Уточненная декларация по УСН

Когда нужна уточненная декларация

Иногда случается, что после сдачи декларации по налогу бухгалтер находит ошибку в расчетах и таким образом выясняется, что налог был посчитан неправильно. Что же делать в этой ситуации? Ответ очевиден: необходимо внести исправления в учетные записи и пересчитать налог. Если сумма налога оказалась заниженной, то бухгалтер обязан подать уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибка не привела к уменьшению налога, то тогда можно обойтись без уточненки. Здесь право выбора остается за организацией (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо Минфина от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596).

Внимание! В 2020 году увеличен лимит доходов до 25 млн.руб. в квартал для уплаты ежеквартальных авансов. Если за 1 квартал 2020 года вы уже отчитались по старым правилам, рекомендуем подать уточненку. А подробнее об этих временных правилах вы можете узнать в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный доступ бесплатно.

В уточненной декларации отражается сумма налога, рассчитанная с учетом произошедших изменений или обнаруженной ошибки. Результаты налоговых проверок, проведенных за период подачи уточненки не должны влиять на расчет налоговой базы и самой суммы налога (подп. 2 п. 3.2 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@, далее — порядок).

Чем грозит представление уточненной декларации

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Рассчитать пени вам поможет наш «Калькулятор пеней».

  1. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Действующий бланк декларации по налогу на прибыль, а также бланк для подачи уточненки за прошлые периоды вы найдете .

После сдачи уточненки организация прекратила свое существование

После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

См. также «Как сдать декларацию по прибыли при преобразовании фирмы?».

При этом на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и его же название, а ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.

В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.5 порядка).

О том, требует ли реорганизация, вызванная присоединением, снятия с учета по торговому сбору, читайте в материале «При реорганизации в форме присоединения не нужно сниматься с учета по торговому сбору».

Компания изменила «прописку»

Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Также нужно иметь в виду, что при изменении организацией или ее ОП своего места нахождения и уплате налога или авансов в течение года в бюджеты разных субъектов РФ, в составе уточненки можно представить соответствующее количество страниц подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1.

Например, при изменении адреса 1 августа в уточненной декларации за полугодие сумма доплаты (уменьшения) аванса за полугодие и ежемесячный аванс по сроку уплаты «не позднее 28 июля» указываются в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1 с кодом по ОКТМО по старому месту нахождения. На отдельной странице подраздела 1.2 Раздела 1 с новым кодом по ОКТМО приводятся суммы авансов со сроком уплаты «не позднее 28 августа» и «не позднее 28 сентября».

Так сказано в п. 4.6 порядка.

При переезде подразделения в уточненке заполняют реквизит «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения», указывая здесь старый КПП обособки (п. 2.8 порядка).

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте нужно ли вам сдать уточненку. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

У организации есть/были обособленные подразделения

Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.

Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).

Итоги

Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:

  • «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2020 году»;
  • «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
  • «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Компания ГАРАНТ

Неправильное указание кода ОКАТО в декларациях и при уплате налога имело место в течение длительного времени. Возможно ли применение штрафных санкций со стороны налоговых органов в связи с данной ошибкой?

Налоговые декларации

В общем случае п. 1 ст. 81 НК РФ предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В свою очередь, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Таким образом, если обнаруженная налогоплательщиком ошибка к занижению суммы налога не приводит, то подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

То есть указание ошибочного кода ОКАТО в налоговой декларации само по себе не влечет занижение суммы налога, подлежащей уплате, или ее уплату в несооответствующий бюджет и не влечет обязанности налогоплательщика представить уточненную декларацию.

Арбитражными судами при рассмотрении споров, связанных с неправильным указанием кода ОКАТО в налоговых декларациях, принимались следующие решения.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2009 N А32-12440/2008-3/148 отмечено, что налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода ОКАТО в случае поступления подлежащих уплате сумм налога в соответствующий бюджет. Ошибочное указание кода ОКАТО в декларации не влечет неуплату налога либо иные негативные последствия для бюджета.

Подобные выводы сделаны также в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2007 N А19-19632/06-Ф02-1816/2007.

А в решении Арбитражного суда Московской области от 02.05.2007 по делу N А41-К2-22325/06 (ознакомиться с данным решением можно, перейдя по ссылке: http://www.resheniya-sudov.ru/2007/137121) судьи указали, что наличие ошибок при заполнении не лишает налоговую декларацию ее статуса, ответственность за представление этого документа неустановленного содержания действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Соответственно, налоговый орган в нарушение положений п. 4 ст. 80 НК РФ неправомерно отказал в принятии декларации в связи с отсутствием, в частности, кода ОКАТО.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.12.2005 N Ф08-6052/05-2392А говорится, в частности, что неверное указание в декларации кода ОКАТО не препятствует идентификации налогоплательщика.

С учетом изложенного полагаем, что организация вправе, но не обязана представлять в налоговый орган по месту учета уточненные налоговые декларации.

Уплата налогов

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Минфином России по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (далее — Правила).

Согласно п. 4 Правил в поле 105 платежного поручения указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ.

Обязанность по уплате налога не может считаться исполненной, в частности, в случае, если плательщиком в платежном поручении неправильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, повлекшие неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если же налогоплательщик в установленном порядке уплатил налог, правильно указав счет Федерального казначейства и наименование банка получателя, в результате чего этот налог подлежит перечислению в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то обязанность по уплате налога признается исполненной (письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-02-07/1-176, от 13.09.2006 N 03-02-07/1-249).

В п. 42 постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении ст. 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В то же время в п. 7 ст. 45 НК РФ определен порядок действий налогоплательщика, если он обнаружил ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

В этом случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Также по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты плательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Приказом ФНС РФ от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@ утверждена форма решения об уточнении платежа и порядок ее заполнения.

Как показывает судебная практика, суды придерживаются той позиции, что при указании в платежном поручении неверного ОКАТО основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога отсутствуют, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет (постановления ФАС Уральского округа от 10.10.2012 N Ф09-9057/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 N Ф04-3123/2012 по делу N А45-15055/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2009 N А32-12440/2008-3/148, от 20.12.2005 N Ф08-6052/05-2392А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, от 09.04.2007 N А19-19632/06-Ф02-1816/2007).

При этом в постановлении ФАС Уральского округа от 10.10.2012 N Ф09-9057/12 судьи пришли к выводу, что налогоплательщиком обязанность по уплате налога исполнена, несмотря на то, что суммы НДФЛ были уплачены в бюджет несоответствующего муниципального образования. Суд также указал, что Законодательство о налогах и сборах и, в частности, положения ст.ст. 44, 45 НК РФ не связывают факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налоговым агентом кода ОКАТО в соответствующем поле назначения платежа расчетных документов на перечисление налогов на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, если налогоплательщик неверно указал ОКАТО, то ответственность по ст. 122 НК РФ, связанная с неуплатой налога, формально возникать не должна. Однако наличие обширной судебной практики по этому вопросу показывает, что вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов в этом случае исключить нельзя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Когда и как подать уточненную декларацию по УСН?

Когда налогоплательщик упрощенного налога обнаруживает в своем учете ошибки, в результате которых сумма налога была занижена, его обязанностью становится подача уточненной декларации по этому налогу (п. 1 ст. 81 НК РФ). Период предоставления уточненных деклараций не ограничен временными рамками, т. е. если ошибка обнаружена в отчете, отправленном более 3 лет назад, к примеру в 2015 году, нужно подать уточненку и этот период. Но имейте в виду, что это всего лишь позволит вам синхронизировать с налоговой сальдо. Обнаружившуюся переплату вам не вернут.

В какой срок подать уточненку, если ошибки выявлены налоговиками, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Сделать это несложно. Главное — придерживаться простого алгоритма:

1. Находим ошибку и определяем период, к которому она относится.

2. Высчитываем сумму недоимки, рассчитываем пени и перечисляем эти суммы в бюджет. Это важно сделать до подачи измененной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ), чтобы не было штрафа.

Чтобы быстро и без ошибок посчитать сумму налога используйте наш калькулятор УСН 15% или калькулятор УСН 6%. Есть у нас и отдельный калькулятор пеней.

При этом важно правильно указать КБК, чтобы денежные средства были сразу зачислены по назначению.

Правильно выбрать КБК по УСН вам поможет эта статья.

3. Для составления уточненной декларации по УСН используем ту форму документа, которая действовала в периоде ошибки (п. 5 ст. 81 НК РФ). На титульном листе декларации в специальном поле указываем порядковый номер уточненки.

4. Указываем в уточненной декларация правильные данные. Проще говоря, заполняем ее заново, а не вписываем разницу между первичными и вторичными суммами.

5. Составляем сопроводительное письмо к уточненной декларации (как это сделать, расскажем ниже) — это не требование, а рекомендация.

ВНИМАНИЕ! Если обнаруженная в декларации ошибка привела к переплате налога, т. е. занижения налоговой базы не было, налогоплательщик имеет право, а не обязанность подать уточненную декларацию. Скорее всего, подача такой декларации привлечет к себе внимание налоговых инспекторов, и вероятность проведения налоговой проверки за уточняемый период резко возрастет.

Сопроводительное письмо к уточненной декларации по УСН

Остановимся подробнее на сопроводительном письме. Его составляют для предупреждения вопросов со стороны налоговой о причинах, повлиявших на изменение сумм, причитающихся к уплате в бюджет или возврату из него.

Основные реквизиты, которые должны быть указаны в письме:

  • наименование органа, в который предоставляется уточненная информация;
  • реквизиты вашей организации (наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес, телефон);
  • исходящий номер письма и его дата;
  • подпись главного бухгалтера и директора организации; печать, если она у фирмы есть.

В текст письма рекомендуем включить следующие данные:

  • за какой период и по какому налогу предоставляется уточненная декларация;
  • в чем именно заключается обнаруженная бухгалтером ошибка, повлекшая за собой необходимость представления уточненной декларации;
  • что именно изменилось — желательно указать не только новые, но и старые значения изменяющихся показателей;
  • сумма налога и пени к уплате с указанием реквизитов платежек на их оплату;
  • сумма переплаты по налогу — при желании возвратить или зачесть излишне уплаченный налог указать номер и дату заявления на возврат или зачет налога.

В процессе учета периодически совершаются ошибки. Рассмотрев порядок подачи уточненной налоговой декларации по УСН, мы выяснили, что сделать ее совсем не сложно. Тем более что для организации будет лучше, если бухгалтер сам найдет и исправит неточности в учете, не дожидаясь ревизоров. Главное помнить, что налоги и пени обязательно нужно заплатить до подачи уточненной декларации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.Неумышленное искажение данных в налоговых отчетах – привычное дело, пожалуй, для любой компании. Не всегда обнаружение таких искажений требует представления «уточненок». Рассказываем, когда можно обойтись без направления уточненных деклараций.

Уточненная декларация: подавать или нет

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Не можем не отметить, что риски минимальны, поскольку многочисленные письма Минфина все же в пользу налогоплательщиков. Поэтому можно отражать корректировки в периоде обнаружения ошибок, приведших к переплате налога, даже если период возникновения ошибки известен. Главное, чтобы в текущем отчетном (налоговом) периоде была получена прибыль (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177).

Но и здесь есть одно «но». Не по всем налогам получится учесть в текущем периоде корректировки, вызванные ошибками прошлых периодов. На сегодняшний день только декларация по налогу на прибыль содержит строку, предназначенную специально для отражения подобных корректировок (строка 400 приложения 2 к листу 02).

Если же из-за допущенной ошибки фирма переплатила, например, НДС, то провести корректировку в периоде обнаружения ошибки не получится. Нормы главы об НДС и порядок заполнения книг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, никак не регламентируют возможность уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на сумму налога, излишне исчисленного в предыдущих периодах. То есть в отношении НДС механизм реализации исправлений ошибки в текущем периоде, предусмотренный ст. 54 НК РФ, на сегодняшний момент отсутствует (как, впрочем и по ряду других налогов). На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).

Перед подачей уточненной декларации сначала доплатите в бюджет

Чаще всего ошибки, которые обнаруживают бухгалтеры, приводят к неуплате налога. И вот здесь крайне важно сначала рассчитать сумму пени на возникшую недоплату, затем полученную сумму вместе с недоплатой уплатить в бюджет, а потому уже подавать уточненную декларацию.

Такие действия помогут компании избежать начисления санкций за неуплату по статье 122 НК РФ (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Однако если на момент подачи «уточненки» у организации имеется переплата по данному налогу и эта переплата превышает заниженную из-за ошибки сумму налога, то производить доплату не нужно (письмо Минфина России от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591).

Если переплаты нет и недостающие суммы в бюджет не доплатили до подачи уточненной декларации, то штрафа избежать не получится. Но можно попытаться снизить его размер, указав на то, что самостоятельное выявление и исправление ошибки может считаться смягчающим обстоятельством (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Сопроводительное письмо к «уточненке»

Нужно ли к уточненной декларации прикладывать сопроводительное письмо, в котором описываются причины корректировок? Такого требования нет ни в НК РФ, ни в других законодательных актах. Но на практике налоговые инспекции часто требуют такие письма. Будут ли последствия, если этого не сделать?

Последствий не будет, поскольку, как мы уже отметили ранее, в законодательстве нет требования о направлении сопроводительного письма. Но для упрощения проведения камеральной проверки сопроводительное письмо лишним не будет. Возможно, письмо с объяснениями еще и сократит вам общение с налоговиками.

Образец выдержки из сопроводительного письма:

«В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ ООО «Радуга» представляет уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2018 года.

В изначально поданной декларации сумма НДС к уплате была занижена на 1800 руб. по причине невключения в налоговую базу стоимости товаров, переданных безвозмездно по товарной накладной № 456 от 21 ноября 2018 г. Неучтенный счет-фактура на данную операции отражен в дополнительном листе к книге продаж за IV квартал 2018 года.

Задолженность по НДС и пени перечислены в бюджет 3 апреля 2019 года (копии платежных поручений прилагаются)».

Если вы допустили ошибку при составлении электронной налоговой декларации, сохранили и отправили ее инспектору, то вам надо ее исправить (обновить). Как создать уточненную декларацию, рассказываю в этой статье.

Вот так в программе Edeclaration выглядит декларация с ошибкой:

Чтобы проверить, есть ли ошибки, в верхнем меню программы нажмите «Окно» и найдите «Декларации из МНС». Внизу кликните по «Получить из МНС». Красный восклицательный знак означает, что инспектор нашел ошибки. Кликнув дважды по строке с ошибкой, с небольшой задержкой, откроется PDF документ, в самом низу которого вы найдете, в чем заключается ошибка. Вот так это выглядело у меня:

Для исправления:

1. Заходите в программу Edeclaration.

2. Кликайте на нужный квартал или месяц, за который вы отправили декларацию с ошибкой.

3. Нажмите Файл — Создать декларацию.

4. Теперь самое важное: поставьте галочку на «Признак внесения изменения или дополнения в налоговую декларацию».

5. У вас откроется ваша декларация с ошибкой за выбранный период. Исправьте или дополните ее, сохраняйте и отправляйте.

На титульном листе так же поставьте галочку на пункт «в связи с обнаружением неполноты сведений или ошибок»

По итогу у вас будет две декларации за один отчетный период: основная и уточненная.

Важно. Описанным выше способом я исправлял свою декларацию по совету своего налогового инспектора. Но во избежание недоразумений обязательно позвоните в свою налоговую и уточните, действительно ли есть ошибка и подойдет ли такой способ ее исправления.

Оставьте комментарий