Учетная политика для целей налогового планирования

Содержание

Для чего управленческий учет нужен фирме

Управленческий учет сам по себе представляет систему сбора, анализа и представления результатов исследования сведений о бизнесе компании, о ее направлениях активности и структуре функционирования с целью обеспечения эффективного управления фирмой, принятия верных стратегических и тактических решений, а также планирования ее развития.

Как следует из указанного определения, смысл ведения управленческого учета на предприятии заключается в своевременном обеспечении руководства бизнеса необходимой информацией: количественной, качественной, прогнозной, фактической и т.д.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Следует помнить, что результативные показатели управленческих отчетов могут значительно отличаться от итоговых значений, отраженных в финансовой отчетности.

При этом эффективность принимаемых бизнесом решений во многом зависит именно от цифр управленческих отчетов, поскольку для каждого управленческого звена, как правило, в компании формируются специфические отчеты, нацеленные именно на функции такого звена.

В частности, для высшего руководства фирмы (функцией которого выступает стратегическое развитие бизнеса) составляемые отчеты должны иметь интегрированный, укрупненный характер, без высокой степени детализации. Обычно такие отчеты формируются за определенный временной отрезок в прошлом; приводится соответствие план/факт, что служит почвой для разработки долгосрочного плана развития компании.

Для руководителей подразделений более важным является состояние подведомственных структур фирмы в текущий момент времени. С этой целью управленческая отчетность для них включает обычно показатели отдела/департамента на конкретный момент времени, а также прогнозные значения показателей на краткосрочный период.

Укрупненно задачи управленческого учета в фирме можно свести к следующим:

  • Анализ наличия и движения в компании различных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), результаты которого в виде отчетов поступают к управленческому звену организации.
  • Анализ «план-факт» значения выручки по бизнесу, а также издержек производства. При этом в зависимости от цели составления отчетов (для высших руководителей или для менеджеров) допустима разная степень детализации: в разрезе структурных подразделений фирмы, отделов, групп выпускаемой продукции и т. д. Отдельно здесь в ряде случаев выделяется анализ себестоимости.
  • Анализ итоговых показателей финансового положения фирмы в разрезе «план-факт». Это могут быть как показатели компании в целом, так и финансовые итоги по каждому конкретному департаменту/отделу фирмы.
  • Планирование и прогнозирование результатов бизнеса на кратко- и долгосрочную перспективу в разрезе фирмы в целом или отдельного ее структурного подразделения.
  • Итоговое формирование отчетов и представление их в целевые управленческие звенья.

В чем специфика учетной политики для целей управленческого учета

Отталкиваясь от описанной выше сути управленческого учета, его целей и задач, учетную политику управленческого учета можно определить следующим образом: это описание применяемых фирмой методов и механизмов учета затрат, составляющих себестоимость реализованной продукции фирмы (работ, услуг), с помощью которых компания составляет отчеты, нацеленные на помощь руководству в принятии эффективных управленческих решений.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Основные воздействующие факторы, от которых зависит выбор тех или иных методов учета, при управленческом учете аналогичны факторам, влияющим на учетную политику для целей бухгалтерского учета.

А именно к ним могут относиться: организационно-правовая форма предприятия; отрасль, где компания функционирует; конкретный осуществляемый вид деятельности; специфика бизнеса; основные характеристики такого бизнеса (масштабы, структура управления фирмой, квалификация работников, стратегия развития фирмы и т. д.); задачи, которые фирма ставит перед управленческим учетом на предприятии, а также реальные возможности компании по его осуществлению (действующие системы учета и контроля, текущий уровень развития управленческого учета и др.).

ВАЖНО! Управленческий учет и разработка соответствующей учетной политики могут быть поручены в организации как штатному бухгалтеру, так и специальному ответственному сотруднику (отделу). Второй вариант применяется, как правило, в крупных организациях.

Примерная структура учетной политики для целей управленческого учета

Описанная выше специфика учетной политики для целей управленческого учета обуславливает содержание конкретных положений такой политики.

В общем виде структуру управленческой учетной политики можно представить следующим образом:

  1. Организационный раздел.
  2. Технический раздел.
  3. Методический раздел.

Рассмотрим вкратце каждый из указанных разделов.

1-й раздел — организационный. В нем фирме целесообразно зафиксировать 3 базовых момента:

  • привести сведения об учетных принципах, на которых будет выстраиваться управленческий учет, показать используемую терминологию, а также, если необходимо, сослаться на какие-либо нормативные документы, которыми регулируется управленческий учет;
  • расписать организационную структуру фирмы: кто за что ответственный, какая в компании система подчинения, какое подразделение ответственно за составление рассматриваемой учетной политики и ведения управленческого учета в целом;
  • прописать, какова система финансового обеспечения деятельности фирмы.

2-й раздел является техническим, поскольку в нем компании следует урегулировать аспекты технического плана. В частности, следует предусмотреть порядок управленческого документооборота (и взаимодействия подразделений бизнеса), прописать рабочий план счетов, а также определить основные элементы управленческой отчетности (состав отчетов, формат представления, сроки формирования и т. д.).

3-й раздел является наиболее содержательным. В нем организации раскрывают методическую составляющую ведения управленческого учета на предприятии и составления необходимой отчетности. А именно отражают следующие аспекты:

  • методы оценки активов и обязательств (включая амортизацию, списание материалов и т. д.);
  • систему группировки расходов на предприятии (прямые и косвенные, накладные и основные и т. д.);
  • порядок распределения косвенных расходов (определение базы для такого распределения, способы распределения), а также списания расходов будущих периодов;
  • механизмы исчисления себестоимости продукции фирмы, определение видов себестоимости в зависимости от цели формирования конкретного отчета (к примеру, плановая, фактическая, прогнозная и т. д.);
  • способы формирования, правила и ситуации, когда фирме следует применять трансфертные цены;
  • применяемые способы формирования цены на товары, а также процент прибыли, закладываемый в цену;
  • систему управленческого анализа, т. е. какие показатели являются контрольными, как выстраиваются прогнозные планы на основе таких показателей, и т. д.

Все выбранные выше составляющие методологии управленческого учета могут быть использованы фирмой с 1 января года, следующего за годом, когда учетная политика для целей управленческого учета будет утверждена. Утверждение происходит посредством издания специального приказа, распоряжения и т. д.

Важные особенности имеет и учетная политика для целей налогообложения. И о них подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. В этом же материале можно скачать образцы учетной политики для разных систем налогообложения.

Что следует помнить при учете основных средств для управленческих целей

В российской практике большинство способов учета и оценки основных средств фирмы для управленческих целей совпадает с таковыми в бухгалтерском учете (и с закрепленными в учетной политике для целей бухучета).

Однако предприятие может по своему усмотрению использовать и иные методы, применение которых специфично для налогового учета (к примеру, нелинейная амортизация по ОС), либо те методы, которые установлены в стандартах МСФО.

Поэтому фирме при разработке управленческой учетной политики следует определиться, на какие из следующих документов она будет ориентироваться в вопросах учета основных средств:

  • ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;
  • НК РФ (гл. 25);
  • МСФО 16 (ОС).

Подробнее об учете ОС по МСФО см. в статье «МСФО № 16 Основные средства — особенности применения»

Различие в применяемых документах напрямую будет влиять на итоговые цифры отчетности, на основании которых менеджеры будут принимать управленческие решения.

Какие подходы к учету нематериальных активов могут быть закреплены в учетной политике

Нематериальные активы компании так же, как и основные средства, в управленческих целях могут быть учтены по-разному, в зависимости от того, какую нормативную базу (из указанных выше источников) компания изберет в качестве основы для формирования управленческой учетной политики.

К примеру, и положения МСФО 38, и НК РФ, и ПБУ 14/2007 (приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н) содержат разные варианты начисления амортизации по НМА. А именно:

  • ПБУ 14/2007 предусматривает линейный метод амортизации (с использованием нормы амортизации и срока полезного использования НМА), метод уменьшаемого остатка и пропорциональный способ списания стоимости НМА (в зависимости от объема произведенной продукции);
  • НК РФ, в свою очередь, разрешает начислять амортизацию только по линейному или нелинейному методу;
  • правила МСФО 38 (введены в действие в РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) устанавливают аналогичные методы амортизации, что и ПБУ 14/2007: линейный, уменьшаемого остатка и метод списания пропорционально выработке. Но вместе с тем отдельные положения МСФО отличаются от российских.

Кроме того, разные результаты компания может получить при определении срока полезного использования НМА в соответствии с МСФО 38 или согласно ПБУ 14/2007.

Таким образом, в управленческой учетной политике составителям следует прописать именно те варианты учета по отдельным позициям, которые будут в большей степени отвечать как целям и задачам менеджмента, так и ориентации организации на применение норм МСФО (если актуально).

Какие элементы системы организации управленческого учета следует зафиксировать в учетной политике

Система организации управленческого учета должна быть описана компанией в техническом и организационном разделах учетной политики.

В частности, в них должны быть закреплены следующие элементы:

  • рабочий план счетов;
  • форма управленческого учета;
  • непосредственно сама организация управленческого учета.

При разработке рабочего плана счетов компании важно понимать, что в управленческих целях могут быть использованы какие-либо иные синтетические счета, отличные от применяемых в бухгалтерских целях. К примеру, в бухучете расходы фирмы могут быть сгруппированы на счетах 20–29 либо на 20–39. При этом в случае использования счетов 20–39 последние 10 счетов, как правило, нужны для детализации расходов по элементам.

Если для управленческих целей такая детализация подходит, компания может ограничиться указанными счетами. Если же нет, можно ввести какие-либо новые счета, закрепляя при этом за ними свободные коды.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Для управленческих задач новые счета могут создаваться как с целью большей детализации, так и, наоборот, для укрупнения элементов учета.

Далее. Формой управленческого учета выступают, как и в бухучете, учетные регистры. Поэтому фирма, после того как определилась с целями, задачами и видами управленческой отчетности, в учетной политике должна прописать, какие именно регистры будут для этого использоваться. При этом следует оговорить не только перечень регистров, но и порядок их ведения (внесения записей, корректировок и т. д.).

О регистрах в бухучете см. в статье «Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)»

Непосредственно сама организация управленческого учета представляет собой распределение полномочий по ведению такого учета и подготовке необходимых отчетов между ответственными структурными подразделениями. Поэтому в управленческой учетной политике фирма должна указать, что это будут за подразделения/отделы/департаменты, какие функции и обязанности будут у каждого из них, а также в каком порядке будет происходить обмен информацией/отчетностью между ними.

Требования к управленческой отчетности, составляемой согласно учетной политике

Как было указано выше, управленческая отчетность может служить как стратегическим целям фирмы, так и ее тактическим задачам.

Исходя из конкретного назначения составляемого отчета, к нему должны предъявляться отдельные специфические требования. Вместе с тем можно выделить некоторые общие критерии, которым должны удовлетворять составляемые фирмой отчеты. А именно:

  • прозрачность,
  • своевременность,
  • объективность,
  • сопоставимость,
  • эффективность.

Коснемся кратко каждого из указанных критериев.

Прозрачность управленческих отчетов означает, что пользователи (линейные руководители или высшие менеджеры) будут в состоянии досконально понять всю информацию, представленную в отчетах. Для этого такие документы не должны содержать излишней детализации (сверх необходимого уровня), сложных математических выкладок и т. д.

ВАЖНО! Своевременность является одним из первостепенных требований, предъявляемых к управленческой отчетности.

Данное требование означает, что всю необходимую для принятия решений информацию руководители получают в нужный момент, и такая информация относится целиком к актуальному состоянию дел в организации.

С требованием своевременности связан критерий сопоставимости, который заключается в следующем: каждый управленческий отчет должен позволять пользователю сравнивать достигнутые итоги с плановыми значениями, выявлять закономерности и тенденции развития.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Содержание управленческих отчетов, установленных учетной политикой фирмы, должно быть чисто объективным, т. е. не содержать чье-либо оценочное мнение, субъективное суждение, погрешность и т. д.

Наиболее сложно оцениваемый критерий — эффективность управленческих отчетов. Ведь ее можно оценить, только основываясь на принятых решениях, базой для которых послужили конкретные отчеты. Поэтому, если в определенный момент фирма понимает, что тактические решения руководителей перестали приносить нужный экономический эффект, следует протестировать систему составления управленческой отчетности — чтобы выявить, не произошел ли где-либо сбой (к примеру, не формально ли ответственные отделы стали подходить к вопросу формирования такой отчетности, упуская тем самым многие важные аспекты бизнеса).

Итоги

Составление учетной политики для целей управленческого учета важно для компании, стремящейся выйти на новый уровень рынка либо упрочить свое положение сейчас. Ведь на основе только бухгалтерских/финансовых отчетов руководство не сможет принимать те решения, которые в долгосрочной перспективе приведут фирму к росту.

См. также «Как составить учетную политику организации (2021)?»

Поэтому организации нужно понимать, что в управленческой учетной политике должны быть полностью освещены все аспекты, касающиеся подготовки таких отчетов, — начиная с организационных и технических (рабочий план счетов, ответственные департаменты, формы отчетов и документооборот и др.) и заканчивая методическими аспектами (определение применяемых методов ценообразования, учета ОС и НМА, группировка расходов и др.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учет на сельскохозяйственных организациях в отличие от учета в других отраслях народного хозяйства, следовательно, и учетная политика, имеют свои особенности, которые определяются особенностями сельскохозяйственного производства:

  1. Рабочий период не совпадает с процессом производства. Поэтому в бухгалтерском учете необходимо разграничивать затраты по производственным циклам, которые не совпадают с календарным годом: затраты прошлых лет под урожай текущего года и затраты текущего года под урожай будущих лет.
  2. Сельскохозяйственные организации в отличие от промышленных сами воспроизводят часть необходимых им средств производства (продуктивный и рабочий скот). В связи с этим в сельскохозяйственных организациях применяются специальные счета, на которых учитываются затраты на выращивание молодняка животных и формирование основного стада, а также источники их финансирования.
  3. Сезонность сельскохозяйственного производства. Основные работы в растениеводстве выполняются в весенне-летний период, а зимой потребность в технике и рабочей силе снижается. Бухгалтерский учет отражает сезонность в работах и затратах и в какой-то степени сам подвержен влиянию этого фактора: во время проведения основных сельскохозяйственных работ и уборки урожая объем учетных операций возрастает, а в зимний период – сокращается.
  4. Влияние биологических особенностей сельскохозяйственных растений и животных выражается в том, что от одной культуры или вида животных получают несколько видов продукции. В связи с этим в бухгалтерском учете возникает необходимость разграничения затрат между основной продукцией и побочной, или сопряженной.
  5. Значительная часть продукции собственного производства в сельском хозяйстве поступает во внутренний оборот: продукция растениеводства – на семена, на корм скоту и т.д., продукция животноводства – на корм скоту, а навоз – в качестве удобрения в растениеводстве. Все это влияет на организацию бухгалтерского учета и четкого отражения движения продукции на всех стадиях внутрихозяйственного оборота.
  6. Особый порядок оценки продукции. В течение года продукция приходуется по плановой себестоимости, и после составления отчетных калькуляций в конце года себестоимость корректируется до фактической.
  7. Получение готовой продукции приурочено к срокам созревания растений и выращивания животных. Например, в растениеводстве выход продукции происходит единовременно в период уборки урожая. В животноводстве от молочного стада – почти равномерно в течение года. Все это предъявляет жесткие требования к организации учета выхода продукции, ее продаже и материальному учету.
  8. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве должен обеспечить учет поголовья животных и происходящих в нем изменений (прирост живой массы, приплод).
  9. Кооперативы, унитарные предприятия и объединения, товарищества, общества и другие хозяйства являются сельскохозяйственными организациями, поэтому с производственной точки зрения они имеют много общего, и бухгалтерский учет в них организуется на единых принципах.
  10. В сельском хозяйстве земля – основное средство производства, поэтому важно обеспечить точный учет земельных угодий и вложений в землю. Земельные угодья в бухгалтерском учете отражаются в натуральных измерителях, а дополнительные капитальные вложения в землю – в денежном выражении.

Отраслевые особенности сельского хозяйства оказывают непосредственное влияние и на налоговую нагрузку сельскохозяйственных организаций. Выбор тех или иных вариантов элементов налогового учета зависит от комплекса природно-климатических, биологических, технико-технологических, организационно-экономических факторов.

При формировании элементов учетной политики для це­лей налогообложения организация выбирает один способ из нескольких допустимых законодательством. При этом по каж­дому пункту учетной политики рекомендуется делать ссылку на конкретную статью НК РФ или других актов налогового за­конодательства, позволяющую использовать соответствующий метод или норму.

Кроме того, организация вправе отразить в учетной полити­ке для целей налогообложения вопросы, по которым в налоговом законодательстве существуют противоречия либо решения которых нет на законодательном уровне. Это связано с тем, что учетная политика для целей налогообложения, оформленная в установленном порядке, может служить веским аргументом при защите интересов организации перед налоговыми органами и в арбитражном суде.

В п. 1 ст. 269 НК РФ при описании особенностей отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам дается определение долговых обязательств, выданных на сопостави­мых условиях. Под этим понятием подразумеваются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные обеспечения. Детализации «аналогичных обеспе­чений» не дается. Поэтому организация вправе в учетной поли­тике для целей налогообложения отразить свое понимание этого термина, пользуясь положением п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с ним все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, при фор­мировании учетной политики организацией разрабатывается соответствующий способ или форма (регистр) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога или сбора, исходя из действующих положений законодательства. Кроме того, фик­сируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по разным видам деятельности предприятия.

Влиять на финансовые результаты в рамках учетной по­литики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами.

Эффект «налоговой экономии» складывается, во-первых, за счет уменьшения величины налоговых платежей и, во-вторых, за счет их уплаты в последние дни установленного срока. Благодаря этой экономии сокращается потребность в оборотных средствах, несколько дополнительных дней денежные средства находятся в обороте и «работают» на увеличение доходов организации.

Однако не все аспекты варьирования в бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении .

Доходы и расходы для целей налогообложения согласно ст. 271-273 главы 25 НК РФ могут быть определены двумя методами: методом начислений и кассовым. Кассовый метод могут применять только организации с выручкой от реализации без НДС не более 1 млн руб. в среднем за четыре предыдущих квартала, для целей бухгалтерского учета кассовый метод могут применять субъекты малого предпринимательства (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).

В случае определения доходов от реализации кассовым методом у организации оборотные средства в виде налоговых платежей не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств организации. Возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить.

Выбирая позицию, организация должна обосновать свой вы­бор, рассчитав налоговую нагрузку. Эффективное управление бизнес-процессом предполагает выбор таких способов учета, которые оптимизируют налоговые обязательства организации.

Для целей налогообложения прибыли амортизацию на­числяют одним из методов, предусмотренных ст. 259 НК РФ — линейным или нелинейным. Кроме того, для целей на­логообложения может применяться амортизационная премия.

Для целей бухгалтерского учета организации могут приме­нять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 18 ПБУ 6/01. Способ уменьшаемого остатка с применением коэффициента 3, а также способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования позволяют уменьшить среднегодовую стоимость имущества организации и соответ­ственно ведут к уменьшению выплат по налогу на имущество.

Начисление различных видов резервов (на предстоящие отпуска, на ремонт основных средств) при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты.

Варьирование методами учета различных объектов влияет прежде всего на величину налога на прибыль и налога на имущество организаций.

Каждая организация, решая задачу оптимизации нало­гообложения, выбирает из десятков моделей одну, призванную обеспечить оптимальное налоговое планирование при заданных производственных и финансовых результатах деятельности.

В итоге общие подходы организации по формированию на­логовой базы по налогам и специфика способов формирования информации о порядке их исчисления определяются в специ­альном внутреннем регламенте учетной политики организации для целей налогообложения.

В этом документе раскрывается информация о выбранном варианте способа налогового учета в случае, когда законодатель­ство о налогах и сборах допускает вариантность; раскрывается конкретная информация в тех случаях, когда законодательство по налогам устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов исчисления налогов, отражается инфор­мация о позиции организации, занятой в случае, когда налоговое законодательство содержит «противоречия и неясности». Кроме того, учетная политика определяет, какие регистры налогового учета использует организация, как они создаются и как согла­суются с системой бухгалтерского учета организации.

Таким образом, налоговая политика организации, отражае­мая в учетной политике для целей налогообложения, является важнейшим элементом налогового планирования.

Такой документ, как учетная политика организации для целей налогообложения, является центральным по значимости документом системы постановки и ведения налогового учета.

Это подтверждается следующими обстоятельствами:

-прямым законодательным требованием формирования учетной политики для целей налогообложения (ст. 167 и 313 НК РФ);

-наличием по некоторым вопросам законодательства о на­логах и сборах только общих норм, не содержащих конкретных способов исчисления налогов, а также многочисленных противо­речий и неясностей, на которые имеется прямая ссылка в п. 7 ст. 3 НК РФ.

Особенности разработки учетной политики для целей налогообложения в сельскохозяйственных организациях обусловлены нормами НК РФ, предусматривающими особый (во многих случаях льготный) порядок их налогообложения. Поэтому влияние учетной политики на налогообложение в сельскохозяйственных организациях можно отразить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Влияние учётной политики на уровень налогообложения

При формировании учетной политики для целей нало­гообложения необходимо учитывать определенную сложность в одновременном использовании терминологии и понятийного аппарата бухгалтерского и налогового видов учета.

От характера разработки учетной политики зависит размер налоговых платежей сельскохозяйственной организации. В настоящее время учет в целях налогообложения является одним из основных факторов, который заставляет организации формировать оптимальную учетную политику. Одной из причин того, что учетной политике уделяется мало внимания как инструменту оптимизации налогов, служит то, что бухгалтерский учет на сельскохозяйственных организациях в силу дифференциации производства и специфических особенностей является довольно детальным и громоздким. Как следствие, сельскохозяйственный учет более чем учет в других отраслях подвержен регламентации со стороны государственных органов. В то же время сельскохозяйственные организации, как и все другие организации народного хозяйства, вправе сделать выбор тех или иных элементов учетной политики с целью минимизировать налоги. Следует лишь учитывать отраслевые особенности сельского хозяйства и условия производства организации.

1.Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчётность: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2013.-472с.

Понятие и характеристика учетной политики

Основной документ, регламентирующий порядок бухгалтерского и налогового учета на предприятии – это учетная политика. Формирование учетной политики определяется в Положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Определение 1

Учетная политика по бухгалтерскому учету – это принятая компанией совокупность способов ведения бухучета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение всех фактов хозяйственной деятельности организации. Учетная политика формируется преимущественно главным бухгалтером предприятия.

Принятая на предприятии учетная политика утверждается приказом или распоряжением сотрудника, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета. При принятии учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, включающий синтетические и аналитические счета, обеспечивающие своевременность и полноту учета и отчетности;
  • формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не требуется обязательное использование типовых форм первичных учетных документов, а также формы для внутренней отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации, методы оценки имущества и обязательств;
  • правила документооборота и обработки учетной информации;
  • порядок контроллинга.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Учетная политика организации 490 руб.
  • Реферат Учетная политика организации 230 руб.
  • Контрольная работа Учетная политика организации 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принятая компанией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства, разработки компанией новых способов ведения бухгалтерского учета, а также существенного изменения условий деятельности. Для обеспечения сопоставимости данных бухучета, изменения в учетную политику должны вноситься с начала финансового года.

Форма учетной политики не регламентирована нормативно. Сформированная учетная политика может быть изложена даже непосредственно в приказе в текстовом формате с выделением отдельных пунктов. Более удобна и визуально информативна табличная форма. В таком случае, утвержденная приказом учетная политика — это самостоятельный документ, имеющий индивидуальную логическую структуру и форму, которая соответствует целям ее создания. В данном случае учетная политика будет являться приложением к соответствующему приказу.

Формирование учетной политики в табличной форме придает ей структурированность, с ссылками на нормативные документы. Табличная форма позволяет выделить в большом объемном документе разделы по конкретным объектам и направлениям учета. Это значительно облегчает дальнейшее использование учетной политики сотрудниками компании в ежедневной работе. Особенно важно это при сложной иерархической структуре бухгалтерской службы.

Разделы учетной политики

В учетной политике предприятия целесообразно сформировать два раздела:

  • организационно-технический,
  • методический.

В организационно-техническом разделе определяется:

  • организация ведения бухучета;
  • форма бухучета;
  • технология обработки учетных данных;
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • организация внутреннего контроля;
  • порядок документооборота;
  • рабочий план счетов бухучета.

В методическом разделе учетной политики определяются:

  • методика оценки активов, обязательств компании;
  • методика признания доходов, расходов компании;
  • методика формирования себестоимости.

Методический раздел определяет правила учета на предприятии.

Процесс непосредственного формирования учетной политики предшествует анализ актуального законодательства. Выделяются направления, разделы, объекты учета, связанные с деятельностью предприятия. При формировании политики учета следует принимать во внимание все изменения в законодательстве на предстоящий год.

В учетной политике не следует прописывать однозначные и установленные на законодательном уровне правила, но при возможности выбора правил учета, следует указать способ выбранный организацией из представленных вариантов.

Результатом подготовительной работы должен стать полный перечень вопросов, связанных с деятельностью компании и требующий отражения в учетной политике.

Проводить подготовительную работу — обязанность главного бухгалтера. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. При этом главный бухгалтер может официально делегировать, не снимая с себя ответственности, подготовительную работу по формированию учетной политики заместителю или группе сотрудников бухгалтерии.

Для принятия решения по обозначенным вопросам необходима проработка всех возможных вариантов. При выборе способа учета следует учитывать мнение специалистов бухгалтерской, производственной, планово-экономической, финансовой и других служб. Выбранная предприятием учетная политика должна быть сопоставима со стратегическими целями развития компании и учитывать текущую стадию развития бизнеса.

Выбор способа оценки активов в момент выбытия требует предварительного расчета экономических последствий использования разных способов, так как могут быть выгодны организации разные способы такой оценки.

При формировании учетной политики следует придерживаться рациональности ведения бухучета, в частности:

  • затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность самой информации;
  • реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация будет релевантной для принятия решения заинтересованными пользователями;
  • соблюдение баланса между потребностями производственных подразделений и возможностями бухгалтерии;
  • учитывать значительную роль автоматизации учетных процессов и оснащенность компании техникой и программными средствами.

Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

  • изменения законодательства России;
  • изменения нормативных актов регулирующих бухгалтерский учет;
  • разработки компанией новых способов ведения бухучета;
  • существенного изменения условий хозяйственной деятельности предприятия.

Для сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения учетной политики вводятся с начала финансового года. Принятая на предприятии учетная политика применяется последовательно из года в год. Обычно перед новым финансовым годом в компании должен быть выпущен приказ о внесении изменений в учетную политику, но для того, чтобы не вносить множество поправок, изменений формулировок, нумерации пунктов, компании ежегодно просто утверждают новую учетную политику. Часть положений в ней полностью повторяют аналогичные положения предыдущей учетной политики, а другие пункты обновляются частично или полностью. Такой порядок работы девальвировал принцип последовательности применения учетной политики.

Замечание 1

Применение нового способа ведения учета предполагает представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности в более достоверном виде или снижение трудоемкости учетного процесса без снижения уровня достоверности информации.

Не является изменением учетной политики, утверждение способа ведения учета фактов деятельности, отличных от фактов, имевшихся ранее, или возникших впервые в деятельности компании.

Учреждения госсектора при организации и ведении учета руководствуются, в первую очередь, положениями действующих в их отношении инструкций. Однако каждое учреждение уникально и предусмотреть весь спектр необходимых положений инструкции просто не могут. Кроме того, некоторые особенности учреждениям предложено выбирать самостоятельно — соответствующие инструкции дают несколько вариантов решения для одной и той же ситуации. Выбранные способы ведения учета закрепляются положениями учетной политики учреждения. Отдельно субъекты формируют учетную политику и для целей налогообложения.

Что входит в состав учетной политики?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (смотрите также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Некоторые особенности формирования учреждениями госсектора учетной политики установлены положениями Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н). Согласно п. 6 Инструкции N 157н в рамках учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

В конце 2016 года из п. 6 Инструкции N 157н была исключена информация о необходимости утверждения в рамках учетной политики правил документооборота и технологии обработки учетной информации, в том числе порядка и сроков передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Соответствующие положения теперь обязательны для включения в договор (соглашение) о ведении бухгалтерского учета в ситуации, когда ведение бухгалтерского учета передано иному учреждению, централизованной бухгалтерии (п. 9 Инструкции N 157н).

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то она представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Порядок составления учетной политики

Учетная политика утверждается вновь созданным учреждением и подлежит применению последовательно из года в год (смотрите также ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Дальнейшее ежегодное утверждение учетной политики не требуется.

При этом учетная политика может представлять собой как единый документ с набором приложений, так и перечень отдельно изданных локальных актов учреждения – приказов, распоряжений (смотрите также Письмо Минфина России от 17.08.2016 N 02-07-10/48198).

В учетную политику не следует вносить положения, которые урегулированы положениями действующего законодательства и не позволяют двоякого толкования.

Законодательство не запрещает в течение года (налогового периода) дополнять учетную политику новыми положениями. Такая необходимость может быть вызвана появлением в хозяйственной жизни учреждения событий, порядок отражения которых не урегулирован инструкциями, НК РФ, действующей учетной политикой.

В то же время внесение изменений в положения учетной политики возможно с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского (бюджетного) учета могут быть внесены в случаях (ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ):

1) изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Изменения в учетную политику для целей налогообложения могут быть внесены, согласно положениям ст. 313 НК РФ, в случаях изменения:
— законодательства о налогах и сборах;
— применяемых методов учета.

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета

Положения учетной политики, безусловно, зависят от особенностей учреждения, для которого она устанавливается. Формальный подход при ее составлении неприменим, поскольку именно учетная политика может послужить весомым аргументом для обоснования позиции учреждения в ходе проведения проверок.

Необходимые элементы учетной политики, которые должны раскрыть учреждения в своих локальных актах, приведены в п. 6 Инструкции N 157н.

На что еще следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета? Вот некоторые аспекты.

Особенности формирования номеров счетов рабочего плана счетов.

Всем известно, что счета бухгалтерского (бюджетного) учета применяются учреждениями не во всем их многообразии. Поэтому важно в рамках формирования учетной политики утвердить рабочий план счетов. При этом бюджетные (автономные) учреждения по общему правилу в 5-14 разрядах номеров счетов указывают нули (смотрите, в частности, п. 21.2 Инструкции N 157н). Указание нулей при формировании 1-17 разрядов отдельных номеров счетов бюджетного учета предусмотрено и для казенных учреждений. Однако учетной политикой может быть установлено указание в этих разрядах соответствующих составных частей бюджетной классификации, если это необходимо (смотрите также Письмо Минфина России от 15.02.2016 N 02-07-10/41780).

Порядок формирования резервов предстоящих расходов

Порядок формирования резервов предстоящих расходов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) необходимо утвердить в рамках формирования учетной политики учреждения. Данное положение прямо предусмотрено п. 302.1 Инструкции N 157н. Соответствующие разъяснения неоднократно давались и в письмах Минфина России. Примеры отражения в учетной политике отдельных составляющих порядка формирования резервов приведены в системном Письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998.

Особенности ведения учета на забалансовых счетах.

Положения Инструкции N 157н относительно учета на забалансовых счетах зачастую указывают на необходимость отражения отдельных моментов в учетной политике. Так, необходимо закрепить перечень бланков, относимых к БСО, перечень материальных ценностей, учитываемых на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п.п. 337, 349 Инструкции N 157н). Положениями учетной политики бюджетного (автономного) учреждения регулируется порядок списания задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (п. 371 Инструкции N 157н). Возможность учета основных средств на счете 21 в размере балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов, а не в условной оценке также устанавливается учетной политикой (п. 373 Инструкции N 157н). Учетной политикой можно предусмотреть введение и новых забалансовых счетов, к примеру, для обособленного учета полученных в постоянное бессрочное пользование земельных участков до завершения оформления госрегистрации права (Письмо Минфина России от 23.01.2017 N 02-07-10/3362).

Порядок отражения в учете обязательств, принятых учреждением.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых в учете учреждения отражается принятие обязательств (в том числе на счетах санкционирования), устанавливается учетной политикой. К примеру, учетной политикой может быть предусмотрено, что основанием для признания налогового обязательства по итогам года является налоговая декларация (Письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857). В зависимости от сроков ее представления данные из налоговой декларации могут быть отражены или не отражены в годовом отчете, представляемом учреждением.

Указание кода аналитики при уплате НДС с полученных доходов.

Бюджетные (автономные) учреждения должны урегулировать положениями учетной политики код аналитики (130 или 180), по которому следует отражать уплату НДС в бюджет (п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России Минфина России от 01.07. 2013 N 65н).

Порядок применения и способы заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Положениями учетной политики можно закрепить порядок применения Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) для случаев приобретения, безвозмездной передачи, продажи объектов НФА, Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) при модернизации объектов нематериальных активов. Учетной политикой определяется и способ заполнения Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

Опубликовано 16.08.2017

Заканчивается декабрь, а значит, самое время вспомнить об учетной политике на 2006 год. О том, как сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, каким должно быть содержание ее разделов, читайте в нашей статье.

Учетная политика организации для целей бухгалтер­ского учета (далее — учетная политика) — это внутрен­ний документ организации, раскрывающий всем заинте­ресованным лицам «все особенности бухгалтерского учета этой организации в конкретном отчетном перио­де». Обычно она формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации, утверждается руководите­лем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика вновь создан­ной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации, и считается применяемой со дня ее созда­ния (п. 10 ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № бОн).

Учетная политика представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтер­ского учета организации, имеющую методологическую и организационно-техническую составляющие. Рассмотрим некоторые из методологических элементов учетной поли­тики.

Нематериальные активы

В части учета НМА в учетной политике организации должны быть рассмотрены два элемента их учета.

1 Способ начисления амортизации по нематериаль­ным активам.

Организация может начислять амортизацию по нема­териальным активам одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 15 ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 91 н). Отметим, что для разных групп однородных НМА могут применяться различные способы начисле­ния амортизации. Поэтому перед выбором способа начисления амортизации нематериальные активы совету­ем вам распределить по группам, объединенным общи­ми признаками.

2 Способ отражения в бухгалтерском учете амортиза­ционных отчислений по нематериальным активам.

Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете могут отражаться одним из следующих способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете; путем уменьшения первоначальной стоимости нематери­ального актива (п. 21 ПБУ 14/2000).

Расходы на НИОКР

В учетной политике организации должен быть рассмо­трен способ списания расходов на НИОКР. Списывать рас­ходы по каждой выполненной работе можно либо линей­ным способом, либо пропорционально объему продук­ции (работ, услуг) (п. 11 ПБУ 17/02, утв. Приказом Минфи­на РФ от 19.11.2002 № 115н). Выбранный способ списания расходов должен применяться в течение всего срока ис­пользования результатов выполненных работ.

Линейный способ предполагает равномерное (в тече­ние срока использования полученных результатов) списа­ние расходов. При использовании способа списания про­порционально объему продукции сумма расходов, под­лежащая списанию, исчисляется исходя из отношения об­щей суммы расходов по конкретной работе за весь срок применения результатов НИОКР к предполагаемому объ­ему выпуска продукции за тот же период.

К сведению!

Срок списания расходов по научно-исследователь­ским, опытно-конструкторским и технологическим ра­ботам определяется организацией самостоятельно ис­ходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ, в течение которо­го организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок по­лезного использования не может превышать срок дея­тельности организации.

Основные средства

В учетной политике организации в части учета объек­тов ОС должны быть рассмотрены следующие элементы их учета:

1 Способ начисления амортизации по объектам ОС.

В бухгалтерском учете начисление амортизации может производиться одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чи­сел лет срока полезного использования; списания стоимо­сти пропорционально объему продукции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 2бн). При этом организация может применять один способ по всем основным средствам или для разных групп однородных основных средств использовать раз­ные способы.

2 Способ отражения в бухгалтерском учете амортиза­ционных отчислений по основным средствам.

В п. 25 ПБУ 6/01 сказано, что суммы начисленной амор­тизации по объектам основных средств отражаются в бух­галтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

3 Лимит стоимости ОС, списываемых на затраты в мо­мент ввода в эксплуатацию и способ списания стоимости ОС, не превышающий 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного исходя из технологических осо­бенностей.

В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологиче­ских особенностей, разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Следовательно, сумму лимита в размере 10 000 руб. или менее необходимо за­крепить в учетной политике. Например, можно устано­вить лимит 5000 руб. При этом в учетной политике орга­низации следует также предусмотреть варианты списания стоимости таких основных средств:

—путем начисления амортизации;

—путем единовременного списания на затраты по ме­ре их отпуска в производство или в эксплуатацию.

4 Порядок списания книг, брошюр, периодических изданий.

В п. 18 ПБУ 6/01 указано, что приобретенные книги, брошюры и т. п. издания организации разрешается списы­вать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

5 Способ ведения инвентарного учета.

Учет ОС в организации может осуществляться с исполь­зованием либо инвентарных карточек учета основных средств (например, формы № ОС-б «Инвентарная карточ­ка учета объекта основных средств»), либо инвентарной книги с указанием в ней необходимых сведений об объе­ктах ОС по их видам и местам нахождения (см. п. 12 Ме­тодических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91 н).

Материально-производственные запасы

Что касается учета МПЗ, то в учетной политике органи­зации должны быть рассмотрены следующие элементы их учета:

1 Способ отражения процесса приобретения и загото­вления материалов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрено, что организация может отражать процесс приобретения и заготовления МПЗ либо по фактической себестоимости, либо, используя учетные цены. Другими словами, используя или нет счета 15 «Заготовле­ние и приобретение материальных ценностей» и 16 «От­клонение в стоимости материальных ценностей».

2 Способ учета и оценки приобретаемых товаров.

Согласно ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н), товары, приобретаемые организаци­ей для дальнейшей перепродажи, являются одним из видов материально-производственных запасов и учиты­ваются на счете 41 «Товары». Организации розничной торговли могут учитывать товары на счете 41 либо по покупной стоимости, либо по продажным (розничным) ценам. Если организация выбрала метод учета по про­дажным ценам, то торговые наценки учитываются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонден­ции с дебетом счета 41.

3 Способ учета многооборотной тары.

Независимо от условий приобретения тары организа­цией-продавцом, поставщиком и т. п. (покупка или изго товление непосредственно в организации) тара принима­ется к бухгалтерскому учету по фактической себестоимо­сти. Фактическая себестоимость приобретаемой тары (кроме тары, поступившей с поставленной продукцией) слагается из всех расходов по ее покупке и доставке в ор­ганизацию или затрат по ее изготовлению (п. 63—69 Ме­тодических указаний по бухгалтерскому учету материаль­но-производственных запасов). В случае наличия в орга­низации значительной номенклатуры и высокой скорости оборачиваемости тары и (или) тарных материалов разре­шается вести синтетический и аналитический учет тары в учетных ценах. При возникновении разницы между фак­тической себестоимостью изготовления тары или факти­ческими расходами по ее покупке у сторонних организа­ций и учетной ценой этой тары указанная разница списы­вается со счетов учета затрат («Вспомогательное произ­водство») или счетов учета расчетов (при покупке тары) на счета учета финансовых результатов как операцион­ные расходы. Учетные цены устанавливаются организаци­ей самостоятельно, дифференцированно по видам тары (наименованиям, размерам, сортам и т. п.) применитель­но к порядку, изложенному по материалам в Методиче­ских указаниях.

4 Способ учета выпуска и оценки готовой продукции.

Готовой продукцией признается продукция, предна­значенная для продажи, которая прошла все необходи­мые стадии производства. Для отражения в бухгалтер­ском учете готовой продукции организация может вы­брать способ ее оценки: по фактической себестоимости; по нормативной (плановой) производственной себестои­мости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) (см. п. 203—205 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При учете по фактической себестоимости закон­ченная изготовлением продукция приходуется на склад и отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство»). При использова­нии для учета готовой продукции нормативной (плано­вой) производственной себестоимости применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

5 Способ принятия к учету транспортно-заготовитель-ных расходов (ТЗР).

В бухгалтерском учете к ТЗР организации относятся за­траты, непосредственно связанные с процессом заготов­ления и доставки материалов в организацию (п. 70 Мето­дических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Согласно п. 83 Методических указаний ТЗР организации могут при­ниматься к учету путем:

—отражения на отдельном счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным доку­ментам поставщика с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей»;

—отражения на отдельном субсчете к счету 10 «Мате­риалы»;

непосредственного (прямого) включения в фактиче­скую себестоимость материала (присоединение к дого­ворной цене материала, к денежной оценке вклада в ус­тавный (складочный) капитал в форме МПЗ, к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Отметим, что первый и второй варианты предусматри­вают применение учетной цены материалов и обособлен­ное отражение ТЗР. Третий вариант может применяться только на предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поста­вок в течение отчетного периода.

6 Способ списания транспортно-заготовительных рас­ходов (ТЗР).

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому уче­ту МПЗ указано, что списание отклонений в стоимости ма­териалов или ТЗР по отдельным видам или группам мате­риалов может производиться организацией либо пропор­ционально учетной стоимости материалов, исходя из от­ношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклоне­ний или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и по­ступивших материалов в течение месяца (отчетного пери­ода) по учетной стоимости либо используя один из упро­щенных методов, предусмотренных п. 88 Методических указаний.

7 Способ оценки МПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии.

Оценка МПЗ, отпускаемых в производство (или для иных целей) может производиться организацией одним из четырех способов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы; по средней себесто­имости; по себестоимости первых по времени приобре­тения материально-производственных запасов (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени при­обретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Напомним, что оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что ма­териально-производственные запасы используются в те­чение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т. е. запасы, первыми по­ступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобре­тений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что ма­териально-производственные запасы, первыми поступа­ющие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности при­обретения.

Учет косвенных расходов

В учетной политике организации в части учета косвен­ных расходов организации необходимо отразить способ учета косвенных расходов организации (общехозяйствен­ных расходов).

Напомним, что сегодня в бухгалтерском учете преду­смотрено два варианта отражения этих затрат. Первый вариант предусматривает, что по окончании месяца расходы, накопленные на счете 26 «Общехозяйствен­ные расходы», списываются на счета учета затрат на производство, в частности в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Об­служивающие производства и хозяйства» (если обслу­живающие производства и хозяйства выполняли рабо­ты и оказывали услуги на сторону). Второй вариант пре­дусматривает, что управленческие расходы в полном объеме ежемесячно списываются непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (см. п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»; Инструкцию по применению Плана сче­тов).

Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию

В соответствии с п. 32 ПБУ 15/01 (утв. Приказом Минфи­на РФ от 02.08.2001 № бОн) в учетной политике организа­ция должна рассмотреть как минимум:

1 Порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную.

В части учета долгосрочной задолженности по полу­ченным займам и кредитам организация-заемщик долж­на отразить способ их учета из двух возможных вариан­тов, предусмотренных п. 6 ПБУ 15/01.

Напомним, что в соответствии с установленной в орга­низации заемщика учетной политикой заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать находящиеся в его распо­ряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной за­долженности. При выборе первого варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производится в момент, когда по условиям договора зай­ма и (или) кредита до возврата основной суммы долга ос­тается 365 дней. При выборе второго варианта перевод срочной краткосрочной и (или) долгосрочной задолжен­ности по полученным займам и кредитам в просрочен­ную производится организацией-заемщиком в день, сле­дующий за днем, когда по условиям договора займа и (или) кредита заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.

2 Состав и порядок списания дополнительных затрат по займам.

В части учета дополнительных расходов по получен­ным займам и кредитам организация-заемщик должна отразить способ их списания из двух возможных вариан­тов, предусмотренных п. 20 ПБУ 15/01: организация может отразить их либо в отчетном периоде, в котором они бы­ли произведены, либо учесть их как дебиторскую задол­женность, а затем отразить их в составе операционных расходов в течение срока погашения заемных обяза­тельств, в связи с которыми они возникли.

3 Способ начисления и распределения причитающих­ся доходов по заемным обязательствам.

4 Порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

Финансовые вложения

В учетной политике организации в части учета финан­совых вложений должен быть раскрыт способ оценки фи­нансовых вложений при их выбытии.

Все финансовые вложения подразделяются на две группы. В первую группу входят финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную сто­имость. Ко второй группе относятся финансовые вложе­ния, по которым их текущая рыночная стоимость не оп­ределяется. Правила учета активов, относящихся к фи­нансовым вложениям, установлены ПБУ 19/02 «Учет фи­нансовых вложений» (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 12бн).

Согласно п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии актива, принято­го к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложе­ний, по которому не определяется текущая рыночная сто­имость, его стоимость определяется исходя из оценки по одному из следующих способов:

—по первоначальной стоимости каждой единицы бух­галтерского учета финансовых вложений;

—по средней первоначальной стоимости;

—по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Резервы

Отметим, что в целях равномерного включения пред­стоящих расходов в издержки производства или обраще­ния отчетного периода организация может создавать ре­зервы на:

— предстоящую оплату отпусков работникам;

—выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

—выплату вознаграждений по итогам работы за год;

—ремонт основных средств;

—производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

—предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

—предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору про­ката;

—гарантийные ремонт и обслуживание.

Резерв может создаваться и на другие цели, преду­смотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина РФ. Если организация при­мет решение создать вышеуказанные резервы (продол­жить их использование в следующем году), то в учетной политике необходимо указать не только название соз­даваемых резервов, но и особенности их формирова­ния (использования).

Организационно-технические элементы учетной политики

Кроме того, в составе учетной политики для целей бух­галтерского учета обязательно утверждаются:

—рабочий План счетов бухгалтерского учета, содер­жащий синтетические и аналитические счета, необходи­мые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и от­четности;

—формы первичных учетных документов, применяе­мых для оформления фактов хозяйственной деятельно­сти, по которым не предусмотрены типовые формы пер­вичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

—порядок проведения инвентаризации активов и обя­зательств организации;

—правила документооборота и технология обработки учетной информации;

—порядок контроля за хозяйственными операциями;

—другие решения, необходимые для организации бух­галтерского учета.

В учетной политике не стоит подробно излагать весь график документооборота, достаточно отразить лишь основные его правила. График, если это необходимо, можно определить отдельным внутренним докумен­том, в котором в виде схемы или таблицы указываются лица, ответственные за оформление, исполнение, обра­ботку и проверку каждого документа, а также срок ис­полнения документа и порядок передачи в архив. Нали­чие такого графика документооборота позволит вам рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составить отчет­ность.

Итак, мы перечислили некоторые показатели, которые организации обязаны предусмотреть в учетной политике, и теперь попробуем обобщить все вышеуказанное на примере приказа по учетной политике условного малого предприятия — ООО «Мир».

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

Приказ от 20.12.2005 № 52

«Об учетной политике организации»

Приказываю:

1. Утвердить учетную политику организации для целей бухгалтерского учета (Приложение № 1).

2. Утвердить формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной дея­тельности, по которым не предусмотрены типовые формы (Приложение № 2).

3. Утвердить рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необхо­димые для ведения бухгалтерского учета в 000 «Мир» в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (Приложение № 3)*.

4. Утвердить график документооборота в 000 «Мир» на 2006 год (Приложение № 4)*.

5. Признать утратившим силу Приказ от 28 декабря 2004 г. № 52 «Об учетной политике организации».

6. Ввести в действие настоящий Приказ с 01.01.2006.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на главного бухгалтера организации.

Директор ООО «Мир»

Иванова А.

* Приложения 3 и 4 в данной статье не приводятся.

Приложение № 1 к Приказу от 20.12.2005 № 52

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н, и По­ложениями по бухгалтерскому учету (ПБУ № 1—20), утвержденными Минфином РФ, приказываю:

1. Бухгалтерский учет осуществлять бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером.

2. Бухгалтерский учет вести по журнально-ордерной форме в электронном виде, используя программу автоматиза­ции бухгалтерского учета «1С:Предприятие 8.0».

3. Первоначальную стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполне­ние обязательств (оплату) неденежными средствами, определять исходя из стоимости товаров (ценностей), передан­ных или подлежащих передаче организацией.

4. Стоимость нематериальных активов погашать посредством начисления амортизации.

5. Начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом исходя из их первоначаль­ной стоимости и норм амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов.

6. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов», предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации.

7. Срок полезного использования нематериальных активов определять исходя из срока действия патента, свиде­тельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законода­тельству РФ и ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать эко­номические выгоды (доход).

8. Под первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, считать стоимость ценностей, переданных или подлежащих переда­че организацией.

9. Первоначальную стоимость основных средств, которые стоят более 10 000 руб. за единицу, погашать посредством начисления амортизации.

10.Начисление амортизации объектов основных средств производить линейным способом исходя из их первона­чальной (восстановительной) стоимости и норм амортизации, исчисленных из срока полезного использования этих объектов.

11.Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 02 «Амортизация основных средств», предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

12.Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списывать на расходы по мере их отпу­ска в производство или эксплуатацию.

13.Процесс приобретения и заготовления материалов отражать с использованием счетов 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

14.Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) принимать к учету путем их отнесения на отдельный субсчет сче­та 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

15.Списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) производить исходя из отношения суммы остатка величины отклонения (ТЗР) на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений (ТЗР) за месяц (отчетный период) к сум­ме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетно­го периода).

16.Отпуск материально-производственных запасов в производство (ином выбытии) осуществлять по средней себе­стоимости.

17.Учет расходов по обычным видам деятельности вести с использованием счетов 20—29.

18.Коммерческие и управленческие расходы признавать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, ус­луг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

19.Для учета выпуска продукции (работ, услуг) использовать счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

20.Готовую продукцию оценивать по нормативной производственной себестоимости.

21.Долгосрочную задолженность по полученным займам и (или) кредитам переводить в краткосрочную в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

22.Резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выпла­ту вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; предстоящие затраты по ремонту предметов, пред­назначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не создавать.

23.Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и списывать равномерно в тече­ние периода, к которому они относятся.

24.В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности провести инвентаризацию всего имущества организации независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств в декабре 2006 г., денежных средств в кассе — ежемесячно, а при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хище­ния, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуа­ций, вызванных экстремальными условиями, — в порядке, определенном в Приказе ООО «Мир» от 10.11.2000 № 344.

Оставьте комментарий