Учетная политика бухгалтерского учета

Глава 1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета

«Учетная политика 2013: бухгалтерская и налоговая»(Крутякова Т.Л., Кондратов В.А.)(«АйСи Групп», 2013)

Документ предоставлен КонсультантПлюсwww.consultant.ruДата сохранения: 22.05.2013

«АйСи Групп», 2013

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2013: БУХГАЛТЕРСКАЯ И НАЛОГОВАЯ

Т.Л.Крутякова, В.А.Кондратов

ВВЕДЕНИЕ

Без учетной политики не может работать ни одна организация — ни мелкая, ни средняя, ни крупная. Учетная политика разрабатывается отдельно для бухгалтерского учета и отдельно для налогового учета.

В данной книге рассмотрены основные правила, которыми нужно руководствоваться при разработке учетной политики (как бухгалтерской, так и налоговой), а также при внесении в нее изменений и дополнений. Она адресована бухгалтерам организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Правила бухгалтерского учета во многом отличаются от правил, установленных налоговым законодательством. По многим вопросам, к сожалению, от расхождений между этими двумя учетами не уйти. Но уменьшить их число и, следовательно, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета все-таки можно. Следуя рекомендациям авторов, вы сможете выбрать те варианты, которые позволят максимально совместить данные бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтеры малых предприятий найдут в книге рекомендации по формированию «упрощенной» учетной политики.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету предоставляют малым предприятиям право, во-первых, отказаться от применения ряда ПБУ и, во-вторых, по ряду вопросов установить в учетной политике более простые варианты учета по сравнению со стандартными. Кроме того, малые предприятия могут составлять отчетность по упрощенным формам. Авторы подсказывают бухгалтерам, как максимально широко использовать возможности, предоставленные законодательством.

ПОЛНЫЕ И СОКРАЩЕННЫЕ НАЗВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Налоговый кодекс РФ — НК РФ.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — Закон «О бухгалтерском учете», новый Закон «О бухгалтерском учете».

Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» — Приказ N 66н.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, — План счетов.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, — Положение по ведению бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, — ПБУ 1/2008.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, — ПБУ 2/2008.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н, — ПБУ 3/2006.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, — ПБУ 4/99.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, — ПБУ 5/01.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, — ПБУ 6/01.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н, — ПБУ 7/98.

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н, — ПБУ 8/2010.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, — ПБУ 9/99.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, — ПБУ 10/99.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н, — ПБУ 11/2008.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н, — ПБУ 12/2010.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, — ПБУ 13/2000.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, — ПБУ 14/2007.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н, — ПБУ 15/2008.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н, — ПБУ 16/02.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н, — ПБУ 17/02.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, — ПБУ 18/02.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, — ПБУ 19/02.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н, — ПБУ 20/03.

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, — ПБУ 21/2008.

Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н, — ПБУ 22/2010.

Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденное Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н, — ПБУ 23/2011.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н, — ПБУ 24/2011.

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, — Методические указания по учету основных средств.

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, — Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, — Методические указания по учету МПЗ.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, — Классификация основных средств.

1.1. Общие правила составления

В каждой организации должна быть своя учетная политика для целей бухгалтерского учета.

Внимание! Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Не может быть такого, чтобы в разных подразделениях действовали разные правила бухгалтерского учета. При этом не важно, выделены подразделения на отдельный баланс или нет, находятся они в том же городе или в другом конце страны. Учетная политика едина для всей организации со всеми ее подразделениями (Письмо Минфина России от 10.08.2010 N 07-02-06/119).

Внимание! Основное, что нужно понимать в отношении учетной политики для целей бухгалтерского учета: она формируется один раз — при создании организации.

В дальнейшем принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом организация может при необходимости вносить в свою учетную политику дополнения и (или) изменения.

Таким образом, ежегодно формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета нет никакой необходимости.

Если есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, то в декабре 2012 г. издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И в этом приказе перечисляются только те моменты, которые будут изменены с 1 января 2013 г.

Если ваша учетная политика вас полностью устраивает и вы готовы в следующем году применять ее без каких-либо изменений, достаточно в декабре издать приказ руководителя о том, что в следующем году при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться утвержденной ранее учетной политикой без каких-либо изменений.

Примечание. Заново переписывать всю учетную политику (в той части, в которой она не претерпевает никаких изменений) совершенно не нужно.

Приказ об учетной политике не входит в состав бухгалтерской отчетности. Поэтому организация не обязана сдавать его в налоговую инспекцию. Однако основные моменты принятой учетной политики должны найти свое отражение в пояснительной записке, включаемой в состав годовой бухгалтерской отчетности.

1.2. Внесение дополнений

Дополнением учетной политики считается включение в нее способов ведения бухгалтерского учета новых фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Например, организация несколько лет подряд занималась оптовой торговлей продовольственными товарами, а в 2012 г. руководство решило купить сеть магазинов и заняться осуществлением розничной торговли. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами ведения учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров (по покупным или по продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и т.п.).

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникает соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). И применяются они сразу же после утверждения руководителем организации.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

Примечание. Поскольку никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику законодательство не устанавливает, при формировании учетной политики совсем не нужно пытаться «запихнуть» в нее все, что вы знаете о бухгалтерском учете.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются).

Если у вас в организации нет нематериальных активов, то нет никакой необходимости прописывать в учетной политике способы бухгалтерского учета нематериальных активов.

Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике нет ни слова, вы всегда сможете внести в учетную политику соответствующие дополнения.

1.3. Внесение изменений

В отличие от дополнений, которые можно вносить в учетную политику когда угодно и сколько угодно (т.е. по мере необходимости), порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован.

Во-первых, изменение учетной политики возможно всего в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете», п. 10 ПБУ 1/2008):

1) изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Например, с 2012 г. применяется новое ПБУ 24/2011, которое устанавливает правила учета поисковых затрат. Если организация осуществляет затраты на освоение природных ресурсов, которые подпадают под действие ПБУ 24/2011, то в 2012 г. ей следовало внести соответствующие изменения в учетную политику и закрепить в ней способы учета поисковых затрат в соответствии с требованиями нового ПБУ;

2) разработка (выбор) организацией новых способов ведения бухгалтерского учета с целью повышения качества информации об объекте бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенное изменение условий хозяйствования.

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Во-вторых, четко регламентированы сроки вступления в силу изменений. По общему правилу новые (измененные) правила вводятся с начала отчетного года (п. 12 ПБУ 1/2008).

В-третьих, установлены жесткие правила отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

По общему правилу организация должна отразить результаты изменения учетной политики ретроспективно, т.е. пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что в этих периодах применялась новая (измененная) учетная политика (п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008).

Корректировка делается для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов.

Обратите внимание! Нормативные документы не обязывают организацию представлять приказ об учетной политике в налоговые органы. Однако информация об изменениях, вносимых в учетную политику, в обязательном порядке должна быть включена в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.

Поэтому, если вы в конце 2012 г. решили внести изменения в учетную политику на 2013 г., то информация об этих изменениях в обязательном порядке должна найти свое отражение в пояснительной записке, включаемой в состав бухгалтерской отчетности за 2012 г.

1.4. Основные требования к учетной политике

В состав бухгалтерской учетной политики входят (п. 4 ПБУ 1/2008):

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

1.4.1. Рабочий план счетов

При формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочий план счетов, взяв за основу типовой План счетов.

В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций, совершаемых организацией. Например, торговая организация при формировании рабочего плана счетов вполне может не включать в него счета 20 — 39 раздела «Затраты на производство» типового Плана счетов.

Малые предприятия могут при формировании учетной политики сократить количество применяемых синтетических счетов (см. с. 91).

При формировании аналитического учета организация может использовать типовые субсчета, предусмотренные Планом счетов, а может разработать свою собственную систему субсчетов. Здесь никаких ограничений не существует.

В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов (Письмо Минфина России от 29.12.2011 N 07-02-06/261).

Например, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрена проводка Д-т счета 10 — К-т счета 08. Однако есть ситуации, когда без такой проводки не обойтись (см. пример 1.1).

Пример 1.1. Организация приобрела два офисных кресла на общую сумму 80 000 руб. (без учета НДС). Одно кресло стоит 34 000 руб., второе — 46 000 руб. Кресла продаются в разобранном виде, поэтому дополнительно были заказаны услуги по их сборке. Стоимость услуг по сборке — 10% стоимости кресел.

В момент поступления кресел на склад организации была сделана проводка:

Д-т счета 08 — К-т счета 60 — 80 000 руб. — отражена стоимость поступивших от поставщика кресел.

После подписания акта об оказанных услугах по сборке сделана проводка:

Д-т счета 08 — К-т счета 60 — 8000 руб. — отражена стоимость сборки.

После окончания сборки бухгалтер формирует первоначальную стоимость каждого кресла (цена приобретения плюс стоимость сборки).

Первоначальная стоимость:

первого кресла — 37 400 руб. (34 000 руб. + 3400 руб.);

второго кресла — 50 600 руб. (46 000 руб. + 4600 руб.).

Учетной политикой организации установлен стоимостный предел отнесения основных средств к МПЗ в размере 40 000 руб. Поэтому первое кресло подлежит учету на счете 10 «Материалы», а второе принимается к учету в составе основных средств на счете 01. Соответственно, по окончании сборки делаются две проводки:

Д-т счета 10 — К-т счета 08 — 37 400 руб. — кресло стоимостью менее 40 000 руб. принято к учету в составе МПЗ;

Д-т счета 01 — К-т счета 08 — 50 600 руб. — кресло стоимостью более 40 000 руб. принято к учету в составе основных средств.

Если в деятельности организации встречаются ситуации, аналогичные рассмотренной в примере 1.1, то в учетной политике в разделе «Рабочий план счетов» можно предусмотреть отдельный субсчет на счете 10 «Материалы» для отражения приобретенных малоценных ОС (например, субсчет 10-13 «Малоценные ОС») и закрепить проводку Д-т счета 10 (субсчет 10-13 «Малоценные ОС») — К-т счета 08.

Запись в приказе об учетной политике может быть следующей:

«Принятие к учету основных средств, имеющих первоначальную стоимость не более 40 000 руб. и подлежащих учету в составе МПЗ, отражается проводкой по дебету счета 10 (субсчет «Малоценные ОС») и кредиту счета 08″.

1.4.2. Формы первичных учетных документов

Отметим, что бухгалтерская учетная политика обычно мало интересует налоговиков.

Но раздел, посвященный первичным учетным документам, никогда не остается без их внимания. Ведь согласно ст. 252 НК РФ произведенные организацией расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством. Поэтому использование первичных документов, форма которых не соответствует требованиям законодательства, может обернуться проблемами с налоговым учетом тех или иных расходов.

При разработке учетной политики на 2013 г. этому разделу необходимо уделить повышенное внимание.

Дело в том, что старый Закон «О бухгалтерском учете» (N 129-ФЗ) устанавливает следующие правила применения первичных учетных документов:

1) если для оформления конкретной хозяйственной операции предусмотрена унифицированная форма первичного учетного документа, то следует применять именно эту форму;

2) если для оформления конкретной хозяйственной операции унифицированных форм нет, то следует разработать и закрепить в учетной политике свои собственные формы первичных учетных документов.

Новый Закон «О бухгалтерском учете», который применяется с 1 января 2013 г., уже не содержит требования об обязательном применении унифицированных форм.

Согласно новому Закону организация должна самостоятельно разработать формы всех применяемых первичных учетных документов. При этом в первичных документах должны присутствовать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона «О бухгалтерском учете»:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Таким образом, с 2013 г. применение унифицированных форм первичных документов уже не является обязательным.

Организация, если есть такое желание или необходимость, может оформлять все свои хозяйственные операции самостоятельно разработанными формами первичных документов, которые утверждаются приказом об учетной политике.

Например, для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам, предусмотрена унифицированная форма авансового отчета (форма N АО-1), утвержденная Постановлением Госкомстата от 01.08.2001 N 55. Эта форма обязательна к применению всеми организациями.

Если вас эта форма по каким-то причинам не устраивает, то до 2013 г. можно было, не удаляя из нее никакие реквизиты, дополнить эту форму необходимыми графами, строками, таблицами и иными реквизитами, отразив этот момент в учетной политике. При этом разработать свою собственную форму авансового отчета, отличающуюся от унифицированной формы N АО-1, было нельзя. По крайней мере применение такой формы до 1 января 2013 г. создает проблемы с признанием расходов подотчетных лиц в целях налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/414.

С 2013 г. организация может смело использовать любую форму авансового отчета. Главное, чтобы она была утверждена приказом об учетной политике и в ней присутствовали все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона «О бухгалтерском учете».

Заметим, что привычные унифицированные формы с 1 января 2013 г. никто не отменяет. Их можно продолжать применять и после этой даты. Однако поскольку они уже не являются обязательными к применению, решение об их использовании в 2013 г. следует обязательно отразить в учетной политике.

Возьмем, к примеру, накладную по форме N ТОРГ-12.

Эта унифицированная форма предназначена для оформления операций по продаже товарно-материальных ценностей сторонним организациям.

До 1 января 2013 г. эта форма применяется для оформления указанных операций независимо от того, предусмотрено это учетной политикой организации или нет.

Если организация принимает решение использовать эту форму накладной и после 1 января 2013 г., то это решение необходимо отразить в учетной политике.

При этом организация имеет право приспособить эту форму под себя, убрав из нее ненужные (избыточные) реквизиты и (или) добавив какие-то дополнительные строки (графы). А можно вообще отказаться от формы N ТОРГ-12 и разработать свою собственную форму накладной, включив в нее обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 нового Закона «О бухгалтерском учете».

Аналогичным образом вам необходимо принять решение по всем унифицированным формам, которые использовались в организации до 2013 г. (ОС-1, ОС-3, ОС-6 и т.д.). Либо оставить все как было (т.е. продолжать использовать все унифицированные формы), либо внести изменения в эти формы (сделать их более удобными, убрать избыточные (ненужные) реквизиты), либо вообще разработать что-то свое.

Какое бы решение ни было принято, его нужно отразить в учетной политике.

При решении вопроса о формах первичных документов, применяемых для отражения кассовых операций, обратите внимание на Положение о порядке ведения кассовых операций, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П. Это Положение предусматривает использование для отражения кассовых операций унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88:

— кассовая книга (форма 0310004),

— приходный кассовый ордер (форма 0310001),

— расходный кассовый ордер (форма 0310002),

— расчетно-платежная ведомость (форма 0301009),

— платежная ведомость (форма 0301011),

— книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005),

— лист кассовой книги (форма 0310004).

Таким образом, для отражения кассовых операций вы и после 1 января 2013 г. не можете применять какие-то иные формы. Это, без сомнения, будет расценено налоговыми органами как нарушение порядка ведения кассовых операций.

Итак, в декабре 2012 г. вам в любом случае придется делать приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета в части порядка применения первичных документов. Этот приказ может формулироваться так:

«1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» приказываю внести в учетную политику для целей бухгалтерского учета изменения в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

Учетная Политика (Услуги) в целях Бухгалтерского Учета Скачать

Учетная Политика формирование Учетная Политика Приказ Учетная Политика Образец Скачать

Учетная Политика Услуги в целях Бухгалтерского Учёта

(Примерный Образец)

Учетная Политика (Услуги) Налоговый Учет

Учетная политика 2018 скачать.docx

Скачать Учетную Политику Услуги Бух.Учет.docx

Общество с Ограниченной Ответственностью » ХХХХ»

ПРИКАЗ №

об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

г. ___________ » _____»_________ г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на _____ год согласно приложению

2. Контроль за исполнением приказа возложить на ______________ (Должность, Ф.И.О.)

Генеральный директор ____________________ (Ф.И.О.)

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Скачать Учетную Политику Услуги Бух.Учет.docx

1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина № 34н), ПБУ 1/2008 , Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России № 94н), Приказом Минфина № 66н.

2. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией ООО «ХХХХХ» под руководством Главного бухгалтера.

Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Возможны Варианты:

1) Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), находящимся в непосредственном подчинении заместителя директора по экономике и финансам.

2) Бухгалтерский учет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги по ведению бухгалтерского учета в соответствии с договором.

3) Ведение бухгалтерского учета осуществляет директор организации.

3. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России № 34н.

По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:

· оказание информационных услуг.

· сдача в аренду офисных помещений;

· операции с ценными бумагами.

4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы.

Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении к приказу №_______

Основание: часть 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приказе № _____.

Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета

Основание: статья 10 Закона № 402-ФЗ.

8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.

В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Основание: часть 3 статьи 14 Закона № 402-ФЗ и пункт 49 ПБУ 4/99.

9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 %от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010 и пункт 11 ПБУ 4/99.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

Основание: часть 3 статьи 11 Закона № 402-ФЗ.

11. Переоценка основных средств в _______ году не производится (производится).

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации и для управленческих нужд.

При этом соблюдаются условия:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • стоимость объекта превышает ________________ руб.

Основание: пункты 3 – 5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ № 1.

14. По основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в 2 раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

16. Предметы со сроком полезного использования более ___ месяцев и первоначальной стоимостью не более __________ руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчётного периода.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.

18. Единицей учета МПЗ является номенклатурный номер материальных запасов.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

19. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по учетным ценам без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

ТЗР учитываются на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы».

Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункты 80, 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

20. При выбытии все группы МПЗ оцениваются по средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

21. Расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца, полностью списываются по его окончании в дебет счета 90 «Продажи» без распределения по видам деятельности.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

22. Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются:

  • все материальные расходы, кроме общехозяйственных;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг:
  • начисленные суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.

23. Расходы, относимые на себестоимость всех видов оказываемых услуг, формируют финансовый результат от оказания услуг в последний день текущего месяца.

Основание: пункты 16 и 18 ПБУ 10/99.

Расходы прямые и косвеные

24. Единицей учета финансовых вложений является ___________ (указать).

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

25. Затраты на приобретение финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, признаются прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России № 34н,

пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

  • оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;
  • сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование.

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

32. Разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина № 94н).

33. Выручка от реализации отражается в учете:

  • по информационным услугам – по факту оказания услуг на дату подписания акта об оказании услуг;
  • в отношении доходов от сдачи в аренду нежилых помещений – ежемесячно.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в отдельном приказе № ___ .

Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), _____________ дней.

По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ № 749.

37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России № 34н.

38. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приказа Минфина России № 66н.

Основание: пункты 1 и 2 приказа Минфина России № 66н.

39. Промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность представляется в сроки и составе, предусмотренных законодательством и федеральными стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета:

  • в налоговую инспекцию;
  • в Росстат (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах и приложения к ним);
  • учредителям (по списку).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета на примере ООО «Темпера»

Грамотно составленная учетная политика облегчает ведение бухгалтерского учета и позволяет составить достоверную бухгалтерскую отчетность.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Эти два определения даны в ПБУ 1/08 «Учетная политика организации». В этом же ПБУ закреплено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Напомним, что обособленные подразделения организации не разрабатывают учетную политику, а используют ту учетную политику, которая применяется в целом по организации.

В настоящее время в процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два основных направления:

организационно-технические аспекты;

учетная политика для целей финансовой внешней отчетности.

Первое направление предполагает принятие и утверждение:

рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной учетной документации и составленных с учетом требований ст.9 Федерального закона от 21.11.2006 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

положения о бухгалтерской службе организации;

должностных инструкций работников бухгалтерии;

плана (графика) документооборота;

порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.

Второе направление предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета, к которым, в частности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.

Разработка учетной политики на предстоящий финансовый год — сложный многоступенчатый процесс, и относиться к нему следует с большой ответственностью.

Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере. Последний разрабатывает учетную политику и все приложения к ней, а руководитель утверждает разработанные документы.

Несмотря на то что бухгалтерский учет регламентируется общими для всех организаций нормативными документами, у каждой из них есть свои особенности. Поэтому каждая организация должна разработать свою учетную политику (п.3 ст.5 Закона N 129-ФЗ). При этом главному бухгалтеру нужно не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор законодательно установленными нормами (п.1 ПБУ 1/08).

Все нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.

При одновариантном нормативе установлен однозначный порядок учета конкретных операций, который обязателен для всех.

При допущении законодательством нескольких способов ведения бухгалтерского учета в учетной политике отражается один из них. Когда главный бухгалтер формирует учетную политику, ему нужно выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике.

Если же способ учета какой-то хозяйственной операции вообще не регламентирован, то необходимо самостоятельно разработать вариант учета и указать его в учетной политике.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами.

Первичные документы, используемые при описании хозяйственных операций, составляют единый информационный массив, обрабатываемый с использованием одних и тех же приемов бухгалтерской процедуры. При этом часть документов формализована на отраслевом или общеэкономическом уровне. Эти документы составляются на бланках унифицированной формы, утвержденной Госкомстатом России или отраслевыми министерствами и ведомствами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2007 N 835 вышеперечисленные формы обязательны к применению в организациях независимо от формы собственности.

Ведомственные формы первичной учетной документации обязательны к применению только в организациях, подчиненных этим ведомствам, однако если форма документа отвечает потребностям прочих организаций, они могут ее использовать.

Во всех остальных случаях организации обязаны самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов в количестве и в том виде, в котором они необходимы для отражения хозяйственной деятельности фирмы. При этом документы, формы которых созданы в организации, должны быть формализованы таким образом, чтобы их содержание полностью обеспечивало необходимой информацией учетные задачи. В ряду основных требований к форме первичного документа следующие:

1) достоверность описания единичных фактов хозяйственной жизни организации;

2) неизменность структуры документа в течение длительного времени, если условия деятельности организации относительно стабильны;

3) недопустимость двусмысленности толкования содержащейся в документе информации;

4) кодирование сообщения для удобства обработки и обеспечения безопасности информации;

5) обеспечение необходимой достоверности, точности и понятности сведений измерителями информации, содержащейся в документе (денежными и/или натуральными). Излишней детализации или уточнения данных следует избегать так же, как и недостаточной;

6) недопустимость дублирования других документов;

7) обеспечение удобства обработки документа в среде применяемой формы бухгалтерского учета;

8) обеспечение удобства формы документа для представления и обработки в электронной среде (на ЭВМ);

9) использование единой формы для всех однородных фактов хозяйственной деятельности в различных подразделениях организации (включая обособленные);

10) своевременное составление.

Очевидно, что нормативное регулирование первичной документации отсутствует в тех сферах деятельности организации, которые специфичны для отдельного хозяйствующего субъекта. В этих направлениях компаниям предоставлена значительная свобода в разработке и применении первичных учетных документов. Кроме того, в случае необходимости унифицированные формы по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и прочие могут быть дополнены формами, разработанными на предприятии, если они не обеспечивают потребности учета и управления в информации.

При разработке форм первичных учетных документов следует учитывать положения ст.9 Закона о бухгалтерском учете, п.2 которой гласит: первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа (недатированный документ не имеет юридической силы; кроме того, затруднено отнесение факта хозяйственной деятельности к конкретному отчетному периоду для целей финансового и налогового учета);

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции (неточное описание факта хозяйственной деятельности влечет возникновение хозяйственных и налоговых споров);

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц (возможна также расшифровка подписей).

Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Пересмотр неунифицированных форм первичных учетных документов целесообразно производить не реже одного раза в несколько лет и в обязательном порядке при модернизации или развитии производства, расширении или переориентации финансово-хозяйственной деятельности.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы, к которым, в частности, относятся кассовые книги, товарные отчеты, журнал регистрации хозяйственных операций, мемориальные ордера, журналы-ордера, Главная книга, другие учетные регистры. В качестве конечного сводного документа выступает бухгалтерская отчетность.

В п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ указывается, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте.

Разрабатывать формы собственных первичных документов по учету хозяйственных операций можно, ориентируясь на формы, утвержденные Госкомстатом, путем включения в эти образцы дополнительных реквизитов. Формы первичных документов, разработанные организацией, необходимо утвердить в учетной политике.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

Причем документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Приведем примерную форму такого перечня.

> Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Общие понятия учетной политики для целей бухгалтерского учета

В Положении по учетной политике в целях бухгалтерского учета предприятие должна определить способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Республики Беларусь установлено несколько вариантов учета.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета включает в себя методический аспект ведения бухгалтерского учета и организационно-технический раздел. Методический аспект ведения бухгалтерского учета разрабатывается очень тщательно, так как учетная политика в течение года не должна изменяться.

Составной частью учетной политики юридического лица становится метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), так как от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов. При ведении бухгалтерского учета и составлении учетной политики учитывается тот факт, что расходы и доходы предприятия относятся к тому месяцу, к которому они имели отношение независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Порядок формирования методического аспекта учетной политики

К основным средствам относятся активы предприятия, имеющие материально-вещественную форму, стоимостью свыше 30 базовых величин, сроком службы более года, и по которым на момент принятия их к учету не предполагается дальнейшая перепродажа

Приобретение основных средств во всех случаях отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором формируется их первоначальная стоимость, включая расходы по доставке, установке и монтажу. Оприходование на счет 01 «Основные средства» отражается по акту ввода в эксплуатацию с указанием в нем первоначальной стоимости, или экспертной оценкой — на основании актов приемки в эксплуатацию имущества, бывшего в эксплуатации.

Оценка основных средств, приобретенных за плату, производится по первоначальной стоимости. Основные средства, полученные безвозмездно, учитываются по рыночной стоимости на дату их оприходования с дополнением расходов на доставку, монтаж и установку. Возможно по соглашению сторон, но не ниже стоимости, учитываемой у передающей стороны.

Проценты по кредитам и займам, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, учитываются в составе вложений во внеоборотные активы в течение отчетного года с включением в стоимость основных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам). Также можно, проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, учитывать в составе операционных расходов.

Амортизация объектов основных средств, производится одним из следующих способов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 раз;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (производительный способ).

При выборе способа начисления амортизации по основным средствам учитывается тот факт, что способы уменьшаемого остатка и списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются методами ускоренной амортизации. При их использовании в первые годы затраты на производство увеличиваются, что приводит к снижению суммы прибыли и налога на прибыль. Сумма налога на недвижимость впервые годы эксплуатации объектов основных средств также сокращается за счет уменьшения их остаточной стоимости.

При использовании методов ускоренной амортизации сумма амортизации по годам уменьшается. Затраты на ремонт основных средств, наоборот, по годам увеличиваются. Следовательно, применение методов ускоренной амортизации обеспечивает примерно одинаковые совокупные расходы на амортизацию и на ремонт основных средств по годам. При применении методов ускоренной амортизации уменьшается сумма не облагаемой налогом прибыли, направляемой на капитальные вложения.

Пересмотр нормативных сроков службы производится после проведения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств в указанных выше случаях не производить.

К нематериальным активам относятся активы, имеющие признаки, отличающие данный объект от других, не имеющий материально-вещественной формы, способность приносить прибыль и сроком полезного использования более 12 месяцев. Это могут быть затраты на приобретение прав, лицензии, патентов, товарных знаков, программных продуктов и других непредметных активов.

Начисление амортизации нематериальных активов производится:

линейным способом исходя из сроков полезного использования;

нелинейным способом с учетом суммы чисел лет;

нелинейным способом с учетом уменьшаемого остатка;

производительным способом.

В случае если срок полезного использования нематериальных активов не определен, то применяются нормы амортизационных отчислений из расчета использования актива в течение 10 лет, но не более чем на срок деятельности предприятия с оформлением в установленном порядке приказа (распоряжения) по предприятию. По товарным знакам (знакам обслуживания) нормы амортизации устанавливаются исходя из срока использования 20 лет.

Предприятия имеют право относить к малоценным предметам (МП) предметы стоимостью не более 30-кратного установленного законом размера базовой величины за единицу и предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости. Руководитель организации вправе устанавливать меньший стоимостной предел для малоценных предметов.

Списание предметов на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) производится:

начислением амортизации в размере 50% стоимости МП при передаче предметов в эксплуатацию и остальных 50% — при списании предметов;

начислением амортизации в размере 100% при передаче предметов со склада в эксплуатацию;

линейным способом (исходя из фактической стоимости предмета и норм амортизации, исчисленной исходя из сроков полезного использования);

способом списания стоимости предметов пропорционально объему продукции (работ, услуг);

предметы стоимостью в пределах 2 базовых величин за единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию без начисления амортизации по этим предметам.

Предметы на счете 10 «Материалы» учитывать по остаточной стоимости. Погашение их стоимости (начисление износа) производить по дебету затратных счетов и кредиту субсчетов 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Одним из вариантов погашения стоимости МП может быть открытие к счету 10 «Материалы» субсчет 10-15 «Износ предметов», для учета начисленного износа. Погашение стоимости предметов производить путем начисления износа с отражением его по дебету затратных счетов и кредиту субсчета 10-15. Предметы учитывать на субсчетах 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» по первоначальной стоимости.

Производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части и т.д.) оцениваются по фактической себестоимости приобретения (заготовления) с использованием счета 10 «Материалы» или производственные запасы могут, оцениваются по учетным ценам (Приложение № 2):

с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится (Приложение № 3):

по ценам последнего приобретения (метод ЛИФО);

по себестоимости каждой единицы;

по средней стоимости;

по учетным ценам с учетом отклонений по фактической себестоимости на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

по ценам первого приобретения (метод ФИФО).

Средняя оценка фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство, осуществляется исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включается количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период). Также среднюю оценку фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство, можно осуществлять путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка). При этом в расчет средней оценки включается количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

На промышленных предприятиях применяют следующие методы учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции: нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) и другие методы. Выбор того или иного метода зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей предприятия.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции распространен в производствах с комплексным использованием сырья, а также в тех отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где перерабатываемые сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов).

Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с ограниченной номенклатурой продукции и где незавершенное производство отсутствует или же оно незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях)

На крупных предприятиях может применяться не один, а несколько или даже все методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции так например: в основном производстве может применяться нормативный или попередельный метод; учет затрат по ремонтным работам осуществляется позаказным методом; во вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько однородных видов продукции (котельная, электроцех), применяется попроцессный метод.

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и ежемесячно распределяются между объектами калькуляции пропорционально расходам на оплату труда работников, непосредственно занятых производством продукции. Распределение общепроизводственных расходов можно осуществлять пропорционально прямым материальным затратам, прямым материальным и трудовым затратам.

Общепроизводственные расходы, учтенные на субсчете 25-2 «Общецеховые расходы» в качестве условно-постоянных, списывать в дебет счета 90 «Реализация». Учет общепроизводственных расходов можно вести на счете 20 «Основное производство».

Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и ежемесячно распределяются между видами деятельности пропорционально:

полученной выручке от реализации продукции (работ, услуг);

валовому доходу от реализации товаров;

прямым материальным затратам;

прямым материальным и трудовым затратам;

сумме расходов на оплату труда сотрудников, работа которых связана с определенными видами деятельности.

Списание общехозяйственных расходов производится на счета учета производственных затрат, издержек обращения или в полном объеме списываются на счет 90 «Реализация» в качестве условно-постоянных расходов.

Незавершенное производство ежемесячно оценивается по прямым затратам согласно отраслевым рекомендациям и особенностям производства. Одним из вариантов может быть оценка незавершенного производства: по прямым статьям расходов; по производственной себестоимости (нормативной или плановой). При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Оценку незавершенного производства производят и учитывают в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями. Если их нет, то предприятия, деятельность которых зависит от отраслевой специфики, должны разработать положение по учету незавершенного производства.

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

При первом варианте предприятия ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается, а контроль их движения из одного цеха в другой осуществляется бухгалтерией по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведется в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат на производство себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяется, а исчисляется лишь себестоимость готового продукта.

При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями и после каждого передела калькулируется себестоимость полуфабрикатов. При этом бухгалтерские записи на счете 20 «Основное производство» столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сырье и основные материалы. Полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.

В практике работы предприятий нередко применяется смешанный вариант сводного учета затрат на производство, при котором часть полуфабрикатов отражается в учете, а на последующих стадиях учет ведется по бесполуфабрикатному варианту.

Затраты на ремонт основных средств, используемых предприятием в предпринимательской деятельности, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом.

Также вариантом может быть:

образование резерва расходов на ремонт основных средств;

создание ремонтного фонда для проведения особо сложных ремонтов в течение ряда лет;

образование резерва на ремонт арендованных основных средств, производимый по условиям договора за счет средств арендатора;

Затраты на ремонт основных средств, используемых предприятием в предпринимательской деятельности, отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с равномерных их включением в течение отчетного периода в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством.

Учет готовой продукции отражается на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Также учет готовой продукции можно отражать на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».

Учет выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется по фактической производственной себестоимости без использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». Одним из вариантов может быть осуществление учета выполненных работ (оказанных услуг) по нормативной (плановой) себестоимости без использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».

Учет товаров на предприятии можно вести одним из следующих способов:

на счете 41 «Товары» по покупным ценам.

учет товаров на счете 41 «Товары» по продажным ценам;

с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (по аналогии с учетом материалов).

Распределение издержек обращения (транспортных расходов и процентов по кредитам и займам) на реализованные товары (издержки, относящиеся к отчетному месяцу) и на нереализованные товары можно осуществлять:

пропорционально стоимости товаров по продажным ценам с учетом налога на добавленную стоимость (НДС);

пропорционально стоимости товаров по покупным ценам с НДС;

пропорционально стоимости товаров по продажным ценам без НДС;

пропорционально стоимости товаров по покупным ценам без НДС.

Операционные доходы признаются по мере поступления выручки от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов, а также другие операции с оборотными активами предприятия.

Выручку от реализации продукции (работ, услуг) можно отражать по мере оплаты за отгруженную продукцию (работы, услуги) или отражать по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (метод начисления) (Приложение № 4). Выбранный метод распространять и на операционные доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества.

Внереализационные доходы в виде штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются когда: они получены от должника; судом внесено решение об их взыскании; они признаны должником. Другие внереализационные доходы признаются: по мере их оплаты; по мере их образования; по мере их выявления.

Внереализационные расходы в виде штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются когда: судом вынесено решение об их взыскании; они признаны организацией. Другие внереализационные расходы признаются: по мере их образования; по мере их выявления.

Положительные и отрицательные курсовые разницы, образующиеся в связи с изменением официального курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю, организации обязаны в течение отчетного года списывать со счетов учета денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» с последующим отнесением на финансовый результат деятельности предприятия.

На предприятии резервы предстоящих расходов и платежей не создаются. И в связи с этим, начисленные суммы отпускных относятся на издержки производства в том месяце, в котором работник пребывает в отпуске. Предварительно начисленные суммы за отпуск, приходящийся на следующий месяц, и страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

На предприятии можно создавать следующие резервы:

на предстоящую оплату отпусков работникам (включая социальное страхование);

выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

оплату предстоящих затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (покрышки, камеры, ободные ленты);

списание потерь товаров в пределах утвержденных норм;

оплату производственных затрат на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности;

оплату предстоящих затрат на ремонт предметов проката;

оплату предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

погашение расходов на гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание и предпродажную подготовку;

другие разрешенные резервы.

Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по окончании отчетного года. Также вариантом закрытия счета 99 «Прибыли и убытки» счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по окончании отчетного месяца или по окончании отчетного квартала

На предприятии можно формировать следующие фонды (Приложение № 4): резервный фонд; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд заработной платы (создавать в размере 20 % годового фонда заработной платы из прибыли, остающейся в распоряжении организации).

Формирование фондов отражается в аналитическом учете с открытием одноименных субсчетов к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Использование фондов производится в соответствии с утвержденными сметами расходов.

Размеры отчислений в фонды, а также порядок распределения прибыли определяется решением собрания учредителей (акционеров), собственников или устанавливается коллективным договором, или резервный фонд, фонды накопления и потребления не формируются.

Оставьте комментарий