Содержание
- Учитываем ОЦДИ правильно
- ОЦДИ Бюджет-21: сводная отчетность — это просто
- Бюджет 21 – ОЦДИ
- Преимущества ОЦДИ Бюджет 21
- Критерии отнесения имущества к особо ценному в бюджетных и автономных учреждениях
- Учредитель вносит изменения в перечень объектов ОЦДИ. Как это отразить в учете?
- Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?
- Применяется ли счет 0 210 06 000, если ОЦДИ приобретено по коду вида деятельности 7?
- Следует ли переводить ОЦДИ с кода вида деятельности 7 на код вида деятельности 4?
- Перечни особо ценного движимого имущества
- Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения
- Баланс государственного (муниципального) учреждения: отражаем особо ценное движимое имущество (Т
- Особо ценное имущество: понятие, перечень, категория, требования ПП РФ №538-п4, правила внесения и списания
- Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях
- Учет особо ценного имущества: проводки, типовые ошибки
Учитываем ОЦДИ правильно
Бюджетный учет, N 9, 2013
А.В.Никитин,
начальник отдела
информационных технологий
НПЦ «Бюджет-21»
Для осуществления уставной деятельности бюджетные и автономные учреждения наделяются находящимся в государственной собственности особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ). Соответственно, каждое учреждение обязано вести учет по его эксплуатации, вследствие чего появились многочисленные кустарные приложения, электронные таблицы и т.д.
Опыт работы в многочисленных приложениях по учету ОЦДИ показал, что зачастую такие приложения имеют ряд неудобств: в связи с тем, что большинство из них являются не отдельными самостоятельными программами, а лишь маленькой частью в большом комплексе, они не учитывают ряда особенностей, необходимых для полноценной работы с особо ценным движимым имуществом. Так, данные приложения можно разделить на несколько групп в зависимости от их недостатков:
— приложения, сложные в использовании, — для корректной работы в них необходимо запоминать сложные длинные комбинации горячих клавиш;
— трудозатратные приложения — около 90 процентов информации необходимо заносить вручную раз за разом;
— «недальновидные» приложения — имеющие недостатки контроля корректности вводимых данных, то есть не позволяющие провести проверку без помощи самостоятельной ручной сверки всех данных бухгалтером;
— приложения, лишенные гибкости, — то есть не имеющие возможности индивидуализировать процесс под нужды данного конкретного пользователя либо не учитывающие запросов вышестоящих организаций;
— приложения, обладающие всеми перечисленными недостатками.
>Программа Бюджет 21 для ОЦДИ
ОЦДИ Бюджет-21: сводная отчетность — это просто
«ОЦДИ бюджет 21″ – это специальная программа, созданная для того, чтобы облегчить работу в бухгалтерской и экономической сфере.
Своё начало она берет ещё в 1992 году, когда группа программистов-энтузиастов взялась разработать программное обеспечение для бухгалтеров, работающих в сфере бюджета. В то время это было новаторством, так как подобных программ совсем не существовало. Наконец, в 1997 году эта система было окончательно доделана, проверена и проработана.
Все бы ничего, но программа ОЦДИ бюджет-21 в то время уже здорово отставала от стремительно развивающегося прогресса в плане информационных технологий. Всему виной была платформа, на которой писалась система Бюджет-21. Появилась операционная система Windows и разработчики пришли к выводу, что необходимо делать программу под нее.
В конце концов дело было доведено до конца и перед нами предстал новый, мощный программируемый комплекс ОЦДИ Бюджет-21, призванный помочь бухгалтеру в распределении бюджета, в сводной отчетности и прочих моментах подверженных автоматизации.
ОЦДИ Бюджет 21 сейчас – это система, которая с легкостью подстраивается под необходимый мировой уровень стандартов в сфере администрирования работы бюджетных компаний. Она помогает выполнять задачи не только в автономной организации, но и в Централизованной Бухгалтерии. Программа Бюджет-21 может избавить работников от постоянных каждодневных операций, и тем самым исключить вероятность ошибки. В её функции входит и полный отчет в плане финансов и статистики, повышение правильности и правдивости бухучета, быстрое реагирование на перемены в Законодательстве РФ, что позволит избежать фатальных недоразумений и ошибок. Финансовые потоки оказываются в надежных руках. Эта разработка поможет выполнить резервирование необходимой информации и статистики, разработать определенные бюджетные планы, проанализировать итоги, понять, что является слабым звеном в цепи. Проект Бюджет 21 может быть одинаково полезен и маленьким городам, и целым областям, и даже субъектам Российской Федерации. Синхронизировать этот проект можно максимально быстро и просто, так как он интегрируется в такие общеизвестные пакеты как WindowsOffice и прочие распространенные модели.
Бюджет 21 – ОЦДИ
Эта программа является ответвлением от основной программы и используется для постановки на учет и возможности перемещения движимого имущества. Нужно помнить, естественно, что входит в понятие ОЦДИ. Об этом мы говорили в начале статьи.
Возможности ОЦДИ Бюджет 21
- Создание и распределение справочников, которые используются при постановке на учет ОЦДИ.
- Вы сможете вводить примеры и шаблоны справок ОЦДИ.
- Возможность создавать подобные документы для любых организаций и предприятий.
- Возможность редакторской проверки актов при помощи автоматического справочника, копирование актов под другим числом, переносить информацию из одного документа в другой без потери времени и ресурсов.
- Вы сможете переносить файлы из распространенных компьютерных программ (например, Excel), а также переносить текстовые данные без изменения, отвечая всем необходимым стандартам.
- Возможность выбрать круг пользователей, то есть вы сможете сами принимать решения о доступе к той или иной информации. К примеру, вышестоящая инстанция сможет редактировать файлы, а нижестоящая сможет только просмотреть.
- Возможность создать архив документов и возможность их впоследствии легко найти.
- Вы сможете перемещать документы в необходимый вам формат без потери времени и качества.
- Возможность создать сводные отчеты ОЦДИ, отвечающие всем стандартам.
- Возможность создать аналитический отчет.
Преимущества ОЦДИ Бюджет 21
- Одна организация – одна база данных. При этом есть возможность единого центрального управления.
- Круглосуточный и повсеместный доступ к информации предприятия.
- Для всех сотрудников могут ввестись одинаковые настройки.
- Экономия времени для создания сводных отчетов ОЦДИ.
- Электронная почта проинформирует о сотрудников о важных событиях и о предстоящих изменениях.
- Доступность к тому или иному ресурсу определяется полномочиями определенного сотрудника.
- Классификаторы и словари эффективно помогут быстро и оперативно выполнять бухгалтерские работы.
- Сотрудники могут обмениваться электронными сообщениями и отвечать на вопросы клиентов в режиме онлайн.
- Государственные данные находятся под надежной охраной центрального сервера и защищены от взлома и вирусов.
- Администратор системы может легко контролировать программу и исправлять недочеты, неточности и ошибки. При этом, все это может осуществляться им с удаленного рабочего места.
- Экономия во всем: в электроэнергии, которая потребляется предприятием, в отсутствии специально обученных кадрах для работы в программе, сокращение расходов на постоянное обновление девайсов и прочее.
- Рабочие места сотрудников компании превращаются в абсолютно бесшумные и компактные
Таким образом, в данной статье мы разобрались с понятием ОЦДИ, узнали что такое ОЦДИ Бюджет 21 и поняли как эта программа может помочь, например, при сводной отчетности предприятия.
Критерии отнесения имущества к особо ценному в бюджетных и автономных учреждениях
Издательство «Гарант-Пресс»

Критерии отнесения движимого имущества к особо ценному определен статьей 9.2 закона «О некоммерческих организациях» (*). По этому закону таким имуществом считают ценности, без которых ведение деятельности учреждением будет значительно затруднено. Общий порядок отнесения предметов к особо ценным установлен Правительством РФ (далее — Порядок) (**). При этом виды данного имущества могут определяться, например, отдельными федеральными органами исполнительной власти или в порядке, установленном местной администрацией (в отношении муниципальных бюджетных учреждений). Аналогичные требования предъявляются и к имуществу автономного учреждения (***).
(*) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(**) пост. Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее — Порядок)
(***) п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ
Виды особо ценного имущества утверждены, в частности, Минкомсвязи России (*), Минфином России (**), Минрегионом России (***), Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (****), Минтрансом России (*****) и т.д.
(*) приказ Минкомсвязи России 10.03.2011 N 31
(**) приказ Минфина России от 28.02.2011 N 25н
(***) приказ Минрегиона России от 28.02.2011 N 66
(****) приказ ФСТЭК России от 11.02.2011 N 73
(*****) приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 37
Отметим, что, как указал Минфин России, к особо ценному может быть отнесено и имущество бюджетного или автономного учреждения, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности (*).
(*) письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026
Согласно Порядку требования к особо ценному имуществу для разных бюджетных и автономных организаций различаются. Так, к нему могут быть отнесены:
Вид организации |
Категория отнесения движимого имущества к особо ценному |
Орган (или документ), устанавливающий данную категорию имущества |
Федеральные бюджетные или автономные учреждения |
Стоимость имущества в интервале от 200 000 до 500 000 руб. |
Федеральный орган госвласти, осуществляющий функции и полномочия учредителя |
Бюджетные учреждения субъекта РФ, автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в собственности субъекта России |
Стоимость имущества в интервале от 50 000 до 500 000 руб. |
Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ |
Стоимость имущества в интервале, установленном нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ в пределах от 50 000 до 500 000 руб. |
Госорганы субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя |
|
Муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности |
Стоимость имущества в интервале от 50 000 до 200 000 руб. |
Местная администрация |
Стоимость имущества в интервале, установленном нормативно-правовым актом местной администрации в пределах от 50 000 до 200 000 руб. |
Орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя |
|
Для всех |
Движимое имущество, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества |
Соответствующий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, местная администрация |
Для всех |
Имущество, отчуждение которого возможно только в особом порядке (например музейные коллекции, предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда, документы Архивного фонда) |
Нормативно-правовые акты России |
Например, к видам особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, относят имущество с балансовой стоимостью, превышающей 200 000 руб. (*) Аналогичное общее правило установлено и в отношении учреждений, подведомственных Минфину России (**).
(*) приказ Минкомсвязи России от 10.03.2011 N 31
(**) приказ Минфина России от 28.02.2011 N 25н
Конкретный перечень данных ценностей устанавливает орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (*). Например, подобные перечни определены Минздравсоцразвития России (**), Минкультуры России (***), Ростехнадзором (****), Рособрнадзором (*****) и т.д.
(*) п. 3 Порядка
(**) приказ Минздравсоцразвития России от 25.02.2011 N 152н
(***) приказ Минкультуры России от 28.04.2011 N 425, от 06.04.2011 N 327, от 06.04.2011 N 328 и т.д.
(****) приказ Ростехнадзора от 25.02.2011 N 80
(*****) приказ Рособрнадзора от 25.02.2011 N 421
В частности, для учреждений, подведомственных Ростехнадзору, к особо ценному движимому имуществу относят: транспорт, лабораторное оборудование, мобильные лаборатории, оборудование, приборы и мебель, необходимые для проведения прикладных научных исследований.
По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений»
под общ. редакцией В.Верещаки
Согласно нормам ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено. Аналогичная трактовка понятия «особо ценное движимое имущество» содержится в п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях»). Об особенностях учета объектов, относимых к особо ценному движимому имуществу, мы поговорим в этой статье.
Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Постановление № 538).
Согласно п. 2 Постановления № 538 перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются:
Маркированный список
федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
в порядке, определенном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления № 538).
Таким образом, Постановлением № 538 определены критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. Одним из таких критериев является балансовая стоимость имущества. На основании норм, изложенных в данном постановлении, учредитель для своих подведомственных учреждений разрабатывает нормативный акт, в котором устанавливает перечень особо ценного движимого имущества. Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2012 № 72н. Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 – 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2012 № 448.
В бухгалтерском учете объекты нефинансовых активов, относимые к категории особо ценного движимого имущества, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета:
– 0 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 0 102 20 000 «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».
Учредитель вносит изменения в перечень объектов ОЦДИ. Как это отразить в учете?
На практике иногда случается, что учредитель вносит изменения в перечень особо ценного движимого имущества. И имущество, которое ранее относилось к ОЦДН, теперь является иным движимым имуществом. При этом у бухгалтера возникает вопрос: как отразить в учете перевод имущества из категории «особо ценное движимое имущество» в категорию «иное движимое имущество»?
Инструкции № 174н1, 183н2 не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций. При смене статуса учреждения Минфин рекомендовал при приведении исходящих остатков в соответствие с требованиями новой инструкции по бухгалтерскому учету применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236).
Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная. Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000.
Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н, п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского учета в части хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение (с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкциям № 174н, 183н. Поэтому, принимая во внимание положения вышеназванных пунктов, учреждение согласовывает с учредителем применение счета 0 304 06 000 при совершении операций по корректировке учредителем списка особо ценного движимого имущества.
Пример 1
В результате внесения учредителем изменений в список особо ценного движимого имущества основное средство, учитываемое на счете 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения», было отнесено к категории «иное движимое имущество». Стоимость основного средства составляет 180 000 руб., сумма начисленной амортизации – 58 000 руб. Основное средство учитывается по коду вида деятельности 4. Данные в примере условные.
Корреспонденция счетов по операциям по переводу имущества из категории особо ценного движимого имущества в категорию иного движимого имущества будет следующей:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Выбыл объект нефинансового актива из состава ОЦДИ: | |||
– в сумме начисленной амортизации | 4 104 26 410 | 4 101 26 410 |
58 000 |
– в сумме остаточной стоимости
(180 000 — 58 000) руб. |
4 304 06 830 | 4 101 26 410 |
122 000 |
Принят к учету объект нефинансовых активов как иное движимое имущество: | |||
– в сумме балансовой стоимости | 4 101 36 310 | 4 304 06 730 |
180 000 |
–в сумме начисленной ранее на ОЦДИ амортизации | 4 304 06 830 | 4 104 36 410 |
58 000 |
Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?
Согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом об автономных учреждениях.
В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.
В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.
Корреспонденция по счету 0 210 06 000, приведенная в инструкциях № 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н, счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в инструкции № 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном письме, идентична. Приказом Минфина РФ от 26.10.2012 № 139н были внесены поправки в Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Согласно данным изменениям заполнить введенные этим приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина РФ № 02-06-07/3798.
Приведем пример отражения в учете операций с особо ценным движимым имуществом.
Пример 2
Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.
В бухгалтерском учете операции по получению, эксплуатации и выбытию имущества будут отражены следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Принято к учету полученное от учредителя имущество: | |||
– на сумму балансовой стоимости |
4 101 26 310 |
4 401 10 180 |
350 000 |
– на сумму ранее начисленной на получаемое имущество амортизации |
4 401 10 180 |
4 104 26 410 |
90 000 |
Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости полученного имущества |
4 401 10 172 |
4 210 06 660 |
350 000 |
Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование (операции совершаются методом «красное сторно») |
4 401 10 172 |
4 210 06 660 |
(90 000) |
Начислена сумма амортизации на имущество в течение периода его эксплуатации учреждением |
4 109 00 271 |
4 104 26 410 |
70 000 |
Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование в течение отчетного периода (операции совершаются методом «красное сторно») |
4 401 10 172 |
4 210 06 660 |
(70 000) |
Передано имущество другому учреждению: | |||
– на сумму балансовой стоимости | 4 401 10 241 | 4 101 26 410 |
350 000 |
– на сумму начисленной на имущество амортизации | 4 104 26 410 | 4 401 10 241 |
160 000 |
Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости передаваемого имущества
(350 000 — 90 000 — 70 000) руб. |
4 401 10 172 | 4 210 06 660 |
(190 000) |
Также часто возникает вопрос, связанный с применением счета 0 210 06 000 в отношении особо ценного движимого имущества, приобретенного по коду вида деятельности 2. Минфин в Письме № 02-06-07/3798 приводит корреспонденцию счетов, согласно которой счет 0 210 06 000 применяется и в отношении имущества, учитываемого по коду вида деятельности 2. Та же информация содержалась в проектах о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н (п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н).
Применяется ли счет 0 210 06 000, если ОЦДИ приобретено по коду вида деятельности 7?
Минфин в связи с поступлением вопросов о порядке ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, приобретенных государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями (далее – учреждения) в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество», а также о формировании показателей по счету 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в Письме от 17.01.2013 № 02-06-07/111 сообщает следующее.
Нефинансовые активы учреждения, приобретаемые в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах плана счетов бухгалтерского учета по коду вида деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» по соответствующей аналитической группе: 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 30 «Иное движимое имущество учреждения».
По коду вида деятельности 7 показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.
Следует ли переводить ОЦДИ с кода вида деятельности 7 на код вида деятельности 4?
До недавнего времени медицинские учреждения при приобретении имущества по коду вида деятельности 7 ввиду того, что расходы на содержание этого имущества выделялись по коду вида деятельности 4, осуществляли перевод имущества на деятельность, финансируемую за счет средств учредителя. Однако сейчас в системе здравоохранения применяется принцип одноканального финансирования.
Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя (ч. 7 ст. 35Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:
- расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты;
- расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
- расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
- расходы на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
- расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
- расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества;
- расходы на арендную плату за пользование имуществом;
- расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
- расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
Поскольку одноканальная система финансирования предполагает выделение средств на содержание имущества по коду вида деятельности 7, осуществлять перевод имущества с одного кода вида деятельности на другой не нужно. В случае если учреждение не перешло на одноканальную систему финансирования, ему следует перевести имущество, получаемое по коду вида деятельности 7, на код вида деятельности 4.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения
Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н <1>. Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н <2>.
Мы уже не раз отмечали, что объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. В частности, по аналитической группе 20 учитывается особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения (п. 37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Именно о таком имуществе и пойдет речь в статье.
Баланс государственного (муниципального) учреждения: отражаем особо ценное движимое имущество (Т
В каких строках баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — баланс (ф. 0503730)) отражаются стоимость особо ценного движимого имущества, сумма начисленной на эти объекты амортизации и расчеты с учредителями, произведенные в отношении такого имущества? Отражаются ли в балансе расчеты с учредителями, сформированные по коду вида деятельности 2? Отражение каких сведений недопустимо в балансе? Об этом мы поговорим в данной статье.
В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, а также иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.
Особо ценное имущество: понятие, перечень, категория, требования ПП РФ №538-п4, правила внесения и списания
На основании п. 238 указанной Инструкции, сч. 021006000 «Расчеты с учредителем» используется для отражения информации по сделкам, совершенным с участием органа власти, реализующего полномочия и функции учредителя (собственника) государственного/муниципального бюджетного либо автономного учреждения. Следует принять во внимание, что на указанном счете обобщаются данные только по тому особо ценному имуществу, которым организация распоряжаться не может. Информация отражается в денежном эквиваленте, равным балансовой стоимости объектов.
Особо ценное имущество этих организаций определяется по несколько иным критериям. Стоимость для них определяется в зависимости от его уровня. Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс. руб. Она утверждается высшим исполнительным органом субъекта.
Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях
Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н, п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского учета в части хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение (с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкциям № 174н, 183н. Поэтому, принимая во внимание положения вышеназванных пунктов, учреждение согласовывает с учредителем применение счета 0 304 06 000 при совершении операций по корректировке учредителем списка особо ценного движимого имущества.
Инструкции № 174н1, 183н2 не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций. При смене статуса учреждения Минфин рекомендовал при приведении исходящих остатков в соответствие с требованиями новой инструкции по бухгалтерскому учету применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236).
Учет особо ценного имущества: проводки, типовые ошибки
В ИФНС представляется отчетность по налогу, начисляемого исходя из среднегодовой стоимости. Учреждения, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, представляют отчетность по месту нахождения имущества. Организации должны вести учет налоговых регистров имущества. При финансировании учитывается налогообложение, суммы которого закладываются в смету.
- До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
- На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
- В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
- Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).
В комментируемом Письме от 14.05.2014 № 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году» Минфин отмечает, что к активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).