Уровни образования

Согласно ст. 10. ч. 4. Закон N 273-ФЗ, образование подразделяется на:

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

По уровням (уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Ст. 2 Закон N 273-ФЗ):

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

По уровням:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование– вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

По подвидам:

1. дополнительное образование детей и взрослых

2. дополнительное профессиональное образование

Профессиональное обучение– вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

Эти виды образования обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Формы получения образования (ст. 17. Закон N 273-ФЗ)

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закон N 273-ФЗ промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено Закон N 273-ФЗ. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты выпускной квалификационной работы или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные степени бакалавра, специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на поступление в аспирантуру и участие в программах для получения ученой степени.

Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

Пример квалификации в дипломе

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • академический бакалавр менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – «правоохранительная деятельность»;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

Уровни образования и формы обучения

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5 статьи 10) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Наш Университет ведёт подготовку по всем перечисленным уровням. С перечнем реализуемых программ и специальностей можно ознакомиться в соответствующих разделах:

  • среднее профессиональное образование (СПО);
  • высшее образование (ВО).

Формы обучения

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено:

  1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  2. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучение в ПГУПС с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются ПГУПС самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как ни странно, далеко не все ученики 10 и 11 классов средней школы знают, как называется образование, которое они получают. А раз на такой простой вопрос подчас не могут ответить даже без пяти минут взрослые люди, то что уж говорить о тех, кто помладше. Эта статья поможет подросткам, а возможно и их родителям, разобраться в особенностях общего образования в России.

Уровни общего образования в России

Как и в большинстве стран, среднее образование в РФ многоступенчатое, причем на каждом этапе перед педагогами ставятся новые задачи. Так, детские сады призваны помочь ребенку адаптироваться в социуме и подготовиться к школе. В начальных классах дети приспосабливаются к учебному процессу и привыкают работать как на уроках, так и самостоятельно дома. В старшей школе большое внимание уделяется выбору будущей профессии.

Дошкольное

Детский сад – первый шаг ребенка в образовательном процессе. Здесь малыши учатся выстраивать отношения с окружающими и самостоятельно познавать мир, получают начальное культурное и эстетическое воспитание. Учебная программа в садах ненасыщенная и рассчитана всего на 2-3 часа в день. Дети рисуют, лепят, мастерят, поют и танцуют. В последний год перед школой они учатся азам чистописания и чтения. По правилам, в детский сад ребенок ходит с 2 до 7 лет. Посещать дошкольные учреждения в России необязательно, этот вопрос решают родители. Но даже если они не против, мест в садах часто не хватает, и ребенок остается дома. Если мама и папа при этом не развивают малыша сами, в начальную школу он попадает неподготовленным и отстает от большинства сверстников.

Начальное

Базовое образование, которое готовит ребёнка к изучению сложных для него наук. Именно с 1 по 4 класс у детей окончательно формируются навыки самостоятельной работы. В начальную школу в России принимают с 6 с половиной лет. Учеба здесь длится четыре года. При поступлении ребенок проходит тестирование, в ходе которого психологи определяют уровень его интеллектуального развития. Первое полгода школьникам не выставляют отметки, но далее знания уже оцениваются по общепринятой пятибалльной системе. Со второго класса современные методисты нередко включают в образовательную программу иностранный язык и уроки компьютерной грамотности.

Основное общее

Девятилетний курс, по завершении которго ребенок получает документ о неполном среднем образовании. С ним можно продолжить учебу в техникуме, колледже или училище, чтобы освоить там профессию. В конце 9 класса выпускники проходят государственную аттестацию и сдают ОГЭ по всем основным дисциплинам. Провалив госэкзамен, ученик имеет право его пересдать. Девятилетка в России обязательна.

Среднее (полное) общее

Это и есть то образование, которое получают в 10 и 11 классах. Последние в совокупности также именуют старшей школой, а пойти в неё могут подростки, успешно сдавшие ОГЭ. По окончании одиннадцатилетки школьник получает аттестат, который дает ему право поступать как в среднее специальное, так и в высшее учебное заведение.

Обязательно ли учиться 11 лет

Решение о продолжении учебы в старшей школе принимает девятиклассник и его родители. Педагоги могут дать рекомендации по поводу дальнейшего обучения и помочь определиться. Окончить 11 классов необходимо тем, кто сразу после школы намерен поступать в вуз. А вот для ребят, которые решили сначала получить специальность в колледже или техникуме, подойдет и девятилетка.

Куда можно поступить после 11 класса

Выпускникам с 11 классами образования открыта дорога в любой вуз, надо лишь сдать все необходимые экзамены. Можно поступить и в среднее специальное учебное заведение, тем более на некоторые отделения даже там принимают лишь по окончании старшей школы.

Подводя итог, можно отметить, что одиннадцатилетка дает комплексные фундаментальные знания по основным дисциплинам. Учатся в старшей школе преимущественно те, кто намерен в дальнейшем получать сложную, требующую высшего образования профессию. Хотя в последнее время интерес российских учеников к средним специальным учебным заведениям повышается. С одной стороны, перед выпускниками ссузов сегодня открываются неплохие перспективы, с другой – многие стремятся уйти после 9 класса в колледж, техникум или училище, чтобы не сдавать ЕГЭ.

Структура образовательной системы в России.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят:

1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.);

2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.);

3) Федеральная программа развития образования;

4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Термин «образовательная программа» подразумеваетцельную программу определенного уровня образования.

Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования: Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня.

7.4.Уровни образования.Образование (1. дошкольное, 2. школьное, 3. дополнительное, 4. среднее специальное, 5. высшее, 6. послевузовское), являясь процессом, которой показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.

Примером может служить сеть музыкальных школ, которые обучают по дополнительным программам музыкального образования. Дети имеют возможность учиться в музыкальной школе параллельно с обучением в общеобразовательной школе. У студентов и учащихся пользуются большой популярностью самые различные курсы дополнительного образования, такие как компьютерные, экономические, курсы иностранных языков, которые они изучают на факультативной основе, и т. д Таким образом, основу российской системы образования составляет сочетание основной и дополнительной образовательных программ.

7.5.Типы образовательных учреждений. Второй элемент, который является составляющим образования России, – система различного типа и вида образовательных учреждений.

Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. учреждение, которое решает одну или несколько обучающих задач. Существуют некоторые особенности установленных норм.

1. По принадлежности к организационно-правовым формам образовательные учреждения могут являться государственными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т. п.) и муниципальными.

2. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебно-методическую документацию, которая определяет организацию всего учебного процесса, является образовательной программой в целом, ее разделение на часы по учебным дисциплинам и годам обучения. Существует единственный нормативный документ в этой сфере, которого необходимо придерживаться при составлении учебных программ, – это ГОСТ. Все другие документы являются рекомендуемыми к исполнению и носят характер необязательных, координирующих учебно-методическую работу образовательных учреждений.

3. Каждое образовательное учреждение, которое намеревается определить своей задачей образовательную деятельность и приступить к обучению школьников или студентов, должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности определенного уровня и возможность выдавать документы об образовании государственного образца. Выдача такой лицензии производится после того, как образовательное учреждение успешно проходит этапы аттестации и последующей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения в зависимости от уровня и направленности обучающих программ могут разделяться по типам и видам.

Тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ, которые делятся на: на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные.

Вид образовательных учрежденийзависит от направленности реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Можно привести пример общеобразовательных школ, среди которых появились лицеи и гимназии; образовательные учреждения среднего профессионального образования разделяются на училища, техникумы, колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и т. д.

Третий элемент в образовательной системе – это органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными – федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Под руководством Министерства образования или других федеральных министерств находятся свыше 95 % всех государственных вузов. Только негосударственные вузы не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти и управляются непосредственно учредителем.

7.6. Отличительных особенностей современной систем образования.Одна из отличительных особенностей современной систем образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность последнего заключается в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. В условиях поддержки образования со стороны государства и общества система образования должна обеспечить и эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых. Особенностью системы образования как отрасли народного хозяйства является наличие у нее значительной нерыночной составляющей. Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности, социального прогресса, удовлетворение потребности в таком жизненном благе, как образование. Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо серьезной конкуренции в нерыночном секторе образовательной системы, ей становится характерна такая негативная сторона, как ограниченность основных видов ресурсов и невозможность их привлечения в достаточном объеме. В этой связи система образования сегодня рассматривается с позиций наиболее эффективных инвестиций в будущее благосостояние общества — инвестиций в человеческий капитал

Оставьте комментарий