судов, как в загранплавании, так и в каботаже. Профессиональной организацией и обеспечением речных и морских грузовых перевозок мы занимаемся 9 лет. За это время, благодаря нашим усилиям, были успешно обслужены сотни рейсов различной сложности.

Отличное знание условий работы всех портовых терминалов Санкт-Петербурга, портов Усть-Луги, Приморска и Выборга, многолетнее сотрудничество с их операторами и портовыми властями позволяют нам обеспечивать защиту интересов судовладельца качественно и оперативно и осуществлять агентирование как судов, производящих грузовые операции в порту, так и проходящих акваторию порта транзитом.

Компетентный морской агент поможет Вам избежать возникновения рисков необоснованной задержки судна в порту. Кому как не Вам знать, что вынужденные простои не только увеличивают время следования судна, но и неоправданно повышают стоимость всей грузоперевозки, уменьшая конкурентоспособность перевозчика и оказывая негативное влияние на его репутацию?

  • Судовое агентирование позволяет судовладельцам получать услуги лучших контрагентов на наиболее выгодных условиях. При этом обеспечивается ответственность за обработку и обслуживание судна одним исполнителем и его контроль над выполнением этих процессов, что весьма удобно. Исполнитель берёт на себя обязанность заключения договоров с портовыми властями, буксирными и стивидорными компаниями, а также отвечает за своевременное и аккуратное выполнение всех агентских функций.

Агентирование ваших морских и речных судов нашей компанией гарантирует качественное выполнение следующих услуг:

  • обеспечение выполнения всех пограничных, таможенных, санитарных и ветеринарных формальностей, связанных с заходом и выходом судна в/из порта;
  • подготовка необходимых документов;
  • организация снабжения судов (продовольствием, ГСМ, запчастями, оборудованием и т.д.);
  • обеспечение судна лоцманом, буксиром, швартовой бригадой;
  • осуществление оплаты всех необходимых сборов;
  • координация и мониторинг погрузочно-разгрузочных работ;
  • своевременное и регулярное информационное сопровождение (информирование судовладельца, а также всех заинтересованных лиц, о правилах конкретного порта, перспективах постановки судна к причалу, предстоящей продолжительности погрузки/выгрузки и общего времени стоянки судна в порту, ходе основных и вспомогательных операций и др.);
  • участие и помощь при составлении различных актов, писем протеста и т.д. (в случае возникновения непредвиденных ситуаций);
  • организация смены экипажа;
  • другие услуги по заявке капитана (судовладельца).

От судовладельца требуется лишь своевременное информирование о времени ожидаемого прихода судна и своевременная оплата проформы дисбурсментского счета.

Вам нужен действительно компетентный судовой агент?

Позвоните в «Алтера Шиппинг Компани».

Под агентированием морских судов понимается комплекс услуг, оказываемых морским агентом судовладельцам, грузовладельцам и грузополучателям. Основными функциями морского агента являются: выполнение таможенных и иных формальностей, связанных с заходом судна в порт, содействие в предоставлении судну причала, буксиров, катеров и пр., а также лоцманской проводки; обеспечение судна топливом (бункером), продовольствием и предметами технического снабжения; организация ремонта судна; содействие в быстрейшем выполнении погрузочно-разгрузочных операций; оповещение судовладельцев о движении их судов и о ходе грузовых операций; защита интересов судовладельцев перед таможенными органами, администрацией портов, грузовладельцами и др. В своей основе агентирование судов вызвано разделением труда в торговом мореплавании.

Объясняется это тем, что на определенном этапе развития морской торговли возникла необходимость выделения и расширения специальной категории работников, выполняющих функции представителя собственника. В законодательстве континентальных стран Европы XIX века появился институт представительства. Различается договорное и законодательное представительство. Договорное основано на договоре представителя с представляемым. Законодательное представительство возникает тогда, когда сам закон назначает определенное лицо представлять интересы другого. В Англии и США представительство регулируется нормами, выработанными судебной практикой. В англосаксонском праве термин «агент» (представитель) употребляется в широком и узком смысле. В первом случае охватываются все виды представительства и посредничества. Во втором случае агент — это лицо, уполномоченное на заключение сделок и на совершение других действий от имени представляемого и за его счет. Деятельность агентских фирм встречается в различных областях экономики. Однако следует отметить, что в большей степени они распространены в торговле, страховании, туризме и на всех видах транспорта, особенно морском. Наряду с широко распространенным в торговом судоходстве названием «морской агент» используются и другие — портовый агент, агент судовладельца, судовой агент, доверенное лицо судна. Понятие «морской агент» наиболее полно раскрывает сущность агента, работающего в сфере торгового мореплавания, поскольку, кроме интересов принципала (судовладельца), которые являются главными для морского агента, он также может представлять интересы фрахтователей, отправителей и получателей груза, страховщиков и других третьих лиц. Существуют различные определения понятия «морской агент». По французскому праву морской агент является уполномоченным представителем судовладельца, несет перед ним личную ответственность, выполняет все касающиеся судна операции и оказывает обычные услуги судну и грузу, которые не осуществляются самим капитаном судна. Польский морской кодекс 1961 года определяет морского агента как постоянного представителя судовладельца, действующего от его имени и за его счет. Следует особо выделить понятие морского агента, которое дает Ассоциация морских организаций порта Антверпен (Бельгия), а именно: «Морской агент — это лицо, которому от имени и по поручению судовладельца, фрахтователей, капитанов судов поручается наблюдать за деятельностью судна и вести дела последнего, обеспечивая в самом широком понимании все действия, необходимые для осуществления транспортных операций, в частности с получателями и отправителями грузов, выполнения любых дел, имеющих непосредственное отношение к поручению, а также оказание посреднических услуг в качестве представителя перевозчика при заключении фрахтовых сделок». Выше упоминалось, что морской агент может представлять третьих лиц, поэтому следует сказать несколько шире об этом. Третьи лица, с которыми взаимодействует морской агент, довольно многочисленны и разнообразны. Их можно условно разделить на две группы. Первая — все виды официальных властей. Вторая — лица, состоящие в длящихся или кратковременных договорных отношениях с принципалом (судовладельцем). К официальным властям относятся: администрация портов, таможенные, пограничные, санитарные, полицейские власти, консульства, нотариусы, судебные органы и др. В число же договорных партнеров принципала, как правило, входят: — компании, участвующие в договоре перевозки (фрахтователи, отправители и получатели груза, их агенты и страховщики); — компании, обслуживающие груз (стивидорные, терминальные, экспедиторские, тальманские и др.); — компании, обслуживающие судно (лоцманские, буксирные, швартовые, судоремонтные и др.); — компании, обслуживающие парк оборудования (лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные, контейнерное депо). Морские агенты имеют широкие посреднические функции. Судовладельцы поручают им согласовывать и заключать многие договоры, в том числе на портовую буксировку и лоцманскую проводку, посредничать при заключении договора фрахтования судна, договора на ремонт либо переоборудование судна, согласовывать цены и условия поставки бункерного топлива, судовых масел, пресной воды, продовольствия и др. К тому же, если агент имеет на то полномочия судовладельца, он подписывает договор от его имени. При отсутствии полномочий посредническая роль агента сводится к содействию принципалу либо его представителю в уторговывании наиболее выгодных для судовладельца коммерческих условий сделки. Эта работа имеет большое коммерческое значение для судовладельца, если учесть опыт агента, знание им местных условий, обычаев и конъюнктуры рынка. Сказанное выше дает основания для вывода: морской агент — это представитель и помощник судовладельца, выступающий от имени и за счет последнего в соответствии с положениями, основанными на законе или договоре во всех делах судовладельца коммерческого и административного характера, которые связаны с морской перевозкой грузов и пассажиров.

Оставьте комментарий