Тарифная политика

Тарифная политика – целенаправленная деятельность страховщиков по установлению, уточнению и упорядочиванию страховых тарифов в интересах успешного и безупречного развития страхования, базирующаяся на следующих принципах:

  • эквивалентность страховых отношений сторон, т.е. нетто-ставка должна максимально соответствовать вероятности ущерба, обеспечивать возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, в масштабе которой строился страховой тариф;
  • доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей, т.е. сравнительно низкие ставки, ибо высокие ставки не способствуют развитию страхования;
  • стабильные размеры страховых тарифов в течение длительного времени. К ним привыкают, вызывают уверенность в стабильности страховой компании, ее платежеспособности. Изменение тарифа возможно при изменении внешних факторов и характера рисков страхуемых объектов;
  • расширение объектов страховой ответственности, характеризующей приоритетное направление деятельности страховщика (смешанное страхование);
  • обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Тарифы должны строиться по принципу, чтобы страховые платежи не только обеспечивали выплаты, покрывали затраты на проведение страховых операций, но и создавали необходимую прибыль.

При прохождении договора без страховых событий и выплат созданный резерв превращается в доход, который направляется частично в запасной фонд страховщика, частично на пополнение прибыли либо идет на пополнение резерва.

При обязательной форме страхования тариф устанавливается федеральным законодательством, а при добровольной – страховой компанией. Страхование является одним из элементов конкуренции, воздействующим на привлечение страхователей, поэтому соблюдение принципов построения страхового тарифа контролируется органами государственного надзора за страховой деятельностью, чтобы не допускать его чрезмерного занижения или завышения.

Тарифная политика проявляется в изменении тарифной ставки в зависимости от вида страхования, состояния объекта страхования и его защищенности, новизны страхового продукта, повторяемости заключения договора, в повышении или понижении тарифной ставки, льгот, в конкурентной борьбе.

В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида. Снижение тарифной ставки является привлекательным для страхователя.

В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции. В России используется широко именно ценовая конкуренция.

Во всех случаях тариф должен обеспечивать создание необходимого страхового резерва по конкретному виду страхования и в целом по страховому портфелю.

Дифференциация тарифной ставки (брутто-ставки ) в целом и доля нетто-ставки в брутто-ставке широко используются в добровольных видах страхования. В обязательном страховании такой возможности практически нет, так как тариф обусловлен законом.

Подбор оптимальных тарифных ставок по каждому виду страхования должен обеспечить сбалансированность превышения доходов над расходами страховщика в целом по страховому фонду.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УДК 338.242; 338.246.2: 338.5.

В. В. Герасименко

ПРИНЦИПЫ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАДАЧИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Рассматриваются вопросы тарифной политики, находящиеся в центре экономических дискуссий, поскольку их решение существенно влияет на возможности экономического развития страны. Проблемы тарифной политики сдерживают эффективность и конкурентоспособность отечественного предпринимательства и снижают уровень жизни населения. Отмечается, что правительство заявляет о готовности ограничить рост тарифов, но речь идет об «управлении в ручном режиме», о временных мерах. Указывается на необходимость изменения методологии и принципов государственной тарифной политики.

Ключевые слова: ценообразование, тарифная политика, экономический рост, инфляция, естественные монополии, инвестиционные проекты.

Key words: pricing, tariff policy, economic growth, inflation, natural monopolies, investment projects.

Вопрос о роли ценообразования и принципах государственной политики в этой сфере в современной российской экономике остается спорным. С одной стороны, свободное ценообразование является базовым механизмом функционирования рыночной экономики, обеспечивающим эффективное распределение общественных ресурсов и дающим сигналы бизнесу о направления развития предпринимательства . С другой стороны, ценообразование нигде и никогда не бывает абсолютно свободным. И государство, и бизнес активно вмешиваются в процессы ценообразования на товарных рынках. Государство проводит антимонопольную, внешнеторговую и налоговую политику, влияющую на цены, а также устанавливает тарифы и другие прямые ценовые ограничения в ряде отраслей. Бизнес тоже с помощью цен не-

© Герасименко В. В., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 3. С. 11-17.

редко пытается обеспечить рыночное доминирование. Поэтому вопросы совершенствования ценовой политики государства и развития концепции государственного регулирования в сфере ценообразования и в смежных с ней областях остаются актуальными для России.

В последние годы важность цен и тарифов для деятельности российских предприятий существенно выросла в связи с обострением уровня конкуренции и последствиями экономического кризиса, необходимостью снижения инфляции. В социальном и региональном аспектах цены и тарифы выступают важным фактором, влияющим на формирование уровня потребления различных слоев населения.

Современный этап развития экономики России и мира ставит новые задачи и предъявляет серьезные вызовы государственной политике. Рост российской экономики продолжает замедляться: так, во II квартале 2013 г. он замедлился до 1,2 %; сократился также потребительский спрос, угроза рецессии стала реальной . При этом огромно и отставание России от ведущих (и не только ведущих) промышленных держав в производстве продукции обрабатывающей промышленности на душу населения .

В этих условиях механизмы и принципы государственной тарифной политики могут выступать как стимулами, так и антистимулами экономического роста. Сложившаяся практика ценообразования, в том числе государственного установления тарифов, несет в себе серьезные социальные и экономические риски, а именно:

— необоснованный и не согласованный с доходами всех слоев населения и регионов страны рост тарифов отрицательно сказывается на социальном положении большинства людей и повышает социальную напряженность;

— существенное повышение в результате необоснованного роста тарифов затратной составляющей производства у национальных компаний, прежде всего в промышленности и аграрном секторе, отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественных предпринимателей, особенно в связи с вступлением России в ВТО и задачами развития Евразийского экономического союза;

— рост тарифов инфраструктурных отраслей неизбежно трансформируется в повышение цен на продукцию других отраслей, вплоть до потребительских рынков, и стимулирует инфляцию.

В сумме инфляции существенную долю составляет рост тарифов естественных монополий, они влияют через инфляцию на процентные ставки по кредитам, которые тоже очень высоки и тормозят экономический рост. Поэтому важно ограничить рост тарифов естественных монополий, индексируя тарифы темпами ниже инфляции .

Платежи по тарифам на продукцию и услуги естественных монополий закладываются в цены практически всех товаров и услуг в России. Повышается цена на электричество, воду, газ и перевозки — увеличивается стоимость проезда, продовольствия, жилищно-коммунальных услуг и т. д. Любой рост тарифов монополистов провоцирует цепную реакцию повышения цен, что превращается в стремительный разгон темпов инфляции. Такая ситуация особенно опасна, если тарифы монополистов не имеют под собой экономической основы.

Проблема индексации тарифов естественных монополий сложна. С одной стороны, индексация становится фактором, разгоняющим инфляцию. Кроме того, рост тарифов естественных монополий влияет на инфляцию и через другой канал: более дорогая электроэнергия повышает издержки компаний, которые, в свою очередь, стараются транслировать их на конечного потребителя. С другой стороны, от тарифов зависит выручка и, соответственно, прибыль компаний естественных монополий. А уровень прибыли данных компаний влияет на инвестиционные программы и капитальные вложения, поскольку модернизация сетей является приоритетным проектом для экономики. И конечно, снижение выручки энергетических и транспортных компаний будет снижать их эффективность.

В то же время экономика РФ находится сейчас в достаточно тяжелом положении: низкий рост ВВП и довольно высокая инфляция (свыше 7%) не позволят снижать ключевые ставки ЦБ для краткосрочного стимулирования инвестиционной активности предпринимательства. В этих условиях ограничение роста тарифов могло бы повлиять на индекс потребительских цен и высвободить ресурсы для инвестирования со стороны денежного предложения.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении государства находятся основы ценовой политики . Она осуществляется через анализ и регулирование практики формирования цен, а также через ограничение последствий монополистической деятельности компаний в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством. Политика цен — важная часть экономической политики, реализуемой государством.

Ситуация в сфере ценообразования усложняется оттого, что вместе с государственной системой ценообразования в ходе экономических реформ были ликвидированы и научно-образовательные подразделения в вузах страны, специализировавшиеся на проблемах цен и ценообразования и готовившие специалистов в этой области. Институциональная и научная база для исследований и разработок в сфере ценообразования фактически отсутствует. Системные научные исследования не проводятся, что отрицательно сказывается на развитии процессов ценообразования в национальной экономике. Данная проблема требует своего решения.

Часто вопросы роста тарифов увязывают с задачами модернизации и развития ЖКХ. Однако, как показывает практика, решение проблемы ЖКХ нужно искать не в объемах финансирования и высоких тарифах. Оно в современных технологиях, которые увеличат эффективность отрасли, и в пересмотре всей экономики — начиная с тарифов .

На самом деле в российском жилищно-коммунальном хозяйстве денег достаточно. Все разговоры о том, где взять огромные средства на его модернизацию, только уводят в сторону от истинных проблем и их возможных решений. Главная проблема — низкая эффективность. В стране есть компании, которые уже используют новые технологии в тепло-и водоснабжении и могут аргументированно доказать, что это эффективно. Фактически возможно окупить инвестиции за счет самого пред-

приятия ЖКХ, которому нужно лишь дать удобный механизм расчетов за новое оборудование, например рассрочку .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди актуальных и сложных проблем государственной ценовой политики — сдерживание региональной дифференциации цен и обоснование дифференциации тарифов, устанавливаемых в регионах. Это один из важных факторов регионального развития и конкурентоспособности. Как справедливо отметил губернатор Калининградской области в интервью журналу «Эксперт Северо-Запад», «Калининградская область — такая же российская территория, как любой другой субъект. А значит, должна иметь равные с другими регионами конкурентные возможности по продвижению своей продукции на рынки страны» . Это касается и условий развития всех других регионов страны.

Существуют ли правила и нормативы государственного регулирования тарифов, которые бы не ограничивали интересов экономического развития страны в целом и ее регионов? Для ответа на этот вопрос обратимся к транспортным тарифам, которые являются ощутимым элементом в структуре цены. Тариф на грузовые железнодорожные перевозки в 2013 г. вырос, но недостаточно для покрытия убытков ОАО РЖД. При этом для компании не предусматриваются субсидии из федерального бюджета в связи с уровнем тарифа. Такая индексация позволит лишь обеспечить эксплуатационную деятельность ОАО РЖД и не даст средств для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в 2013 г. компания потеряет около 7 млрд рублей из-за установления единого тарифа в рамках Таможенного союза, что также необходимо учитывать при определении параметров индексации тарифа . В этих условиях инфраструктурные компании всегда будут добиваться повышения тарифов.

Необходимо понимать, что повышение тарифов до точки безубыточности, чего всегда требуют монополии, неминуемо раскручивает инфляционную спираль, по цепочке вырастут цены в остальных отраслях, и это станет ударом по экономике. Разумеется, компенсировать убытки посредством повышения тарифов — далеко не лучший вариант решения проблемы самоокупаемости при текущей конъюнктуре. Да и вряд ли такой компании, как РЖД, удастся выйти на самоокупаемость в ближайшей перспективе. Следовательно, финансирование инвестиционных проектов, скорее всего, будет производиться за счет продажи непрофильных активов, размещения облигаций или точечной поддержки государством конкретных проектов .

Как следует из приведенного и многих других фактов тарифной политики, на практике фактически применяется сугубо затратная методология ценообразования, ориентированная на интересы естественных монополий. Если говорить о создании рыночных стимулов к инновациям, необходимо принципиально менять методологию определения эффективности и обоснованности тарифов. При этом нужно учитывать инвестиционную составляющую, но только те инвестиции, которые действительно идут на модернизацию.

Нужна новая концепции государственной ценовой политики, в которой необходимо принять в качестве основополагающих принципов

направления стабилизации уровня тарифов и предотвращения их необоснованного роста. Для этого необходимо:

— отказаться от принципов постоянного роста тарифов и приближения уровня внутренних тарифов к мировому;

— разделить механизмы расчета тарифов и реализации инвестиций в инфраструктурных отраслях;

— устанавливать на ближайшие годы пределы максимального роста тарифов по таргетируемым индексам потребительской инфляции.

Так, если правительство откажется от индексации тарифов в 2014 г., рост ВВП РФ может достичь 3 %, прогнозируют в МЭР . Можно ожидать и замедления темпов инфляции.

Важным аспектом проблемы можно назвать обеспечение ресурсов инвестиционного развития в инфраструктурных отраслях, а именно неценовые компенсационные меры и механизмы. Понятно, что естественные монополии уже заложили себе в планы рост тарифов и им нужно время, чтобы перестроиться . Поэтому одновременно с ограничением роста тарифов инфраструктурных отраслей необходимо использовать компенсирующие меры, направленные на обеспечение потребностей их инвестиционного развития. По нашему мнению, наиболее эффективными в современных условиях были бы следующие принципиальные подходы.

1. Использование финансовых рынков и собственных средств компаний. В качестве источника привлеченных средств, необходимых для инвестиционных программ развития инфраструктурных отраслей, должны активнее использоваться механизмы заимствования на финансовых рынках в виде дополнительной эмиссии акций или первичного выхода на IPO (с небольшим пакетом) крупных инфраструктурных компаний. Незначительное размывание собственности никак не повлияет на возможности управления ею, но даст некоторые средства для решения инвестиционных задач.

2. Финансирование инвестиций можно осуществлять через механизм частно-государственного партнерства. Долевое участие государства в инвестициях можно предусмотреть по следующим направлениям:

— субсидии из госбюджета — через создание долгосрочной целевой государственной программы инвестиций в развитие инфраструктурных отраслей, а также механизмов правового контроля за ходом ее реализации. При этом соответствующим министерствам необходимо регулярно (ежегодно) производить обследование и аудит состояния инфраструктурных отраслей и обоснование направлений их развития, реализуемых на счет целевой программы;

— использование средств Резервного фонда, что предполагает разделить каналы его формирования: перечислять одну часть средств в Резервный фонд, другую — в Государственный инвестиционный фонд для использования Минэкономразвития на цели инвестиционного развития инфраструктурных отраслей.

3. Государственное кредитование: инвестиционные проекты инфраструктурных отраслей можно кредитовать через государственный Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) по ставке рефинансирования под поручительство государства. Это создаст благоприятные условия финансирования проектов и уменьшит их стоимость, особенно с учетом снижения ставок рефинансирования в будущем.

4. Региональное кредитование — с этой целью можно использовать в субъектах Федерации предусмотренный Налоговым кодексом РФ инвестиционный налоговый кредит (сроком до 5 лет).

5. Ограничение для внутренних потребителей роста отпускных цен на газ, устанавливаемых госкомпанией Газпромом, поскольку газ используется как основной источник генерации электроэнергии. Это позволит существенно сократить затраты в электроэнергетике и других отраслях.

6. Энергосбережение: инвестиционные программы в электроэнергетике должны приниматься одновременно с конкретными мерами по сокращению «естественных» потерь при генерации и передаче электроэнергии. Это позволит сократить затратную составляющую тарифов.

7. Налогообложение: целесообразно вернуться к механизму стимулирования инвестиций через льготу по налогу на прибыль, по которой рефинансирование части прибыли облагается налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 %. Кроме того, было бы полезно поднять ставку налогообложения доходов по дивидендам до общей ставки 13 % вместо действующей сейчас заниженной ставки в 9 %. Это помогло бы компенсировать выпадающие доходы госбюджета по налогу на прибыль.

Список литературы

1. Вставка в тариф // Expert Online. 2012. 23 мая.

2. Герасименко В. В. Ценообразование. М., 2011.

3. Глумсков Д. Особенности российского эксклава // Эксперт Северо-Запад. 2013. № 19 (б1б).

4. Горбунов А. Резервов почти не осталось // Эксперт. 2013. № 29 (8б0). 2013.

5. Гурова Т., Ивантер А. Мы ничего не производим // Эксперт. 2013. № 30-31 (8б1).

6. Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

7. Королева А. Снижение тарифов — стимул для роста // Expert Online. 2013.

8. Кувшинова О. Россия на грани рецессии // Vedomosti.ru. 2013. 12 авг.

9. Обухова Е., Огородников Е. Решение проблемы ЖКХ в пересмотре всей экономики начиная с тарифов // Эксперт. 2013. № 23 (854).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Просили 11,7 % // Expert Online. 2012.

11. Товкайло М., Челпанова М. Тарифам пора застыть / / Ведомости. 2013. № 1б3 (3425).

12. Три года до катастрофы // Эксперт. 2013 г. № 17.

Об авторе

Валентина Васильевна Герасименко — д-р экон. наук, проф., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Тарифная политика в страховании — это систематическая работа страховой организации по разработке, уточнению, упорядочению страховых тарифов в целях осуществления эффективной деятельности. Тарифная политика страховых организаций основана на определенных принципах (рис. 4.3).

Рис. 43. Основные принципы тарифной политики страховщика

Принцип самоокупаемости и рентабельности страховых операций,

осуществляемых страховщиком, означает, что страховые тарифы должны рассчитываться таким образом, чтобы поступление страховых платежей полностью покрывало расходы страховщика, а также обеспечивало ему определенную прибыль. При этом прибыль должна быть заложена страховой компанией в нагрузку к тарифной ставке, а не в нетто-ставку, так как она обеспечивает замкнутую раскладку ущерба, а не прибыль.

Принцип эквивалентности страховых отношений страхователя и страховщика означает, что размер нетто-ставки в составе страхового тарифа должен максимально соответствовать размеру вероятного ущерба для того, чтобы обеспечить возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которой рассчитывались данные страховые тарифы. Принцип эквивалентности отвечает перераспределительной сущности страхования как замкнутой раскладке ущерба, так как тарифные ставки устанавливаются, как правило, в масштабе той или иной области, края в среднем за 5 или 10 лет. Подразумевается, что в том же масштабе за установленный период и должна произойти возвратность страховых взносов в форме выплат страховых возмещений.

Принцип доступности страховых тарифов для страхователей означает, что страховые взносы, которые уплачивает страхователь, должны соответствовать его платежеспособности, т.е. не должны быть для него обременительными. Слишком высокие тарифные ставки являются недоступными для потенциальных страхователей и таким образом тормозят развитие страхования. Следует отметить, что одним из основных факторов, влияющих на размер тарифных ставок, является количество страхователей и количество застрахованных объектов: чем их больше, тем меньше ущерба приходится на каждого страхователя и тем доступнее страховые тарифы.

Принцип стабильности размеров страховых тарифов выражается в том, что если у страховой компании тарифные ставки остаются стабильными длительное время, у страхователей укрепляется уверенность в надежности данного страховщика. Страховым компаниям следует идти на расширение объема страховой ответственности при неизменных тарифных ставках даже в тех случаях, когда наметилась тенденция к ухудшению экономических показателей их деятельности. К повышению тарифных ставок страховым компаниям следует прибегать только при неуклонном росте убыточности страховой суммы.

Принцип расширения объема страховой ответственности страховщика является приоритетным в деятельности страховой организации. Расширение объема страховой ответственности в первую очередь выгодно страхователю, так как для него более приемлемыми, т.е. доступными, становятся тарифные ставки. Для страховщика же расширение объема страховой ответственности обеспечивает снижение показателей убыточности страховой суммы.

Определение тарифной политики страховщика. Брутто-тариф, лежащий в основе страховой премии. Структура брутто-тарифа: нетто-тариф и нагрузка (включая отчисления на финансирование предупредительных мероприятий, расходы на ведение дела, прибыль). Особенности построения тарифов по страхованию жизни; способы долгосрочных финансовых расчетов; использование демографической статистики. Принципы тарифной политики: эквивалентность, доступность, стабильность, окупаемость и др.

Расчеты тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования. Расчет основного тарифа, рисковой надбавки, тарифа-нетто, тарифа-брутто. Причины введения в тариф рисковой надбавки. Методики расчета тарифов; показатели, определяющие выбор той или иной методики.

Расчет тарифов по страхованию жизни: использование данных таблиц смертности и долгосрочных финансовых расчетов.

Вопросы оптимизации тарифной политики страховщика с точки зрения обеспечения его финансовой устойчивости.

Основные понятия: брутто-тариф, нетто-тариф, нагрузка; тарифная политика; массовые рисковые виды страхования; страхование жизни; рисковая надбавка; финансовая устойчивость страховщика.

Тема 2.3. Учет и размещение страховых резервов.

Формирование страховых резервов страховщиками с целью обеспечения принятых ими страховых обязательств. Характеристика нестраховых резервов, образуемых страховщиком, как юридическим лицом.

Характеристика страховых резервов: резервы по страхованию жизни; резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни; резерв финансирования предупредительных мероприятий, резервы по обязательному медицинскому страхованию, технические резервы.

Расчет математических резервов, отличие их от технических резервов. Использование данных таблиц смертности и норм доходности, заложенных в расчет тарифной ставки.

Финансирование предупредительных мероприятий и образование соответствующего резерва для страховщиков, занимающихся обязательными видами страхования.

Резервы по обязательному медицинскому страхованию.

Характеристика технических резервов: резерв незаработанной премии, резервы убытков, дополнительные резервы. Понятие незаработанной премии в страховании. Методы расчета резерва: пропорционально сроку, паушальный. Понятие убытков в страховании, внесение их в реестр страховщика, расчеты по ним. Резерв заявленных, но неурегулированных убытков. Резерв произошедших, но незаявленных убытков. Дополнительные технические резервы.

Основные понятия: страховые резервы; математические резервы; технические резервы; предупредительные мероприятия; незаработанная премия; метод «пропорционально сроку»; паушальный метод; заявленные, но неурегулированные убытки; произошедшие, но незаявленные убытки; стабилизационный резерв.

Тема 2.4. Перестрахование.

Необходимость и сущность перестрахования для выравнивания страховых сумм и сбалансирования страхового портфеля, приведения потенциальной ответственности страховщика в соответствие с его финансовыми возможностями с целью обеспечения финансовой устойчивости страховых операций. Функции перестрахования: компенсация колебаний, сокращение потребности в собственном капитале, консультационное обслуживание.

Группировка рисков (случайный риск, риск изменения расходов по убыткам, риск ошибок) и возможности перестраховщиков добиться компенсации колебаний (в отличии от прямых страховщиков).

Факультативные и договорные методы перестрахования в зависимости от оформления правовых взаимоотношений сторон.

Добровольность взаимоотношений сторон при факультативном перестраховании. Недостатки такого метода перестрахования.

Договорное, обязательное или облигаторное перестрахование. Деление перестраховочных договоров на пропорциональные и непропорциональные. Сравнительная характеристика квотных договоров и договоров экстента сумм. Определение величины собственного удержания страховщика. Характеристика договоров эксцедента убытков и эксцедента убыточности. Распределение ответственности и страхового бремени между цедентом и цессионером. Перестраховочные пулы.

Развитие перестрахования в России: опыт и проблемы.

Основные понятия: цедент, цессионер, цессия, ретроцедент, ретроцессионер, ретроцессия, собственное удержание, эксцедент сумм, эксцедент убытков, эксцедент убыточности, квотные договора, факультативное перестрахование, облигаторное перестрахование, перестраховочные пулы.

Оставьте комментарий