Содержание
- «Сухие» нормы законодательства
- Сколько «проживет» флешка?
- Частный случай учета флеш-карт
- Как избежать претензий?
- Правовой статус организации
- Какими нормативными правовыми актами регулируется учет
- Обязательства бюджетной организации
- Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета
- Объем отчетности и сроки ее представления
- Структура баланса
- Вместо заключения
Транскрипт
1 МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на «01» января 2016 г. Таблица 4 Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета Наименование объекта учета Код счета бухгалтерского учета Характеристика метода оценки и момент отражения операции в учете Правовое обоснование Нежилые помещения муниципальное недвижимое имущество учреждения (КФО-4) Муниципальное недвижимое имущество на основании Постановления Главы администрации города Тула от г. 172 закреплено на праве оперативного управления на балансе МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы. Основное средство принято к БУ по первоначальной стоимости в рамках субсидий по муниципальному заданию учреждения. Отражается ОС в учѐте по отгрузке (метод начисления), с учѐтом начисленной амортизации, подтверждая факт приобретения актом о приѐмепередачи объекта основных средств г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.
2 Основные средства особо ценное движимое имущество учреждения по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО-4) В связи с изменением типа учреждения (бюджетный) на основании Российского законодательства с выделено из объектов основных средств особо ценное имущество. Приобретенные из источников субсидий на выполнение муниципального задания с особо ценное движимое имущество принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, в т.ч. хозяйственным способом, отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с договорами. Отражаются ОС в учѐте по отгрузке (метод начисления), подтверждая факт приобретения накладной на получение МЦ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г..
3 Основные средства особо ценное движимое имущество учреждения по приносящей доход деятельности (КФО В связи с изменением типа учреждения (бюджетный) на основании Российского законодательства с выделено из объектов основных средств особо ценное имущество из средств приносящей доход деятельности. На основании письма Управления культуры администрации города Тулы от УК/ /959 имущество, приобретѐнное в 2012 и последующие годы за счѐт приносящей доход деятельности не включается в перечень особо ценного движимого имущества. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г., Письмо Управления культуры администрации города Тулы от УК/ /959
4 Основные средства иное движимое имущество учреждения по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО -4) и по приносящей доход деятельности (КФО — Амортизация объектов основных средств по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО -4) и по приносящей доход деятельности (КФО В связи с изменением типа учреждения (бюджетный) на основании Российского законодательства с объекты основных средств разделяются на особо ценное движимое имущество и иное движимое имущество. Приобретенные из источников субсидий на выполнение муниципального задания и из средств приносящей доход деятельности иное движимое имущество принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, в т.ч. хозяйственным способом, отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с договорами. Отражаются ОС в учѐте по отгрузке (метод начисления), подтверждая факт приобретения накладной на получение МЦ Расчет годовой суммы начисления амортизации объектов основных средств производится линейным способом, исходя из их первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с учета г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. Постановление Правительства РФ от , Постановление Совета Министров СССР от (о классификации объектов основных средств), Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утверждѐнная приказом Минфина РФ от г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г..
5 Материальные запасы по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО -4) и по приносящей доход деятельности (КФО Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости по источникам финансового обеспечения. Оприходование материальных запасов, полученных в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора по передаче (изготовлению) материальных ценностей. В связи с изменением типа учреждения с материальные запасы разделяются на: «Материальные запасы особо ценное движимое имущество учреждения»; «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.
6 Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО -4) и по приносящей доход деятельности (КФО Для формирования в денежном выражении информации о затратах на оказание услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, в МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы применяются следующие группы счетов: «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»; «Общехозяйственные расходы». Принятие к бухгалтерскому учету хозяйственных операций по формированию фактической стоимости: при изготовлении одного (единственного) вида услуги, прямые расходы, по способу включения в себестоимость, установленные учреждением самостоятельно на основании первичных учетных документов в соответствии с расчетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества и расчета объема субсидий на выполнение муниципального задания, отражаются в соответствии с содержанием хозяйственной операции по дебету соответствующего счета аналитического учета , с последующим отнесением на конец каждого отчѐтного месяца затрат на уменьшение финансового результата текущего финансового года. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г..
7 Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО -4) и по приносящей доход деятельности (КФО Операции по увеличению расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам оформляются следующими образом: выбытие денежных средств с лицевых счетов в органе казначейства на основании заявки учреждения для выплаты наличных денег ; внесение наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными. Операции по уменьшению расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам оформляются при: получении наличных денег по чекам в кассу учреждения на основании приходного кассового ордера; зачисление наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства на основании Выписки из лицевого счета г. 174н, Учѐтная политика ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. Расчеты с учредителем по субсидиям на выполнение муниципального задания (КФО -4) и по приносящей доход деятельности (КФО В связи с изменением типа учреждения с расчеты с учредителем при получении объектов основных средств при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) отражаются в сумме балансовой стоимости активов. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.
8 Расчеты по принятым обязательствам на выполнение муниципального задания (КФО -4), по иным субсидиям (КФО-5) и по приносящей доход деятельности (КФО По источникам финансового обеспечения отражение операций по счету осуществляется: по обязательствам за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы; по оплате труда, пособиям и иным социальным выплатам. Все факты хозяйственной деятельности регистрируются в том отчѐтном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчѐтов по ним. Федеральный Закон РФ от ФЗ «О бухгалтерском учѐте», Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Постановления Правительства РФ; Постановления Главы администрации г.тулы, в частности 3738 от г.; приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ 570 от г., 247н от г., 121н от г., Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утверждѐнная приказом Минфина РФ от г. 174н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. Расчеты по платежам в бюджеты на выполнение муниципального задания (КФО -4), по иным субсидиям (КФО-5) и по приносящей доход деятельности (КФО По источникам финансового обеспечения расчеты по платежам в бюджет принимаются к БУ по методу начисления в отчѐтные налоговые периоды Федеральный Закон РФ от ФЗ «О бухгалтерском учѐте», Налоговый кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Инструкция по применению единого плана г. 174н, Учѐтная политикамоу ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. Доходы текущего финансового года по (КФО -4) и по иным субсидиям (КФО -5) Начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение муниципального задания и по иным субсидиям отражается на основании Справки (ф ) (Отчета по субсидиям) по текущим заявкам и заявкам по заработной плате (региональной надбавке), предоставляемым в течение каждого отчѐтного месяца учредителю. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.
9 Доходы текущего финансового года по приносящей доход деятельности (КФО Начисление доходов от реализации работ, услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу бюджетного учреждения видов деятельности, отражается на основании Актов оказания услуг, Товарных накладных, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение бюджетным учреждением работ (услуг), Счета (Счета-фактуры). Финансовый результат от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения определяется в конце каждого отчѐтного месяца отнесением себестоимости выполненных бюджетным учреждением услуг, на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения от оказания платных услуг (работ) и отражается на основании Справки (ф ) по дебету счета «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.
10 Расходы текущего финансового года по (КФО -4) и по иным субсидиям (КФО -5) Принятые обязательства по выполнению муниципального задания (КФО -4), по иным субсидиям (КФО -5) и по приносящей доход деятельности (КФО Начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующих себестоимость услуг, оказываемых бюджетным учреждением в рамках муниципального задания, а также иных субсидий, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета Данные расходы регистрируются в том отчѐтном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчѐтов по ним Регистрация принятых бюджетных обязательств (сч ) осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие и подлежащих исполнению в отчѐтном финансовом году по источникам финансового обеспечения. Регистрация денежных обязательств (сч осуществляется в момент возникновения обязанности получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. учреждений, утверждѐнная приказом Минфина РФ от г. 174н, Учѐтная политикамоу ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.
11 Сметные (плановые) назначения по (КФО — 4), по иным субсидиям (КФО -5) и по приносящей доход деятельности (КФО — Получено финансового обеспечения по (КФО — 4), по иным субсидиям (КФО -5) и по приносящей доход деятельности (КФО — Право на принятие обязательств по (КФО — 4), по иным субсидиям (КФО -5) и по приносящей доход деятельности (КФО — Утверждѐнный объѐм финансового обеспечения по выполнению муниципального задания (КФО — 4), по иным субсидиям (КФО -5) и по приносящей доход деятельности (КФО — Недвижимое имущество в пользовании по договорам аренды по выполнению муниципального задания (КФО — 4) Бланки строгой отчѐтности по (КФО — 4) Регистрация сметных (плановых) назначений осуществляется по фактам утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, с учѐтом уточнений его в течение текущего финансового года Регистрация полученного финансового обеспечения осуществляется по фактам кассовых поступлений субсидий на выполнение муниципального задания, иных субсидий и средств от приносящей доход деятельности в течение текущего финансового года Право на принятие обязательств по источникам финансового обеспечения возникает в момент утверждения плана финансовохозяйственной деятельности (расходы) на отчѐтный финансовый год, с учѐтом его уточнений в течение текущего финансового года Регистрация утверждѐнного объѐма по источникам финансового обеспечения возникает в момент утверждения плана финансовохозяйственной деятельности (доходов) на отчѐтный финансовый год, с учѐтом его уточнений в течение текущего финансового года Учитывается объект недвижимого имущества, полученного учреждением в аренду без закрепления права оперативного управления на основании акта о приѐме-передачи здания (сооружения) по первоначальной стоимости объекта Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г.. МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. учреждений, утверждѐнная приказом Минфина РФ от г. 157н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. учреждений, утверждѐнная приказом Минфина РФ от г. 157н, Учѐтная политика МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г..
12 Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации по (КФО — 4), по иным субсидиям (КФО -5) и по приносящей доход деятельности (КФО Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию по балансовой стоимости. Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету. учреждений, утверждѐнная приказом Минфина РФ от г. 157н, Учѐтная политика ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на 2012г. Директор Т.Б. Панченко Главный бухгалтер В.В. Трубина
Флеш-карта — это съемное устройство, выполняющее множество функций. Наиболее распространенным и востребованным является ее применение в качестве носителя информации. Флеш-карты повсеместно используются в учреждениях госсектора. Более того, ими в обязательном порядке обеспечиваются работники, занимающие те или иные должности (смотрите, например, Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.12.2017 г. № 660 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства экономического развития Российской Федерации», Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.03.2017 г. № 259/17 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной антимонопольной службы»).
Извечная дилемма бухгалтеров учреждений государственного сектора — как учитывать флеш-карты. К какой группе нефинансовых активов их отнести? Это основные средства или материальные запасы? Ответ на данный вопрос во многом субъективен. В данной статье мы рассмотрим всю имеющуюся в настоящее время информацию, которая поможет принять правильное решение по вопросу отнесения флеш-карт к основным средствам или материальным запасам.
«Сухие» нормы законодательства
Как известно, с законом не поспоришь. Поэтому на первом этапе принятия решения об отнесении флеш-карт к основным средствам или материальным запасам следует проанализировать положения нормативных-правовых актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету.
В части определения возможности отнесения имущества к основным средствам необходимо руководствоваться следующими документами:
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н (далее — СГС «Основные средства»);
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы…», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»);
- Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
В отношении имущества, приобретенного до 1 января 2018 года, критерии отнесения к основным средствам устанавливались п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года такие критерии закреплены п. п. 7, 8 СГС «Основные средства» вкупе с п. 36 СГС «Концептуальные основы». Кроме того, следует учитывать Методические указания, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257.
Основными средствами признаются материальные ценности:
- являющиеся активами (понятие актива дается в п. 36 СГС «Концептуальные основы»);
- независимо от их стоимости;
- со сроком полезного использования более 12 месяцев*;
- предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (в аренде либо в безвозмездном пользовании) в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Указанные материальные ценности могут находиться:
- в эксплуатации;
- в запасе;
- на консервации;
- а также могут быть переданы субъектом учета, в том числе инвестиционная недвижимость, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
К основным средствам не относятся:
- непроизведенные активы;
- имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено СГС «Основные средства»;
- материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
- материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
- биологические активы.
Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются (Письмо Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257).
Анализируя названные нормы, можно прийти к выводу, что ключевым моментом при определении возможности отнесения флеш-карты к основным средствам является срок ее полезного использования. То есть, если данный носитель информации может использоваться более 12 месяцев, то он относится к основным средствам. Иначе — к материальным запасам.
Сколько «проживет» флешка?
Срок полезного использования — это период, в течение которого предусматривается использование актива в деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях (п. 7 СГС «Основные средства»).
Срок полезного использования определяется согласно п. 35 СГС «Основные средства», исходя из:
- Ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств;
- Рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и (или) на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов , принятого с учетом:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- иных ограничений использования этого объекта, в том числе установленных согласно законодательству Российской Федерации;
- гарантийного срока использования объекта;
- сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.
При этом в первом случае следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация № 1) и выбирать наибольший срок полезного использования, установленный для конкретной амортизационной группы (в части имущества, включаемого в 1-9 амортизационные группы).
Таким образом, для определения срока полезного использования флешки первоначально следует посмотреть, содержит ли Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст (далее — ОКОФ), ее наименование в явном виде и соотнести код с конкретной амортизационной группой по Классификации №1. Согласно ОКОФ флешка — носитель информации может быть отнесена к коду 330.26.80.13 «Носители данных прочие…». Однако Классификация №1 не содержит амортизационной группы для кода ОКОФ 330.26.80.13. Следовательно, срок полезного использования следует определять вторым способом: исходя из рекомендаций производителя и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.
Таким образом, ответ на вопрос: как учитывать флеш-карту, сводится к субъективному суждению должностных лиц конкретного учреждения относительно срока ее полезного использования. Именно они обладают информацией о входящей в комплект поставки документации, о «добросовестности» производителя. Они в компетенции определить характер и интенсивность использования флеш-носителя. Также отметим, что на флеш-карты некоторые производители дают гарантию до 5 лет.
Частный случай учета флеш-карт
Отдельно остановимся на учете флеш-карт, приобретаемых одновременно с разнообразными устройствами и используемых с ними. Например, покупается фотоаппарат, собственная память которого отсутствует либо очень мала. Тут же к нему подбирается и флеш-карта (SD, microSD и т. п.), чтобы он мог полноценно использоваться. Флеш-карта в таком случае служит не только для увеличения памяти фотоаппарата, но и для удобства перенесения фотографий на компьютер и иных целей. Аналогичная ситуация может происходить и с мобильным телефоном.
В соответствии с п. 10 СГС «Основные средства» согласно учетной политике учреждения с учетом положений Инструкции № 157н объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:
- срок их полезного использования одинаков;
- их стоимость не является существенной.
Согласно данному пункту в один инвентарный объект можно объединять, к примеру, периферийные устройства и компьютерное оборудование. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).
Критерий существенности также устанавливается учетной политикой учреждения, а его определение приведено в п. 17 СГС «Концептуальные основы».
Таким образом, флеш-карты, приобретаемые и используемые одновременно с иными устройствами (фотоаппаратами, мобильными телефонами), при внесении соответствующих положений в учетную политику учреждения могут учитываться единым инвентарным объектом.
Как избежать претензий?
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что прямого ответа на вопрос: как учитывать флеш-карту, действующее законодательство в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержит. Минфин данный вопрос тоже не разъяснял. Анализ судебной практики и решений должностных лиц конкретных учреждений, закрепленных в их учетных политиках, противоречив (смотрите, например, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 г. № 18АП-6963/11, Решение АС Томской области от 17.04.2015 г. по делу № А67-7469/2014, Решение АС г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу № А40-111746/2014, п. 39 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.12.2014 г. № 532 «Об утверждении Учетной политики Федерального агентства железнодорожного транспорта»). Поэтому при принятии решения об учете флеш-карт в качестве основных средств или материальных запасов целесообразно придерживаться следующих правил.
Во-первых, принятое комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решение должно быть обоснованным. То есть оно должно содержать подтверждение сделанного вывода относительно срока полезного использования флеш-карт. Это могут быть письменные гарантии производителя или поставщика, документальное обоснование характера и интенсивности использования данных носителей, проведенный анализ сроков использования за прошлые периоды и прочее. Важно, чтобы проверяющие видели, что в учреждении велась работа по принятию решения.
Решение следует закрепить в учетной политике учреждения. Кроме того, должен быть организован единообразный учет поступающих в учреждение флеш-носителей. Иными словами, не должно возникать ситуаций, когда аналогичные флеш-карты учитываются и в составе основных средств, и в составе материальных запасов.
_______________________
* если иное не предусмотрено СГС «Основные средства», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Опубликовано 07.02.2018
Правовой статус организации
Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.
Какими нормативными правовыми актами регулируется учет
В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.
Основные регламентирующие бухучет документы
Вид организации |
Базовый нормативный правовой акт |
План счетов |
Состав отчетности |
---|---|---|---|
Коммерческие организации |
Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете» |
Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению» |
Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» |
Государственные (муниципальные) учреждения |
Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» |
Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» |
Обязательства бюджетной организации
Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:
- государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
- имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
- земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
- бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
- учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.
Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.
Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета
В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.
Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.
Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:
- 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Объем отчетности и сроки ее представления
Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.
Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:
- ежемесячно (около 1–5 форм),
- поквартально (около 5–10 форм),
- раз в год (от 10 до 30 форм).
Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).
Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
- сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).
Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.
Структура баланса
На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.
У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.
Вместо заключения
Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.