Транспортно-экспедиторская компания – это равноправный участник рынка, который оказывает транспортные, терминальные и прочие услуги на различных этапах перевозки, используя свой или арендованный парк транспортных средств, терминальное хозяйство и другие возможности на основании договоров, заключенных с перевозчиками и терминальными хозяйствами, а также на основании разовых и долговременных договоров на агентское и экспедиционное обслуживание. Основные цели транспортно-экспедиторской компании, специализирующейся на международных внешнеторговых перевозках:
-
содействие в перевозке грузов внешней торговли и развитие экспорта транспортных услуг;
-
улучшение обслуживание потребителей, повышение качества перевозок; получение и увеличение максимальной прибыли;
-
укрепление положения и продвижение на рынке транспортных услуг.
К основным задачам ТЭК можно отнести:
-
оптимизация работы транспорта в целях сокращения расходов своего клиента на транспортировку груза;
-
удовлетворение потребностей клиентов в транспортировке грузов;
-
ускорение внедрения прогрессивных транспортных и коммуникационных технологий.
В экспедиторской деятельности компании, специализирующейся на международных внешнеторговых перевозках, можно условно выделить три основных направления:
-
организационная деятельность;
-
аналитико-управленческая деятельность;
-
коммерческая деятельность.
Транспортно-экспедиторские фирмы различаются по роду деятельности и по форме организации. По роду деятельности это могут быть чистые посредники и предприятия, владеющие транспортом, контейнерами, погрузочной техникой, складами, производственной базой по упаковке, маркировке, подработке товара и т.п. По организационным принципам транспортно-экспедиторские организации делятся на фирмы, общества, комбинаты, предприятия, объединения и союзы с разной степенью ответственности и специализированные по отдельным операциям и по осуществлению полного комплекса транспортно-экспедиционных услуг на всем протяжении товародвижения. Выведение экспедиторского обслуживания за рамки транспорта позволяет одновременно решать следующие задачи:
-
освободить транспортные организации от второстепенных для них организационных и технических операций;
-
сосредоточить вопросы подготовки товаров для транспортировки, оформления товаросопроводительной и транспортной документации, обеспечения сохранности, упаковки, маркировки и т.п. в специально созданных для этих целей организациях;
-
за счет специализации и концентрации значительно повысить производительность труда при транспортировке, экспедиторской обработке, погрузке-выгрузке.
Экспедитор может в самые короткие сроки добиться максимальной координации планов транспорта с другими сферами материального производства, способствовать надлежащей организации погрузочно-разгрузочных работ, более полной загрузке транспортных средств, ускорению их оборота, наиболее рациональному использованию всех видов транспорта, устранению убыточных и встречных перевозок и лучшему использованию контейнерного парка. В большинстве стран в функции внутреннего и международного экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: упаковка, затаривание, заключение с перевозчиком договора на перевозку и планирование необходимого подвижного состава, оценка экономичности доставки груза до места назначения, выбор наиболее рациональных путей доставки и видов транспорта. Часто экспедитор несет ответственность и за организацию погрузочно-разгрузочных работ, хотя и не ведет их сам, а поручает эту работу квалифицированным стивидорным фирмам. В обязанности экспедитора входит подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов, осуществление расчетов с перевозчиками. В отдельных случаях экспедитор принимает на себя контроль за продвижением товара до получателя.
Какие обязанности готовы исполнять экспедиторы
В число основных и расширенных функций, которые обычно оговаривают в рамках должностных инструкций, могут входить следующие:
- прием грузов от отправителя;
- оформление, сверка или проверка транспортных документов на груз;
- внесение необходимых изменений по времени и маршруту следования;
- выполнение и контроль упаковки;
- контроль погрузки-разгрузки;
- контроль состояния автотранспорта и системы крепления, защиты грузов;
- сопровождение и проверка груза во время транспортировки;
- передача грузов получателю.
Если предприятие заинтересовано в найме водителя и экспедитора в одном лице для экономной логистики, то к обычным должностным обязанностям шофера прибавляют все вышеназванные. Обычно такое совмещение допустимо для транспортировок в пределах региона и на межрегиональных маршрутах. Если же требуется доставить или получить товар с пересечением государственных границ, то актуальными становятся услуги экспедитора, который принимает участие в следующих операциях:
- прием грузов, их консолидация;
- обеспечение надлежащих условий хранения;
- оформление документов, необходимых для прохождения процедур затаможивания-растаможивания;
- контроль за корректностью погрузочных и разгрузочных работ;
- информирование получателя груза о месте нахождения и состоянии грузов путем регулярных передач точек локации, сообщений, фотографий;
- оперативное разрешение транспортных и таможенных проблем;
- информирование о прибытие груза в пункт получения.
Аутсорсинг услуг экспедитора – это экономически выгодное решение вопросов для компаний, которые сами отвечают за доставку грузов: наличие специалиста за штатом, владеющего всем объемом знаний и умений, позволяет оптимизировать процессы, сделав их максимально экономичными и выгодными.