Усыновление российских детей иностранными гражданами

1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 настоящего Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

1. Усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами российских детей производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (о требованиях к возрасту усыновителя, его материальному положению и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве. В законодательстве любого государства установлены требования к возрасту усыновителя, например, в Германии усыновителем может быть лицо не моложе 25 лет, во Франции — 35 лет, в Швейцарии — 40 лет, в Шотландии и большинстве штатов США — 21 года, в Японии, Израиле и других странах — лицо, достигшее совершеннолетия <1>. Между усыновителем и усыновленным ребенком должна быть разница в возрасте: во Франции — 15 лет, в Германии, Швейцарии, Израиле — 18 лет. В Японии законодательством установлено, что усыновитель ни при каких обстоятельствах не может быть моложе усыновленного. Во многих странах акту усыновления предшествует испытательный срок: в Израиле — шесть месяцев, в Шотландии — 12 месяцев, в США — от 3 до 12 месяцев.

При усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством государства гражданства каждого из супругов. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, усыновление производится в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Наличие гражданства, как и его отсутствие у лица, определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Отсылая к законодательству страны усыновителя, комментируемая статья предписывает соблюдение одновременно и требований российского законодательства, касающихся обеспечения при усыновлении интересов детей. Одновременное применение российского и иностранного законодательств свидетельствует о необходимости практического учета требований, установленных в законодательстве обоих государств. Если требования соответствующего иностранного законодательства либо указанные требования российского законодательства не соблюдены, усыновление не должно производиться.

При усыновлении на территории Российской Федерации детей — иностранных граждан российскими гражданами применяется, исходя из общей коллизионной нормы, российское законодательство. Необходимо соблюдать положения гл. 19 СК РФ (ст. ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. ст. 131 — 133). Законодатель перечислил точечно положения гл. 19 СК РФ, указав конкретные статьи, положения которых должны соблюдаться в процессе усыновления. В ч. 2 п. 1 особо оговорена необходимость соблюдения при усыновлении положений международных договоров Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Часть 3 данного пункта содержит специальное правило, подлежащее применению при усыновлении российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами России: усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Очевидна необходимость применения при усыновлении на территории России не только норм гл. 19 СК РФ, но и норм гражданского процессуального законодательства (гл. 29 ГПК РФ) и ряда подзаконных нормативных актов, в частности Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» <1> (в ред. от 11 апреля 2006 г. N 210).

<1> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Правилами определен порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) не только гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации; осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации; передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, и иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства допускается в отношении несовершеннолетних российских детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление. Правило, предусматривающее возможность передачи детей на усыновление российским гражданам, если их родители по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более шести месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания, не применяется при усыновлении российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

10) лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях утверждены Министерством образования и науки РФ <1>.

<1> См.: Приложения к Административному регламенту Министерства образования и науки РФ по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. N 347 // РГ. 2009. 20 февр. N 30 (4854).

Усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления в установленном порядке сведений об указанных детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Представлять интересы граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации <1>.

Усыновление производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (гл. 29 ГПК РФ).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», если лицами, желающими усыновить ребенка — гражданина Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то дела об усыновлении ими ребенка подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ). В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе в случаях, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации, поскольку ч. 2 ст. 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка — гражданина Российской Федерации, то, учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

Содержание заявления об усыновлении определено ст. 270 ГПК РФ. В заявлении об усыновлении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер; обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, содержится в ст. 271 ГПК РФ. К заявлению об усыновлении должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются также:

— во-первых, заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

— во-вторых, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.

Документы усыновителей — иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен. Все документы представляются в двух экземплярах.

Орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Для получения этого разрешения указанные лица представляют через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации, следующие документы:

1) свидетельство о рождении ребенка;

2) согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;

3) согласие родителей ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с СК РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей;

4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ. Усыновление ребенка в этих случаях производится компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — компетентным органом государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства).

Иностранное гражданство усыновляемых детей учитывается при их усыновлении, что подтверждает ч. 4 п. 1 комментируемой статьи, содержащей требование о применении иностранного законодательства в отношении получения согласия ребенка на усыновление, его законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Так, как правило, для усыновления требуется согласие родителей ребенка и опекуна в Шотландии. Согласие родителей не требуется, если они не выполняют своих родительских обязанностей, родители ребенка неизвестны, умерли или признаны недееспособными, а также если местонахождение родителей ребенка неизвестно. В Японии требуется при этом и согласие семейного суда. Ряд стран, включая США, Финляндию, предусматривают необходимость получения заключения от компетентных органов. На усыновление необходимо согласие и самого усыновляемого ребенка. Возраст, с которого мнение ребенка учитывается при усыновлении, законодательством зарубежных стран определяется по-разному: в Израиле, например, с 9 лет, в Шотландии судебный приказ выносится только с согласия ребенка, за исключением случаев, когда он, по мнению суда, не может самостоятельно прийти к определенному решению <1>. Учреждение, производящее усыновление ребенка — иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

<1> См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 648.

2. Правило п. 2 комментируемой статьи направлено на защиту прав и интересов усыновляемых детей. Именно поэтому независимо от гражданства усыновителя при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене.

3. Пункт 3 возлагает обязанность по защите прав и интересов усыновленных российских детей, проживающих за пределами Российской Федерации, на консульские учреждения, в которых эти дети состоят на учете. Это положение соответствует и Конституции РФ (ч. 2 ст. 61), и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., участницей которой является Российская Федерация (ст. 5).

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определен Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 <1>.

<1> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей.

Для постановки на учет усыновленного ребенка усыновители представляют в консульское учреждение следующие документы:

1) заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением двух фотографий ребенка;

2) свидетельство об усыновлении (удочерении);

3) документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

Сведения о ребенке заносятся в учетную карточку, форма которой утверждается Министерством иностранных дел РФ. Консульское учреждение проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ. В этом случае указанный Департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей и проставляет в паспорте ребенка отметку о постановке его на учет. При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения своевременной постановки на учет консульскими учреждениями усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию об усыновленных детях.

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в Министерство образования и науки РФ списки детей, поставленных на учет в соответствии с настоящими Правилами, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает признание действительным в России усыновления ребенка — российского гражданина, проживающего за границей, если оно произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, при соблюдении условия о получении предварительного разрешения на усыновление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы Российской Федерации.

Комментируемая статья не содержит норм, предоставляющих возможность усыновления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях Российской Федерации. Это связано с изменением порядка усыновления детей: согласно ст. 125 СК РФ, усыновление производится только судом по правилам, предусмотренным гл. 29 ГПК РФ. Однако до введения судебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления, т.е. до 27 сентября 1996 г., осуществлено и в консульских учреждениях Российской Федерации.

Как и в предыдущие годы, российских детей чаще всего усыновляют граждане Италии (60% дел, рассмотренных с удовлетворением заявления), Испании (12%) и Франции (6%). По большей части это супружеские пары, в двух случаях – отчимы и мачехи, еще в двух – одинокие женщины, выяснил Верховный суд. Отказы считанные. Например, в 2018 году Московский городской суд отказал в усыновлении гражданам США, поскольку это запрещено по закону («закон Димы Яковлева»).

60% усыновителей были гражданами Италии

Перед тем как отдать детей иностранцам, суды выясняли, можно ли устроить их в семьи граждан России или их родственников. Если такая возможность была, то суд отклонял иск. Например, в одном из дел гражданка РФ уже воспитывала брата усыновляемого. Она доказала, что имеет твердое намерение взять этого ребенка и уже предприняла для этого меры. Иностранцам отказали. В другом случае жители Франции получили отказ в усыновлении девочки, потому что сведения о ней находились в федеральном банке данных меньше года. Это привело суд к выводу, что «возможности устройства на территории РФ не исчерпаны».

Безденежье, болезни, возраст

Во всех случаях суды выясняли, какие родственники есть у ребенка и причины, по которыми они отказались его принять. Часто среди таких причин встречается тяжелое материальное положение, уход за другими нетрудоспособными членами семьи, военная служба и так далее. В одном деле дедушка и бабушка ребенка, которые были опекунами сестры, не давали письменного согласия на его усыновление. Суд приостановил дело и удостоверился, что они действительно отказались взять его в семью. После этого суд вынес решение в пользу французских граждан, которые хотели взять мальчика.

Кроме того, суды выясняют, по каким причинам другие российские граждане отказываются брать ребенка, говорится в обзоре. Чаще всего это «состояние здоровья детей, отягощенная наследственность», в некоторых случаях «возраст, внешние данные, неблагополучный социальный статус родителей, невозможность установить психологический контакт». Если у ребенка имелся серьезный диагноз, то суд исследовал вопрос, готовы ли взрослые принять его и заниматься его лечением. В одном из дел заявители подтвердили, что знают о болезнях, получали консультации у местных врачей и заключение местного компетентного органа. Так они убедили суд, что могут принять ребенка с инвалидностью. А в другом деле взрослые, получив подробный диагноз, отказались от усыновления, и суд прекратил дело.

Иностранцы готовы усыновлять и детей более старшего возраста. Те, кому больше 14 лет, участвуют в процессе, с 10 лет – высказывают позицию, а иногда даже младше 10, если суд увидит, что ребенок может четко сформулировать свое мнение. Например, говорится в обзоре практики ВС, в одном из дел ребенка спрашивали, осознает ли он, как далеко будет жить, и станет ли скучать по друзьям и братьям, которые остаются здесь.

Письма по интернету и игрушки почтой

Относительно сестер и братьев действует приоритет их совместного усыновления, если иное не отвечает интересам ребенка. Например, в одном из дел свою роль сыграла психологическая экспертиза, согласно которой мальчик не знает о старшем брате, они воспитывались отдельно, никакой привязанности нет. В итоге суд решил, что ребенка можно усыновить отдельно.

В этом сюжете

  • В Совете по кодификации обсудили, как защитить «детей из пробирки» 17 января, 19:54
  • Быть ребенку или нет: можно ли поделить эмбрион 5 марта, 8:36

Самая частая причина, почему усыновители хотят взять ребенка, – невозможность иметь биологических детей (в том числе с помощью современных медицинских технологий), говорится в обзоре. Суды обязаны выяснять этот вопрос, а также мотив взять именно российского ребенка. Это может быть, например, наличие знакомых, которые уже так сделали. Суды уделяют внимание и возможному языковому барьеру. Заявители могут указывать, что изучают русский язык или у них есть родственники, которые им владеют.

До усыновления важно установить психологический контакт с ребенком. Суды убеждаются, что взрослые общались с детьми чаще всего «2–3 раза по несколько часов в течение нескольких дней как в детском учреждении, так и на улице, в парке, в кафе». Когда иностранцы уезжают, то они продолжают интересоваться ребенком, шлют ему письма по интернету, передают игрушки и фотографии. Период общения должен быть таким, чтобы суд мог прийти к выводу о наличии устойчивого контакта, делает вывод Верховный суд в обзоре практики.

Кроме того, суды уделяют внимание опыту воспитания предыдущих детей (если он есть), вопросам смены имени, фамилии, отчества, даты рождения ребенка.

Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации.

  • Гражданский процесс

©Чешев А.В., 2010

УДК 347.633 ББК 67.404.55

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

А.В. Чешев

Статья посвящена вопросам правового регулирования усыновления иностранными гражданами российских детей. В настоящее время проблема нарушения прав ребенка при международном усыновлении, к сожалению, является острой и злободневной для Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым создать в России соответствующую нормативную базу, состоящую не только из национального законодательства, детально регламентирующего требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, но и из международных договоров между Россией и другими государствами, граждане которых берут российских детей на усыновление.

Ключевые слова:усыновление; иностранные граждане; правовое регулирование; российские дети; международное законодательство.

Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье .

Увеличение масштабов усыновления иностранными гражданами российских детей, вывоз усыновленных детей из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России, куда обращаются граждане многих государств с просьбой о передаче им детей на усыновление. А причин для этого достаточно много: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории РФ, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей, и т. д. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые не могут иметь детей и не имеют возможности усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин — более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. На-

пример, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. Кроме того, само число детей, оставшихся без попечения родителей, в странах, которые принято называть развитыми, значительно меньше .

Усыновление — это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста, и других лиц, установленных законом, так и воля государства, выраженная в решении суда. Таким образом, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений. Государство посредством судебных органов власти непосредственно выражает свою волю и участвует в формировании самого акта усыновления. Без прямо выраженной его воли на усыновление соответствующие этому акту отношения возникнуть не могут. На этом основании можно заключить, что решение суда входит в содержание акта усыновления в качестве его неотъемлемой части, а не просто действия, которыми регулируется усыновление .

Усыновление детей в Российской Федерации регулируется международными нормативно-правовыми актами и национальным законодательством. Систему нормативно-правовых актов России составляют Семейный кодекс Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. № 223-Ф3, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Международное усыновление — это усыновление, в котором есть иностранный элемент, в данном случае он выражается в том, что усыновленный и усыновитель имеют разное гражданство либо усыновление происходит на территории иностранного государства .

Основные принципы межгосударственного усыновления закреплены в международных документах. Прежде всего, в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Среди принципов выделяют, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Это связано с тем, что усыновление ребенка усыновителями страны происхождения позволяет компетентным органам государства в наилучшей степени контролировать соблюдение законных интересов усыновленного, а также ограничивать и пресекать преступные посягательства на интересы ребенка со стороны усыновителей и иных лиц.

Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства.

В-третьих, необходимость того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении.

И, наконец, в-четвертых, недопущение того, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами .

Правовое регулирование в области усыновления осуществляется также с помощью международной конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», принятой в Гааге 29 мая 1993 г. и подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 года. Однако указанный акт не имеет юридической силы на территории России, поскольку не ратифицирован Российской Федерацией.

Кроме того, представляется целесообразным заключение Российской Федерацией международных договоров с другими государствами, граждане которых усыновляют российских детей. Так, в прошлом году был принят Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. № 258-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».

Семейный кодекс Российской Федерации, восприняв основные принципы международного права в области усыновления, содержит принципиальную норму, ограничивающую усыновление детей иностранными гражданами. В соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ последнее допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории страны, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Тем самым международное усыновление признается также и российским законодателем в качестве альтернативного способа ухода за ребенком: приоритетным является его усыновление гражданами РФ .

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление иностранными гражданами российских детей производится по праву страны гражданства усыновителей. Тем не менее для обеспечения интересов российских детей необходимо соблюдение требований российского законодательства.

Вместе с тем даже безупречные с точки зрения юридической техники и содержания нормы права на практике, к сожалению, применяются в противоречии с приоритетом устройства российских детей в семьи российских граждан .

Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, проживающих, как правило, за пределами РФ. Это обусловливает необходимость формирования особого порядка международного усыновления и системы мер контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и законных интересов на территории иностранного государства .

Кроме того, сложность правового регулирования данного вида правоотношений заключается в том, что участники семейных отношений, осложненных иностранным элементом, являются гражданами двух, а то и более иностранных государств. На первый план выходит проблема выбора законодательства, подлежащего применению в каждом конкретном случае международного усыновления. Также нельзя не упомянуть о столкновении правовых систем различных государств, дифференциации источников правового регулирования .

Усыновление иностранными гражданами ребенка допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с обязательным учетом этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании детей.

Судебный порядок рассмотрения дел об усыновлении регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ и призван обеспечить дополнительные гарантии соблюдения законности, прав и интересов детей при усыновлении. В соответствии с действующим

законодательством при рассмотрении судом дел об усыновлении обязательно участие органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Между тем зачастую у суда нет реальных возможностей убедиться в действительности представленных в судебное заседание документов. Так, сегодня иностранные граждане проходят медицинское освидетельствование в российских клиниках и представляют суду справку требуемой формы о состоянии своего здоровья . И получить нужные документы иностранным усыновителям не составляет особого труда.

Оформление справки сегодня превратилось в доходный бизнес. В Интернете можно найти фирмы, способствующие их быстрому получению. Срок получения такой справки порой зависит только от размера вознаграждения. Во многом этому способствует коммерциализация процесса международного усыновления (в большинстве случаев усыновление осуществляется через аккредитованные организации, которые получают за свою деятельность достаточно высокое вознаграждение) .

Хочется также отметить, что до сих пор в российское семейное законодательство не внесены соответствующие изменения, которые бы предусматривали какие-либо поощрения материального характера, льготы российским усыновителям .

Представляется, что в национальном российском законодательстве необходимо детально регламентировать требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, а судам не бояться отказывать в удовлетворении заявления об усыновлении при отсутствии сведений о нормах об усыновлении страны гражданина-усыновителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арутюнова, Э. В. Понятие и правовая природа усыновления / Э. В. Арутюнова // Семейное и жилищное право. — 2010. — № 2. — С. 16-18.

3. Косова, О. Н. Особенности международного усыновления / О. Н. Косова // Законность. -2001.- № 1. — С. 26-32.

6. Содылева, О. С. Международное законодательство об усыновлении и правовом положении ребенка на территории Российской Федерации

/ О. С. Содылева // Право и государство: теория и практика. — 2009. — № 3. — С. 110-114.

8. Чашкова, С. Ю. Теория и практика международного усыновления / С. Ю. Чашкова // Семейное и жилищное право. — 2008. — № 5. -С. 13-17.

LEGAL BASES OF RUSSIAN CHILDREN ADOPTION BY FOREIGN CITIZENS

A. V. Cheshev

стабильности и безопасности всех субъектов российского рынка страховых услуг.

Единственным верным решением нарастающей проблемы может явиться оптимизация возможных мер управления неполным страхованием. Этот комплекс мер должен содержать в себе совокупность при-

емов, направленных на предотвращение наступления вышерассмотренных причин, а также избрание путей минимизации последствий неполного страхования.

1 Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. М., 1996.

ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАНЦАМИ ДЕТЕЙ — РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

Е.В. ЛАПШОВА,

соискатель Московского университета МВД России, специалист учебно-методического кабинета кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России

12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право Научный руководитель кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Московского университета

МВД России И .А. ЕРЕМИЧЕВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности усыновления иностранцами детей — российских граждан, дается характеристика данному виду усыновления — как способу защиты детей. Обосновывается вывод о том, что лучшим вариантом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление. Ключевые слова: усыновители, иностранные граждане, усыновление (удочерение), дети.

FEATURES OF ADOPTION BY FOREIGNERS OF CHILDREN — THE RUSSIAN

E.V. LAPSHOVA

Начиная с 1991 г., иностранными гражданами в России усыновлено свыше 60 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство усыновленных детей успешно адаптировались в новых семьях. Однако имеют место проблемы в адаптации, случаи переустройства детей в новые семьи и даже жестокого обращения с усыновленными детьми и их гибели в семьях иностранных усыновителей.

За период с 1991 г. зафиксировано 13 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных иностранными гражданами, по вине усыновителей. Анализ обстоятельств гибели детей дает основание считать, что основными причинами в большинстве случаев являются своевременно не выявленная эмоциональная нестабильность усыновителей, а также

их недостаточная психолого-педагогическая подготовка к приему ребенка в свою семью. Однако именно эти случаи привели к формированию резко негативного отношения к иностранному усыновлению со стороны как представителей законодательной, так и исполнительной власти, общественности.

В настоящее время в соответствии с законодательством усыновление детей — граждан России иностранными гражданами может проводиться либо лично кандидатами в усыновители (так называемое независимое усыновление), либо при содействии представительств иностранных государственных органов и организаций и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций по усыновлению (удочерению) детей, осуществляющих

деятельность на территории России (п. 2 ст. 126.1 СК). Деятельность этих органов и организаций на территории России осуществляется в порядке, установленном Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654.

Представительства органов и организаций предоставляют в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации или Минобрнауки России документы кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства местонахождения органа или организации иностранного государства, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления; организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновления, а также осуществляют иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории России, разрешенную законодательством.

Представительства иностранных организаций обязаны представлять в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных при их содействии, а также информацию о постановке их на учет в консульских учреждениях России. Как правило, представительства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства. В основном отчеты представляются своевременно и в установленной форме, задолженности оперативно устраняются представительствами. В случае несоблюдения принятых обязательств к представительствам могут быть применены установленные законодательством меры, включая досрочное прекращение их деятельности.

В ряде регионов России осуществляют посредническую деятельность по усыновлению (удочерению) детей иностранные организации, не имеющие представительств на территории России, а также физические лица. Эти организации и физические лица различными, по существу, незаконными путями получают сведения о детях, оказывая посреднические услуги «независимым» усыновителям. В этих случаях практически невозможно установить нелегальное получение сведений о ребенке кандидатами в усыновители и участие в процессе посредника, представляющегося адвокатом, переводчиком и т.п.

По данным 2009 г., из 9065 ответов из федерального банка данных на запросы из органов исполнительной власти субъектов Федерации 3706 ответов направлено в отношении «независимых» иностранных усыновителей.

Во многих случаях оформления «независимого» усыновления при содействии посредников после возвращения усыновителей в страну проживания отчеты об адаптации детей в Россию не поступают.

По состоянию на 1 января 2010 г. численность задолженностей по представлению отчетов об услови-

ях жизни и воспитания и сведений о постановке на учет детей — граждан России, усыновленных иностранными гражданами в рамках «независимого» усыновления, превышала 1700, в том числе США — 795, Франция — 262, Испания — 261, Германия — 147 другие страны — 248.

При этом действенные рычаги воздействия на организацию, взявшую обязательства по контролю над представлением отчетов и постановкой усыновленных детей на консульский учет, практически отсутствуют, что затрудняет дальнейший контроль над условиями жизни и воспитания детей. Особую тревогу вызывают факты участия посредников в «независимом» усыновлении детей, погибших в семьях иностранных усыновителей — граждан США.

Некоторые страны (Италия, Дания, Швеция, Греция и др.) не признают либо признают в исключительных случаях (для родственников детей) «независимое» усыновление, устанавливая в законодательстве требование об оформлении международного усыновления только через компетентные органы соответствующих государств либо через уполномоченные ими аккредитованные органы. На таком принципе основаны много- и двусторонние договоры государств в области международного усыновления детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудности, с которыми сталкиваются представительства иностранных организации по международному усыновлению при осуществлении своей деятельности в России, можно объединить в три группы:

1) негативное отношение россиян к международному усыновлению, которое успешно поддерживается средствами массовой информации. Отсутствие положительной информации о международном усыновлении, о детях, выросших в иностранных семьях в любви и принятии;

2) закрытость международного усыновления, отсутствие у большинства россиян четкого представления о том, как, почему, при каких условиях и по каким принципам дети, оставшиеся без попечения родителей, обретают иностранную семью. Сколько именно детей усыновляется, почему именно эти дети, почему они не были усыновлены россиянами;

3) неинтегрированность международного усыновления в систему семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство обязывает органы опеки принимать меры по возвращению ребенка в его родную семью, где это возможно, или по его устройству в российскую семью. И только в случае безуспешности этих мер для этого ребенка может быть подобрана иностранная семья. На практике эти меры часто не принимаются по причине чрезвычайной загруженности органов опеки.

Анализ положительного опыта работ в иностранных агентств показал, что ключевыми моментами обеспечения реализации прав ребенка при иностранном усыновлении, обеспечения его безопасности,

спокойствия, хорошей адаптации является создание системы подготовки как детей, так и родителей, которая реализуется до усыновления, а не после него. Это тщательный, ответственный отбор и подготовка будущих усыновителей, существование у усыновителей и в стране правильной культуры усыновления и принятия усыновленных детей.

Для обеспечения защиты прав ребенка при иностранном усыновлении необходимо, чтобы Россия подписала Гаагскую конвенцию о международном усыновлении. Для того чтобы принципы конвенции о приоритете биологической семьи и национального усыновления действительно работали, международное усыновление должно быть частью единой системы, включающей как государственные, так и негосударственные организации, главная цель которых — обеспечить право каждого ребенка жить в семье. В этом случае деятельность иностранных организаций по международному усыновлению в России будет понятной россиянам, эффективной, прозрачной, и для каждого ребенка, оказавшегося в трудной ситуации или лишившегося семейного тепла можно будет подобрать такое решение, которое максимально удовлетворит его потребности в любви и принятии. Для этого необходимо освещать все вопросы международного усыновления, объяснять обществу, почему ребенок был усыновлен иностранной семьей.

В целях осуществления тщательного отбора кандидатов в усыновители и подготовки иностранных граждан к приему ребенка в семью необходимо установить для этой категории граждан обязательность прохождения психологического обследования и специальной программы подготовки к приему ребенка на воспитание в семью.

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым порядок открытия представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории России носит уведомительный характер, следует, законодательно на уровне постановлений Правительства РФ установить порядок выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению детей на территории России и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории России представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, порядок деятельности этих организаций и контроля над ее осуществлением, а также регулирования количества этих организаций на территории России.

Учитывая специфику работы, связанной с всесторонним обеспечением защиты прав и законных интересов детей — граждан России, при передаче в семьи иностранных граждан, а также международную практику в этой области, целесообразно в качестве одного из условий деятельности иностранных организаций по

усыновлению на территории России сохранить разрешительный порядок в отношении ее осуществления.

Учитывая, что наличие большого, ничем не ограничиваемого количества представительств иностранных организаций может привести к «нездоровой» конкуренции между ними в субъектах Федерации, способствовать возникновению конфликтных ситуаций между представительствами и региональными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, затруднить контроль над деятельностью представительств, необходимо обеспечить регулирование Правительством РФ количества представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей на территории России.

Каждое государство отдает предпочтение национальному усыновлению, однако, если для ребенка не найдена семья в своей стране, он может быть передан в иностранную семью усыновителей.

Смена условий жизни и воспитания при международном усыновлении означает изменение условий психического развития личности, к которым относятся определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека. Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. И потребности, и мотивы каждого развивающегося человека, хотя и представлены в психологии конкретного лица, отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек.

Иностранное усыновление может быть отнесено к так называемому в мировой практике специальному усыновлению, или усыновлению детей с особенностями. Как правило, дети, передаваемые на международное усыновление, могут иметь разнообразные характеристики. Кроме того, переезд в иноязычную культурную среду усугубляет ситуацию, так как сопровождается изменением окружения, вследствие чего ребенок может испытывать «культурный шок», переживание которого влияет на особенности адаптации и психологическую защищенность в новой семье.

Организационные, педагогические, психологические основы процесса усыновления внутри и вне страны имеют различия, значимые с позиции адаптации ребенка в иностранной культуре и семье усыновителей. Существенной проблемой в системе усыновления является подготовка ребенка к процессу международного усыновления, жизни в семье, другом государстве, другой культуре.

Всем семьям необходимо учитывать профессиональную точку зрения специалистов при принятии текущих и определенных решений. Это поможет родителям в понимании возможностей и способностей их нового ребенка.

Международное усыновление

Международное усыновление

Условия, при которых дети – граждане Российской Федерации могут быть усыновлены иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение):

гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей;

лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Усыновление на территории России иностранными гражданами ребенка – гражданина Российской Федерации производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении. При этом должны быть также соблюдены соответствующие требования Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление допускается только в интересах детей с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей – граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Требования к усыновителям – иностранным гражданам

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок может быть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Не могут быть усыновителями:

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;

(Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, включает следующие заболевания:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы).

лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лица, не имеющие постоянного места жительства;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;

лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации (далее – кандидаты в усыновители), могут представить документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители, не прошедшие подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, вправе пройти указанную подготовку на территории Российской Федерации.

Требование обязательного прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не распространяется на следующие категории кандидатов в усыновители:

отчимы (мачехи) ребенка;

близкие родственники ребенка;

лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд также вправе отступить от указанного требования и в отношении других граждан с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств;

Порядок обращения иностранных граждан с целью получения информации о детях

Кандидаты в усыновители вправе обратиться за информацией о детях, которые могут быть усыновленыв орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), по своему выбору.

Обращение кандидатов в усыновители с целью получения информации о детях в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и другие) не допускается.

Граждане могут обратиться:

а) лично к региональному оператору;

б) через представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации (далее — представительство иностранной организации по усыновлению).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору документы, удостоверяющие его личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и представляет следующие документы:

а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

б) заполненный раздел 1 анкеты гражданина;

в) обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;

д) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства — государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя).

з) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;

и) документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (удочерители), подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (предоставляется в случае обращения лица, не состоящего в браке);

к) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е» — «и» настоящего пункта;

л) копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам;

м) копию программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители (удочерители);

н) документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ.

Иностранный гражданин в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах «а» — «д», «и» и «л» — «н», представляет следующие документы:

заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;

заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства;

копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке указанных документов.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося его родственником, кроме необходимых документов представляет в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие факт своего родства с усыновляемым ребенком.

Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е» — «н», то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Представление интересов усыновителей – иностранных граждан на территории Российской Федерации другими лицами или организациями

На территории Российской Федерации не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей (далее – организации по усыновлению детей), которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Организации по усыновлению не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Представлять интересы иностранных граждан в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации могут организации по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Представительства организаций по усыновлению детей вправе:

а) представлять документы кандидатов в усыновители региональному оператору государственного банка данных о детях для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;

б) получать на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке. Передача третьим лицам производной информации о ребенке, полученной с целью предоставления конкретному иностранному гражданину, а также использование ее каким-либо иным способом не допускается;

в) оформлять приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;

г) организовывать прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывать им необходимую помощь в оформлении усыновления;

д) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получать решения суда об усыновлении, а также оказывать содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы Российской Федерации;

е) осуществлять на территории Российской Федерации иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители и усыновителей, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Конфиденциальная информация о ребенке, а также направление на посещение ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется оператором государственного банка данных о детях только лично кандидатам в усыновители.

Кандидаты в усыновители также обязаны лично:

познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Порядок принятия решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами

Принятие решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами производится соответственно верховным судом республики, краевым судом, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители.

В заявлении об усыновлении должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;

обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;

просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

К заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

9) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (государства, в котором они имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

10) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Суд при необходимости может затребовать и иные документы, в том числе документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые кандидаты в усыновители ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке.

Если состоящие в браке кандидаты в усыновители являются гражданами государства, в котором разрешены однополые браки, или постоянно проживают в таком государстве, суд выясняет, допускает ли законодательство этого государства возможность переустройства усыновленного ребенка в его интересах в другую семью, и имеется ли вступивший в силу международный договор о сотрудничестве в области усыновления детей между Российской Федерацией и этим государством, предусматривающий, что решение о переустройстве ребенка в другую семью, в том числе об усыновлении его другими лицами, не может быть принято без согласия компетентного органа Российской Федерации.

Если законодательство иностранного государства допускает переустройство усыновленного ребенка, а вышеуказанный международный договор отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявления об усыновлении ребенка.

Все документы представляются в суд в двух экземплярах. Документы должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.

Решение суда об усыновлении вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Указанный срок составляет 10 дней.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Расходы, связанные с усыновлением детей – граждан Российской Федерации

Процедура усыновления детей на территории Российской Федерации независимо от гражданства усыновителей является бесплатной.

Получение государственными и муниципальными служащими вознаграждения в связи с исполнением ими служебных обязанностей (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) запрещено. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки, равно как и дача взятки, влекут за собой уголовную ответственность.

Размер стоимости услуг иностранных организаций по усыновлению детей регулируется законодательством соответствующего иностранного государства. Деятельность указанных организаций и предоставляемые ими услуги не должны способствовать получению неоправданной коммерческой выгоды.

Осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей

Постановка усыновленных детей на консульский учет

Усыновители обязаны в трехмесячный срок со дня въезда усыновленного ребенка в государство их места проживания поставить ребенка на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации, находящемся в пределах консульского округа на территории этого государства, либо, при отсутствии такого учреждения, в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Для постановки ребенка на консульский учет усыновители представляют в консульское учреждение Российской Федерации следующие документы:

1) заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением 2 фотографий ребенка;

2) свидетельство об усыновлении (удочерении);

3) документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

По желанию усыновителей постановку на консульский учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из России через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Контроль за постановкой ребенка на консульский учет осуществляет организация по усыновлению детей, представлявшая интересы кандидатов в усыновители на территории России, либо компетентный орган иностранного государства, давший обязательство осуществлять указанный контроль.

Указанные организация или орган не позднее чем через 1 месяц с даты постановки ребенка на консульский учет представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации справку о постановке на консульский учет или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на консульский учет.

При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

Представление отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей

Компетентный орган или организация иностранного государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок, давшие соответствующее обязательство, осуществляют подготовку отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей и представляют указанные отчеты в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В отчетах должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, его обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье (форма отчета прилагается). К отчетам прилагаются фотографии семьи и ребенка на момент составления отчетов.

Первое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 2 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 4-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Пятое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

По истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты составления предыдущего отчета. Отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты составления предыдущего отчета.

Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства.

Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Оставьте комментарий