Указанные требования разработаны специалистами в области организации здравоохранения в целях обеспечения доступности медицинской помощи населению в медицинских организациях и их структурных подразделениях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи.
Проектом требований устанавливается, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме, должны размещаться с учетом транспортной доступности от всех обслуживаемых населенных пунктов, не превышающей 60 минут.
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме, должны размещаться с учетом транспортной доступности от всех обслуживаемых населенных пунктов, не превышающей 120 минут.
Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, должны размещаться с соблюдением шаговой доступности, не превышающей 60 минут.
Размещение станций скорой медицинской помощи, а также иных структурных подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь, должно осуществляться с учетом времени доезда бригады скорой медицинской помощи до наиболее отдаленного населенного пункта обслуживаемой территории не превышающем 20 минут с момента ее вызова.
Медицинская эвакуация пациентов для оказания медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условиях осуществляется в ближайшую медицинскую организацию, в том числе расположенную в граничащем субъекте Российской Федерации, соответствующую профилю оказываемой медицинской помощи, согласно порядкам оказания медицинской помощи и с соблюдением вышеуказанных требований по их доступности.
Медицинские организации согласно требованиям в целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования их рационального размещения распределяются по трем уровням. Медицинские организации первого уровня – это медицинские организации, оказывающие населению преимущественно своего муниципального образования: первичную медико-санитарную помощь и/или паллиативную медицинскую помощь и/или скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь и/или специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей медицинской помощи.
Медицинские организации второго уровня – это медицинские организации, имеющие в своей структуре межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и/или диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и др.).
Медицинские организации третьего уровня – это медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
Требования к размещению основных медицинских организаций в зависимости от рекомендуемой численности обслуживаемого населения, при которой они создаются, определены в приложении № 1 к проекту требований.
Проект указанных требований размещен по адресу: https://regulation.gov.ru/p/45446.
Категории: закон.
Распоряжение Губернатора
Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий
Горячая линия по коронавирусу Роспотребнадзора:
8-800-555-49-43
В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях оказания
консультационной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и защиты прав потребителей, функционирует Единый консультационный центр.
Центр функционирует в круглосуточном режиме, без выходных дней на русском и английском языках,
по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
Операторы Единого консультационного центра осуществляют круглосуточный прием звонков, первичную консультацию,
а также, по отдельным вопросам перенаправляют в территориальные органы и организации Роспотребнадзора.
Консультации специалистами проводятся в соответствии с режимом работы: пн.-чт. с 9-00 до 18-00 час., пт. с 9-00 до 16-45 час.
Рекомендации Роспотребнадзора по ПРОФИЛАКТИКЕ КОРОНАВИРУСА
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по защите от новой коронавирусной инфекции
Дополнительные рекомендации
О питании во время дистанционного обучения (приказ)
Как предотвратить заболевание гриппом и ОРВИ.
Боремся с гриппом! Как правильно питаться, чтобы не заболеть!
Памятки и плакаты по ЗОЖ
Охрана здоровья обучающихся в нашей школе включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда в виде классных часов, бесед, различных оздоровительных внеурочных мероприятий;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение инструктажей, обеспечивающих профилактику травматизма;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;11) проведение утренней зарядки.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется МУЗ ГБ Детская поликлиника.
В целях сохранения здоровья обучающихся, предупреждения несчастных случаев на пути в образовательное учреждение и обратно в зимний период времени, единого подхода к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях города в дни с низкой температурой воздуха, рекомендуется установить ограничения посещения обучающимися школы в зимний период при следующих температурах:
— для учеников 1-4 классов при температуре 27 градусов мороза и ниже,
— для учеников 1-6 классов при температуре 30 градусов мороза и ниже,
— для учеников 1-8 классов при температуре 32 градуса мороза и ниже,
— для учеников 1-11 классов при температуре 36 градусов мороза и ниже.
Положение о бесплатном питании
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья
Пищеблок соответствует требованиям Санпин, имеет индивидуальный вход. В состав пищеблока входят: кухня для приготовления пищи, моечная кухонной посуды, кладовая с холодильным оборудованием и для хранения продуктов.
В штатном расписании учреждения для организации питания предусмотрены следующие должности: повар – 4, подсобный рабочий по кухне – 3. Штатные единицы полностью укомплектованы.
В школе организовано 1-разовое горячее питание на основе меню, в котором представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Дети обеспечены сбалансированным питанием.
В школе имеются технологические карты приготовления блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, углеводов, жиров.
Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств, осуществляется медицинский контроль условий хранения продуктов и сроков их реализации, санитарно-эпидемиологический контроль работы пищеблока и организации обработки посуды.
Учащиеся с ОВЗ и инвалиды питаются на общих основаниях.
Бесплатным питанием обеспечиваются дети из многодетных семей, опекаемые дети и дети из семей с ТЖС.
Охрана здоровья детей в Российской Федерации осуществляется путем реализации комплекса мер, предусматривающих антенатальную (дородовую) охрану плода, диспансерное наблюдение за детьми (от 0 до 15 лет) и подростками (от 15 до 18 лет), организацию лечебно-диагностической помощи детям в амбулаторно-поликлинических, стационарных и санаторно-курортных учреждениях здравоохранения, создание оптимальных санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса и отдыха, а также меры правовой и социальной защиты детей.
Здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья его родителей. Доказано, что на 80% здоровье ребенка первого года жизни зависит от здоровья матери. Именно поэтому охрана здоровья ребенка начинается задолго до его появления на свет. Диспансерное наблюдение беременных преследует цель не только динамического наблюдения за здоровьем беременной женщины, но и мониторинга здоровья плода. Для этого, помимо традиционных методов, широко используются современные технологии, такие как ультразвуковое сканирование, контроль за сердечной деятельностью и другими органами еще не родившегося ребенка.
Выявление отклонений во внутриутробном развитии плода, в том числе дефектов развития, позволяют своевременно проводить необходимые мероприятия. Высокотехнологичные виды медицинской помощи, осуществляемые в перинатальных центрах и других учреждениях охраны материнства и детства, дают, например, возможность диагностики и оперативного лечения пороков сердца.
Следующим этапом охраны здоровья детей является наблюдение за состоянием новорожденных в родильных домах. Динамический контроль за состоянием плода в родах, а также своевременные лечебно-диагностические мероприятия после его рождения проводятся врачами педиатрами-неонатологами в течение всего периода пребывания новорожденного в родильном доме. Как указывалось выше, большое внимание уделяется в этот период профилактической работе: первая вакцинация здоровых новорожденных против гепатита В, туберкулеза, а также исследования на наследственные заболевания – это забота педиатров родильного дома.
Нельзя не отметить в данном комплексе мер и обучение женщин основам грудного вскармливания, поскольку кормление грудью рассматривается сегодня не только как способ оптимального питания ребенка до одного года, по и как способ его иммунологической защиты и важный компонент психологической взаимосвязи матери и ребенка.
После выписки новорожденного из родильного дома реализацию комплекса мероприятий по охране его здоровья принимают на себя лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля: детские поликлиники, стационары, санаторно-курортные и другие лечебнооздоровительные учреждения здравоохранения.
Среди амбулаторно-поликлинических учреждений главная роль в охране здоровья детей принадлежит детским поликлиникам, деятельность которых построена по территориально-участковому принципу. Одновременно на участке под наблюдением врача-педиатра находятся около 800 детей в возрасте от 0 до 15 лет. Для оказания медикосоциальной помощи подросткам (от 15 до 18 лет) в детской поликлинике (или в поликлинике для взрослого населения) организуется работа подросткового кабинета с выделением должности подросткового терапевта.
Деятельность детских поликлиник нацелена на обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка, проведение первичной профилактики заболеваний, оказание диагностической и лечебной помощи больным детям, а также организацию лечебно-оздоровительной работы и реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими отклонение в развитии и состоянии здоровья.
В настоящее время рассматриваемые учреждения обеспечивают в районе своей деятельности:
- – организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий путем диспансерного наблюдения за всеми детьми в возрасте от 0 до 15 лет, включая проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, а также санитарного просвещения и воспитания;
- – лечебно-диагностическую помощь детям в условиях поликлиники и на дому, включая первичный медико-санитарный и специализированный виды помощи, а также направление на лечение в стационарные учреждения и для проведения восстановительных и реабилитационных мероприятий в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения;
- – совместно с центрами санэпиднадзора противоэпидемические мероприятия по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, включая карантинные;
- – лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах, в том числе дошкольных образовательных учреждениях и школах, а также учреждениях, осуществляющих работу по организации отдыха детей.
Структура современной детской поликлиники отвечает основным направлениям ее деятельности и включает:
- – фильтр с отдельными входами для здоровых и больных детей, изоляторами и боксами;
- – кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов;
- – кабинет здорового ребенка (кабинет профилактической работы);
- – отделение восстановительного лечения, в которое входят физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры и др.;
- – лабораторное отделение (кабинет);
- – прививочный кабинет;
- – регистратуру с «окном» для приема вызовов врача на дом;
- – гардероб и другие вспомогательные службы;
- – административно-хозяйственную часть.
В деятельности участкового врача-педиатра выделяются следующие направления: профилактическая работа, лечебно-диагностическая деятельность, противоэпидемические мероприятия, лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах.
Главной целью профилактической деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, формирование здорового образа жизни через систему санитарного просвещения и воспитания как самих детей, так и их родителей (семей).
Основной технологией профилактической деятельности педиатра является диспансерное наблюдение как активный динамический и дифференцированный в зависимости от принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья метод наблюдения за его здоровьем и нервно-психическим развитием.
Организация диспансерного наблюдения за здоровьем будущего ребенка начинается еще во время беременности женщины и осуществляется педиатром совместно с акушером-гинекологом женской консультации. С этой целью участковый педиатр и медицинская сестра проводят патронаж семьи будущего ребенка для оценки жилищно-бытовых условий жизни семьи, обучения будущих родителей навыкам ухода и воспитания здорового ребенка.
Такую работу совместно с медицинским персоналом может осуществлять и бакалавр социальной работы. Особое внимание при этом должно уделяться социально неблагополучным семьям, будущим юным матерям, а также другим социально уязвимым семьям, в отношении которых бакалавром социальной работы должны осуществляться мероприятия по ликвидации (уменьшению влияния) неблагоприятных для здоровья будущего ребенка социальных факторов.
После выписки новорожденного из родильного дома за ним устанавливается динамическое наблюдение, характер и объем мероприятий которого зависит от возраста ребенка, а также состояния его здоровья.
Большое внимание, особенно в первые годы жизни ребенка, уделяется профилактике инфекционных заболеваний. Вакцинопрофилактика детей в настоящее время осуществляется в соответствии с национальным календарем прививок. Задачей медицинских и социальных работников является проведение разъяснительной работы с родителями о важности вакцинации, а также по вопросам предупреждения ее осложнений.
Осмотры детей в условиях диспансерного наблюдения включают контроль за физическим, а также нервно-психическим развитием. На первом году жизни (в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев) проводится расширенный осмотр ребенка с участием педиатра, а также специалистов: невролога, хирурга, отоларинголога, окулиста и др.
Аналогичные расширенные осмотры детей проводятся в возрасте трех лет, а также перед поступлением в детское дошкольное образовательное учреждение и в школу. Их цель – комплексная оценка состояния здоровья детей, на основе которой вырабатываются индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию.
Важнейшим направлением профилактической деятельности детских поликлиник является организация наблюдения за состоянием здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ, колледжей и других образовательных учреждений. В этой связи необходимо рассмотреть работу дошкольно-школьного отделения детской поликлиники.
Сотрудники данного отделения – педиатры и медицинские сестры – осуществляют свою деятельность в рассматриваемых учреждениях, обеспечивая медицинский контроль и комплекс профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся школ. Эти мероприятия включают организацию и проведение вакцинопрофилактики, санитарного просвещения и воспитания учащихся, контроль за организацией питания и соблюдением режима учебных нагрузок.
В рамках профилактической работы проводится выявление детей с факторами риска нарушения здоровья, в том числе социального характера, а также с начальными проявлениями заболеваний, нуждающихся в особом внимании медиков. Такие мероприятия включают гигиеническое обучение и воспитание самих детей, их родителей, а также различные оздоровительные и лечебно-диагностические меры.
Работу с этими детьми осуществляет педиатр и специалисты организованного в детских поликлиниках «Кабинета здорового ребенка», задачами которых, включая социального работника, является помощь родителям по организации рационального питания ребенка, обучение навыкам закаливания, массажа, гимнастики, режиму дня, подготовке ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение и школу.
Лечебно-диагностическое направление деятельности детской поликлиники предусматривает организацию своевременной диагностики и лечения заболеваний ребенка. Для реализации этого направления данное учреждение обладает современной лечебно-диагностической базой, в том числе возможностями проведения не только лекарственной терапии, но и немедикаментозных методов лечения: физиотерапевтических, массажа, лечебной физкультуры и др.
Для оказания специализированной медицинской помощи больным детям в штате поликлиники предусмотрены «узкие» специалисты: неврологи, отоларингологи, окулисты, инфекционисты, хирурги и другие, к которым их направляют участковые педиатры. Характер и объем диагностических и лечебных мероприятий напрямую связан с видом и особенностями течения заболевания, а также зависит от группы здоровья, к которой относится ребенок.
На основе комплексной оценки состояния здоровья все дети подразделяются на пять групп.
Первая группа – это здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Вторая группа – это здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (четыре раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма неспецифическими средствами:
- – оптимальной двигательной активностью;
- – закаливанием естественными факторами природы;
- – рациональным режимом дня;
- – дополнительной витаминизацией продуктов питания и т.д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени устойчивости организма.
Третья группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Это дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом восстановления после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Это дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.
Дети и подростки третьей, четвертой и пятой групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создастся щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Особую группу составляют дети-инвалиды. Дети с признаками инвалидности в силу имеющихся тяжелых заболеваний или дефектов развития по заключению врачебноэкспертной комиссии детской поликлиники направляются в специализированные педиатрические бюро МСЭ для проведения клинико-экспертной диагностики и установления факта инвалидности.
Ребенку до 18 лет, имеющему нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приведшему к нарушениям жизнедеятельности и нуждающемуся в связи с этим в социальной защите, устанавливается статус «ребенок-инвалид». В отношении его специалистами бюро МСЭ разрабатывается «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида», а также организуется ее реализация с последующей оценкой полученных результатов. Осуществление мероприятий в рамках медицинского направления реабилитации входит в задачи лечебнопрофилактических учреждений, в том числе и городской детской поликлиники.
Дети-инвалиды и их семьи представляют особый объект социальной работы в поликлинике. Постановка социального диагноза, участие в комплексной оценке состояния здоровья, выявление потребностей и содействие в осуществлении мер социальной защиты, участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации, включая мероприятия психолого-педагогической и социальной реабилитации, а также оценка ее результатов составляют предмет деятельности профессионального социального работника детской городской поликлиники.
Комплекс противоэпидемических мероприятий как еще одно направление деятельности детской поликлиники включает такие элементы противоэпидемического режима и контроля, как оказание остро заболевшим детям помощи на дому, разделение потоков здоровых и больных детей в поликлинике, вакцинопрофилактика, своевременная диагностика и лечение инфекционных заболеваний, а также организация карантинных мероприятий в детских организованных коллективах и др.
В настоящее время в работу данных учреждений широко внедряются новые формы и методы. В их числе, например, стационар замещающие технологии: дневной стационар и стационар на дому.
Таким образом, сейчас детские поликлиники осуществляют основной объем профилактических, лечебно-диагностических, противоэпидемических мероприятий по охране здоровья детей. Внедрение новых технологий их деятельности с участием специалистов немедицинского профиля позволит в будущем расширять спектр услуг и медико-социальной помощи в сфере охраны здоровья детей, что в конечном итоге служит цели сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Детские стационарные учреждения здравоохранения, как правило, являются самостоятельными учреждениями и различаются по мощности и профилю. Помимо многопрофильных детских стационаров, в силу относительно высокой распространенности инфекционных заболеваний среди детей, в стране развернуты инфекционные детские больницы.
Основная цель деятельности детских больниц – оказание пациентам специализированной лечебно-диагностической помощи при острых заболеваниях и обострении хронических. Госпитализация туда осуществляется в плановом и экстренном порядке. Для экстренной госпитализации в службе скорой медицинской помощи предусмотрены специализированные педиатрические бригады.
Структура детского стационара соответствует выполняемым функциям и включает приемное отделение, профильные лечебные отделения, клиническую лабораторию и иные диагностические кабинеты, операционный блок, аптеку, хозяйственные службы и административно-управленческий аппарат.
Размещение детей в палатах профильных отделений осуществляется с учетом возраста.
Помимо оказания лечебно-диагностической помощи, в детском стационаре организуется досуг, а при возможности – обучение детей школьного возраста. Данное направление деятельности реализуется педагогами-воспитателями, а также палатными медицинскими сестрами. С этой целью в лечебных отделениях выделяются специальные помещения: столовые-игровые, комнаты для проведения учебной работы. Для организации прогулок детей оборудуются веранды и (или) участок на территории стационара, специально предназначенный для этой цели.
Социальные работники также могут внести свой вклад в организацию досуговой и учебной деятельности. Следует отметить, что пребывание в стационаре необходимо использовать для проведения санитарного просвещения и гигиенического воспитания детей и их родителей.
После проведения в стационаре всех необходимых лечебно-диагностических мероприятий ребенок выписывается под наблюдение участкового врача-педиатра детской поликлиники с рекомендациями по дальнейшему ведению.
Большая роль в проведении восстановительных мероприятий после перенесенного острого или обострения хронического заболевания принадлежит санаторно-курортным учреждениям. В настоящее время в стране развернута сеть многопрофильных и специализированных детских санаторных учреждений, в которых широко используются природные климатические и иные лечебные факторы. Для совместного пребывания детей с родителями используются санатории, работающие по принципу «Мать и дитя».
Так же как и в детских стационарах, в учебное время года организовано обучение детей школьного возраста, а также их досуг.
Комплексное оздоровление ослабленных или имеющих хронические заболевания детей является целью деятельности не только детских санаториев, но и лесных школ, специализированных санаторных лагерей круглогодичного действия, бальнео- и грязелечебниц и других оздоровительных учреждений.
Как указывалось выше, организация работы по сохранению п укреплению здоровья учащихся является важным направлением деятельности учреждений образования различного уровня, как дошкольных, так и школ. Педиатры и школьные медицинские сестры организуют работу по санитарному воспитанию детей, организуют и проводят вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний, содействуют организации рационального питания и режима дня, а также проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей учащихся.
Современные требования учебного процесса, предъявляемые к школьникам, не всегда соответствуют их готовности к обучению вследствие невысокого уровня здоровья и нервно-психического развития. Примером этому может быть предпринятая несколько лет назад попытка начала школьного обучения детей с шестилетнего возраста. Как показала практика, многие дети не справлялись с объемом и интенсивностью предлагаемых учебных программ, в результате чего низкая успеваемость сочеталась с ухудшением их здоровья.
В настоящее время диагностика готовности к школьному обучению является предметом деятельности не только педагогов, но и врачей-педиатров, детских психологов. Адекватное возрасту физическое развитие ребенка не всегда совпадает с уровнем его нервно-психического развития, что должно являться препятствием для начала обучения в школе.
Большую роль в подготовке и диагностике готовности к обучению в школе может сыграть и социальный работник образовательного учреждения. В его обязанности входит комплексная социальная диагностика школьника и его семьи до начала и в процессе обучения, контроль за соблюдением режима учебных нагрузок и содействие ему, выявление учащихся, не справляющихся с программой школьного обучения и нуждающихся в разработке индивидуальных программ обучения или изменении его организации (обучение на дому, введение дополнительного выходного дня и др.).
Задача сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является предметом деятельности специалистов различных профилей: врачей и среднего медицинского персонала, психологов, педагогов, социальных педагогов и социальных работников, осуществляющих работу в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также досуговых и иных учреждений. Принципами деятельности по охране здоровья детей всех указанных специалистов должны быть профилактическая направленность, преемственность, а также четкое разграничение профессиональных функций и обязанностей.
Отношения, связанные с медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 этого закона членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Полицейский имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом, а также изделиями медицинского назначения в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России).
В случае отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинская помощь сотруднику оказывается в иных организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Закона, имеют право на медицинское обслуживание, установленное сотрудникам частью 1 статьи 11, а совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на медицинское обслуживание, установленное членам семей сотрудников частью 3 статьи 11.
Порядок оказания медицинской помощи сотруднику, гражданам, уволенным со службы, и возмещения расходов организациям государственной или муниципальной системы здравоохранения, в которые обратился сотрудник, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1232.
Так, согласно Правилам медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1232, прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится на основании списков, составляемых подразделениями по работе с личным составом МВД России, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб.
Прикрепление граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится по направлению соответствующих пенсионных органов МВД России.
Направление сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, для оказания стационарной медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации осуществляется амбулаторно-поликлиническими организациями и амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинских организаций. Очередность направления сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, определяется медицинской организацией в соответствии с медицинскими показаниями.
В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1232, расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с утвержденной Правилами примерной формой.
Возмещение расходов медицинской организации не производится в следующих случаях:
— в связи с оказанием сотрудникам скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи;
— в связи с оказанием сотрудникам высокотехнологичной медицинской помощи, перечень видов которой утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, в специализированных медицинских организациях здравоохранения в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и в медицинских организациях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
— в связи с оказанием сотрудникам специализированной медицинской помощи в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских организациях субъектов Российской Федерации, входящих в перечень организаций здравоохранения, утверждаемый Министерством здравоохранения Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
Совместно проживающие с сотрудником члены его семьи имеют право: — на медицинское обслуживание в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях;
— на медицинское обслуживание в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При амбулаторном лечении они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации плата не взимается.
Порядок медицинского обслуживания в медицинских организациях МВД России в отношении членов семьи сотрудника и лиц, находящихся на его иждивении и проживающих совместно с ним, определяется Правилами медицинского обслуживания членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1232.
Прикрепление членов семьи сотрудника и лиц, находящихся на его иждивении и проживающих совместно с ним, на медицинское обслуживание к медицинским организациям МВД России осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, пенсионных органов МВД России о принадлежности к семье сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, документов, подтверждающих совместное проживание, а для граждан, находящихся на иждивении, — дополнительно установленных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих их статус).
Направление членов семьи сотрудника и лиц, находящихся на его иждивении и проживающих совместно с ним, по медицинским показаниям на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные медицинские организации МВД России осуществляются теми ведомственными медицинскими организациями, к которым они прикреплены.