Содержание
- Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?
- Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
- Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
- Порядок заполнения отчета о целевом использовании
- Пример заполнения отчета о целевом использовании
- Итоги
- Очертим круг пользователей
- Льготы и преференции
- Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность
- Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год
- Изменения в бухгалтерской отчетности за 2019 год
- Особенности составления упрощенной отчетности
- Заполнение упрощенных форм отчетности
- В каком виде сдается упрощенная отчетность в ИФНС
- Условия получения статуса малого и среднего бизнеса и состав отчетности
- Бухгалтерская отчетность
- Отчетность индивидуальных предпринимателей без наемных работников
- Итоги
Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?
В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?
Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:
- № 1 — бухгалтерский баланс;
- № 2 — отчет о прибыли и убытках;
- № 3 — отчет об изменениях капитала;
- № 4 — отчет о движении денежных средств;
- № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
- № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.
Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.
ВАЖНО! С отчетности за 2019 год бухформы, в т. ч. форма 6, действуют в новой редакции. Подробнее об изменениях читайте . Об изменениях в порядке сдачи отчетности в 2020 году узнайте из этой публикации.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:
- полная, приведенная в приложении № 2.1;
- упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.
Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре «Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
- организаций госсектора;
- политических партий;
- объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
- структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.
Порядок заполнения отчета о целевом использовании
Порядок заполнения отчета о целевом использовании средств нигде отдельно не описан. Логика внесения данных в него вытекает из самого содержания отчета и примечаний, имеющихся под основной таблицей.
Основную таблицу предваряют данные об отчитывающемся лице (его наименование и коды, характеризующие основные сведения о нем: ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС), а также информация о годе, за который составляется отчет, дате создания и применяемой единице измерения вносимых показателей.
Целью заполнения основной таблицы является отражение с учетом аналитики поступлений-выбытий процесса изменения остатка средств целевого финансирования, учтенных в организации (при применении плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, они показываются на счете 86). При этом предусмотрено сравнение данных текущего и предшествующего ему года.
В верхней и в нижней строках таблицы указываются сведения об остатках средств, соответственно, на начало и на конец года. Промежуточные строки делятся на две группы: со сведениями о поступлениях и о расходовании полученных средств. Для каждой из групп приводимые в приказе № 66н бланки предлагают определенную разбивку строк по аналитике, ориентированную на наиболее часто возникающие основания для поступлений и расходования. В полной форме по этим соображениям выделены:
- в поступлениях — строки:
- для вступительных, членских и целевых взносов;
- добровольно вносимых средств;
- доходов, явившихся результатом деятельности отчитывающегося лица;
- прочих полученных средств;
- в расходной части — строчки для данных об использовании средств:
- на цели, ради которых юрлицом получено соответствующее финансирование, с выделением в них информации о расходах на благотворительность и социальную помощь, мероприятия информационного характера, иные процедуры;
- содержание самой отчитывающейся организации с выделением в них сведений о затратах на оплату труда, иные выплаты, командировки, содержание и ремонт имеющегося имущества, иные траты;
- покупку имущества;
- иные расходы.
В упрощенной форме в поступлениях объединены данные о взносах и добровольно вносимых средствах, а в расходной части отсутствует детализация четырех основных групп строк. Кроме того, упрощенную форму отличает отсутствие итоговых цифр, относящихся к поступлениям и расходам.
Вместе с тем при необходимости составитель отчета может дополнить предлагаемый приказом № 66н бланк нужным числом строк (п. 3 приказа № 66н).
Построчный порядок заполнения отчета вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.
Пример заполнения отчета о целевом использовании
Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.
Пример
Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2019 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.
Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2019 год составила 1 000 000 руб.
Расходы, осуществленные фондом, в 2019 году оказались следующими:
- на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
- на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
- на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
- на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2018 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.
В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2019 года (на его начало) и строки 6400 для 2018 года (на его конец) должны быть одинаковыми.
Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.
В отношении расходов на целевые мероприятия окажутся задействованными строки 6310 (в ней будет показана общая их величина) и 6311 (она предназначена для расходов в виде благотворительной помощи).
В части расходов на содержание самого фонда будут использоваться строки 6320 (здесь отразится общая их сумма), 6321 (расходы, связанные с оплатой труда), 6323 (расходы на командировки) и 6325 (расходы на ремонт имущества).
Общая величина произведенных расходов, равная сумме строк 6310 и 6320, попадет в строку 6300.
Остаток средств на конец каждого года рассчитывается от суммы их остатка на его начало путем прибавления общей величины поступлений и вычитания из этого слагаемого общей суммы расходов, т. е. по формуле (если ее составить с использованием кодов строк отчета): 6100 + 6200 — 6300 = 6400.
Заполненный по приведенным данным отчет смотрите на нашем сайте.
Итоги
Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
В начале июня 2015 г. на официальном интернет-портале Минфина России был опубликован документ под названием Информация № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее — Информация). О том, для кого он предназначен, какие ограничения налагает и какие преференции предоставляет, — в нашем комментарии.
Очертим круг пользователей
О том, для каких конкретно организаций подготовлен и выпущен данный документ, говорится в п. 1.1 Информации. В первую очередь, это субъекты малого предпринимательства. Напомним, что критерии для включения компаний в число малых установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это:
- ограниченный размер выручки (не более 400 млн руб.);
- малая численность работников (не более 100 человек);
- ограничение по доли участия юридических лиц в составе учредителей.
Обратите внимание: в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для того, чтобы компания могла применять упрощенные способы ведения учета и составления отчетности, руководство компании обязано в учетной политике прописать решение о переходе на бухгалтерскую «упрощенку».
Кроме того, Информация предназначена для некоммерческих организаций и компаний, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»». Ведь они также имеют права на ведение учета по упрощенной схеме.
Льготы и преференции
Из текста Информации можно выделить целый ряд послаблений для организаций, ведущих упрощенный учет.
Упрощенный план счетов
Организации могут использовать сокращенный рабочий план счетов (п. 3 Информации). Приведем примеры.
1. Для учета производственных запасов вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» специалисты Минфина России предлагают использовать счет 10.
2. Для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» — счет 20.
3. Для учета готовой продукции и товаров вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция» — счет 41.
4. Для учета денежных средств в банках вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» — счет 51.
5. Для учета дебиторской и кредиторской задолженности вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» — счет 76.
6. Для учета капитала вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал» — счет 80.
7. Для учета финансовых результатов вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» — счет 99.
Простая форма учета
Малые предприятия в зависимости от характера и объема операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма). Такая форма учета предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Она является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у компании на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Данную форму бухгалтерского учета специалисты финансового ведомства рекомендовали организациям с незначительным количеством хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.
Применение ПБУ
В комментируемой Информации специалисты Минфина России отметили, что у компаний при упрощенном способе ведения учета есть право отступать от действующих правил, установленных положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). К примеру, малое предприятие, ведущее свою деятельность в строительном сегменте, имеет право не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», то есть не отражать в своих отчетах выручку по исполняемому проекту до его завершения. В этом случае доходы и расходы по договору строительного подряда признаются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций» (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов).
Также можно обойтись без переоценки основных средств (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств») и нематериальных активов (п. 17 ПБУ 14/07 «Нематериальные активы»). А коммерческие и управленческие расходы разрешается признавать в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99). Кроме того, все расходы по займам можно признавать прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).
Малое предприятие не обязано отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.). Это прямо предусмотрено п. 3 ПБУ 8/01 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Организации на бухгалтерской «упрощенке» могут принять решение вести учет доходов и расходов кассовым методом.
Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность
Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:
- организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
- некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие — критерии отнесения».
Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.
Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год
Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:
- из баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к ним.
Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании средств;
- пояснения к отчетности.
О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале «Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса».
Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.
Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:
- баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- отчет о целевом использовании средств.
Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.
Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.
Изменения в бухгалтерской отчетности за 2019 год
Упрощенную бухотчетность малый бизнес вправе сдать по форме КНД 0710096 (единый формуляр, куда входит баланс, форма 2 и все приложения) или из приложения 5 к приказу Минфина от 02.07.2010 №66н, заполнив отдельно упрощенный баланс по форме ОКУД 071001, отчет о финрезультатах — по форме ОКУД 071002, а также отчет о целевом использовании средств по форме ОКУД 071003.
ВАЖНО! В связи с введением режима нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года срок сдачи бухгалтерской отчетности продлен до первого после карантина рабочего дня. Для большинства организаций крайней отчетной датой является 12.05.2020. Подробнее об этом читайте .
Бланк формы КНД 0710096 в целом не изменился. Но налоговики внесли правки в машиночитаемую форму (см. письмо ФНС от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).
Скачать бланки форм упрощенной отчетности по форме КНД 0710096 можно по ссылке ниже
В бланки из приложения 5 внесены изменения. С июня 2019 года бланки бухгалтерской отчетности нужно применять в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Изменения в целом не значительны:
- ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2;
- упразднена единица измерения млн.руб., отчет заполняйте только в тысячах;
- скорректирован код по ОКЕИ.
В отчете о целевом использовании средств также изменен код по ОКУД.
Подробнее об изменениях читайте .
Скачать все 3 бланка можно в формате excel по ссылке ниже
Скачать бланки упрощенной отчетности
Особенности составления упрощенной отчетности
Для устранения некоторых вопросов, касающихся темы нашей статьи, Минфин РФ издал информационное сообщение № ПЗ-3/2015. В этом сообщении собраны основные послабления для применяющих упрощенную отчетность:
- Решение о раскрытии какой-либо информации должно опираться на существенность данных для пользователей (включая выделение отдельных статей из их групп в формах отчетности).
- Можно не расписывать информацию:
- о связанных сторонах;
- сегментах;
- по прекращаемой деятельности.
- События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл.
- При внесении изменений в учетную политику можно отражать в отчетности существенные последствия этого факта перспективно.
- Значимые ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.
Не ошибиться при составлении отчетности вам помогут рекомендации по применению упрощенных способов ведения бухучета на 2020 год, которые дал Институт Профбухгалтеров. Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите в материал.
Заполнение упрощенных форм отчетности
Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.
Название строки |
Пояснение |
Актив |
|
Материальные внеоборотные активы |
Основные средства, незавершенные капитальные вложения в них |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы |
НМА, результаты исследований и разработок, вложения в НМА, исследования и разработки, долгосрочные финансовые вложения (выданные займы, векселя, облигации) и пр. |
Запасы |
Материалы, товары, незавершенка, готовая продукция |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
Денежные средства в различной валюте, переведенные в рубли, в банке и в кассе. Их эквиваленты в виде высоколиквидных вложений, которые можно быстро обменять на деньги без значительного риска потери, например вклады до востребования |
Финансовые и другие оборотные активы |
Дебиторка, авансы выданные, краткосрочные финансовые вложения, прочие несущественные оборотные активы |
Пассив |
|
Капитал и резервы |
Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. НКО включают в эту строку целевые средства, фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды |
Долгосрочные заемные средства |
Кредиты и займы сроком более года и проценты по ним |
Другие долгосрочные обязательства |
Кредиторка и целевое финансирование сроком более года, резервы предстоящих расходов со сроком более года и пр. |
Краткосрочные заемные средства |
Кредиты и займы сроком менее года и проценты по ним |
Кредиторская задолженность |
Кредиторка перед контрагентами, персоналом, бюджетом, учредителями, авансы полученные и пр. |
Другие краткосрочные обязательства |
Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование, доходы будущих периодов со сроком менее года и пр. |
В упрощенном отчете о финансовых результатах не выделяются виды расходов по основной деятельности и некоторые другие показатели, детализирующие его данные при оформлении по обычной форме. Ниже в таблице показаны составляющие этого отчета.
Название строки |
Пояснение |
Выручка |
Выручка за вычетом НДС и акцизов |
Расходы по обычной деятельности |
Себестоимость, коммерческие, управленческие расходы |
Проценты к уплате |
Проценты по полученным кредитам и займам |
Прочие доходы |
Доходы, не относящиеся к обычной деятельности |
Прочие расходы |
Прочие расходы за вычетом процентов к уплате |
Налоги на прибыль (доходы) |
Текущий налог на прибыль |
Чистая прибыль (убыток) |
Результирующая строка = 1 – 2 – 3 + 4 – 5 – 6 |
Бланк и образец заполнения бухгалтерского баланса за 2019 год можно скачать в статье «Бухгалтерский баланс за 2019 год: образец заполнения».
В каком виде сдается упрощенная отчетность в ИФНС
Все экономические субъекты, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представить ее годовой вариант в налоговую в силу подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кодекс не обязывает сдавать отчет в электронном или бумажном виде, такой выбор может сделать организация самостоятельно.Об этом в очередной раз напомнил Минфин РФ в письме от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624.
Однако в настоящее время все большее распространение получают программы для отправки электронной отчетности в связи с требованиями налогового законодательства об использовании электронных форм сдачи налоговых отчетов для организаций с численностью более 100 человек, а также для всех субъектов, отчитывающихся по НДС. В связи с этим ФНС разработан специальный формат упрощенной бухотчетности КНД 0710096, последний (актуальный) вариант которого утвержден приказом от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@ (см. письмо ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@).
О существующих способах отправки отчетности через интернет, читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».
Малые предприятия имеют право составлять бухотчетность как в обычном (полном), так и в упрощенном (сокращенном) виде. Упрощение выражается в уменьшении количества самих отчетов, а также в укрупнении данных по отражаемой в них информации. Однако следует иметь в виду, что показатели, которые являются существенными и могут повлиять на мнение пользователей отчетности, необходимо раскрыть либо отдельными строками в формах отчетности, либо в приложениях к ним.
О новых правилах, по которым нужно будет представлять отчетность за 2019 год, читайте в статье «Порядок сдачи бухгалтерской отчетности изменен».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Отчетность малого и среднего бизнеса — всегда актуальный вопрос для предпринимателей и бизнесменов. В условиях постоянно изменяющегося законодательства крайне важно знать, какие отчеты должны представлять организации и индивидуальные предприниматели (ИП). Именно эти вопросы рассмотрим в нашей статье.
Условия получения статуса малого и среднего бизнеса и состав отчетности
Условия получения статуса малого и среднего бизнеса (МСБ) установлены законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Предприятие может относиться к МСБ, если оно отвечает следующим требованиям:
Обратите внимание на то, что пределы допустимой выручки периодически пересматриваются Правительством РФ. На момент написания статьи они находятся в пределах сумм, указанных в таблице.
ВАЖНО! Статус МСБ можно потерять, если первые два требования к численности работников и выручке будут нарушены 3 года подряд. Это произойдет и тогда, когда доля участия юрлиц будет выше 49%.
На состав отчетности малого и среднего бизнеса влияют несколько факторов:
- система налогообложения (СНО);
- вид деятельности (например, необходимость сдавать отчетность малого и среднего предпринимательства по отходам возникает, если у организаций и ИП в процессе деятельности возникают отходы);
- наличие или отсутствие наемных работников;
- требования по представлению статотчетности и т. д.
Наши специалисты составили подробный перечень форм, по которым должны отчитаться малые и средние предприятия и ИП.
Отчетность по налогам и взносам |
||||||
СНО |
Название документа |
Периодичность |
Код документа |
Кто сдает |
Куда сдавать |
Подробности смотрите в статье: |
ОСНО |
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость |
Ежеквартально |
КНД 1151001 |
Организации и ИП |
В налоговую инспекцию |
«Декларация по НДС в 2017-2018 годах — бланк и образец» |
ОСНО |
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций |
Ежеквартально/ ежемесячно (по выбору) |
КНД 1151006 |
Организации |
В налоговую инспекцию |
«Налоговая декларация по налогу на прибыль на 2017-2018 годы» |
ОСНО |
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций |
Раз в год |
КНД 1152026 |
Организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения |
В налоговую инспекцию |
«Налоговая декларация по налогу на имущество организаций» |
ОСНО |
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) |
Раз в год |
КНД 1151020 |
ИП |
В налоговую инспекцию |
«Налоговая декларация 3-НДФЛ в 2017-2018 годах — как заполнить? « |
ОСНО |
Единая упрощенная (налоговая) декларация — альтернатива сдаче нулевых деклараций по налогу на прибыль и НДС |
Ежеквартально |
КНД 1151085 |
Организации, ИП на ОСНО, если они не ведут деятельность с движением денежных средств по расчетному счету (кассе) и не имеют объектов налогообложения |
В налоговую инспекцию |
«Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2018 года» |
ЕНВД |
Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
Ежеквартально |
КНД 1152016 |
Организации и ИП |
В налоговую инспекцию |
«Как заполнить декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2017 года? « |
ЕСХН |
Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу |
Раз в год |
КНД 1151059 |
Организации и ИП |
В налоговую инспекцию |
«ЕСХН» |
УСН |
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
Раз в год |
КНД 1152017 |
Организации и ИП |
В налоговую инспекцию |
«Бланк декларации по УСН за 2017-2018 годы» |
УСН |
Единая упрощенная (налоговая) декларация — альтернатива сдаче нулевой декларации по налогу при УСН |
Раз в год |
КНД 1151085 |
Организации, ИП, если они не ведут деятельность с движением денежных средств по расчетному счету (кассе) и не имеют объектов налогообложения |
В налоговую инспекцию |
«Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2018 года» |
Все системы НО |
Налоговая декларация по транспортному налогу |
Раз в год |
КНД 1152004 |
Организации, на которые зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения |
В налоговую инспекцию |
«Налоговая декларация по транспортному налогу в 2017-2018 годах» |
Все системы НО |
Налоговая декларация по земельному налогу |
Раз в год |
КНД 1153005 |
Организации, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения |
В налоговую инспекцию |
«Декларация по земельному налогу» |
Все системы НО |
Налоговая декларация по водному налогу |
Ежеквартально |
КНД 1151072 |
Организации и ИП, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию |
В налоговую инспекцию |
«Водный налог в 2017-2018 годах — сроки и порядок уплаты, ставки» |
Все системы НО |
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом |
Ежеквартально |
Форма 6-НДФЛ (КНД 1151099) |
Налоговые агенты — организации и ИП с работниками |
В налоговую инспекцию |
«Расчет 6-НДФЛ» |
Все системы НО |
Справка о доходах физического лица |
Раз в год |
Форма 2-НДФЛ (КНД 1151078) |
Налоговые агенты — организации и ИП с работниками |
В налоговую инспекцию |
«Справка 2-НДФЛ в 2017-2018 годах (бланк и образец) « |
Все системы НО |
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год |
Раз в год |
КНД 1110018 |
Организации и ИП с работниками |
В налоговую инспекцию |
«Подаем сведения о среднесписочной численности работников» |
Все системы НО |
Единый расчет по страховым взносам (ЕРСВ) |
Ежеквартально |
КНД 1151111 |
Организации и ИП с работниками |
В налоговую инспекцию |
«Единый расчет по страховым взносам» |
Все системы НО |
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц |
Раз в год |
Форма СЗВ-СТАЖ |
Организации и ИП с работниками |
В ПФР |
«Как заполнить форму СЗВ-СТАЖ за 2017 год для сдачи в 2018-м?» |
Все системы НО |
Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета |
Раз в год |
Форма ОДВ-1, приложение к СЗВ-СТАЖ |
Организации и ИП с работниками |
В ПФР |
«Как заполнить и сдать отчетность в ПФР за год?» |
Все системы НО |
Сведения о застрахованных лицах |
Ежемесячно до 15 числа |
Форма СЗВ-М |
Организации и ИП с работниками |
В ПФР |
«СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ» |
Все системы НО |
Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя |
Ежеквартально |
Форма ДСВ-3 |
Организации и ИП с работниками. Касается только страховых взносов в рамках добровольного страхования |
В ПФР |
«Каковы сроки сдачи отчета по форме ДСВ-3 в 2018 году?» |
Все системы НО |
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения |
Ежеквартально |
Форма 4-ФСС |
Организации и ИП с работниками |
В ФСС |
«Форма 4-ФСС за год — бланк отчетности и пример заполнения» |
Все системы НО |
Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности |
Раз в год |
Только организации. ИП не подтверждают (п. 10 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» от 01.12.2005 № 713) |
В ФСС |
«Заявление о подтверждении основного вида деятельности» |
Бухгалтерская отчетность
Этот список отчетности состоит:
- из бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета о целевом использовании денежных средств (обязателен для некоммерческих организаций).
Бухгалтерская отчетность сдается 1 раз в год в ФНС, а баланс — дополнительно в органы статистики.
Субъектам малого предпринимательства, применяющим на основании п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, разрешено использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах без заполнения остальных форм (п. 6 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).
Обращаем ваше внимание на то, что упрощенные формы утверждены вышеназванным приказом (п. 6.1), поэтому при необходимости пояснить сведения о вашей деятельности рекомендуем не изменять форму документов, а подготовить и сдать отчетность в полном объеме (абз. 2 подп. «б» п. 6 приказа № 66н).
ВАЖНО! Если для вашего бизнеса обязателен аудит, использовать упрощенные формы отчетности нельзя (п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
Подробнее о бухгалтерской отчетности для МСБ и порядке ее заполнения см. в материале «Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность — КНД 0710096».
Отчетность индивидуальных предпринимателей без наемных работников
К этой категории налогоплательщиков законодатель отнесся достаточно лояльно, сведя до минимума обязательные отчеты. ИП разрешено не вести бухгалтерский учет при условии учета доходов, или доходов и расходов, или других объектов налогообложения и физических показателей (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
Что касается отчетности по налогам и сборам, то ИП без наемных работников по окончании календарного года (налогового периода) сдает:
- на общей системе – декларацию по НДС и декларацию по налогу на доходы физических лиц;
- на УСН — декларацию по единому налогу УСН;
- на ЕНВД — декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Больше никаких отчетов сдавать не нужно!
Итоги
Подводя итоги, еще раз отметим, что отчетность МСБ в каждом конкретном случае зависит от вида деятельности, системы налогообложения, которую применяет организация или предприниматель, от наличия или отсутствия наемных работников, а также от того факта, используются ли льготы, предоставленные законодателем представителям малого и среднего предпринимательства.
Чтобы вы могли более точно сориентироваться по датам сдачи отчетности, рекомендуем ознакомиться с материалом «Декларация за год: по каким налогам сдавать отчетность?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.