Тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом

На железных дорогах применяются следующие виды пассажирских тарифов: общий пассажирский — при проезде в поездах прямого и местного сообщения; пригородные — при проезде в поездах пригородного сообщения (в пределах пригородной зоны, на расстояние до 200 км включительно).

Тарифы для проезда в поездах пригородного сообщения подразделяются на:

  • зонный,

  • абонементный,

  • покилометровый

  • общий (без страхового тарифа).

Величина тарифа утверждается на каждый календарный год администрациями субъектов федерации по представлению от имени ОАО «РЖД» соответствующими пригородными дирекциями. При рассмотрении проектов тарифов, администрации анализируют представленные балансы доходов и расходов пригородных дирекций и, исходя, из своих возможностей по дотации пригородных перевозок корректируют, и утверждают величины тарифов.

В пригородных кассах кроме разовых билетов производится продажа различного вида абонементных билетов, включая льготные абонементные. Стоимость всех видов абонементных билетов и порядок их продажи устанавливает управление железной дороги.

Абонементные билеты дают право проезда во всех пригородных поездах. В местных поездах проезд по пригородным билетам разрешается на расстояние до 200 км по указанию управления железной дороги в случае отсутствия на участке дороги пригородного движения.

Абонементные именные билеты (не льготные) продаются учреждениям, организациям и предприятиям с указанием фамилии, имени и отчества лица, для которого приобретается билет. Плата за абонементный билет взимается из расчета: за месячный билет — стоимости 50 поездок, сезонный — соответственно 200 поездок, полугодовой — 300 поездок и за годовой — 600 поездок по тарифу, применяемому на этом участке для пригородного сообщения (покилометровый, общий). На участках применения зонного тарифа исчисление стоимости абонементных билетов производится по ставкам покилометрового тарифа.

Железными дорогами производится продажа: месячных абонементных билетов (с любого числа) «на предъявителя» с правом проезда во все дни недели, а также билетов «выходного дня» (на предъявителя), действительные на проезд по пятницам, субботам, воскресеньям, понедельникам, предпраздничным и праздничным дням по направлению между зонами, указанными в билете.

Стоимость абонементного билета на проезд через узловые пункты определяется по сумме тарифов до узлового пункта и от него. Стоимость месячного абонементного билета «выходного дня» взимается из расчета 12 поездок в месяц и определяется как разница в стоимости проезда между зонами начала и окончания поездки..

Тарифы для проезда в поездах дальнего и местного сообщения применяются на всех открытых для общего пользования железнодорожных линиях, включенных в постоянную эксплуатацию.

Принцип построения тарифов – поясной, то есть ставка тарифа устанавливается для определенного диапазона расстояний – тарифного пояса.

Для определения стоимости проезда пассажиров берется расстояние, соответствующее тарифному поясу, предусмотренному в таблицах стоимости проезда соответствующего прейскуранта.

Тариф на проезд пассажиров в поездах устанавливается в зависимости от типа вагона и категории поезда.

Стоимость полного или детского проезда в зависимости от типа вагона и категории поезда, стоимость билета, стоимость плацкарты и размеры доплат к полному или детскому билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории определяются по таблицам соответствующего прейскуранта. Тарифы на проезд в фирменных поездах разрешено «РЖД» увеличивать за качество обслуживания и комфортабельность поездки до 150% к стоимости проезда в обычных поездах.

Стоимость проезда во всех типах вагонов и категорий поездов состоит из стоимости билета и стоимости плацкарты и определяется по таблицам соответствующего прейскуранта.

Ежегодно ОАО «РЖД» представляет в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) анализ своих расходов и доходов от пассажирских перевозок в дальнем и местном сообщении, динамику изменения цен на материальные ресурсы, используемые РЖД для осуществления перевозок, в отчетном году и прогноз их изменения по данным Минэкономразвития РФ в предстоящем году. На основе анализа представленного материала ФСТ принимает решение о величине индексации пассажирских тарифов на следующий год. Это средняя за год величина индексации.

В соответствии с решением Правления ФЭК (Федеральной энергетической комиссии) России от 9 января 2002 г. №1/3 МПС РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании в скоростных поездах, в вагонах СВ и купейных вагонах всех поездов (за исключением перевозок пассажиров в купейных вагонах на маршрутах, определяемых МАП России, где отсутствуют условия эффективной конкуренции с другими видами транспорта).

Начиная с 2003 года «РЖД» получило право корректировать в течение года («гибко регулировать») величину тарифа. Гибкое регулирование осуществляется «РЖД» для сглаживания пиков спроса на дальние пассажирские перевозки. Пример гибкого регулирования тарифов представлен в табл.****

Таблица 15.8

Дифференцированные по календарным периодам 2009 года индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании

Периоды индексации тарифов в 2009 году

Количество дней

Коэффициент индексации тарифов на перевозки пассажиров

1 января — 11 января

1,00

12 января – 19 февраля

0,85

20 февраля – 5 марта

0,90

6 марта – 9 марта

1,10

10 марта – 28 апреля

0,90

29 апреля

1,10

30 апреля – 1 мая

1,20

2 мая – 8 мая

1,10

9 мая – 10 мая

0,45

11 мая – 10 июня

1,00

11 июня – 16 июля

1,05

17 июля – 31 августа

1,20

1 сентября – 30 сентября

1,00

1 октября – 24 декабря

0,90

25 декабря – 26 декабря

1,04

27 декабря – 28 декабря

1,15

29 декабря – 30 декабря

1,20

31 декабря

1,00

Такое гибкое регулирование тарифов дает возможность РЖД лучше обеспечить пиковые объемы перевозок и стимулировать спрос в период его уменьшения. Одновременно это дает возможность повысить доходность пассажирских перевозок.

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, определены основные принципы проведения структурных преобразований и развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок. На втором этапе реформирования железнодорожного транспорта (2003 — 2005 г.г.) предполагалась реорганизация открытого акционерного общества «Российские железные дороги» путем выделения в акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе пассажирские перевозки в дальнем следовании. Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании должно обеспечить удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом, а также повышение качества транспортного обслуживания населения. Кроме того, Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрено поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.

Учитывая потребность в адаптации тарифной системы в области пассажирских перевозок в дальнем следовании на железнодорожном транспорте к требованиям рыночной экономики, разработан проект нового прейскуранта № 10-02-16.

Основной целью разработанного Прейскуранта является создание гармонизированной системы тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечивающей:

— реализацию населением конституционных прав на свободу перемещения по территории России;

— реализацию в области перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа задач определенных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте;

— условия для создания и функционирования компаний владельцев подвижного состава в области перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа независимо от форм собственности;

— экономически эффективную работу владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и компаний в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузобагажа и багажа, независимо от форм собственности;

— условия для развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа;

— привлечение инвестиций для обновления объектов пассажирского комплекса железнодорожного транспорта;

— стимулирование внедрения инновационных технологий и новой техники в области перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.

Тарифы нового Прейскуранта № 10-02-16 на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа, выполняемые ОАО «РЖД» и организациями, образуемыми в процессе реформирования ОАО «РЖД» во внутригосударственном сообщении для пользователей услуг железнодорожного транспорта устанавливаются на уровне экономически обоснованных затрат, с учетом платежеспособного спроса населения страны, обеспечением сохранения доходной базы ОАО «РЖД» от перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в сопоставимых условиях перевозок при постепенном сокращении субсидирования за счет финансовых результатов работы ОАО «РЖД» и компенсации убытков от пассажирских перевозок за счет федерального и региональных бюджетов.

Тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа включают инфраструктурную, локомотивную, вокзальную (багажную – при перевозках багажа, грузобагажа) и вагонную (моторвагонную) составляющие.

Предполагается, что выделение в структуре тарифов на перевозку пассажиров, багажа, и грузобагажа во внутригосударственном сообщении данных составляющих позволит учитывать доходы и расходы владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков по месту их возникновения и производить оценку эффективности работы по видам деятельности.

Тарифные ставки (в том числе по составляющим) на экономически обоснованном уровне (базовые ставки) на перевозку пассажиров в дальнем следовании, перевозку багажа и грузобагажа устанавливаются с учетом среднесетевой себестоимости.

При проектировании тарифных ставок с учетом экономически обоснованного уровня (базовых ставок) используются расходы по пассажирским перевозкам за предшествующий год, с распределением их по составляющим тарифа в соответствии с Номенклатурой основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

В условиях, когда тарифы не обеспечивают компенсацию затрат, связанных с организацией перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа экономически эффективная работа пассажирских компаний (на переходном этапе – ОАО «РЖД», в последствии – организаций, создаваемых в процессе реформирования ОАО «РЖД») и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО «РЖД») может обеспечиваться как за счет перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет финансовых результатов работы ОАО «РЖД», так и за счет дополнительных источников финансирования, в качестве которых выступают бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При проектировании тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа используется параметрическая модель, предусматривающая распределение затрат по составляющим тарифа (кроме вокзальной и багажной) на затраты, связанные с начально-конечными и движенческими операциями. Для вокзальной и багажной составляющих тарифа все затраты относятся на начально-конечные операции. В связи с этим, тарифные ставки дифференцированы от расстояния перевозки и их удельный уровень снижается с увеличением дальности (за исключением вокзальной и багажной составляющих тарифа на перевозку).

В целях учета особенностей платежеспособного спроса (различных по уровню доходов, мотивации и частоте поездок групп населения, по перевозкам багажа и грузобагажа), а также более точного отражения в составляющих тарифов затрат на перевозки, предполагается следующая дифференциация тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа по видам перевозок и составляющим тарифа:

при перевозке пассажиров в дальнем следовании:

— по скорости движения поезда;

— по категории тягового подвижного состава – локомотивная, моторвагонная составляющие тарифа;

— роду вагона;

— по категории пассажира (взрослый и детский).

при перевозке багажа, грузобагажа:

— по скорости движения поезда;

— по виду отправки (повагонная, мелкая).

Тарифы за услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для расчетов между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО «РЖД») и компаниями владельцами подвижного состава устанавливаются на:

— услуги инфраструктуры, оказываемые непосредственно при перевозках пассажиров, багажа и грузобагажа (включая услуги локомотивной тяги и услуги вокзалов (багажных отделений) при оказании данных услуг владельцем инфраструктуры);

— услуги инфраструктуры, связанные с:

— одиночным следованием собственных (арендованных) одиночных локомотивов по дополнительным заявкам перевозчиков;

— пересылкой собственного (арендованного) пассажирского (багажного) вагона (поезда) в порожнем состоянии от пункта приписки к месту, указанному собственником или к пункту приписки от места его высвобождения;

— работой локомотива парка ОАО «РЖД» по подаче, уборке собственных (арендованных) пассажирских, багажных и грузобагажных вагонов и т.д.

Проектируемые тарифные ставки, ставки плат и сборов за услуги инфраструктуры (с учетом услуг локомотивной тяги и услуг вокзалов (багажных отделений), оказываемые ОАО «РЖД» являются едиными для всех компаний, независимо от форм собственности и устанавливаются по каждому виду услуг инфраструктуры на соответствующую единицу измерения работы, выполняемой владельцем инфраструктуры при оказании конкретного вида услуг инфраструктуры.

Тариф на соответствующую единицу измерения работы, связанную с оказанием услуг инфраструктуры (с учетом услуг локомотивной тяги и услуг вокзалов (багажных отделений)) при перевозках пассажиров в дальнем следовании, багажа и грузобагажа с учетом их экономически обоснованного уровня определяется с использованием среднесетевой себестоимости перевозок (с учетом среднесетевых показателей работы отрасли при выполнении объемов перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в отчетный период), а при перевозках пассажиров в пригородном сообщении — с учетом себестоимости в пределах субъектов Российской Федерации (или исходя из среднесетевой себестоимости услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении с применением коэффициентов, учитывающих дифференциацию по субъектам Российской Федерации).

Тарифы на услуги инфраструктуры (инфраструктуры и локомотивной тяги), за исключением вокзальной (багажной) составляющей тарифа, дифференцируются в зависимости от скорости движения.

Такой порядок формирования тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» компаниям-операторам, носит стимулирующий характер, направленный на повышение эффективности деятельности компаний при организации перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, так как при осуществлении большего объема перевозок пассажиров при использовании того же объема услуг инфраструктуры, компания получает дополнительные доходы, а при снижении эффективности работы (привлечение меньшего объема пассажиров) – затраты на услуги по использованию инфраструктуры, не покрываемые доходами от перевозок пассажиров, будут компенсироваться за счет собственных средств.

Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см.

Право провоза ручной клади на детей, проезжающих по проездным документам (билетам), оформленным без предоставления места, не распространяется.

При проезде в поездах дальнего следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет).

В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за отдельную плату.

Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в неразобранном виде.

Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет), во всех вагонах (кроме жестких вагонов с местами для сидения (общих вагонов)) поездов дальнего следования и пригородного сообщения.

Пассажирам с детьми и инвалидам, имеющим ограниченную способность к передвижению, разрешается провозить при себе в поездах дальнего следования и пригородного сообщения сверх установленной нормы провоза ручной клади без взимания платы соответственно детскую и инвалидную коляску, а также иные необходимые для их передвижения технические средства реабилитации.

Не допускается размещение ручной клади в проходах между сиденьями, в коридорах и тамбурах вагонов.

Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места – пассажир, проезжающий на верхней полке.

Не принимаются к перевозке в качестве ручной клади вещи (предметы), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. Огнестрельное оружие при перевозке в качестве ручной клади должно находиться в чехле, кобуре или специальном футляре в разряженном состоянии отдельно от патронов.

Возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние в поезде дальнего следования или пригородного сообщения и иных платежей в этом случае не производится.

Перевозка материалов биологического происхождения допускается в качестве ручной клади в отдельном купе вагона с 4-местными купе под наблюдением двух сопровождающих.

При отправлении материалов биологического происхождения с промежуточной станции по заявке отправителя перевозчик производит резервирование отдельного купе с пункта первоначального отправления поезда. При этом взимается плата, равная стоимости проездных документов (билетов) на все места в купе за все расстояние следования такого купе от станции первоначального отправления поезда до станции назначения материалов биологического происхождения.

По вопросам забытых и оставленных в поездах формирования АО «ФПК» вещей Вам необходимо обратиться в Единый информационный центр ОАО «РЖД» по бесплатному телефону 8 (800) 775-00-00.

Таукебаев Канат Кайратович
Преподаватель
Шымкентский колледж транспорта, коммуникации и новых технологий

Цель урока:

1.Обучающий: Обучить знанию организация пассажирских перевозок.

2.Развивающий: Дать дополнительные информации о новшествах железнодорожного транспорта.

3. Воспитательный: Привить интерес к выбранной профессии.

Вид урока: Открытый урок

Методика урока ( педтехнология):технология развития навыков обучения

Межпредметный связь: ОТЗ, ТЭБД ,ОКЖД

Необходимые оборудование, дидактические материалы:

Мультимедийная обучающаяся программа по предмету » ОПП», «ТЭБД» плакаты, раздаточный материал, макет,УМК.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие студентов

2.Повторение пройденного материала

1. Права и обязанности пассажира.

2. Права и обязанности проводника.

3.Какой документ является правом проезда на ж.д.т?

4. Как осуществляется перевозка пассажиров?

5. Какие виды существуют проездных документов пригородного сообщения?

6. Какие права у пассажира при проезде на ждт?

3. Обеснение новой темы

Изложение урока: «Общий пассажирский тариф, схема и принцип его построения. Область применения»

Железнодорожный транспорт является многофункциональной отраслью производства: он создает не только основную транспортную продукцию – перевозки, но и имеет развитую систему вспомогательного производства. Продукция вспомогательного производства создается как для нужд железнодорожного транспорта, так и для реализации внешним потребителям.

При реализации транспортной продукции в зависимости от ее вида и назначения используются различные цены. Это, прежде всего, тарифы на перевозки, внутрипроизводственные цены и свободные рыночные цены.

Тарифами называют систему цен, которые отражают полную стоимость товара (услуги). Железнодорожные тарифы дифференцируются по видам перевозок, в настоящий момент установлены единые государственные тарифы на железнодорожные перевозки. Однако с развитием рыночных отношений на железнодорожном транспорте они могут быть дифференцированы по степени свободы их использования: договорные или свободные рыночные.

Внутриотраслевое движение денежных ресурсов железнодорожного транспорта регулируется системой цен. Для внутренних взаиморасчетов за перевозки, выполненные каждой дорогой, в системе ОАО «РЖД» используются расчетные или трансфертные цены. Эти цены учитывают затраты дорог на выполнение перевозок и минимальный размер прибыли, необходимой дорогам для решения социальных задач и выполнения делегированных Центральным аппаратом ОАО расчетов по налоговым обязательствам и инвестиционным проектам.

Внутрипроизводственные цены для расчетов за выполненные перевозки называются доходными ставками. Они дифференцируются по видам работ перевозочного процесса: передвижение грузов и пассажиров, выполнение начально-конечных операций по грузовым перевозкам, формирование поездов по пассажирским перевозкам.

Пассажирские тарифы имеют специфику формирования для перевозок в дальнем и пригородном сообщениях. При построении пассажирских тарифов на перевозки в дальнем сообщении учитываются следующие факторы.

· Расстояние перевозки. Протяженность сети железных дорог от 1 до 12 420 км разделена на пояса дальности. Расстояние внутри пояса дальности возрастает с увеличением дальности следования.

· Тип пассажирского вагона – общий плацкартный вагон, купированный вагон с 4-местными и с 2-местными (мягкий или СВ-вагон) купе.

· Скорость перевозки. Здесь учитывается категория поезда – пассажирские, скорые и фирменные поезда.

Особенностью формирования тарифов на дальние пассажирские перевозки является то, что сначала устанавливается базовый тариф – на перевозку в общем вагоне пассажирского поезда. За дополнительные условия перевозки, дающие повышенную комфортность и скорость движения, взимается доплата.

Дифференциация пассажирских тарифов от расстояния перевозки вызвана влиянием дальности следования на себестоимость перевозки (п. 10.2). Поэтому так же, как и в грузовом движении, для пассажирских перевозок используется двухставочная методика построения тарифа. Зависимость пассажирского тарифа от дальности следования при сохранении тенденции его снижения от увеличения расстояния перевозки имеет свою специфику. Здесь оказывает влияние тот факт, что в состав пассажирских тарифов включена ставка обязательного страхования пассажиров. Ее абсолютная величина не существенна, но в структуре тарифной платы в зависимости от расстояния перевозки имеет различное значение – от 0,3 до 7 %.

В пригородных пассажирских перевозках используются преимущественно два вида тарифов – общие и зонные.Общие тарифы устанавливаются по принципу построения тарифов в дальнем сообщении – для перевозки пассажиров в плацкартном вагоне с местами для сидения без страхового сбора.

Зонные тарифыиспользуются на пригородных участках, имеющих высокие пассажиропотоки. При этом все расстояние пригородного направления разбивается на участки (зоны) в зависимости от числа наиболее крупных станций и величины пассажиропотока на станциях или между ними. Тариф в этом случае устанавливается на среднее расстояние зоны.

В пригородных перевозках также используются льготные абонементные тарифы, которые обычно устанавливаются на конкретный период (месяц, полугодие, год), предполагают разовую оплату перевозок за весь период и имеют более низкую стоимость (на 10–30 % ниже разовой оплаты).

4. Закрепление урока

1.Какие факторы специфики транспортного производства влияют на тарифы?

2.Какие затраты в части начально-конечных операций учитываются при формировании грузовых тарифов?

3. Дайте характеристику формирования пассажирских тарифов.

Самым активным участникам урока оценить и выставить оценки.

Оставьте комментарий