Уголовная ответственность за регистрацию иностранных граждан

Ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации установлена статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, уголовная ответственность предусмотрена статье 322.3 Уголовного кодекса РФ.

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания понимается:

— постановка на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

— постановка на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без намерения лиц фактически проживать (пребывать) в этом помещении постановка на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);

— постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой лица в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Наказание по статьям 322.2, 322.3 УК РФ назначается в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо — лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Следует отметить, что законодателем предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего указанные преступления от уголовной ответственности, если оно способствовало его раскрытию и в его действиях не содержится иного состава преступления.

О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации можно ознакомиться по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65707/

САЯПИНА АННА СЕРГЕЕВНА – контент – менеджер Проекта «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов» (грант Президента РФ № 19-2-014143 от 29.10.2019) ANNA S. SAYAPINA — content Manager Of the project » Innovative and digital technologies of adaptation of migrants» (grant of the President of the Russian Federation No. 19-2-014143 dated 29.10.2019)
Нелегальная миграция: обзор, проблемы, пути их решения Illegal migration: overview, problems, ways of their solution
Аннотация.
В статье приведены статистика по миграционной ситуации в Российской Федерации, а также какие меры принимаются по сокращению количества нелегальных мигрантов
Annotation.
The article presents statistics on the migration situation in the Russian Federation, as well as what measures are taken to reduce the number of illegal migrants
Ключевые слова:
мигранты, нелегальная миграция, миграционная политика, национальная безопасность, социально-культурная, правовая и психологическая адаптация мигрантов, президентские гранты
Keywords:
migrants, illegal migration, migration policy, national security, socio-cultural, legal and psychological adaptation of migrants, presidential grants

Нелегальная миграция: обзор, проблемы, пути их решения

На проведенном 29 ноября 2019 г. в Нальчике заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: сфера межнациональных отношений требует «постоянного внимания, последовательной и серьезной работы». — Это как здоровье человека: нужно заниматься этим постоянно, — подчеркнул он.
Поэтому Президент Российской Федерации поручил руководителям всех регионов «держать вопросы государственной национальной политики на постоянном личном контроле, опираться на национально-культурные общественные объединения». Также В.В. Путин добавил, что государство должно предпринять все необходимые меры по социальной адаптации мигрантов, которые будут препятствовать распространению в стране экстремистских идей.
— Для всех регионов актуальна и тема трудовой миграции, в целом миграционной политики. «Нужны продуманные, эффективные меры по социальной адаптации мигрантов. Мы радушно принимаем и должны помогать тем, кто хочет жить, учиться, работать у нас. И в то же время необходимо отсекать, жестко отсекать любые риски, связанные с невежеством, распространением экстремизма, разного рода радикальных течений» — сказал Владимир Путин.
По данным Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее – ГУВМ МВД России) поставлено на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства за 9 месяцев 2019 г. – 14 940 455 человек, за аналогичный период прошлого года – 13 618 136 человек, что на 1 322 319 больше или рост составил – 9,7%.
По целям постановки на миграционный учет также наблюдается рост по следующим показателям, соответственно, за 9 месяцев 2019 г. и 9 месяцев 2018 г. (чел.):
— зарегистрировано по месту пребывания – 14 515 922 и 13 183 187, + 1 332 735 (110,1%);
— первично – 10 802 499 и 9 620 417, + 1 182 082 (112,3%);
— учеба – 478 753 и 380 879, + 97 874 (125,7%);
— работа – 4 252 536 и 3 873 855, + 378 681 (109,8%),
а по отдельным показателям снижение, в том числе:
— частная – 1 890 586 и 2 076 286, — 185 700 (91,1%);
— иное – 746 548 и 750 990, — 4 442 (99,4%).
Как видим, наибольший удельный вес около 30% составляют мигранты, которые регистрируются, указав цель приезда «работа» — (4 252 536 чел.). Из них получили патенты – 1 529 381 чел. или 36%, оформили разрешение на работу – 103 482 чел. или 2,4%, мигранты из стран ЕАЭС – 717 177 чел. или 16,9% (в т.ч. из Беларуси – 119 500 чел., Армении – 119 500 чел., Казахстана – 100 922 чел., Киргизии – 331 655 чел.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что остальное количество мигрантов 1 902 496 чел., т.е. 44,7% находятся в нелегальном поле, исходя из официальной статистики за 9 месяцев 2019 года. Между тем, учитывая нарастающее из года в год количество нелегальных мигрантов, по разным экспертным оценкам, в России их количество составляет от 8 до 10 миллионов. Большинство из них прибывают из стран Средней Азии, Украины и других государств (Китай, Вьетнам).
Это имеет негативные последствия для обеих сторон: России и мигрантов. Как правило, мигранты занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.
Анализ показателей преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства в России, Москве и Московской области в динамике за 2017, 2018 и 9 месяцев 2019 года (относительно общего количества преступлений и числа раскрытых преступлений), проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы:
1. Наблюдается пусть и незначительное, но снижение количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, и их доли в общем массиве зарегистрированных преступлений как в России в целом, так и в городе Москве на протяжении 3 лет с 2017 по 2019 г.г. (По России на 0, 2%, по Москве на 0,4%); в Московской области в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдался рост на 0, 7%, в 2019 году показатель остался на уровне 2018 года.
2. Имеет место рост уровня преступности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве всего на 1,1% за 3 года; по России и в Московской область данный показатель существенно не изменился.
3. Количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, в общем числе зарегистрированных преступлений в России, в Москве и в Московской области, существенно отличается. Так, за 9 месяцев 2019 года оно составило по России 1,8%, по Москве – 4,5%, по Московской области – 7,6%. Данная тенденция объясняется большей концентрацией иностранных граждан и лиц без гражданства в данных субъектах Российской Федерации (более 50% от всех находящихся в России).
На постоянной основе в регионах и на местном уровне проводятся оперативно-профилактические операции «Нелегальный мигрант».
В результате этих мероприятий выявляются факты не только незаконного нахождения мигрантов в Российской Федерации, но и занятия незаконной трудовой деятельностью.
Например, в Московской области (д. Староникольское Можайского района) в жилом доме уроженцы одной из среднеазиатских республик организовали пошив рабочей одежды и спортивных сумок, работники этого цеха были подвергнуты административному наказанию и выдворению за пределы Российской Федерации, по организаторам – возбуждено уголовное дело по статье по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация незаконной миграции».
Аналогичные нарушения выявлены в Томской области. В результате проведения 4-го этапа «Нелегальный мигрант» сотрудниками полиции проверено 3110 объектов, в том числе: 26 объектов промышленности; 1 объект сельского хозяйства; 62 объектов строительства; 60 объектов торговли; 10 объекта бытового обслуживания; 2050 объектов транспорта; 841 объектов жилого сектора; 60 объектов иной сферы. В результате проведенных проверок выявлено 196 нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, выявлено 61 административное правонарушение в области привлечения и использования иностранных работников.
За пределы Российской Федерации выдворено в административном порядке 4 иностранных гражданина, депортировано 3 иностранных гражданина, принято 16 решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.Сотрудниками полиции проверено 219 мест компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, по результатам возбуждено 2 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и 1 уголовное дело, предусмотренных статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В городе Воронеже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация незаконной миграции», решается вопрос об избрании меры пресечения в отношении гражданина, который в период с октября по ноябрь текущего года за денежное вознаграждение оказывал содействие 49 мигрантам в фиктивной постановке на регистрационный учет. При этом он составлял с ними договор на проведение ремонтных работ в своей квартире, тем самым легализировав их пребывание на территории города Воронежа, между тем они в указанной квартире не проживали и заявленную в договоре трудовую деятельность не осуществляли.
Аналогичные нарушения фиктивной постановки на учет выявлены в Астрахани – 175 мигрантов, в Нижегородской области – 8 мигрантов (возбуждено уголовное дело по признаку преступления, предусмотренного статьей 322.3 УК РФ, в Краснодарском крае — сотрудники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю совместно с Центром противодействия экстремизму и Госавтоинспекцией краевого главка при поддержке бойцов спецподразделения при реализации информации, поступившей оперативным путем, проверили документы пассажиров автобуса, следующего в одну из стран ближнего зарубежья. Установлено, что среди 35 пассажиров — 22 иностранных гражданина находились на территории Российской Федерации незаконно; в Астрахани — возбуждено уголовное дело в отношении местной жительницы, подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного статьёй 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации» за недостоверные сведения о постановке на учет 119 граждан Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и других стран.
ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ по факту организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, совершенного организованной группой.Фигурант поделился идеей с родственниками – женой, братом жены, сестрой, тещей, а также двумя знакомыми – сделав их тем самым соучастниками незаконной деятельности.Одни участники группы искали клиентов среди иностранцев. Другие, будучи собственниками жилых помещений, регистрировали по месту пребывания или жительства иностранных граждан без намерения предоставить им для этих целей жилье. За период с 2016 по 2018 год подобным образом организовано незаконное пребывание 76 иностранцев, из которых ряд лиц привлечены к административной ответственности, за пределы Российской Федерации в административном порядке выдворено 5 иностранных граждан.
Сотрудниками иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области совместно с сотрудниками Центра противодействия экстремизму и Управления уголовного розыска УМВД России по Томской области, при содействии УФСБ России по Томской области и поддержке Росгвардии проверено 93 мигрантов, по которым составлены 14 административных протоколов по части по части 1 статьи 18.8, 18.9, 18.10, КоАП Российской Федерации.
Сотрудники Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области получили оперативную информацию о незаконном пребывании иностранных граждан на территории дачного массива около села Чемодановка Бессоновского района. В ходе рейда полицейские при поддержке бойцов Росгвардии проверили садоводческие товарищества в указанной местности и обнаружили 29 мигрантов, которые проживали в заброшенных дачных домиках. Жилища они отапливали с помощью самодельных печей, восемь граждан не имеющих законных оснований находиться на территории Российской Федерации были выдворены из нашего государства, другие оштрафованы по ст. 18 КоАП РФ
При проведения рейдовых мероприятий на объектах сферы обслуживания (предприятия общественного питания), расположенных на территории города Калуги, сотрудниками управления по вопросам миграции УМВД России по Калужской области выявлены 5 иностранных граждан из ближнего зарубежья (Республик Узбекистан и Таджикистан), незаконно осуществляющих трудовую деятельность и находящихся на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания) в России. Нелегальные мигранты трудились в пунктах общественного питания в качестве поваров и осуществляли изготовление хлебобулочных изделий, имеющихся в ассортименте кафе.
В ходе проведения мероприятий по противодействию незаконной миграции на территории региона сотрудниками Управления по вопросам миграции и Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Калужской области на строительном объекте, расположенном в Калуге, выявлены 10 нелегальных мигрантов в качестве разнорабочих, осуществляющих трудовую деятельность по возведению межкомнатных перегородок и уборке строительного мусора. К ним применены административного воздействия в виде наложения административных штрафов в размере 2 000 рублей по каждому из совершенных ими административных правонарушений, а также выдворение за пределы Российской Федерации и последующим запретом на въезд в страну в течение 5 лет. В настоящее время проводится проверка на предмет установления и привлечения к административной ответственности работодателя, незаконно использующего труд иностранных работников, которому грозит административное наказание в виде штрафа в размере от 250 до 800 тысяч рублей за каждого нелегально привлеченного иностранного гражданина.
На состоявшейся 5 ноября 2019 г. в Российском государственном университете (РГГУ) Международной научно-практической конференции «Миграция в России и в современном мире: проблемы, перспективы, практические решения», организованной РГГУ совместно с Комиссией по миграционным вопросам и социально–культурной адаптации иностранных граждан Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Институтом социально-политических исследований РАН и Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция», председательствующий Паскачев Асламбек Боклуевич — член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и председатель Комиссии Совета по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа» отметил: «… Сегодня к нам едут в большинстве молодые люди, которые, в отличие от старшего поколения, хуже владеют русским языком, плохо знают нашу общую историю и культуру. И что существенно, они мало стремятся к адаптации в принимающем обществе, потому что нацелены на временное пребывание ради заработка и последующее возвращение домой. Однако адаптировать их необходимо.
— От того, насколько мигранты вписались в российский социум, зависит миграционная безопасность страны, являющаяся неотъемлемой частью государственной национальной безопасности, — сказал А.Б. Паскачев.
Фондом науки и образования — победителем конкурса на предоставление грантов Президента РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.2019 № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (грантодатель – Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества, грант от 29.10.2019 № 19-2-014143), приступившим с 01 ноября 2019 года к реализации мероприятий социально-значимого проекта «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов», проводится информационно-воспитательное анкетирование различных групп населения (представителей общественных, государственных, образовательных организаций, студентов, работодателей), в том числе, и мигрантов (декабрь 2019 г.). Информационно – воспитательный аспект для мигрантов заключается в том, что их необходимо проинформировать о последствиях нелегальной трудовой миграции. Поэтому очень актуально получить ответы на следующие вопросы:
13. Если будет объявлена миграционная амнистия, то она должна быть платной?
ДА/НЕТ (подчеркните). Если платной, то кто должен заплатить за легализацию мигрантов?
— сам мигрант
— работодатель, который пользуется трудом нелегальных мигрантов
— Россия
— затрудняюсь ответить
— Ваш вариант ответа______________________________________________________
14. Пользовались ли Вы услугами посредников при оформлении миграционных документов?
— ДА
— НЕТ.
Если «НЕТ», то где оформляете документы?_______
По результатам информационно-воспитательного анкетирования мигрантов, студентов, представителей государственных, общественных организаций и центров организованного набора мигрантов со сферой деятельности в Российской Федерации, онлайн-анкетирования посетителей сайта Фонда науки и образования онлайн-презентация будет размещена в полном объеме до 29 февраля 2020 года в Коммуникационном онлайн-центре адаптации мигрантов (в соответствии с календарным планом Гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества от 29.10.2019 № 19-2-014143 «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов»).

Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (КРФ), 2019 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УКРФ), 2019 г.
3. КоАП РФ, 2019 г.
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 30.11.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»
5. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622).
6. URL: http:///www.kremlin.ru
7. URL: www.government.ru
8. URL:https://sozd.duma.gov.ru/
9. URL: www.fadn.gov.ru
10. URL: www.мвд.рф
11. URL:https://www.nalog.ru/
12. URL:https://www.gosuslugi.ru/new
13. URL:http://crimestat.ru/offenses_map
14. URL:http://www.migimo.ru/
15. URL:http://www.фонд-науки.рф

  1. там же
  2. Для сведения: мигранты из ЕАЭС – могут работать без патента на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, а также заниматься трудовой деятельностью как самозанятые.
  3. По данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://crimestat.ru/offenses_map
  4. Для сведения: максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
  5. Санкция статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
  6. Для сведения — штраф в размере до пяти тысяч рублей.

Одна из проблемных тем, с которой жители обращаются на портал Мэра Москвы «Наш город» – незаконное проживание мигрантов в квартире. По поступившим обращениям осуществляются проверки участковыми уполномоченными полиции при непосредственной поддержке председателей совета общественных пунктов охраны порядка (ОПОП).

Если информация о проживании в жилых домах мигрантов подтверждается, об этом составляется протокол, который направляется в службу по вопросам миграции для проверки законности пребывания на территории Российской Федерации. Если факт нелегального проживания мигрантов подтверждается, информация оперативно передается правоохранительным органам и органам исполнительной власти для незамедлительного принятия мер к нарушителям.

Так, с начала 2018 года, в совет ОПОП района Аэропорт поступило 25 сообщений о предполагаемом незаконном проживании мигрантов. По каждому из них председатели советов ОПОП совместно с участковыми уполномоченными полиции провели адресные проверки. По 14 обращениям факты незаконного проживания мигрантов подтвердились, на нарушителей составлены протоколы по ст.18.8 КОАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации».

Председатель совета ОПОП района Авраменко Василий отмечает, что бдительность не бывает чрезмерной. Он призывает граждан в случае появления подозрительного арендатора немедленно сообщать об этом в правоохранительные органы, в общественные пункты охраны порядка или на портал «Наш город» для проведения оперативной проверки. Это позволит повысить антитеррористическую защищённость и обеспечить безопасное и комфортное проживание жителей.

Dec. 25th, 2013 03:07 pm Чем грозит новый закон о регистрации

«В 1921 году было несколько иначе, чем в 1924 г. Именно нельзя было так ездить: снялся и поехал черт знает куда! Очевидно, те, что ведали разъездами граждан, рассуждали приблизительно таким образом:
— Ежели каждый начнет ездить, то что же это получится?
Нужно было поэтому получить разрешение.»
М. Булгаков «Богема»
Попытался тут разобраться, чем же грозит нам всем новый закон об ужесточении наказания за нарушение правил регистрации, подписанный президентом несколько дней назад. Текст закона можно посмотреть вот здесь – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156010 или http://www.rg.ru/2013/12/25/izmeneniya1-dok.html. Там много чего понаписано: внесены дополнения в «Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в «Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и т. д.
Подробно пересказывать и разбирать все эти пункты не буду, поскольку главное для меня – понять, чем они грозят законопослушным гражданам. А грозят они появлением двух новых статей в Уголовном кодексе РФ и трёх статей – в Кодексе РФ об административных правонарушениях. То бишь, граждане, нас всех теперь дополнительно можно засудить за два уголовных и за три административных правонарушения. Сейчас попробую рассмотреть их все по порядку.
Для простоты, если отдельно не указано обратное, я объединяю понятия «постановка на миграционный учёт иностранного гражданина», «регистрация иностранного гражданина по месту жительства», «регистрация гражданина РФ по месту пребывания», «регистрация гражданина РФ по месту жительства» в одно общее понятие – «регистрация». Это всё немного разные вещи и регулируются они разными нормами, но за нарушение этих правил предусмотрены схожие санкции, а для объяснения сути дела так будет проще.
Уголовка
Итак, в Уголовном кодексе РФ появились две новые статьи и, соответственно, два новых преступления: «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ» (ст. 322.2 УК РФ) и «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ» (ст. 322.3 УК РФ). За эту самую «фиктивную регистрацию» по обеим статьям суд может впаять огромный штраф, принудительные работы и даже три года (!) лишения свободы.
Естественно, сразу возникает вопрос, что же это за зверь такой – фиктивная регистрация. Процитируем текст закона, причём наиболее интересные места я выделил жирным шрифтом.
Так вот, фиктивная регистрация гражданина РФ – это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2).
Фиктивная регистрация иностранных граждан похожа по содержанию – это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания)» (новая редакция УК РФ, ст. 322.3).
Что такое «намерение пребывать (проживать) в помещении», в чём оно выражается и как доказать его отсутствие у человека – лично мне не очень понятно. Например, мой друг зарегистрировал меня у себя дома на месяц, я у него прожил денёк и уехал в другое место – у меня было намерение проживать или нет? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, и я даже громогласно заявил ему о намерении проживать у него, но, только получив регистрацию, передумал и сразу уехал – это как расценивать? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, а потом говорит: «Слушай, дружище, извини, ко мне тёща с тестем приезжают, а они гостей не любят, поживи, пожалуйста, у кого-то другого» – было тут намерение «нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение» или он мне дурил голову?
В общем, когда отсутствие определённого мыслительного процесса в голове человека является неотъемлемой частью состава преступления – это выглядит несколько странно. Вы в любой момент можете сказать, что намерение у вас было, «но, знаете, как-то не сложилось». И кто, кроме вас, может достовернее сказать, что происходит у вас в голове? В общем, доказать «отсутствие намерения» в принципе невозможно, и как суды будут это делать, мне совершенно непонятно. Логика и здравый смысл подсказывают, что осудить человека по этим статьям невозможно. Но так как в российском суде возможно всё, то на логику и здравый смысл я бы, конечно, не уповал.
Разбираться в этом деле должны мировые судьи (им подсудна уголовка с наказанием не более чем на три года лишения свободы). С одной стороны, это наименее квалифицированные и компетентные судьи в российской судебной системе, с другой стороны, они ближе всего к населению и у них, возможно, ещё не атрофировано понятие о здравом смысле и справедливости, что иногда бывает с судьями вышестоящих судов. Короче, не очень понятно, как это всё будет реализовано на практике.
При этом, что характерно, в Уголовном кодексе РФ не появилось статей «Нерегистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства» или «Непостановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания» или что-то в этом роде. То есть неправильная регистрация наказывается, а если вы её не делаете – никакого наказания нет. Таким образом, собственник жилья будет иметь меньше стимулов регистрировать живущего у него человека. И я бы, кстати, тоже не рекомендовал делать это без лишней необходимости: как уже было сказано, российский суд может выдать какой-то кульбит и посадить вас на три года только за то, что вы прописали у себя приятеля из другого города, а он сразу свалил к себе домой. А если вы никому никакой регистрации не делали, то и повода наказывать вас нет. Вернее, есть повод наказать вас за административные правонарушения по новой статье 19.15.2 КоАП РФ или по старой статье 18.9 КоАП РФ (часть 4), но там максимальное наказание – штраф 5 тыс. р. (в Москве и Питере – 7 тыс. р.). А это, согласитесь, не так фигово, как загреметь в лагерь на три года.
Вывод такой: новый туманный и неоднозначный закон позволяет трактовать как преступные многие действия по оформлению регистрации, так что лучше без крайней необходимости никого не регистрировать. Если же вы кого-то не зарегистрировали, то это пока не считается преступлением, так что при прочих равных это более безопасный вариант.
Да, и ещё одно небольшое лирическое отступление. Я тут всё пугаю собственников жилья, а может быть, всё напрасно – вообще-то в законе недостаточно чётко указан субъект преступления. Ведь регистрация – это «фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2). То есть действие под названием «регистрация» производит «орган регистрационного учёта», а если точнее – работник Федеральной миграционной службы, которому вы относите все необходимые документы. Соответственно, это он производит регистрацию, а если вы принесли ему заведомо недостоверные документы или достоверные, но без намерения вашего гостя жить у вас, то опять же именно он производит фиктивную регистрацию, а вовсе не вы (вы же никого не регистрируете, вы только документы принесли). То есть по идее, если у вашего гостя нет намерения проживать в вашей квартире, закон предписывает наказать за фиктивную регистрацию именно этого несчастного работника ФМС. Выглядит абсурдно, так что, видимо, наказывать будут всё-таки собственника жилья. А может, и нет. Впрочем, я еще не изучал уголовное право, и могу, конечно, что-то напутать. Ау, специалисты по уголовке! Мне правильно кажется, что закон как-то хреново написан, или я просто что-то не до конца понимаю?
Административка
Но вернёмся к нашим баранам и поговорим о новых административных правонарушениях. Благодаря новому закону появились две новых статьи в КоАП РФ, а одна старая статья была изменена. Раньше в КоАП РФ была только статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации». Она предусматривала наказание (максимум – штраф 2500 р.) за следующие действия: а) проживание без паспорта; б) проживание без регистрации; в) допущение собственником жилья того, что кто-то у него дома совершает «а» или «б».
Теперь все эти вещи развели по разным статьям и у нас получилось три отдельных статьи: статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)», статья 19.15.1 «Проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации» и статья 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении». Наказать по-прежнему можно и «регистрирующего», и «регистрируемого» – как за незаконную регистрации, и за её (регистрации) отсутствие. Штрафы за всё это дело повысили, но, к счастью, других наказаний не ввели (а могли бы и ножичком полоснуть, то есть могли бы и административный арест подвести под эту статью).
Статьи получились особенно многословными, потому что указаны некоторые категории граждан, которые могут не регистрироваться. Например, в качестве особого благодеяния могут забить на регистрацию супруг или ребёнок или родитель или бабушка и дедушка собственника жилья. Также можно забить на неё, если вы зарегистрированы в одном месте, а живёте в любом другом месте в том же регионе (при этом москвичам и питерцам можно также жить соответственно в Подмосковье и Ленобласти, и наоборот – жителям Подмосковья не нужно регистрироваться в Москве, а жителям Ленобласти – в Питере).
Но в принципе забить на регистрацию могут и все остальные граждане, поскольку закон не придумал ни новых санкций за её отсутствие, ни новых поощрений за её наличие.
Поясню подробнее – как и раньше, для граждан РФ сохранились два вида регистрации: регистрация по месту пребывания и регистрация по месту жительства. Отличаются они тем, что в первом случае гражданам выдается свидетельство о регистрации, во втором – ставится отметка в паспорт (прописка). И в первом случае регистрацию нужно сделать в течение 90 дней. Это всё раньше было прописано в постановление правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении правил регистрации…», а теперь – в «Законе о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в статьях 2 и 5 в новой редакции).
То бишь по-прежнему закон формально позволяет любому гражданину России временно проживать без регистрации в любом жилом помещении на территории нашей страны, если он проводит там не больше 90 дней. А фактически – неограниченное время, поскольку никто не в состоянии достоверно доказать, что он в течение 90 дней непрерывно проживал по какому-либо адресу.
Я об этом уже писал в статье про полицию (http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC—37), но тут повторюсь. Главное, с чем нужно разобраться – с понятиями «место пребывания» и «временное проживание».
1) Место пребывания – это конкретное жилое помещение с определенным адресом. Из новой редакции «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения…»: «место пребывания – гостиница либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно». То есть местом пребывания не может быть территория города или какого-то населенного пункта. Находиться в Москве или другом городе без регистрации можно любое количество времени, если вы при этом не живете по одному адресу больше трёх месяцев либо живете, например, в палатке, на вокзале или на улице.
2) Временное проживание – понятие, которое в законе четко не определено. Но формально под ним можно подразумевать непрерывное проживание в течение 90 дней с обязательным ночлегом каждую ночь по этому адресу. Ведь если вы на ночь уедете в другое место, то уже будете «временно проживать» там и по возвращении на старое место отсчет 90 дней начнется заново.
Таким образом, штрафовать за отсутствие регистрации можно, только если вы непрерывно проживаете по определенному адресу больше 90 дней. И вспомните при этом про принцип презумпции невиновности – вы не обязаны доказывать, что живете по какому-либо адресу меньше 90 дней.
Да, и рассматривать дела по статье 19.15 КоАП, равно как и по новым статьям 19.15.1 и 19.15.2 могут только участковый (КоАП ст. 23.3 ч. 2 п. 9) или сотрудник Федеральной миграционной службы (КоАП ст. 23.67). Тут ничего не изменилось, так что любой другой сотрудник полиции (чиновник, сотрудник ФСБ и т. д.) все так же не имеет права ни проверять у вас регистрацию, ни тем более оформлять протокол или постановление о её отсутствии. Так что если постовой грозит вам «выписать штраф» за отсутствие регистрации, помните – это, скорее всего, пустые угрозы.
То бишь схема действий может быть такая: подходит к вам на улице очередной полицейский, проверяет документы и спрашивает: «А регистрация где?» — «А нету» — «А вы сколько в Москве находитесь?» — «Две недели» — «А как докажете?» — «Никак не докажу, но, как следует из принципа презумпции невиновности, гражданин не должен доказывать свою невиновность, это задача правоохранительных органов доказать его виновность» — «Чё, больно умный?» — «То, что я говорю, кажется вам слишком умным?» ну и так далее.
Если спросит: «Знаете, что ввели уголовное наказание за нарушение правил регистрации?» можно сказать: «Знаю, но это касается только фиктивной регистрации, а у меня, как видите, вообще никакой регистрации нет, так что наказывать меня не за что». Или: «Знаете, что ужесточили наказание за нарушение правил регистрации?» — «Знаю, но меня это не касается – я-то ничего не нарушил, поскольку не проживал ни в каком жилом помещении больше 90 дней». В конец концов, можете сказать: «Послушайте, товарищ майор, если я что-то нарушил, то готов ответить по всей строгости закона. Пишите протокол и постановление об административном правонарушении, а я уже пойду в суд, и он разберется, виноват я в чём-то или нет». Даже если у него хватит ума выписать такое постановление, вы легко обжалуете его, и полицейский, скорее всего, получит дисциплинарное взыскание за такую глупость.
Если же в квартиру, где вы живете без прописки и регистрации, явился участковый либо сотрудник миграционной службы, они имеют полное право проверить у вас наличие регистрации. Впрочем, и они должны доказать, что вы непрерывно живете здесь больше 90 дней. Сложно представить, как они это сделают – разве что установят за вами слежку и будут три месяца дежурить в подъезде. Конечно, если у вас есть билеты на поезд или самолет, доказывающие, что вы пробыли здесь меньше 90 дней, можете их показать. Если нет – ничего страшного. Как уже было сказано, доказывать свою невиновность вы не должны.
Если кто не понял, то всё вышесказанное касается только граждан РФ. А с иностранными гражданами вообще ничего не изменилось. Нарушение иностранцем режима пребывания в России (под которое можно подвести отсутствие регистрации) всё так же предусмотрено статьей 18.8 КоАП и всё так же наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 руб. «с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового» (а если дело происходит в Москве, Подмосковье, Питере и Ленобласти – то штрафом от 5000 до 7000 и уже точно «с административным выдворением за пределы Российской Федерации»). Для тех же граждан РФ, кто принял у себя иностранцев, но не зарегистрировал, предусмотрен штраф в 2000-4000 р. (КоАП РФ, ст. 18.9 ч. 4) Все подробности про «регистрацию» иностранцев я уже расписал тут – http://www.tvoiprava.info/obzory/foreign#TOC—23, и тут – http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC—38. Но вообще иностранцев новый закон почти не касается, направлен он, в основном, против граждан России – как тех, кто живёт не по месту прописки, так и тех, кто принимает у себя других граждан России или иностранцев.
Резюме
Таким образом, в новом законе нет никакого нового «кнута» за отсутствие регистрации, равно как и нет «пряника» за её наличие. Никаких новых стимулов делать регистрацию у граждан не появилось: по-прежнему вы можете в большинстве случаев работать без регистрации в любом регионе России, по-прежнему вы можете прикрепиться к поликлинике по месту фактического проживания, по-прежнему загранпаспорт вы можете оформить в любом отделении ФМС (правда, если у вас нет прописки в данном районе, то придётся ждать четыре месяца) и так далее и тому подобное. Каких-то вещей, правда, делать не сможете (например, голосовать на местных выборах), но в целом, как и прежде, жить без регистрации можно, чем и занимаются десятки и сотни тысяч наших сограждан. А президент Владимир Путин и партия «Единая Россия», вместо того, чтобы облегчить жизнь и гражданам, и государству, написали и приняли очередной бессмысленный закон.
Впрочем, ругать их нужно не столько за новый бестолковый закон, сколько за то, что совковую процедуру регистрации они до сих пор не приведут в соответствие с логикой и здравым смыслом. Вот, к напримеру, что пишет puerrtto о регистрации в Израиле (http://ru-antivisa.livejournal.com/332369.html?thread=1163857&): «Зашел на сайт МВД в интернете, заполнил онлайн форму, нажал «send». Примерно через неделю мне по почте пришел вкладыш в паспорт с новой регистрацией. Иными словами, абсолютно уведомительная система, при которой не нужно «выбивать» и «выстаивать». Здесь можно указать любой адрес, хоть канцелярии премьера. Важно только одно – если вы по этому адресу реально НЕ проживаете, то в случае, если вас будут искать (скажем, у вас долги в банке) и не найдут – дело поступит в суд. И вы не сможете постфактум говорить, что вы давно там не живете». Так что в израильских правилах регистрации я вижу удобство, логику и здравый смысл, в российском законе – нет.
А что касается освобождения ряда категорий граждан от регистрации (близких родственников собственника квартиры, людей, живущих не по месту прописки в пределах субъекта федерации и т. д.), то это ещё больше показывает абсурдность всех нынешних правил регистрации. То бишь по идее каждый обязательно-обязательно должен зарегистрироваться, чтобы его находили органы учёта и статистики, а также суд, полиция, прокуратура, налоговая и т. д. Но теперь, например, закон позволяет москвичу снять квартиру и жить без всякой регистрации в Солнечногорске или Дубне, жителю Сахалина – приехать и жить у своих внуков в Калининграде опять же без регистрации, жителю Норильска – уехать за две тысячи километров в Минусинск и безо всякой регистрации наслаждаться чистым воздухом на берегах Енисея – и вот это уже не страшно, тут всё в порядке, органы учёта и статистики, налоговая и прокуратура переживать не будут. То есть государство считает, что в пределах страны она не сможет найти человека без регистрации, а в пределах одного региона – без проблем. Это как с постановкой на миграционный учёт иностранных граждан – всем нужно строго-настрого встать на учёт, но украинцам, белорусам и казахам мы в знак особой милости по международным соглашениям позволяем нарушать это правило. Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Ну и напоследок обращение к партии «Единая Россия», принявшей этот закон, и президенту Владимиру Путину, подписавшему его:
PS. Я ознакомился с нормативными правовыми актами, регулирующими данную проблему, и постарался внимательно прочитать новый закон, но, естественно, не гарантирую отсутствие ошибок в этом тексте. Буду рад, если кто-то мне на них укажет. А особенно буду рад, если кто-то расскажет мне, что на самом деле этот закон несёт нам порядок, свободу и прогресс. Серьёзно – я бы хотел порадоваться, увидев понятный, простой, логичный и разумный закон. Но пока что-то не получается.

Оставьте комментарий