Централизованная бухгалтерия

Централизованная бухгалтерия нужна?

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 1/2010

Коржова Н. В., директор МУ «Централизованная бухгалтерия»

Учреждения наделены полномочиями как самостоятельного ведения учета, так и правом передачи этого полномочия централизованной бухгалтерии. Выбор организации учета зависит от ряда факторов. Так, при наличии существенных объемов внебюджетной деятельности наиболее целесообразным является наличие собственной бухгалтерии. В ином случае экономически оправданной может быть централизация бухгалтерского учета.

Правовой статус

Существовать централизованная бухгалтерия может как структурное подразделение органов власти местного самоуправления, так и на правах самостоятельного муниципального учреждения. Причем форму, в которой будет она создана, определяют органы местного самоуправления. Так, в случае получения статуса юридического лица бухгалтерия как структурное подразделение органов местного самоуправления преобразуется в муниципальное учреждение.
В настоящее время все больше централизованных бухгалтерий получают статус юридического лица и преобразуются из структурных подразделений в муниципальные учреждения.
К основным документам, в соответствии с которыми функционирует централизованная бухгалтерия, относятся нормативно-правовой акт руководителя органа власти местного самоуправления (распоряжение главы администрации города, района или области) о создании централизованной бухгалтерии, а также уставы указанных учреждений.
Замечу, что муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия» является юридическим лицом, соответственно имеет круглую печать, бланки и штампы со своим наименованием, текущий и иные счета в банковских учреждениях, счет в органе Федерального казначейства, смету расходов и обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления.

Для чего создают централизованные бухгалтерии
Основной целью организации бюджетного учета в централизованных бухгалтериях является минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств. В письме Минфина России от 19 августа 2003 г . № 03-01-01/11-241 сказано, что изначально централизованные бухгалтерии создавались как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти, главных распорядителях (распорядителях) бюджетных средств в целях эффективной организации бухгалтерского учета в обслуживаемых бюджетных учреждениях.

Правоотношения должны быть оформлены

При централизации учета должен быть заключен договор между учреждением и централизованной бухгалтерией*. В нем необходимо определить права и обязанности каждой стороны. При этом руководитель учреждения может, заключая договор, оставить за собой право первой подписи лишь по внебюджетному счету (или по всем счетам своего учреждения). Право второй подписи при этом может остаться у главного бухгалтера централизованной бухгалтерии либо же делегировано бухгалтеру, ответственному за обслуживание данного учреждения.

* При заключении договора на ведение бухгалтерского учета бухгалтер бюджетного учреждения составляет передаточный акт и бухгалтерскую отчетность на дату передачи полномочий по ведению учета централизованной бухгалтерии. Ее состав приведен в рубрике «Для справки».

При передаче права первой подписи директору бухгалтерии руководителю обслуживаемого учреждения необходимо оформить простую форму доверенности. Указанная доверенность поможет избежать разногласий с проверяющими органами.

Полномочия централизованной бухгалтерии

В целях обеспечения достоверного учета хозяйственной дея-тельности учреждения централизованная бухгалтерия осуществляет:
— организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций путем их отражения в бухгалтерских регистрах на основе договорных отношений с учреждениями;

— предварительный контроль над соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов;

— контроль над правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

— контроль над наличием и движением имущества, пользованием материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами в соответствии с нормативами и сметами;

— финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;

— начисление и выплату в установленные сроки заработной платы работникам;

— своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;

— бухгалтерское обеспечение внебюджетной деятельности учреждений;

— инвентаризацию зданий, сооружений, имущества, основных средств, расчетов;

— учет начисления и уплаты страховых и накопительных взносов в связи с внедрением индивидуального (персонифицированного) учета;

— представление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики и иные органы;

— консультирование руководителей учреждений по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;

— хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т. п. как на бумажных, так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела;

— представление интересов обслуживаемых учреждений по доверенности в различных организациях (в налоговой инспекции, отделении Пенсионного фонда РФ и т. п.);

— иную деятельность, предусмотренную действующим законодательством, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность учреждений.
В заключение ответим на такой вопрос. Как быть, если у бюджетных учреждений отсутствуют расчетные счета
Централизованная бухгалтерия при оформлении расчетных документов в полях «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» должна указывать соответственно ИНН и КПП бюджетной организации, а в поле «Плательщик» — наименование централизованной бухгалтерии, для которой открыт счет в банке с целью учета операций со средствами федерального бюджета.

Зачем нужна централизованная бухгалтерия?

К журналистам обратились сотрудники белгородской спортивной школы «Спартак» (анонимное сообщение пришло на электронную почту, 21 февраля представитель администрации школы «Спартак» заявила, что, по её информации, никто из сотрудников в СМИ не обращался и попросила указать это в нашей публикации — прим.Ф.). Её учредителем является городское управление физкультуры и спорта. До недавнего времени учреждение самостоятельно осуществляло бухгалтерский учёт. Однако, по информации обратившихся, управление «с использованием административного ресурса вынудило руководителей подать письменно просьбу о переводе их в централизованную бухгалтерию».

— Что такое централизованная бухгалтерия? Это созданное структурное подразделение, в котором собраны бухгалтеры, которыми управляет главный бухгалтер. Но в подчинении это структурное подразделение находится у учредителя — то есть, у начальника управления физической культуры и спорта администрации города Белгорода. Получается, что как тратить деньги, на что направлять, выплачивать ли стимулирующие выплаты работникам коллектива — в принципе решает начальник управления. Прозрачности в таком хаосе никогда нет, — сообщают сотрудники «Спартака».

Мы отправили редакционный запрос в администрацию Белгородской области. Корреспонденту «Фонаря» ответили, что ещё 9 февраля 2018 года губернатор Евгений Савченко одобрил проект создания единой информационной системы бухгалтерского учёта и отчётности. Это сделали для того, чтобы совершенствовать систему электронного бюджета, как требует Министерство финансов России. Также в ответе указали, что «в условиях темпов современной жизни ни один из масштабных проектов в секторе государственного управления не обходится без применения информационных технологий».

Как это отразится на сотрудниках учреждений? Может ли кто-то отказаться от перехода на централизованную бухгалтерию?

Сотрудники переживают, что переход к централизованной бухгалтерии может сказаться на выплатах материальной помощи для нуждающихся работников и уменьшению размера окладов.

— В связи с переходом к централизованной бухгалтерии проблемы с выплатой зарплат, материальной помощи сотрудникам организаций не возникнет. В центр передаются процедуры, связанные только с формированием документов бухгалтерского учёта и отчётности. Вопросы установления размеров окладов, надбавок, материальной помощи и иных мер поощрения сохраняются за руководителем учреждения, — заверили «Фонарь» в пресс-службе губернатора и правительства.

Отметим, что учреждения не могут отказаться от перехода к централизованной бухгалтерии, так как по закону решение о деятельности подведомственных учреждений принимает учредитель. Окончательно реализовать проект должны к 1 января 2020 года.

P.S. Пока мы готовили этот материал, мы узнали, что аналогичные изменения происходят и с кадровыми службами как минимум некоторых органов власти — их тоже объединяют в общую структуру.

Хотите быть всегда в курсе новостей «Фонаря», когда просматриваете «Яндекс.Новости»? Добавьте нас в список ваших источников, и мы всегда будем на видном месте. Сделать это можно .

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос (обращение по пояснению) не соответствует приведенным видам обращений, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем, Департамент обращает внимание, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), руководитель любого экономического субъекта обязан организовать:

— ведение бухгалтерского учета;

— хранение документов бухгалтерского учета.

Согласно Закону N 402-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ и Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе:

— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

— заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.

При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

Необходимо отметить, что централизованные бухгалтерии могут создаваться в форме бюджетного или казенного государственного (муниципального) учреждения.

Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета.

В настоящее время имеется широкая положительная практика ведения бюджетного (бухгалтерского) учета специализированными бухгалтериями, созданными в форме казенных государственных (муниципальных) учреждений.

В то же время, по мнению Департамента, данное решение должно быть экономически оправданно.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В соглашение следует включить требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ и приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер».

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

По вопросу ведения учета на единой программной платформе, Департамент обращает внимание на положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие вопросы государственных закупок на контрактной системе.

Заместитель директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В. Сивец

Согласно Закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждое предприятие самостоятельно принимает решение об организации у себя бухгалтерского учета: или это структурные подразделения на местах со штатом специалистов, или централизованный орган.

Вопрос централизации бухгалтерии особенно актуален для организаций, у которых есть дочерние предприятия, филиалы. Основная нормативно-правовая база — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Суть централизации бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия — учреждение, выполняющее функции бухгалтерского и налогового учета нескольких предприятий или головного предприятия с его дочерними структурами. Существуют следующие способы ведения централизованного учета:

  1. Аутсорсинговая компания — сторонняя организация по оказанию на возмездной основе бухгалтерских услуг на основании договора.
  2. Инсорсинговая служба — отдельное структурное подразделение организации по бухгалтерскому и налоговому учету.
  3. Отдельное юридическое лицо холдинга для реализации функций централизованной бухгалтерии.

В основные обязанности специалистов центральной бухгалтерии входит:

  1. Подготовка отчетов согласно действующему законодательству и взаимодействие с контролирующими органами (налоговая, статистика и другие).
  2. Контроль корректности оформления первичной документации и своевременности сдачи ее в бухгалтерию.
  3. Управление финансовыми потоками предприятия.
  4. Контроль учетных операций по перемещению товарно-материальных ценностей.
  5. Расчет заработной платы работников организации, своевременное проведение расчетов с физическими лицами и организациями.
  6. Своевременное перечисление платежей и взносов в бюджет и на социальное страхование.
  7. Экономический анализ деятельности предприятия.
  8. Контроль использования трудовых ресурсов.

При выборе централизованного способа ведения бухгалтерского и налогового учета следует учитывать его преимущества и недостатки и применять для конкретных условий ведения бизнеса.

Преимущества централизации бухгалтерского и налогового учета

  • Сокращение штата финансового, планового, бухгалтерского отделов. Создание единого центра позволит сформировать меньший штат сотрудников, отпадает необходимость содержать на местах полноценные подразделения бухгалтеров, плановиков, экономистов.
  • Сокращение управленческих расходов, что предполагает уменьшение затрат на обслуживание офисных площадей, снижение расходов на персонал, офисные расходы (в том числе на канцелярские товары, услуги связи и другие).
  • Унифицированные методы ведения бухгалтерского и налогового учета. Для крупных предприятий актуальна единая методика ведения бухгалтерского учета, что позволяет рассматривать в целом затраты, связанные с амортизацией и другими расходами, оценивать общие активы, создавать резервы для всего предприятия. Методология налогового учета прописывается в учетной политике компании и обязательна для всех филиалов — единые методы определения доходов и расходов, их признание, оценка и распределение, а также способы учета показателей финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для целей налогообложения.
  • Больший контроль за деятельностью дочерних предприятий. Это снижает риск неэффективности принимаемых решений, позволяет выполнять намеченные планы более точно, дает возможность корректировки отклонений от планов, не допускает нецелевого использования финансов.
  • Отсутствие кадровых проблем в едином центре бухгалтерии. Решаются вопросы отсутствия работников на время отпусков, больничек, при увольнении за счет перераспределения обязанностей между оставшимися сотрудниками. В централизованном звене должны работать высококвалифицированные кадры, которые могут подменить друг друга на любом участке бухгалтерского и налогового учета.
  • Возможность вложения средств в современную дорогостоящую оргтехнику и оборудование, программное обеспечение, что повысит эффективность работы отдела.

Оставьте комментарий