Содержание
Коммерческие расходы
Определение
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг.
К коммерческим расходам относятся издержки:
- на затаривание и упаковку;
- по доставке на станцию (пристань) отправления, погрузке в транспортные средства;
- на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые посредническим организациям;
- по аренде и содержанию помещений для хранения и продажи продукции (товаров);
- на хранение товаров;
- по оплате труда продавцов;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- на иные аналогичные по назначению расходы.
Торговые организации могут включать в состав коммерческих расходов не только затраты, связанные с продажей, но затраты, связанные с приобретением товаров (транспортно-заготовительные расходы, ТЗР). При этом, ТЗР распределяются между реализованным и нереализованным товаром и списываются на уменьшение финансового результата только в части, приходящейся на реализованный товар:
— в бухгалтерском учете:
ТЗР к списанию на уменьшение финансового результата = (Остаток ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц)/(остаток товаров на начало месяца + стоимость товаров, поступивших за месяц)*стоимость реализованных товаров.
— для расчета налоговой базы по налогу на прибыль:
Распределению на остаток нереализованного товара подлежат только транспортные расходы, а не все ТЗР.
Остаток транспортных расходов на конец месяца = (Остаток транспортных расходов на начало месяца + транспортные расходы за месяц)/(Стоимость реализованных товаров + стоимость остатка товаров на конец месяца) * Стоимость остатка товаров на конец месяца.
Анализ коммерческих расходов
Для целей финансового анализа динамику коммерческих расходов сопоставляют с динамикой объема продаж.
При проведении анализа «план-факт» коммерческие расходы разделяют на условно-постоянные и переменные:
— переменными расходами, т.е. зависящим от объема продаж, являются затаривание, упаковка, ТЗР и т.п. По таким расходам определяют относительную экономию/перерасход;
— условно-постоянными расходами, т.е. не зависящими от объема продаж, являются аренда помещений, представительские расходы и т.п. По этим расходам определяют абсолютную экономию/перерасход.
Информацию об общей сумме коммерческих расходов можно узнать из строки 2210 отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах). Более детальная информация о коммерческих расходах аккумулируется в бухгалтерском учете на счете 44 «Расходы на продажу».
В соответствии с НК РФ, рентабельность коммерческих и управленческих расходов является одним из показателей, необходимых для определения того, соответствует ли цена сделки между взаимозависимыми лицами уровню рыночных цен, и, как следствие, полностью ли учтены доходы по таким сделкам для целей налогообложения.
Рентабельность коммерческих и управленческих расходов = валовая прибыль/(коммерческие расходы + управленческие расходы)
Нормальное значение рентабельности коммерческих и управленческих расходов находится в пределах интервала, рассчитываемого путем анализа рентабельности сопоставимых сделок в порядке, предусмотренном ст.105.8 НК РФ.
Что относится к управленческим затратам?
К управленческим расходам относятся суммы, формируемые на счете 26 и связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты:
- на охрану;
- оплату интернета, услуг ЖКХ и связи;
- представительские расходы;
- зарплату бухгалтеров, юристов, кадровиков и прочего административно-управленческого персонала;
- охрану труда и семинары для работников;
- канцелярские принадлежности.
Управленческие расходы могут быть включены в себестоимость по мере продажи произведенной продукции. Тогда бухгалтер должен списать их проводкой по дебету счета 20 (23 или 29) и кредиту счета 26.
Второй способ учета управленческих расходов — отнести их в полной сумме в себестоимость того отчетного периода, в котором они возникли. Бухгалтер сделает в таком случае проводку Дт 90 Кт 26.
Выбранный порядок учета управленческих расходов должен быть указан в учетной политике компании (п. 20 ПБУ 10/99).
Подробнее о счете 26 узнайте из публикации «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Что входит в состав коммерческих расходов?
В отличие от управленческих расходов коммерческие расходы включают затраты компании, которые связаны с производственной или торговой деятельностью. Для фирм, работающих в сфере производства, коммерческими расходами будут траты на упаковку изделий, их доставку до склада покупателя, рекламные мероприятия и др.
В коммерческие расходы торговой компании входят затраты на перевозку и хранение товаров, оплату труда, аренду или содержание зданий, где осуществляется торговля, рекламу, представительские расходы и т. п.
Как правильно оформить представительские расходы, расскажем в этой статье.
Что относится к коммерческим расходам компаний, занимающихся сельхоззаготовкой и переработкой? Это траты на содержание заготовительных и приемных пунктов, содержание скота и птицы (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
В бухучете коммерческие расходы собираются по дебету счета 44. При этом есть 2 способа учесть такие расходы в себестоимости:
- Списать полностью проводкой Дт 90 Кт 44.
- Списать частично на счет 90. При этом согласно плану счетов (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) нужно распределить:
- расходы на упаковку и транспортировку между видами реализованной продукции (для производственных фирм);
- транспортные расходы между проданными товарами и остатками на складах на конец месяца (для торговых фирм);
- коммерческие расходы — в дебет счета 15 и счета 11 (для тех компаний, которые занимаются заготовкой и переработкой сельхозпродукции).
Выбранный способ распределения компания указывает в своей учетной политике.
Отражаются ли коммерческие расходы в балансе, см. в этой статье.
Коммерческие и управленческие расходы
По строке 030 «Коммерческие расходы» данной строке отражаются расходы, связанные со сбытом продукции, и издержки обращения. К ним относятся расходы на транспортировку продукции, погрузочно-разгрузочные работы, комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим организациям, расходы на рекламу, на представительские и другие аналогичные расходы.
В бухгалтерском учете сумма затрат, отражаемых по строке 030 «Коммерческие расходы», группируется по дебету счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу». Организации занятые производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг отражают затраты по сбыту, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу» и относящиеся к проданной продукции (работам, услугам); Организации занятые в торговой снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельности отражают расходы на продажу (издержки обращения), учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу» и приходящиеся на проданные товары.
Согласно п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие расходы можно списывать на себестоимость двумя способами:
- — распределять между реализованной и нереализованной продукцией;
- — включать в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде.
Строка 030 заполняется по данным аналитического учета к субсчету 90-2 «Себестоимость продаж» (журнал-ордер № 11 или другой аналогичный регистр).
В принципе, расходы на продажу следует учитывать на отдельном субсчете, для чего в рабочем плане счетов следует предусмотреть для данных затрат субсчет 90-7 «Расходы на продажу». В зависимости от принятой учетной политики организация может всю сумму коммерческих расходов и издержек обращения, понесенных в текущем периоде, включить в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Или же распределить между реализованной и нереализованной продукцией (работами, услугами).
Строка 040 «Управленческие расходы» формируется в случае, когда учетной политикой организации предусмотрено единовременное признание таких расходов в составе расходов текущего периода, то есть оценка незавершенного производства и готовой продукции осуществляется по прямым статьям затрат. Перечень расходов, признаваемых косвенными (при отсутствии отраслевых методик калькулирования себестоимости), определяется организацией самостоятельно исходя из принципов обоснованности, непредвзятости и достоверности данных бухгалтерской отчетности и закрепляется в учетной политике.
Организацией — профессиональным участником рынка ценных бумаг по данной статье отражается сумма издержек по ее деятельности.
В случае если в учетной политике организации порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на дебет счета 90 «Продажи» не принят, а списываются общехозяйственные расходы в дебет счета 20 «Основное производство», то в этом случае их долю, относящуюся к проданной продукции (работам, услугам), следует указать по строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».
ПБУ 10/99 предусмотрено, что управленческие расходы (общехозяйственные расходы) списываются на себестоимость теми же способами, что и коммерческие, т. е. распределяются между реализованной и нереализованной продукцией или же полностью включаются в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде.
При формировании себестоимости необходимо обратить особое внимание на расходы, которые подлежат в целях налогообложения включению в себестоимость в пределах определенных нормативов.
Представительские расходы относятся на затраты в пределах, установленных приказом Минфина России от 15.03.2000 г. № 26н.
Под представительскими расходами понимаются расходы по приему и обслуживанию:
- — представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества;
- — участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
К представительским относятся расходы, связанные с:
- — проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников);
- — транспортным обеспечением указанных лиц;
- — посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы;
- — оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Следует помнить, что представительские расходы относятся на затраты только при наличии:
- — отчета о проведенных представительских мероприятиях. В нем указываются дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, величина расходов, конкретное назначение расходов
- — первичных документов об оплате.
Кроме того, требуется представить данные о валовой прибыли:
- — для предприятий торговли;
- — для строительных предприятий — об объеме работ, выполненных собственными силами;
- — для профессиональных участников рынка ценных бумаг — о разнице между продажной и балансовой стоимостью реализуемых ценных бумаг;
- — для предприятий сферы услуг — об объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая НДС.
К расходам организации на рекламу относятся расходы на:
- — издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, открыток и т. п.);
- — разработку, изготовление и распространение эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов;
- — распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т. д.;
- — рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
- — световую и иную наружную рекламу;
- — приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
- — изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
- — хранение и экспедирование рекламных материалов;
- — участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- — приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации.
С суммы указанных расходов предприятие должно будет уплатить в бюджет налог на рекламу.
Строка 040 заполняется по данным аналитического учета к субсчету 90-2 «Себестоимость продаж» (журнал-ордер № 11 или другой аналогичный регистр).
В принципе, общехозяйственные расходы также следует учитывать на отдельном субсчете, для чего в рабочем плане счетов следует предусмотреть субсчет 90-6 «Общехозяйственные расходы».