Уголовная ответственность за госзакупки

Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» направлен на устранение пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и на противодействие коррупции в названной сфере.

Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьей 200-4, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, уполномоченными заказчиком, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Уголовный кодекс Российской Федерации также дополняется статьей 200-5, которой устанавливается ответственность за подкуп лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав. В примечании к этой статье определяются основания для освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам.

Федеральным законом в статью 304 Уголовного кодекса Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С учётом предусмотренной Федеральным законом санкции в виде штрафа, кратного сумме подкупа, вносятся изменения в статью 46 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Корреспондирующие изменения вносятся в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части, касающейся отнесения к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации дел о преступлениях, предусмотренных статьями 200-4 и 200-5 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подробнее с документом можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Прокурор города Балаково Д.В. Сернов

Если бы можно было передать эту тему одним предложением, оно бы звучало так: «В специальная норма, которая бы предусматривала ответственность участника публичных закупок, отсутствует». Но, к сожалению, уголовную ответственность участников публичных закупок одним предложением выразить невозможно.

По данным Минэкономразвития за 2018 год, в электронной системе публичных закупок всего зарегистрировано более 210 тыс. участников и заявлено 2,730 млн закупок на предполагаемую стоимость более 2,072 трлн грн.

Соответственно, ввиду разнообразия форм закупок, количества участников, использования бюджетных средств и отсутствия в специальной статьи, которая предусматривала бы ответственность участников публичных закупок, очевиден огромный интерес разнообразных правоохранительных органов к обозначенной сфере.

Действующим (далее – УК Украины) четко определено, что основанием для уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Согласно данной норме уголовного права участников публичных закупок можно привлечь к уголовной ответственности на основании более десятка статей .

Так, какие же составы преступлений по действующему могут стать основанием для привлечения участника закупок к уголовной ответственности?

Для ответа на этот вопрос следует понимать, что состав любого преступления состоит из четырех обязательных элементов:

– субъекта,

– субъективной стороны,

– объекта и

– объективной стороны.

Например, участники публичных закупок, как потенциальные субъекты преступлений, согласно подпадают под понятия общего и специального субъекта преступления, поэтому никакие особенности в этой части УК Украины не предусмотрены.

С субъективной стороны потенциально возможные составы преступлений, которые могут быть инкриминированы участникам закупок, характеризуются в основном прямым умыслом и корыстным мотивом. Иными словами, в момент совершения преступления участник закупок должен четко осознавать общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидеть его общественно опасные последствия и желать незаконного обогащения (как своего, так и третьих лиц) за счет совершения противоправных действий.

В целом, Единый государственный реестр судебных решений (далее – ЕГРСР) изобилует судебными решениями о привлечении участников закупок к уголовной ответственности.

Например, в результате анализа ЕГРСР очевидно, что у правоохранительных органов нет единого механизма квалификации правонарушений в сфере публичных закупок. Так, в соответствии с одно и то же деяние участника закупок было квалифицированно по разным статьям УК Украины – и .

Наиболее распространенным составом преступления в сфере государственных закупок является предусмотренный (согласно ЕГРСР) – присвоение или растрата чужого имущества, которое было вверено лицу либо находилось в его ведении. Так, самое громкое дело НАБУ в сфере государственных закупок последних лет – дело о расхищении должностными лицами и участником закупок – компанией «Трейд Комодити» государственных средств на покупку топлива для нужд Минобороны, по мнению детективов НАБУ, как раз содержит состав преступления, предусмотренный .

Нередки попытки правоохранителей привлечь к ответственности участников госзакупок по – «причинение значительного имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков мошенничества», – «использование заведомо поддельного документа», – «злоупотребление полномочиями, то есть умышленное, с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц использование вопреки интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы должностным лицом такого юридического лица своих полномочий, если это нанесло существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц». В таком случае участник закупок, а именно его должностное лицо, будет выступать специальным субъектом преступления.

Кроме того, потенциальный состав преступления в действиях участника госзакупок предусмотрен и в – «несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, что привело к утечке, потере, подделке, блокированию информации, искажению процесса обработки информации или к нарушению установленного порядка ее маршрутизации».

Для ответа на наш вопрос следует также понимать, что согласно закупка может быть осуществлена путем применения одной из таких процедур: открытые торги, конкурентный диалог и переговорная процедура. При этом каждая из них осуществляется заказчиком путем использования электронной системы закупок.

Исходя из сказанного, в случае желания каким-либо образом повлиять на результат электронных торгов вполне реальной представляется . Зачастую в деянии участника торгов помимо состава преступления, предусмотренного указанной статьей, имеет место и состав преступления, предусмотренный .

Стоит отметить, что процедурные нарушения в закупках сами по себе не являются основанием для расследования правоохранительными органами. Анализ публичных закупок и, соответственно, возбуждение уголовных дел по фактам нарушений законодательства осуществляется правоохранителями на этапе исполнения договоров.

Еще один важный момент, который напрямую влияет на возможность привлечения участников закупок к ответственности, заключается в том, что ввиду отсутствия в специальной нормы, предусматривающей ответственность участника публичных закупок, досудебное расследование по фактам возможных уголовных правонарушений осуществляется детективами Национального антикоррупционного бюро, Национальной полицией Украины на основании , , органами Прокуратуры, Службой безопасности Украины, соответствующие задачи которой определены в , и .

Кроме того, в порядке надзора в соответствии с п. 5.3 Порядка взаимодействия между органами государственной контрольно-ревизионной службы (ГКРС) и органами прокуратуры, внутренних дел и Службы безопасности Украины, утвержденного , который зарегистрирован в Минюсте 25.10.2006 под № 1166/13040, в случае выявления нарушений законодательства ревизией, проведенной не по обращениям правоохранительных органов, ревизионные материалы, в которых зафиксированы нарушения, предусматривающие уголовную ответственность или содержащие признаки коррупционных деяний, передаются в правоохранительный орган в полном объеме в установленные сроки.

Следует заметить, что согласно обвинительный приговор, как отправная точка привлечения к ответственности участника закупок, не может базироваться на предположениях и выносится судом только при условии доказанности в ходе судебного рассмотрения вины лица в совершении преступления.

В то же время статистика обвинительных приговоров участников закупок через тендерную процедуру показывает нам, что большинство таких уголовных дел в суд просто не доходят и закрываются на стадии досудебного расследования.

ВЫВОД:

В целом, с учетом незначительного процента привлечения участников закупок к уголовной ответственности, можно прийти к выводам, что нарушения в сфере государственных закупок либо практически совсем исчезли, либо остаются безнаказанными или же свидетельствуют о низкой квалификации правоохранителей, осуществляющих досудебное расследование преступлений в этой сфере. В любом случае досудебное расследование этих правонарушений необходимо вверить единому государственному правоохранительному органу, а действующую редакцию дополнить специальной нормой, предусматривающей ответственность участников закупок.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, устанавливающий уголовную санкцию за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения госнужд. В частности, за провокацию подкупа в сфере госзакупок вводится максимальное наказание в виде лишения свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»1).

О том, какие именно действия хозяйствующих субъектов запрещены законом о защите конкуренции, узнайте из материала «Антимонопольное регулирование» в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Кроме того, вводится уголовное наказание за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена закупочной комиссии, лица, принимающего услуги или товар по госконтракту, либо иным представителем госзаказчика. Речь идет о сотрудниках, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. За совершение этого преступления установлена максимальная санкция в виде лишения свободы на срок до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Документ вступит в силу 4 мая.

Напомним, что с 1 июля госзаказчики будут устанавливать требование к обеспечению заявок при проведении закупок стоимостью свыше 1 млн руб., а с 1 июня банки, выдающие банковские гарантии, обеспечивающие заявки и контракты по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должны будут соответствовать ряду требований, одно из которых – наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемых по методике Банка России, по состоянию на последнюю отчетную дату.

1 С текстом Федерального закона от 23 апреля.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном официальном интернет-портале правовой информации (№ опубликования 0001201804230037).

Оставьте комментарий