Управленческая команда

Что такое управленческая команда?

Управленческая команда — это группа влиятельных лиц компании, созданная на длительное или краткое время для помощи собственнику в принятии и реализации решений, касающихся деятельности всей компании.
Управленческая команда формируется по признаку доверия, равноправия и профессионализма.
Однако не стоит считать, что все участники управленческой команды имеют тот же статус, что и основной руководитель. Да, у них достаточно полномочий для принятия управленческих решений, но по своей сути ни один из них – не управленец в полном смысле этого слова. Они помощники руководителя.

Особенности управленческой команды

1) Создана ради помощи собственнику или главному руководителю, вокруг которого группируется.
2) Все участники причастны к решениям самого высокого уровня и все участники, без исключения, имеют доступ практически к любой информации, касающейся деятельности компании, даже к конфиденциальной.
3) Отсутствует иерархический стиль взаимодействия (отношения начальник-подчиненный). В управленческой команде, как правило, приняты более неформальные отношения.
4) Несмотря на демократическую корпоративную культуру, внутри состава управленческой команды все же сохраняется фактор ответственности. Ведь участники управленческой команды – это не всегда партнеры по бизнесу, которые разделяют прибыль компании. Чаще всего – это нанятые топ-менеджеры с определенным окладом. Но, независимо от финансовой мотивации, риски членов команды, командная подотчетность и командная ответственность сохраняется.
5) Постоянство состава. Даже если изначально предусматривается, что управленческая команда создается не навсегда, а на определенный отрезок времени, например, для реализации конкретного проекта, для эффективного сотрудничества состав участников менять не рекомендуется. Люди должны привыкнуть друг к другу, научиться понимать один другого, учитывать индивидуальные особенности каждого – только в таких условиях формируется сплоченная команда.

Для каких целей создают управленческую команду? Ее функции

— Выработка перспективных решений (планирование, возможные маркетинговые стратегии на рынке, изменения в организационной структуре, назначения или отставка ключевых сотрудников и т. д.). Текущей работой заниматься не следует. Это объясняется тем, что рабочее время каждого из участников управленческой команды стоит слишком дорого по сравнению с оплатой труда тех сотрудников, в чьи обязанности входят подобные вопросы.
— Для принятия коллективных решений. Обычно это происходит в виде голосования. В этом и состоит смысл существования управленческой команды – общественным разумом можно смотреть на любую ситуацию или проблему более объективно, и принимать более взвешенные решения.
— Для взаимовыручки. Любая управленческая команда состоит из узкопрофильных специалистов, которые в определенной сфере – профессионалы своего дела. Примерный состав управленческой команды может выглядеть так: генеральный директор, исполнительный директор, финансовый директор, коммерческий директор и т.д.
Одному человеку (руководителю) очень сложно ориентироваться во всех сферах бизнеса. Если есть кому доверять и выслушать авторитетное мнение – управление происходит всегда более оперативно, результативно и эффективно. Ведь «универсальных гениев» не бывает, а для пользы дела надо уметь «разделять и властвовать».

Ссылки

  1. Командирский ансамбль
  2. Олег Кулагин: Тюнинг управленческих команд

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Тимбилдинг-менеджмент как стратегическая технология управления

Необходимость повышения эффективности предпринимательства, постоянно возрастающая конкуренция, рост масштабов ведения бизнеса привели к появлению новой системы управления — teammanagement. Основой менеджмента становится высококвалифицированная, ответственная, преданная бизнесу команда, сплоченная вокруг общих целей и стратегий.

В этой связи, возникает острая потребность в максимально эффективных способах воздействия на персонал. Существуют множество способов и тренингов по командообразованию: корпоративные ценности, традиции, коллективный отдых, командообразующие игры, тренинги. Все эти способы безусловно работают, однако самым эффективным методом создания команд и развития командной работы признается инструментарий тимбилдинга.

Почему тимбилдинг?

Тимбилдинг порой путают со стандартными корпоративам и и прочими коллективными мероприятиями. Здесь важно понимать разницу. Командообразование потому так и называется, что его цель — не просто приятно провести время, подружить между собой сотрудников, а получить синергию — соединить профессионализм, навыки, способности отдельных индивидуальностей в единую команду, сплоченную для достижения поставленных задач любой сложности.

Игровая механика тимбилдинга решает базовые задачи командообразования:

  • более тесное знакомство сотрудников в неформальной обстановке;
  • усиление эффективности командной работы;
  • повышение уровня взаимодействия, сплочение коллектива;
  • оценка роли каждого игрока в команде;
  • выявление лидеров, аутсайдеров;
  • расширение навыков решения нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • снятие стресса, усталости;
  • возможность для сотрудников почувствовать себя в новой роли.

Командообразование эффективно работает на создание:

  • управленческой команды (топ-менеджеры, линейные руководители)
  • рабочей команды (сотрудники подразделения, отдела)
  • метакоманды (все сотрудники организации), которая охватывает всю организационную структуру компании.

Тимбилдинг- технологии обеспечивают полное раскрытие профессионального потенциала, реализацию индивидуальных качеств и достижение высоких результатов каждого сотрудника, единство взглядов и действий, сплоченность и приверженность бизнесу, нацеленность на достижение личных и командных целей.

Современное командообразование, выстроенное индивидуально под запросы бизнеса, представляет собой комплекс последовательных управленческих действий с целью создания высококвалифицированной продуктивной команды, основанной на сотрудничестве, взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Другими словами, формат тимбилдинга из разряда стандартной корпоративной активности, перешел в разряд управленческой технологии — тимбилдинг-менеджмент. Он представляет собой бизнес-стратегию построения системы управления, которая опирается на комплексное и конструктивное использование навыков командной работы и наличие командного духа.

Как это работает?

Тимбилдинг — это особый мир возможностей, новая реальность, где необычные, нестандартные, непрогнозируемые обстоятельства позволяют открываться людям с неожиданных сторон.

Игровая атмосфера, необычный реквизит, причудливый антураж погружают человека в атмосферу за рамками повседневности, что заставляет реагировать без шаблонов, раскрывать скрытые таланты и реакции. При этом участники остаются в комфортной психологической обстановке, испытывают позитивный настрой, необычные эмоции, азарт, удовольствие от совместной работы.

Реалистичность, эстетическая привлекательность, неожиданные вызовы во время игрового взаимодействия открывают новые профессиональные и индивидуальные грани участников.

В адаптированном под конкретную компанию тимбилдинге сюжетная линия и механика выстраиваются под соответствующие бизнес-задачи.

Отрабатываются и закрепляются вполне серьезные рабочие моменты:

  • командное принятие решений,
  • делегирование полномочий,
  • эффективное распределение ролей,
  • качественные взаимоотношения между сотрудниками,
  • лидерская идеология,
  • доверие в команде.

Командообразование, в основе которого лежат искусственные придуманные ситуации, решает реальные бизнес-вопросы — как из группы индивидуальностей, работающих только на себя, создать команду, в которой органично и многократно усиливаются уникальные качества каждого для достижения общего результата. И самое важное, как сохранить командный эффект в ежедневной совместной деятельности: признание успехов коллег, справедливое разрешение конфликтов, поддержка инициатив, понимание корпоративных ценностей, эффективные поведенческие модели.

Что дает бизнесу тимбилдинг-менеджмент?

Бизнес-вызовы сегодняшнего дня подталкивают менеджмент к реализации новых форм управления. Привлечение фрилансеров для удаленной работы, бирюзовые организации, маркетинговый менеджмент — современный тренд развития бизнеса. Все эти форматы, как и командный менеджмент, базируются на эффективной командной работе.

Тимбилдинг-менеджмент становится незаменимой стратегической технологией современного командообразования. Реализация командного подхода позволяет выстроить продуктивные формы организационного взаимодействия сотрудников, качественно преобразовать его и на этой основе повысить конкурентоспособность и эффективность компании. Неоспоримая истина — чем качественнее взаимодействует команда, тем большую пользу и прибыль получает бизнес, тем результативнее и быстрее решаются задачи и воплощаются идеи.

Стратегия тимбилдинг-менеджмента позволяет не просто научить отдельных индивидуумов выполнять роль «винтика» в сложном корпоративном механизме, а выработать и развить командные навыки четкого, слаженного реагирования на рабочую ситуацию в атмосфере доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

УДК 65

С. В. Исаков

Заместитель директора по воспитательной работе ГКОУ казачий кадетский корпус имени К.И. Недорубова г.Волгоград

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

Управленческая команда — организованная группа единомышленников, осознающих взаимозависимость и необходимость сотрудничества в рамках утвержденной структуры управления. Управленческая команда — это уникальный ресурс, который необходим для динамичной жизни и успешного развития образовательного учреждения в условиях возрастающей конкуренции.

Ключевые слова

Многоуровневая команда, командное управление, эффективная управленческая деятельность.

Сегодня в наше время высоких технологий и скоростей определение, что один в поле не воин -становится, а вернее сказать, уже давно стало и укрепилось в реальной жизни, как явление естественное и наиболее правильное, если не идет речь о службах разведки. Одиночки, как правило, могут иметь соответствующий успех, но время прекрасных эмоций совсем скоро сменяются на чувство разочарованности и печали, когда анализируешь и видишь, какая большая существует разница в затраченных силах и средствах у тебя и твоих конкурентов. Мы на новой ступени, когда настоящий успех делу может принести только слаженная работа нескольких человек, которые при определенных условиях становятся командой.

Необходимо определенно усвоить, что командная работа — одно из самых актуальных направлений в современном мире менеджмента. Жизнь показывает, что для работы над тем или иным проектом не достаточно просто собрать отличных специалистов и иметь необходимые средства. Необходимо научить работников быть единым целым, создать из них слаженный механизм.

Однако создать настоящую команду — это не так просто, это целая наука; как не ошибиться в подборе людей, как добиться того, чтобы они работали с полной отдачей сил, как команду превратить в «рентабельную семью»?

Понятно, что на основе традиционного стиля управления должен быть выработан особый, можно сказать, инновационный стиль руководства. Ведь управление командой — это очень серьезный момент для руководителя. Именно от его поведения во время работы с командой и от его умения мотивировать людей и нацелить их на высокий результат, зависит успех того или иного дела .

В последнее время в теории и практике управления образовательными учреждениями одним из самых приоритетных направлений исследований выступает проблема организации управленческой команды. Интерес к командному управлению в образовательных учреждениях связан со следующими тенденциями:

— возрастание требований к поиску новых подходов в теории руководства в связи с глобальным изменением экономики и менеджмента;

— поиск руководителями коллектива новых путей эффективного управления при переходе к построению демократического общества;

— усложнение и увеличение структурного и функционального состава современных образовательных учреждений;

— изучение команды как субъекта управления коллективом с учетом реальных качеств ее сотрудников;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

— возрастание требований к внедрению более эффективных организационных форм и методов командного самоуправления .

Управленческая команда образовательного учреждения это организованная группа единомышленников, которые осознают взаимозависимость и необходимость сотрудничества в рамках утвержденной структуры управления, имеют твердую установку на совместную эффективную творческую управленческую деятельность, сплочение индивидуальных идей и опыт каждого члена для достижения единой цели — эффективного развитии детского и педагогического коллектива.

Говоря об эффективности работы команды, можно выделить её признаки :

— неформальная и открытая атмосфера;

— понимание и принятие задач;

— желание прислушиваются друг к другу;

— участие всех членов группы в обсуждении принципиальных вопросов;

— поощрение, как высказывание идей, так и выражение чувств в ходе обсуждения.

Управленческая команда образовательного учреждения, в тоже время, является многоуровневой

командой руководителей, которая состоит из рабочих команд на основе четко и гибко распределенных функции и ответственности, члены которой осознают взаимозависимость и необходимость сотрудничества согласно утвержденной структуре управления, имеют твердую установку на совместную, эффективную творческую управленческую деятельность и способны сплотить индивидуальные идеи и опыт каждого для получения высоких результатов и достижения единой цели в развитии детского и педагогического коллектива.

Данная команда напрямую связана не только профессиональной педагогической деятельностью, но и управленческой деятельностью одновременно. При этом руководители команд смогут реализовать свой накопленный опыт, занимая определенный уровень в многоступенчатой организационной структуре управления, утвержденной в данном образовательном учреждении. Как известно, управление представляет собой целенаправленное взаимодействие субъектов. Оно проявляется в реализации управленческих функций, направленных на решение определенных задач. Поэтому характерной особенностью управленческой команды является то, что её деятельность напрямую связана с реализацией определенных для команд каждого уровня функций управления. В управленческую команду образовательного учреждения (на разных иерархических уровнях) могут входить представители общественности, родители, руководители детских и молодежных объединений .

Создание управленческой команды в образовательном учреждении позволяет упростить линейно-функциональную иерархию и сделать структуру организации более динамичной. Учреждение при этом работает гибче, лучше реагирует на изменения и автоматически снимает многие проблемы бюрократии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческая команда является уникальным ресурсом, который необходим для динамичной жизни и успешного развития образовательного учреждения в условиях возрастающей конкуренции. В связи с этим одна из приоритетных функций управления определяется как формирование команды и повышение ее эффективности.

Список используемой литературы:

1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 2006. — 276с.

3. Григорьева Н.Н. Управление работой проектных команд: Учебно-методические материалы. М., 2007. -232 с.

4. Жуковский И.В. Особенности создания педагогической команды «Образование в современной школе», 2005, N3.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Economy and Management of National Economy

А.В. Гладышева, И.Ф. Чепурова, О.А. Швецова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ

В ОРГАНИЗАЦИИ

A.V. Gladysheva, I.F. Chepurova, O.A. Shvetsova Features of the Formation of the Project Team in the Organization

Одна из важных задач, стоящих перед руководством организации, — это поиск и обеспечение взаимодействия наиболее эффективных взаимосвязей сотрудников компании, т.е. групп. Эффективная группа специалистов имеет больше шансов достичь успеха, в сравнении, если бы каждый сотрудник работал один.

Работа в группах позволяет получать, учитывать и анализировать различные точки взгляда на возникающие проблемы, акцентировать внимание на мелочах, которые один человек самостоятельно может упустить из виду, уменьшается вероятность принятия ошибочного решения — это только немногие преимущества работы специалистов в группе.

К основным характеристикам группы можно отнести: состав (композиция) группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих элементов может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы1.

Состав группы возможно описать по различным признакам, например, в зависимости от квалификации участников. Структура базируется на статусно-ролевых взаимоотношениях и профессионально-квалификационных статусах. Групповые процессы, нормы и ценности описывают особенности взаимодействия участников группы, процессы принятия управленческих решений, традиции конкретной группы (например, проведение круглого стола раз в месяц, 15 числа). Система санкций включает также и систему мотивации работников, обеспечивая продуктивную работу участников группы.

В современных реалиях развития конкурентной борьбы, организации наиболее часто отдают предпочтение использованию объединения специалистов для получения уникальных результатов, услуг или продуктов за ограниченный промежуток времени, т.е. для реализации проектов.

Проект, подлежащий реализации, обладает всегда следующими характеристиками:

— четко определенная цель реализации конкретного проекта, т.е. сформулирован конечный образ (итог) запланированных будущих работ, описаны его характеристики, свойства и функции, а также время достижения данного результата. Конкретная цель, определенная во времени, часто отсутствует в ежедневной жизни организации, когда сотрудники изо дня в день выполняют одни и те же функции;

— ограниченность во времени, т.е. у каждого проекта определены временные границы — есть начало и указана дата завершения, когда-либо реализуются намеченные цели, либо становится ясно, что цели не могут быть достигнуты;

— уникальность результата, т.е. получаемые в ходе реализации проекта продукты или услуги принципиально различаются от иных аналогичных продуктов и услуг. Для обеспечения получения уникального результата проекта необходимо в ходе реализации проекта постоянно уточнять их характеристики и сопоставлять с уже существующими продуктами или услугами;

— координация деятельности различных специалистов, работников разных отделов, т.е. если обычные работы в организации делятся по принципу функциональной специализации сотрудников, то для реализации проектов характерно объединение усилий специалистов различных областей. Независимо от своей профессии и занимаемой должности участники проекта трудятся для достижения целей проекта под руководством управляющего проектом2.

Проект — уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых ре-зультатов3.

Таким образом, проектная группа создается для реализации проекта и представляет собой коллектив работников организации, объединенных для реализации поставленных целей и решения стоящих перед ними задач в процессе реализации проекта.

Каждый участник проектной группы по своей природе уникален, что обеспечивает не только преимущества, но и недостатки, в частности могут возникать конфликты, которые могут снижать продуктивность работы всей группы. Вследствие этого, необходимо совершенствование работы участников проектной группы, а также трудовой мотивации всей проектной группы для успешного развития организации в современных условиях конкурентной борьбы.

Участники проектной группы в различной степени вовлекаются в процесс реализации конкретного проекта, а, следовательно, можно выделить следующие типы участников проектных групп:

— основная группа — работники, которые постоянно непосредственно работают над получением результата проекта, все время тесно контактируют друг с другом в период реализации проекта,

знают каждого члена группы лично;

— вторичная группа — более обширная, чем основная, объединяющая специалистов проектной группы с организациями, которые оказывают помощь членам основной группы, но не участвующие напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;

— вспомогательная (третичная) группа — люди, оказывающие влияние на членов основной и вторичной групп и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество4.

Можно выделить несколько базовых моделей формирования проектной группы в рамках одной организации (таблица 1).

Таблица 1

Модели формирования проектной группы

Модель Характеристика

Привлечение руководителей и/или специалистов к работе в проектной группе по совместительству с основными должностными функциями Актуальна для проектов, ограниченных по времени и ресурсам. Руководитель проектной группы из числа штатных сотрудников, выполняющий при этом все свои функциональные обязанности по основной должности; ему предоставляется доступ к необходимой информации и полномочия по принятию окончательных решений в сфере планирования и координации использования ресурсов, требующихся для реализации проекта5.

Классическая модель «Предприятие в предприятии» Характерна при объемных проектах и необходимости совмещения проекта с основной деятельностью организации. Иерархия проектной группы имеет преимущество на время реализации проекта. Проект курируется непосредственным руководством организации, а участники проектной группы полностью или частично освобождаются от своих должностных функций.

Часто такая модель используется на предприятиях средних размеров. При этом, как правило, для руководства проектом подбирается опытный сотрудник (возможно — извне), и привлекаются специалисты из функциональных подразделений, по совместительству с основной работой. Также для реализации отдельных операций могут привлекаться специалисты извне. Всю ответственность несет руководитель проекта 6

При создании проектной группы необходимо определить, каких специалистов включить в работу по проекту, изучить соотношение существующих и необходимых ресурсов, за счет которых будет производиться наиболее эффективная работа. Возможно, появится необходимость освободить одного или нескольких сотрудников от ряда текущих функций, перераспределив их внутри отдела, для того, чтобы работники смогли более глубоко погрузиться в работу по проекту. Также необходимо довести информацию до работников организации о проекте, обеспечить эффективность работы проектной группы, организовать внутренние и внешние коммуникационные каналы для группы, сформировать систему мотивации и оплаты труда. Организация проектных групп, независимо от характера, взаимосвязана с такими психологическими аспектами, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мотивация сотрудников к участию в проектных группах. С одной стороны, участие в реализации проекта отрывает работника от выполнения его основных функций, но в то же время позволяет реализовать свой потенциал, путем решения нестандартных задач, получив не только саморазвитие, но и повышение по службе в случае успешного осуществления проекта;

— участнику проектной группы необходимо время для того, чтобы привыкнуть к новому коллективу. Работникам разных отделов организации требуется время на «притирку», чтобы узнать привычки и методы работы друг друга, установить соответствующие контакты, достигнуть взаимопонимания и перейти к новой деятельности, так как происходит выход за пределы прежних обязанностей и появляется необходимость тесного сотрудничества с непривычным окружением;

— при осуществлении проектной деятельности происходит формирование новых горизонтальных связей при существующей организационной структуре, формальных и неформальных взаимосвязей и потоков коммуникации, для которых сотрудникам также необходимо время для адаптации7.

В соответствии с деятельностью, осуществляемой организаци-

ей, проектные группы в зависимости от содержания их работ можно разделить на следующие виды (рисунок 1).

50 — 1

40 -30 1

20 — 10 —

Ш

Да ■ Могилёвская Нет Не уточняю производителя область Витебская область ■ Смоленская область

Рис. 1. Виды проектных групп в зависимости от содержания работы

1. Производственные проектные группы — результатом их деятельности является получение нового продукта, услуги или технологии организации, или работа таких групп организована на основе инновационных разработок, технологий или принципов, которые ранее не были использованы в работе данной организации. (например, проектная группа технологов, разрабатывающая технологии для производства нового вида продукции предприятия.)

2. Контролирующие проектные группы — их деятельность направлена на решение проблем, возникающих в процессе достижения целей и задач, стоящих перед организацией, путем проведения анализа и предоставление рекомендаций по решению возникших проблем. (например, работа проектной группы по проведению аудита или оценки качества выпускаемой продукции.)

3. Постоянные проектные группы не являются временными, так как они осуществляют выполнение постоянных, повторяющихся функций, реализуя производственный процесс. Особенность данных проектных групп в том, что состав участников, в основном, не меняется и группа всегда работает для достижения целей новых проектов, т.е. постоянно получает в результате своей деятельности новые результаты. (например, обслуживающие группы — производственные бригады различных цехов, производящие продукцию по

новой рецептуре.)

4. Управляющие проектные группы — как правило, формируются из сотрудников, занимающих высший уровень управления в организационной структуре предприятия. (например, объединение директоров, разрабатывающих стратегию диверсификации продукции.)8

Одной из важных характеристик проектной группы является ее численный состав. В немногочисленных группах (до пяти человек) часто возникают проблемы в процессе достижения единого мнения из-за длительного выяснения мнений и точек зрения каждого участника. В больших группах (более 15 человек) участники могут «спихивать» свои обязанности на другого участника группы, сложности при координации и контроле деятельности. Самый оптимальный состав проектной группы 5-10 человек в зависимости от сложности проекта и размеров организации.

Также для эффективной деятельности проектной группы необходима реализация различных ролей участниками группы. Самую распространенную классификацию ролей (рисунок 2) выделил Рэй-монд Мередит Белбин (Meredith Belbin, 1926, Великобритания) -доктор психологических наук9:

Рис. 2. Типы ролей участников проектной группы

— председатель — участник проектной группы, который организует взаимодействие участников и рациональное использование ресурсов в соответствии с поставленными целями; имеет четкое представление о сильных и слабых сторонах участников проектной группы, формирует обязанности и функции каждого участника с учетом максимальной реализации возможности каждого. Главная черта характера председателя — преданность групповым целям; спокойный, дисциплинированный, поддерживающий член группы;

— формирователь (оформитель) — участник проектной группы,

который формирует промежуточные цели, описывает приоритеты на конкретном этапе жизненного цикла проекта; ограничивает участников во времени при высказывании своего мнения в процессе обсуждения проблемы, формирует конечную точку зрения по конкретному вопросу, вынесенному на обсуждение; согласно исследованиям Р. Белбина, это самая предпочтительная роль в команде; особенности поведения данного чела проектной группы — оспаривать и мотивировать; имеет склонность к провокациям и нетерпению;

— мыслитель (генератор идей) — участник проектной группы, который осуществляет поиск новых идей, развивает новые аспекты при реализации проекта, разрабатывает стратегию достижения конечной цели проекта; акцентирует свое внимание на основополагающих вопросах, недостаточно уделяет внимания деталям; по темпераменту — интроверт, склонный к нововведениям;

— оценщик (критик) — участник проектной группы, который проявляет объективность при проведении анализа идей, проблем или вариантов решений; не проявляет энтузиазм при работе в группе, предохраняет группу от принятия необоснованных, отчаянных решений; у критика не всегда хватает способности к проявлению мотивации у других участников группы;

— исполнитель (рабочая пчелка) — участник проектной группы, цели которого полностью отражают и совпадают с целями проектной группы; выполняет задачи и функции, которые другие по различным причинам не могут или не хотят выполнять; ответственный за составление планов, внесение в них изменений и их реализацию; отличительные черты участника проектной группы, выполняющего роль исполнителя, — качественное выполнение запланированных работ;

— коллективист (опора группы) — участник проектной группы, который мотивирует, поддерживает и обеспечивает выполнение планов работ участниками проектной группы; настраивает на продвижение и развитие каждого работника; способствует поддержанию благоприятного морального настроения участников команды, постоянно стремится предостеречь участников группы от возможных ошибок;

— разведчик (исследователь) — участник проектной группы, который собирает необходимую информацию из внешней среды, осуществляет ее мониторинг; анализирует и доводит информацию до всех участников проектной группы обо всех нововведениях и новшествах, появляющихся за пределами организации; обеспечивает налаживание полезных внешних контактов для группы; всегда имеет представление о том, как согласовать интересы организации (и проектной группы в частности) с общественными интересами и мнением;

— завершающий (доводчик, доводящий до конца) — участник проектной группы, который напоминает о сроках, доводит до конца за-

планированные работы проектной группы; всегда выражает недовольство, если выполнение работ отстает от плана или какой-либо этап работы не закончен; подводит итоги обсуждений, ключевое значение работа завершающего имеет на последней стадии жизненного цикла проекта10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если в проектной группе учтены все данные, роли распределены между участниками, то в такой группе будет обеспечен оптимальный численный состав участников; достигнуто наиболее эффективное распределение функций, в соответствии с ролями; и, таким образом, будет обеспечен баланс между участниками проектной группы по типовым поведенческим характеристикам в соответствии с различными ролями.

Помимо численности участников проектной группы и ролей, необходимо также учитывать два основных принципа формирования проектной группы:

— направленность и особенности проекта. Проектная группа формируется для реализации проекта, поэтому данный принцип является основополагающим. Специфика конкретного проекта определяет структуру проектной группы, которую утверждает руководитель организации, также формируется перечень необходимых для реализации проекта знаний, умений и навыков у специалистов; оговаривается возможность привлечения сторонних специалистов к реализации проекта; устанавливаются сроки, основные этапы и виды работ проекта. Например, состав проектной группы для реализации научного, исследовательского проекта должен включать научных работников, экспертов, испытателей, специалистов в соответствующих областях знаний и т. д.;

— внешняя и внутренняя среда проекта. Внешняя среда — это окружение проекта во всех аспектах, связанных с реализацией проекта (например, поставщики материалов и сырья, рекламные агентства, спонсоры и прочее). Внутренняя среда, или организационная культура проектной группы, включает такие характеристики, как нормы и традиции, сформированные в данной проектной группе, способы распределения власти при принятии управленческих решений; порядок организации и обеспечения взаимодействия участников проектной группы (координация, коммуникация, налаживание внешних связей).

Процесс формирования проектной группы рассматривается как создание единого, целостного механизма, состоящего из квалифицированных специалистов, способных в процессе эффективной работы достигать поставленной цели проекта.

Таким образом, формирование эффективной группы базируется на трех ключевых аспектах: оптимальная численность, распределение ролей, особенности проекта, включающие внешнюю и внутреннюю среду проекта. Также необходимо отметить то, что, чем более сплоченной является проектная группа, тем выше будет продуктив-

ность ее работы и достижение цели проекта. Взаимосвязь между сплоченностью проектной группы и производительностью работы ее участников можно определить тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Следовательно, менеджеры должны обеспечить формирование норм и традиций, которые максимально способствуют обеспечению эффективной работы.

Примечания Endnotes

1 Аньшин В.М. MBA «Управление проектами» — следующий шаг в развитии профессионального управления проектами в России // Управление проектами и программами. 2011. № 2. С. 162-164.

3 Соловьева Л.В. Современный взгляд на управление изменениями проекта и потребность в управлении изменениями, инициируемыми проектом // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 7 (48). С. 36.

4 Чуланова О.Л. Технология управления проектами и проектными командами на основе методологии гибкого управления проектами AGILE // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 37.

5 Гнедых В.А. Что такое корпоративная система управления проектами и зачем она нужна компании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-4 (48). С. 57-61.

7 Суховерхов Н.Ю. Современный взгляд на управление изменениями проекта и потребность в управлении изменениями, инициируемыми проектом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 11. С. 199-201.

8 Титов С. А. Проблемы и направления развития теории и практики управления высокотехнологическими проектами. Москва, 2015. С. 15-17.

9 Белковский А. Н. Тест Белбина // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 134-138.

10 Хили М. Управление талантами в управлении проектами // Управление проектами и программами. 2011. № 3. С. 228.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Гладышева Алла Викторовна — канд. экон. наук, доцент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Тамбов)

Чепурова Ирина Федоровна — канд. экон. наук, доцент Тамбовского

государственного университета имени Г.Р. Державина (Тамбов)

Швецова Ольга Александровна — бухгалтер ОАО «Орбита» (Тамбов)

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, необходимые для формирования и функционирования эффективной проектной группы. Проектная работа наряду с обычной деятельностью имеет основополагающее значение не только для развития и обеспечения роста организации, но и для поддержания устойчивого желания у работников к совершенствованию своих знаний, налаживанию межличностных отношений; способствует сплочению коллектива, объединяя работников общей целью и задачами.

Проектная группа, роли, особенности, эффективность, организация, проект

References (Articles from Scientific Journals)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Belkovskiy A.N. Test Belbina. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2005, no. 2, pp. 134-138.

9. Khili M. Upravleniye talantami v upravlenii proyektami. Upravleniye proyektami iprogrammami, 2011, no. 3, p. 228.

(Monograph)

Authors, Abstract, Key words

Olga А. Shvetsova — Accountant of JSC «Orbit» (Tambov, Russia) shvetsowa.ol@yandex.ru

Напомним, что первый конкурс прошёл ровно год назад. В нём приняли участие более полутысячи активных и амбициозных людей не только из Удмуртии, но и других регионов России.

Опыт оказался положительным. Поэтому Глава Удмуртии Александр Бречалов принял решение провести новый республиканский конкурс управленцев. Цель проекта — создание сообщества активных и мотивированных руководителей, готовых в кратчайшие сроки включиться в решение управленческих задач различного уровня.

Организаторы намерены обеспечить взаимодействие предприятий, компаний, органов исполнительной власти в области подбора, подготовки и ротации управленческих кадров, предоставить участникам конкурса возможность проявить свои лидерские качества и управленческие компетенции и заявить о себе на уровне топ-позиций в организациях и компаниях республики.

Конкурс проводится на основе специального положения, утверждаемого Главой Удмуртии. Проект намечено реализовать в несколько этапов. Первый — заочный — пройдёт уже в сентябре. В следующем месяце состоится полуфинал. В ноябре участники будут работать над своими личными или командными проектами. А в декабре станут известны имена победителей.

Желающие принять участие в конкурсе представляют в оргкомитет документы в электронном виде на адрес: komanda.udmurtii@yandex.ru. Информация о конкурсе размещена на сайте: http://udmurtia-team.ru/

«Мы проанализировали все допущенные в первом конкурсе ошибки, — говорит советник Главы Удмуртии по вопросам кадровой политики Ирина Макарычева, — Теперь намерены более плотно работать с ведущими и развитыми компаниями республики, использовать их опыт для подготовки кадрового резерва. Уверена, желающих принять участие в проекте будет много».

Оставьте комментарий