Содержание
Порядок сдачи формы 2-ТП (воздух)
Владеющие стационарными источниками, производящими вредные выбросы в окружающую среду (в т. ч. котельными), компании и физлица-предприниматели обязаны сдавать специальную отчетность. От нее не освобождаются даже те, кто оборудовал свое производство очистными установками.
Если у юрлица есть обособленные подразделения, отчетность подается по каждому из них. Банкротящиеся компании, в отношении которых открыто конкурсное производство, не освобождаются от сдачи данной отчетности. Представительства работающих в России иностранных компаний также сдают отчет 2-ТП воздух, если их деятельность связана с загрязнением атмосферы.
Отчеты по форме 2-ТП воздух заполняются бизнесменами (юридическими и физическими лицами), которые оформили соответствующие разрешения на выбросы. При этом различают 2 типа разрешений:
- на выбросы в объеме 5–10 тонн в год с наличием загрязняющих веществ 1–2-го классов опасности;
- свыше 10 тонн ежегодно.
В случае если разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ было просрочено, предприятия (ИП) представляют фактические данные о выбросах по тем же критериям, что и респонденты с действующими разрешительными документами.
Форма 2-ТП воздух, утвержденная приказом Росстата от 08.11.2018 № 661, сдается респондентом в местное отделение Росприроднадзора в срок до 22 января года, следующего за отчетным. Это означает, что за 2019 год отчет нужно сдать не позднее 22.01.2020.
Если объекты негативного воздействия находятся на территории разных субъектов РФ, то отчет нужно подать по месту учета каждого «негативного» объекта (п. 3 Указаний по заполнению формы № 2-ТП (воздух).
Если вам нужно сдать форму 2-ТП (отходы), воспользуйтесь рекомендациями от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.
Как заполняется отчет по форме 2-ТП (воздух)
Полное наименование респондента приводится в адресном блоке отчета. При этом оно должно строго совпадать с указанным в актуальной учредительной документации компании. После полного названия компании следует вписать, если есть, сокращенный вариант (в круглых скобках). ИП указывает свою фамилию, имя и отчество.
Для заполнения 2-ТП воздух используются данные первичного учета. Кроме фактических данных, которые отражаются в первичной документации, разрешено использовать для заполнения статистических сведений отраслевые нормы. В отчете отражаются сведения по улавливаемым, утилизируемым (либо используемым) и выбрасываемым в атмосферу веществам, загрязняющим ее.
ВАЖНО! В форме 2-ТП воздух учитываются выбросы в атмосферу, производимые исключительно стационарными источниками загрязнения. ИП потребуется заполнить только раздел 1 и графу 1 из раздела 3.
В учет не берутся также вещества, используемые в дальнейшем в технологических производственных процессах, которые выделяются вместе с газами. Примером служат техпроцессы по извлечению оксида углерода, выделяемого с доменным газом в черной металлургии. Это вещество впоследствии используется в качестве топлива.
То есть учитываются только те выбросы, которые не были уловлены специальными адсорбирующими установками из-за особенностей технологического процесса или негерметичности оборудования.
Если в отчетный период произошла реорганизация либо другое изменение структуры организации-респондента, данная информация в обязательном порядке отражается в пояснении, которое прикладывается в форме отчетности.
В статистической отчетности 2-ТП воздух приводятся данные обо всех попавших в атмосферу загрязняющих веществах (за исключением СО2, О3 и радиоактивных веществ) и аспирационном воздухе из стационарных источников, производящих выбросы. Количество выбросов (в т. ч. в результате аварийных ситуаций) определяется путем замеров, выполненных специнструментами, и расчетов на основании утвержденных нормативов.
О том, как разрабатываются указанные выше нормативы, читайте в нашей статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».
Считаются все выбросы, произведенные:
- из организованных стационарных источников (труб, вентиляционных шахт);
- неорганизованных источников загрязнения (горящих терриконов, резервуаров с накопленными в результате аварии газами/жидкостями и т. д.).
Внося данные в отчетность, необходимо следить, чтобы:
- были заполнены все графы (если для той или иной строки нет данных, обязательно ставится прочерк), за исключением случаев, когда данных нет ни для одной графы;
- при вписывании данных в графы учитывалась указанная вверху страницы значность показателя;
- разделы были заполнены по каждому эксплуатируемому объекту негативного воздействия;
- был проставлен код объекта негативного воздействия, присвоенный при постановке на учет.
Где скачать образец заполнения формы 2-ТП (воздух)
Для того чтобы заполнение формы не вызвало сложностей, рекомендуем воспользоваться образцом. Скачать заполненный образец формы 2-ТП воздух можно на нашем сайте.
Ответственность за нарушение порядка представления
Если статистическую форму 2-ТП (воздух) не представить или представить с опозданием либо указать в ней недостоверные данные, то организация и ее должностные лица, а также индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 2.4, 13.19 КоАП РФ:
- штрафу для должностного лица и ИП в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организации — от 20 тыс. до 70 тыс. руб., если правонарушение совершено впервые;
- штрафу для должностного лица и ИП в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для организации — от 100 тыс. до 150 тыс. руб. при повторном правонарушении.
Чтобы не попасть на штраф и точно узнать, когда и какие статистические формы нужно представить контролирующим органам, воспользуйтесь специализированным сервисом Росстата. Ссылка на него приведена в статье «Узнайте, какую статотчетность и в какие сроки вы должны подать».
Итоги
Все юрлица и физлица-предприниматели, на балансе которых находятся функционирующие стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, должны регулярно подавать данные в отделение Росприроднадзора. Сведения представляются ежегодно по форме 2-ТП (воздух).
Также будет полезно ознакомиться с порядком уплаты экологического сбора. Информацию о плательщиках вы узнаете из статьи «Кто должен платить экологический сбор в 2019 — 2020 годах?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Судебная практика
1. Согласно Постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 № 15АП-14255/2012 по делу № А32-3088/2012 Управлением Росприроднадзора был переоформлен документ об утверждении НООЛР сроком действия с 19.07.2011 до 22.03.2015. В нарушение п. 11 Порядка Общество в срок до 22.03.2011 не подтвердило неизменность производственного процесса, в связи с чем в действиях Общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В Порядке не конкретизированы дата или отрезок времени, в течение которого юридическое лицо обязано подтвердить неизменность производственного процесса. Следовательно, в такой ситуации подтверждение должно быть осуществлено не позже календарного года с даты выдачи организации лимитов на размещение отходов.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Минприроды России от 31.01.2012 № 12-47/1087 территориальные органы Росприроднадзора принимают технический отчет для подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в уведомительном порядке, а следовательно, не могут отказать юридическим лицам в принятии данного отчета и датой его получения считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении.
Как было установлено судом, лимит на размещение расходов, выданный Обществу, был утвержден и зарегистрирован 30.04.2010. Технический отчет с подтверждением неизменности производственного процесса и используемого сырья был направлен Обществом в адрес Управления Росприроднадзора 18.04.2011 и зарегистрирован Управлением 26.04.2011.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что Общество представило технический отчет в пределах срока, установленного п. 11 Порядка.
2. В соответствии с Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу № А13-9189/2013 в ходе проверки были установлены нарушения заявителем требований ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 11 Порядка, выразившиеся в отсутствии согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в непредставлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2011 и 2012 гг. в Управление Росприроднадзора.
По факту несоблюдения экологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами ответчиком в отношении Общества были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении. Постановлением Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания заявитель привлечен к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа размером 100 000 руб.
Наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, было подтверждено материалами дела.
Довод подателя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения судом апелляционной инстанции был отклонен, поскольку рассматриваемое правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области обращения с опасными отходами и охраны окружающей среды, что предполагает существенную угрозу жизнедеятельности общества и человека.
Надлежащему соблюдению требований в области обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающая применительно к юридическим лицам наказание в виде штрафа в размере от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
3. В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2014 по делу № А44-4656/2013 судом было установлено, что Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2004 и в процессе деятельности оказывает НВОС. На основании Приказа Росприроднадзора от 30.06.2011 был утвержден документ об утверждении НООЛР. Обязанность по представлению технического отчета была исполнена Обществом 13.06.2013.
Нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее — Порядок определения платы), и Порядка не устанавливают сроки представления технических отчетов, а также не определяют последствия несоблюдения данных сроков.
Исходя из пп. 5 и 6 Порядка определения платы плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется при превышении лимитов или при отсутствии утвержденных лимитов. Иного порядка расчета с применением 5-кратного повышающего коэффициента действующее законодательство не определяет.
В данном случае Обществом были утверждены лимиты на срок до 2016 г., их действие не было отменено. Представленные 13.06.2013 технические отчеты подтвердили неизменность производственного процесса, следовательно, фактического превышения лимитов при размещении отходов не было. Это также подтверждают расчеты платы за НВОС за III и IV кварталы 2012 г. и I квартал 2013 г.
Данная ситуация свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчета платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение отходов утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Таким образом, правовых оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов.
4. Согласно Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу № А56-54574/2013 проект НООЛР Общества был разработан в 2011 г. и утвержден Департаментом Росприроднадзора, что подтверждено документом об утверждении НООЛР № 26-26132-О-11/16 (л.д. 42-44). Срок действия НООЛР установлен до 05.12.2016.
Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья с комплектом сопроводительных документов был сформирован и отправлен Обществом 19.10.2012 в адрес Департамента Росприроднадзора ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адресат получил письмо 07.11.2012. Технический отчет был зарегистрирован территориальным органом Росприроднадзора как входящее письмо от 09.11.2012 № 26/19352.
В связи с отсутствием в представленных документах приложений, установленных Методическими указаниями, в подтверждении неизменности производственного процесса Обществу было отказано.
Суд указал, что Порядок не содержит норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с данным Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета, подлежащего представлению в уведомительном порядке, действующим законодательством не предусмотрен.
Учитывая тот факт, что Обществом был разработан проект НООЛР и документы, необходимые в качестве приложений к техническому отчету, были представлены Обществом в ходе плановой выездной проверки, что отражено в перечне документов к акту проверки от 09.07.2013 № ПВ-47/08-А, суд пришел к выводу о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, законодательством не определены правовые последствия непредставления документов, перечисленных в п. 40 Методических указаний, при прохождении процедуры подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Суд удовлетворил заявление Общества, признал незаконным и отменил Постановление и предписание.
Вопрос: У нас был разработан проект по отходами в 2017 году и выдан документ об утверждении нормативов образования отходов на их размещение в июне 2017 года, в этом году по Постановлению Московской области юридический адрес сменился (площадка осталась на том же месте). В связи с этим мы получили новый документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с датой выдачи от мая 2019 года. Подскажите, пожалуйста, мы должны в этом году предоставлять в контролирующий орган технический отчёт по обращению с отходами или только в мае следующего года?
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Ответ:
— Реклама —
В настоящее время согласно письму Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10−02−36/29 629 «О направлении информации» Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (ред. от 25.07.2014), которым собственно предусматривается предоставление технического отчета (см. п. 12), применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно п. 12 Порядка технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Утверждены НООЛР у Вас были именно в июне 2017 (и Росприроднадзором был оформлен соответствующий приказ об утв. НООЛР), а в мае 2019 Вы переоформили, сам бланк, а не утвердили новые НООЛР, при этом при переоформлении НООЛР предоставляется только справка о неизменности производственного процесса в области обращения с отходами, а при формировании технического отчета указываются фактические сведения об образовании и дальнейшем удалении отходов. Соответственно технический отчет необходимо представлять в июне с учетом даты утверждения НООЛР.
Пример составления Технического отчёта
Подробности Просмотров: 14223
Организация ООО «Пример» занимается переработкой зерна. Отходы от переработки размещаются на предприятии для хранения и использования, а также часть отходов передается другой организации для использования и захоронения. У организации ООО «Пример» установлен лимит на размещение отходов № 12О/13. Лимит выдан на 5 лет, но требует ежегодного подтверждения путем сдачи в Росприроднадзор «Технического отчета».
В данном примере рассмотрим последовательность действий при заполнении технического отчета по сделанным ранее расчетам платы за НВОС.
1. Откройте журнал документов «Расчет платы НВОС» и добавьте новый расчет. На закладке «Отходы» введите номер лимита на размещение отходов и период его действия.
2. Введите список отходов в таблицу «Отходы». Если активирован модуль «Учет обращения с отходами», то становятся доступны дополнительные поля внизу таблицы для уточнения движения отходов. В поле «Образ-сь» укажите количество образовавшегося отхода и далее заполните поля, уточняющие движение данного отхода: «Утил-но», «Обезв-но», «Хран-сь», «Захор-но», «Прием», «Передача». В полях «Хран-сь» и «Захор-но» уточняется, с какой целью размещены отходы в колонке «Размещено всего». В техническом отчете не отражается прием отходов, поэтому поля «Прием» учитываться не будут. При передаче отхода сторонней организации необходимо в группе полей «Передача» ввести организацию в поле «Организация», указать номер и дату договора на передачу отходов и уточнить с какой целью передаются отходы: «Использование», «Обезвреживание», «Хранение» или «Захоронение».
Если же модуль «Учет обращения с отходами» не активирован, то форма будет выглядеть, как показано на рисунке снизу. В данном случае будут учитываться уточняющие движение отхода поля «Образовалось», «Поступило», «Утилизировано» и «Обезврежено». Поля на панели «Передано» учитываться не будут, т.к. нет возможности указать, кому и с какой целью был передан отход.
3. Теперь откройте журнал документов «Технический отчет» и добавьте новый документ. Введите номер технического отчета и его дату.
4. Выберите природопользователя, для этого нажмите кнопку и выберите из списка. После выбора автоматически заполнятся поля с данными по выбранной организации. Таблицу «Ответственные за обращение с отходами» необходимо заполнить вручную.
5. Введите отчетный период.
6. Нажмите кнопку . Если у выбранной организации за отчетный период нашлось более одного лимита на размещение отходов, то появится окно для выбора лимита. После уточнения лимита запустится процедура заполнения технического отчета по расчету платы.
7. По окончании работы процедуры выберите закладку «Образование отходов», заполните колонку «Технологический процесс», затем введите «Норматив образ. отхода, т/ед.прод.» или «Объем продукции (услуг), ед.», недостающее поле посчитается автоматически по формуле «Образовано отхода, т» = «Норматив образ. отхода, т/ед.прод.» * «Объем продукции (услуг), ед.». Затем укажите «Единицы измерения».
8. На закладке «Движение отходов» данные заполняются автоматически на основе документа «Расчет платы за НВОС». При необходимости можно дополнить таблицу «Передача отхода», указав срок действия договора на передачу отходов, а также номер и дату лицензии при работе с опасными отходами.
Государству для принятия решений в области защиты окружающей среды необходимо оперировать статистическими данными.
На основании Приказа от 24 августа 2017 года №545 компании (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), которые имеют у себя очистные сооружения, осуществляют природоохранные мероприятия, а также платят за негативное воздействие на окружающую среду, обязаны заполнять форму 4-ОС и сдавать ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. За предоставление этих данных компании получает определенные льготы.
При наличии у ЮЛ обособленных подразделений форма 4-ОС заполняется по каждому обособленному подразделению и отдельно по юридическому лицу.
Срок сдачи отчета 4-ОС установлен достаточно строго – до 25 января. Полное название формы 4-ОС звучит так: «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах», в форму заносятся все расходы, которые предприятие понесло в связи с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, выполнением намеченного плана мероприятий по охране окружающей среды и другими действиями, связанными с улучшением экологической ситуации в регионе. Обратите внимание, что сюда входят затраты на услуги проектных организаций. То есть, если ваша организация пользуется услугами экологического сопровождения или разрабатывает проект с привлечением сторонней компании, это тоже относится к затратам на окружающую среду.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению), индивидуальному предпринимателю с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год. В форме 4-ОС не отражаются мероприятия и затраты на их проведение:
- по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению техники безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект;
- по непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение; мониторинг загрязнения питьевой воды; платежи за водопользование по договорам);
- по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий и природных катастроф.
- строительство и реконструкция объектов по охране окружающей среды;
- приобретение основных фондов природоохранного назначения;
- амортизационные отчисления по основным фондам природоохранного назначения;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- лесные подати;
- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- другие аналогичные налоги и платежи за природопользование и при природопользовании;
- экологический сбор.
p.s. Помощь и рекомендации по заполнению формы 4-ОС можно получить у специалистов нашей компании. Более того, советуем для получения более подробной информации изучить Приказ №545.
Остались вопросы по статье?
Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу «Отчетность по форме 4-ОС” можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.