Уборщица нормы площади

Какие сейчас нормы убираемой площади для уборщиц?

Ответ на вопрос:

Каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует. Нормы труда, в том числе нормы выработки (убираемой площади), устанавливаются локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда. Согласно части первой ст. 160 ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Из ст. 159 ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором. Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда. С этой целью ст. 161 ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер. Однако в настоящее время каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует.

Таким образом, в данном случае работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков.

При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников. О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ).

При разработке собственных норм вы можете воспользоваться теми нормативами, которые были разработаны ранее и сейчас носят рекомендательный характер:

Норма убираемой площади для уборщика будет зависеть от того, в каких помещениях осуществляется уборка:

 В отношении служебных помещений (офисов, помещений лестничных клеток, коридоров, аудиторий):

Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31.12.1986 N 264 Согласно п. 14 Типовых штатов должность уборщика служебных помещений устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу. Таким образом, данный документ исходил из норматива 500 кв.м. на ставку заработной платы.

Однако в настоящее время данный документ признан недействующим на территории РФ (Приказ Минобрнауки России от 09.06.2008 N 177 «О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов). В отдельных регионах РФ нормы обслуживания уборщика служебных помещений по прежнему — 250- 500 кв.м. на ставку уборщика.

Так в Омской области действует Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 03.04.2017 N 41-п «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства труда и социального развития Омской области», которым для ЦСО установлены норы:

25 Уборщик производственных помещений (уборщик служебных помещений) 1 по нормам убираемой площади, 500 кв.м на уборщика, но не менее 1 штатной единицы на организацию

Есть нормы времени на выполнение работ по уборке: Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469 Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений. Именно эти нормативы рекомендованы к использованию на сайте Губернатора Псковской области: http://turchak.ru/voprosu/10665

Есть Рекомендации для бюджетных учреждений при формировании штатного расписания:

Пример
расчета штатной численности уборщиков помещений на основе норм времени обслуживания. Нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений

№ п/п Наименование объектов уборки Нормы
Обслуживания (кв. м) Времени обслуживания на 1 кв. м (час.)
1 2 3 4
1. Служебные помещения 100,0 0,08
2. Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта 114,0 0,07
3. Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом 267,0 0,03
4. Лестничная клетка в здании свыше 5-ти этажей с лифтом 730,0 0,01
5. Санитарный узел общего пользования 890,0 0,009
6. Душевая общего пользования 1000,0 0,008

________________________
Примечания:

1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты:

— лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта — К = 1,6;

— лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом — К = 1,7;

— лестничные клетки в здании выше 5-ти этажей с лифтом — К = 1,75.

Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.

Общая площадь служебных помещений составляет 2000 кв. м, в том числе: служебные помещения — 1602 кв. м; лестничные клетки в здании до 5 этажей с лифтом — 248 кв. м. Здание до 5 этажей с лифтом, К = 1,7. Санитарных узлов — 10, общая их площадь 100 кв. м; душевые — 2 по 25 кв. м.

Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы № 3.

tн1 = 0,08 × 1602 × 1 = 128,16 ч;

tн2 = 0,03 × 248 × 1,7 = 12,65 ч;

tн3 = 0,009 × 100 × 1 = 0,9 ч;

tн4 = 0,008 × 50 × 2 = 0,84 ч;

а1 = 0,1; а2 = 0,1;

К = 1 + 0,1 + 0,1 = 1,002;
100

Тно = (128,16 + 12,65 + 0,9 + 0,8) × 1,002 =
= 142,51 × 1,002 = 142,79 чел.-ч.

Штатная численность работников по уборке служебных помещений:

Чш = 142,79 × 1,08 = 19,28 чел.
8

Можно ориентироваться и на них.

В данных нормативах определены нормы времени на уборку различных помещений, в том числе санузлов.

Подробности в материалах Системы:

1. Ситуация: Как определить нормы для уборки помещений при приеме на работу уборщицы.

Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены. Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в отраслевых документах. В частности, в образовательных учреждениях должность уборщика служебных помещений была установлена из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу (п. 14 Типовых штатов, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264).

В настоящее время данный документ признан недействующим (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2008 г. № 177). Поскольку новые нормативы не утверждены, то на практике организации продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку. Кроме того, организация вправе самостоятельно установить нормы для уборки с учетом особенностей обслуживаемой территории и иных фактических обстоятельств выполнения работы по должности.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Журналы: Журнал «Зарплата в учреждении» № 2, Февраль 2014

Кадровый учет

Разрабатываем систему нормирования труда

Д.П. Звоненко, юрист

Переход бюджетных учреждений на систему эффективного контракта в 2014 году предполагает, что зарплата сотрудников бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества предоставляемых госуслуг. В связи с этим Минтруд России выпустил Методические рекомендации, призванные помочь при разработке систем нормирования труда в учреждениях*.

* Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504.

Зачем нужно нормировать труд

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций (далее – Рекомендации) основными целями системы нормирования труда в учреждениях являются:

 создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

 обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, госуслуг;

 повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

Система нормирования труда

Согласно пункту 2 Рекомендаций, при разработке (определении) системы нормирования труда в учреждении формируется комплекс решений, определяющий:

 нормы труда, применяющиеся в учреждении, по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций);

 методы и способы установления норм труда;

 порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

 порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;

 меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Установление системы нормирования труда. Систему нормирования труда рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда в учреждении (п. 20 Рекомендаций). В него можно включить разделы:

1. Применяемые в учреждении нормы труда;

2. Порядок внедрения норм труда;

3. Порядок организации замены и пересмотра норм труда;

4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

При этом в приложении к разделу 1 приводятся:

1) ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

2) примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

3) расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

4) методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда. › |

› | Положение о системе нормирования труда утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Рекомендаций).

Работника необходимо ознакомить с нормами труда при заключении трудового договора (п. 23 Рекомендаций). В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания также рекомендуется в трудовом договоре указать, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени. Работники должны быть извещены о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие (п. 24 Рекомендаций).

Ответственность за разработку и внедрение. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении возложена на работодателя (п. 5 Рекомендаций). Работу по нормированию труда может организовывать непосредственно руководитель учреждения или же он может это поручить одному из его заместителей.

А вот разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы (п. 6 Рекомендаций).

Подходы к разработке системы нормирования труда

При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении (п. 7 Рекомендаций). В ходе анализа условий выполнения этих процессов в учреждении рекомендуется учитывать:

 используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг);

 параметры работы и обслуживания применяемого оборудования;

 условия труда на рабочих местах;

 формы организации труда;

 режимы труда и отдыха;

 иные параметры (в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда).

Использование типовых норм. При определении норм труда рекомендуется проанализировать имеющиеся типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 8 Рекомендаций). › |

› | Речь идет о нормах труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

Согласно пункту 9 Рекомендаций, на основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

 нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

 нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

 нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций, объемов работ).

Назначение норм труда. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Нормы труда могут определяться на:

 отдельный вид работ;

 взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда);

 законченный комплекс работ (комплексная норма труда).

Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Рекомендаций).

Работа по определению норм труда. Она включает (п. 17 Рекомендаций):

 анализ трудового процесса на основе стандарта оказания госуслуги, разделение его на части;

 выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

 проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

 определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения этих процессов. › |

› | При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, могут применяться временные и разовые нормы труда (п. 19 Рекомендаций).

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Разовые нормы труда определяются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

Методики определения некоторых норм и примеры расчета приведены в приложениях к Рекомендациям.

Важно запомнить
Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

нормы уборки служебных помещений документ

какая норма площади уборки служебных помещений на одну ставку? где-то же это законно прописано??Норма убираемой площади была предусмотрена в Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ*(1) (далее — Типовые штаты).

Согласно п. 14 Типовых штатов должность уборщика служебных помещений устанавливалась из.Для уборщика служебных помещений установлены нормы 1 ставка 500 кв.м. Уборка стен, дверей, окон и т.п.

в этот объем работ не входит и должна оплачиваться дополнительно.нормы уборки служебных помещенийпочитай тут ВСЕ подробно http://www.9111.ru/questions/q151346-sushchestvuyut-li-normi-dlya-uborshchika-proizvodstvennih-pomeshcheniy.html http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0512.htm http://www.school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no.500м2 на ставку уборщицыподскажите норму уборки уборщика производственных и служебных помещенийСейчас только рекомендуемые нормы от 300 до 3000 м кв.

Вопрос: Что входит в обязанности технического персонала в общеобразовательных учреждениях?

(«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, n 3)

Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, утв.

Должны ли уборщицы мыть окна, стены? Действует ли по-прежнему норма убираемой площади (500 кв. м) при переходе на новую систему оплаты труда? Можно ли включать доплату за расширение зоны обслуживания в сумму оплаты труда, которая должна превышать МРОТ согласно трудовому законодательству? Госстроем России. М., ЦНИС, 2000.Помимо норм уборки различных видов служебных и культурно-бытовых помещений, в указанном сборнике приведена периодичность их выполнения. Так, удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником полов должно производиться ежедневно, влажная протирка — один раз в неделю, мытье — один раз в месяц. Сухая протирка столов, шкафов, книжных полок — ежедневно, влажная протирка стульев — один раз в неделю и так далее. Влажная протирка стен, отопительных приборов (радиаторов) должна проводиться четыре раза в год, оконных блоков с подоконниками — один раз в неделю.

Подметание пыли с потолков должно производиться два раза в год.

С такой же периодичностью должны мыться и окна.

Что же касается размеров оплаты труда уборщика служебных помещений (да и других должностей хозяйственного персонала), то согласно ст.

Законодательная база Российской Федерации

Лестницы перед мытьем нужно тщательно подмести, так как на площадках и ступеньках могут быть мелкие стекла, гвозди, иголки и т.д., которыми можно нанести травму рукам. Ведро с водой при мытье ставят на верхнюю ступеньку. Очистку потолков и стен (окрашенных масляной или синтетической краской) производят шваброй с надетой на нее влажной тряпкой.

Выполняя эту работу, рабочий должен стоять несколько в стороне от стен, применяя при этом защитные очки. Перед мытьем окон лестничных клеток рабочий должен убедиться в исправности переплетов и надежном креплении стекол. При влажной уборке тряпку периодически смачивают в воде и отжимают. Рабочий приготавливает из моющих средств раствор и периодически меняет его.

В зависимости от местных условий применяются следующие формы организации труда: индивидуальная,

«Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.06.1996 N 38)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ1.1.

Нормы обслуживания рекомендуются для расчета численности и рациональной расстановки рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, в жилищных организациях независимо от их ведомственной подчиненности, организационно-правовых форм и видов собственности.1.2. В основу разработки норм положены: фотохронометражные наблюдения; результаты анализа организационно-технических условий выполнения работ; технические характеристики применяемых машин и оборудования; технические расчеты; методические рекомендации НИИ труда по разработке нормативных материалов по труду и другая справочная литература.1.3.

Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение семичасовой рабочей смены при обеспечении необходимыми приспособлениями и средствами уборки.Конкретная организация труда приведена в каждом разделе сборника.1.4.

А ведь есть еще офисные здания, громадные торговые центры, обширные производственные цеха, школьные заведения, детские сады и многое другое – кто убирается в этих помещениях? Разумеется, это профессиональные уборщики.Клининг помещений на производственном предприятии должен выполняться на таких участках, как:

  • Туалеты и комнаты для принятия душа.
  • Склады.
  • Места для работы сотрудников и их отдыха.
  • Места для приема или приготовления пищи.

Каждое производственное помещение, описанное выше, должно подвергаться санитарной обработке и мытью полов, стен.

А такие участки, как холл и ступени, лифтовые кабины, подвалы и чердаки, должны подвергаться особой обработке антисептическими веществами.В некоторых компаниях или на производстве уборку помещений доверяют самим работникам.

Уборка подъездов управляющей организацией

Пункт 16 документа говорит, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД.Если у собственников помещений заключён договор с управляющей компанией или их дом обслуживает ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив – именно эти организации обслуживают общее имущество. При заключении договора с собственниками, управляющая организация должна утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них ().

Уборка подъездов относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества МКД.

2529В приведён перечень работ по содержанию помещений, входящих в общее имущество в МКД:сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;влажная протирка

Приложение 6.

Пример расчета нормативной численности рабочих, занятых уборкой лестничных клеток

│Ежедневно │ 365 │ 1,09 │ 5968 │ │тание мест пе- │м │ │ │ │ │ │ред загрузоч- │ │ │ │ │ │ │ными камерами │ │ │ │ │ │ │мусоропроводов │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼───────┼───────────────┼──────┼──────┼──────────┤ │Мытье лестнич- │ │2 раза в месяц │ 24 │ │ │ │ных площадок и │ │ │ │ │ │ │маршей нижних │ │ │ │ │ │ │трех этажей: │ │ │ │ │ │ │- оборудование │8500 │ │ │ 1,35 │ 275400 │ │отсутствует; │ │ │ │ │ │ │- лифт и мусо- │7500 │ │ │ 1,07 │ 19260 │ │ропровод │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼───────┼───────────────┼──────┼──────┼──────────┤ │Мытье лестнич- │ │2 раза в месяц │ 24 │ │ │ │ных площадок и │ │ │ │ │ │ │маршей выше │ │ │ │ │ │ │третьего этажа:│ │ │ │ │ │ │- оборудование │6500 │ │ │ 1,09 │ 170040 │ │отсутствует; │ │ │ │ │ │ │- лифт и мусо- │1500 │ │ │ 0,82 │ 29520 │ │ропровод │ │ │ │ │ │

Нормативы уборки подъездов многоквартирных домов

Одна и та же уборщица подъездов может обслуживать 3, 5 или даже 10 участков одновременно.

Тем самым фактически была установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений. Однако Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ N 177*(2). А вот если такого специалиста нет совсем, тогда наблюдается прямое нарушение законодательных норм. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа → Или звоните нам по телефону (круглосуточно). Это быстро и бесплатно! Москва и Московская область Тот факт, что уборка лестничных клеток должна производится силами сотрудников УК или подрядной организации, с которой заключено соглашение, отражен в нормативно-правовых положениях. А именно: «правила и нормы техэксплуатации жилфонда» №170, утвержденные Постановлением Государственного строя страны от 27 сентября 2003;

Нет никаких норм.

Это определяется в трудовом договоре и должностных инструкциях.Норма была в Приказе Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552

«Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»

12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение.

Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв.

Норматив убираемой площади на одну уборщицу.

1. Численность уборщиков в бюджетном учреждении можно рассчитать исходя из норм обслуживания для уборщиков помещений. На практике учреждения продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку.

Так же можно воспользоваться формулой, указанной в рекомендации и Постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469, в котором предусмотрены нормативы времени на уборку служебных помещений, однако данные нормативы не носят обязательного характера.

2. Требования к уборке и дезинфекции помещений школ и детских садов установлены соответствующими СанПиНами школы и детского сада, СП 3.5.1378-03, утвержденными постановлением Главного санитарного врача России от 9 июня 2003 г. № 131.

Обоснование

Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены. Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в отраслевых документах. В частности, в образовательных учреждениях должность уборщика служебных помещений была установлена из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу (п. 14 Типовых штатов, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264).

В настоящее время данный документ признан недействующим (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2008 г. № 177). Поскольку новые нормативы не утверждены, то на практике организации продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку*. Кроме того, организация вправе самостоятельно установить нормы для уборки с учетом особенностей обслуживаемой территории и иных фактических обстоятельств выполнения работы по должности.

Пересмотр норм труда работников, не относящихся к педагогическому персоналу

«Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) законодательством предусмотрено, что нормы труда, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы времени, нормативы численности и другие нормы устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а их пересмотр возможен лишь по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Внимание:

при этом достижение высокого уровня оказания услуг отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, в связи с чем работодатель не вправе обосновывать изменение норм труда такими мотивами, как:

 введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение МРОТ обусловлено приближением минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, а не совершенствованием или внедрением новой техники, технологии;

 повышение заработной платы работников, осуществляемое в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 ТК РФ.

Не может являться основанием для пересмотра норм, установленных работнику при заключении трудового договора, также и то обстоятельство, что Минобрнауки России принято решение о неприменении типовых штатов, утвержденных государственными органами управления образованием бывшего СССР, если при выполнении тех же видов работ не произошло совершенствование или внедрение новой техники, технологии или не проведены организационные либо иные мероприятия, обеспечивающие рост производительности труда.

Пример:

Не может быть увеличена норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений, которая по типовым штатам на 1 ед. должности составляла 500 м² (250 м² на 0,5 ед. должности) убираемой площади (площади пола), тем более что площадь пола является лишь условным нормативом для определения численности этой категории работников, поскольку их обязанности не сводятся только к уборке площади пола.

В соответствии с характеристикой работ по профессии уборщика служебных помещений в обязанности этого работника входит: уборка помещений, коридоров, лестниц; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мойка вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон и т.д.; сбор и транспортировка мусора и отходов в установленное место; расстановка урн для мусора, их очистка и дезинфицирование; чистка и дезинфицирование душевых, гардеробных и других мест общего пользования; приготовление моющих и дезинфицирующих растворов; получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала; соблюдение правил санитарии и гигиены в убираемых местах.

Без согласия работников не могут также приниматься решения об изменении условий трудового договора, связанные с увеличением объема выполняемых работ, совмещением должностей, а также о введении неполного рабочего времени.

Пересмотр норм труда по инициативе работодателя является изменением условий трудового договора, так как влечет за собой изменение условий оплаты труда, поэтому работодатель обязан в этих случаях соблюдать требования, предусмотренные ст. 74 ТК РФ.

Изменение норм труда требует согласия работника и органов, представляющих интересы работников, каким в большинстве случаев выступает выборный орган первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган при отсутствии профсоюзной организации или в случаях, когда она не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне».

Как проводить уборку и дезинфекцию

Как проводить уборку и профилактическую дезинфекцию

Требования к уборке и дезинфекции помещений школ и детских садов установлены соответствующими СанПиНами школы и детского сада, СП 3.5.1378-03, утвержденными постановлением Главного санитарного врача России от 9 июня 2003 г. № 131.

Уборка и дезинфекция в школе

Вид уборки Периодичность
Влажная уборка туалетов, столовой, вестибюлей, рекреации После каждой перемены
Уборка учебных и вспомогательных помещений при открытых окнах или фрамугах После окончания уроков или по окончании смены, когда школа работает в две смены. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут. При неблагополучной эпидемиологической ситуации перерыв для дезинфекционной обработки увеличивают до 60 минут
Уборка туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения с использованием дезинфицирующих средств Ежедневно
Уборка помещений интерната (при его наличии) Ежедневно
Обеззараживание санитарно-технического оборудования Ежедневно
Смена постельного белья и полотенец По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю
Генеральная уборка всех помещений школы и интерната (при его наличии) Ежемесячно
Чистка вытяжных вентиляционных решеток Ежемесячно
Обработка постельного белья в дезинфекционной камере Перед началом учебного года

Такие требования установлены в пунктах 10.13, 12.3, 12.6, 12.7 СанПиНа школы.

Норма уборки м.кв. на одну уборщицу из разных приказов.
1). Приказ Минюста РФ от 04.08.1999 № 227 «Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Российской Федерации»:
17. Численность обслуживающего персонала определяется из расчета 1 уборщица на 400 кв. м служебной площади или 600 кв. м мест общего пользования.
2). Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.12.1986 № 527/30-47 «Об утверждении временного типового положения о территориальном центре профессиональной ориентации молодежи, типовых структуры и штатов центров, условий оплаты труда их работников»:
5. Должность уборщицы устанавливается из расчета 0,5 единицы на каждые 250 кв. м убираемой площади.
3). Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 № 552 «Об утверждении типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»:
12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение. Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв. метров, а в училищах искусств, ведущих подготовку по этим специальностям — 1 единица на каждые 550 кв. метров площади, подлежащей уборке.
Дополнительное количество должностей уборщиц устанавливается при работе учебного заведения в две смены из расчета 0,12 единицы уборщицы, а более двух смен — 0,3 единицы уборщицы соответственно на каждые 500, 550, 600 кв. метров убираемой площади.
4). Приказ Минкультуры РСФСР от 24.06.1980 № 355 «О введении в действие временных типовых штатов сельских централизованных клубных систем министерства культуры РСФСР»:
3. В штаты центрального дома культуры, дома культуры — филиала и клуба-филиала вводятся должности:
а) 0,5 единицы уборщицы — при наличии убираемой площади до 300 кв. м и до 5 печей;
б) одна единица уборщицы — при наличии убираемой площади до 300 кв. м и свыше 5 печей;
в) одна единица уборщицы — на каждые 300 кв. м убираемой площади и 0,5 единицы — на каждые последующие 150 кв. м убираемой площади;

5). Приказ Минпроса СССР от 29.08.1979 № 165 «Об утверждении типовых штатов специальных школ-интернатов для детей с дефектами умственного или физического развития»:
10. Должность уборщицы устанавливается из расчета 1 единица на 400 кв. м убираемой площади и дополнительно по 0,25 единицы на каждый подготовительный, I — IV классы.
6). Приказ Минпроса СССР от 21.02.1979 № 32 «О введении штатов республиканских (асср), краевых, областных, окружных станций юных туристов»:
7. Должность уборщицы устанавливается из расчета одной единицы на каждые 500 кв. м убираемой площади, но не менее одной единицы на учреждение.
7). Приказ Минкультуры СССР от 29.01.1979 № 53 «Об утверждении временных типовых штатов централизованных библиотечных систем министерства культуры СССР»:
16. В центральную библиотеку и в библиотеки-филиалы вводятся следующие должности:
а) 0,5 единицы уборщицы устанавливается в библиотеках, имеющих убираемую площадь до 300 кв. м и до 5 печей. Одна единица уборщицы-истопника может быть установлена в библиотеке, имеющей убираемую площадь до 300 кв. м и свыше 5 печей;
8). одна единица уборщицы устанавливается в библиотеке на каждые 300 кв. м убираемой площади и 0,5 единицы на каждые последующие 150 кв. м убираемой площади;

9). Приказ Минпроса СССР от 14.12.1977 № 164 «О типовых штатах и условиях оплаты труда работников детско-юношеских клубов юных моряков с флотилиями и пароходствами»:
14. Должность уборщицы устанавливается из расчета 1 единицы на 500 кв. м убираемой площади, но не менее 1 единицы на клуб.
10).Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 28.06.1977 № 278 «О введении в действие «Типовых штатов руководящих, инженерно-технических работников и служащих городских производственных управлений водопроводно-канализационного хозяйства системы министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР»:
… должность курьера-уборщицы — при объеме свыше 50 тыс. куб. м/сутки; …
11). Приказ Минпроса СССР от 15.07.1976 № 121 «Об утверждении типовых штатов педагогических училищ системы министерства просвещения СССР»:
10. Должности уборщиц устанавливаются из расчета одна единица на каждые 600 кв. м убираемой площади, но не менее одной должности на учебное заведение.
В педагогических училищах, работающих в две смены, устанавливаются дополнительно должности уборщиц из расчета 0,12 единицы на каждые 600 кв. м убираемой площади.
12). Приказ Минвуза СССР от 31.03.1969 № 239 «Об утверждении типовых штатов административно-управленческого и обслуживающего персонала высших учебных заведений системы министерства высшего и среднего специального образования СССР»:
Должность уборщицы устанавливается из расчета одна уборщица на 550 кв. м убираемой площади.
Дополнительное количество штатных единиц уборщиц устанавливается в вузах, работающих в 2 смены, из расчета 0,12 должности уборщицы, а в вузах, работающих более чем в 2 смены, — из расчета 0,3 должности уборщицы на каждые 550 кв. м убираемой площади.
13). Письмо Минфина СССР от 23.02.1954 № 247 «О типовых штатах кинотеатров министерства культуры СССР»:
16. Уборщица В кинотеатрах, имеющих площадь уборки свыше 500 кв. м, на каждые последующие 500 кв.м убираемой площади устанавливается одна должность на смену. В тех случаях, когда последующая убираемая площадь превышает 250 кв. м, но менее 500, может быть установлено 0,5 единицы уборщицы на смену
14). Постановление Совмина СССР от 30.01.1954 № 170 «О типовых штатах кинотеатров министерства культуры СССР»:
¦16. Уборщица В кинотеатрах, имеющих площадь уборки свыше 500 кв. м, на каждые последующие 500 кв. м убираемой площади устанавливается одна должность на смену. В тех случаях, когда последующая убираемая площадь превышает 250 кв. м, но менее 500, может быть установлено 0,5 единицы уборщицы на смену
15). Постановление Совмина СССР, ЦК КПСС от 07.10.1953 № 2570 «О ликвидации отставания
лесозаготовительной промышленности»:
¦5 ¦Уборщица ¦1 ¦На 400 — 600 кв. м ¦
¦ ¦ ¦ ¦убираемой площади ¦
16). Приказ Минздрава СССР от 14.02.1950 № 116 «О штатных нормативах медицинского персонала и работников кухонь родильных домов»:
11. Должности санитарок-буфетчиц, ваннщиц и уборщиц устанавливаются в родильных домах в каждом акушерском и гинекологическом отделении из следующего расчета:
в 1-м (физиологическом) и 2-м (обсервационном) отделениях — по 1 должности
Могу сказать, что в офисах нашей компании действует норма 800 кв. метров на одну уборщицу.
На производственных площадках до 1800 кв.метров.

Для обеспечения санитарных норм в организациях и на предприятиях необходимо регулярно проводить уборку помещений. Обязательными местами уборки являются:

  • рабочие места;
  • места отдыха работников;
  • туалеты и душевые кабины;
  • места приема и приготовления пищи;
  • складские помещения;
  • производственные помещения;
  • лестницы, вестибюли, холлы;
  • лифты;
  • подвалы.

Если сферой деятельности организации является производство пищевых продуктов, то помимо обычной уборки обязательно должна осуществляться регулярная дезинфекция всех рабочих поверхностей, полов и стен. Это необходимо для хранения продуктов и исключит вероятность появления болезнетворных бактерий и грибков.

Читайте также статью ⇒ Трудовой договор с уборщицей: образец в 2019.

Какие нормы по уборке служебных помещений существуют

Если организация убирает все помещения своими силами, то в таком случае она должна четко обозначить должностные обязанности своим уборщикам помещений. Нормы по уборке служебных помещений каждая организация разрабатывает самостоятельно. Так как нормы убираемой площади относятся к нормам труда, то их необходимо закрепить в локальных нормативных актах работодателя с учетом мнения представительного органа работников (если такой существует). Это следует из статей 160, 162 Трудового Кодекса РФ. Их также можно закрепить в коллективном договоре согласно статьям 40, 41 Трудового Кодекса РФ. Также необходимо прописать эти нормы в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника. Так как действующим законодательством нормы строго не предусмотрены, то можно ориентироваться на утвержденные в СССР нормы.

Для того чтобы разработать такие нормы можно ориентироваться на следующие документы:

  • Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 “Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений»;
  • Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.1985 N 321/19-28 “Об утверждении Типовых норм обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий”;
  • Рекомендации по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, утвержденные Приказом Минстроя России от 15.11.1994 N 11;
  • Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденные Постановлением Минтруда России от 24.06.1996 N 38;
  • Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденные Росздравом;
  • Приказ Минюста России от 04.08.1999 N 227 “Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»;
  • Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552 “Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений”;
  • Приказ Минкультуры СССР от 30.05.1980 N 311 “Об утверждении временных типовых штатов сельских централизованных клубных систем Министерства культуры СССР”.

Нормы по уборке служебных помещений на одного работника

Нормативы по уборке помещений на одного сотрудника устанавливаются организациями, как мы уже поняли, самостоятельно. Нормы можно установить, исходя из площади уборки в смену, или выразить в минутах за квадратный метр. Они могут зависеть от площади уборки, от заставленности убираемого помещения, от типа убираемых отходов. Нормы также рассчитываются с учетом затрат времени на выполнение основной и дополнительной работы. Нормы уборки производственных помещений на одного человека колеблются в достаточно широком диапазоне. Расчет можно производить, исходя из 400 кв. м. до 1000 кв. м на человека. Если заставленность минимальная, то норма обслуживания составляет где-то 560 кв.м. за смену на одного человека, а если максимальная заставленность, то норма уже будет 320 кв.м. в смену на одного человека. Для туалетов норма 200 кв.м./смена на 1 человека, для душевых – 300 кв.м./смену на одного человека.

Нормы также можно устанавливать, исходя из времени уборки 1 квадратного метра. При таком подходе можно определять нормы следующим образом, например, 0.2 мин на 1кв.м. для мытья пола с использованием моющих средств или подметание 0.6 мин на 1 кв.м. Для других предприятий этот показатель можно установить в зависимости о массы убираемого мусора на 100 кв. м. Так при массе убираемых отходов до 50 кг норма подметания без увлажнения будет, например, 0.15 мин, а при массе от 120 до 200 кг – 0.35 мин.

Для уборщиков помещений для каждой зоны желательно разработать карту чистоты, в которой можно отразить маршрут работы, границы площади, частоту уборки, виды работ и применяемые для них средства, время на выполнение этих работ. Для эффективной работы сотрудников также необходимо, чтобы средства для обслуживания помещений хранились в специальном месте и доставлялись уборщиком помещений к зоне работы самостоятельно.

Оставьте комментарий