Требования безопасности при эксплуатации пожарного оборудования

Основные требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического оборудования установлены Приказом Минтруда от 23.12.2014 № 1100н и обязательны для применения во всех пожарных частях и отделениях. На их базе учреждения разрабатывают и утверждают локальные инструкции в сфере безопасной эксплуатации имеющихся у них технических устройств и оборудования.

Требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования

Обязательства соблюдать правила безопасной работы техники ФПС и МЧС возлагаются на руководителей их частей. Все техсредства пожарных подразделений обязательно должно быть сертифицированы и приняты на учет должным образом. Объекты, не имеющие инвентарного номера и отметок о проведении испытаний, подлежат выводу из эксплуатации и не должны применяться в работе по причине неисправности.

До того как запустить в работу технические средства и транспорт, персонал пожарной части должен пройти обучение и иметь по его итогам необходимый допуск. Перед каждым дежурством требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники предписывают проводить ее визуальный осмотр на предмет исправности. Работать со стендами по диагностике могут только сотрудники, имеющие соответствующую группу допуска.
При техобслуживании и наладке техники запрещено:

  • Увеличивать длину ключей трубами, бить по ним молотком или кувалдой, или применять прокладку между ним и болтом при вращении;
  • Использовать незаземленные станки и оборудование

Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и птв

Применение в работе неисправного оборудования запрещено, поскольку от этого напрямую зависит безопасность персонала пожарной службы. Характеристики используемого оборудования должны пребывать в полном соответствии с технической документацией завода изготовителя и внесение каких-либо конструктивных изменений недопустимо.

До начала эксплуатации все приспособления, транспортные средства, инвентарь проходят испытание. Аналогичной процедуре они подвергаются и в процессе несения службы в утвержденные в части сроки. Результаты проверок в обязательном порядке фиксируются в журнале. Пожарные лестницы подлежат, как минимум, ежемесячной проверке.

Все требования безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей в части текущего применения в работе их электросистем, сосудов и гидросистем под давлением определяются утвержденными для них правилами.

Ответственность за исправность пожарной машины, своевременное ее обслуживание несут водители и мотористы. Доступ в кабину автомобиля, а также ко всему оборудованию, установленному на нем, должен быть удобным и безопасным. Все двери снабжаются запорными устройствами, обеспечивающими надежную фиксацию как в закрытом, так и в открытом состоянии. Крыши корпуса и платформы кузова комплектуются специальным настилом, препятствующим скольжению. Кроме того, обязательным является наличие на платформах бортов высотой не менее 10 см. Электронная система защиты электропроводки должна обеспечивать ее отключение в случае повреждения изоляции.

Пожарные защитные костюмы

Применяющиеся огнезащитные костюмы должны соответствовать требованиям нормативных документов, не причинять неудобств ее пользователю и быть безопасными для него при ликвидации возгораний. Спецодежда пожарных не применяется в случае:

  • физического износа, наличия на них повреждений;
  • не соответствие утвержденному образцу;
  • в случае отсутствия на них качественных сертификатов;
  • в случае превышения уровня неблагоприятного воздействия над степенью защиты, обеспечиваемой костюмом;
  • при отсутствии теплозащитного покрытия или инструкции по использованию.

Пояса пожарные спасательные и поясные карабины пожарные

Состояние страховочного и технического вооружения подлежит обязательной визуальной оценке перед началом рабочей смены на предмет выявления повреждений и неисправностей. Пожарный пояс не должен эксплуатироваться в случае:

  • Механические разрывы, проколы полотна пояса;
  • Дефектов фурнитуры ремня;
  • Отсутствия или нарушения заклепок;
  • При невозможности закрепить конец пояса из-за отсутствия хомутика;
  • Присутствия трещин, вмятин, порывов на конструктивных элементах пояса.

Карабин выводится из эксплуатации:

  • При видимых повреждениях, препятствующих его безопасному использованию;
  • При выявлении некорректной работы пружинного механизма или шарнирного затвора.

Все описанные устройства должны надежно крепиться в соответствии с документацией завода изготовителя и обеспечивать безопасную работу пожарного расчета.

Спасательные веревки

При эксплуатации веревок в частях ФПС или МЧС необходимо соблюдать следующие требования:

  • Их хранение допускается исключительно в специальных кожухах в смотанном состоянии;
  • Соответствие действующим нормам пожарной безопасности;
  • Не допускается наличие утолщений, влажности, частичных разрывов (не более 15 порывов отдельных нитей на каждые 2 метра).

Начальник отделения проводит визуальный осмотр веревки не реже, чем каждые 10 дней и записывает результаты инспекции в специальный журнал. Начальники караулов обязаны проверять ее, в том числе на разрыв перед каждым занятием или после практического применения.

Для обследования веревки на возможность порыва, ее прикрепляют на всю длину, после чего на ней в течение 1-2 секунд висят 3 человека. Если после этого увеличение ее длины сохраняется, она признается негодной к использованию.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

Текущее использование и поддержание в рабочем состоянии средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения осуществляется на основании Наставлений по организации газодымозащитной службы.

Кислородоизолирующие противогазы (птв) относятся к индивидуальному оснащению и могут применяться лицами прошедшими медобследование и соответствующее обучение. Баллоны со сжатым воздухом и прилагаемые к ним аппараты для дыхания не относятся к предметам индивидуального пользования, однако прилагаемые к ним маски эксплуатируются по правилам для противогазов, приведенных выше.

При смене пользователя птв или маски для дыхания, а также в случае если пожарный подвергся инфекционному заражению, переболел, индивидуальная оснастка подлежат обязательной санитарной обработке. При использовании птв или масок их владелец несет полную ответственность за соблюдение правил эксплуатации и обслуживания подобных изделий. Применение неисправных средств защиты органов дыхания и зрения не допускается до момента восстановления их работоспособности после ремонта, о чем делается запись в соответствующем журнале.

Сегодня мы разберем какие требования предъявляются к гаражам пожарно-спасательных частей МЧС России. Заметим, что данные помещения намного отличаются от простых гаражей, которые предназначены для легковых автомобилей, как размерами, так и самой конструкцией. И так перейдем к основной части статьи.

Гараж пожарно-спасательной части

Требования

Гараж – это помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделениях федеральной противопожарной службы (ФПС).

Температура в гараже должна быть не менее +16 C°, поэтому для контроля температуры в гараже вывешивается термометр. Систему отопления, как правило, предусматривают водяную.

Покрытие полов гаража должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку.

Кстати, а Вы задумывались почему при уборке помещения вода не скапливается в гараже?

Ответ на этот вопрос прописан в технических документах, ведь наклон пола делается таким образом, чтобы вода стекала из гаража в сторону ворот, а потом по каналам в специально отведенное место, если каналы не предусмотрены могут быть оборудованы и места слива в самом гараже.

Пол гаражей оборудуют ровным, без различных выступов и порогов, так как это может поспособствовать получению травмы личным составом, но обязательно предусматриваются упоры для задних колес пожарных автомобилей или стационарные колесоотбойники (башмаки) с учетом расстановки пожарных автомобилей.

Т.к. пожарные автомобили имеют определенны габариты, и эти габариты увеличиваются при открытие отсеков. Поэтому на вопрос: «Какое расстояние между пожарными автомобилями в гараже?», ответ таков: «Проходы между пожарными автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) пожарного автомобиля до стены должны быть не менее 2 метров. А также размещение пожарных автомобилей в гараже должно быть таким, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение пожарных по сигналу тревоги между автомобилями, а также между ними и стенами».

Кроме этого должны выдерживаться следующие расстояния:

  • от крайнего левого (по выезду) пожарного автомобиля до стены не менее 1,5 метра;
  • от пожарного автомобиля до ближней к нему грани колонны – не менее 1 метр;
  • от пожарного автомобиля до передней или задней стены – не менее 2 метров в гаражах на 1-3 пожарных автомобиля и не менее 3 метров в гаражах на 4 и более пожарных автомобиля.

В пожарных частях, где находятся специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобиля до выступающих конструкций зданий должно быть не менее 1 м.

Расстояние между пожарными автомобилями в гараже

Разметка на полу гаража следующая… Габариты стоянки пожарных автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 10 см, а также на пол, на усмотрение руководителя подразделения, т.к. это не обязательное требование, наносится схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны. При распределении по номерам боевого расчета отделений, на посты и в дозоры личный состав заступающего караула при построении должен занимать места согласно этой схеме.

Схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны

Запрещается

В гараже запрещается:

  • загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и месту расположения пожарного щита;
  • держать открытыми заливные горловины топливных баков пожарного автомобиля;
  • мыть детали легковоспламеняющимися и горючими веществами;
  • заряжать аккумуляторные батареи;
  • применять открытый огонь;
  • заправка пожарных автомобилей горюче-смазочными материалами (ГСМ), а также их хранение;
  • стоянка автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ФПС;
  • отдых личного состава подразделения ФПС в пожарных автомобилях;
  • на путях движения личного состава по сигналу тревоги застилать полы коврами, дорожками и т.п.

Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков (заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается).

Оборудование

Ворота

Ширина ворот должна быть больше на 1 метр ширины пожарного автомобиля стоящего на вооружении подразделения. Так же согласно требованиям ворота должны быть оборудованы ручными или автоматическими запорами и предусматривать специальные фиксаторы, предотвращающими самопроизвольное их закрывание, например, при сильном ветре.

Предусматривается и остекление на воротах, площадь данного остекления должна составлять не менее 30 % от всей площади ворот, и оборудовано приспособлениями от самопроизвольного выпадения стекол. В стояночных боксах вспомогательной техники допускаются ворота без остекления. В самых первых воротах, которые ближе всего к пункту связи части, обязательное наличие двери (калитки) размером не менее 0,7 x 2,0 метра.

Ворота гаража также оборудуются воздушно-тепловой завесой с ручным или автоматическим пуском.

Порядок посадки личного состава дежурного караула (смены) в пожарный автомобиль устанавливается приказом начальника подразделения, исходя из условий обеспечения безопасности, о чем на всех воротах наносится соответствующая надпись: «Посадка личного состава на фасаде части» или «Посадка личного состава в гараже».

На створах ворот гаража обращенных на улицу в их центре должна располагаться малая эмблема МЧС России размером 29,7 x 42 см.

Ворота пожарно-спасательной части с малыми эмблемами МЧС России

Газоотвод и вентиляция

В гараже предусматривается газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей пожарных автомобилей. При этом обеспечивается постоянное подключение системы газоотвода к выхлопной системе пожарных автомобилей и саморазмыкание в начале их движения. Таким образом, когда автомобиль покидает гараж, выезжая на занятия или по тревоге, газоотвод отсоединяется, тем самым не препятствует выезду.

Так же гараж оборудуется системой приточно-вытяжной вентиляции, рассчитанной на одновременный выезд 50 % пожарных автомобилей. Воздухообмен в гараже следует принимать по принципу «сверху-вверх». Требования к системам вентиляции следует принимать по документам как для складских зданий, относящихся по пожарной опасности к категории В.

Табло

В помещении гаража устанавливается табло с информацией о погодных условиях (снег, дождь, туман, гололед, метель, град).

Табло с информацией о погодных условиях

Зеркала

На передней стене гаража у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 100 x 40 см.

Стеллажи для БОП

В гараже устанавливаются стеллажи или тумбочки (с фиксирующимися в открытом положении дверцами) для укладки боевой одежды пожарного и снаряжения из расчета 100 % обеспеченности штатной численности расчета (дежурной смены) и 100 % резерва с учетом усиления службы. Они располагаются вдоль стены гаража за пожарными автомобилями; высота от пола составляет не более 0,8 м.

Допускается размещение стеллажей (тумбочек) сбоку от пожарных автомобилей, при этом расстояние от них до пожарного автомобиля составляет не менее 1,5 метров.

Осмотровая канава

Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей выполняются на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей пожарного автомобиля и в зависимости от конструкции реборд составляет 1,0-1,1 метра; глубина – 1,2-1,4 метра от уровня пола гаража.

Осмотровые канавы должны иметь ступеньки для схода в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны. Для предотвращения падения пожарных автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы, устанавливаются железобетонные или металлические реборды высотой не менее 80 мм.

Пол и стены осмотровой канавы облицовываются керамической плиткой, на дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для инструмента и светильников защищаются от механических повреждений. Реборды окрашиваются в предупредительный цвет (желто-черная диагональная полоса шириной 5 см, под углом 45°).

Для предотвращения падения людей осмотровая канава закрывается съемными решетками из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм или деревянными щитами толщиной не менее 40 мм в металлической оправе.

Обогрев осмотровой канавы в холодное время года осуществляется теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах осмотровых канав.

Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127-220 В допускается при соблюдении следующих требований:

  • вся электропроводка выполняется внутренней (скрытой), имеющей электроизоляцию и гидроизоляцию;
  • осветительная аппаратура и выключатели устанавливаются с устройством электроизоляции и гидроизоляции;
  • светильники закрываются стеклом или ограждаются защитной решеткой;
  • металлические корпуса светильников заземляются (зануляются).

Прочее

Не стоит забывать и про пожарную безопасность, все гаражи оборудуются первичными средствами пожаротушения, в нашем случае это огнетушители порошковые. Места их установки .

В гараже также могут размещаться:

  • аккумуляторная;
  • рукавная база (пост);
  • участок (пост) технического обслуживания (перечень оборудования, приспособлений и инструмента для участка (поста) изложен в приложении № 6 к приказу МЧС России № 555 от от 18.09.2012).

Как выглядит

  1. Приказ Минтруда России № 1100н от 23.12.2014 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях ФПС ГПС».
  2. Приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России».
  3. СП 380.1325800.2018 «Здания пожарных депо. Правила проектирования».
  4. НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны».

Оставьте комментарий