Управляющий

Арбитражные управляющие сегодня проведут в Торгово-промышленной палате съезд, на котором попытаются построить диалог с представителями власти. Открыто обратиться к правительству, Госдуме и Совфеду их вынудила критическая ситуация: из-за законодательно затянутых «гаек» доходы не покрывают рисков профессии, и многие из нее просто уходят. Вскоре заниматься банкротством станет некому, прогнозируют управляющие. Михаил Василега (МВ), председатель Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ), и Максим Лагода (МЛ), руководитель СРО АУ «Стратегия», рассказали, что не устраивает арбитражное сообщество.

Чем недовольны управляющие

МЛ: Проблемы начались в последние год-полтора. В декабре 2015-го ввели закон № 391-ФЗ (см. «Арбитражным управляющим – кнут, нотариусам – пряник: что изменит новый закон»), который позволил дисквалифицировать арбитражных управляющих даже за технические ошибки, он устоялся и сейчас активно применяется. Еще одна негативная практика связана с тем, что налоговые органы стали «креативить»: раньше они контролировали работу управляющих, а сейчас взыскивают с них убытки по любому поводу.

МВ: Есть несколько основных факторов, которые не устраивают арбитражных управляющих. Они не понимают, зачем власть так делает и как в таких условиях работать.

Дисквалифицировать могут за описку

МВ: Сейчас арбитражного управляющего могут дисквалифицировать за техническую ошибку, например опечатку, даже если она не нанесла никакого ущерба. После этого он должен в течение месяца добровольно выйти из саморегулируемой организации (СРО), в которой состоит, и уйти изо всех своих банкротных процедур. Если же управляющий этого не сделает, его исключат из СРО, и он в течение трех лет не сможет вернуться к работе, а по истечении этого времени – только заново пройдя обучение.

Это решение можно обжаловать, но и тут есть подводные камни: после того как оно вступит в силу в апелляции, остается все тот же месяц для того, чтобы уйти. А когда кассация такое решение отменяет, приходится заново вступать в СРО и платить взнос в 200 000 руб. в компенсационный фонд.

У нас очень сложно отстранить управляющего при рассмотрении дела о банкротстве в суде, но «убрать» его через дисквалификацию за ошибку, даже допущенную в ином деле, проще простого.

МЛ: Иногда мы пользуемся услугами привлеченных специалистов, и ошибку могут допустить они, но дисквалифицируют все равно арбитражного управляющего. Я не имею в виду, конечно, глобальные нарушения, когда ты пользуешься конкурсной массой как собственным кошельком, за это нужно наказывать.

Куда ни пойдешь, везде убытки

МЛ: Убытки – это основное зло, которое есть в нашей профессии. На арбитражного управляющего сейчас возложено множество обязанностей, и любое их нарушение ведет к искам о возмещении убытков. Причем суммы взыскивают по номиналу.

То есть если предприятие-банкрот вывело, скажем, 100 млн руб. через обналичивающую фирму за год до начала процедуры банкротства, и управляющий не оспорил эту сделку в суде, мера его ответственности – всегда номинал, эти самые 100 млн. И это при том, что первичной документации (договоров купли-продажи, оказания услуг и пр.), на основании которой выводились средства, в 80% случаев на предприятии нет. За ее непередачу руководству предприятия тоже грозит ответственность по номиналу, но обычно они к этому готовы – у них нет ни имущества, ни страховки или компенсационного фонда, за счет которых можно было бы взыскать эту сумму. Мы можем взять выписку из банка и обнаружить списание средств, но как оспаривать сделки, документов по которым нет?

В качестве примера можно привести громкое уральское дело в отношении Петра Подпорина. Он был назначен арбитражным управляющим в рамках признания банкротом ЗАО «Редом» по заявлению ФНС (дело № А60-52059/2011) и не оспорил списание средств со счета должника, как раз из-за отсутствия первичных документов, хотя, по мнению суда, должен был каким-то образом это сделать. В результате с него за незаконное бездействие взыскали порядка 1,3 млрд руб. и наложили арест на имущество.

Есть и другая сторона той же проблемы. Сейчас суды освоили практику взыскания судебных издержек по необоснованно поданным искам. Допустим, управляющий нашел всех контрагентов, через которых выводились средства, а их могут быть сотни, и к каждому подал иск. Сто исков, из них 99 проиграно, поскольку нет первичных документов, и по каждому ответчики требуют возместить издержки. Получается, что как бы ни поступил управляющий, он все равно будет вынужден платить.

Почему так происходит? У назначенного управляющего есть страховка на 10 млн руб. и за ним стоит СРО с компенсационным фондом, из которого можно взять еще 5 млн руб. И я убежден, что налоговый орган на сегодняшний день воспринимает арбитражного управляющего и эти компенсационные механизмы как некий источник поступлений в бюджет, ни больше, ни меньше. Так же сегодня к нам относятся и многие кредиторы.

МВ: Стоит понимать, что средства, которые выплатят страховая компания и комфонд, могут взыскать и чаще всего взыскивают в регрессном порядке. Поэтому когда сумма не миллиардная, а «приземленная», проще заплатить самостоятельно, чем пользоваться механизмом страхования или компенсации.

Поэтому мы постоянно ходим по минному полю. Только наша профессия еще опаснее, чем у саперов, потому что у них защиты больше. И случаи, когда приходится выбирать, где придется платить меньше, возникают постоянно. Вот, например, решило собрание кредиторов продать дебиторскую задолженность. Управляющий ее оценивает, выставляет на торги и продает, а покупатель успешно взыскивает долг и получает прибыль. Тут в дело снова может вмешаться ФНС и потребовать от управляющего возместить разницу между стоимостью задолженности и суммой взыскания. А если бы он пошел взыскивать ее сам и проиграл, претензии возникли бы по поводу того, почему не выполняются решения собрания кредиторов, у меня была такая ситуация.

Уголовные дела

МВ: Все чаще арбитражных управляющих привлекают к уголовной ответственности. На прошлой неделе в Калуге вступил в силу такой приговор по ст. 160 УК – за нарушение очередности при платежах. В Карачаево-Черкесии арбитражного управляющего, вместе с руководством предприятия, судили за преднамеренное банкротство, как пособника.

МЛ: В последнее время прокуратура возбуждает в отношении управляющих дела по ст. 145.1 – из-за невыплаты заработной платы. Основная наша цель – проанализировать, проинвентаризировать и продать, а на вырученные деньги выплатить долги – это дух и суть закона. А у прокуратуры все просто: есть долги по зарплате и нет денег, на них давят местные власти, и они приходят с этим к управляющим.

Законодательство меняют, не спросив заинтересованных лиц

МВ: Мнение арбитражного сообщества при разработке законодательства не учитывается. Особенно явно это было видно при Госдуме шестого созыва, когда законы неожиданно сваливались на голову, как тот же самый 391-ФЗ. Но реформировать законодательство о банкротстве, не спрашивая мнения тех, кто должен будет его исполнять – это все равно, что проводить реформу здравоохранения, не подключая к этому врачей.

Например, так был принят закон о банкротстве физлиц, который сейчас не может исполняться должным образом. Его согласовали с Минэкономразвития, налоговой, банками… но не с нами. В результате граждане не хотят банкротиться, а управляющие не хотят их банкротить. Государство же реагирует репрессивными мерами.

Чего хотят управляющие

МЛ: К сожалению, очень сложно заставить власть к нам прислушаться, поскольку мы для них – небольшой электорат. Нас всего 10 000, а вместе с семьями, которых тоже можно отнести к заинтересованным лицам, около 100 000 человек. Но если провести анализ судебных актов экономколлегии Верховного суда, то можно обратить внимание, что 90% резонансных дел – это дела о банкротстве. Такой процент дел говорит о важности того, чем мы занимаемся, для экономики страны.

Сейчас нас не слышат, но мы хотим переломить ситуацию любыми доступными способами. Чем чаще мы будем создавать информационные поводы, чтобы на нас обратили внимание, тем быстрее, нам, возможно, это удастся. Съезд, организованный активистами, которые надеются посадить власть за стол переговоров, – очередная капля, которая рано или поздно подточит этот камень.

МВ: Организаторы съезда надеются, что представители министерств, депутаты Госдумы, сенаторы, которые придут на съезд, их услышат. Если этого не произойдет, резолюция будет направлена президенту.

Чем все может кончиться

МВ: Если проблемы не получится решить, это приведет к тому, что наша уникальная профессия будет ликвидирована. Часть наших полномочий уже отдают АСВ, но на сопровождение процедуры банкротства одного банка оно тратит больше, чем все арбитражные управляющие в России за год. Вводят упрощенную процедуру для физлиц, без арбитражных управляющих. К чему это приведет, остается только предполагать.

МЛ: Совокупность проблем приводит к тому, что профессионалы уходят. Какая бы «морковка» (читай – процент от удовлетворенных требований) не висела перед управляющим в конце, умный поймет, что шансы добежать до нее уменьшаются с каждым днем осуществления полномочий. Когда за малейший промах грозят репрессии, это становится просто опасным, а вознаграждение не оправдывает рисков.

Антикризисное управление (англ. — crisis management) является сравнительно новым видом деятельности. Профессия подходит тем, кого интересует экономика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Антикризисный управляющий — это менеджер высочайшего класса, который может провести анализ бизнеса, выявить слабые и сильные места и выработать ряд мероприятий, позволяющих собственнику выйти из кризиса с минимальными потерями. По решению суда антикризисный управляющий пытается спасти предприятие, находящееся в состоянии банкротства. С одной стороны, этот специалист должен ликвидировать задолженность перед кредиторами, а с другой — помочь предприятию «встать на ноги», позаботиться о сотрудниках и сохранении промышленного потенциала. Если же предприятие не подлежит восстановлению, управляющий должен выгодно продать и за счет вырученных средств расплатиться с долгами.

Особенности профессии

Найти выход из сложной ситуации может только высокопрофессиональный экономист-управленец. Работать ему часто приходится во враждебной среде, где конфликт накален до предела. Долги, недовольные рабочие, скрытая война с теми, кто довел предприятие до банкротства, — обычная ситуация. Профессия потребует не только глубоких знаний экономики, финансов, менеджмента, но и смелости.

Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:

— установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;

— проведение анализа финансового состояния должника;

— определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

— получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;

— составление и ведение реестра их требований;

— проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;

— принятие мер по защите имущества предприятия;

— оформление имущественных прав на объекты недвижимости;

— оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;

— оптимизация финансовых потоков;

— управление конфликтными ситуациями;

— выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Профессия считается чрезвычайно престижной. Услуги опытного специалиста всегда востребованы. Кредиторы, довольные результатом работы управляющего, советуют обратиться к нему знакомым, попавшим в похожую ситуацию. Владельцы предприятий, испуганные перспективой потерять свой бизнес, на вознаграждение обычно не скупятся. Девизом грамотного антикризисного управляющего является не «всех за ворота», а «спасти любой ценой». Обновленная компания, поправив свои дела, в конечном итоге создаст новые рабочие места. А специалист, спасший не одно предприятие от полного разорения и закрытия, может рассчитывать на продолжение успешной карьеры.

Минусы

Возможные трудности, с которыми может столкнуться успешный кандидат, – это, во-первых, сопротивление среды и активное противодействие его начинаниям и идеям, заведомо ложное истолкование информации и неточная ее подача как внутри предприятия, так и во внешней среде. Во-вторых, возможен саботаж потенциальных подчиненных, отказ от повиновения, что может привести к конфликтам и хаосу.

Антикризисный управляющий — профессия не для сентиментальных людей. Процедуры финансового оздоровления предусматривают жесткие решения и действия в отношении предприятия и его сотрудников. За сухой фразой «снижение издержек» стоит сокращение зарплат, урезание социальных выплат и, наконец, увольнение лишнего персонала. Это особенно сложно, если предприятие, куда назначен антикризисный управляющий, градообразующее, то есть от него зависит финансирование школ, детских садов, коммунальных служб и поликлиник. Нелегко работать, когда вас проклинают едва ли не в глаза!

Место работы

Предприятия и организации любых форм собственности, находящиеся на стадии банкротства.

Студентов специальности «Антикризисное управление» охотно приглашают на практику и стажировки такие компании, как: Государственное учреждение «Московский авиационный центр», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ООО «Аудит-Балт», ЗАО НПО «Мобильные Информационные Системы», ЗАО «ВТБ 24», ЗАО «Северсталь-ресурс», ЗАО «Инвестиционная компания ФИНАМ», ЗАО «KPMG», ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», Комитет экономики Читинской области, ООО «ЭКСПЕРТ-ФИНАНС» и другие организации.

Важные качества

На должность антикризисного управляющего может претендовать человек, имеющий не только диплом, обширные знания из разных областей, но и определенный жизненный опыт, а также:

— наличие аналитических способностей; умение оперативно ориентироваться в сложной обстановке;

— умение анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, распознать потенциальное воздействие внешних и внутренних факторов, оценить перспективы развития (увидеть слабые, сильные стороны, возможности и риски);

— готовность противостоять внешнему влиянию;

— способность отделить субъективно-эмоциональное отношение от объективной реальности, фактов;

— высокая работоспособность в условиях неопределенности и дефицита времени; умение расставлять приоритеты; продуктивно работать с документами; оперативно решать административные вопросы; работать в условиях сопротивления; владение навыками регуляции эмоционального состояния;

— умение эффективно взаимодействовать на любом организационном уровне, «слушать и слышать», точно без искажений доносить свои идеи и организовать взаимообмен деловой информацией с партнерами (внутри организации и с акционерами);

— управление конфликтами (умение осуществлять контроль за кризисными ситуациями в коллективе, управлять конфликтной ситуацией: нейтрализовать и улаживать возникшие конфликты);

— способность мыслить масштабами всего предприятия и генерировать новые решения по развитию или диверсификации имеющегося бизнеса; видение возможностей, в том числе неочевидных, умение реально оценивать ситуацию и адекватно реагировать при повышении рисков.

Обучение на Антикризисного управляющего

Курсы

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Антикризисное управление» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Санкт-Петербургская юридическая академия Юриспруденция (заочно) (Факультет юриспруденции (бакалавриат)) Московский гуманитарный университет, МосГУ Экономика предприятия (Факультет экономики, управления и международных отношений) Национальный исследовательский университет «МЭИ» Экономика (Инженерно-экономический институт НИУ «МЭИ») Московский технический университет связи и информатики Экономика (Заочный общетехнический факультет МТУСИ) Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» Экономика в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» )

На экономических факультетах многих ВУЗов сравнительно недавно появилась специализация «Антикризисное управление». Данная специальность позволяет получить глубокие знания в области антикризисной диагностики организации и ее окружения, антикризисного бизнес-планирования и моделирования, финансового оздоровления организации, правовых основ банкротства.

  • МЭСИ был первым российским вузом, который разработал теоретические основы специальности, начал подготовку специалистов этого профиля и успешно развивает это направление и сегодня.
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
  • Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА при Правительстве РФ)
  • Государственный университет управления (ГУУ)
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова)
  • Московская финансово-юридическая академия (МФЮА)
  • Московский институт банковского дела (МИБД)
  • Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП) и др.
  • Институт экономики и антикризисного управления (ИЭАУ).

Учебная программа построена с учетом опыта ведущих вузов мира и включает следующие дисциплины: «Теория антикризисного управления», «Практика антикризисного менеджмента», «Риск-менеджмент», «Антикризисный PR», «Социальные аспекты несостоятельности», «Банкротство отдельных категорий должников», «Зарубежная практика антикризисного управления» и т.д.

Зарплата Антикризисного управляющего

Россия 40000—90000 ₽ Москва 50000—120000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Молодые специалисты, только что окончившие ВУЗ, находят первую работу еще на этапе преддипломной практики. Они востребованы в государственных и муниципальных организациях, связанных с вопросами финансовой политики и банкротства, а также в службах экономического анализа, диагностики и прогнозирования на предприятиях. Удачным началом может стать работа в команде действующего антикризисного управляющего (там всегда нужны и стажеры, и сотрудники на младшие должности), в консалтинговых и юридических фирмах.

Спрос на антикризисных менеджеров постоянно растет, и даже новоиспеченных управляющих (с опытом работы около двух лет) расхватывают, как горячие пирожки. Повышая квалификацию, можно довольно быстро продвинуться по служебной лестнице и занять пост руководителя отдела или направления. Естественно, ваша рыночная стоимость и привлекательность для работодателей возрастают в разы, как только вы сдаете квалификационный экзамен ФСФО.

Сотрудники арбитражного суда приняли участие в спортивных соревнованиях в рамках Х Конференции судей

Уже по традиции в рамках ежегодной, в этом году Х Конференции судей Камчатского края, состоялись спортивные соревнования, в которых на протяжении всей недели принимали участие судьи и сотрудники судебной системы, в том числе Арбитражного суда Камчатского края. В течение недели спортсмены состязались в русском бильярде, шахматах, стрельбе, настольном теннисе, гиревом спорте и мини-футболе и завоевали ряд призовых мест.

Открыл соревновательную неделю турнир по русскому бильярду, в котором команды арбитражного суда в составе судей Д.В. Курмачева и А.М. Сакуна, сотрудников суда Н.Н. Будкина и А.С. Уляшева заняли почетные 1-е и 3-е места.

В шахматном спорте приняли участие работники аппарата суда А.В. Водянова и Ф.А. Дегтярев, которые заняли 4-е, 6-е места.

В пулевой стрельбе в личном зачете администратор суда В.А. Хачатурян занял почетное 3-е место. В командном зачете арбитражному суду не удалось войти в тройку победителей, однако команда продолжит упорные тренировки в течение года и обязательно проявит свои силы в следующих соревнованиях.

В соревнованиях по настольному теннису судья арбитражного суда К.Ю. Иванушкина заняла 2-е место.

22 марта, в финальный день соревнований собралось много болельщиков, которые подбадривали своих коллег. В этот день состоялся турнир гиревиков, которые соревновались в поднятии двухпудового снаряда. В этом состязании сотрудник суда С.Ю. Манякин, подняв гирю 29 раз, завоевал 3-е место.

Заключительным этапом соревновательной недели стал турнир по мини-футболу. Сборная команда суда «Арбитр» отважно сражалась, войдя в тройку призеров и заняв почетное 3-е место.

Коллектив Арбитражного суда Камчатского края поздравляет коллег с достигнутыми высокими спортивными результатами!

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих) – это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • • Гражданским кодексом РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
  • • Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ΦЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • • Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • • Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • • постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
  • • другими нормативными правовыми актами.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО арбитражных управляющих с момента включения сведений о ней в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. Порядок ведения реестра регламентирован приказом Минэкономразвития от 8 июля 2010 г. № 284 «О Порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

Основанием для включения СРО арбитражных управляющих в Единый государственный реестр является выполнение ею следующих обязательных требований:

  • 1) наличие в ее составе не менее 100 членов арбитражных управляющих, соответствующих условиям членства в СРО арбитражных управляющих;
  • 2) участие се членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве, за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
  • 3) наличие у общества компенсационного фонда или имущества взаимного страхования, которые формируются за счет членских взносов членов СРО, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее 50 тыс. руб. на каждого члена;
  • 4) наличие разработанных стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих, которые являются обязательными для выполнения всеми членами СРО;
  • 5) наличие органов управления и специализированных органов СРО арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

Следует отметить, что компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих представляет собой обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации на праве собственности. Он формируется за счет членских взносов членов СРО (не менее 50 тыс. руб. на каждого ее члена). При этом не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к саморегулируемой организации.

Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих может быть предъявлено к СРО лицом, в пользу которого принято решение о взыскании убытков, только при одновременном наличии следующих условий:

  • • недостаточность средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, для возмещения причиненных им убытков;
  • • отказ арбитражного управляющего удовлетворить требование такого лица или неудовлетворение арбитражным управляющим этого требования в течение тридцати рабочих дней с даты предъявления этого требования.

Регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба, которая ведет также единый государственный реестр таких управляющих.

Целями деятельности СРО арбитражных управляющих являются:

  • 1) защита прав и законных интересов арбитражных управляющих;
  • 2) повышение уровня их профессиональной подготовки;
  • 3) объединение для осуществления контроля за их деятельностью в части соблюдения законодательства и профессиональной этики;
  • 4) повышение качества выполняемых ими услуг;
  • 5) отбор кандидатур арбитражных управляющих для участия в арбитражном суде в делах о несостоятельности (банкротстве);
  • 6) информирование их путем предоставления изменений в нормативных правовых актах, затрагивающих интересы профессиональных участников – членов СРО, проведения общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций, посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а также проблемам в сфере регулирования и функционирования деятельности арбитражных управляющих.

Условиями членства в СРО являются также наличие у члена арбитражного управляющего договора обязательного страхования ответственности, внесение им членских взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО.

Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной СРО арбитражных управляющих, на срок не менее года с условием его возобновления на тот же срок. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего не может быть меньше 3 млн руб. в год.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

Определенный научный и практический интерес представляет структура управления СРО, отличающаяся следующими особенностями:

  • 1) наряду с исполнительным органом, образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее семи человек;
  • 2) не более 25% членов данного коллегиального органа управления должны составлять лица, не являющиеся членами СРО;
  • 3) в состав органов управления не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Помимо вышеперечисленных органов управления, в составе СРО формируются следующие структурные подразделения:

  • • по контролю за деятельностью членов в качестве арбитражных управляющих;
  • • рассмотрению дел о наложении на членов СРО мер ответственности;
  • • отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам с целью последующего утверждения.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе создавать объединения СРО и быть их членами. Объединение СРО арбитражных управляющих, в составе которого более половины всех организаций, сведения о которых включены в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, вправе приобрести статус национального объединения СРО.

Национальное объединение СРО арбитражных управляющих вправе:

  • • разрабатывать федеральные стандарты;
  • • разрабатывать единую программу подготовки арбитражных управляющих;
  • • представлять интересы СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления;
  • • защищать права и законные интересы СРО арбитражных управляющих;
  • • обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы любой СРО или группы СРО;
  • • привлекать к обсуждению правовых, экономических, социальных проблем деятельности арбитражных управляющих союзы, ассоциации, объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные организации;
  • • формировать предложения о совершенствовании правового и экономического регулирования деятельности арбитражных управляющих;
  • • осуществлять обмен информацией и проводить совместные мероприятия с заинтересованными российскими юридическими лицами, международными организациями, иностранными организациями, иностранными учеными и специалистами;
  • • направлять представителей для участия в комиссиях по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих;
  • • направлять представителей для участия в работе ликвидационных комиссий СРО;
  • • осуществлять иные соответствующие целям своей деятельности полномочия.

Как показывает международная практика, в некоторых зарубежных странах большинство арбитражных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от двух до пятидесяти партнеров, делящих между собой доходы, расходы и людские ресурсы. В некоторых случаях такие партнерства входят в более крупные объединения, например, в ведущие аудиторские и консалтинговые организации.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2011 г. N Ф06-5288/11 по делу N А55-22740/2010 (ключевые темы: объекты недвижимости — государственная регистрация — кадастр — Росреестр — конкурсный управляющий)

19 июля 2016

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2011 г. N Ф06-5288/11 по делу N А55-22740/2010

г. Казань

14 июля 2011 г.

Дело N А55-22740/2010

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сафина Н.Н.,

судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,

в отсутствие:

истца — извещен, не явился,

ответчика — извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи: Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)

по делу N А55-22740/2010

по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «АВТ» Енькова Андрея Юрьевича, г. Санкт-Петербург, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации,

УСТАНОВИЛ:

конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «АВТ» Еньков А.Ю. (далее — конкурсный управляющий Еньков А.Ю., заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее — Управление, ответчик) от 06.09.2010 N 01/145/2010-586 об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений и обязании предоставить информацию.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик просит вышеуказанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2010 по делу N А55-17869/2009 общество с ограниченной ответственностью «АВТ» (далее — ООО «АВТ») признано банкротом, конкурсным управляющим утвержден Еньков А.Ю.

Конкурсный управляющий Еньков А.Ю обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области (в настоящее время Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области) с запросом от 27.08.2010 о предоставлении ему как конкурсному управляющему ООО «АВТ» сведений о правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Ссылаясь на пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) Управление сообщением от 06.09.2010 N 01/145/2010-586 отказало Енькову А.Ю. в предоставлении запрашиваемой информации.

Рассматривая данный спор, суды, удовлетворяя требования о признании вышеуказанного указанного решения об отказе в предоставлении информации незаконным, правомерно исходили из следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

В соответствии со статьей 7 указанного Закона о регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе нрав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям: судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества (п.3).

В рассматриваемом случае запрос о правах конкурсного управляющего на имеющиеся объекты недвижимого имущества направлялся в рамках дела о банкротстве в соответствии с положениями статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ), согласно которым арбитражному управляющему предоставлено право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных нравах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, которые представляют запрашиваемые арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Судебными инстанциями установлено, что запрос конкурсного управляющего от 24.08.2010 N 419 содержит необходимые реквизиты, позволяющие достоверно убедиться в том, что он направлен именно конкурсным управляющим ООО «АВТ», так как представлен на официальном бланке конкурсного управляющего с указанием саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является и содержит оттиск печати.

По мнению судов, довод заявителя о неприменении положения абз. 14 пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающий порядок нотариального удостоверения подписи лица, направляющего запрос посредством почтового отправления является необоснованным, поскольку, как уже было отмечено, по причине специфики дел о несостоятельности (банкротстве) применению в данном случае подлежат положения статьи 8 указанного Закона, а также статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ, не содержащие таких требований.

По смыслу статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ, положение о нотариальном заверении подписи лица, обращающегося с запросом в уполномоченный орган, распространяется на правообладателей физических лиц и их представителей, поскольку в иных случаях, когда запрос направляется специальным субъектом (суд, правоохранительные органы, судебный пристав-исполнитель, арбитражный управляющий) существуют также и специальные способы подтверждения полномочий перечисленных субъектов.

По данному делу полномочия Енькова А.Ю. как конкурсного управляющего ООО «АВТ» подтверждены представленной им копией решения Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2010 по делу N А55-17869/2009, о чем свидетельствует запрос от 24.08.2010.

На основании указанных доказательств судами сделан вывод о том, что с данным запросом обратился именно конкурсный управляющий ООО «АВТ» Еньков А.Ю., обладающий всеми необходимыми полномочиями.

Вместе с тем, уполномоченный орган располагал возможностью в случае возникновения каких-либо сомнений, проверить информацию о конкурсном управляющем ООО «АВТ» путем обращения к открытым официальным источникам, как газета «Коммерсантъ», база данных ВАС РФ «Банк решений арбитражных судов».

К запросу приложена публикация официального печатного издания «Коммерсантъ» от 03.07.2010 N 118.

Ссылка ответчика на отсутствие в запросе информации о наименовании объекта недвижимости, о его кадастровом (условном) номере, адресе (местоположении), правомерно отклонена судом, поскольку заявителем запрошена информация о зарегистрированных правах ООО «АВТ» на принадлежащие ему объекты недвижимости, что является иным способом получения информации, содержащейся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 по делу N А55-22740/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.Н. Сафин

Судьи

Э.Г. Гильманова
И.Ш. Закирова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Оставьте комментарий