Сводная бухгалтерская отчетность составляется

Сводная бухгалтерская отчетность — правила формирования

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой особую систему статистических данных, отражающих финансовые показатели и результаты, а так же общее финансовое положение к отчетной дате группы взаимосвязанных компаний и организаций. Такой вид отчетности объединяет предоставляемые данные по дочерним и материнским компаниям в один документ. Формирование сводной бухгалтерской отчетности происходит в несколько этапов:
Этап 1. Суммирование баланса.
На первом этапе происходит обычное суммирование балансов нескольких связанных организаций. Осуществляется оно построчно и применяется абсолютно ко всем статьям бухгалтерского баланса. По результатам суммирования определяется так называемый «промежуточный сводный баланс».
Этап 2. Вычет финансовых вложений в дочерние компании, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Второй этап формирования сводной бухгалтерской отчетности целиком сводится к элиминированию (исключению) из промежуточного сводного баланса нескольких статей расходов. Среди них необходимо отметить:

  • Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения в уставные капиталы дочерних компаний (строки бухгалтерского баланса 140 и 250 соответственно)
  • Части уставных капиталов дочерних компаний, которые принадлежат материнской компании (строка 410 бухгалтерского баланса).

В бухгалтерскую отчетность так же не включаются дебиторские и кредиторские задолженности по целому ряду строк бухгалтерского баланса. Среди них:

  • Дебиторская и кредиторские задолженности, которые будут погашены менее чем через 12 месяцев и более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строки 230 и 240)
  • Кредиты и займы, которые будут получены (или погашены) менее чем через 12 месяцев и более чем через 12 месяцев (строки 510 и 610).

Этап 3. Исключение прибыли и убытков.
Из бухгалтерской отчетности (сводного бухгалтерского баланса) так же следует исключить прибыли и убытки, полученные или понесенные по статьям 630 и 470 в том случае, если эти прибыли и убытки появились в результате взаимодействия между материнской и дочерней компаниями. Таким образом, в финансовой отчетности должны быть отражены лишь те цифры, которые относятся к дивидендам, прибылям или убыткам материнской компании.

Отличия финансовых отчетностей

В ходе процесса развития крупного российского бизнеса появилась необходимость в выводе многих компаний на более широкий международный уровень и привлечении новых инвестиций. При этом возникла потребность в получении доступной и полноценной информации о финансовой деятельности объединившихся компаний. Ответственность за ее ведение несет головная фирма, в международной деятельности она была названа консолидированной финансовой отчетностью.

Сводная и консолидированная отчетности различаются тем, что целью консолидированных отчетов является предоставление информации, характеризующей данное объединение объектов, юридически самостоятельных, но работающих как одно целое. Документация создается для того, чтобы показать заинтересованным организациям — кредиторам, инвесторам, профсоюзам, местным органам власти, поставщикам итоги финансовой деятельности объединенных субъектов — ее масштабы, сделать ее доступной, повысить уровень доверия к ней.

Головная фирма ведет контроль над своими дочерними субъектами. Она наделена правом определять направление, всю финансовую политику данных подразделений для получения максимальной прибыли от их деятельности. Консолидированные финансовые отчеты производятся для создания полной картины о финансовой деятельности объединенной группы организаций в целом и не могут заменить отдельно взятые бухгалтерские отчеты этих субъектов.

В сводной бухгалтерской отчетности сливаются пункты бухгалтерских отчетов сразу нескольких разных предприятий, которыми владеет один собственник. В другом случае она выполняется для статистики, например, органов местной власти, министерств. Отличается сводная тем, что при ее выполнении происходит построчное сложение отчетных показателей дочерних фирм или подведомственных организаций.

Консолидированная отчетность предоставляет отчетную информацию о работе фирм, являющихся самостоятельными юридически, но ведущих совместный контроль над какой-либо деятельностью или имуществом. Этот отчет составляет головная компания.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется министерствами и другими органами власти и строится на основании бухгалтерских отчетов организаций, находящихся у них в подчинении. Пользователи учетной информации испытывают необходимость в получении консолидированных финансовых отчетов, сущность которых состоит в том, чтобы объединить между собой отчеты экономически взаимодействующих предприятий.

Сводная консолидированная бухгалтерская отчетность призвана сформировать достоверную и качественную информацию, чтобы на ее основе пользователи смогли принимать взвешенные решения о дальнейшей деятельности.

Задача консолидированного финансового отчета — отразить общее представление о деятельности группы, а не просто суммировать отчетные показатели всех входящих в нее субъектов. Основное его назначение — котировка акций на фондовой бирже.

Таким образом, современный российский бухгалтерский учет выделяет следующие три разновидности объединенных отчетов:

  • сводный отчет организации (из отчетов отдельных филиалов);
  • сводный отчет всевозможных министерств и ведомств;
  • консолидированный отчет группы связанных между собой организаций.

Эти виды отчетов различаются между собой по таким основным признакам, как методы и цели их подготовки, пользователи информации, которая в них содержится.

Подготовка и принципы сводной отчетности

В странах Запада выработана своя методика составления консолидированных отчетностей. В нашей стране обязательные требования по их составлению были определены не так давно и взаимосвязаны с таким понятием, как сводная финансовая отчетность. Существуют общие международные стандарты, сводная бухгалтерская отчетность должна соответствовать основным их методам и требованиям:

  1. Принцип полноты состоит в том, что все будущие доходы и расходы, активы и обязательства консолидированного объединения должны быть приняты в полном объеме.
  2. Принцип собственного капитала — он должен быть определен балансовой стоимостью акций всех консолидируемых объектов, так как они существуют в виде целой финансовой единицы во главе с материнской фирмой.
  3. Принцип достоверной оценки: отчет должен предоставляться в ясной форме, удобно сформированной для понимания, показывая при этом достоверную отчетную информацию финансового состояния входящих в группу объектов.
  4. Принцип постоянства — применяется методика консолидации в длительном промежутке времени при условии существующего функционирования предприятия. Могут быть допущены отклонения в некоторых случаях, они обязательно должны быть обоснованы и раскрыты в сопутствующих отчетам приложениях.
  5. Принцип существенности: раскрываются понятия, которые могут оказать влияние на решение о перемене финансовой деятельности предприятия.
  6. Методы единой оценки: учет всех активов и пассивов, прибылей, затрат и расходов в полном объеме, основываясь на методах законодательства, принятых в головной организации.
  7. Единая дата: отчет составляется на дату подведения баланса материнского предприятия.

Можно сделать вывод, что сводная отчетность и консолидированная — различные виды финансовых бухгалтерских отчетов, и нельзя смешивать эти понятия, так как это приводит к непониманию различий в них и путанице при их составлении.

Оставьте комментарий