ТК РФ ст 329

Новая редакция Ст. 329 ТК РФ

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 329 ТК РФ

Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени, если такая работа также непосредственно связана с движением транспортных средств либо относится к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, запрещена, в соответствии с частью 1 статьи 329 ТК. Данный запрет распространяется также на сверхурочную работу и на работу по совместительству.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, в соответствии с частью 2 статьи 329 ТК, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Для работников, труд которых осуществляется в поездке, плавании или полете, допускается увеличение продолжительности смен. Вместе с тем такое увеличение должно быть компенсировано дополнительными днями отдыха по месту жительства. Для плавающего состава флота могут быть введены вахты, суммарная продолжительность которых в течение недели может превышать 40 часов. Переработка может компенсироваться в разное время, например в период эксплуатации судна или в период нахождения работника на берегу. Одновременно с этим продолжительность отдельной вахты не может быть более 12 часов.

Для водителей автомобиля устанавливаются суммированный учет рабочего времени и продолжительность ежедневной работы не более 10 часов, а при междугородных перевозках — не более 12 часов, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. В случаях если пребывание водителя в автомобиле предусматривается более 12 часов, в рейс направляются два водителя. Для этого автомобиль оборудуют спальным местом для отдыха водителя.

Ограничения установлены и для летного состава. Это сделано в связи с особыми условиями труда, связанными с отрицательным воздействием факторов полета на организм человека, ограничена продолжительность летного времени, то есть той части рабочего времени, которая проводится экипажем в полете. Установлены ежедневные и ежемесячные нормы налета и иные специальные правила, в целях охраны здоровья работников.

Установленные подзаконными нормативными актами особенности режима рабочего времени и времени отдыха не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, установленными Трудовым кодексом РФ.

Другой комментарий к Ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Часть 1 ст. 329 запрещает совместительство работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, если такая работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий и должностей, относящихся к непосредственно связанным с движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Постановление Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей в этой области.

3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, выполняются в настоящее время, в частности, Минтрансом России, которым приняты следующие нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта:

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамваев и троллейбусов, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127;

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139.

Кроме того, Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха, условиях труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, устанавливаемые подзаконными нормативными правовыми актами, не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, предусмотренными Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. При поступлении на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие наличие у лица, претендующего на данную работу, соответствующих профессиональных навыков. Отсутствие этих документов является основанием для отказа в приеме на работу.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 года N 13 «О порядке утверждения Перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств» установлено, что Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ утверждают указанный Перечень профессий (должностей) и работ. При поступлении на работу, которая входит в утвержденный указанными органами власти Перечень, должны быть представлены документы, подтверждающие прохождение соответствующей профессиональной подготовки.

Из ч. 2 ст. 328 ТК РФ следует, что прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, определенном органом федеральной исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Медицинские осмотры проводятся и в процессе трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств. В настоящее время их прохождение регламентируется Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденным Минздравом РФ от 14 марта 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями). Отсутствие медицинских документов о прохождении данного осмотра является основанием для отказа в приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Нарушение сроков прохождения медицинских осмотров в течение трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, является основанием для отстранения работника от работы на основании ст. 76 ТК РФ.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени при выполнении работ, непосредственно связанных с движением транспорта, а также с вредными и (или) опасными условиями труда. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Однако установление этих особенностей не может ухудшать положение работников транспорта по сравнению с ТК РФ.

Постановлением Минтруда РФ N 16 от 25 июня 1999 года утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое действует с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 2001 года N 77. В нем имеются условия, которые создают более благоприятные условия труда, чем предусмотрены ТК РФ. В соответствии с п. 7 данного Положения работодатель не может произвольно вводить суммированный учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени для водителя автомобиля может быть введен работодателем по согласованию с профсоюзным органом организации, а при его отсутствии — по согласованию с работником. Решение работодателя о введении суммированного рабочего времени должно быть мотивировано, оно может быть обжаловано работниками, их представителями в лице профсоюзов в судебном порядке.

По общему правилу суммированный учет рабочего времени водителей автомобилей вводится за один календарный месяц. Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ. На сезонных работах учетный период может быть установлен до шести месяцев. Тогда как в соответствии со ст. 104 ТК РФ учетный период может устанавливаться сроком до одного года. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению специальная норма, создающая для водителей автомобилей более благоприятные по сравнению с общим правилом условия.

В п. 8 названного Положения установлено правило о том, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути превышает 12 часов, то в рейс должны направляться два водителя.

В соответствии с п. 11 рассматриваемого Положения ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение о введении ненормированного рабочего дня должно быть принято работодателем по согласованию с действующим в организации профсоюзом, а при его отсутствии — по согласованию с работником.

Таким образом, решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня может быть принято только по отношению к водителям, занятым на перечисленных в п. 11 Положения работах, и только по согласованию с представителями работников, а при их отсутствии — по согласованию непосредственно с работниками. Работники, их представители в лице профсоюзов могут обжаловать решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня в судебном порядке.

В свою очередь, ст. 101 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне позволяет установить по отношению ко всем работникам организации соглашением, коллективными договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Очевидно, что по отношению к водителям автомобилей общее правило также не применимо, поскольку специальная норма предусматривает более благоприятные для работников условия, чем общая.

В состав рабочего времени водителей включаются следующие периоды: 1) время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов в день; 2) периоды остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут; 3) время, необходимое для подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с нее; 4) периоды медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии; 5) периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; 6) периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов; 7) периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; 8) периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, помимо ТК РФ регламентируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, в частности для обеспечения жизни и здоровья других людей, по отношению к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением транспорта.

Критерием для дифференциации в правовом регулировании труда работников транспорта выступает особый характер выполняемой ими трудовой функции. Трудовые обязанности указанных работников связаны с осуществлением деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. С целью защиты их прав в нормах трудового законодательства предусмотрены особые условия для выполнения работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

СТ 329 ТК РФ.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными
средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по
совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или
управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей,
непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением
транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных
категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского
объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по
сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 329 Трудового кодекса РФ

1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16. Соответственно, работникам, профессии или должности которых включены в указанный Перечень, запрещается работа по совместительству, также непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

2. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, осуществляются в настоящее время Министерством транспорта РФ, которым принят, в частности, ряд положений, определяющих особенности режима рабочего времени и времени отдыха следующих категорий работников транспорта: работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (Приказ от 16 мая 2003 г. N 133); работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (Приказ от 30 января 2004 г. N 10); водителей автомобилей (Приказ от 20 августа 2004 г. N 15); работников метрополитена (Приказ от 8 июня 2005 г. N 63); водителей трамвая и троллейбуса (Приказ от 18 октября 2005 г. N 127); членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (Приказ от 21 ноября 2005 г. N 139).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников транспорта устанавливаются также нормативными правовыми актами, принятыми иными федеральными органами исполнительной власти (см., например, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 20 февраля 1996 г. N 11).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда, устанавливаемые подзаконными нормативными правовыми актами, не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, предусмотренными ТК РФ.

Оставьте комментарий