УСН платит НДС

УСН и НДС: покупка у иностранного лица на территории РФ

Фирма-«упрощенец» заключила договор с зарубежным производителем на покупку материалов, при этом реализация материалов осуществляется на территории РФ. Что будет в этом случае с НДС? Это зависит от того, есть ли у «иностранца» постоянное представительство в РФ. НДС при УСН российской фирме следует платить только в том случае, если такого представительства нет. В этом случае российский покупатель является налоговым агентом, который, в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, обязан удержать с контрагента-иностранца НДС и уплатить его в бюджет.

Пример

Российская компания на УСН заключила контракт с зарубежным продавцом, не имеющим постоянного представительства в России, на 11800 долларов США с учетом НДС. Выполнение контракта производится на территории РФ. В этом случае российской компании необходимо удержать с «иностранца» НДС при УСН в сумме 1800 долларов и перечислить его в бюджет, а оставшиеся 10 000 долларов уплатить за покупки.

Подытожим: «упрощенец» обязан уплатить НДС, если местом сделки является РФ и зарубежные продавцы не имеют самостоятельной возможности уплатить НДС в связи с тем, что не имеют постоянного представительства в РФ.

О порядке вычета удержанного налоговым агентом НДС читайте в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

НДС на упрощенке при покупке госимущества

При реализации госимущества налоговая база, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, соответствует сумме дохода от продажи с учетом НДС. При этом уплачивать налог должен не продавец госимущества, а его покупатель, который признается налоговым агентом. Именно он (в данном случае — покупатель-«упрощенец») обязан рассчитать НДС при УСН, удержать его из доходов, подлежащих к оплате, и перечислить в бюджет.

Однако подп. 12 п. 2 ст. 146 НК предоставляет возможность покупателю-«упрощенцу» не удерживать НДС с доходов продавца госимущества, если соблюдаются условия выкупа государственного и муниципального имущества, установленные ст. 3 закона РФ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ:

  1. Арендуемая упрощенцем недвижимость на 01.07.2015 уже находилась у него в аренде не менее 2 лет.
  2. Задолженность по арендной плате и иным связанным с ней платежам (штрафы, пени) у него отсутствует.
  3. Недвижимость не входит в утвержденный перечень имущества, предназначенного для сдачи в аренду и свободного от прав третьих лиц.
  4. На день заключения договора выкупа упрощенец числится в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правда, порядок выкупа действовал только до 01.07.2018 (п. 3 ст. 10 закона № 159-ФЗ в редакции от 29.06.2015).

Когда можно надеяться на льготы

Платит ли ИП НДС? Хозяйствующий субъект признается налогоплательщиком по отношению к операциям, осуществляемым в рамках деятельности, попадающей под понятие «предпринимательство». Налоговый Кодекс устанавливает для граждан, находящихся на общей системе налогообложения правила уплаты налоговых сборов, как для организаций. Также закон определяет, на основании чего ИП не платит НДС.

Процедура регистрации ИП фиксируется в органах ФНС, что приводит к автоматическому получению предпринимателем статуса налогоплательщика. На каком основании ИП не платит НДС?

По закону предприниматель попадает под послабления со стороны ФНС:

  • если он сельскохозяйственный производитель (вид налога ЕСХН). Форма оплаты этого налога определяется ст.346.1 НК РФ;
  • если он осуществляет деятельность по упрощенной системе (УСН). В каких случаях ИП платит НДС на упрощенке, определяется ст.346.11 НК РФ;
  • если он работает на ЕНВД. Это специальный налоговый режим, который могут применять ИП. Ставка налога зависит не от полученной прибыли, а от размера предполагаемого дохода.

Платит ли ИП на ЕНВД НДС? Нет! Но освобождение от выплаты дополнительных налогов не будет действовать при экспорте товаров.

Нужно ли платить НДС ИП решается соответствующими статьями Налогового кодекса. Вопрос должен ли ИП платить НДС при ЕНДВ регламентируется ст.346.26 НК РФ. Внесение в бюджет налога происходит в отношении той деятельности, которая подпадает под действие налогового режима.

ИП, не осуществляющие выплату НДС, не освобождаются от налога при импорте товаров. Отдельно следует отметить освобождение от уплаты НДС при растоможке автомобиля. Если транспортное средство приобретается частным лицом для личного пользования, то платится только таможенная пошлина. При продаже автомобиля, ввезенного из-за границы, требуется оплата НДС, таможенной пошлины и акцизного сбора.

Нужно ли платить НДС ИП на УСН? Это зависит от вида предпринимательской деятельности. При ввозе товаров внутрь страны или при исполнении обязанностей налогового агента послабления по уплате налога не действуют.

На видео: Что выгоднее открыть: ООО или ИП?

Освобождение от налоговых обязательств

По закону хозяйствующий субъект может освобождаться от уплаты НДС в особых случаях. Если ИП не находится на упрощенке или если деятельность не велась, что подтверждается отсутствием доходов на протяжении трех месяцев до наступления даты подачи декларации, то есть возможность не выплачивать 18% налога.

Для получения налогового послабления следует предоставить в ФНС ряд документов:

  • выписку хозяйственных операций;
  • копии счетов-фактур, которые были получены или выставлены.

Подтвердить отсутствие доходов за последние три месяца можно по накладным. Чтобы избавиться от уплаты НДС необходимо соблюдать определенные правила. Изначально нужно известить налоговую службу по месту постановки на учет ИП и приложить документы, подтверждающие право на льготу (выписки из бухгалтерского баланса).

Предприниматели, действующие по упрощенной схеме, могут подать книгу учета расходов и доходов. Предоставление документов в ФНС производится до 20 числа календарного месяца, с которого используется право на льготу (Письмо ФНС от 29.06.2015 г., разъясняющее порядок применения ст.45 НК РФ).

Согласно решениям арбитражных судов, не предоставление в указанные сроки уведомления не может являться препятствием реализации указанного права налогоплательщика. Переход на подобную систему налогообложения подразумевает работу по данной схеме на протяжении года. После этого можно только самостоятельно отказаться от предоставленной льготы.

На видео: Изменения по НДС с 1 июля 2017- года.

Особенности деятельности по УСН

Упрощенная система включает два варианта осуществления выплаты налогов в году:

  1. УСН «доходы».
  2. УСН «доходы минус расходы».

Невозможно сделать вывод, является ли упрощенная система самым выгодным вариантом, поскольку это зависит от конкретного вида деятельности. Однако этот режим позволяет снизить налоговую нагрузку на хозяйствующего субъекта. Должен ли ИП на УСН платить НДС? Ответ будет отрицательным.

В бюджет государства перечисляются отдельные разновидности налогов в зависимости от установленной ставки, которые отличаются от общепринятой ставки налога на добавочную стоимость. Платит ли ИП НДС при УСН 6%? Нет, не платит. Выплаты включают в себя только установленные 6% налога плюс обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФМС.

Для упрощенного режима, в котором объектом выступают доходы минус расходы, размер ставки составляет 15%. Ее снижение допускается на основании решения органов местного самоуправления.

Должен ли ИП на УСН платить НДС, а также платит ли НДС ИП на ОСНО в году – вот вопросы, которые являются актуальными для многих предпринимателей, желающих добиться снижения налогового бремени. Отказ от уплаты НДС позволяет добиться снижения расходов на 18%. При этом существует вероятность, что некоторые компании откажутся работать с ИП, не выплачивающим НДС. Поскольку для них это будет невыгодно из-за невозможности производить соответствующие вычеты.

Упрощенец выставил счет-фактуру с НДС

Поскольку организации и ИП на УСН не являются плательщиками НДС, выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога при реализации своих товаров, работ, услуг (далее – товаров), они не должны. Но порой покупатели вынуждают упрощенцев оформлять такие счета-фактуры, т.к. указанный в них НДС они смогут принять к вычету, что им конечно выгодно.

Если упрощенец выставит в адрес своих покупателей (заказчиков) счет-фактуру с НДС, то он должен будет:

  • перечислить этот НДС в бюджет в полной сумме по окончании квартала, а именно не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура (ст. 163, пп. 1 п. 5 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ);
  • сдать в свою ИФНС декларацию по НДС в электронном виде тоже не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформление счета-фактуры не делает упрощенца плательщиком НДС и не дает ему права на вычеты. Поэтому при ведении такой «упрощенки с НДС» нельзя уменьшить сумму НДС, который он должен уплатить в бюджет, на НДС, предъявленный упрощенцу поставщиками (п. 5 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33).

Полученная от покупателя оплата учитывается в доходах упрощенца без учета НДС (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 248 НК РФ, Письмо Минфина от 21.08.2015 N 03-11-11/48495).

Кстати, в ситуации, когда упрощенец выступает в качестве посредника, покупает и продает товары от своего имени, он абсолютно законно должен выставлять или перевыставлять счета-фактуры с выделенным НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ). Но при этом у него не возникает обязанности платить НДС.

Налог на добавленную стоимость при упрощенной системе налогообложения

Настоящая статья посвящена проблеме уплаты НДС предприятиями, которые применяют упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл.26.2 НК РФ. Обязанность уплаты НДС у таких организаций и индивидуальных предпринимателей возникает в следующих случаях:

  • при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом НДС является таможенным платежом и должен быть уплачен в бюджет;
  • если организация или индивидуальный предприниматель являются налоговыми агентами;
  • в случае выставления такими организациями и индивидуальными предпринимателями счета-фактуры.

Именно в последнем случае, по мнению автора, происходит определенное несоответствие положениям Конституции РФ, а также налогового законодательства. Все это обусловливает необходимость внесения соответствующих поправок в гл.26.2 НК РФ. Сущность поставленной проблемы заключается в следующем.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Данное положение Конституции является системообразующим для налогового законодательства России. Так, на основании п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Кроме того, согласно п.3 ст.3 налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Положение о том, что налоги и сборы должны быть установленными, находит конкретизацию также в нормах налогового законодательства и в ряде постановлений Конституционного Суда РФ. Так, в соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Кроме того, согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. Указание на то, что налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, не раз использовал в своей работе Конституционный Суд РФ. Примером тому являются следующие Постановления КС РФ:

  • от 18.02.1997 N 3-П «По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»;
  • от 11.11.1997 N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года»;
  • от 20.02.2001 N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс».

В соответствии с п.2 ст.346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Многие предприятия, особенно производственные, не переходят на упрощенную систему налогообложения по причине того, что они фактически выпадают из цепочки плательщиков НДС и тем самым теряют как реальных, так и потенциальных своих покупателей. Дело в том, что если организация не является плательщиком НДС, то покупатель ее продукции не сможет получить налоговый вычет. Следовательно, покупатель будет обязан уплатить НДС как со своей добавленной стоимости, так и с добавленной стоимости своего контрагента.

Позиция налоговых органов в части обязанности уплаты НДС при упрощенной системе налогообложения сводится к следующим положениям налогового законодательства. Так, согласно с п.5 ст.173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

  • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Стоит отметить, что у налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), в соответствии с пп.3 п.2 ст.170 НК РФ к вычету не принимаются. Данные суммы НДС учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе приобретаемых основных средств и нематериальных активов.

В своих письмах позиция налоговых органов в этой части полностью согласуется с положениями гл.21 НК РФ. Подтверждением тому служит, например, Письмо УМНС России по г. Москве от 19.03.2003 N 24-11/15029 «О порядке налогообложения НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения». В нем отмечается, что в случае принятия налогоплательщиком сумм НДС, указанных в п.2 ст.170 НК РФ, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 НК РФ, соответствующие суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Также позиция налоговых органов о порядке применения п.5 ст.173 НК РФ изложена в п.49 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447).

Налоговые органы считают также, что покупатель приобретаемых товаров не вправе принять НДС к вычету, так как счет-фактуру выставил неплательщик НДС.

В данной позиции налоговых органов заключена следующая проблема: отсутствие налоговых вычетов по НДС у покупателя товаров превращает начисленный налог на добавленную стоимость (разумеется, при условии отсутствия других налоговых вычетов) фактически в налог с оборота. Данное положение нарушает ст.57 Конституции РФ, а также общие начала налогового законодательства.

В этой связи стоит отметить, что НДС от налога с оборота отличает именно система налоговых вычетов, которые следует рассматривать в качестве одного из обязательных элементов НДС. Речь идет о порядке исчисления налога.

Поэтому в гл.26.2 НК РФ следует внести отдельную поправку, предоставив налогоплательщику возможность добровольной уплаты НДС. В этом случае контрагент сможет получить налоговый вычет и не будет обязан уплачивать налог с оборота, которого, разумеется, нет в налоговой системе России.

Другая важная проблема связана с включением в состав доходов суммы НДС лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, которые выставили счет-фактуру. Нередко в периодической печати прослеживается следующая позиция: при определении доходов налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны учесть все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары. Поэтому НДС, полученный от покупателя, нужно включить в налоговую базу и уплатить с него единый налог.

Кроме того, суммы НДС, уплаченные в бюджет, нельзя отнести на расходы. Вместе с тем позиция о включении в состав доходов сумм НДС при упрощенной системе налогообложения представляется спорной. Так, порядку определения доходов при упрощенной системе налогообложения посвящена достаточно небольшая ст.346.15 НК РФ, которая содержит отсылочные нормы к гл.25 НК РФ. Согласно п.1 ст.346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 НК РФ. В ней говорится, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Именно формулировка ст.249 НК РФ и приводит к такому ошибочному выводу.

Вместе с тем согласно ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Кроме того, согласно пп.2 п.1 ст.248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). К подобным налогам относится налог на добавленную стоимость (п.2 ст.168 НК РФ).

В заключение еще раз отметим, что гл.26.2 НК РФ нуждается в серьезных изменениях в части предоставления организациям и предпринимателям права выбора в части добровольной уплаты НДС. Отсутствие возможности у контрагента предприятия принять вычет по НДС фактически приводит к взиманию налога с оборота, которого нет в налоговой системе России.

Е.А.Лысов

Аудитор,

налоговый консультант

ООО «Маркет-Аудит»

Проверка оформления налоговой декларации по земельному налогу
Некоторые особенности применения главы 26.1 «система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ

Оставьте комментарий