Устав РФ

Уставы Вооруженных Сил Россиийской Федерации — это свод законов воинской службы. Они служат законодательной основой решения задач по достижению высокой организованности, дисциплины и порядка, по совершенствованию боевой готовности армии и флота Российской Федерации.

Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации подразделяются на боевые и общевоинские.

Боевые уставы определяют основы действий соединений, частей и подразделений вида Вооруженных Сил Российской Федерации при нанесении удара, в бою, боевых действиях (систематических боевых действиях), сражении, операции.

К общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб и Строевой устав. Они представляют собой основополагающие документы, регламентирующие уклад жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил. Положения этих уставов обязательны для всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, поэтому их называют общевоинскими.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет общие права и обязанности военнослужащих ВС РФ и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

5.1. Военная присяга

Военную присягу принимает гражданин Российской Федерации, впервые поступивший (призванный) на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы. Военная присяга — документ большой государственной важности, имеющий силу закона.

Приведение к Военной присяге проводится:

  • по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать двух месяцев;
  • по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов — не позднее пяти дней со дня прибытия в воинскую часть.

Принятие присяги проводится в торжественной обстановке, при Государственном флаге Российской Федерации и Боевом Знамени воинской части. День присяги является для части нерабочим днем и проводится как праздник.

В назначенное время воинская часть при Государственном флаге Российской Федерации, Боевом Знамени и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время — в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность Российской Федерации.

Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги:

«Я (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность Родине — Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Произнеся Военную присягу, военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.

После исполнения Государственного гимна Российской Федерации воинская часть проходит торжественным маршем.

Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Российского государства. В этих случаях к месту церемонии приведения к Военной присяге обычно выводятся только военнослужащие, приводящиеся к ней.

Списки приведенных к Военной присяге хранятся в штабе воинской части в отдельной папке пронумерованными, прошнурованными и опечатанными гербовой печатью. По истечении установленного срока списки сдаются в архив.

В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка начальника штаба воинской части: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)».

Произнеся Военную присягу и скрепив ее собственноручной подписью, военнослужащий становится лично ответственным за судьбу Отечества, его безопасность и территориальную целостность. Отныне служба воина полностью определяется требованиями принятой им присяги, центральное место в которой принадлежит воинскому долгу — мужественно защищать Отечество.

Введение

Кардинальные изменения в мире, привели к пересмотру ведущими западными странами и блоком НАТО в целом военно-стратегических концепций, планов строительства вооруженных сил и их технического оснащения. В связи с этим военно-политическое руководство Североатлантического союза взяло курс на сокращение численности вооруженных сил. Одновременно с сокращением решается вопрос повышения их боеспособности за счет повышения качества оружия, совершенствования организационной структуры и тактики боевых действий подразделений, частей и соединений.

Таким образом, военно-политическое руководство блока продолжает реализацию курса на создание меньших по численности, но профессионально более подготовленных и лучше оснащенных вооруженных сил.

Именно поэтому в приказах и директивах Министра обороны и главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ подчеркивается необходимость глубокого изучения всеми военнослужащими организационно-штатной структуры, вооружения, боевой техники и тактики боевых действий частей и подразделений армий основных стран НАТО.

Наиболее многочисленными и подготовленными для ведения боевых действий среди множества армий иностранных государств являются армии США и ФРГ, которые и раскрыты в учебном пособии.

1. Вооруженные силы США

Общие сведения

В состав Вооружённых сил США входят самостоятельные виды вооружённых сил – Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-морские силы (ВМС), Морская пехота и Береговая охрана, а также части и соединения Резерва, в том числе Национальной гвардии.

Армия США (Сухопутные войска США) 14 июня 1775 года);

Военно-воздушные силы США (основаны 18 сентября 1947 года);

Военно-морские силы США (основаны 13 октября 1775 года);

Корпус морской пехоты США (основан 10 ноября 1775 года);

Береговая охрана США (основана 4 августа 1790 года).

Первые четыре вида вооружённых сил подчиняются министерству обороны. Береговая охрана в мирное время подчиняется министерству национальной безопасности, а на военное время переходит в подчинение министерству обороны.

Вооружённые силы состоят из регулярного и резервного компонентов.

Резервные компоненты включают резервы всех пяти видов вооружённых сил, а также Сухопутных войск (СВ) и ВВС национальной гвардии. Национальная гвардия США, военнослужащие которой совмещают боевую подготовку с работой по основной специальности, представляет собой, так называемый организованный резерв, а неорганизованный (индивидуальный) резерв состоит из лиц, имеющих достаточную военную выучку, которые сравнительно недавно закончили службу в войсках и не нуждаются в дополнительной подготовке.

Численность регулярных вооружённых сил на 2019 год составляет около 1,4 млн. чел. военнослужащих и 680 тыс. чел. гражданского персонала. Численность резервных компонентов – около 1,1 млн. чел. Резервные компоненты постоянно привлекаются к действительной службе. Численность призванных резервистов еженедельно объявляется министерством обороны их численность составляет, около 136000 чел.

Министерство обороны также периодически публикует данные об общем количестве военнослужащих, находящихся на действительной службе. На 2019 г. это количество составляло 1462000 чел., в том числе в СВ – 553044 чел., в ВВС – 308300 чел., в ВМС – 322400 чел., в морской пехоте – 182000 чел., в береговой охране – 42000 чел. США имеют самый крупный военно-морской флот, состоящий из 12 авианосцев, 27 крейсеров, 50 эскадренных миноносцев, 56 подводных лодок и других боевых кораблей1.

В ближайшие годы военное ведомство США будет концентрировать свои ресурсы на пяти основных направлениях:

– борьба с терроризмом (то есть борьба с военными силами террористов) и распространением оружия массового поражения;

– разведка;

– подготовка к информационной войне (защита информационных систем и коммуникаций США и, соответственно, разрушение аналогичных систем противника)2;

– борьба за военное превосходство в воздухе (особая ставка делается на развитие беспилотных летательных аппаратов);

– развитие военно-космических систем.

Подчёркивается, что вооружённые силы США главной задачей должны ставить подготовку к войне против нетрадиционных противников.

18 декабря 2017 г. Д. Трамп в Международном торговом центре (МТЦ) им. Р. Рейгана официально представил свою первую Стратегию национальной безопасности (СНБ), в которой отражено намерение управлять государством под лозунгом «Америка прежде всего»3.

В СНБ указаны 4 главные сферы национальных интересов Соединенных Штатов, которые должны повысить конкурентоспособность США на мировой арене: обеспечение безопасности; обеспечение процветания; сохранение мира во всем мире за счет военной, кибернетической и космической мощи; расширение американского влияния на планете. Среди угроз США выделены изгои, ревизионисты и террористы.

Изгои «угрожают своим соседям оружием массового поражения и дестабилизируют важные регионы». Ревизионистские страны «хотят создать мир, не соответствующий американским интересам и ценностям». Именно в эту категорию включены Россия и Китай, учитывая, что ранее Соединенные Штаты пытались выстроить с ними «лояльные партнерские отношения».

В соответствии с СНБ Иран и КНДР являются режимам-изгоям, которые угрожают соседям, распространяют террор и желают получить ОМУ. Это в свою очередь дестабилизирует регионы. К последней группе относятся транснациональные террористические организации и преступные синдикаты. Предусматривается активное противостояние указанным силам на мировой арене. Д. Трамп даже заявил, что США одержало победу над «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) в Ираке и Сирии, а ВС США будут преследовать террористов до их полного уничтожения.

Непрерываемая вездесущность – новая военная доктрина США.

Оперативная вездесущность – это постоянное сетевое присутствие, которое позволяет выполнять любые операции, получать и передавать информацию в любой точке мира. Она состоит из трех основных взаимосвязанных компонентов: физических активов, виртуальных возможностей и самой информации. Благодаря ей, любой объект в реальном времени может получать любую информацию о месте, времени, происходящих вокруг событиях, получать и отдавать управляющие команды. Оперативная вездесущность – это форвардное присутствие США всегда и везде.

Осуществление этой доктрины крайне сложно и доступно только государствам, обладающим конкурентным преимуществом во всех технологических сферах. Она обеспечивается тремя основными составляющими присутствия – физическим, виртуальным и воспринимаемым.

Физическое присутствие – это стратегическое позиционирование военных сил во всем мире, чтобы они всегда находились в относительной близости к «горячим точкам». В дополнении к развернутым в настоящее время за рубежом кораблям и самолетам США имеют более 150000 военнослужащих на 800 базах в 70 странах мира, число которых постоянно увеличивается. США обладают 95% всех военных баз в мире. В сочетании с беспилотными и автономными транспортными средствами и летательными аппаратами физическое присутствие остается основной силой США.

Виртуальное присутствие поможет устранить имеющиеся недостатки и пробелы физического присутствия. Предыдущие концепции определяли виртуальное присутствие, как близлежащее физическое вкупе с пассивным присутствием посредством передовых технологий. Сегодня виртуальное присутствие позволяет применять силу с любого расстояния в течение от нескольких часов до наносекунд, и производить его в рамках киберэлектронных и космических операций. Нанесение удара в киберпространстве абсолютно не зависит от местоположения агрессора и позволяет в реальном времени путем обмена цифровыми возможностями корректировать действия союзников и заставлять изменять решения противников. В этом плане виртуальное присутствие является практически истинной формой прямого присутствия.

Воспринимаемое присутствие является третьей частью концепции оперативной вездесущности. Воспринимаемое присутствие – это использование технологии для сбора информации и мониторинга событий, происходящих в местах, где физическое и виртуальное присутствие невозможно. Оно не включает в себя возможности применения силы, но оказывает влияние на поведение наблюдаемого и на восприятие им событий.

Белый дом намерен всячески укреплять и углублять сотрудничество с европейскими союзниками и партнерами, в т. ч. с НАТО, чтобы единым фронтом противостоять подрывной деятельности и агрессивности России, а также угрозам со стороны КНДР и Ирана. США выполняют военные обязательства перед Европой и выражают надежду на то, что к 2024 году страны – члены НАТО увеличат свои оборонные расходы до 2% ВВП. При этом 20% из этой суммы будет расходоваться на повышение обороноспособности. Ранее Пентагон принял военный бюджет США на 2018 финансовый год, который составил $700 млрд. Их них $5 млрд. будут израсходованы на сдерживание России.

По абсолютному показателю, военный бюджет США – крупнейший в мире. По данным Стокгольмского института исследований мира, в 2018 году на долю Соединённых Штатов приходилось примерно 37,0% совокупных военных расходов государств мира. Однако в связи с событиями последних лет, особенно на Ближнем востоке, планы по сокращению финансирования являются сомнительными. Не будут сокращены расходы на развитие подводного флота, создания нового бомбардировщика-невидимки, усиление системы национальной противоракетной обороны и расширения космической спутниковой группировки. Будут увеличены расходы на развитие систем слежения, беспилотную технику, а также средства ведения кибервойны.

Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата – 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана – 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты – 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС – 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны – 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии – 42 года). Срок контракта – от 2 до 8 лет.

Все военнослужащие (как регулярных сил, так и резервных компонентов) начинают службу с прохождения курса начальной боевой подготовки в специальных лагерях (9 недель в СВ, 6 недель в ВВС, 8 недель в ВМС и береговой охране, 12 недель в морской пехоте). После этого военнослужащие регулярных сил проходят специальную подготовку, продолжительность которой зависит от осваиваемой военной специальности, и направляются для дальнейшего прохождения службы в войска.

Военнослужащие резервных компонентов после курса начальной боевой подготовки привлекаются на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

На начало 2018 г. расово-этнический состав американских вооружённых сил выглядел так: белые американцы – 63%, афроамериканцы – 15%, латиноамериканцы – 10%, прочие – 6,0%. Почти 4% американских военнослужащих составляли иностранные граждане с правом на постоянное местожительство в США («гринкард»). В большинстве своем это латиноамериканцы. Их привлекает возможность ускоренного получения американского гражданства4.

По взглядам военно-политического руководства США, благодаря происходящим изменениям в структуре и оснащении в перспективе значительное влияние на развитие форм и способов ведения боевых действий окажет использование сухопутными войсками новых информационных технологий. Совершенствование информационного обеспечения СВ США на ТВД позволит командирам формирований всех уровней более ясно представлять общую картину боевых действий. За счет повышения надежности связи и автоматизации боевого управления, элементы которой будут размещаться и непосредственно в боевых порядках, повысится эффективность руководства подразделениями.

К числу основных направлений совершенствования информационного обеспечения СВ США на ТВД в период до 2030 года необходимо отнести следующие:

– формирование единого глобального информационного пространства, в котором каждой боевой единице будет обеспечен доступ к информации о тактической обстановке;

– интеграция системы ИО сухопутных войск на ТВД в глобальную информационную сеть ВС США, обеспечивающую самосинхронизацию боевых действий на основе гибкого и «бесшовного» взаимодействия всех сил, средств и органов, задействованных в военной операции:

– расширение возможностей по обмену информацией в реальном масштабе времени за счет наращивания пропускной способности линий связи;

– повышение уровня защиты информации, устойчивости и живучести системы ИО сухопутных войск США на ТВД.

Высокая степень осведомленности, формируемая на основе анализа общей картины боевых действий, позволит командирам соединений и частей вести эффективные наступательные и оборонительные действия благодаря организации тесного взаимодействия сил и средств и быстро реагировать на любые изменения обстановки. Командиры подчиненных частей и подразделений смогут более полно воспринимать складывающуюся обстановку и действовать, проявляя инициативу, не дожидаясь приказов вышестоящего командования. За счет этого сухопутные войска будут способны создавать наиболее выгодные условия для ведения наступления и избегать непредвиденного столкновения с противником в ходе выдвижения.

Совершенствование способов боевого применения СВ США

Имея современные образцы вооружения и военной техники, Сухопутные войска могут полностью исключать прямой контакт с противником и оказывать влияние на складывающуюся тактическую обстановку, не соприкасаясь с ним. Перспективные средства разведки и наблюдения позволят создавать реальную картину действий противника, в то время как высокоточные огневые средства и информационные операции будут нарушать взаимодействие его формирований.

Оборонительные действия воспринимаются как второстепенные, поэтому военное руководство США не уделяет особого внимания серьезной проработке каких-либо перспективных разновидностей таких действий. Они воспринимаются как вынужденные, а, следовательно, не удовлетворяют общей концепции ведения боевых действий – на основе подавляющего превосходства американских войск над любым противником и в любых условиях обстановки.

Что же касается наступательных действий, то одним из важнейших требований к их ведению американскими специалистами выдвигается недопущение их «шаблонности» и осуществление таких действий по изолированным друг от друга направлениям. В связи с этим командирам соединений и частей предоставляется свобода планирования проведения атак (ударов, рейдов) в пределах своего района боевых действий.

Активное использование маневра позволит войскам переносить усилия на новые объекты (рубежи, направления) для занятия выгодного по отношению к противнику положения или вывода своих войск из-под его удара.

Превосходство в мобильности, точности поражения и информационном обеспечении позволяет СВ США вести боевые действия в таком темпе и с такой интенсивностью, которые вероятный противник не в состоянии будет выдержать. По взглядам командования СВ США, находясь в сложной, постоянно ухудшающейся обстановке, он не сможет захватить инициативу, планировать действия своих войск и эффективно ими управлять. Тем самым для его быстрой победы над противником будут созданы условия, которые в концептуальных документах ВС США определяются как «всеобъемлющее превосходство».

В целом на перспективу до 2030 года ожидается утверждение новых форм применения войск, таких как массированный удар высокоточным оружием (ВТО), совместное использование средств РЭБ и огневого поражения, воздушный бой вертолетов, контрудар (контратака) ударными вертолетными частями (подразделениями), рейдовые действия воздушно-штурмовых соединений (частей) и действия аэромобильных десантов.

Для способов боевого применения СВ США будут характерны следующие особенности:

– действия войск и распределение усилий по направлениям, а не рубежам;

– незначительная зависимость войск при создании группировки и ее развертывании от наличия объектов транспортной инфраструктуры (морских или речных портов, аэродромов и т. п.) в районе предстоящей операции;

– организация взаимодействия войск (сил) с использованием средств визуального отображения картины района проведения операции;

– достижение победы над противником за счет нанесения избирательных высокоточных ударов по целям, определяющим боеспособность противника;

– высокая автономность действий войск;

– высокая совместимость разнородных систем управления, разведки и связи;

– обеспечение безопасности объектов тыла специально подготовленными подразделениями;

– увеличение степени рассредоточения формирований на поле боя, ведение боевых действий по отдельным, зачастую изолированным направлениям при наличии значительных разрывов в боевых порядках и промежутков в оперативном построении группировок наземных сил и вследствие этого возрастание сложности поддержания устойчивого взаимодействия компонентов наземных сил;

– значительное увеличение интенсивности и эффективности ударов обеих сторон и в связи с этим повышение значимости качественного осуществления тылового и технического обеспечения;

– появление новых функциональных элементов построения войск: вертолетных противотанковых и противодесантных резервов, аэромобильных десантов, воздушно-наземных тактических групп, группировок сил и средств информационной борьбы, разведки и РЭБ, сил для ведения киберопераций;

– значительный рост глубины эшелонирования группировок войск вследствие увеличения дальности поражения огневых средств (для корпусов до 300, дивизий до 150-200 км) и перераспределение сил и средств между эшелонами;

– широкое применение формированиями наземных сил перебросок по воздуху на различные расстояния рост их доступности и масштабов до аналогичных показателей наземного маневра.

В перспективе СВ будут брать на себя все большее число задач, решаемых в настоящее время только силами специальных операций (ССО), а именно использовать их способы действий: рейды, налеты, засады, минирование важных объектов и путей подхода к ним, нанесение точечных ударов по противнику, наведение ВТО на избранные цели.

Опыт конфликтов последних лет позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее развитие сухопутного компонента силами специальных операций (ССО) будет осуществляться с упором на быстрое развертывание сил, их большую подвижность и гибкость, а также на скрытность боевых действий, как в условиях военного конфликта, так и в условиях отсутствия войны.

Дальнейшее развитие получат специальные (нетрадиционные) способы действий: организация партизанских отрядов, проведение диверсий и саботажа силами местной оппозиции; оказание помощи в побеге находящимся в плену или заключении американским гражданам, уничтожение или захват объектов, представляющих особую важность.

Изменение характера, пространственных и временных показателей боевых действий СВ, по-видимому, будет сопровождаться совершенствованием существующих и утверждением новых форм применения войск и средств поражения. Ведущей и устойчивой тенденцией в изменении способов боевых действий можно считать стремление к одновременному разгрому противника на всю глубину его оперативного построения при сосредоточении боевой мощи против основных объектов, определяющих оперативную устойчивость группировки противостоящей стороны.

В целом формы ведения боевых действий СВ США меняются незначительно, но вместе с тем произойдут изменения в их содержании, будут совершенствоваться существующие и появятся новые способы применения войск (сил) и средств поражения. Конкретные формы и способы применения ВС США в военных конфликтах, а также в особых условиях мирного времени будут определяться целями и задачами, поставленными военно-политическим руководством страны, и выводами из оценки обстановки.

Намечается тенденция отхода от жесткой регламентации и классификации форм и способов ведения боевых действий в пользу предоставления командирам соответствующих подразделений и частей права действовать на основе самостоятельных решений, обусловленных конкретными задачами и условиями ведения боевых действий.

не действует Редакция от 14.12.1993 Подробная информация

Наименование документ «УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)
Вид документа перечень, порядок, правила, требования, указ, устав
Принявший орган президент рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.12.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • М., Военное издательство, 1994
Навигатор Примечания

«УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)

Глава 1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

5. Защита Отечества священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Военная служба особый вид государственной службы. Исходя из особого характера военной службы, определяется ее приоритет перед другими видами государственной службы и иной деятельностью граждан Российской Федерации. К военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту (далее военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта (далее военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание. Воинские звания подразделяются на войсковые и корабельные (приложение 3).

6. Военнослужащие пользуются установленными для граждан Российской Федерации правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы, и с учетом действующего законодательства. На них возлагаются конституционные, другие общегражданские обязанности, а также общие, должностные и специальные обязанности.

7. В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет. Под исполнением военнослужащими обязанностей военной службы понимается: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в учениях и в походах кораблей; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной командировке или на лечении; следование к месту службы, лечения или обратно; прохождение военных сборов; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке; защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства. Не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершающие предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния; совершающие самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства; при нахождении вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске, а также при самовольном нахождении вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением случаев нахождения в плену, в положении заложника или интернированного, иных действий, признанных судом совершенными в интересах общества и государства. При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Права военнослужащих

8. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются законодательством Российской Федерации. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством.

9. Использование военнослужащими своих прав не должно наносить ущерба правам и законным интересам общества, государства, военной службе, правам других военнослужащих и иных граждан.

10. Государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшению условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников). До приведения к Военной присяге военнослужащий не может назначаться на воинские должности, привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста. Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут за это установленную законодательством ответственность.

11. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение оружия. Правила хранения и порядок применения военнослужащими оружия определяются настоящим Уставом.

Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или составом подразделения:

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

12. Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости. Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и друг их граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно. О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Общие обязанности военнослужащих

13. Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели.

Военнослужащий обязан:

быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в от ношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

14. Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

15. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями. При обучении и воспитании военнослужащих должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям. В Вооруженных Силах Российской Федерации используется русский язык как государственный. Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время и создаются другие условия для изучения языка.

16. Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. О всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику.

17. Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

18. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику. По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости к старшему начальнику. При внесении предложения, заявления и подаче жалобы военнослужащий руководствуется положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

19. Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

20. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дат у рождения и личный номер. Он обязан поддерживать достоинство воина, свято хранить военную и государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества врагу, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации и России. За военнослужащими, захваченными в плен, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принимать меры в соответствии с нормами международного права по защите прав указанных военнослужащих и возвращения их на Родину.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих

21. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Должностные обязанности используются только в интересах службы. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям настоящего Устава.

22. Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и другими правовыми актами, разрабатываемыми на их основе, и носят, как правило, временный характер. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ответственность военнослужащих

23. Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

24. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

25. Административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При этом к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ, административного ареста и другие административные взыскания, установленные законодательством Российской Федерации.

26. Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

27. Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

28. Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону «Об уголовной ответственности за воинские преступления».

29. За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия. Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка. При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих.

не действует Редакция от 14.12.1993 Подробная информация

Наименование документ «УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)
Вид документа перечень, порядок, правила, требования, указ, устав
Принявший орган президент рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.12.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • М., Военное издательство, 1994
Навигатор Примечания

«УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93)

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие

30. Единоначалие является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

31. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью.

32. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

33. По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе:

— маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

— генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

— старшие офицеры в воинских званиях подполковник, капитан 2 ранга, майор, капитан 3 ранга для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

— младшие офицеры для сержантов, старшин, солдат и матросов;

— прапорщики и мичманы для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

— сержанты и старшины для солдат и матросов одной с ними воинской части.

34. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (ст. 32, 33) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

35. При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг Другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Оставьте комментарий