Содержание
- Для определения границ используются любые возможные способы
- Фактическое землепользование — распространенный аргумент в суде
- Способы образования земельных участков
- Образование участков из муниципальных земель
- Условия для образования земельных участков.
- Регистрация прав на образованные земельные участки
- Бесплатная консультация кадастрового инженера
- Технический план
- Межевой план
- Акт обследования
- Землеустроительная экспертиза
- Почему мы?
- Приложение N 1. Форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон
- Приложение N 2. Форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно ст. 22 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (описание местоположения границ, площадь земельных участков и др.) в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости необходимо предоставить межевой план.
При этом на основании ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При оформлении межевого плана его форма должна соответствовать форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» (далее – Требования к подготовке межевого плана), а содержание должно отвечать требованиям к подготовке текстовой и графической части межевого плана.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре уточнением границ земельного участка является осуществление кадастрового учета в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ в случае, когда кадастровые сведения о таком земельном участке не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Не является уточнением границ земельного участка кадастровый учет в связи с изменением площади преобразуемого земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ в случаях образования земельного участка при выделе из земельного участка или при разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.
Кадастровая ошибка – это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В соответствии с указанной нормой, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то есть на основании письменного заявления собственника объекта недвижимости и необходимых для такого изменения документов.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 67 Требований к подготовке межевого плана, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (со ссылкой на соответствующие документы, использованные при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ), содержащее, например:
— описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
— сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
При подтверждении фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
В случае несоответствия местоположения земельного участка на местности картографическому материалу в разделе «Заключение кадастрового инженера» необходимо дать обоснованные доводы изменения местоположения границы земельного участка.
В целях конкретизации обоснования местоположения уточненных границ в разделе «Заключение кадастрового инженера» могут быть указаны конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка, источники получения информации о существовании границ на местности 15 и более лет, меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка.
Основные ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке межевых планов с целью уточнения местоположения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок в местоположении границ и (или) площади земельных участков.
1. Несоответствие конфигурации уточняемого земельного участка, полученной по результатам проведения кадастровых работ, конфигурации такого земельного участка в правоустанавливающих (правоподтверждающих) документах (в чертежах, схемах, включенных в состав свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства на право собственности на землю) и отсутствие обоснования такого несоответствия.
2. Несоответствие конфигурации и местоположения границ уточняемого земельного участка, полученной по результатам проведения кадастровых работ, конфигурации и местоположению границ в документах, определяющих местоположение границ земельного участка и используемых при подготовке межевого плана (такими документами могут являться проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и другие документы, предусмотренные действующим законодательством).
3. Несоответствие описания местоположения границ уточняемого земельного участка в представленном межевом плане сведениям государственного кадастра недвижимости (картографической основе государственного кадастра недвижимости, а также схемам, планам и т.д., содержащимся в кадастровых делах объектов недвижимости).
4. Нарушение порядка согласования местоположения границ уточняемого земельного участка (в том числе, в случае, если при уточнении границ земельного участка уточняется часть границы смежного земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости и права на который не оформлены, в разделе межевого плана «Акт согласования местоположения границ земельного участка» отсутствует согласование такой границы с уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления).
5. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование местоположения границ со ссылкой на документ, подтверждающий фактическое местоположение границ земельных участков.
Несмотря на неоднократные попытки законодателя урегулировать и упорядочить земельные отношения, на сегодняшний день в этой сфере по-прежнему сохраняются серьезные противоречия. В частности, значительное число проблем связано с пересечением и наложением границ смежных земельных участков. Причины для подобных нестыковок могут быть самыми разными, однако результат один: рано или поздно собственники или владельцы таких земельных участков сталкиваются с необходимостью отстаивать свои интересы в суде. О способах установления границ земельных участков при их уточнении и подходах судов к разрешению соответствующих споров читайте в материале.
Впервые постановка земельных участков на кадастровый учет с определением местоположения их границ начала осуществляться с появлением Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (на сегодняшний день Федерального закона «О кадастровой деятельности», далее — Закон № 221-ФЗ). Одновременно появилась процедура уточнения границ земельного участка.
Уточнение местоположения границ — это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью. Согласно п. 4 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства (утв. приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267) координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы ЕГРН, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.
Уточнение местоположения границ земельных участков необходимо для фиксации реальных границ на местности и на практике позволяет решить следующие задачи:
-
предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;
-
получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;
-
уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).
Согласно действующему законодательству уточнение местоположения границ является правом, а не обязанностью собственника, за исключением случаев приобретения земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов (п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ).
Стоит также отметить, что уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется при условии, что установленные в ЕГРН в отношении земельного участка сведения не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости). Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.
Таким образом, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности (например, средней квадратической погрешности местоположения границ). И все же на практике, как правило, большинство споров возникает в первом случае.
Для определения границ используются любые возможные способы
Так, при уточнении местоположения границ земельных участков может выясниться, что фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям из имеющихся правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, либо границы накладываются на земельный участок смежного землепользователя, что влечет за собой необходимость разрешения спора в судебном порядке.
В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Отметим, что содержание приведенной нормы (за исключением указания в перечне документов на проект межевания территории) соответствует ранее регулировавшему эти отношения п. 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона о госрегистрации недвижимости.
Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:
-
установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
-
установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
-
установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
-
установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).
Росреестр в письме от 16.02.2016 № 19-00221/16 указал, что при отсутствии приведенных выше документов при определении местоположения границ земельных участков могут использоваться и другие документы: картографические материалы государственного кадастра, генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.
Поскольку законодательством не определен точный перечень документов, подтверждающих права на земельный участок, а также документов, определяющих местоположение земельного участка при его образовании, а также принимая во внимание позицию Росреестра, у судов отсутствует единообразный подход относительно того, какими документами стоит руководствоваться при определении местоположения границ земельных участков.
В таблице приведены документы, на основании которых суды определяли местоположение границ при рассмотрении конкретных дел.
Анализ сложившейся судебной практики позволяет сделать вывод о том, что суды определяют местоположение смежных границ на основании проведенных по делу землеустроительных судебных экспертиз, при производстве которых эксперты предлагают варианты расположения границ исходя из представленных сторонами в материалы дела документов (планов границ земельных участков, решений госорганов о предоставлении земельных участков, генеральных планов территорий и др.).
Фактическое землепользование — распространенный аргумент в суде
Несмотря на то что определение местоположения границ земельного участка в соответствии с фактическим землепользованием предполагает представление сторонами по делу суду доказательств фактического владения земельным участком в таких границах в течение не менее 15 лет (что в большинстве случаев является затруднительным), на практике суды могут устанавливать границы по текущему фактическому землепользованию, даже несмотря на наличие правоподтверждающих документов, либо определяющих местоположение границ земельных участков при их образовании (см., например, апелляционные определения Московского городского суда от 26.07.2017 по делу № 33-28286/2017, от 30.03.2016 по делу № 33-8509/2016, определения Ленинградского областного суда от 19.11.2015 № 33-5103/2015, от 19.08.2015 № 33-3943/2015).
В некоторых случаях местоположение границ земельного участка суды устанавливали, в первую очередь, с целью сохранения юридической площади земельных участков (то есть указанной в правоустанавливающих документах на земельный участок), с учетом расположения существующих построек (см., например, апелляционные определения Московского областного суда от 21.12.2015 по делу № 33-19822/2015, Ленинградского областного суда от 21.02.2018 № 33-1243/2018).
При обосновании избранного способа установления местоположения границ земельного участка суды иногда указывают также на то, что он соответствует общеправовому принципу справедливости, обеспечивает баланс прав и законных интересов каждой из сторон (см., например, Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 06.06.2018 № 33-3170/2018), не применяя положения п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости.
Таким образом, даже наличие правоподтверждающих документов, в которых отображается местоположение границ земельного участка, либо документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании, не гарантирует установление местоположения границ в судебном порядке в соответствии с указанными документами, поскольку суд может принять во внимание и иные обстоятельства (юридическую площадь земельных участков, наличие и расположение на нем построек, текущее фактическое землепользование и др.). И хотя в определенных случаях указанный подход судов можно считать справедливым, формально он противоречит требованиям п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости.
Какие документы принимали суды для обоснования местоположения границ земельного участка? (таблица)
Документы |
Реквизиты судебного акта |
---|---|
План границ, исполненный муниципальным унитарным предприятием до постановки участка на кадастровый учет |
Постановление АС Волго-Вятского округа от 09.10.2015 № Ф01-3715/2015 по делу № А82-231/2014 |
Решения госорганов и местных администраций о предоставленных земельных участках, акт выбора земельного участка, решение Исполкома, постановление местной Администрации |
Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.06.2016 № Ф01-2165/2016 по делу № А31-9077/2014 |
План границ земельного участка — приложение к договору аренды земельного участка, заключенному на основании постановления главы города |
Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2016 № Ф06-6397/2013 по делу № А55-10470/2013 |
Государственный акт на право бессрочного пользования землей |
Постановление АС Поволжского округа от 21.10.2015 № Ф06-859/2015 по делу № А57-21221/2013 |
Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения |
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.11.2015 № Ф08-8037/2015 по делу № А32-29482/2013 |
Данные государственного акта и каталога координат к делу по отводу земельного участка |
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.04.2015 № Ф08-2382/2015 по делу № А32-33235/2013 |
Чертеж земельного участка, утвержденный главным архитектором города в 1992 г. |
Постановление АС Центрального округа от 26.07.2016 № Ф10-2423/2016 по делу № А62-754/2015 |
Генеральный план, разбивочный чертеж, содержащий подтвержденное главным архитектором района описание границ землеотвода |
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 № 33-6135/2018 |
План границ СНТ |
Апелляционное определение Московского областного суда от 22.01.2018 по делу № 33-104/2018 |
Постановление главы Администрации |
Апелляционное определение Московского областного суда от 26.03.2018 по делу № 33-319/2018 Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу № 33-13301/2017 Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33-21672/2016 |
Выписка из протокола заседания Профкома от 1991 г. |
Определение Московского городского суда от 11.10.2017 № 4Г-11641/2017 |
Схема, описание границ смежных земельных участков, входящие в состав кадастрового дела |
Апелляционное определение Московского областного суда от 18.07.2016 по делу № 33-17971/2016 |
План райкомзема |
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2016 по делу № 33-22684/2016 |
Схема расположения земельных участков на плане части территории поселка |
Постановление Президиума Ленинградского областного суда от 27.03.2018 № 44г-19/2018 по делу № 2-186/2017 |
Образование земельных участок согласно действующему законодательству подразумевает постановку этих участков на государственный кадастровый учет. В результате кадастровых работ образуется земельный участок (земельные участки) и части земельного участка (земельных участков). Кадастровый учет подтверждает существование земельного участка с присущими ему свойствами и характеристиками, предоставляющие возможность определить его как индивидуально-определенную вещь.
Характеристики, указанные при формировании земельного участка, в дальнейшем определят его судьбу, налогообложение и разрешенные действия применительно к землепользованию (строительство, прописка). Основные характеристики земельного участка необходимые при образовании земельного участка:
- категория земель;
- разрешенное использование земельного участка;
- площадь;
- адрес;
- координаты земельного участка;
Способы образования земельных участков
Если ранее границы участка были сформированы, но имеется необходимость в корректировке, образование земельных участков возможно следующим путем:
- Раздел земельного участка — образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Исходный земельный участок будет снят с кадастровго учета после подтверждения прав на образуемые участки.
- Выдел земельного участка — осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.
- Объединение земельных участков — образуется один земельный участок, а существование смежных земельных участков прекращается.
- Перераспределение земельных участков — несколько других смежных земельных участков, и существование первоначальных смежных земельных участков прекращается.
Если исходные земельные участки стоят на кадастровом учете, но границы их не определены согласно действующему законодательству, потребуется сначала провести процедуру уточнения границ земельного участка.
Образование участков из муниципальных земель
Часто под образованием земельного участка подразумевается его выдел из государственных или муниципальных земель и его границы устанавливаются впервые. Рассмотрим данный способ образования.
Основанием для образования земельных участков из муниципальных и государственных земель является:
- Проект межевания территории. В некоторых случаях участок образуется исключительно по проекту межевания.
- Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденная уполномоченным органом
- Проектная документация о лесных участках
Условия для образования земельных участков.
Размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
В случае образования земельного участка из земель государственной собственности до проведения кадастровых работ разрабатывается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ образуемого земельного участка в данном случае согласовывается органом местного самоуправления.
Регистрация прав на образованные земельные участки
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Бесплатная консультация кадастрового инженера
Технический план
здания, сооружения, помещения, квартиры
Межевой план
земельного участка
Акт обследования
Для снятия объекта с кадастрового учета
Землеустроительная экспертиза
Судебная и досудебная
Почему мы?
- консультируем бесплатно
- работаем на результат
- индивидуальный подход
- большой опыт работы
- высокая квалификация специалистов
- реальные сроки
- аттестованные кадастровые инженеры в штате
- геодезические работы без посредников
- помощь в решении сложных задач
Наши кадастровые инженеры – это юристы в сфере земельно-имущественных отношений, обладающие пониманием механизма формирования и изменения сведений об объектах недвижимости. Они видят проблему в целом, уделяя совокупное внимание, как земле, так и объектам капитального строительства, подлежащим кадастровому учету и регистрации. В поле зрения профессионального кадастрового инженера находятся многочисленные аспекты, возникающие при оформлении земельно-имущественных отношений, чтобы получить намеченный результат проведения кадастровых работ и предупредить возникновение ситуаций, противоречащих действующему законодательству.
Такая процедура проводится в отношении земельных участков, у которых точные границы не определены (координаты характерных точек границ не установлены). Обязательное требование об уточнении границ установлено только для участков, находящихся в публичной собственности, которые предоставляются без торгов.
Уточнить границы земельного участка можно по собственной инициативе или при выполнении комплексных кадастровых работ. В рамках этой процедуры обязательно проводится согласование уточненных границ.
Новые сведения о границах земельного участка вносятся в ЕГРН.
В каких случаях уточняются границы земельного участка
Это необходимо сделать в случае, когда земельный участок, который находится в публичной собственности, предоставляется без торгов. Вам его не предоставят, если границы такого участка подлежат уточнению (пп. 24 ст. 39.16 ЗК РФ).
Других обязательных случаев, когда нужно уточнить границы земельного участка, нет.
При этом нужно учитывать, что ранее участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ. Координаты характерных точек границ участка начали устанавливать только с 1 марта 2008 г. (ч. 7 ст. 38 ранее действовавшего Закона о кадастре недвижимости). Поэтому большое количество участков в ЕГРН точных границ не имеет.
Если у вашего участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. В результате у вашего участка будут определены точные границы. В первую очередь это защитит вас от присвоения части вашего участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.
Уточнение местоположения границ земельного участка, по мнению Росреестра, изложенному в Письме от 18.08.2017 N 19-02759/17, допускается в тех случаях, когда в ЕГРН:
- отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ;
- координаты характерных точек границ определены с точностью ниже нормативной точности для земель определенного целевого назначения;
- сведения о координатах какой-либо характерной точки границ не позволяют однозначно определить ее положение на местности;
- присутствует ошибка, в том числе реестровая, о местоположении границ и осуществляются мероприятия по ее исправлению.
По вопросу об уточнении границ земельных участков дополнительно см. Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и.
2. В каком порядке уточняются границы земельного участка
На сегодняшний день границы земельного участка могут уточняться как по вашей инициативе (например, нужно уточнить границы участка, который будет предоставляться вам без торгов), так и при выполнении комплексных кадастровых работ.
2.1. Как уточнить границы земельного участка по своей инициативе
Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор подряда. В результате проведения кадастровых работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка (ч. 1 ст. 35, ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, ч. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости).
В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.
2.2. Как уточняются границы при выполнении комплексных кадастровых работ
Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении большинства объектов недвижимости, расположенных в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. Это нужно, в частности, для того, чтобы уточнить границы земельных участков, установить (уточнить) расположение на них зданий и сооружений, образовать новые земельные участки, а также для исправления реестровых ошибок в сведениях о границах земельных участков (ч. 1, 2 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).
Для уточнения границ земельного участка используютсясведения из документов о праве на земельный участок. Если их нет, можно воспользоваться документами о границах участка при его образовании. Если же и таких документов нет, границами земельного участка считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные природными либо искусственными объектами. Границы могут быть также определены с использованием других документов, например планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления городских округов (ч. 1 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности).
По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории (ст. 42.4 названного Закона). В ее состав входят сведения о согласовании границ земельных участков.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 мая 2018 года N 236
Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 февраля 2019 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 года N 650
____________________________________________________________________
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
форму графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон (приложение N 1);
форму текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон (приложение N 2);
требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон (приложение N 3).
2. Росреестру в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа утвердить и разместить на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы, используемые для формирования документов в формате XML, предоставляемые органами местного самоуправления в орган регистрации прав с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон.
Министр
М.С.Орешкин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 июня 2018 года,
регистрационный N 51271
Приложение N 1. Форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон
Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 4 мая 2018 года N 236
графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон
Лист N |
||||
ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ |
||||
(наименование объекта местоположение границ, которого описано (далее — объект) |
||||
Сведения об объекте |
||||
N п/п |
Характеристики объекта |
Описание характеристик |
||
Местоположение объекта |
||||
Площадь объекта +/- величина погрешности определения площади (Р +/- Дельта Р) |
||||
Иные характеристики объекта |
Лист N |
||||||||
ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ |
||||||||
(наименование объекта) |
||||||||
Сведения о местоположении границ объекта |
||||||||
1. Система координат |
||||||||
2. Сведения о характерных точках границ объекта |
||||||||
Обозначение |
Координаты, м |
Метод определения координат и |
Описание |
|||||
характерных точек границ |
средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м |
обозначения точки |
||||||
3. Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта |
||||||||
Обозначение |
Координаты, м |
Метод определения координат и |
Описание |
|||||
характерных точек части границы |
средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м |
обозначения точки |
||||||
Часть N 1 |
||||||||
Часть N 2 |
||||||||
Часть N… |
||||||||
Лист N |
|||||||||||
ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ |
|||||||||||
(наименование объекта) |
|||||||||||
Сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта |
|||||||||||
1. Система координат |
|||||||||||
2. Сведения о характерных точках границ объекта |
|||||||||||
Обозначение характерных точек границ |
Существующие координаты, м |
Измененные (уточненные) координаты, м |
Метод определения координат и средняя квадратическая |
Описание обозначения точки |
|||||||
погрешность положения характерной точки (Mt), м |
|||||||||||
3. Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта |
|||||||||||
Часть N 1 |
|||||||||||
Обозначение характерных точек части |
Существующие координаты, м |
Измененные (уточненные) координаты, м |
Метод определения координат |
Описание обозначения точки |
|||||||
границ |
и средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м |
||||||||||
Часть N 2 |
|||||||||||
Обозначение характерных точек части |
Существующие координаты, м |
Измененные (уточненные) координаты, м |
Метод определения координат |
Описание обозначения точки |
|||||||
границ |
и средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м |
||||||||||
Часть N … |
|||||||||||
Обозначение характерных точек части |
Существующие координаты, м |
Измененные (уточненные) координаты, м |
Метод определения координат |
Описание обозначения точки |
|||||||
границ |
и средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м |
||||||||||
Графическое описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон (далее — Описание местоположения границ) составляется по результатам работ по определению местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон либо части (частей) таких границ и (или) установлению (изменению) границ населенных пунктов и территориальных зон либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание местоположения границ составляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
В строке «Местоположение объекта» раздела «Сведения об объекте» приводится описание местоположения объекта с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта.
В строке «Площадь объекта +/- величина погрешности определения площади (Р +/- Дельта Р)» раздела «Сведения об объекте» указываются площадь объекта и предельно допустимая погрешность определения такой площади, если определение площади объекта предусмотрено соответствующим договором подряда, заключаемым между заказчиком и исполнителем работ по определению местоположения объекта.
Площадь объекта указывается в квадратных метрах с округлением до 1 кв. метра в случае, если такая площадь не превышает 100 гектаров, либо в гектарах с округлением до 0,01 гектара в иных случаях.
В строке «Иные характеристики объекта» раздела «Сведения об объекте работ» указываются иные характеристики объекта работ.
В разделе «Сведения о местоположении границ объекта» указываются:
система координат, в которой определены координаты характерных точек границ объекта работ (система координат, используемая для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе номера соответствующих зон картографической проекции);
сведения о характерных точках границ объекта;
сведения о характерных точках части (частей) границы объекта;
сведения о частях границ объекта, совпадающих с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения.
Для обозначения характерных точек границ объекта используются арабские цифры. Для всех характерных точек границ объекта работ либо частей таких границ применяется сквозная нумерация.
Список характерных точек границ объекта в реквизитах «Сведения о характерных точках границ объекта работ» и «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта работ» должен завершаться обозначением начальной точки в случае, если такие границы представлены в виде замкнутого контура.
Реквизит «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта» заполняется в случае, если Описание местоположения границ подготавливается в отношении части (частей) границы объекта. В этом случае реквизит «Сведения о характерных точках границ объекта работ» не заполняется.
Реквизит «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта» заполняется в отношении каждой части границы объекта.
Значения координат характерных точек границ объекта приводятся в метрах с округлением до 0,01 метра в указанной системе координат.
В зависимости от примененных при выполнении работ методов определения координат характерных точек границ объекта в реквизите «Сведения о характерных точках границ объекта» указываются:
геодезический метод (метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);
метод спутниковых геодезических измерений (определений);
фотограмметрический метод;
картометрический метод.
Графа «Описание обозначения точки» реквизита «Сведения о характерных точках границ объекта» заполняется в случае, если характерная точка обозначена информационным знаком. В остальных случаях в графе проставляется прочерк.
Раздел «Сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта» заполняется с учетом требований к заполнению раздела «Сведения о местоположении границ объекта».
Раздел «Сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта» заполняется в случае, если Описание местоположения границ составляется в соответствии с решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления об изменении (уточнении) границ объекта.
План границ объекта оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ объекта.
При невозможности отображения в масштабе плана границ объекта отдельных характерных точек границ допускается отображать их местоположение с использованием выносок, оформляемых в том числе на отдельных листах.
Допускается оформлять план границ объекта на отдельном листе для каждой части границ объекта работ.
В данном случае в составе графической части Описания местоположения границ приводится обзорная схема границ объекта работ.
План границ объекта оформляется в виде, совмещенном с картографической основой.
На плане границ объекта отображаются:
границы объекта (характерные точки и части границ);
установленные границы административно-территориальных образований;
границы природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ объекта определено через местоположение указанных объектов);
границы и кадастровые номера земельных участков (если местоположение границ объекта определено через местоположение границ указанных земельных участков);
необходимые обозначения;
используемые условные знаки;
масштаб.
Приложение N 2. Форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон
Приложение N 2
к приказу Минэкономразвития России
от 4 мая 2018 года N 236
текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон
Прохождение границы |
Описание прохождения границы |
|
от точки |
до точки |
|
Для обозначения точек границ объекта, местоположение границ которого описано (далее — объект), используются арабские цифры. Для всех характерных точек границ объекта либо частей таких границ применяется сквозная нумерация.
В случае если такие границы представлены в виде замкнутого контура, список точек границ объекта должен завершаться обозначением начальной точки.
В графе «Описание прохождения границы» в виде связного текста приводится описание прохождения границ объекта, расположенных между двумя точками.
Приложение N 3
к приказу Минэкономразвития России
от 4 мая 2018 года N 236
Требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон
1. Координаты характерных точек границы населенного пункта или территориальной зоны (далее — граница) определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница.
Если часть границы совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы работ принимается описание местоположения указанной части границы земельного участка, при этом точность определения координат характерных точек такой части границы должна быть равна точности определения координат характерных точек границ такого земельного участка, за исключением случаев, когда сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
2. Электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации