Сверка с налоговой

Сверка с бюджетом

Сверка расчетов с бюджетом – процедура необходимая: она подтверждает бухгалтерскую отчетность, выявляет «недоимки по ошибке», помогает избежать взыскания таких недоплат и начисления пеней. А иногда и позволяет уменьшить сумму налога к уплате в зачет переплаты по другому налогу.

Фирме необходимо как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности подтверждать свои обязательства (п. 2 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Расчеты с бюджетом – тоже в числе обязательств фирмы, поэтому перед составлением баланса она обязана свериться с инспекцией.

Налоговое законодательство более либерально: требований подтверждать начисление и уплату налогов оно не содержит. Но – «намекает»: переплату по налогу более чем трехлетней давности зачесть или возвратить не удастся. Ведь заявление о возврате или зачете излишне уплаченного налога можно подать только в течение трех лет со дня его уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Но в инспекциях иногда случается, что данные деклараций и поступившие платежи заносят с ошибками или разносятся несвоевременно. Вот и приходится бухгалтерам после каждого платежа или представления документа налоговой отчетности лично удостоверяться в том, что все в порядке.

Сверим расчеты добровольно

В компанию ООО «Рассвет» пришел новый главбух. С целью получить максимально достоверную информацию о финансовых и налоговых делах фирмы и избежать неожиданных сюрпризов в период сдачи отчетности «новобранец» планирует провести добровольную сверку расчетов. Работающих бухгалтеров эта идея не вдохновила. Ведь порой сверка расчетов с бюджетом отнимает больше сил и времени, чем подтверждение расчетов с контрагентами или даже годовая инвентаризация. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Итак, компании необходимо с минимальными временными потерями эффективно провести эту процедуру.

В случае если ООО «Рассвет» представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, то данный факт значительно облегчит сверку. Бухгалтеру достаточно будет с рабочего места запросить состояние лицевого счета в своей инспекции и проверить, соответствуют ли данные карточки налогоплательщика действительному положению дел. Но если фирма не располагает такими ресурсами, то для сверки приходится посетить инспекцию.

Сверяться с бюджетом нужно по правилам, обозначенным в «Регламенте организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», утвержденным приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ (далее – Регламент).

Основанием для проведения добровольной сверки будет заявление налогоплательщика, которое необходимо подать в налоговую инспекцию в произвольной форме (п. 3.4 Регламента). В нем, как правило, указываются наименование организации, ИНН, КПП, КБК налогов и сборов для проведения сверки расчетов и период, за который их следует подтвердить.

Сверка в деталях

В дальнейшем бухгалтеру будет назначена встреча с инспектором. К ней лучше подготовиться заранее – составить реестр начисленных и уплаченных налогов и сборов по каждому из интересующих вас КБК за указанный в заявлении период.

Возможно, составить реестр инспектор попросит самостоятельно. Ведь ему необходимо провести сверку в срок – в течение 10 дней в том случае, если расхождений не выявлено, и в течение 15 дней, когда они все же есть (п. 3.1.2 Регламента).

Явившись в указанный срок для сверки, бухгалтер получит на руки первый раздел акта сверки (п. 3.1.1 Регламента). Его заполняют на основании данных лицевого счета фирмы. Он представляет собой только сальдо расчетов по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода. Следует помнить, что налоги, уплачиваемые в виде авансовых платежей, до представления расчетов и деклараций будут иметь положительное сальдо. Например, авансовые платежи по ЕСН уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца, а расчет авансовых платежей за этот период представляется позже, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. А значит, до того как фирма представит расчеты и декларации по налогу, у налогоплательщика будет числиться «переплата».

Если информация налогового органа, содержащаяся в акте по форме 23-а (краткая), совпадает с данными ООО «Рассвет», сверка закончена. Стороны, участвующие в сверке, подписывают акт (п. 3.3 Регламента). Один его экземпляр будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговой инспекции.

В случае расхождений придется детально сверить данные информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов компании (п. 3.1.4 Регламента). Чтобы выявить и зафиксировать причины расхождения, оформляется акт сверки по форме 23 (полная).

Заметим, что в обязанности налогоплательщика не входит подписывать акт сверки. Да и ответственность за отказ от подписи акта нигде не предусмотрена. Не согласившись с результатами сверки, фирма может не подписывать акт. На сторону налогоплательщика в такой ситуации встал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление от 6 сентября 2005 г. № 4083/05).

Дата публикации: 15 Февраля 2012, 17:00 — + 0

Когда нужно сверять расчеты с ФНС

Положения, регулирующие взаимоотношения между организацией/предпринимателем и фискальной службы в части сверки взаиморасчетов, утверждены в пункте 3 регламента ФНС от 09.09.2005 г.

Согласно документу, субъекты хозяйствования, которые являются плательщиками налогов и сборов на счета фискальной службы, обязаны проводить сверки с ФНС в следующих случаях:

  1. Организация является крупным налогоплательщиком. Если компания находится на учете ФНС в качестве крупного налогоплательщика, сверка расчетов между юрлицом и ФНС должна осуществляться ежеквартально, на 1-е число каждого квартала (в 2018 году – на 01.04.18, 01.07.18, 01.10.18, по итогам года – на 01.01.19).
  2. Компания находится в процессе ликвидации. Если организация снимается с учета ФНС в связи с ликвидацией, то сверка расчетов с фискальной службой является обязательной процедурой. Цель проведения сверки в данном случае – выявление задолженностей плательщика перед ФНС и взыскание недоимки.
  3. Субъект хозяйствования является инициатором сверки. Согласно регламента, организация в любое время может инициировать сверку с ФНС, оформив при этом соответствующее заявление. Сотрудник ФНС формирует акт и направляет его в адрес организации, после чего сверки расчетов производится в установленном порядке.
  4. Сверка инициируется органом ФНС. Фискальная служба вправе сформировать акт сверки и направить документ плательщику для заполнения в случаях, предусмотренных пп. 5.1 п. 1 ст. 21, п. 7 ст. 45 НК РФ.

Читайте также статью ⇒ «Возврат средств на основании акта сверки».

Изменения 2018 года

13.02.2018 года в документ внесены изменений, согласно которым упрощен порядок сверки расчетов с ФНС при переходе плательщика на обслуживание в другой орган фискальной службы. Согласно регламенту, для организаций, которые меняют ФНС в связи со сменой места деятельности, юридического адреса, увеличением объемов налогооблагаемых операций (переход в специализированные органы ФНС по работе с крупными налогоплательщиками), сверка со старой ФНС не обязательна.

При этом многие предприятия перед переходом на обслуживание в новую ФНС предпочитают все-таки сверяться со старым органом фискальной службой. Причина этому – возможные разногласия и путаница в расчетах в связи с имеющимися расхождениями.

При переходе организации из одной налоговой в другую, между ФНС производится передача имеющихся расчетов и оборотов без какой-либо дополнительной проверки. Именно поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно инициируют проведение сверки для выявления расхождений и их устранения. Последующие расчеты с новой ФНС осуществляются на основании сальдо, утвержденного на отчетную дату (дата перехода на обслуживание в новую ФНС).

Читайте также статью ⇒ «Сверка расчетов организации с налоговой инспекцией».

Как показывает современная практика, в подавляющем большинстве случаев именно субъекты хозяйствования инициируют сверку с ФНС с целью выявить расхождения, установить наличие задолженности или переплаты.

Ниже представлен алгоритм действий, который поможет бухгалтеру провести сверку с фискальной службой.

Шаг-1. Обращение в ФНС с заявлением

Согласно пункту 3.4 Регламента, сверка по инициативе плательщика осуществляется на основании заявления. При этом регламент не утверждает бланк, на котором необходимо заполнить заявления, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием следующей информации:

  • полное наименование органа ФНС, адрес;
  • данные налогоплательщика (наименование, юридический адрес, коды ИНН, КПП, ОГРН, телефон, ФИО, должность контактного лица);
  • информация о сверке (период, вид налоговых обязательств – НДС, НДФЛ, страховые взносы, т.п., КБК);
  • выбранный способ доставки акта (направить почтой/получить лично в органе ФНС);
  • дата составления заявления.

В общем порядке подписантом заявления на получения акта сверки с ФНС может выступать руководитель организации либо иное должностное лицо, которое имеет право на подписание подобных документов в соответствие с положениями доверенности.

Оформленное заявление можно отправить почтой (письмо с уведомлением и описью вложений) либо отнести в орган ФНС лично.

Образец составления заявления на получение акта сверки ФНС можно скачать здесь ⇒ Заявление на получение акта сверки с ФНС.

Шаг-2. Получение акта сверки от ФНС

Получив заявление от налогоплательщика, сотрудник ФНС ставит в документе соответствующую отметку (текущая дата, подпись о получении), после чего формирует акт сверки в соответствии с запросом организации (период, вид налога).

Согласно п. 3.4.3 Регламента ФНС, срок формирования акта и его передача налогоплательщику не должна превышать 5-ти рабочих дней с момента поступления в орган фискальной службы соответствующего заявления.

По истечение установленного срока, ФНС направляет налогоплательщику акт сверки в 2-х экземплярах (бланк можно скачать здесь ⇒ Акт сверки с ФНС (бланк)) и соответствующее уведомление (образец можно скачать здесь ⇒ Уведомление о направлении акта сверки с ФНС).

Шаг-3. Проведение сверки расчетов

По факту поступления акта сверки от ФНС, налогоплательщик сверяет информацию о расчетах по данным фискальной службой с информацией, отраженной в учете предприятия.

В полученном бланке акта сверки бухгалтер предприятия вносит данные в соответствие с суммами начисленного налога и перечисленной оплаты в течение отчетного периода в графе «Отметка заинтересованного лица или его представителя». Отметим, что в акте сверки плательщик отражает не размер фактического начисления/оплаты, а сумму имеющихся расхождений. Если расхождения отсутствуют (данные ФНС соответствуют данным плательщика), то бухгалтер организаций ставит прочерки в соответствующих графах.

Шаг-4. Подписание акта и его передача в ФНС

В случае отсутствия разногласий, руководитель организации подписывает акт сверки и скрепляет его печатью, после чего передает 1 экземпляр документа в налоговый орган (почтой или лично).

Если в процессе сверки выявлены расхождения, то плательщику следует подготовить документы, подтверждающие факт и сумму отраженных операций (счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ), после чего передать комплект документов (1 экземпляр акта сверки и подтверждающие документы) в ФНС для дальнейшей сверки.

Получив документы и выявив расхождения в расчетах, сотрудник ФНС формирует новый акт сверки по форме 23 (полная) и сверяет информацию в акте с первичными документами плательщика. В случае если выявленные расхождения допущены по вине налогового органа, то сотрудник ФНС составляет служебную записку, которая является основанием для исправления допущенной ошибки. Исправленный акт сверки (форма 23 полная) направляется плательщику для подписания.

Сверка с ФНС признается оконченной и утвержденной при выявлении всех ошибок и урегулировании всех разногласий между фискальной службой и плательщиком.

Акт сверки, утвержденный и подписанный сторонами, может служить основанием для возврата средств на счета плательщика (при возникновении переплаты), либо подтверждать наличие задолженности организации.

Читайте также статью ⇒ «Как налоговая проверяет 6-НДФЛ».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сверка с ФНС через Интернет

В настоящее время фискальная служба РФ предоставляет плательщикам возможность сверки с ФНС посредством использования интернет-ресурсов.

Для того чтобы свериться с налоговой через интернет, бухгалтеру организации необходимо:

  • скачать программу «Налогоплательщик ЮЛ» на сайте ФНС либо на другом доступном ресурсе;
  • зарегистрироваться на официальном сайте налоговой службы (nalog.ru);
  • пройти авторизацию через «Личный кабинет»;
  • сформировать заявку на получение акта сверки («Документы ⇒ Иные документы для налоговых органов ⇒ Запрос на получение информационной услуги ⇒ Создать ⇒ Предоставление акта сверки по налогам, сборам, штрафам, пеням», в появившемся окне указать период и дату сверки, ОКАТО, ОКТМО, КБК, форму документа – xls, pdf,rtf);
  • после формирования документа нажать кнопку «Отправить в ФНС» и подтвердить операцию подписью ЭЦП.

В течение 5-ти рабочих дней с момента отправки он-лайн заявки, в личный кабинет плательщика должен поступить ответ от ФНС. Для просмотра статуса операции пользователю необходимо кликнуть по листу с отправленным запросом (статус «Принят»).

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

>Все, что нужно знать про сверку с налоговой инспекцией

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @  «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при ликвидации (реорганизации) компании;
  • по инициативе налогоплательщика — чаще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать заявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет (3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

В перечисленных случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок. Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

  • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
  • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
  • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

  • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
  • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
  1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
  2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
  3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). Сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

  • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
  • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

  • если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
  • если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Обязательна ли сверка по налогам и когда ее можно проводить?

В настоящее время порядок проведения сверки регулируется разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками <1> (далее — Регламент) (Письмо ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@). В нем приведен ряд случаев, когда данное мероприятие налогового контроля проводится в обязательном порядке:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах (например, при зачете или возврате излишне уплаченного учреждением налога).

<1> Утвержден Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

Кроме того, налогоплательщик может провести сверку расчетов с бюджетом по собственной инициативе по завершении календарного года, являющегося налоговым периодом для многих налогов и сборов. При этом в Налоговом кодексе не установлено ограничение периода, который может быть охвачен сверкой начисленных и уплаченных налогов и сборов. Медицинские учреждения, которые регулярно осуществляют сверку расчетов с бюджетом, проводят данное мероприятие за календарный год. Такая регулярность осуществления сверки упрощает проведение этой процедуры и позволяет не накапливать ошибки и расхождения нескольких налоговых периодов. Поэтому учреждению здравоохранения лучше не ждать наступления оснований, при которых сверка проводится в обязательном порядке, а проявить самому инициативу в осуществлении сверки расчетов с бюджетом по итогам налогового периода.

Порядок проведения сверки по инициативе учреждения

Основанием для проведения совместной сверки по инициативе налогоплательщика является письменное заявление, составляемое в произвольной форме <2>. Главное — указать существенную информацию, необходимую для проведения сверки расчетов: наименование бюджетного учреждения (также его ИНН, КПП), период сверки, список налогов и соответствующие им КБК <3>. Если к этому учреждение добавит свои данные о суммах начисленных и уплаченных им налогов, то инспекторам будет проще провести процедуру сверки. Налогоплательщику нужно помнить, что заявление составляется в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка инспекции о приеме заявления, для того чтобы у налоговиков не было желания затягивать сверку расчетов с налогоплательщиком.

<2> Как вариант учреждение здравоохранения может взять за основу ранее действовавший бланк заявления, утвержденный Приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.
<3> Если не будут указаны конкретные налоги, то сверка будет проведена по всем налоговым обязательствам заявителя.

На проведение рассматриваемого мероприятия по инициативе налогоплательщика инспекторам дается 5 рабочих дней, по завершении которых должностное лицо формирует официальный документ — акт сверки. Общий срок сверки не должен превышать 10 рабочих дней (при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика). Этот период может быть увеличен до 15 рабочих дней, если в результате сверки выявлены расхождения между данными инспекции и налогоплательщика.

Итоговый документ при проведении указанного мероприятия — акт сверки. В Регламенте дана ссылка на форму акта сверки, утвержденную Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Однако в настоящее время приоритет имеет форма акта сверки, утвержденная более поздним документом — Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@. В нем два раздела, которые заполняются отдельно по каждому виду налога (сбора).

В разд. 1 указывается сальдо расчетов задолженности по налогам (сборам) с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированная задолженность. В нем также приводятся суммы, фактически перечисленные налогоплательщиками, но не поступившие в бюджет, и невыясненные платежи. Если все показатели сходятся и в акте не указываются потерявшиеся суммы, бухгалтер может подписать его с пометкой «Согласовано без разногласий», после чего сверка расчетов считается завершенной.

Раздел 2 акта заполняется, как правило, тогда, когда выявлены расхождения между данными инспекторов и налогоплательщика. В этом разделе все вышеперечисленные сведения отражаются более развернуто, в четырех столбцах, один из которых заполняется по данным налогового органа, другой — по данным налогоплательщика. Напротив каждого вида задолженности фиксируются расхождения (при наличии таковых) и результаты совместной сверки. В дополнение к этому есть еще одна детализация задолженности по сальдо на начало и конец сверяемого периода и по сумме задолженности, образовавшейся в сверяемом периоде. При наличии расхождений в графе «Отметка налогоплательщика о расхождениях» следует указать сумму в рублях по данным плательщика, подписать акт с отметкой «Согласовано с разногласиями».

В заключительной части акта сверки приводятся выявленные разногласия, объяснения их причин, предложения налогового органа и налогоплательщика. При выявлении разногласий, требующих устранения в судебном порядке, разд. 2 акта сверки расчетов подписывается с формулировкой «Разногласия не устранены» с указанием причины разногласий и предложений по их устранению. На этом можно считать завершенной сверку расчетов с бюджетом, далее для урегулирования расхождений и разногласий осуществляются другие процедуры, предусмотренные налоговым законодательством.

Причины расхождений данных налоговой инспекции и учреждения

Расхождения, выявляемые при сверке расчетов с бюджетом, могут быть допущены по вине либо налогоплательщика, либо налоговиков, третьего не дано. Начнем с налоговиков, по вине которых может возникнуть неразбериха в лицевых счетах налогоплательщиков.

Как показывает практика, порой инспекторы так завалены работой, что просто не успевают вовремя разносить платежки или вводить отчетность налогоплательщиков, что приводит к несвоевременному отражению всей информации в карточке лицевого счета. В итоге сравнить расчеты с первого раза не всегда удается. В таком случае инспектор, проводивший сверку, направляет служебную записку в отдел, допустивший оплошность. В течение пяти дней виновник исправляет ошибку и возвращает окончательный результат в отдел работы с плательщиками. После этого снова формируется акт сверки с учетом внесенных изменений.

Представим обратную ситуацию, когда расхождения возникли по вине налогоплательщика. Тогда инспектор готовит уведомление и направляет его налогоплательщику (п. 3.4.6 Регламента). В уведомлении указывается, что ошибка, выявленная по результатам сверки, допущена налогоплательщиком, поэтому он должен искать причины расхождения своих сведений с данными инспекции. Налогоплательщику можно посоветовать проверить свои данные еще раз и при обнаружении ошибки подать в инспекцию уточненную декларацию за период, охватываемый сверкой расчетов. Для представления уточненной декларации не установлено сроков — ее можно подать в любой момент, как только будут выявлены ошибки в расчетах с бюджетом по налогам.

По результатам сверки может оказаться, что налогоплательщик уплатил в бюджет меньше, чем начислил. Тогда причина, возможно, кроется в ошибках, допущенных при заполнении платежного поручения, которые попадают в недошедшие налоговые платежи. Для того чтобы избежать таких последствий, нужно уделить внимание заполнению платежных документов.

Нюансы заполнения налоговых платежек учреждениями

Платежное поручение как расчетный документ оформляется на бланке установленной формы, которая приведена в Приложении 1 к Положению о безналичных расчетах в РФ <4>. В платежном поручении отражается вся информация, необходимая для проведения безналичных расчетов между юридическими лицами. В контексте данной статьи нас интересует информация, которая указывается при перечислении налогов. Для таких сведений в платежном поручении предусмотрены специальные поля (101 и 104 — 110). При этом Правила заполнения расчетных документов по налогам, сборам и иным подобным платежам утверждены Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.

<4> Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Заметим, в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей, утвержденные Приказом Минфина России N 106н, внесены изменения Приказом Минфина России от 01.10.2009 N 102н. В нем уточнено, что расчетные документы, плательщиками по которым являются получатели средств бюджета, заполняются по каждому получателю средств бюджета в соответствии с правилами, установленными Положением о безналичных расчетах в РФ. В Приказе Минфина России N 102н также сказано, что информация, идентифицирующая плательщика, получателя средств и платеж, указываемая в расчетных документах, является обязательной к заполнению. Напомним порядок заполнения основных полей платежки на перечисление налогов: 101, 104 — 110.

Поле 101. Данный показатель определяет статус налогоплательщика. Перечислим основные коды, которые могут быть указаны бюджетным учреждением в этом поле при перечислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды:

  • 01 — при перечислении в бюджет налога на прибыль, НДС, налога на имущество, транспортного налога, взноса на страхование от несчастных случаев;
  • 02 — при перечислении от имени налогового агента НДФЛ в бюджет за работников учреждения, а также при перечислении НДС, если учреждение выступает в роли налогового агента — арендатора муниципального или государственного недвижимого имущества;
  • 14 — при перечислении ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование работников от имени налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам.

Остановимся на последнем двузначном показателе статуса (14). По поводу его применения у бюджетных учреждений могут возникнуть сомнения, однако в Приказе Минфина России N 102н есть прямое указание на пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, в котором поименованы организации, выступающие в роли плательщиков ЕСН. К ним относятся и бюджетные учреждения, поэтому они тоже указывают двузначный код статуса (14) при перечислении ЕСН в бюджет и взносов на страхование работников в Пенсионный фонд, уплату которых пока также контролируют налоговые органы. Следующие налоговые поля (104 — 110) выделены в платежке в отдельную строку.

Поле 104. В нем указывается показатель кода дохода бюджетной классификации конкретного налога, который имеет 20 знаков и может быть только один в расчетном документе. Данные для заполнения этого показателя бюджетное учреждение может взять из Приложения 6 «Главные администраторы доходов бюджетов бюджетной системы РФ» к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <5>. Например, при перечислении налога на прибыль организаций в платежном поручении указывается код 182 101 01000 00 0000 110, а НДФЛ — 182 101 02000 01 0000 110.

<5> Утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.

Если бюджетное учреждение неправильно указало в платежном поручении КБК, то это еще не повод для штрафа. Обязанность по уплате налога признается исполненной, если в платежном поручении правильно указаны счет казначейства и банк получателя. Поэтому, даже если в результате ошибки в КБК сумма поступила в бюджет другого уровня, возможно уточнение платежа и исправление ошибки в КБК (Постановления ФАС МО от 03.07.2008 N К-А40/5715-08, ФАС ВВО от 18.08.2008 по делу N А38-407/2008-4-53, ФАС ДВО от 30.03.2009 N Ф03-1121/2009). Однако на практике налоговики считают, что ошибка в КБК, которая привела к перечислению налога в бюджет другого уровня, является неисполнением обязанности по уплате налогов, то есть уточнение КБК может производиться в рамках одного и того же бюджета. Данная позиция ошибочна и может быть успешно оспорена в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2009 по делу N А45-8082/2009).

Поле 105. Порядок заполнения данного поля платежного поручения практически одинаков для всех налогов. В нем указывается код ОКАТО, который бухгалтер может взять из двух источников: непосредственно из Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 <6> или из свидетельства о регистрации бюджетного учреждения в органах статистики.

<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Поле 106. Здесь необходима информация для идентификации налогового платежа по основанию. Наиболее часто применяемое добросовестными плательщиками налогов обозначение ТП — это платежи текущего года. Для недобросовестных плательщиков предназначены варианты оснований:

ЗД — добровольное погашение задолженности по прошлым периодам;

ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа;

АП — погашение задолженности по акту проведенной проверки.

Если учреждение по каким-либо причинам не заполнило поле, то инспекторы самостоятельно идентифицируют налоговый платеж по наиболее подходящему основанию.

Поле 107 платежного поручения заполняется в отношении каждого налога (авансового платежа) индивидуально, в зависимости от периодичности уплаты, которая может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Это определяет первые два символа для заполнения данного поля (МС — месячный, КВ — квартальный, ПЛ — полугодовой, ГД — годовой платеж). В дополнение к периодичности в поле указываются месяц (квартал, полугодие) и год, за которые перечисляется платеж (например, МС.11.2009 означает перечисление платежа за ноябрь 2009 г., а указание ГД.2009 — платеж за 2009 г.).

Поля 108 и 109. Эти поля заполняются обычно нулевыми показателями, если бюджетное учреждение является добросовестным налогоплательщиком. В противном случае в поле 108 указывается номер документа, обусловливающего не добровольную, а принудительную уплату налога (в числе таких документов могут быть требование об уплате налога, акт проверки, решение об отсрочке, рассрочке, реструктуризации задолженности и др.). В поле 109 платежного поручения проставляется дата документа, на основании которого налоговый платеж уплачивается в принудительном порядке. В отношении текущих добровольных платежей плательщик может поставить в поле 109 дату подписи декларации (расчета), представленной в инспекцию. Но часто платежи уплачиваются раньше, чем представляются декларации (авансовые расчеты), поэтому в таком случае при погашении задолженности по истекшим периодам в поле проставляется нулевой показатель.

Поле 110. Оно по праву является последним в «налоговой» строке платежного поручения. В данном поле указывается тип платежа. Мы перечислим наиболее распространенные:

НС — уплата налога или сбора;

ГП — уплата пошлины;

ВЗ — уплата взноса;

ПЕ — уплата пени;

СА — уплата санкций.

Скажем несколько слов еще об одном поле, при заполнении которого возникает путаница при перечислении налогов и сборов. Речь идет о поле 21, в котором указывается очередность платежа. Сотрудники банка рекомендуют руководствоваться ст. 855 ГК РФ, в которой прописана очередность списания денежных средств со счета. Отчислениям в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС присвоена третья очередность (ЕСН в ФСС, ФФОМС и ТФОМС). В четвертую очередь ставятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (налог на прибыль, НДС, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог).

Отдельное внимание нужно уделить полю «Назначение платежа». В нем, как правило, отражается дополнительная информация, необходимая для идентификации платежа. Так, при перечислении платежей во внебюджетные фонды можно указать регистрационный номер свидетельства о постановке на учет бюджетного учреждения в качестве страхователя. Плюс к этому можно идентифицировать составляющие взносов (например, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, или страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной или страховой части трудовой пенсии). В отношении других налоговых платежей можно указать другие нюансы. В частности, если учреждение перечисляет НДС равными частями за налоговый период, то оно может указать, какая часть налогового платежа перечисляется.

Приведем пример заполнения платежного поручения. Учреждение здравоохранения «Городская больница» имеет следующие идентификационные данные: ИНН 5257088101, КПП 525701001, счет в казначействе 40101810400000011102, БИК 042202001. Платежным поручением оно уплачивает вторую часть платежа по начисленному за III квартал 2009 г. НДС в размере 10 510 руб. по сроку 20.11.2009.

Платежные поручения во многих учреждениях заполняются с использованием программно-прикладного продукта, что сводит к минимуму ошибки при заполнении платежек, тем не менее они все же иногда возникают. Причины могут быть самые разные, ведь вводит данные в программу бухгалтер, который не застрахован от ошибок. Представим худший вариант. В одном из налоговых полей платежки допущена ошибка, тогда налоговики могут внести такой платеж в карточку другого налога и у плательщика возникнет недоимка и пени по нужному платежу. Что предпринять в такой ситуации?

———¬
¦0401060¦
______________________ ______________________ L———
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
20.11.2009 ——¬
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ N 110 ————— ___________________ ¦ 01 ¦
Дата Вид платежа L——
(101)
Сумма ¦Десять тысяч рублей 00 копеек
прописью¦
¦
———+——-T——————————T———T—————————
ИНН 5257088101 ¦КПП 525701001 ¦Сумма ¦10 510-00
—————-+——————————+ ¦
Бюджетное учреждение «Городская больница» ¦ ¦
+———+—————————
¦Сч. N ¦40101810400000011102
Плательщик ¦ ¦
———————————————-+———+
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. ¦БИК ¦042202001
г. Нижний Новгород +———+
¦Сч. N ¦
Банк плательщика ¦ ¦
———————————————-+———+—————————
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. ¦БИК ¦042202001
г. Нижний Новгород +———+
¦Сч. N ¦
Банк получателя ¦ ¦
—————-T——————————+———+
ИНН 5257046101 ¦КПП 525701001 ¦Сч. N ¦40101810400000010002
—————-+——————————+ ¦
Управление Федерального казначейства +———+—T————T————
по Нижегородской области (ИФНС России ¦Вид оп. ¦01¦Срок плат. ¦
г. Н. Новгород) +———+ +————+
¦Наз. пл.¦ ¦Очер. плат.¦ 4 (21)
+———+ +————+
Получатель ¦Код ¦ ¦Рез. поле ¦
—————————T————T——T-+———+—+———T—+——T——
182 103 01000 01 0000 110¦22401000000¦ ТП ¦КВ.03.2009¦ 0 ¦ 0 ¦ НС
(104) ¦ (105) ¦(106)¦ ¦ (108) ¦ (109) ¦(110)
—————————+————+——+———-+————+———+——
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (вторая часть платежа
за III квартал 2009 г.)
Назначение платежа
__________________________________________________________________
Подписи Отметки банка
_________________________
М.П.
_________________________

Если в платежном поручении допущены ошибки?

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип платежа, налоговый период или статус плательщика. В заявлении, составленном в произвольной форме, указываются сведения о платежном поручении, заполненном с ошибкой, а также приводятся правильные реквизиты налогового платежа. К заявлению следует приложить копии документов, подтверждающих уплату указанного налога и перечисление его в бюджетную систему.

Подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет казначейства. Это может произойти, если неправильно указан номер счета или наименование банка получателя, что случается крайне редко. Как правило, деньги доходят до счета казначейства, поэтому бухгалтеру не стоит отчаиваться и необходимо принять предусмотренные законодательством меры по уточнению ошибочного платежа.

После подачи заявления и уточняющих документов может быть проведена совместная сверка уплаченных учреждением налогов (по предложению налогового органа или налогоплательщика). При этом инспекторы имеют право потребовать от банка копию поручения плательщика на перечисление налога, оформленного с ошибкой. На это банку отводится пять дней со дня получения требования налоговиков. Далее на основании заявления плательщика и акта совместной сверки уплаченных налогов (если сверка проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет на соответствующий счет казначейства. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@. На основании данного решения уплаченная сумма налога правильно отражается в карточке расчетов с бюджетом, а пени, начисленные за период ошибочного перечисления налога, сторнируются.

И еще. В последнее время отдельные инспекции на своих сайтах предоставляют сервис, позволяющий налогоплательщику правильно составить платежное поручение. Если у бухгалтера имеются сомнения по поводу заполнения платежного документа по тому или иному налогу, то есть резон проверить себя с помощью подобного сервиса. Нужно только найти в Интернете свою налоговую инспекцию и правильно указать данные о налогоплательщике и налоговом платеже, на который составляется платежка. После этого бухгалтеру не составит труда распечатать платежку с сайта налоговиков и отправить платеж по назначению.

Можно ли вернуть переплату налога?

Как показывает практика, при расчетах с бюджетом возникает не только недоимка, но и переплата налогов и сборов. Факт, свидетельствующий о возможно излишней уплате налога, является одним из оснований для проведения совместной сверки расчетов по налогам и сборам. Она осуществляется по предложению либо налогового органа, который при выявлении переплаты должен известить об этом налогоплательщика в течение 10 рабочих дней, либо самого налогоплательщика, обнаружившего переплату (п. 3 ст. 78 НК РФ).

После сверки расчетов с бюджетом и подтверждения факта переплаты налога может быть произведен ее зачет в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения. Зачет возможен в отношении налогов одного уровня. В частности, сумма переплаты по одному федеральному налогу (например, НДС) может быть зачтена в счет погашения недоимки (или в счет предстоящих платежей) по другому федеральному налогу (например, налогу на прибыль, ЕСН) (Письмо Минфина России от 19.02.2009 N 03-02-07/1-81).

Другой вариант — возврат переплаты налога на расчетный счет налогоплательщика, при условии, что у него нет недоимки (задолженности) по налогам. Налоговики неохотно идут на возврат налога, им проще провести зачет, поэтому они могут чинить налогоплательщику препятствия в возврате налога. Одно из них — проведение камеральной проверки перед возвратом, однако если переплата выявлена в ходе сверки расчетов с бюджетом, то проведение такой проверки — не более чем уточняющее мероприятие, которое не должно препятствовать возврату переплаты налогоплательщику. Для возврата переплаты налога установлен срок — не более трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом финансовое ведомство в Письме от 01.06.2009 N 03-02-07/1-281 допускает возможность возврата суммы переплаты налога и после истечения установленного срока. Плательщик в таком случае может потребовать вернуть переплату в судебном порядке.

Заметим, переплату по «зарплатным» налогам (ЕСН, пенсионным взносам) пока возвращать обязаны налоговые органы (Письма Минфина России от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87, Минздравсоцразвития России от 17.04.2008 N 2187-ПР). Со следующего года переплату страховых взносов, которые будут перечисляться вместо ЕСН, возвращать будут соответствующие внебюджетные фонды — получатели страховых взносов.

Оставьте комментарий