Утилизация химических реактивов

Перечень небезопасных отходов

Любые химические элементы, у которых истёк срок годности, должны быть утилизированы. Если говорить о веществах, то к ним относятся следующие:

  • электролиты;
  • щелочи;
  • хлорсодержащие растворы;
  • пестициды;
  • гальванические шламы;
  • кислоты;
  • лаки и краски;
  • фармацевтические препараты для людей и животных.

Просроченные вещества ни в коем разе нельзя использовать во время производства. От неправомерных действий пострадает не только качество продукции, но и люди, которые работают на предприятии и купят небезопасный товар. На http://himmagazin.com/ продажа химических реактивов осуществляет круглосуточно в любых объёмах. Если нужны качественные продукты для производственного процесса, заказать их по адекватной цене можно в интернет-магазине Himmagazin.

Кстати, в предыдущем списке представлены далеко не все вещества, подлежащие утилизации после истечения срока годности. Отходы классифицируют на 4 группы, присваивая каждому конкретный класс опасности. Потенциал распространения и токсичность – основные критерии их оценки.

Процесс утилизации

Отходы производства химического типа никак нельзя выбросить в мусорный бак. При этом утилизация – это не дело рук сотрудников компании. Работники фирмы обязаны только подготовиться к этому процессу. Утилизировать просроченные химические элементы должны специалисты компаний, имеющих соответствующую лицензию, согласно установленному регламенту. Обращение к профессионалам выступает гарантией правомерного правильного проведения всех процедур. Данный процесс состоит из ряда сложных, неразрывно связанных между собой мероприятий. На начальном этапе специалисты оформляют паспорт, а на конечном – производят захоронение отходов повышенной опасности и выдают отчётную документацию.

План работ выглядит следующим образом:

  • Сбор сведений об опасных отходах и веществах, срок действия которых подошёл к концу.
  • Обращение в специализированную компанию и заключение договора на предоставление услуг.
  • Надлежащая упаковка опасных веществ перед вывозом.
  • Транспортировка отходов.
  • Утилизация химических реагентов в специально созданных условиях.
  • Подготовка отчётной документации.

В ходе устранения реагентов прибегают к следующим методикам:

  • алкоголиз;
  • гидролиз;
  • хлорирование.

Самым распространённым на сегодня методом выступает термохимический пиролиз. В ходе данного процесса материал помещают в специальные печи, после чего сжигают. Однако термохимический пиролиз применяют только по отношению к сырью, которое производилось без учёта нормативов технологии агрегатного состояния. Работая с лабораторными реагентами, специалисты в основном прибегают к обезвреживанию и сжиганию.

В каждом отдельном случае учитывают государственные требования. В России основным регламентирующим документом выступает ФЗ 89 от 1998 года. По сей день продолжается разработка методик утилизации. Главной задачей остаётся сохранение экологии, а также минимизация влияния химических элементов на здоровье человека и окружающую среду. Нарушение упомянутого закона влечёт за собой штрафные санкции и выдачу постановления о временной приостановке деятельности.

Порядок обращения с просроченными реактивами

На одном из форумов в Интернете внимание автора привлекло обращение эколога, по сути раскрывающее проблему: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Есть список химических реактивов с истекшим сроком годности (около 15 кг), 18 наименований. Лаборатория на предприятии. Требуют, чтобы утилизировали. У кого есть опыт — поделитесь, пожалуйста. Нужен ли паспорт опасного отхода, если мы передадим реактивы сторонней организации по утилизации и переработке? Как включать реактивы в ежеквартальный отчет? Что вообще можно с ними сделать?»

Химические реактивы (реагенты химические) — химические препараты, предназначенные для химического анализа, научно-исследовательских и других лабораторных работ. В большинстве случаев химические реактивы представляют собой индивидуальные вещества. Однако к реактивам относят и некоторые смеси веществ (например, петролейный эфир). Иногда реактивами называются растворы довольно сложного состава специального назначения (например, реактив Несслера — для определения аммиака).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Так как просроченные химические реактивы — это товары, утратившие свои потребительские свойства, то на них распространяется действие природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

На отходы I–IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Паспорта на отходы I–IV классов опасности должны быть разработаны для всех отходообразующих предприятий независимо от объемов производства.

РАЗРАБАТЫВАЕМ ПАСПОРТ ОТХОДА

Итак, как законопослушные граждане попытаемся разработать паспорт (или паспорта) на просроченные реактивы, для чего откроем Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 30.07.2003) (новый каталог мы ждем уже два года).

В блоке 5000000000000 «Отходы химического происхождения» имеются «Лабораторные отходы и остатки химикалиев» под кодом 5930000000000 (пусть вас не смущает нетехнический термин «химикалии» — в переводе на русский это означает «химические препараты, продукты, изделия»). Так как коды заканчиваются нулями и потребуется согласование паспортов в Москве, до начала разработки паспортов рекомендуем сделать запрос в местные органы Росприроднадзора с просьбой разрешить работать по несогласованным паспортам и материалам паспортизации (в разных регионах к этому относятся по-разному), иначе затея с паспортизацией окажется бессмысленной.

Как под код 5930000000000 подвести все вероятностные отходы реактивов, если даже в элементарной школьной лаборатории их будет больше сотни?

Первый вариант — расписать в составе «или… или… или…» и все по 100 % на 10 листах. Хорошо, если местные органы Росприроднадзора согласуют паспорт и отправят его на согласование в Москву (там он осядет надолго, но, по крайней мере, имея на руках даже несогласованный паспорт, вы сможете двигаться дальше). Также необходимо будет решить проблему с разбивкой отходов по классам опасности.

Второй вариант — на каждый просроченный реактив разработать отдельный паспорт. Но этот вариант просто нереален, т.к. один паспорт обходится в среднем в 5 тыс. руб., и то если состав отхода будет принят по ГОСТ или паспорту на материал. Опять-таки, эти паспорта уйдут в Москву и неизвестно, вернутся ли когда-нибудь.

Третий вариант — использовать блоки 5130000000000 «Отходы оксидов и гидроксидов», 5150000000000 «Отходы солей», 5210000000000 «Отходы неорганических кислот», 5220000000000 «Отходы органических кислот», 5240000000000 «Отходы щелочей», 5270000000000 «Отходы концентратов» — эффект будет тот же.

Допустим, вам повезло: разработали один паспорт, включили в него всю свою «таблицу Менделеева», получили разрешение работать по материалам паспортизации. Если отходы образуются у субъекта малого и среднего предпринимательства, можно заключить договор на утилизацию, сдавать отходы и отчитываться, предъявляя копию договора, акты выполненных работ и материалы паспортизации. Но если предприятие крупное и требуется включить просроченные реактивы в ПНООЛР? Никто из высококвалифицированных разработчиков ПНООЛР в нашем городе не соглашается включать этот отход в проект. Причина одна: «Не может быть того, чего быть не может». Если рассуждать логически, разработчики правы: как нормировать этот отход? Кто знает, какой реактив не будет использован до истечения срока годности в течение пяти лет? Закупайте маленькими партиями, используйте природные ресурсы рационально, а нерадивые хозяева пусть будут справедливо наказаны государством!

Но в реальной жизни все не так. Несмотря на то что сейчас реактивы можно приобрести в мелкой расфасовке, все равно некоторые из них оказываются невостребованными. И проблема не только в реактивах — такова ситуация с химическими материалами. А уж о лекарственных препаратах и говорить не приходится!

УТИЛИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ОТРАБОТАННЫХ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ВОДНЫХ РАСТВОРОВ

В Интернете размещен проект Федерального закона «О требованиях к безопасности лекарственных средств для животных, процессам разработки, испытания, производства, изготовления, хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации». Процитируем ст. 48 данного проекта:

«3. Особенности утилизации лекарственных средств:

  • жидкие лекарственные формы (растворы для инъекций в ампулах, в пакетах и во флаконах, в аэрозольных баллонах, микстуры, капли и т.д.) уничтожают путем раздавливания (ампулы) с последующим разведением содержимого ампул, пакетов и флаконов водой в соотношении 1:100 и сливом образующегося раствора в промышленную канализацию (в аэрозольных баллонах предварительно делаются отверстия); остатки ампул, аэрозольных баллонов, пакетов и флаконов вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор;
  • твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и т.д.), содержащие водорастворимые субстанции лекарственных средств, подлежат после дробления до порошкообразного состояния разведению водой в соотношении 1:100 и сливом образующейся суспензии (или раствора) в промышленную канализацию; остатки упаковки вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор».

Интересно, это, говоря поэтическим языком, «от богатства или бедности души»? Неужели непонятно, что для того, чтобы был нанесен вред, достаточно одной разбавленной капли? Участвуют ли экологи в разработке этого проекта?

А в школьной инструкции (все в той же Всемирной паутине) можно прочесть рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ и обезвреживанию водных растворов:

«Отходы легковоспламеняющихся и горючих жидкостей уничтожают путем сжигания на открытом воздухе раз в месяц или чаще в месте, согласованном с органами пожарной охраны. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксированный от падения иным образом. Располагаются относительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и металлическим прутом длиной не менее 1,5 м с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать в перчатках и защитных очках.

Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН = 7–7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей воды».

А потом такую инструкцию берут на вооружение все школы страны, ведь она согласована с органами пожарной охраны!

И все это происходит потому, что, несмотря на все попытки экологически сознательных граждан жить по закону, наши законодательство и нормативно-методическая база не дают нам такой возможности.

Что же делать, чтобы собственная совесть была чиста?

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Пока реактивы (даже просроченные) находятся на материальном балансе предприятия (не списаны), они не перешли в категорию «отходы» и с ними можно обращаться, как с обычными материалами. На предприятиях, где хорошо организована складская логистика, несложно установить программные «маячки», напоминающие об истечении срока хранения материала. За материалы, уже переданные в подразделения для использования, отвечают руководители этих подразделений.

Итак, распределяем ответственность. Если руководитель заказал не тот объем или ассортимент, то он будет нести ответственность за просроченные химические материалы. Если отдел материально-технического снабжения (ОМТС) не смог обеспечить требуемую расфасовку или качество материала не соответствует требованиям, за это отвечает начальник ОМТС. Таким образом, указанные руководители должны нести ответственность, в т.ч. и материальную, за некачественные химические материалы и просить (а не требовать!) у эколога помощи, чтобы без потерь выйти из сложившейся ситуации.

Далее действия должны быть совместными.

1 этап. Рассмотрите возможность реализации невостребованных химических реактивов с истекающим сроком хранения. Обязательно узнайте, для каких целей будет использовать реактивы покупатель, иначе эти же реактивы могут вернуться со свежими этикетками. Срок действия просроченных реактивов, нужных для предприятия, может быть продлен (подробнее см. РМГ 59-2003 «Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка пригодности к применению в лаборатории реактивов с истекшим сроком хранения способом внутрилабораторного контроля точности измерений» и ПНД Ф 12.10.1-2000 «Методические рекомендации по проверке качества химических реактивов, используемых при выполнении количественного химического анализа»).

2 этап. Химические реактивы можно предложить в качестве благотворительной помощи лабораториям учебных заведений (они не так хорошо оснащены, как промышленные предприятия), садоводческим товариществам по договору благотворительности (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 23.12.2010)). В данном случае цели благотворительной деятельности — охрана окружающей среды и защита животных или содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи. Не оформляйте договор дарения физическому лицу, т.к. неизвестно, как он использует подарок.

3 этап. Если на предприятии есть очистные сооружения промышленных стоков, необходимо попросить технолога проанализировать список химреактивов, чтобы определить те, которые можно пропустить через очистные сооружения.

4 этап. Следует выяснить, нельзя ли оставшиеся реагенты «присовокупить» к отходам, имеющимся на предприятии (при условии, что отход при этом будет соответствовать паспортным данным). Например, остатки этилового спирта и бензина безболезненно можно вылить в спирто-бензиновую смесь, загрязненную канифолью.

5 этап. В сухом остатке будет и номенклатура маленькая, и вес незначительный, но реактивы, как правило, самые неприятные. Можно вернуться еще раз к первому этапу или попытаться сдать реактивы на утилизацию. Кому и как — это решается сугубо индивидуально.

Чтобы каждый раз не ломать голову над тем, что делать с реактивами, следует разработать технологический регламент с алгоритмом действий. Однако помните: ни один пункт регламента не должен противоречить правилам охраны окружающей среды!

Некоторые реагенты придется оставить у себя. А чтобы очередная комиссия по аккредитации не сделала вам замечание, промаркируйте шкафчик, например, «Для инженерных изысканий» или «Для исследовательских работ». Только не переклеивайте бирки на свежие, а то потом сами запутаетесь.

И напоследок: перед тем как сливать реактивы в канализацию или выбрасывать в бак с ТБО, подумайте — а так ли безвредны ваши реактивы? Ведь 100 г некоторых реактивов могут нанести природе вред больший, чем тонны отхода IV–V классов опасности!

Ростов-на-Дону — прим. редакции.

Статья по теме: Инструкция по использованию,хранению, утилизации в химической лаборатории

ИНСТРУКЦИЯ

по приобретению, хранению, использованию и утилизации реактивов в химической лаборатории общеобразовательного учреждения.

Настоящая инструкция разработана на основе следующих документов:

  1. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44)

  2. Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196)

  3. Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»

  4. Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.
    НД УМБ РАО-2-2000 Издание официальное
    Разработан и внесен Центром средств обучения (Центр СО) Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО).

Зав. Центром: член-корр. РАО, профессор, доктор педагогических наук Т.С. Назарова

Ответственные исполнители: кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Е.В. Волошинова; сотрудник Е.В. Волошина; кандидат технических наук, зав. лабораторией стандартизацией и качества средств обучения О.Д. Черникова

Исполнители: Ведущий конструктор В.И. Гузеева, Научный сотрудник Т.Н. Тренева

Авторы составители:

(Н.И. Аппарович), М.Б. Вестицкий, А.Г. Восканян, М.Б. Волович, Е.В. Волошинова, Е.А. Гельтищева, А.Е. Глозман, Т.Ф. Горбунькова, С.И. Гудилина, М.Л. Емельянова, (Л.М. Зельманова), О.А. Кожина, И.Ю. Кудина, В.Н. Лаврова, Г.Г. Левитас, Н.Н. Малюков, К.Н. Марков, Т.С. Назарова, А.В. Николаенко, Е.С. Поларт, Н.А. Пугал, И.В. Роберт, К.М. Тихомирова, Е.Н. Ястребцева.

Утвержден Ученым советом ИОСО РАО 25 октября 1999 г.

(с) Институт общего среднего образования РАО Центр средств обучения, 2000

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю вРоссийской Федерации» (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г.)

6. ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. П Е Р Е Ч Н И УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Москва, 1998
Разработано Центром средств обучения Института общего и среднего образования РАО. Авторы-составители: Т.С. Назарова, В.Н. Лаврова, Л.С. Зазнобина, Н.С. Куприянова
Утверждено Ученым Советом «20 » июня 1998
(С) Центр средств обучения Института общего среднего образования РАО, 1998 г.

7. Приказ Минпросвещения СССР от 10.07.1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Минпросвещения СССР»

1. Приобретение реактивов

1.1. Реактивы приобретаются школой согласно «Перечню учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России». ( Приложение 1)

1.2. В школах используют химические реактивы, имеющие квалификацию «чистые», но допускается применение веществ с квалификацией «технические».

1.3. Реактивы могут быть приобретены в виде наборов или порознь.

1.4. Количество реактивов в «Перечне учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России» приводится из расчета наполняемости классов — 24 человека. Реально реактивы должны приобретаться с учетом реальной наполняемости классов, учебных кабинетов и лабораторий, а также материальной возможности школы.

Для фронтальных работ, лабораторных опытов и практических занятий необходимо приобретать не менее одного экземпляра (набора, комплекта) оборудования на двоих учащихся.

1.5. Приобретение реактивов сверх нормативов, предусмотренных «Типовыми перечнями», запрещается. Излишки реактивов кабинета химии разрешается передавать в пределах данной школы в кабинет биологии, физики и другие в, соответствии с «Типовыми перечнями» для этих кабинетов.

1.6. Ответственным за приобретение и транспортировку реактивов является заместитель директора по АХЧ.

2. Хранение реактивов

2.1. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом. Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 2.

2.2. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом или учителя.

2.3. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре в случае утраты должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно» (Голубая), «Беречь от воды» (зеленая). Допускается вместо этой символики пользоваться другими знаками (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»).

2.4. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению (Приложение 3).Если содержимое возможно точно идентифицировать, то допускается изготовление этикетки по образцу ( Приложение 4).

2.5. Слабые растворы кислот и щелочей ( концентрация не более 5 %) разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимерных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки под замком. На дно насыпается песок слоем не менее 0,05 м, укладывается листовой асбест слоем 0,01 м. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 0,01 м. Ящик должен иметь по бокам металлические ручки. Он окрашивается светлой краской, на крышку снаружи наносится знак 2.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»). Устанавливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, приобретаемый школой, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.

Диэтиловый эфир не должен храниться более одного года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует подвергнуть эфир специальной обработке (Приложение 5).

2.6. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения 6. Реактивы VIII группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из групп II—VI.

2.7. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внешней дверце сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария оксид, гидроксид, нитрат и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид, хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.

На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

2.8. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в приложении 7 значками X и XX.

2.9. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

2.10. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

2.11. Щелочные металлы допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 0,01 м. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.

1.7.19. Хранение раздаточного материала. Для проведения лабораторных опытов и практических работ используют выпускаемые промышленностью наборы посуды и принадлежностей (НПМ) и посуды для реактивов (НПР) для работ с малыми количествами реактивов. Их постоянно размещают на рабочих местах обучающихся. Кроме таких настольных комплектов требуются дополнительные наборы реактивов, материалов эпизодического использования (например, по курсу органической химии и др.). Эти наборы комплектует учитель или лаборант и размещают их в малых лотках лоточных секций в лаборантском помещении.

Наряду с использованием выпускаемых промышленностью наборов НПР и НПМ допускается выдача необходимых реактивов, посуды и принадлежностей непосредственно перед работой — в лотках. В этом случае химическая посуда малого объема, лабораторные принадлежности, склянки и банки с реактивами определенной номенклатуры также хранят в малых лотках лоточных секций по видам изделий и по наименованию реактивов. Наборы комплектует лаборант или учитель и размещает их в специальные раздаточные лотки перед выполнением работы заранее.

3. Использование

3.1. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного пользования допускаются только реактивы и растворы набора типа НПР.

3.2. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания (Приложение 8).

3.3. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

3.4. При разливе ЛВЖ и других органических реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения 8.

3.5. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены (приложение 9).

3.6. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания (приложение 8).

3.7. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.

3.8. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода(II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ. В системы с аспирацией следует вводить устройство для контроля за наличием разрежения.

3.9. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

3.10. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную посуду: стаканы 5, 6 или 7, кружки 2 и 3 (ГОСТ 9147—73 «Посуда лабораторная фарфоровая»). Сосуд следует наполовину заполнить холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещества.

Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворений всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объема.

3.12. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.

3.13. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

3.14. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной пленки должна проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа кристаллизационной чаши.

3.15. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных по высоте не более чем на 5 см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

3.16. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

3.17. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.18. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.19. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

3.20. Разборка приборов после экспериментов с использованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го класса опасности производится в соответствии с указаниями по демонтажу (приложение 10).

4. Утилизация

4.1. Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН = 7 — 7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей избытка воды.

4.2. Отходы ЛВЖ и ГЖ уничтожают путем сжигания на открытом воздухе согласно рекомендациям приложения 8.

4.3. Реактивы с истекшим сроком годности или утратившие свойства по другим причинам ( нарушение условий хранения реактива, герметичности его упаковки), подлежат утилизации в условиях школьной лаборатории ( приложение 11).

4.4. Реактивы, не подлежащие утилизации в условиях школьной лаборатории ( приложение 12), с истекшим сроком годности, утратившие свойства по другим причинам ( нарушение условий хранения реактива или герметичности его упаковки) списываются с составлением акта по установленной форме (приложение 13), упаковываются в отдельную тару по группам хранения и передаются на централизованную утилизацию ответственному по ОТ и ТБ Управления образования г. Белово. Подготовленные к утилизации реактивы хранят в лаборатории в специально отведённом месте.

Как правильно утилизировать кислоты

Важно! Известно, что кислоты являются ядовитыми. При неаккуратном обращении с ними, при попадании их на кожу или внутрь организма могут произойти ожоги, сильные отравления и даже летальный исход.

Процесс, касающийся утилизации таких агрессивных сред на предприятиях, начинается с емкости, в которой эти вещества перевозятся и хранятся. Требования к таре при утилизации:

  1. Строго должны соблюдаться условия герметичности тары (она должна быть полностью герметичной), на нее должна быть нанесена специальная маркировка.
  2. Контейнер должен быть изготовлен из материала, инертного по отношению к перевозимым в нем веществам во избежание повреждения самого контейнера.
  3. Запрещается осуществлять смешивание разных кислот.
  4. Транспортировка тары с агрессивными отходами должна производиться специальным транспортом.

Поступившие на переработку кислотные отходы нейтрализуют (обезвреживают) с помощью реагентов, что позволяет снизить концентрацию отработанных соединений до допустимого уровня. Если в «отработке» содержатся твердые примеси, то их следует отделить. Отделение производят с помощью реакционного аппарата, который имеет мешалку и камерный фильтр-пресс. Осадок, полученный в ходе процесса отделения, обычно вывозят на полигоны опасных отходов или подвергают захоронению. Оставшуюся жидкость, в зависимости от состава отработанной кислоты, направляют на дальнейшую переработку либо уничтожают.

Отработанные синильная кислота, плавиковая кислота, пикриновая кислота также подвергаются утилизации в соответствии с особенностями происходящего процесса (для каждого вещества) по всем правилам техники безопасности. Утилизация азотной кислоты протекает по описанной выше общей технологии с учетом некоторых нюансов.

Об особенностях утилизации других распространенных кислотных отходов рассказано ниже.

Особенности утилизации соляной кислоты

Так называемая «солянка» часто используется в промышленности. В связи с этим возникают вопросы, как утилизировать соляную кислоту, как осуществляется процесс.

Утилизация соляной кислоты имеет некоторые трудности, связанные непосредственно с процессом. Она должна производиться по следующим правилам:

  1. Нейтрализация. Применяют растворы щелочей, например, 5% раствор гидроксида кальция и т.д. Следует учесть, что пролившуюся «солянку» можно нейтрализовать с помощью воды, которую подают посредством поливочных или пожарных машин. Грунт с попавшей на него «солянкой» срезается и отвозится затем на специальный полигон.
  2. Утилизация раствора хлороводорода в промышленных объемах. Просто нейтрализовать большие объемы солянокислых растворов невыгодно. Экономически правильнее использовать отходы, содержащие «солянку», повторно на производстве. Существует несколько таких возможностей, например: производство хлоридов определенных металлов или осуществление выделения чистого хлора.

Обезвреживанием и переработкой солянокислого раствора, как и других кислотных растворов, занимаются профессионалы. Кто предлагает подобного рода услуги? Обычно это компании, имеющие лицензию на утилизацию опасных отходов. Специалисты таких компаний обезвреживают агрессивные среды в соответствии со всеми требованиями техники безопасности.

Утилизация кислоты в домашних условиях

Некоторые кислотные растворы применяются и в быту. Например, «солянка» используется для избавления от известкового налета. Ее также используют с целью удаления ржавых пятен с одежды.

Разбавленную азотную кислоту в быту используют для чистки металлических изделий (из серебра, золота и т.д.).

Уксусная кислота входит в состав всем известного уксуса и уксусной эссенции.

Как утилизировать уксусную кислоту с истекшим сроком годности? Чтобы утилизировать ее в домашних условиях, необходимо:

  1. Взять пластмассовый контейнер с объемом, превышающим объем утилизируемого раствора в 2 раза.
  2. Чтобы контейнер не расплавился или не загорелся, перенести пустой контейнер в ведро со льдом.
  3. Налить воду в пустую емкость. Аккуратно влить кислотный раствор в воду, обращая внимание на температуру контейнера. Важно! Нельзя лить воду в концентрированную кислоту, иначе вода может мгновенно подвергнуться кипению, а кислота – разбрызгиванию.
  4. С помощью индикаторной бумаги (приобретается в специализированном магазине) определить рН утилизируемого раствора. Чем меньше pH, тем большее количество раствора, необходимого для реакции нейтрализации, будет нужно.
  5. Сделать раствор, необходимый для нейтрализации. Наиболее часто используемые с этой целью вещества (например, гидроксид магния) можно купить в магазинах.
  6. Осуществить реакцию нейтрализации. Приготовленные на предыдущем этапе растворы реагируют с утилизируемыми кислотами с образованием в итоге солей и воды. Процесс можно считать оконченным, если индикаторная бумажка соответствует уровню рН, равному 6 – 7.
  7. Слить полученную уже безопасную смесь в канализацию (при этом желательно, чтобы кран с водой был открыт).

Как утилизировать щелочь на производстве

Утилизация щелочей производится в три этапа:

  1. Транспортировка. Отработанные щелочи перевозятся в специально предназначенные для последующей утилизации места. При этом перевозка производится транспортом, который оснащен специализированным оборудованием. На такой транспорт помещают герметично закрытые баки с щелочными отходами. Герметичность необходима для того, чтобы не происходил контакт перевозимых отходов с другими соединениями. Эти баки устанавливаются в вертикальном положении и нумеруются.
  2. Утилизация. Осуществляют реакцию нейтрализации, для этого используют кислоты. При реакции может происходить выделение достаточно большого количества теплоты в зависимости от выбранных реагентов. В связи с этим важно, чтобы процесс осуществлял специально обученный человек, соблюдая технику безопасности.
  3. Переработка продуктов реакции. Образующиеся в результате реакции нейтрализации соли отправляются на дальнейшую переработку с целью последующего использования их в быту и производстве.

Тому, как осуществляется утилизация кислоты (в домашних условиях), использующейся в качестве электролита, посвящено следующее короткое видео:

Правильная утилизация кислот и щелочей – крайне важный процесс, позволяющий защищать природную среду и здоровье человека от негативного влияния агрессивных сред. Утилизировать такие опасные вещества можно самостоятельно, однако лучше все-таки пользоваться услугами профессионалов.

Оставьте комментарий