Теория бюрократии вебер

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА БЮРОКРАТИИ ПО М. ВЕБЕРУ

магистрант 2 курса

гр. ГУ-25

Гадаев Д.Р.

проверил:

Макаренков Н.М.

Астрахань

2015

Введение

1. Принципы рациональной бюрократии

2. Характеристики рациональной бюрократии по М. Веберу

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственная бюрократия призвана осуществлять функцию посредника между государством и населением. Бюрократия занимает важное место в современном обществе, поэтому важно понять формы бюрократии и степень воздействия бюрократии на общественные процессы. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом. Бюрократия в современном мире проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Это относится не только к России, но и к большинству государств. Поэтому тема бюрократии актуальна для изучения в практическом плане. Это позволит не только разобраться в сущности этого явления, но и поможет уменьшить негативное влияние бюрократии на жизнь общества. Проблема бюрократии рассматривалась в работах многих социологов, политологов.

Одними из первых этот вопрос изучили Макс Вебер в своем труде «Хозяйство и общество» и Вудро Вильсон в «Изучение администрации». Они сформулировали парадигмы бюрократии, а их труды стали основой работ социологов на протяжении всего XX века.

Объект исследования: теории бюрократии.

Предмет: теоретические воззрения Макса Вебера на бюрократию.

Цель: раскрыть сущность теории рациональной бюрократии Макса Вебера.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— изучить и дать характеристику теории рациональной бюрократии Макса Вебера.

— изучить принципы рациональной бюрократии Макса Вебера.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

1. Принципы рациональной бюрократии

Как организационная структура бюрократия первые была определена в начале XX в. немецким социологом Максом Вебером.

Рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании организационной структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности.

Необходимо отметить, что принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих (если не сказать в большинстве) создаваемых организациях бюрократическая структура нашла широкое воплощение.

Вебер считал, что легитимность власти является центральным элементом почти всех административных систем. В своем анализе законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат он излагает пять концепций, определяющих законность полномочий:

1. Должен быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания.

2. Закон — это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения; в рамках именно такого закона администрация отстаивает интересы организации.

3. Член организации, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку.

4. Член организации должен подчиняться ее законам только как член организации. рациональный бюрократия организация вебер

5. Подчинение определяется не личностью, осуществляющей властные полномочия, безличным порядком, обусловившим, помимо прочего, и занятие этой личностью данного поста.

Основываясь на этих концепциях, Вебер формулирует восемь принципов структурирования властных систем:

1. Служебные обязанности организуются на постоянной регулируемой основе.

2. Эти обязанности относятся к различным функциональным сферам, в каждой из которых должны обеспечиваться необходимая полнота власти и полномочий.

3. Должности образуют иерархическую структуру, при этом оговариваются права контроля.

4. Правила, которыми определяется ход работ, могут быть как техническими, так и юридическими, что в любом случае требует привлечения компетентных работников.

5. Ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее членов, рассматриваемых в качестве частных лиц.

6. Держатель офиса не может обращать этот офис в свою собственность.

7. Управленческая работа основывается на письменных документах, в силу чего офис (бюро) становится центральным звеном организации.

8. Системы законной власти могут принимать множество форм, идеальным видом которых является бюрократический штат.

Согласно Веберу, бюрократическая администрация (т. е. наиболее рациональный тип бюрократии) соответствует пяти концепциям законности и восьми принципам власти, приведенным выше. Помимо прочего, бюрократическая система и участвующие в ней служащие должны удовлетворять следующим критериям:

1. Они свободны как личности и должны подчиняться власти только в силу своих безличных (должностных) служебных обязанностей.

2. Они образуют ясно выраженную иерархию должностей.

3. Каждая должность имеет четко выраженную в юридическом смысле сферу компетенции.

4. Занятие должностей происходит на свободной контрактной основе.

5. Кандидаты на должность отбираются на основе их технической квалификации. Они назначаются, а не выбираются.

6. Должность получает фиксированное материальное вознаграждение, сохраняя, по большей части, право на получение каких-то субсидий. Шкала окладов примерно соответствует уровням иерархии, однако в известных случаях при этом могут приниматься во внимание мера ответственности и социальный статус должностного лица.

7. Исполнение должностных обязанностей рассматривается как единственное или, по крайней мере, основное занятие должностного лица.

8. Возможность карьеры. Система «продвижения», определяемого старшинством или уровнем достижений, или и тем и другим. Вопросы о продвижении должностных лиц решаются начальством.

9. Служащий работает в организации, не являясь владельцем организационных средств, и должность, которую он занимает, не является его собственностью.

10. Поведение работников организации должно соответствовать существующим требованиям дисциплины и контроля.

Это как раз тот счастливый случай, когда высказанная ученым управленческая идея была воплощена в жизнь управленцами-практиками.

Утверждение М. Вебера о наивысшей эффективности бюрократии нередко подвергалось критике. По мнению некоторых социологов, Вебер не учел возможности появления в бюрократических организациях разного рода «дисфункций». При этом имелось в виду, что следование бюрократическим нормам могло привести к снижению эффективности управленческой деятельности. Такая точка зрения высказывалась в ряде работ Р. Мертона, который не подвергал сомнению веберовский идеальный тип рациональной бюрократии, но все же указал на то, что функционирование бюрократической организации сопровождается некоторыми побочными последствиями, противоречащими целям данной организации.

К числу социальных последствий бюрократизации М. Вебер относит тенденцию к уравниванию статусных различий, которая проявляется в результате устранения чиновников, управляющих в силу статусных привилегий и присвоения административных средств и полномочий.

Следствием бюрократизации является установление в отношениях между людьми «формальной безличности», когда из официального ведения дел устраняются все личностные и эмоциональные элементы. Рациональная бюрократия действует исходя из объективных критериев, а не личных симпатий и предпочтений. Как пишет М. Вебер, «бюрократия получает тем большее развитие, чем более она «дегуманизирована» и чем в большей степени она достигает устранения из официального ведения дел любви, ненависти и всех чисто личных, иррациональных и эмоциональных элементов». Чиновник должен исполнять свои обязанности «без гнева и пристрастия». Он подчинен дисциплине, предполагающей последовательное и методичное выполнение приказаний, в ходе которого не допускается какая-либо критика содержания этих приказаний. Объективность, бесстрастность, формализм — таковы характеристики бюрократии, заложенные в идеальном типе. Государственную службу М. Вебер рассматривает, подобно науке и политике, как «профессию и призвание». Это находит выражение в том, что занятие должности требует длительной специальной подготовки. Не меньшее значение имеет то, что чиновник возлагает на себя определенные обязательства, связанные с исполнением его «служебного долга». Если для патримониального чиновника было естественным рассматривать свою должность прежде всего как источник дохода, то при легальном господстве первостепенное значение для чиновника приобретают те цели, осуществлению которых служит его деятельность.

В легально-рациональной бюрократии верность чиновника служебному долгу не предполагает личной преданности по отношению к главе организации, как это имеет место в патримониальных и феодальных властных структурах. Согласно автору, в условиях легального господства деятельность чиновника подчинена безличным и чисто функциональным задачам. Организация может выступать в некотором роде заменой индивидуального господина в качестве объекта преданности. При этом чиновник полностью зависит от той организации, которой он служит. Как отмечает М. Вебер, профессиональный чиновник «…привязан к своей деятельности во всем своем экономическом и идеологическом существовании. В большинстве случаев он всего лишь винтик непрерывно действующего механизма, который предписывает ему направление движения».

Такова идеально-типическая модель рациональной бюрократии Макса Вебера. Однако веберовский анализ бюрократического феномена не исчерпывается данной моделью. Идеальный тип рациональной бюрократии представляет собой лишь один из элементов более общей концепции бюрократии, содержащейся в работах М. Вебера. Он сознавал, что отклонения от идеального типа являлись неизбежными и носили систематический характер. Связано это с тем, что чиновничество представляло собой особую социальную группу со своими собственными интересами, которую отличало также и стремление к расширению своей власти.

2. Характеристики рациональной бюрократии по М. Веберу

Что же, согласно М. Веберу, должна представлять собой идеальная организационная структура, названная им рациональной бюрократией?

Приведем ее основные характеристики.

1. Четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации.

2. Наличие иерархических уровней управления с четкой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему.

3. Система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач.

4. Независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами — обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами.

5. Прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Увольнение также в первую очередь по причинам должностного несоответствия либо по другим объективным причинам.

По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура М. Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций.

Бюрократическая структура организации явилась одним из наиболее значительных вкладов в развитие управленческой науки и практики и способствовала становлению организации в современном ее понимании.

Она позволила систематизировать организационную структуру в соответствии с основными принципами управления, сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических решений, принимаемых руководством организации.

Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков. К числу недостатков следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость этой структуры, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам.

Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами.

В начале века внешняя среда, в которой функционировало большинство предприятий, менялась незначительно, и лишь последующие потрясения и бурное развитие промышленности и техники привели к тем ситуациям нестабильности и жесткой конкуренции, с которыми приходится иметь дело современной организации.

Как считает М. Вебер, современная бюрократия, подобно чиновничеству прошлых эпох, образует особую статусную группу, занимающую привилегированное положение в обществе. Этому нисколько не противоречит тот факт, что бюрократия подчинена в своей деятельности централизованному контролю и дисциплине. М. Вебер пишет: «Осознание чиновником своего высокого статуса не только совместимо с его готовностью подчиняться вышестоящим, но и исполняет функцию компенсации, позволяя ему сохранять самоуважение».

Статусные группы отличает особый образ жизни, в котором находит отражение социальный престиж их членов. В большинстве случаев статусные группы стремятся к монополизации каких-либо ценностей, а также к ограничению доступа в свои ряды. Как отмечал М. Вебер, установление разного рода ограничений на допуск в ряды чиновников особенно характерно для патримониальных бюрократий, но эта тенденция не исчезает и в современных административных структурах.

От современной организации нередко требуются принципиально новая адекватная реакция на изменения ситуации, принципиально новые управленческие решения. Сегодня трудно однозначно сказать, что принципы рациональной бюрократической структуры затрудняют возможность быстрого реагирования, что в бюрократической структуре больше недостатков, чем достоинств.

Высокий уровень организованности, четкости при распределении обязанностей и внутренней дисциплины, присущий бюрократической структуре, является скорее положительным, чем отрицательным, фактором в нестабильной конкурентной ситуации, в которой приходится функционировать современной организации.

Однако настоятельный поиск путей повышения эффективности деятельности организаций затронул и организационные структуры и привел к возникновению принципиально новых их видов, подтвердивших свою жизнеспособность.

Поэтому, формируя заново или изменяя структуру организации, руководителю надо четко представлять те возможности и недостатки, которые присущи каждой из используемых сегодня организационных структур.

Заключение

В итоге можно сделать вывод, что М. Вебер особо подчеркивает контрактно-договорный характер отношений между отдельными чиновниками и организацией в современной бюрократии. Он отмечает также роль образовательной подготовки чиновников, уровень которой должен проверяться экзаменами и удостоверяться соответствующим дипломом, что в значительной мере определяет рациональный характер бюрократии. С точки зрения автора, специфическую рациональность придает бюрократии то, что она действует в соответствии с четко сформулированными правилами и обладает специальными знаниями, которые применяются ею в процессе управления.

Кроме того, следует отметить, что бюрократия представляет собой иерархию чиновников, назначенных на их должности вышестоящими органами. Организация, состоящая из выборных чиновников, не является, согласно М. Веберу, бюрократической в строгом смысле слова. Таких чиновников, имеющих свой собственный источник легитимности вне организации, невозможно подчинить дисциплине, отличающей подлинную бюрократию.

Важной особенностью бюрократического управления является то, что глава организации может быть уверен, что его распоряжения будут переданы по каналам коммуникации и исполнены в соответствии с существующими правилами. Бюрократическую организацию отличает строгая дисциплина. Именно объединение специальных знаний и дисциплины образует основу бюрократической администрации.

Как полагал М. Вебер, бюрократические организации, в большей или меньшей степени приближающиеся к чистому типу, можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в учебных заведениях, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.

Повсеместное распространения бюрократии вызвано прежде всего тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе.

Список литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Прогресс, Политика, 2008. — 605 с.

2. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. — М.: Политиздат, 2007. — 367 с.

3. Громов И.А. Западная теоретическая социология. — Спб.: 2006. — 294 с.

4. Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История социологии: Учебное пособие. — Мн.: Выш. шк., 2007. — 289 с.

5. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. — М.: Инфра — М. — 2007. — 736 с.

6. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для ВУЗов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. — 324 с.

7. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. — М.: Издательство МГУ, 2007. — 203 с.

9. Вебер Макс. О буржуазной демократии в России // Социс № 8. — 2007.- с. 30-34.

10. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социс №10. — 2006. — с. 32.

11. Катасонов А.В. Методологические аспекты проблемы легитимности политического господства в социологической модели Макса Вебера // Вестник Московского университета серия 18. Социология и политология №1. — 2008. — с. 34-48.

Размещено на Allbest.ru

Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес М. Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.

Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Однако бюрократия имеет различные значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отработанными правилами и процедурами. В других — бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим-представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует пред сказуемость поведения наемных работников. Назовем основные элементы построения организации по Веберу (рис. 27).

Рисунок 27 — Концепция организации по Веберу

Положения законной власти в организации:

— могут быть установлены такие легитимные законы, которые могут действовать с согласия части членов организации;

— закон есть система абстрактных правил, применяющихся в частном случае. Администрация соблюдает интересы организации в рамках закона;

— исполнительная власть также подчиняется этим правилам;

— член организации подчиняется правилам только в этом качестве;

— подчинение касается не лица, осуществляющего власть, а без личного порядка.

Тезисы структуры законной власти в организации:

— служебные обязанности установлены на постоянной упорядоченной основе;

— обязанности подразделяются по различным функциональным

— сферам, каждая из которых обеспечивается необходимой властью и санкциями;

— должности учреждаются по иерархической шкале, где их взаимные полномочия на контроль и обжалование тщательно обозначены;

— правила, согласно которым должна выполняться работа, могут быть либо техническими, либо юридическими. В обоих случаях требуется квалифицированный персонал;

— ресурсы организации четко отделены от ресурсов, которыми располагают индивиды;

— должностное лицо не может присвоить должность;

— администрация основывается на письменных документах, что превращает контору (бюро) в центр современной организации;

— система законной власти может принимать многочисленные формы, но в наиболее чистом виде — это бюрократическая административная группа служащих.

Характеристика бюрократической организации:

— работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность;

— существует четкая служебная иерархия;

— обязанности каждого уровня четко обозначены;

— служащие назначаются на основании контракта;

— они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом;

— заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен;

— должность служащего — его единственная или основная работа;

— существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо
от заслуг, но всегда по усмотрению начальства;

— служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается;

— служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

В настоящее время происходит переход от административного развития и управления к компьютеризации с соответствующими последствиями. Помимо заметного роста эффективности обмена информацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приняты другими, отвечающими за ре шения лишь теоретически.

Исходя из того, что концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, некоторые исследователи (в частности, Р.Мертон, А.Гоулднер, П.Селзник и другие) пытались модифицировать концепцию Вебера. Здесь рассмотрим вкратце модифицированные концепции бюрократической теории организации.

Организационная модель бюрократии Мертона.

Мертон уделял большое внимание негативным последствиям организационного обучения или организационного опыта. Он считает, что восприятие участников организации определенных ситуаций обобщается на другие ситуации, которые возникают в других условиях. Данная модель основывается на предположении, согласно которому существует у высшего уровня управления стремление контролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней, что, в свою очередь, ведет:

— к доминированию функциональных отношений между работниками вместо человеческих;
— к регламентированию поведения работников правилами и процедурами;
— к рутинности процесса принятия управленческих решений, что снижает потребность в поиске новых альтернатив;
— затруднению в контакте с переменными окружающей среды организации;
— потребности в защите себя или функционального поведения;
— потребности опираться на правила и процедуры для защиты.

Все это ведет к следующим последствиям (рис.2.).

Рисунок 28 — Модель бюрократии по Мертону

Организационная модель бюрократии Селзника.

Данная модель бюрократической организации сосредоточивает внимание на проблемах передачи власти и полномочий вместо следования правилам и процедурам. Основными положениями модели Селзника являются следующие:

1) потребность в функции контроля обусловливает передачу власти;

2) повышение эффективности организации в следствие передачи власти стимулирует передачу еще большей власти подразделениям
организации;

3) углубление специализации работников организации в определенных сферах деятельности ведет к проявлению у них лояльности
к тому организационному подразделению, где они работают, что ведет, в свою очередь, к противоречию целей данного подразделения и целей организации в целом. Это противоречие находит свое выражение в борьбе между подразделениями и между подразделениями и организацией;

4) противоречие целей между организационными подразделениями, с одной стороны, и организацией — с другой, ведет к изменению содержания управленческих решений на уровне подразделений. Это затрудняет реализацию этих решений, что требует новую передачу власти для достижения ожидаемых результатов. Однако очередная передача власти, в свою очередь, порождает условия недостижения ожидаемых результатов в большом масштабе и появление замкнуто го круга (рис. 28).

Организационная модель бюрократии Гоулднера.

Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику:

1. Желание контролировать поведение организации подталкивает высший менеджмент к принятию и утверждению общих правил и инструкций, регламентирующих способ функционирования организации.

2. Общие правила и инструкции прекращают наличие личностных позиций, тем самым затрудняются различия между центрами силы. Это способствует наглядному проявлению отношений силы в организации (снижение чувственности отношений силы).
3. Группы в организации воспринимают власть и влияние управляющих исходя из должностей последних в организационной иерархии, что снижает остроту напряженности и сопротивления между членами группы и тем самым у них увеличивается тенденция к поддержке общих правил.

4. Роли членов организации, основанные на наличии общих правил и процедур, становятся рамкой удовлетворенного предела для выполнения своей деятельности, в то же время этот предел является минимальным для функционирования, что снижает их фактические достижения.

Таким образом, бюрократические организации критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких организаций:

— их медленную адаптацию к меняющимся обстоятельствам;

— их озабоченность своей ролью и обычаями;

— чрезмерное требование к соблюдению формальных процедур.

Следует отметить, что любая бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и которым обучают людей. Из этого вытекают определенные типы поведения:

— обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;

— методика проведения работы и правила священны;

— иерархия и статус четко определены;

— отношения устанавливаются правилами и инструкциями.

Это дает определенное чувство справедливости, но и создает чувство обезличенности, потому что обстоятельства отдельного человека не принимаются в расчет. Таким образом, в такой организации:

— стабильность ценится, а изменения и непредвиденные событиявызывают вялую реакцию;

— управленческие решения основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки этих полномочий, относятся неодобрительно.

Следует заметить, что бюрократическая организация имеет все черты классической структуры — пирамидальную и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией между всеми структурными единицами организации затруднен.

Выходные данные учебника:

Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич . — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).

Содержание теории бюрократии Вебера

Определение 1

Теория бюрократии Вебера – это научная концепция, разработанная известным политологом и социальным философом Максом Вебером, обосновывающая модель идеальной бюрократии.

Теория, разработанная Максом Вебером, трактовала бюрократический аппарат как идеальную модель организации управления обществом. При этом он характеризовал бюрократию как организацию жестких вертикальных связей и коммуникаций, которая основана на специализации чиновников исходя из объекта управления, неукоснительном соблюдении ими правил и процедур реализации управленческих задач. Теорией бюрократии рассматривается как лишенный собственных интересов беспристрастный технический исполнитель государственной воли, который разделен на реализуемые соответствующие функции взаимодействующие элементы.

Ученый идеализировал не только бюрократию как социальное явление, но и образ отдельного чиновника. Так, бюрократия признавалась идеальным инструментом организации публичного управления и в виду того что чиновник, по Веберу, это эксперт, обладающий специальными знаниями, благодаря которым он в рамках жестко регламентированной процедуры способен принимать эффективные управленческие решения. Этим отличается позиция М. Вебера от позиции К. Маркса: если, по М. Веберу, бюрократия – это способ рациональной организации управления, то, по К. Марксу, особенный тип социального управления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теория бюрократии Вебера 470 руб.
  • Реферат Теория бюрократии Вебера 280 руб.
  • Контрольная работа Теория бюрократии Вебера 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В понимании М. Вебера, обе трактовки – и бюрократия как организация власти, и бюрократия как тип социального управления – взаимодействуют и в то же время противостоят. Когда М. Вебер рассматривает бюрократию, как тип организации власти он характеризует ее как техническое средство, как машину, которая не выражает никакого политического интереса (и никакого интереса в принципе) к разрешаемому вопросу. При этом ученый не отрицает необходимость для эффективного функционирования бюрократии наличия программы управления. Бюрократия сама такую программу разработать не может, поэтому программа всегда должна поступать сверху от лидера государства, который продвигает интересы большинства населения.

Ученый сравнивает здесь государство и любое объединение людей, подчеркивая, что как крупное предприятие, которое разрастаясь, все более нуждается в обособленном элементе в своей структуре, который бы обеспечивал координацию, организацию управления, циркуляцию информации, контроль принятия управленческих решений и контроль эффективности их реализации, так и государство с усложнением общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании и влиянии государства, все более нуждается в обособлении определенной группы людей, которая бы обеспечивала исполнение решения главы государства.

Из этого сравнения М. Вебер делает вывод, что бюрократия как система организации управления схожа, как на частном предприятии, так и в государстве. Он подчеркивает также независимость бюрократического аппарата от государственно-политического устройства. Так, бюрократия наличествует при авторитарных и либеральных режимах.

Ученый видит в бюрократии способ снизить влияние субъективного на процесс управления экономической и социально-политической сферами жизни общества. Чиновники, которые должны отбираться исходя из их профессиональных и деловых качеств, лишены пристрастности, и потому наиболее эффективно способны обеспечить реализацию управленческих решений.

Основные характеристики бюрократии по М. Веберу

Трактовка М. Вебером бюрократия как идеальной организации системы управления посредством функционирования в соответствующих областях управления профессиональных чиновников, действующих беспристрастно в соответствии с установленной государством процедурой, позволяет выделить следующие сущностные характеристики идеальной бюрократии:

  • иерархическая организация. Каждый элемент бюрократического аппарата имеет четко определенную сферу деятельности, установленную компетенцию. Иными словами, каждый чиновник, наделен определенным правовым статусом и не может выходить за рамки своих полномочий, а за реализацию возложенных на него полномочий несет ответственность перед вышестоящим чиновником. Контрольные процедуры реализуются на всех уровнях власти – от нижестоящих к вышестоящим;
  • беспристрастность при реализации управленческих функций. Каждый элемент бюрократического аппарата действует в рамках определенного набора правил, которые исключают возможные произвол или субъективный фактор при принятии управленческого решения. Беспристрастность бюрократии позволяет контролировать и определять функциональную направленность аппарата управления, деятельность которого должна соответствовать определенным принципам и правилам рационального управления;
  • постоянный характер деятельности. Чиновникам при этом гарантированы постоянная занятость, перспективы стабильного благосостояния и продвижения по службе исходя из личного опыта и профессиональных знаний;
  • экспертный отбор чиновников. Чиновники принимаются на службу исходя из тех специальных знаний и навыков, которыми не обладают предполагаемые сфере управления. Кроме того, в процессе деятельности обеспечивается и дальнейшее обучение, и контроль соответствия должности;
  • кооптация как принцип формирования бюрократического аппарата. Чиновники не избираются непосредственно населением, но, напротив, назначаются вышестоящими руководителями. При этом это не исключает их зависимости от воли населения, но обуславливает необходимость соблюдения жесткой иерархической дисциплины;
  • престижное положение чиновников в обществе. Статус чиновника как лица, решающего управленческие задачи, имеющие значение для всего общества, предполагает его специальный статус, который гарантируется законом и государством.

Привлечение в управление специальных экспертов, по мысли М. Вебера, является необходимым для политического режима любого вида. Беспристрастный чиновник, действующий на основе своих знаний в установленных рамках, обеспечивая эффективную реализацию управленческих функций, в совокупности с другими элементами бюрократического аппарата образует интегрированную сложную управленческую систему, позволяющую контролировать эффективность решения управленческих задач на любом уровне

Для использования в других целях, см Бюрократия (значения) .

Часть серии по

Политика

Академические дисциплины

Политический портал

Бюрократия ( / b j r ɒ k r ə s i / ) относится как к группе невыборных правительственных чиновников, так и к группе, определяющей административную политику. Исторически бюрократия была правительственной администрацией, управляемой департаментами, укомплектованными невыборными должностными лицами. Сегодня бюрократия — это административная система, управляющая любым крупным учреждением , как государственным, так и частным. Государственное управление во многих странах является примером бюрократии, но также и централизованная иерархическая структура коммерческой фирмы.

Бюрократия как политическая теория — это в основном централизованная форма управления, которая отличается от адхократии , при которой управление децентрализовано .

Различные комментаторы отмечали необходимость бюрократии в современном обществе. Немецкий социолог Макс Вебер утверждал, что бюрократия представляет собой наиболее эффективный и рациональный способ организации человеческой деятельности и что систематические процессы и организованные иерархии необходимы для поддержания порядка, максимальной эффективности и устранения фаворитизма. С другой стороны, Вебер также рассматривал неограниченную бюрократию как угрозу индивидуальной свободе с возможностью заключения людей в безличную » железную клетку » рационального контроля, основанного на правилах.

Согласно определению, современная бюрократия включает в себя четыре характеристики: иерархию (четко определенные сферы компетенции и разделения труда), непрерывность (структура, при которой администраторы получают постоянную зарплату и продвижение внутри структуры), безличность (предписанные правила и скорее правила работы). чем произвольные действия) и опыта (должностные лица выбираются в соответствии с заслугами, прошли обучение и имеют доступ к знаниям).

Оставьте комментарий