Участники ликвидации аварии на чернобыльской АЭС льготы

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Г. Митюгина, советник налоговой службы II ранга,

член Палаты налоговых консультантов РК,

специалист по налогообложению доходов физических лиц

ИМЕЕТ ЛИ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ УЧАСТНИК ЛИКВИДАЦИИ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ В 1988 Г.?

В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?

Согласно статье 6 Закона «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны признаются лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.

Лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах согласно статье 9 Закона отнесены к другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны. При этом на основании пункта 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах, предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона, т. е. следующие: они не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения (пункт 9); право пользования при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы (пункт 18); использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время, а также право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в году (пункт 23), а также ссуда на жилищное строительство, приобретение и строительство садовых домиков и благоустройство садовых территорий под пятипроцентный льготный кредит на 30 лет без первоначального накопления на ссудо-сберегательных счетах с учетом их платежеспособности и первоочередное право на ремонт квартиры, установку телефонов и прием в садоводческие товарищества (кооперативы). Исходя из рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», на участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах не распространяется действие пункта 34 статьи 11 Закона, т. е. не предусмотрено льготное налогообложение по действующему законодательству, в соответствии с положениями подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса.

Июль 10, 2019

Общественная палата Краснодарского края изучила реальную возможность получения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) детьми и последующими поколениями граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), и сделала вывод: без юридической подкованности и опыта взаимодействия с госструктурами настоящую выплату получить невозможно, поскольку в Краснодарском крае специалисты ПФР сообщают гражданам об отсутствии у них предоставленного права.

Общественная палата Калининградской области поддерживает коллег из Общественной палаты Краснодарского края и публикует

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты

детям и последующим поколениям граждан, пострадавших в результате катастрофы

на Чернобыльской АЭС

Согласно п. 3 ст. 13 и п. 9 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дети первого и последующих поколений граждан: получивших или перенесших лучевую болезнь; инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы; участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-1987 гг.; принимавших участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»; эвакуированных (в т. ч. выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в т. ч. выехавших добровольно) из зоны отселения (право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей) имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере 1200 рублей.

То, как законодательство о выплатах работает в отношении следующих поколений чернобыльцев, можно проиллюстрировать на жизненных ситуациях.

Пример 1. Ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в 1987 г. имеет сына 1989 г. р., который получал ЕДВ до исполнения возраста 18 лет. В 2015 году у сына родился ребенок (внук указанного ликвидатора). Он также имеет право на установление ЕДВ до 18 лет, как ребенок последующего поколения гражданина, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Пример 2. Гражданка, выехавшая из зоны отселения в 1987 г. право на установление ЕДВ не имеет. Однако её ребёнок, рождённый в 2010 г. имеет право на установление ЕДВ до достижения возраста 18 лет. Также право на ЕДВ в дальнейшем будут иметь и дети этого ребёнка (внуки гражданки, выехавшей из зоны отселения).

Для получения ЕДВ родителю (иному уполномоченному представителю ребенка) необходимо предоставить в отделение Пенсионного фонда РФ по месту нахождения будущего получателя услуги следующие документы:

— ветеранское удостоверение ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС (если он проходил там военную службу);

— справку о количестве полученного облучения (как правило, это указано в военном билете на 23-й стр.);

— свидетельство о рождении, паспорт и СНИЛС ребенка;

— свидетельство о рождении, паспорт и СНИЛС внука/правнука;

— банковские реквизиты для перечисления денежных средств;

— СНИЛ и паспорт заявителя, если заявитель не является ребенком гражданина, пострадавшего в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Все документы предоставляются в копии и в оригинале для сравнения.

Важно при подаче заявления указать что выплата осуществляется на основании ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Система социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ № 1244-1).
Согласно ст.24 Закона РФ № 1244-1, граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.
Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2019 № 682-150 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» право на внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях предоставляется следующим категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством:
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения. материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно- подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения;
гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения;
гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванным на специальные сборы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшим в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванным на специальные сборы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятым на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;
гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванным на специальные сборы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшим в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванным на специальные сборы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятым на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962 годах;
гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированным в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
гражданам, проживавшим в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
гражданам, проживавшим в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Гражданин, имеющий право на внеочередное получение медицинской помощи, обращается в регистратуру медицинской организации, оказывающей первичную медико- санитарную помощь, вне очереди и предъявляет документ, подтверждающий указанное право. Медицинский работник, ответственный за ведение расписания приема врачей (далее — медицинский регистратор), обязан предложить гражданину удобное для гражданина время из имеющегося в расписании врача. В случае длительного периода ожидания приема врача медицинский регистратор должен предложить гражданину возможность обратиться к другому врачу соответствующей специальности или организовать запись на прием к врачу в другую медицинскую организацию с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационно-справочных сенсорных терминалов, центров записи граждан на прием к врачу по телефону.

При каких условиях ликвидатор катастрофы на ЧАЭС может уйти на пенсию досрочно и каким категориям «чернобыльцев» положены надбавки к пенсиям? Корреспондент агентства «Минск-Новости» адресовала самые актуальные вопросы по теме пенсионного обеспечения лиц, относящихся к категории пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, начальнику управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Елене Живице.

– Принимал участие в 1986 году в ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Могу ли я раньше уйти на пенсию и что для этого надо?

– Все зависит от того, где конкретно вы принимали участие в ликвидационных работах. Если трудились непосредственно на самой станции либо прилегающей к ней территории, 10-километровой зоне, и можете это документально подтвердить (справка работодателя, выданная на основании первичных документов, архива с указанием периода работы, населенного пункта и зоны радиоактивного загрязнения), то вы вправе обратиться за назначением пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. Так, например, в 2019 году пенсионный возраст для мужчин – 61 год 6 месяцев, следовательно, в изложенной ситуации право на пенсию может быть реализовано в 51 год 6 месяцев. Но не стоит забывать о требовании общего стажа 25 лет и страхового – не менее 17 лет.

Если же принимали участие в работах в зоне эвакуации (отчуждения), в народе ее еще называют 30-километровой, имеете право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, но при наличии установленной инвалидности (независимо от причины).

– Я обратился за назначением досрочной пенсии как ликвидатор ЧАЭС в 1987 году. Проработал в особой зоне две недели, но мне отказали, так как в справке архива подтверждено только 7 суток работ. Правильно ли это и что мне делать, ведь я действительно там работал?

– Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предусмотрено досрочное пенсионирование на 10 лет ранее ликвидаторов, выполнявших работы в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м. Если документально не подтверждено требуемое количество суток, вам могут отказать в назначении досрочной пенсии по возрасту. В такой ситуации вы вправе установить продолжительность такой работы в судебном порядке в рамках обжалования вынесенного отказного решения. В доказательство в суде принимаются даже свидетельские показания, что не вправе сделать комиссия по назначению пенсий.

– Мой супруг имеет инвалидность III группы, связанную с ЧАЭС. В мае ему исполнится 51 год, может ли он выйти на пенсию раньше?

– Инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС (если говорить конкретно о мужчинах) в этом году предоставлено право досрочного выхода на пенсию по возрасту по достижении 51 года 6 месяцев, но при наличии общего стажа работы не менее 20 лет, страхового – не менее 17 лет. Учитывая возраст вашего мужа, если все условия подтверждены, выйти на пенсию он сможет уже в ноябре 2019 года.

– Моей семье пришлось переехать из зоны первоочередного отселения в Минск. Родители имеют соответствующее удостоверение по статье 24 закона о социальной защите чернобыльцев. В следующем году они достигают пенсионного возраста, будет ли для них какая-то льгота?

– Да, к пенсиям отдельных категорий граждан законом предусмотрены надбавки. Так, при наличии указанного вами удостоверения с правом на льготы по этой статье к пенсии положена надбавка в размере 25 % минимального размера пенсии по возрасту. В апреле это 13 рублей 56 копеек.

Хочу отметить, что надбавки предусмотрены и для ликвидаторов: статья 19 закона – 50 %, статья 20 (1988–1989 гг.) – 25 %, для инвалидов ЧАЭС I группы – 100 %, II группы – 75 %, III группы – 50 % минимального размера пенсии по возрасту.

– Если есть несколько удостоверений – и ликвидатор по статье 19 закона о социальной защите чернобыльцев, и отселенец, – как тогда дело обстоит с надбавками? Две платить будут?

– Нет. Если гражданин имеет право на одну и ту же льготу по нескольким основаниям, предоставляется одна по его выбору. В данном случае выгоднее выбрать надбавку ликвидатору, так как она выше по размеру.

– Объясните, пожалуйста, почему ликвидаторы, имеющие удостоверение по статье 20 закона, не все получают надбавки к пенсиям?

– Дело в том, что ликвидаторами по указанной статье признаются лица, принимавшие участие в работах в 1988–1989 гг. в зоне эвакуации, а также в 1986–1987 гг. в зонах первоначального и последующего отселения. Так вот, надбавка предусмотрена только для первой категории граждан, т. е. участвовавших в ликвидационных работах в более загрязненной радиоактивной зоне.

– Работал на момент аварии и после нее в населенном пункте, находящемся в зоне последующего отселения. При исчислении пенсии это будет иметь значение?

– Да. Периоды работы (службы) в указанной зоне радиоактивного загрязнения с момента катастрофы при документальном подтверждении (трудовая книжка, справка работодателя, архива) включаются в стаж работы для назначения пенсии в полуторном размере. Например, если вы проработали 1 год, в стаж учтут 1 год 6 месяцев. Периоды работы (службы) до конца 1987-го непосредственно на станции, в 10-километровой и 30-километровой зонах засчитываются в стаж в тройном размере, после 1 января 1988 г. – в полуторном.

– Получаю пенсию по возрасту, недавно скончался супруг, смерть которого связали с катастрофой на ЧАЭС. Могу ли я перейти на его пенсию?

– Нет. Но если вы находились на иждивении у мужа и ваш доход был значительно ниже его, вы вправе обратиться в управление социальной защиты по месту жительства для установления факта нахождения на иждивении и решения вопроса о переводе вас на пенсию по случаю потери кормильца.

– Сыну установили в 2019 году инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС. За какой период ему надо представить зарплату для пенсии?

– Есть несколько вариантов исчисления заработка для такой пенсии: за 12 месяцев перед установлением инвалидности, за 12 месяцев перед окончанием работы в радиоактивной зоне и по общим основаниям, т.е. за последние 25 лет стажа работы. Выберите тот, который наиболее выгоден. В расчетах помогут специалисты органов соцзащиты.

Оксана Мытько, информационное агентство «Минск-Новости»

Оставьте комментарий