Устав общественных организаций

Создание благотворительной организации в 2019 году

Согласно п. 3 ст. 50, ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) фонд — это организационно-правовая форма юридического лица, являющегося унитарной некоммерческой организацией. Цели его деятельности исключительно общественно полезные (благотворительность, развитие культуры и пр.) Цель благотворительного фонда — исключительно благотворительность.

Фонд основывается путем оформления соответствующего решения и принятия устава. Указанные документы необходимы для государственной регистрации.

Она осуществляется Минюстом России при взаимодействии с федеральной налоговой службой на основании:

  • закона «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455.

Подробнее о сроках, порядке и документах, необходимых для регистрации, вы узнаете из статьи «Регистрация НКО — пошаговая инструкция 2019 года».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как составить устав благотворительного фонда в 2019 году, мы рассмотрим далее, однако следует отметить, что за 2018 – 2019 годы никаких значительных изменений в требования к его содержанию не вводилось. Зато активно вносятся новеллы в саму процедуру подачи документов на регистрацию и получения результатов услуги, а именно: добавляется и расширяется электронный способ сдачи/выдачи документов. Подробнее о процессе электронного документооборота можно узнать из вышеуказанного Административного регламента Минюста.

Образец устава благотворительной организации

Согласно закону (п. 2 ст. 123.17 ГК) устав благотворительного фонда должен иметь следующую структуру:

  • название (должно содержать слово «фонд») и адрес;
  • предмет и цели работы;
  • информация об организационной структуре (высшем коллегиальном органе, попечительском совете, последовательности назначения и увольнения должностных лиц);
  • порядок распределения имущества при ликвидации.

Важно! В случае несоответствия каких-либо сведений в уставе действительности или требованиям нормативных актов в госрегистрации может быть отказано. Например, если в названии не будет слова «фонд» или адрес будет указан неверно (подп. «ж», «р» п. 1 ст. 23 закона № 7).

На практике уставы и их образцы, представленные в интернете, гораздо объемнее и информативнее, чем предусмотрено законом. Мы рекомендуем придерживаться следующей схемы построения разделов:

  1. Общие положения (наименование, адрес и иные общие условия функционирования).
  2. Цели (цели, виды осуществляемой деятельности и т. п.).
  3. Учредители (информация об учредителях, их права и обязанности).
  4. Управление (порядок и органы управления, а также функции последних). Данный раздел может быть поделен на несколько, посвященных каждому из органов управления.
  5. Имущество (источники формирования, распределение и т. п.).
  6. Прекращение деятельности (порядок действий при реорганизации, ликвидации).
  7. Изменения в устав (условия и пути внесения изменений).

Актуальный образец устава фонда 2019 года можно посмотреть тут: Пример устава фонда.

Особенности устава фонда с одним учредителем

Обратите внимание! Фонды создаются и функционируют благодаря взносам своих учредителей, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. При этом в данной организации допускается наличие только одного учредителя, независимо от того, является он организацией или гражданином.

Следует отметить, что даже в этом случае необходимо в обязательном порядке:

  • оформлять устав;
  • создавать высший коллегиальный орган, попечительский совет.

В устав благотворительного фонда с одним учредителем допустимо включить условие о том, что в состав коллегиального органа входит в т. ч. и данный учредитель.

Вместо протокола о создании организации ее основатель единолично принимает и оформляет в письменном виде соответствующее решение, которым и утверждается устав. Затем такое решение представляется в Минюст для постановки юридического лица на госучет.

***

Благотворительный фонд является юридическим лицом, созданным за счет взносов своих основателей. Его учет в налоговой службе происходит через Минюст России, который получает документы от заявителя, принимает решение по ним, сотрудничает с налоговой и выдает результат услуги. За последние несколько лет в данном ведомстве введена процедура электронного документооборота для подачи документов и получения результата. Требования, как должен оформляться устав благотворительного фонда, установлены законом, однако мы рекомендуем не ограничиваться только ими. Стоит предусмотреть как можно больше правил по проведению дальнейшей работы, дабы определиться с основными путями управления «на берегу».

Протокол собрания учредителей о создании общественной организации (далее «Протокол») используется для проведения первого (учредительного) собрания учредителей, направленное на создание Общественной Организации (далее «ОО»).

Проект Протокола включает в себя следующие вопросы повестки дня, по которым учредителям требуется проголосовать: (1) указать полное наименование, тип, а также профиль деятельности ОО; (2) указать полный адрес местонахождения ОО; (3) избрать руководящий/исполнительный орган; (4) определиться с перечнем и очередностью действий, направленных на создание такого ОО, а также иные важные вопросы.

Настоящий Протокол может быть использован для создания региональной или местной общественной организации. Для создания общероссийской или межрегиональной общественной организации необходимо воспользоваться Протоколом о создании межрегиональной общественной организации.

Решение по вопросам повестки дня считаются принятыми, если за них проголосовало абсолютное большинство (т.е. все присутствующие учредители ОО). Обращаем внимание, что для создания ОО со статусом юридического лица, необходимо минимум 5 учредителей, а для создания ОО без статуса юридического лица — минимум 3 учредителя.

Обращаем внимание, что настоящий Протокол не может быть использован для проведения внеочередных/очередных собраний учредителей уже существующего ОО. В таком случае участникам необходимо воспользоваться Протоколом собрания учредителей общественной организации. Если учредители имеют намерение принять решение о добровольной ликвидации ОО, в таком случае нужно воспользоваться Протоколом о ликвидации региональной общественной организации или Протоколом о ликвидации местной общественной организации.

Если ОО создается со статусом юридического лица, необходимо придерживаться следующих требований: (1) минимально допустимое количество учредителей — 5 лиц (физические лица и/или юридические лица-общественные объединения); (2) обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации (или ее территориальных органах); (3) необходимо назначить лицо, которое будет ответственным за подготовку документов и их подачу в уполномоченные органы для проведения государственной регистрации ОО.

Если ОО создается без статуса юридического лица, в таком случае государственная регистрация не требуется, ОО считается созданным с момента принятия решения общим собранием учредителей. Кроме этого, минимально допустимое количество учредителей в данном случае — 3 лица (физические лица и/или юридические лица-общественные объединения).

Как использовать документ

Разработанный проект Протокола может быть использован при создании (учреждении) ОО. Для того, чтоб протокол имел юридическую силу, он должен быть подписан главой и секретарем общего собрания учредителей (в случае создания ОО без статуса юридического лица) или быть подписан председателем и секретарем такого собрания, а также всеми учредителями, принявшими участие в собрании (в случае создания ОО со статусом юридического лица).

Обращаем внимание, что действующее законодательство не требует нотариального удостоверения протокола и/или подписей подписантов на таком протоколе.

Применимое законодательство

Протокол собрания учредителей о создании общественной организации подготовлен в соответствии с действующими положениями Главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общественных объединениях», Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как изменить шаблон

Вы заполняете форму. Документ создается у вас на глазах по мере того, как вы отвечаете на вопросы.

По завершению вы получите его в форматах Word и PDF. Вы можете изменять его и использовать его повторно.

Устав местной общественной организации является основным документом, регулирующим деятельность местной общественной организации. Общественная организация это некоммерческое, добровольное, самоуправляемое объединение лиц, направленное на достижение определенных социально полезных целей и задач.

Местные общественные организации могут быть созданы физическими лицами (гражданами Российской Федерации или иностранцами) и/или юридическими лицами — только общественными объединениями (к примеру, общественные движения, общественные фонды и т.п.).

Деятельность местных общественных организаций распространяется на территорию одного муниципального района (округа). Для урегулирования деятельности межрегиональной или общероссийской общественной организации, необходимо воспользоваться Уставом межрегиональной общественной организации, а для регулирования деятельности региональной общественной организации — Уставом региональной общественной организации.

Особенности создания местной общественной организации

Местная общественная организация может быть создана как со статусом юридического лица, так и без такого статуса (детальное описание которых приведено ниже в отдельной секции). Учредители (члены) создают местную общественную организацию для достижения любых законных целей.

Устав утверждается решением собрания учредителей (членов) местной общественной организации. Предложенный проект Устава может быть использован для внесения изменений в положения устава уже существующей местной общественной организации, или для создания новой.

Учредителям (членам) общественной организации необходимо в тексте настоящего Устава согласовать следующие важные моменты: (1) наименование, территорию действия, адрес местонахождения; (2) перечень учредителей (если местная общественная организация создается впервые); (3) детальное описание символики (при наличии); (4) порядок принятия в члены, а также прекращение членства, права и обязанности членов; (5) структура органов управления, а также порядок формирования имущества.

В структуре органов управления местной общественной организации создаются следующие органы:

(1) Общее собрание членов — наивысший орган управления общественной организации, который уполномочен принимать решения по какому-либо вопросу деятельности общественной организации. Заседания общего собрания могут быть периодичными и внеочередными.

(2) Центральный руководящий орган — руководит ежедневной деятельностью общественной организации в период между созывами Общих собраний членов. Руководящий орган может быть коллегиальным (Центральный совет и его глава) или единоличным (только Председатель). Центральный руководящий орган подотчетный и избирается Общим собранием на определенный срок.

(3) Центральная ревизионная комиссия — контролирует финансово-хозяйственную деятельность общественной организации. Как правило, этот орган создается только в том случае, если общественная организация имеет статус юридического лица. Центральная ревизионная комиссия подотчетна Общему собранию и избирается им на определенный срок.

По решению уполномоченных государственных органов деятельность местной общественной организации может быть приостановлена, а в отдельных случаях — запрещена на основании судебного решения. Допускается обжалование такого решения в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Кроме этого, учредители (члены) местной общественной организации вправе в любой момент принять решение о ее добровольной ликвидации.

Создание общественной организации со статусом/без статуса юридического лица

Общественная организация без статуса юридического лица не подлежит государственной регистрации и считается созданной с момента принятия Общим собранием решения о ее создании и утверждении настоящего Устава. Такая общественная организация не может вести предпринимательскую деятельность, открывать банковские счета, владеть имуществом, нанимать работников. Решение о добровольной ликвидации общественной организации без статуса юридического лица принимается Общим собранием и вступает в юридическую силу с момента принятия такого решения, если только иной срок не предусмотрен в тексте самого решения.

Общественная организация со статусом юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации в территориальных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации. Сам факт государственной регистрации дополнительно обязывает общественную организацию на ежегодное информирование регистрационного органа о факте продолжения своей деятельности, а также о составе руководящих органов. Информация о зарегистрированной общественной организации вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

Преимущества общественной организации со статусом юридического лица: (1) иметь на праве собственности земельные участки, недвижимое имущество, акции, ценные вещи, а также вступать в гражданско-правовые сделки, направленные на приобретение/распоряжение имуществом; (2) учреждать средства массовой информации, а также иные коммерческие организации (к примеру, ООО или кооперативы); (3) открывать банковские счета; (4) нанимать на работу сотрудников; (5) заниматься предпринимательской деятельность с целью достижения уставных целей.

Решение о добровольной ликвидации общественной организации со статусом юридического лица принимается Общим собранием и вступает в юридическую силу с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. До момента внесения такой записи, общественная организация обязуется провести окончательные расчеты со своими кредиторами, а также уведомить налоговые органы и органы статистики о проводимой ликвидации. Имущество, которое осталось после ликвидации общественной организации, НЕ распределяется между его членами, а должно быть передано другому общественному объединению или обращено в федеральную (муниципальную) собственность. Для этого, учредители Организации обязуются в тексте настоящего Устава самостоятельно предусмотреть цели, на которые должно быть истрачено оставшееся имущество и/или лица, которым оно должно быть передано (за исключением самих учредителей).

Как использовать документ

Устав местной общественной организации без статуса юридического лица утверждается соответствующим решением Общего собрания и вступает в силу с момента принятия такого решения. Кроме этого, такой устав должен быть в обязательном порядке подписан всеми учредителями (членами) общественной организации.

Устав местной общественной организации со статусом юридического лица также должен быть утвержден решением Общего собрания, однако требуется дополнительная процедура прохождения его государственной регистрации в территориальных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации. В данном случае устав должен быть распечатан, прошит и пронумерован. На сшивке такого Устава проставляется подпись лица-заявителя, которое уполномочено решением Общего собрания на проведение процедуры государственной регистрации такого Устава. Обращаем внимание, что в данном случае подписи учредителей (членов) местной общественной организации внизу не проставляются.

Применимое законодательство

Устав местной общественной организации подготовлен в соответствии с действующими положениями Главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общественных объединениях», Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как изменить шаблон:

Вы заполняете форму. Документ создается у вас на глазах по мере того, как вы отвечаете на вопросы.

По завершению вы получите его в форматах Word и PDF. Вы можете изменять его и использовать его повторно.

4. Неэффективность подходов многих представителей бизнеса в организации благотворительной деятельности, а именно: стремление на имеющиеся средства создать/поддержать обязательно собственные благотворительные организации (даже если для обеспечения их нормального функционирования и развития ресурсов явно недостаточно), вместо поддержки уже существующих благотворительных организаций, обладающих квалифицированными кадрами, опытом работы и хорошей репутацией.

5. Недостаточная развитость в стране инфраструктуры благотворительности: малое количество благотворительных организаций с устойчивой ресурсной базой; деятельность большинства благотворительных организаций сосредоточена в крупных городах страны; очень слабое развитие благотворительности в некоторых сферах (помощь старикам, неизлечимо больным и т.д.); ограниченный набор механизмов и форм участия в ней граждан, недостаточность существующих моральных и иные стимулов к участию граждан в благотворительности и т.д.

6. Недостаточная информированность общества об осуществляемой в стране благотворительной деятельности и ее эффективности, недостаточная популяризация положительного опыта.

7. Недостаточная информированность граждан о возможных формах их личного участия
в благотворительной деятельности.

8. Сохраняющееся в обществе недоверие к благотворительным организациям, непонимание их роли и значения в благотворительной деятельности.

Очевидно, что в основе большинства из перечисленных выше проблем лежит плохая информированность общества о благотворительности, благотворителях и благополучателях.
Это вполне объяснимо: тема благотворительности многие годы практически не присутствовала в информационном поле страны, а если и присутствовала, то только на его периферии. Как следствие, недостаточная общественная поддержка благотворительной деятельности.

Тем не менее необходимо отметить тот факт, что возросшее в последние годы внимание общества к благотворительной деятельности, выразившееся в частности в ее более широком освещении в СМИ, практически сразу же оказало позитивное влияние на развитие благотворительности и добровольчества в стране, что подтверждается положительными количественными и качественными изменениями.

Цель проекта

Вовлечение в благотворительную деятельность в интересах детей в трудной жизненной ситуации максимально широкого круга граждан, компаний и организаций и таким образом повышение ее эффективности как в стране в целом, так в Фонде в частности.

Задачи проекта

· Информирование общественности о проблемах детей и необходимости объединения усилий всех граждан для успешного решения этих проблем.

· Информирование общественности о возможных формах участия в благотворительной деятельности.

· Получение Фондом общественной поддержки (как моральной, так и материальной).

· Сбор средств на осуществление благотворительной деятельности.

Сроки реализации

2007 – по настоящее время (действующий проект)

Общественные организации

Под ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация

общественное движение

общественный фонд

общественное учреждение

орган общественной самодеятельности

политическая партия.

Из перечисленных форм наибольшее распространение в России получили общественные организации.

ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные объединения, как и другие некоммерческие организации, не имеют основной ЦЕЛЬЮ своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между членами (участниками).

Общественные объединения создаются по инициативе их УЧРЕДИТЕЛЕЙ — не менее трех физических лиц (количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

По ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ выделяют: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под ОБЩЕРОССИЙСКОЙ общественной организацией понимается организация, которая осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ общественной организацией понимается организация, которая осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации (но не менее чем в двух субъектах РФ).

Под РЕГИОНАЛЬНОЙ общественной организацией понимается организация, деятельность которой в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под МЕСТНОЙ общественной организацией понимается организация, деятельность которой осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

  • наименование организации;
  • местонахождение и территориальная сфера деятельности организации;
  • цель создания организации;
  • от учредителей физических лиц – копия паспорта;
  • от учредителя юридического лица – копии учредительных документов;
  • от руководителя создаваемой организации – копия паспорта;
  • виды деятельности, которые будет осуществлять организация;
  • номер телефона.

В СТАНДАРТНЫЙ ПАКЕТ УСЛУГ НАШЕЙ КОМПАНИИ ВХОДИТ:

  • бесплатная консультация по регистрации общественной организации;
  • подготовка полного пакета документов для регистрации организации;
  • регистрация общественной организации в Министерства Юстиции;
  • постановка на налоговый учет в территориальном налоговом органе;
  • получение письма из Госкомстата;
  • изготовление печати.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ:

Регистрация общероссийской общественной организации – 50 000 руб.

Регистрация межрегиональной общественной организации – 35 000 руб.

Регистрация региональной общественной организации – 30 000 руб.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ:

Получение извещений из внебюджетных фондов (ФСС, ФОМС, ПФ) — 2 000 руб. Открытие счетов в банке — 5 000 руб.

Выезд юриста — 3 000 руб.

Выезд курьера — бесплатно

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ:

Государственная пошлина 4 000 руб.

Нотариальные расходы 700-1000 руб.

СРОК РЕГИСТРАЦИИ – 1,5 — 2 месяца.

Вот некоторые из наших клиентов:

  • Всероссийская общественная организация «Федерация бирманского бокса России»
  • Общероссийская общественная организация «Агентство дипломатии, безопасности и права»
  • Общероссийская общественная организация «Добровольцы России»
  • Общероссийская общественная организация «Студенческий Совет России»
  • Общероссийская общественная организация «Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев»
  • Региональная общественная организация «Московская областная Федерация американского футбола»
  • Региональная общественная организация «Федерация спортивного боулинга Московской области» (кроме государственной регистрации, юристы нашей компании обеспечивали юридическое сопровождение аккредитации в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью по Московской области)
  • Региональная спортивная общественная организация «Детская пляжная футбольная лига»
  • Межрегиональная общественная организация «Лига пациентов, страдающих редкими и упущенными заболеваниями»

На сегодняшний день в работе на разных стадиях находятся еще несколько общественных организаций.

Оставьте комментарий