Торговля ГСМ

Содержание

О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА РАЗМЕРОВ НАЛОГА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 28 июля 1993 г. N ВЗ-6-15/241 (ЭЖ 93-34) В связи с поступающими запросами о порядке расчета размеров нало- га на реализацию горюче-смазочных материалов Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по политике цен разъясняет. Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными в него Законом Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4226-1 и Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 36/19 «О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды», изданной в исполнение вышеназванного Зако- на, установлено, что плательщиками налога на реализацию горюче-смазоч- ных материалов являются предприятия-изготовители, реализующие указан- ные материалы, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие перепродажу горюче-смазочных материалов. Предприятия-изготовители начиная с 1 мая 1993 года уплачивают на- лог на реализацию горюче-смазочных материалов от оборота по реализации этих материалов, исходя из фактических цен реализации, без налога на добавленную стоимость. Пример: за одну тонну в рублях 1. Цена предприятия, включающая себестоимость и прибыль 50000 2. Налог на добавленную стоимость (20% х стр. 1) / 100% 10000 3. Налог на реализацию горюче- смазочных материалов (25% х стр. 1) / 100% 12500 4. Стоимость реализации ГСМ потребителям (перепродавцам) (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) 72500 В данном примере предприятие-изготовитель уплачивает налог на ре- ализацию горюче-смазочных материалов в сумме 12500 рублей с 1 тонны реализованных горюче-смазочных материалов. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие перепродажу горюче-смазоч- ных материалов, уплачивают налог на реализацию горюче-смазочных мате- риалов от разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных мате- риалов без налога на добавленную стоимость и стоимостью их приобрете- ния без налога на добавленную стоимость. Вышеуказанной разницей является снабженческо-сбытовая надбавка, установленная для перепродавцов горюче-смазочных материалов, в которую включены налог на добавленную стоимость и налог на реализацию горю- че-смазочных материалов. Постановлениями Комитета Российской Федерации по политике цен от 12 марта 1993 года N 10, от 15 марта 1993 года N 12, от 18 марта 1993 года NN 15, 16, 17, 18, 20 «Об изменении размеров снабженческо-сбыто- вых надбавок к ценам на нефтепродукты для государственных предприятий» с 16 марта, 22 марта и 1 апреля 1993 года размеры снабженческо-сбыто- вых надбавок к ценам на нефтепродукты для государственных предприятий и объединений по обеспечению нефтепродуктами по территориям Российской Федерации установлены от 20 до 96 процентов к цене предприятий (изго- товителей-поставщиков). Пример расчета цены реализации для снабженческо-сбытовых органи- заций, осуществляющих перепродажу горюче-смазочных материалов: за одну тонну в рублях 1. Закупочная стоимость ГСМ 72500 в том числе: а) цена предприятия-изготовителя 50000 б) налог на добавленную стоимость 10000 в) налог на реализацию ГСМ 12500 2. Снабженческо-сбытовая надбавка (стр. а + стр. б) х 35% / 100% 21000 3. Цена реализации из емкостей нефтебазы (стр. 1+ стр. 2) 93500 В данном примере сумма налога на добавленную стоимость, подлежа- щая уплате в бюджет, определяется: (21000 х 20%) / 120% = 3500; Сумма налога на реализацию горюче-смазочных материалов, подлежа- щая уплате в дорожный фонд, определяется: (21000 — 3500) х 25% / 125% = 3500. При реализации горюче-смазочных материалов через АЗС к цене реа- лизации из емкостей нефтебазы применяется торговая надбавка в размере 2 процентов, которая в данном примере составляет (93500 х 2%) / 100% = 1870. Таким образом, цена реализации через АЗС с налогом на добавленную стоимость составляет — 93500 + 1870 = 95370. Налог на добавленную стоимость для уплаты исчисляется: (21000 + 1870 = 22870) х 20% / 120% = 3811,67. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов для уплаты в до- рожный фонд исчисляется: (21000 = 1870 = 22870) — 3811,67) х 25% / 125% = 3811,67. Одновременно сообщаем, что при исчислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов следует иметь в виду, что Комитет Российской Федерации по политике цен (письмо от 15.07.93 N 01-55/928-11) разрешил предприятиям нефтепродуктообеспечения при реа- лизации нефтепродуктов, закупленных на бирже, применять снабжен- ческо-сбытовую надбавку в размере 10 процентов к ценам закупки, вклю- чающую брокерское вознаграждение и другие сборы, в которую входит на- лог на реализацию горюче-смазочных материалов. Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие перепродажу горю- че-смазочных материалов, применяют снабженческо-сбытовые надбавки в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1992 года N 1089, независимо от числа посредников, в которые также включается налог на реализацию горюче-смазочных материалов. Кроме того следует иметь в виду, что в соответствии с постановле- нием Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апре- ля 1993 г. N 388 «О порядке формирования цен на энергоресурсы, постав- ляемые в государства — участники Содружества Независимых Государств, Азербайджанскую Республику, Республику Грузия, Латвийскую Республику, Литовскую Республику и Эстонскую Республику» поставки продуктов нефте- газопереработки в государства — участники СНГ, Азербайджанскую Респуб- лику, Республику Грузия осуществляется по внешнеторговым ценам, опре- деленным исходя из средних мировых цен на энергоресурсы с пересчетом в рубли или национальной валюты по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации, по состоянию на 15 число месяца, пред- шествующего месяцу поставки. При этом в указанных внешторговых ценах учтены действующие на территории Российской Федерации налоги, сборы и пошлины. При исчислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов для предприятий-изготовителей мировую цену пересчитывают в рубли по курсу, котируемому Центральным банком России на 15 число месяца, предшество- вавшего месяцу поставки, от которой начисляют налог на добавленную стоимость и налог на реализацию горюче-смазочных материалов. При этом применяется следующая методика расчета налогов: _____________________________________________________________________ NN Наименование Страны СНГ Азербайджан, Грузия _____________________________________________________________________ 1. Мировая цена в долларах США А А в рублях по курсу, В=к1хА В=к1хА котируемому ЦБ РФ на …… 2. Таможенная пошлина в экю Э Э в рублях по курсу, С=к2хЭ С=к2хЭ котируемому ЦБ РФ на …… 3. Налог на добавленную D=Vxd/100+d — стоимость 4. Налог на реализацию горюче- смазочных материалов E=(B-D)x25%/100+25% E=Vx25%/100+25% где: к1 — курс рубля на установленную дату; к2 — курс экю на установленную дату; d — ставка налога на добавленную стоимость в стране- импортере; 25% — ставка налога на реализацию горюче-смазочных материалов. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих перепродажу горюче-смазочных материалов в страны СНГ, Азербайджан, Грузию и другие страны дальнего зарубежья по мировым ценам, уплачивается от разницы между выручкой от реализации ГСМ в мировых ценах, пересчитанной в рубли (без налога на добавленную стоимость), и стоимостью приобретения ГСМ у предприятия-изготовителя (без налога на добавленную стоимость). Пример расчета: за одну тонну в рублях Выручка от реализации ГСМ, по мировым ценам, пересчитанная в рубли: 185000 в том числе НДС, рассчитанный в соответствии с вышепредставленной методикой при ставке 20% 30833 Стоимость приобретения ГСМ у предприятия-изготовителя 72500 в том числе НДС 10000 Налогооблагаемая разница (185000-30833)-(72500-10000) 91667 Налог на реализацию ГСМ (91667х25%)/100% 22916 Указанный порядок расчетов размеров налога на реализацию горю- че-смазочных материалов применяется с 1 августа 1993 г. В тех случаях, когда до этой даты принялся иной порядок расчетов, перерасчеты по раз- мерам налога не производятся. Государственная налоговая служба Российской Федерации просит до- вести настоящие разъяснения до подведомственных налоговых инспекций и налогоплательщиков для руководства и исполнения. Заместитель руководителя Госналогслужбы Российской Федерации В.Зверховский

Спецпроект «Пальне-2020: ліцензування, адміністрування, контроль, відповідальність»

Лицензирование и акцизный налог на горючее для аграриев

Для кого эта статья: для всех сельхозтоваропроизводителей, которые в своей деятельности используют горючее, хранят его в специальных бочках/емкостях, торгуют горючим.

Из этой статьи вы узнаете: кому нужно иметь лицензию на право хранения горючего, установлены ли исключения для аграриев, кто выдает и сколько стоят лицензии, возникает ли необходимость уплаты акцизного налога в случае получения лицензии на хранение горючего.

С 01.07.19 г. нормы Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481) устанавливают, в частности, право субъекта хозяйствования (далее – СХ) на осуществление деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговле горючим. Чтобы получить такое право, СХ должен иметь соответствующую лицензию.

Самое интересное то, что среди видов деятельности появилось хранение горючего. Не новость, что большинство сельхозпроизводителей закупают горючее в начале года по более дешевым ценам, чтобы сэкономить осенью. Но выходит, что в этот период они хранят горючее, хотя имеют целью не его продажу, а только использование в собственной хозяйственной деятельности. Поэтому даже аграрии должны получать лицензию на право хранения горючего.

Приведем актуальную информацию относительно лицензирования горючего в формате вопрос-ответ.

Для каких видов деятельности нужна лицензия?

В случае осуществления деятельности по производству, хранению, оптовой или розничной торговле горючим необходимо получить соответствующую лицензию. Объясним, как определяет Закон № 481 каждый вид деятельности (ст. 1):

  • производство горючего – деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси, в результате которой получается горючее или другие продукты переработки;
  • хранение – деятельность по хранению собственного или полученного от других лиц горючего, с изменением или без изменения его физико-химических характеристик;
  • розничная торговля – деятельность по приобретению или получению и последующей продаже/отпуску горючего с изменением/без изменения физико-химических характеристик с автозаправочной/газозаправочной/газонаполнительной станции/газонаполнительного пункта и других мест розничной торговли через топливо- и/или маслораздаточные колонки;
  • оптовая торговля – приобретение и последующая реализация горючего с изменением/без изменения его физико-химических характеристик субъектам, которые занимаются розничной и/или оптовой торговлей, и/или другим лицам.

Как видим, деятельность по хранению горючего также подлежит лицензированию.

На самом ли деле сельхозпроизводителю, который является плательщиком единого налога четвертой группы, нужно получать лицензию на хранение горючего (далее – лицензия)?

Да, даже аграриям следует иметь лицензию. В ст. 15 Закона № 481 приведены исключения из правил, а именно не нужно получать лицензию на места хранения, которые используются:

  • предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за средства государственного или местного бюджета;
  • предприятиями/учреждениями/организациями системы госрезерва;
  • СХ для хранения горючего, которое потребляется для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и которое не реализуется через места розничной торговли.

Как видим, исключения сделаны для конкретных СХ, среди которых нет сельхозпроизводителей – единщиков четвертой группы. Также не установлены лимиты объема хранящегося горючего. То есть хранение любого количества горючего обязывает СХ получить лицензию.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53723-0

Внимание! Законом № 481 не предусмотрены льготы или исключения для единщиков четвертой группы. Все СХ должны получать лицензию в случае хранения горючего.

Куда обращаться для получения лицензии и в какой форме подавать документы?

Обращаться нужно в областное управление ГФС по месту расположения места хранения горючего. То есть, если склад, где хранится горючее, размещен в Харьковской области, то СХ должен обращаться в Главное управление ГФС в Харьковской области.

Заявитель имеет право подавать заявление и документы в бумажном или электронном виде, с помощью любого программного продукта (1С, M.Е.Doc и т. п.). На этот счет ГФС в адрес всех областных управлений направила письмо от 30.05.19 г. № 17014/7/99-99-12-01-01-17, в котором речь идет о формах заявлений на каждый вид лицензии относительно деятельности, связанной с горючим.

Кроме того, на сайте ГФС также размещена форма заявления на получение лицензии (путь: Налоги, сборы, платежи – Общегосударственные налоги – Акцизный налог – Лицензирование).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53723-1

Обращаем внимание! СХ может выбрать любой вариант представления документов в налоговую.

Какие документы следует подавать вместе с заявлением на получение лицензии?

Вместе с заявлением подаются заверенные заявителем копии (ч. 37 ст. 15 Закона № 481):

  • документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком любого целевого назначения или другое предусмотрено законодательством право землепользования, на котором расположен объект продажи или хранения горючего, которые действуют на дату подачи заявления и/или дату ввода объекта в эксплуатацию (о том, какие документы подтверждают право собственности/пользования землей см. «Какой документ подтверждает право собственности или пользования земельным участком при получении лицензии на горючее»);
  • документа на объект продажи или хранения горючего. Это может быть акт ввода в эксплуатацию или акт готовности объекта к эксплуатации, а также любой другой документ, подтверждающий права заявителя на данный объект недвижимости/емкость/бочку с горючим. Как оприходовать емкости, которые находятся на предприятии, но не учитываются из-за отсутствия документов, см. «Учет средств для хранения горючего»;
  • разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (далее – разрешение). Фактически разрешений будет два: на выполнение работ и эксплуатацию машин (подробнее о получении разрешений см. «Условия получения разрешения на выполнение «опасных» работ»).

К заявлению добавляется квитанция о внесении годовой платы за соответствующую лицензию.

Если указанные документы оформлены на другое лицо/СХ, то заявитель должен добавить документы, подтверждающие его право на использование таких объектов (ч. 40 ст. 15 Закона № 481).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53723-2

Имейте в виду! Пакет документов одинаков для получения лицензии на право хранения, оптовой или розничной торговли горючим.

Не забудьте указать в заявлении вид хозяйственной деятельности, на осуществление которого оформляется лицензия (хранение, оптовая, розничная торговля).

Можно ли получить лицензию без представления всех перечисленных документов?

По общему правилу, нельзя. Для получения лицензии следует подать пакет документов. При отсутствии одного из названных документов в получении лицензии будет отказано.

Однако в случае осуществления оптовой торговли горючим при отсутствии мест такой торговли подается только заявление и квитанция об уплате (ч. 41 ст. 15 Закона № 481). Впрочем, этот вариант не подойдет для аграриев, ведь они по большей части хранят горючее, а в рамках этой лицензии (без мест торговли) это не разрешается. Поэтому все равно придется оформить лицензию на хранение.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53723-3

Важно! СХ имеет право хранить горючее без получения лицензии исключительно в местах его производства, оптовой или розничной торговли, на которые получены лицензии. То есть должно быть место осуществления деятельности.

Какое целевое назначение должно быть у земельного участка, относительно которого подаются документы на получение лицензии?

Подойдет любое целевое назначение. В ст. 15 Закона № 481 в перечне документов, которые прилагаются к заявлению, прямо указано, что подается документ на земельный участок любого целевого назначения. Поэтому изменять назначение участка или осуществлять другие манипуляции не нужно. Сельхозпроизводитель сможет получить лицензию, даже если емкость, где хранится горючее, расположена на земельном участке сельхозназначения.

Сколько стоит каждая лицензия?

Плата за лицензию вносится ежегодно и составляет (ст. 15 Закона № 481):

  • на производство, хранение горючего – 780 грн;
  • розничную торговлю – 2 тыс. грн за каждое место торговли;
  • оптовую торговлю – 5 тыс. грн при наличии места торговли (за каждое) и 10 тыс. грн при отсутствии места торговли.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53723-4

К сведению! Все лицензии выдаются сроком на 5 лет. Но уплата проводится ежегодно. Заявитель не сможет уплатить сразу за весь срок действия лицензии, ему придется платить очередной платеж по истечении года. Подробнее этот вопрос не прописан, но считаем, что в канун окончания фактического года действия лицензии следует уплатить за следующий год. Иначе действие лицензии приостановят.

В течение какого срока выдается лицензия?

Лицензия или отказ в ее выдаче выдается не позднее 20 календарных дней со дня подачи заявления вместе с документами. В решении об отказе налоговики должны указать конкретное основание со ссылкой на нормы законодательства (ч. 44 ст. 15 Закона № 481). После выдачи лицензии не позднее следующего рабочего дня ГФС вносит информацию в Единый реестр лицензиатов и мест оборота горючего о новом лицензиате и месте, где осуществляется деятельность с горючим.

Куда обращаться за получением разрешений?

Разрешения выдаются территориальными органами Гоструда по месту государственной регистрации заявителя (юрлица или физлица-предпринимателя). Перечень и адреса органов размещен на официальном сайте Гоструда.

Порядок выдачи разрешений утвержден постановлением КМУ от 26.10.11 г. № 1107 (далее – Порядок № 1107). В нем же содержится форма заявления на получение разрешения (приложение 4).

Таким образом, фактически СХ должен получить два разрешения:

  • на начало выполнения работ во взрывоопасных зонах (п. 6 приложения 2 к Порядку № 1107);
  • на начало эксплуатации машин, оборудования, механизмов повышенной опасности (топливораздаточные колонки, емкости, бочки с горючим и т. п.), которые предназначены для применения в потенциально взрывоопасном месте (п. 7 приложения 3 к Порядку № 1107).

Сколько стоит разрешение и в какой срок его выдают?

Разрешение выдается бесплатно. Однако для его получения СХ придется потратить средства, в частности, на позитивное заключение экспертизы (без него разрешение не выдадут), обучение работников, которые непосредственно работают с горючим. Расходы будут составлять около 36 тыс. грн за каждое место хранения горючего (подробнее о размере расходов см. в «Сколько аграрию будет стоить лицензирование места хранения горючего»).

Разрешение или решение об отказе в его выдаче выдается в течение 10 рабочих дней со дня получения пакета документов (п. 10 Порядка № 1107).

Правда ли, что получение лицензии автоматически превращает СХ в плательщика акцизного налога?

Нет, лицензирование и акцизный налог – это разные вещи, не связанные между собой.

В нормах НК нет такой, которая бы указывала на автоматическое возникновение необходимости уплаты акцизного налога при получении лицензии. Для акцизного налога значение имеет факт реализации горючего (пп. 14.1.212 НК) и его объемы, а для лицензирования – деятельность по торговле, производству или хранению горючего любых объемов (ст. 1, 15 Закона № 481).

Например, сельхозпроизводитель может подпадать под исключения, предусмотренные пп. 14.1.6 НК, и не осуществлять реализацию горючего, поэтому он не станет плательщиком акцизного налога. Но правила лицензирования не освобождают его от обязанности получить лицензию. То есть СХ не должен платить акцизный налог, но получить лицензию обязан.

СХ планирует осуществлять розничную торговлю горючим и хранить собственное горючее для использования в хозяйственной деятельности. Нужно ли ему получать две лицензии – на розничную торговлю и хранение?

Нет, получать две лицензии нет необходимости. Ведь в рамках действия некоторых лицензий (в частности, на розничную, оптовую торговлю и производство горючее) разрешается хранить горючее (ч. 16 ст. 15 Закона № 481).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53723-5

Имейте в виду! Хранить горючее разрешается исключительно при наличии мест деятельности с горючим (производство, оптовая, розничная торговля). В случае получения лицензии на оптовую торговлю без мест торговли СХ не имеет определенного места торговли, следовательно, и право хранить горючее в рамках этой лицензии не возникает.

Какая ответственность установлена за хранение горючего без лицензии?

При хранении горючего без лицензии налагается штраф в размере 500 тыс. грн (ст. 17 Закона № 481). Однако его применение отсрочено до 31.12.19 г. (Закон от 06.06.19 г. № 2744-VIII). Поэтому сельхозпроизводители имеют время до конца года собрать пакет документов и получить лицензию.

Выводы

Все СХ, которые осуществляют производство, торговлю или хранение горючего, должны иметь лицензию. Аграриев больше всего касается лицензирование мест хранения горючего. Для получения лицензии следует обратиться к областному управлению ГФС по месту расположения места хранения горючего. Сельхозпроизводители – единщики четвертой группы, к сожалению, не попали в перечень лиц, которые могут не получать лицензию. Также не лимитирован хранящийся объем горючего. То есть хранение любого количества горючего обязывает СХ получить лицензию. Лицензия стоит 780 грн в год, а общий срок ее действия составляет 5 лет. Получение лицензии не означает возникновения акциза, и наоборот.

Разрешение включено в перечень документов, которые подаются для получения лицензии. Эта процедура является достаточно длинной и расходной. Поэтому СХ следует начать сбор документов с территориального органа Гоструда по месту своей регистрации. Разрешение выдается бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Расходы организации: ошибки, рекомендации, арбитражная практика»
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шестакова Е.В.)
(под. ред. Л.В. Чистяковой)
(«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)Аналогичные выводы следуют и в отношении правомерности учета арендных платежей по земельному участку, находящиеся на котором объекты недвижимого имущества законсервированы. Так, Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел спор ИФНС с организацией (основной вид деятельности которой — оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами). Она арендовала земельный участок с расположенным на нем имущественным комплексом, предназначенным для слива-налива и хранения нефтепродуктов. Большая часть объектов этого комплекса (более 96%) были переведены на консервацию. ИФНС полагала, что в таком случае отсутствует экономическая обоснованность, деловая цель и направленность по аренде земельного участка в связи с тем, что не выполняются условия ст. 252 Налогового кодекса РФ. Однако довод ИФНС об отсутствии экономического смысла и деловой цели спорных затрат на аренду земельного участка в связи с консервацией на нем большей части объектов судом не были приняты, поскольку:

Уже через несколько недель, а именно с 1 июля произойдут некоторые существенные изменения в налоговом законодательстве. В частности, предполагается совершенствование контроля за оборотом горючего и этилового спирта, вводится отдельный учет за перемещением такого спирта в Системе электронного администрирования реализации полного и спирта этилового (СЕАРП). Вводится лицензирование деятельности по производству и обороту горючего; совершенствуется система электронного администрирования его реализации, вместо существующего агрегированного учета топлива по субъекту хозяйствования. Внедряется также учет мест фактического нахождения горючего в стационарных акцизных складах или передвижных акцизных складах такого предприятия и тому подобное.

1. С какого периода применяются штрафные санкции за хранение горючего без наличия лицензии?

06.06.2019 года принят Закон о внесении изменений в статью 18 Закона Украины «О государственном руления производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», согласно которому применение к субъектам хозяйствования финансовой санкции в виде штрафа в при хранении горючего без наличия соответствующей лицензии отсрочено до 31 декабря 2019 года.

2. Какие документы подаются налогоплательщиком для получения лицензии на право реализации и хранения горючего?

Для получения лицензии субъект хозяйствования должен подать заявление, квитанцию ​​о внесении годовой платы за лицензию, а кроме того — самостоятельно заверенные копии:

  • документов, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком любого целевого назначения, на котором расположен объект хранения горючего;
  • акта ввода в эксплуатацию объектов в месте хранения горючего или до 2022 года — документа, подтверждающего право собственности в отношении всех объектов в месте хранения горючего;
  • разрешения на начало выполнения работ повышенной опасности и начало (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

3. По какому адресу подаются заявления о получении лицензии?

В зависимости от того, какая именно лицензия необходима, заявления направляются:

  • для производства горючего — в адрес ГФС Украины (04655, г. Киев, Львовская площадь, 8);
  • для оптовой торговли — в адрес ГФС Украины (04655, г. Киев, Львовская площадь, 8);
  • для розничной торговли горючим и хранения горючего — в адрес Главных управлений ГФС в областях и г. Киеве по месту торговли и по месту расположения мест хранения;

4. Какая стоимость лицензии и зависит ли она от конкретного вида деятельности?

Стоимость годовой платы за лицензию составляет 780 грн за производство или хранение горючего; 2 тыс грн — за каждое место розничной торговли горючим, и 5 тыс грн — за каждое оптовое. В случае отсутствия у лицензиата мест оптовой торговли горючим стоимость составит 10 тыс грн.

5. Необходима ли лицензия субъекту хозяйствования, который осуществляет оптовую торговлю горючим, но при этом не имеет соответствующего места торговли?

Так, субъектам хозяйствования, которые осуществляют оптовую торговлю горючим без наличия у них соответствующих мест торговли, нужна лицензия.

Также под лицензирование подпадают субъекты хозяйствования, которые являются владельцами или пользователями мест, где они осуществляют деятельность по производству, хранению горючего (собственного или полученного на хранение от других лиц), оптовой и розничной торговли горючим.

6. В какие сроки необходимо подать заявку на пополнение объемов остатка горючего и возможно продление срока регистрации плательщиком налога и регистрации акцизных накладных?

Субъекты хозяйствования имеют возможность до 1 июля 2019 года зарегистрироваться плательщиками налога и зарегистрировать в системе электронного администрирования реализации горючего все акцизные склады, распорядителями которых такие налогоплательщики будут состоянию на 1 июля 2019 года.

Согласно п.45 Порядка электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 24.04.2019 № 408 установлено: для учета в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового остатков горючего у субъектов хозяйствования (которые в соответствии с п . 212.1 ст. 212 Кодекса до 1 июля 2019 не подпадали под определение плательщиков акцизного налога, а с 1 июля 2019 подпадают), учет которого в системе электронного администрирования реализации горючего не осуществлялся, такие плательщики с 16 до 20 июля 2019 (включительно) без уплаты акцизного налога подают заявку на пополнение объемов остатка горючего по состоянию на 1 июля 2019 по каждому коду горючего согласно УКТ ВЭД и каждым акцизным складом/акцизным складом передвижным для дальнейшего использования исключительно для собственного потребления или промышленной переработки.

7. Какие нормативно-правовые акты по 01.07.2019 регулировать порядок получения лицензии, электронного администрирования реализации горючего?

Как мы уже говорили, с 1 июля субъекты хозяйствования, которые осуществляют производство, оптовую, розничную продажу и хранение горючего, должны получить лицензию на такую ​​деятельность. Эти изменения введены с целью сокращения объемов теневого рынка горючего, увеличение налоговых поступлений и улучшения качества нефтепродуктов для потребителей.

Лицензия выдается по заявлению субъекта хозяйствования, к которому прилагаются документы, перечень которых определен Законом Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». В частности, документы, подтверждающие право собственности или право пользования земельным участком, технологическая документация (стандарты, регламенты, технологические инструкции), что касается производства и хранения горючего, разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности. Перечень документов не изменился, но для упрощения лицензирования внесены изменения в Закон № 481, согласно которым в документах, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком, не требуется указывать целевое назначение такого участка, как это было предусмотрено ранее.

С целью обеспечения норм Налогового кодекса было разработано постановление Кабинета Министров Украины от 24 апреля 2019 № 408 «Некоторые вопросы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового», которым утвержден Порядок электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Постановление вступило в силу 25.05.2019 года. А пункт 4 постановления (перечень нормативных актов, утративших силу) и пункты 19 — 44 Порядка электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (определяется алгоритм открытия/закрытия электронных счетов плательщиков акцизного налога и расчетов с бюджетом, работы СЕАРП), утвержденного этим постановлением, вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Кроме того, разработан приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении форм заявления о регистрации плательщика акцизного налога с реализации горючего или спирта этилового и/или акцизных складов, акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировка) остатка горючего, заявки на пополнение (корректировка) остатка спирта этилового, Порядка заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировка) остатка горючего, заявки на пополнение (коригув ния) остатка спирта этилового», который проходит процедуру согласования центральными органами исполнительной власти.

8. Является ли субъект хозяйствования плательщиком акцизного налога — при условии покупки и использования горючего для собственных нужд?

Реализация горючего — это любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузки) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без таковой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада/акцизного склада передвижного: к акцизного склада; к акцизного склада передвижного; для собственного потребления или промышленной переработки; любым другим лицам (п.п.14.1.212 п.14.1 ст.14 Кодекса).

Следовательно, операции по использованию горючего для нужд собственного потребления, будут считаться реализацией горючего, если такие операции осуществляет субъект хозяйствования, который является распорядителем акцизного склада.

9. Будут ли считаться места хранения горючего акцизным складом, а субъект хозяйствования — распорядителем акцизного склада — при условии, что приобретенные объемы горючего превышают установленные новыми нормами Налогового кодекса, при этом сохраняется такое топливо в специальных емкостях и использует для собственных нужд?

Акцизный склад — это, в частности помещения или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, разлива, погрузки-разгрузки, хранения, реализации горючего (п.п. «б» п.п.14.1.6 п.14.1 ст.14 Кодекса).

Поскольку субъект хозяйствования закупает и хранит горючее на территории в емкостях, общая вместимость которых превышает указанные в п.п.»б» п.п.14.1.6 п.14.1 ст.14 Кодекса (в редакции с 01.07.2019), то такие места хранения горючего будут отвечать признакам акцизного склада. А субъект хозяйствования (при наличии документов о праве собственности/пользования помещением или территорией, указанных как акцизный склад) — будет считаться распорядителем акцизного склада.

10. Какой порядок регистрации плательщиком акцизного налога и акцизного склада?

Согласно п.п.212.3.4 п.2121.3 212 Кодекса лица, которые будут осуществлять реализацию горючего, подлежат обязательной регистрации как плательщики налога контролирующими органами по местонахождению юридических лиц, месту жительства физических лиц — предпринимателей до начала осуществления реализации горючего.

Регистрация плательщика налога осуществляется на основании представления лицом не позднее, чем за три рабочих дня до начала осуществления реализации горючего, заявления, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2016 № 218.

Субъекты хозяйствования, которые будут отвечать определению налогоплательщиков с 1 июля 2019 года, обязаны до 1 июля 2019 зарегистрироваться плательщиками налога и зарегистрировать в СЕАРП и СЕ все акцизные склады, распорядителями которых такие налогоплательщики будут состоянию на 1 июля 2019 года.

11. Смжет ли субъект хозяйствования получить одну лицензию на несколько мест хранения горючего?

Изменениями, внесенными в Закон Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», предусмотрено, что с 1 июля 2019 вводится лицензирование деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, осуществляющих, в частности хранения горючего. Согласно этому закону:

Место хранения горючего — это место (территория), на котором расположены здания и/или оборудования, и/или емкости, используемые для хранения горючего на праве собственности или пользования.

Хранение горючего — деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.

Таким образом, для хранения горючего, субъекту хозяйствования необходимо получить соответствующую лицензию на каждое место хранения горючего.

В сфере торговли топливом под оптовыми сделками, прежде всего, подразумевается продажа ДТ или бензина НПЗ компаниям, занимающимся мелкооптовой торговлей или напрямую частным или сетевым АЗС. В отличие от торговли обычными товарами, этот процесс сопровождается рядом особенностей.

Требования продавца

Первая отличительная черта – необходимость соблюдения дополнительных требований продавца. Так как оптовая партия топлива обычно имеет большие объемы и требует специализированного транспорта для доставки, просто взять и купить ее, как обычно происходит при оптовой покупке товаров, нельзя. Требуется предварительно оформить заявку на отгрузку в бумажном варианте или, как у наиболее прогрессивных компаний, в электронном. В последнем случае покупатель получает дополнительное преимущество в виде личного кабинета на сайте, где можно отслеживать состояние заказа и получить доступ к истории покупок.

Единой установленной формы заявки не существует, поэтому каждый оптовый поставщик сам вправе выбирать, какие данные ему требуется предоставить для оказания услуг, но в большинстве случаев нужно указать:

  • наименование и марку топлива,
  • требуемый объем,
  • метод поставки (автотранспортом или ж/д),
  • адрес,
  • временной промежуток, наиболее удобный для отгрузки,
  • метод оплаты,
  • цена,
  • условия ценообразования.

На последних, финансовых, пунктах списка стоит остановиться подробнее, так как с ними связано второе отличие от обычной оптовой купли-продажи.

Оплата

Особенности оптовой торговли топливом также напрямую связаны с его оплатой, а точнее, с уплатой акциза, составляющего внушительную часть стоимости ГСМ.

Дело в том, что налогообложению подвергается не факт реализации, а факт покупки, то есть, налогоплательщиком в данном случае выступает юридическое лицо, приобретающее топливо. Единственное исключение из данного правила – покупка прямогонного бензина или средних дистиллятов структурными подразделениями нефтеперерабатывающих компаний для дальнейшего производства продуктов нефтехимии или неподакцизных товаров (соответствующее исключение указано в п.1 ст.182 НК РФ).

Еще один момент, обязующий оплату акциза – наличие у компании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами. К таким операциям, в свою очередь, относятся:

  • производство,
  • оптовая реализация,
  • оптово-розничная,
  • розничная реализация.

Несмотря на то, что получение такого свидетельства – дело добровольное, участвующие в торговле компании в нем напрямую заинтересованы. Причина этому – возможность покупки нефтепродуктов по цене, не включающей акциз. Соответственно, при отсутствии свидетельства акциз обязательно включается в стоимость реализации.

Величина акциза фиксирована и указывается за тонну нефтепродукта. На момент подготовки материала в отношении топлива действовали следующие налоговые ставки:

  • на бензин «Евро-5» – 12 314 руб/т,
  • на бензин, не соответствующий требованиям «Евро-5» – 13 100 руб/т,
  • на ДТ – 8 541 руб/т.

И последняя особенность, связанная с налогообложением – возможность уменьшения суммы акциза на размер налоговых выплат при покупке. Однако она доступна далеко не всем оптовым покупателям, а лишь тем, кто приобретает топливо для:

  • дальнейшего производства (сюда, например, относится смешение готового бензина с присадками),
  • оптовой или оптово-розничной реализации.

При этом вычет возможен исключительно при переходе бензина или ДТ между ЮЛ, имеющими вышеназванное свидетельство. То есть, при покупке топлива АЗС, осуществляющей розничную реализацию, ее бухгалтерия воспользоваться возможностью налогового вычета не может.

Оставьте комментарий