Происходящие рыночные преобразования в российской экономике, изменяя всю сферу общественного воспроизводства в целом, оказывают, тем самым, определенное воздействие и на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим для обеспечения наиболее эффективного развития отечественной промышленности, а также сферы услуг, необходимо осуществлять процесс рыночного регулирования движения трудовых ресурсов. Данное положение является обоснованием требования к созданию механизма формирующегося рынка труда с обязательным учетом как количественных, так и, в особенности, – качественных характеристик трудовых ресурсов. В любой экономической системе совершенствование природных и приобретенных способностей человека к труду всегда является мощным фактором производительности и эффективности труда, улучшения качества выпускаемой продукции, а также расширения объемов общественного производства в целом. Укрепление здоровья индивида, совершенствование его профессионального и творческого потенциала представляют собой ведущий комплексный резерв научно-технического и социально-экономического развития каждой страны, основу развития общества и государства в целом.
Поэтому именно сейчас, в условиях стабилизации и подъема экономики страны, проблема изучения качества трудовых ресурсов приобретает все большее значение и ей необходимо уделять должное внимание. В экономической науке давно уже признано, что в условиях действия научно-технического прогресса наиболее выгодными становятся инвестиции именно в развитие «человеческого капитала», т. е. в повышение уровня образования, а также в улучшение состояния здоровья.
Сегодня весьма актуальной становится проблема улучшения качества рабочей силы для успешного преобразования российской экономики. Именно совершенствование способностей человека к труду может обеспечить рост объемов общественного производства и конкурентоспособности выпускаемых товаров. Таким образом, состояние и эффективность использования трудового потенциала общества, как основной характеристики трудовых ресурсов, предопределяют возможности его социально-экономического роста.
Что касается понятия «трудовые ресурсы», то относительно его существуют самые различные определения и оценки. Здесь ограничимся несколькими трактовками.
Так, некоторые отечественные авторы утверждают, что трудовые ресурсы являются не экономическим, а социально-демографическим понятием. По их мнению, трудовые ресурсы выступают количественной характеристикой рабочей силы. На наш взгляд данное определение, во-первых, не отражает экономической сущности трудовых ресурсов; во-вторых, нелогично выражать экономическую категорию «рабочая сила» через социально-демографическое понятие «трудовые ресурсы».
По Черненьковой Т. В. как экономическая категория трудовые ресурсы определяются трудоспособной частью населения страны, которая, обладая необходимым физическим и интеллектуальным развитием, способна производить материальные блага и услуги.
В работе Вечканова Г. С. трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения, складывающиеся между обществом, трудовым коллективом и отдельным индивидом по поводу производства, распределения, перераспределения и использования сформированной трудоспособности, соответствующие их интересам, общественным потребностям и уровню развития научно-технического прогресса.
В зарубежной экономической литературе под трудовыми ресурсами понимаются физические и умственные усилия, требующиеся для производства товаров и услуг. К ним относят всех граждан в возрасте 16 лет и старше, постоянно работающих или ищущих работу. На наш взгляд данное определение является социально-демографическим, т. к. в нем не отражены определенные экономические отношения.
Мы исходим из того, что трудовые ресурсы являются всеобщей экономической категорией, т. е. имеет место во всех способах производства. Отличие состоит лишь в количественных и качественных характеристиках на различных этапах развития общества.
С количественной стороны трудовые ресурсы страны характеризуются численностью населения в трудоспособном возрасте, с качественной – образовательным уровнем, профессионально-квалификационной подготовкой, качеством здоровья, нравственным, духовным уровнем трудоспособного населения, его творческим потенциалом и мобильностью. При этом каждому этапу развития государства свойственны соответствующие ему специфические требования к количественным и качественным параметрам трудовых ресурсов. К сожалению, сегодня в условиях сужения воспроизводственной базы трудовых ресурсов в большей степени приходится говорить о необходимости сохранения такого их объема, который обеспечивал бы функционирование экономики страны и ее регионов в масштабах, достаточных для обеспечения жизнеспособности и социальной стабильности в обществе.
Воспроизводство трудовых ресурсов, как и общественное воспроизводство в целом, выступает в основном в двух типах: экстенсивном и интенсивном. Первый тип означает увеличение численности трудовых ресурсов в стране на отдельных территориях; второй – повышение качества трудовых ресурсов. Каждый из этих типов не существует в чистом виде, ибо, например, даже количественный рост трудовых ресурсов не воспроизводится в прежнем качестве. Научно-технический прогресс выдвигает требования к более квалифицированной рабочей силе. Интенсивный тип, если рассматривать его в долговременном плане, сопровождается увеличением численности трудовых ресурсов.
С экономической точки зрения экстенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов обусловлен экстенсивным типом воспроизводства вещественных элементов производительных сил, в первую очередь орудий труда, в результате чего увеличится число технико-технологических рабочих мест. Последнее, в свою очередь, помноженное на коэффициент сменности, вызывает потребность в соответствующей дополнительной численности работников. Структура рабочих мест, в свою очередь, предопределяет качественную структуру занятого населения.
Интенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов, как отмечалось, означает неуклонное нарастание качества работников, включающего в себя:
а) умственные способности индивида, представляющие собой природные и приобретенные в процессе обучения и трудовой профессиональной деятельности;
б) физические способности индивида: его физическая сила, состояние здоровья, ловкость, выносливость и т. п.;
в) морально-нравственные свойства: дисциплинированность, добросовестное отношение к трудовым обязанностям, высокое чувство ответственности за порученное дело, творческий коллективизм в работе и т. п.
Отдельные элементы качества работника не могут быть измерены обычными методами и приемами статистики, демографии, психологии и другими науками. Но некоторые из них обладают определенной количественной характеристикой. В частности, речь может идти об удельном весе специалистов с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием, научных работников в общей численности занятого населения, также об изменении возрастной структуры трудовых ресурсов в сторону наиболее трудоспособной их группы.
Специфическим элементом интенсивного типа воспроизводства трудовых ресурсов является отраслевое и территориальное перераспределение работников, поскольку в масштабе всего народного хозяйства оно не изменяет численности занятого населения, а создает предпосылки для наиболее полного и рационального использования трудового потенциала общества. Но применительно к отдельным отраслям и территориям положительное сальдо перемещения работников должно рассматриваться как момент экстенсивного типа воспроизводства трудовых ресурсов, ибо увеличивается их численность. Вместе с тем и в этом варианте содержатся моменты интенсивного типа воспроизводства трудовых ресурсов, в частности, когда качество прибывших выше по сравнению с выбывшими. В данном случае возрастает средний уровень качества работников конкретной отрасли и территории.
Эффективное функционирование живого труда является составной частью эффективности общественного воспроизводства. Однако воспроизводство трудовых ресурсов неправомерно отождествлять с их эффективным использованием, хотя оно и интегрирует функционирование предшествующих ему фаз воспроизводства. Разумеется, применение трудового потенциала страны, трудового коллектива и отдельной личности обладает определенной самостоятельностью, выражающейся, например, в том, что одна и та же масса, одно и тоже качество примененного живого труда в данный период времени могут давать неодинаковый социальный и экономический эффект. Но сам процесс использования живого труда, его уровень, а также его качество предопределены способом функционирования предшествующих фаз воспроизводства: производством, распределением, перераспределением. Нарушение нормального процесса воспроизводства на одной из этих фаз неизбежно вызывает негативные результаты во всех других фазах и в воспроизводственном процессе в целом.
Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в России испытывают на себе действие противоположных тенденций. Задача экономической науки заключается в том, чтобы выявить их и предложить экономической практике рекомендации, нацеленные на инициирование действий тенденций, способствующих наиболее эффективному функционированию всех фаз воспроизводства трудовых ресурсов. На современном этапе социально-экономического развития нашей страны наиболее актуальной и острой проблемой является проблема использования трудоспособного населения.
Вечканов Г. С. отмечает, что отечественная экономическая теория совершенно недостаточно исследовала систему экономических законов воспроизводства трудовых ресурсов. Изучение ограничивалось лишь отдельными экономическими законами. Одни авторы воспроизводство трудовых ресурсов связывали с так называемым законом возмещения затрат рабочей силы, другие – с законом распределения по труду, третьи – с законом распределения через общественные фонды потребления и т.д. Однако комплексный анализ влияния экономических законов на воспроизводство трудовых ресурсов по существу не проводился. Именно поэтому все еще не разработана цельная теория воспроизводства трудовых ресурсов. Далее автор предлагает обратить внимание еще на один аспект данной проблемы: отечественные политэкономы, как правило, занимались исследованием категории «рабочая сила» и практически мало анализировали вопросы воспроизводства трудовых ресурсов. Таким образом, изучался не трудящийся человек как целостное явление, а только единственное его свойство – способность к труду.
В 80-е годы прошлого столетия терминологический аппарат экономики труда обогатился рядом новых понятий; важное место среди них занял «трудовой потенциал», рассматриваемый в качестве основной характеристики трудовых ресурсов и определяемый как «интегральная характеристика количества, качества и меры способности к труду, которой измеряются возможности отдельного человека, различных групп людей, трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности и достижении целей социально-экономического развития при данном уровне развития производительных сил и степени зрелости общественных и, прежде всего, производственных отношений».
Авторы приведенной трактовки указывали, что как социально-демографическая категория «трудовой потенциал» дополняет традиционное понятие «трудовые ресурсы». Трудовой потенциал органически связан с каждым из них отдельными гранями количества, качества и меры. Возникновение категории «трудовой потенциал» отражает назревшие потребности практики и выявлении недоиспользованных возможностей и резервов экономического роста, лежащих на стороне человеческого фактора и связанных с недоучетом интеграционного характера многих процессов в воспроизводстве трудовых ресурсов, рабочей силы и населения.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает точка зрения на проблему исследования трудового потенциала, представленная в работе Цыганкова В.
Цыганков В. считает, что трудовой потенциал является составной частью экономического потенциала общества, совокупной способностью народного хозяйства производить материальные блага и услуги. «Конечная реализация этой интегральной характеристики трудовых ресурсов возможна только как элемент экономического потенциала». По мнению Цыганкова В. включение трудового потенциала в экономический осуществляется посредством занятости. Далее он утверждает, что «…важнейшей формой реализации трудового потенциала является трудовая активность как мера количества и качества трудовой деятельности, выражающая отношение людей к труду через его конечные результаты. Уровень трудовой активности можно рассматривать как основной показатель использования трудового потенциала. Между трудовым потенциалом, результатами труда и уровнем жизни человека существует непосредственная зависимость – рост одних факторов вызывает соответствующее изменение остальных».
В отличие от ряда авторов, отождествляющих трудовой потенциал с трудовыми ресурсами, Колосова Р. определяет его как конкретную форму реализации совокупной рабочей силы, трудовых ресурсов, рассматриваемую применительно к производственному потенциалу. Трудовой потенциал, по ее мнению, выступает как единство возрастной, временной, квалификационной и стоимостной форм его проявления; он определяется и познается в основном через реальный трудовой процесс.
В трактовке Буланова В. и Волгина Н.: «Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников, общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами». В качественную характеристику трудового потенциала общества они включают три составляющие: физическую, интеллектуальную и социальную, при этом, не выделяя в качестве самостоятельной характеристики трудового потенциала экономическую составляющую.
Эффективность функционирования трудового потенциала общества имеет прямой «выход» на жизненный уровень народа, ибо, чем выше эффективность использования живого труда работников, тем больше их вклад в национальное богатство и собственный доход, а, следовательно, выше уровень жизни. Именно этой цели должна быть подчинена экономическая политика государства, если оно выражает потребности и интересы народа.
Для обеспечения высоких темпов экономического роста страны необходимо создать условия для эффективного использования трудового потенциала на всех уровнях. Следует учитывать все факторы, способствующие (или препятствующие) творческому и профессиональному развитию личности: половозрастные особенности, психологические свойства человека, уровень интеллекта и образования, состояние здоровья, качество производственной среды, социальный статус, профессионализм и т. д.
Очевидно, что в число факторов, влияющих на формирование трудового потенциала работника, в первую очередь входят обеспечивающие соответствующий уровень качества трудовой жизни (КТЖ). Следует отметить, что вопрос о выявлении, группировке и классификации факторов КТЖ заслуживает отдельного всестороннего рассмотрения.
Сложившаяся в стране тенденция к снижению КТЖ по условиям труда обусловлена повышением в последние годы удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, на 0,5-0,6% в год. Ситуация усугубляется ростом производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В результате значительное количество людей, работающих в сфере производства, досрочно прекращает или существенно ограничивает свою трудовую деятельность. Работник, перешедший на более легкую работу в результате инвалидности, профессионального заболевания, сокращает трудовой потенциал предприятия. Кроме того, предприятиям приходится нести дополнительные расходы из-за роста количества зарегистрированных получателей возмещения вреда.
Трудовой потенциал общества при благоприятных условиях должен увеличиваться, но отмечаемые официальной статистикой высокая смертность, низкая рождаемость, значительная заболеваемость и т. д. позволяют говорить о негативных тенденциях, сужающих естественный фундамент трудового потенциала. К тому же депопуляция, охватившая нашу страну с 1991 г., вызывает уменьшение численности трудоспособного населения, что в свою очередь, сократит потенциальные возможности социально-экономического прогресса общества. Д. И. Менделеев в своих «Заветных мыслях» писал, что сила страны определяется числом жителей, ее населяющих. Он считал, что для преумножения силы и мощи России требуется ежегодный темп прироста населения как минимум 2%. Между тем уменьшается не только общая численность, но и численность населения в трудоспособном возрасте.
Таким образом, перспективы развития экономики государства связаны с активизацией использования имеющегося ресурсного потенциала труда при кардинальном повышении качества трудовых ресурсов и повышением уровня управления ресурсопользования. Состояние и эффективное использование трудовых ресурсов страны, в конечном счете, определит и наличие, и эффективность использования материальных факторов общественного производства в процессе достижения стабильного экономического роста.
См.: Цыганков В. Трудовой потенциал: условия эффективного использования / В. Цыганков // Человек и труд. – № 12. – 2006. – С. 40.
Там же, С. 40-41.
Там же, С. 40-41.
См.: Колосова Р. П. Трудовой потенциал промышленности / Р.П. Колосова. – М.: МГУ,1987. – С.12.
См.: Рынок труда. / Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: «Экзамен», 2000. – С. 10-18.
См.: Нахабинцев А. Хватит ли здоровья удвоить ВВП? / А. Нахабинцев // Российская газета. – №9. – 2004. – С. 4.
Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2011. – C. 102.
Цыганков В. Трудовой потенциал: условия эффективного использования / В. Цыганков // Человек и труд. – № 12. – 2006. – С. 43.
Количество просмотров публикации: Please wait
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале
Трудовой потенциал региона как социально-экономическая категория
Аннотация: В данной статье трудовой потенциал рассматривается как социально-экономическая категория, представлены различные подходы к определению понятия, а так же изучены качественная и количественная стороны трудового потенциала региона.. Ключевые слова: трудовой потенциал, трудовые ресурсы, регион.
Amirovа E.A. Employment potential of the region as a socio-economic category.
Трудовой потенциал следует рассматривать с двух позиций: как статистический показатель и как экономическую категорию. Как статистический показатель трудовой потенциал — это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов. Это трудовой потенциал территории, региона, страны.
Как экономическая категория трудовой потенциал характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность, т.е. всего, что отражает психологический и физиологический потенциал наряду с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений. В этом случае трудовой потенциал человека — это качественная оценка интеллектуальных и физических способностей, а также уровня развития нравственных качеств человека.
Можно выделить три основных подхода, которые сложились в направлении определения категории «трудовой потенциал»: ресурсный, факторный и подход, связанный с рассмотрением трудового потенциала как потенциала самого труда. Ресурсный подход связан с тем, что трудовой потенциал рассматривается как ресурс труда, которым располагает общество на определенном этапе развития. Трудовой потенциал, в данном подходе, идентифицируют с численностью трудоспособного населения и его качественными характеристиками (полом, возрастом, образованием и т.д.) Сторонники факторного подхода характеризуют трудовой потенциал как форму личного фактора работника с выделением количественной и качественной оценки на каждом этапе его развития. Подходя к трудовому потенциалу как потенциалу труда, представители связывают характеристику трудового потенциала не с трудоспособным населением как потенциальным носителем способности к труду, а совокупным работником и конкретными условиями трудовой деятельности . Однако существует комбинированный подход к пониманию сущности категории «трудовой потенциал», который является своего рода слиянием первого и второго подходов. К представителям данного подхода можно отнести И.С. Маслову, М.М. Магомедова и некоторых других ученых. Трудовой потенциал, по мнению, М.М. Магомедова, — многоуровневая, интегральная категория, характеризующая «количество, качество и меру способности к осуществлению общественно полезной деятельности той части трудоспособного населения, которая желает и готова работать (включая занятых и безработных), что дает возможность приведения в действие других составляющих экономического потенциала через конкретную систему форм и отношений занятости» .
Позиции авторов существенно расходятся в зависимости от аспекта рассмотрения проблемы, расстановки акцентов при ее изучении, используемой методологии и методики анализа. В последнее время отмечается возрастание интереса к изучению региональной системы хозяйствования. Для того, чтобы выявить региональные социально-экономические особенности воздействия на формирование и использование трудового потенциала необходимо рас-
Амирова Эльмира Амировна
аспирантка ДГУ, старший лаб. исследователь ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале смотреть регион как относительно самостоятельную, обособленную систему с законченным циклом воспроизводства, обеспечивающую единство природно-экологической, хозяйственно-экономической и социальной подсистем. В тоже время необходимо учитывать, что регион составная часть территории страны. Это не изолированное образование, а часть единой национальной системы хозяйствования.
Особую роль в развитии экономики региона занимает качество трудового потенциала. Оно раскрывается в таких характеристиках рабочей силы как: квалификация, специализация, семейное положение, уровень образования и др. Качественная определенность формируется под воздействием потребностей производства, спроса на рабочую силу, на основе развития системы общественного и профессионального образования и воспитания. Количественная сторона определяется демографическими факторами, потребностями производства в рабочей силе и возможностями удовлетворения трудоспособного населения в труде. Трудовой потенциал количественно характеризуется численностью физических лиц в границах данной экономической территории, которая на момент учета относится к данной рабочей силе (табл.1.).
Таблица 1.
Численность экономически активного населения Республики Дагестан (тыс. человек)
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Экономически активно! 1272,1
население — всего, в т.ч 962,0 1030,9 1089,7 1174,9 1206,2 1232,8 1290,9
занятые в экономике 706,9 818,9 793,1 913,4 937,1 984,3 1118,2 1104,1
безработные 255,1 212,0 296,6 261,5 269,1 248,6 172,7 168,0
Мужчины в т.ч.: 521,2 549,3 573,5 611,2 641,5 657,7 683,5 677,7
занятые в экономике 384,0 434,5 425,6 481,9 493,7 516,4 595,9 594,8
безработные 137,2 114,8 147,9 129,3 147,8 141,3 87,6 82,9
Женщины, в т.ч.: 440,8 481,6 516,2 563,7 564,7 575,1 607,4 594,4
занятые в экономике 322,9 384,4 367,5 431,5 443,4 467,9 522,3 509,3
безработные 117,9 97,2 148,7 132,2 121,3 107,3 85,0 85,1
Также данный подход позволяет оптимизировать политику в области совершенствования структуры занятости, обеспечения социальной защищенности, поскольку учитывает интересы как различных отраслей национального хозяйства, получивших развитие, как в регионе, так и различных категорий населения . Население представляет интерес как минимум в трех аспектах. Во-первых, из него в основном будут рекрутированы кадры; во-вторых, из него сложится контингент потребителей товаров и услуг; в третьих, оно образует ту, социальную среду, в которой будет разворачиваться деятельность в условиях рыночных отношений. Особую роль в развитии экономики региона играют высокопрофессиональные кадры и социальная среда (табл.2.).
Таблица 2.
Распределение населения, занятого в экономике, по уровню образования
(Республика Дагестан)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Всего Мужчины Женщины
Занятые в экономике — всего 1104,1 594,8 509,3
в том числе имеют образование:
высшее профессиональное 326,2 189,6 136,6
неполное высшее профессиональное
среднее профессиональное 205,4 86,2 119,2
начальное профессиональное 65,1 47,5 17,6
среднее (полное) общее 408,5 225,1 183,4
основное общее 86,2 40,6 45,6
начальное общее, не имеют начального общего образования 8,2 3,3 4,9
послевузовское 4,5 2,5 2,0
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале Из всего многообразия подходов в понятийном аппарате, на наш взгляд, под трудовым потенциалом региона следует понимать совокупные возможности населения осуществлять трудовую деятельность, определяемую региональными, национальными и социально-экономическими условиями, изменяющимися под воздействием развития производительных сил и производственных отношений.
Литература:
2. Магомедов М.М. Трудовой потенциал М.: Институт экономики РАН, 2000. с. 15.
3. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592с. С. 154.
5. http://dagstat.gks.ru
6. Багомедов М.А Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №4, с.248-254
8. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения: система показателей и методика оценки // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №1. — с. 241-228
10. Гимбатов Ш.М. Проблемы экономического развития в мультиэтничных регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. № 4, 2010.
11. Абдулаева З.З. Благоприятная предпринимательская среда и условия её формирования в реги-оне//РППЭ, 2011, №4, с.192-198
12. Дагестан — 2010 Статистический ежегодник Роскомстата по РД. Махачкала, Госкомстат, 2010.