Технико внедренческая зона

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

Особые экономические зоны

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов:

  • промышленно-производственные (ППТ ОЭЗ);
  • технико-внедренческие (ТВТ ОЭЗ);
  • туристско-рекреационные (ТРТ ОЭЗ);
  • портовые (ПОЭЗ).

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ, за исключением портовой особой экономической зоны.

В России функционирует 25 ОЭЗ (9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая). За 12 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 850 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 260 млрд. рублей, было создано более 25 тысяч рабочих мест, уплачено более 67 млрд. рублей налоговых и таможенных платежей.

Каждая ОЭЗ наделена специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже, чем по Российской Федерации.

В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития бизнеса, реализации инвестиционных проектов, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.

Виды хорьков

Всех проживающих в мире хорьков можно разделить четыре основных вида. Это степной, а также лесной, черноногий и фретка. Рассмотрим все эти вышеуказанные виды хорьков более подробно.


Самцы степных хорьков намного крупнее самочек

Степной

Это достаточно большие по размеру зверьки, взрослая особь обычно имеет длину тела в пределах 52-56 см, а вот вес в среднем равен двум кило. Также этот вид именуют еще светлый, или же белый хорек.

Самцы этого вида немного крупнее, чем самочки. Также у первого более пушистый хвост. В среднем длина хвоста у зверьков этого вида составляет 18 см.

Шерсть длинная, но не особо густая. Подшерсток достаточно хорошо просматривается. Основной волос темного, как правило, коричневого цвета, а вот подшерсток светлый. Конечности и хвост у животного обычно темного цвета, а вот мордочка. Будто, «облачена», в маску.

Как исключение среди представителей этого вида могут встречаться и абсолютно белые животные, которых называют «альбиносами».

Обращаем ваше внимание на тот факт, что степные хорьки плодовитые. В одном помете может быть 10 детенышей, а в некоторых случаях даже 18.

СПРАВКА! Представители данного вида хорьков отправляются на промысел только в ночное время. Взрослая особь может проспать до 15 часов. Столь долгим по продолжительности сном зверьки компенсируют обычно активную ночную охоту.


Лесных еще называют обыкновенными

Лесной

Этого зверька еще называют обыкновенный. По размерам он значительно меньше предыдущего вида. Длина туловища зверька может достигать максимум 48 см. Вес же варьируется от 400 гр. до 1,5 кг.

В сравнении со степным собратом, окрас шерсти у лесного хорька не имеет такого контраста. Обычно основной цвет шерсти у животного черно-бурый, в вот лапки, хвостик и голова обычно черные. На мордашке у лесного представителя семейства куньих также имеется, своего рода, маска.


Эта порода под угрозой исчезновения

Черноногий

Впервые хорьки были замечены в 1851 году. В настоящее же время зверки находятся под угрозой исчезновения, поэтому встретить их в природе крайне сложно.

Продолжительность жизни этого вида в дикой природе довольно непродолжительная и составляет 3-4 года. А вот в неволе черноногий хорек может жить 7-8 лет.


Обычно фреток называют домашними

Фретка

Обычно хорьков данного рода вида называют домашними. Ведь это одомашненная разновидность семейства куньих. Длина туловища взрослого хорька может достигать 51 см, а вот вес варьируется в пределах 700 грамм – 2 килограмма.

Питание

Рацион белого хорька не отличается от рациона его собратьев. Многие хозяева считают, что их питомцы всеядны, поэтому стараются всячески разнообразить их питание.

В рацион следует включить:

Нельзя кормить хорьков свининой, говядиной, бараниной, олениной. Нельзя давать в больших количествах овощи и фрукты, особенно залежавшиеся. Твердые волокна, содержащиеся в них, желудком хорька не перевариваются и могут привести к остановке деятельности желудка.

Любят хорьки кошачьи лакомства, приобретаемые в зоомагазинах. Прежде чем их давать, нужно прочестьописание продукта. В его состав не должны входить фрукты и сахар. Неправильное кормление может привести к заболеваниям, отравлениям и гибели животного.

Ареал, места обитания

В отличие от остальных разновидностей хорьков, степной предпочитает располагаться на открытой местности. Также стоит отметить, что к жилищу человека подходит крайне редко.

Что касается мест «проживания», то хорьков этого вида можно увидеть в Чехии и Словакии, в Венгрии и Румынии, на Украине, в Молдавии. Также степные хорьки обитают в лесостепях России и на Дальнем Востоке, но в европейской его части.

Лесной хорек обычно обитает на опушках в лесу, или же на пастбищах. Зверьки отлично уживаются с людьми. Поэтому их очень часто заводят в качестве домашних питомцев. Этот вид в наибольшей степени распространен на территории Евразии и в северо-западной части Африканского континента. Также лесного хорька можно встретить в России, Украине, Китае.

А вот черноногого хорька можно смело назвать «коренным» животным Северной Америки. Хотя, как мы уже отмечали, хорьки этого вида и редко встречаются в природе, но все-таки их популяции можно встретить штате США под названием Южная Дакота, на северо-востоке штата Монтана и в Вайоминге.

Дрессировка

Многие ошибочно полагают, что хорьки — глупые животные, поскольку они плохо поддаются дрессировке. Причина тут вовсе в другом: если по жизнерадостности и оптимизму эти зверьки ближе к собакам, то по своей горделивости и самооценке — однозначно к кошкам. Они отнюдь не стремятся угождать своему хозяину, поэтому их нужно убедить в необходимости проводимой процедуры.

Кроме того, хорьки — не большие любители концентрироваться на чем-то подолгу. Особенно если они считают, что вопрос их не касается. Наконец, если выпускать зверька на улицу редко, он будет слишком возбужден, чтобы обращать внимание на какие-то непонятные требования и потуги своего хозяина.

Между тем, обучить хорька определенным трюкам вполне возможно, просто для этого нужно чуть больше поработать.

Одним из самых эффективных методов дрессировки считается методика Дурова.

Это был один из первых дрессировщиков, который выступал против жестокого обращения с животными и придерживался мнения о необходимости психологического контакта. Если разбирать его методику поэтапно, выйдет следующее:

  • Убеждение животного выполнить то или иное действие;
  • Действие должно быть для животного приятным;
  • Одновременно подается определенный сигнал.

В качестве основного средства убеждения следует использовать жестикуляцию. Хорьки не обладают хорошим зрением, однако определенные движения тела они в состоянии запомнить.

Также не стоит забывать про поощрение успеха. Наказания использовать здесь нельзя, поскольку боль и страх только сильнее отвлекают зверька от всей процедуры дрессировки и не приносят никакого результата.

Самец или самка

Здесь мы не будем оригинальными. Если человек до сих пор не имел дела с содержанием животных любой породы, ему предложат взять самочку. Дамы-хорьки более послушные и мягкие, они легче обучаются и оказываются намного понятливее самцов. Многочисленные отзывы подчеркивают, что девочки быстро привыкают к своему лотку и к новой территории, проводя почти все свободное время за ее изучением.

Хорек домашний может быть настоящим другом, смышлёным и веселым, если правильно подойти к вопросам его выбора и воспитания. Однако нельзя не сказать о том, что девочки – это большие непоседы. Они постоянно в движении, им нужно сунуть любопытный нос в каждую щель, все попробовать на зуб. Поэтому самка хорька подойдет только человеку, у которого достаточно времени и энергии для того, чтобы заниматься с нею.

Окрасы

Животные по цвету шерсти довольно разнообразны. Эти зверьки могут быть однотонного белого цвета, или же поражать своим глубоко-коричневым цветом шерстки. А ведь стоит отметить, что в зависимости от окраса животные имеют и разный темперамент.

Альбиносы очень активны

Альбинос

Хорек-альбинос обычно имеет белую без пятен шерсть, розового цвета носик. Глаза у такого зверька обычно красноватого цвета. Крайне редко, но встречаются альбиносы с белоснежной шерстью и черными глазами. Таки хорьки довольно дорого стоят.

По характеру альбиносы очень активны. Но энергия у зверей проявляется в утренние часы. В обеденное же время они любят подремать.

Белые хорьки встречаются редко

Белый хорек

Хорьки с белым окрасом встречаются редко. По форме тела хорек очень похож на таксу. Лапки у животного короткие, хвост пушистый.

У этих хорьков на шерсти есть определенный рисунок

Блейз

Окраска такого типа предполагает наличие определенного рисунка. В силу того, что в переводе с английского blaze означает «сияние». У зверьков этой разновидности в окрасе присутствуют некие «сияющие» акценты.

Обычно, хорьки с окрасом «блейз» имеют белую полосу на голове, манишку на шее и белые «носочки» на лапках. Также могут быть отметины в виде белых пятен на животике и локтях.

Цвет глаз может быть 3 оттенков

Шампань

При таком окрасе основной цвет бежевого тона, или же может быть молочно-шоколадный. При этом подшерсток может быть белый, золотистый или кремового оттенка. Нос у зверьков также светлый. А вот цвет глаз может быть коричневым, розовым, бежевым.

Еще их иногда называют корицей

Циннамон

Этот окрас известен также и как корица. Шерсть у зверьков обычно двухцветная. Основание волос – белое. Края – коричневатые или рыжеватые. Подшерсток, как правило, кремовый или бежевый.

При таком окраса цвет глаз может быть любым. Как светлым, так и темным. А вот нос у зверьков окраса «корица» обычно коричневый или бежеватый.

У циннамонов бывают отметины на лапках

Циннамон с отметинами

Хорьки этого окраса в целом подобны окрасу «корица», но отличительная характеристика – это светлые (белые) отметены на передних и задних лапках.

У далматинцев темно рубиновые глаза

Далматинец

Хорьки, имеющие этот окрас, обычно имеют основной цвет шерсти – белый, а вот на спине расположился «узор» в виде черных пятен. Для такого окраса типичным является наличие темно-рубиновых глаз и розоватого носика.

Эти хорьки довольно энергичные

Шоколадный окрас

Хорьки шоколадного окраса бойкие и энергичные. Они очень симпатичные и милые. В основном это благодаря окрасу теплого шоколадного цвета. Осевой волос у хорьков темный, а вот подшерстка бежеватая. На мордочке будто нарисована коричневатая маска. Глазки маленькие темные, а вот на розовом носу имеется Т-образный рисунок.

Иногда шоколадные бывают с отметинами

Шоколадный с отметинами

Этот тип окраса аналогичен по структуре и тематике предыдущему. Но отличие состоит в том, что на шерсти имеются и «особые» отметины красновато-медные.

Эта порода имеет почти равномерный черный цвет

Черный окрас

При таком окрасе шерсть зверька имеет практически равномерный черный цвет. Нос и глаза у хорька также темного цвета.

Подшерсток у них обычно светло бежевый

Серебристый окрас

При таком окрасе основной цвет – это серебристо-серый, а вот подшерсток-основа обычно светло-бежевая.

Также на лапах у зверька при таком окрасе возможно наличие «рукавичек» белого цвета.

А у этих подшерсток желтовато-оранжевый

Золотой окрас

Цвет шерстки имеет несколько оттенков. Основания обычно темные (черные), основания светлое, а подшерсток – желтовато-оранжевый.

Особенности ухода

Дом для хорьков должен быть просторным и многоярусным. Особенно это касается закрытого типа содержания. На первом этаже в клетке устанавливается угловой лоток. Следует часто его мыть: хорьки чистоплотные животные и не станут ходить повторно в грязный туалет. В диаметрально противоположном углу ставят миску и поилку.

На втором этаже устанавливается небольшой домик для сна. Его можно сделать из перевернутого ящика, вырезав в нем круглый вход диаметром в 15 см. Для большего комфорта питомца следует установить систему труб для лазанья. Это напомнит хорькам природные норы.

Также можно повесить в клетку-гамак: зверьки любят отдыхать в подобных конструкциях.

У самцов не проходивших процедуру кастрации может наблюдаться чрезмерная активность сальных желез, это сразу же отразиться и на шерсти вашего питомца. Шерсть станет желтой и будет выглядеть неухоженно. Если не требуется сохранение детородной функции (вы не стремитесь стать заводчиком хорьков), тогда процедура кастрации является выходом.

После кастрации работа сальных желез придет в норму и состояние шерсти нормализуется, белый домашний хорек снова выглядит белым.

В современных магазинах можно найти большое количество шампуней и обезжиривающих паст, которые помогают следить за шерстью питомца, если вы не собираетесь его кастрировать.

Чрезвычайно важно соблюдать санитарные нормы содержания питомцев. Клетка должна быть чистой и теплой. Нельзя располагать жилище на сквозняке или в холодной части дома.

Хорьки очень чувствительны к громкому шуму и резким запахам — надо оградить домик питомца от источников музыки и не распылять рядом освежители воздуха. Также важно постараться оградить клетку от попадания прямых солнечных лучей. Хорьки любят затенённые места для сна, к тому же ультрафиолет может пожечь нежные глаза альбиносов.

Уход за мехом белого хорька

Белый волосяной покров хорьков является поводом для гордости у их владельцев. Однако сохранить ухоженное состояние шерсти довольно сложно. Из-за активности и любознательности хорька его шуба очень часто покрывается пятнами, которые имеют черный окрас. Белых зверьков следует мыть чаще их черных собратьев. Купать питомца следует с помощью специального шампуня не меньше 1 раза в неделю. Хорьки благосклонно относятся к гигиеническим процедурам.

Чтобы шерсть была гладкой и лоснящейся, ее следует вычесывать специальной щеткой. Особенно часто это следует делать во время линьки животного. Если оставить старую шерсть на теле хищника, то со временем она спутается с новой. В результате шкуру хорька покроют неопрятные белые комки, в которых любят селиться вредоносные насекомые.

Иногда шерсть теряет белизну из-за выделений у самцов во время охоты. Сальные железы хорька начинают активно работать и местами шерсть может стать желтой. Если зверек не предназначен для племенного развода, то лучше его кастрировать.

Белоснежная шерсть хорьков альбиносов является визитной карточкой этого вида. Эта порода часто приятна человеческому глазу с эстетической точки зрения. Фото красивого и ухоженного питомца можно повесить на стену как элемент интерьера, если решиться обзавестись настоящим питомцем пока не получается.

Расцветки

Разнообразие расцветок хорьков, которое можно встретить, представлено четырьмя основными категориями:

  1. Сиамская, при которой хвост и лапы темные, на мордочке имеется особая маска в виде английской буквы «V» .
  2. Чалая. При такой расцветке большая часть волос белого цвета. Но также могут встречаться седые или пигментированные волоски в шерсти.
  3. Сплошная. При таком типе шерсть окрашена равномерно и интенсивность окраски одинакова на всех участках тела животного.
  4. Стандартная. При такой расцветке доля белого цвета составляет около 10%. В целом окраска моет быть любого цвета, но имеет в разных местах различную интенсивность.

Вам хотелось бы светлого хорька или темного?

Размножение

С 10–12 месяцев у них начинается половое созревание. Брачный период начинается в феврале и продолжается до конца лета. В это время самцы нагло нападают на самок, придерживают их зубами за холку и спариваются. Стабильных пар животные не образуют. Беременность длится 1,5 месяца. На свет могут появиться до 4–15 детёнышей за один раз, каждый весом порядка 10 грамм.

Самка постоянно находится с ними рядом, выкармливает молоком до 2,5 месяцев. С месячного возраста начинает подкармливать мясом. Детёныши хорька полгода всему обучаются, ходят с матерью на охоту. Продолжительность жизни в дикой среде, около 5 лет.

Типы шерсти у хорьков

По типу шерсти все хорьки делятся на три группы. Это ангора, полуангора, а также хорек с нормальной шерстью.

Длина шерсти у хорьков с типом ангора более 7-ми см. Хотя по стандарту породы при данном типе длина волоса должна быть в среднем 12 сантиметров.

Полуангора – это животные, длина шерсти которых равняется 3,5 см. Мех у таких особей мягкий и пушистый.

Хорьки очень подвижные и активные

Здоровье, болезни и профилактика

Декоративные хорьки болеют, как другие домашние питомцы. Заболевания, которые чаще всего диагностируются у фреток:

  • алеутская болезнь норок – вирус, передающийся от матери к щенку, а также через кал, слюну и мочу, поражает иммунную систему. Симптоматика тяжелая (диарея, вялость, кровотечения изо рта/носа, анемия, жажда и лихорадка);
  • бешенство – острая вирусная болезнь, бьющая по нервной системе. Возбудитель находится в слюне зараженного животного. Поскольку недуг не лечится, показана вакцинация;
  • грипп – вирус часто передается человеком. Симптомы: температура, ринит, слезоточивость, кашель, диарея, сонливость и апатия. Животное поправляется в течение 3-14 дней;
  • отодектоз – ушные клещи, попадающие в слуховой проход от больного животного либо через контактировавшие с ним предметы. У хорька воспаляются и зудят уши, внутри образуется черный налет;
  • эозинофильный гастроэнтерит – поражает желудочно-кишечный тракт. Возникает обычно в результате неправильного питания. Хорек сильно худеет, страдает от диареи и кожных язв;
  • чума – передается заболевшими животными и приводит к летальному исходу. Также вирус переносят люди (на одежде/обуви), грызуны и птицы. Отмечаются высокая температура, конъюнктивит, ринит, покраснение губ/подбородка и отказ от еды;
  • язва желудка – появляется из-за неправильного кормления и стресса. Запущенная форма язвы грозит желудочными кровотечениями и гибелью фретки.

Кроме того, домашние хорьки часто страдают от блох, которых выводят зоошампунем либо антиблошиным аэрозолем.

Это интересно! У фретки должен быть ветпаспорт, куда вносят все плановые прививки. А их делают обязательно, как всем домашним собакам и кошкам.

Прививать лучше в клинике, так как у хорька нередко отмечается аллергия на препарат. Дома вы должны иметь аптечку и номер телефона врача, который специализируется на лечении куньих.

Поведение декоративных хорьков

Хорьки – это очень подвижные и энергичные животные. Поэтому этот момент обязательно стоит учитывать, решаясь завести такого питомца у себя дома.

Для квартирного содержания лучше всего подойдут лесные хорьки. Но для животного необходимо оборудовать место его расположения. Например, приобрести и установить специальную клетку.

СПРАВКА! Животные очень любят спать, они, своего рода «сони», поэтому в клетке должно быть и спальное место.

Как хорьки относятся к людям и ведут себя в домашней обстановке?

Очень интересна характеристика поведения хорька по отношению к людям. Для начала владелец питомца должен помнить, что хорек — очень умное и неимоверно хитрое животное. Поэтому, для того чтобы приучить его к туалету и другим навыкам, следует занять позицию лидера.

В процессе воспитания лучше применить метод «пряника и кнута», который основан на использовании поощрений и наказаний. Животное должно понять, что определенные поступки могут повлечь за собой очень неприятные наказания, а другие — ласку.

Очень часто хорьки начинают метить свою территорию. Эту инстинктивную особенность проявляют только самцы. Кроме этого, нужно помнить, что хорек не только в естественных условиях роет землю. Даже в доме, следуя инстинктам, он может начать ежедневно копаться в цветочных горшках.

Запомните, что каждому зверьку свойственен определенный характер. Поэтому изучив особенности нрава и манер любимого питомца, вы сможете воспитать хорошего товарища.

УДК 332 УДК 338 ББК 65.050.2

Кулиш Е.С.

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И КЛАСТЕРЫ, КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Kulish E.S.

TECHNICAL-INNOVATIVE SPECIAL AREAS AND CLUSTERS AS OBJECTS OF INFRASTRUCTURE OF THE INNOVATIVE SYSTEM

Ключевые слова: инновации, субъекты РФ, кластер, технико-внедренческие особые экономические зоны.

Key words: Innovations, subjects of the Russian Federation, cluster, technical-innovative special areas.

Аннотация

В статье представлены основные цели создания технико-внедренческих зон и кластеров, определены задачи и проанализированы условия создания на текущий момент.

Правительство Российской Федерации в последние годы активно работает над развитием национальной инновационной системы (далее — НИС) и ее инфраструктуры. Существенно расширена институциональная база (НИС) — принят ряд новых законов, постановлений Правительства Российской Федерации, других регламентов, которые призваны стимулировать инновационную активность участников рынка. Основными документами, регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации в области управления инновациями, являются:

— Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года №Пр-576 (далее — Основы политики);

— Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005года №2473п-П7 (далее — Основные направления).

Данными документами введены отдельные понятия и определения.

Инновационная деятельность — выполнение работ и оказание услуг, направленных:

— на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

— на создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

— на применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Инновационная продукция — результат инновационной деятельности (в виде товаров, работ, услуг), предназначенный для реализации.

Инфраструктура инновационной системы — совокупность субъектов инновационной деятельности, осуществляющих предоставление услуг по созданию и реализации

инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся особые экономические зоны технико-внедренческого типа, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды.

1. Технико-внедренческие особые экономические зоны

Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (ТВТ).

Создание технико-внедренческих ОЭЗ направлено прежде всего на новое качественное развитие экономики регионов и Российской Федерации в целом путем улучшения условий для инновационного бизнеса и создания устойчивых конкурентных преимуществ для субъектов, действующих в сфере науки, образования и передовых технологий.

Основные цели создания особых экономических зон ТВТ:

— содействие созданию инновационной экономики, новых сегментов рынка;

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

— развитие производства новых видов продукции;

— сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научнотехнических и рабочих кадров;

— коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные задачи функционирования особых экономических зон ТВТ:

— развитие территорий новой экономики, создание инновационной среды;

— содействие реализации стратегических конкурентных преимуществ для сектора исследований и разработок на прорывных направлениях технологического развития;

— развитие эффективной инновационной инфраструктуры и содействие комплексному научно-техническому развитию и технологическому перевооружению экономики на основе государственно-частного партнерства;

— создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств;

— создание дружественной среды администрирования, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры;

— создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в первую очередь молодежи;

— создание комфортных условий для работы и отдыха.

Основными условиями создания технико-внедренческих особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

— размещение (ОЭЗ) не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не превышает трех квадратных километров;

— особая экономическая зона не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;

— территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

— срок существования ОЭЗ — не более 20 лет. Механизм функционирования техниковнедренческих зон предполагает предоставление для их резидентов преференций по трем направлениям, важным для ведения инновационного бизнеса:

— предоставление налоговых и таможенных льгот;

— государственное финансирование строительства объектов внешней и внутренней инфраструктуры;

— формирование дружественной среды администрирования.

Законодательством Российской Федерации для резидентов ОЭЗ ТВТ предусмотрено освобождение на определенный срок от налогов на имущество, от транспортного и земельного налогов.

Резиденты ОЭЗ могут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

(НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены (п. 2 ст. 262 НК РФ).

В технико-внедренческих особых экономических зонах действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Для них внедряется система предоставления государственных услуг резидентам ОЭЗ по системе «одно окно». Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ТВЗ производится на средства, выделенные из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена технико-внедренческая зона. Резидентами технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением государственного унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. Резидент вправе осуществлять на территории ОЭЗ только технико-внедренческую деятельность, в том числе:

— создание и реализацию научно-технической продукции, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;

— создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений;

— оказание услуг по внедрению и обслуживанию программных продуктов и систем.

Технико-внедренческие зоны должны стать ключевыми элементами развития

инновационного потенциала сектора исследований и разработок, а также его реализации в производственном секторе экономики.

2. Особенности кластерной политики.

Кластеры — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года №249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года №116-ФЗ.

Предпосылки для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также в рамках реализации проектов «промышленной сборки»,

осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 года №166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 года №70-ФЗ.

Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

— приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

— получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

— получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высоко конкурентные международные рынки.

Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импорто-замещению и росту локализации сборочных производств, а также — повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

2.1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

2.2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

— поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

— инновационной и технологической политики;

— образовательной политики;

— политики привлечения инвестиций;

— политики развития экспорта;

— развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

— развития отраслей экономики.

2.3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Результатами реализации кластерной политики должны стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социальноэкономического развития регионов базирования кластеров.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

3. Инновационный портрет России. / Комитет Совета Федерации по образованию и науке. — М., 2008.

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

• Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

• Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

• Предоставляется ряд налоговых преференций

• Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами

Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

Таблица налоговых льгот по типам ОЭЗ

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

  1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.10.2010) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

  1. Для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по НДС: проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим налогообложению НДС.

Таможенные льготы

В Российской Федерации функционируют следующие особые экономические зоны:

1. Промышленно-производственного типа:

  • «Алабуга»;
  • «Липецк».

2. Инновационные (Технико-внедренческого типа):

  • «Иннополис» в Верхнеуслонском районе РТ
  • «Дубна»
  • «Томск»;
  • «Зеленоград»;
  • «Санкт-Петербург».

3.Туристско-рекреационного типа:

  • «Бирюзовая Катунь»;
  • «Байкальская Гавань»;
  • «Ворота Байкала»;
  • «Алтайская Долина»;
  • «Гранд Спа Юца»;
  • «Куршская Коса»;
  • «Остров Русский».

4.Портово-логистического типа:

  • «Ульяновск»;
  • «Советская Гавань».

Государственным Советом Республики Татарстан принят закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан» (от 11.11.2014 №83-ЗРТ).

Законом предусматривается установление льготных ставок по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис».

Резиденты ОЭЗ «Иннополис», согласно закону, будут освобождены от уплаты налога в течение пяти лет с момента получения первой прибыли. Последующие пять лет налоговая ставка для них составит 5%, по истечении 10 лет – 13,5%. Аналогичные льготы в настоящий момент действуют для резидентов особой экономической зоны «Алабуга».

Кроме того, в настоящее время согласно Налоговому кодексу Российской Федерации на резидентов ОЭЗ «Иннополис» распространяются следующие льготные налоговые ставки: налог на имущество – 0% (в течение 10 лет), налог на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – 0% (до 1 января 2018 года), земельный налог также составит 0% в течение первых 5 лет.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, федеральным законодательством установлены пониженные тарифы страховых взносов (14%).

Напоминаем, что особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Кабинетом Министров Республики Татарстан, муниципальным образованием «Верхнеуслонский муниципальный район» Республики Татарстан и муниципальным образованием «Лаишевский муниципальный район» Республики Татарстан.

ОЭЗ «Иннополис» расположена на общей территории в 294,03 га (в том числе 192,71 га – в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан, 101,32 га – в Лаишевском районе Республики Татарстан).

Ключевыми объектами на территории особой экономической зоны будут являться здания технопарков, представляющие собой высокотехнологичные, многофункциональные комплексы с офисными помещениями, центрами разработок и развитыми конференц-возможностями. Резиденты ОЭЗ «Иннополис» смогут арендовать готовые офисные помещения в технопарках, получив доступ к современной инфраструктуре и необходимым сервисным услугам для успешного ведения бизнеса.

На территории особой экономической зоны будут размещаться как новые перспективные проекты, для которых будут созданы благоприятные условия развития, так и развивающиеся, или уже сформировавшиеся крупные российские и международные IT-компании.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ в ОЭЗ «АЛАБУГА»

ОЭЗ «Алабуга» обеспечивает благоприятные налоговые условия для своих резидентов. Компании на 10 лет освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов. Налоговые каникулы начинаются с момента появления налоговой базы.

Для резидентов действуют льготные налоговые ставки на прибыль. С учетом федерального налога они составляют: 2% — первые 5 лет
7% — следующие 5 лет
15,5% — до 2055 г. Налогоплательщики могут также пользоваться ускоренной схемой амортизации с коэффициентом 2

Процедура получения статуса резидента ОЭЗ «Алабуга»

1. Претендент на получение статуса резидента ОЭЗ подает документы в ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Далее проект выносится на рассмотрение Наблюдательного Совета ОЭЗ «Алабуга».

2. Претендент на получение статуса резидента ОЭЗ «Алабуга» защищает инвестиционный проект в Наблюдательном Совете.

Председателем Наблюдательного Совета является Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов.

Наблюдательный Совет дает рекомендацию о заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (при необходимости претендент вносит изменения в бизнес-план).

3. После проведения Наблюдательного Совета копии всех документов, а также решение Наблюдательного Совета передаются в Экспертный Совет при Министерстве экономического развития РФ.

Председателем Экспертного Совета является заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савельев О.Г.

4. В случае одобрения инвестиционного проекта Экспертным Советом, между претендентом на получение статуса резидента и Министерством экономического развития заключается соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и в трехдневный срок компании выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет заявку на заключение Соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, которая должна содержать:

1. сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

2. сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя;

3. сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

К заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности прилагаются:

1. копию свидетельства о государственной регистрации;

2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

3. копию учредительных документов;

4. бизнес-план, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75.;

Вопросы и ответы по законодательству ОЭЗ

Департамент особых экономических зон и проектного финансирования оказывает информационную поддержку в случае возникновения вопросов касательно законодательства в сфере особых экономических зон. Контактное лицо: заместитель директора Департамента особых экономических зон и проектного финансирования Балмышева Татьяна Игоревна — balmisheva@economy.gov.ru

1. Кто может претендовать на получение статуса резидента особой экономической зоны?

На получение статуса резидента технико-внедренческой и туристско-рекреационной особой экономической зоны могут претендовать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующие осуществлять в особой экономической зоне соответственно технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность. На получение статуса резидента промышленно-производственной и портовой особой экономической зоны может претендовать только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующая осуществлять в особой экономической зоне соответственно промышленно-производственную деятельность и портовую деятельность либо деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

2. Установлены ли для резидентов особых экономических зон требования к минимальному объему инвестиций?

Требования к минимальному объему инвестиций установлены для резидентов промышленно-производственных и, в некоторых случаях, портовых особых экономических зон. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее трем миллионам евро (за исключением нематериальных активов). При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одному миллиону евро (за исключением нематериальных активов) в течение года с даты заключения указанного соглашения. Если соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны в течение срока действия такого соглашения обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной: o не менее десяти миллионам евро (за исключением нематериальных активов) при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, в том числе новых морского порта, речного порта, аэропорта; o не менее трем миллионам евро (за исключением нематериальных активов) при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Осуществление резидентом портовой особой экономической зоны портовой деятельности обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности не может быть менее: o тридцати миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими, в том числе подакцизных товаров или минерального сырья; o десяти миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами или минеральным сырьем, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими; o двух с половиной миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.

3. Из каких этапов состоит процесс получения статуса резидента особой экономической зоны?

Заявитель представляет в Минэкономразвития России заявку на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, к которой прилагаются бизнес-план, соответствующий утвержденной Минэкономразвития России форме, а также иные документы, предусмотренные действующим законодательством. Заявитель вправе передать заявку через ОАО «Особые экономические зоны», его дочерние общества и филиалы на местах. Заявка и прилагаемые документы рассматриваются Минэкономразвития России, которое принимает решение либо о передаче заявки на заключение соглашения и бизнес-плана в экспертный совет по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам, либо об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения. Заявитель уведомляется о принятом решении. Соответствующий экспертный совет проводит оценку бизнес-плана заявителя на основании критериев, установленных Минэкономразвития России, выносит решение о поддержке либо об отказе в поддержке бизнес-плана и направляет его в Минэкономразвития России. Минэкономразвития России уведомляет заявителя о заключении с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне при принятии экспертным советом решения о поддержке бизнес-плана, либо об отказе в заключении с ним соглашения при принятии экспертным советом решения об отказе в поддержке бизнес-плана. Заявитель и Минэкономразвития России заключают соглашение об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. Типовые формы указанных соглашений утверждаются Минэкономразвития России. Минэкономразвития России вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации заявителя и выдает заявителю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны. Заявитель признается резидентом особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Какую деятельность могут осуществлять резиденты на территории особой экономической зоны?

Резиденты имеют право осуществлять на территории особой экономической зоны предпринимательскую деятельность только в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. На территории промышленно-производственной особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять промышленно-производственную деятельность, под которой понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. На территории технико-внедренческой особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять технико-внедренческую деятельность, под которой понимаются создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз, топологий и систем. При этом по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам в границах технико-внедренческой особой экономической зоны допускается производство научно-технической продукции. Такое решение принимается экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам по каждому конкретному случаю в соответствии с бизнес-планом потенциального или действующего резидента. При принятии решения экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам руководствуется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять туристско-рекреационную деятельность, под которой понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. На территории портовой особой экономической зоны ее резидентам разрешено осуществлять только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности: o хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; o снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов; o производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; o переработка водных биологических ресурсов; o операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции); o простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; o биржевая торговля товарами; o оптовая торговля товарами; o обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны. Резиденты особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на территории особой экономической зоны не допускается:

1. разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2. переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

5. Могут ли в особой экономической зоне осуществлять деятельность лица, не являющиеся резидентами данной особой экономической зоны?

Лица, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, за исключением портовой особой экономической зоны, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая деятельность будет осуществляться данными лицами на общих основаниях без предоставления каких-либо дополнительных льгот и преференций. В портовой особой экономической зоне администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности), обеспечивающие функционирование и безопасность морского порта, речного порта, аэропорта, осуществляют деятельность и обладают полномочиями в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Какими нормативными правовыми актами регулируется создание особой экономической зоны? Каков путь создания ОЭЗ?

Создание особых экономических зон в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Минэкономразвития России. До принятия соответствующего приказа Минэкономразвития России можно руководствоваться Правилами оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 564. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Минэкономразвития России. До принятия соответствующего приказа Минэкономразвития России можно руководствоваться Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 563. В исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок (данная норма применятся до 1 января 2015 года). Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании особой экономической зоны.

Оставьте комментарий