Содержание
- Объекты недвижимости
- Земли населенных пунктов
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения
- Земли водного фонда
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли лесного фонда
- Свежие материалы
Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 июня 2011 г. Регистрационный N 21074
Утвердить прилагаемый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Министр Э. Набиуллина
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях:
осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;
В случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 г., регистрационный N 8297) в редакции приказов Минэкономразвития России от 20 декабря 2007 г. N 445 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2008 г., регистрационный N 10973) и от 2 ноября 2009 г. N 439 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2009 г., регистрационный N 15599).
1.2. Кадастровая стоимость здания, помещения в случаях, перечисленных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке , либо на основании решения данного органа — подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
1.3. Результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 7 Федерального закона, за исключением сведений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой и пунктами 8 — 14, 18, 21, 22, 24 части второй указанной статьи, а также сведения о:
основании (ях) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости;
среднем удельном показателе кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения (минимальном удельном показателе кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения);
определенных в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости (в руб.) и удельном показателе кадастровой стоимости (в руб./кв. м) объекта недвижимости;
лице, его составившем, и уполномоченном лице, его утвердившем (фамилия, имя, отчество, должность).
II. Определение кадастровой стоимости здания
2.1. Кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в кадастровом квартале, в котором расположено здание, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах.
В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено здание (для здания, расположеннего в населенном пункте, используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения соответствующего населенного пункта).
В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в муниципальном районе (городском округе), населенном пункте используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.
В случае отсутствия объекта недвижимости в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для субъекта Российской Федерации.
2.2. В случае изменения площади здания, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади, при этом определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости этого здания на его площадь.
III. Определение кадастровой стоимости помещения
3.1. Кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
3.2. Кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка.
IV. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, образовавшихся в период с даты проведения последней государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости
4.1. В случае, если образование, создание здания, помещения или включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, или изменение учетных характеристик происходят (произошли) после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.
Объекты недвижимости
Постановление Правительства Ростовской области от 27.12.2016 № 881 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ростовской области»
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащие адресные характеристики объектов (архивный файл)
Земли населенных пунктов
Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 778 «Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков»
Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 777 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах муниципальных районов Ростовской области»
Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 776 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области»
Земли сельскохозяйственного назначения
Постановление Правительства Ростовской области от 28.11.2013 № 717 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Ростовской области»
Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений
Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 753 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ростовской области»
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения
Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 750 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Ростовской области»
Земли водного фонда
Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 751 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда, расположенных на территории Ростовской области»
Земли особо охраняемых территорий и объектов
Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 752 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Ростовской области»
Земли лесного фонда
Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 754 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Ростовской области»
Методики оценки
Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда
Методические рекомендации применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, земельных участков в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов (не применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда, занятых:
- поверхностными водными объектами, за исключением обособленных водных объектов;
- подземными водными объектами;
- внутренними морскими водами;
- территориальным морем Российской Федерации).
Методические указания устанавливают:
- перечень видов использования земель, входящих в состав земель водного фонда;
- порядок группировки объектов оценки;
- порядок и требования к определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда.
Временная методика государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов
Методика применяется для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особоохраняемых территорий и объектов, к которым статьями 96-100 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены:
- земли особо охраняемых природных территорий;
- земли рекреационного назначения;
- земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- земли природоохранного назначения;
- земли историко-культурного назначения.
Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба
Методика предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в
результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и
природоохранных мероприятий, выполнения мероприятий в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей природной среды, осуществления государственной экологической экспертизы, лицензирования природоохранной деятельности, мероприятий по сохранению заповедных природоохранных комплексов и других видов деятельности.
Международные стандарты оценки (МСО 1 — 4)
Каждый Стандарт соответствует некоторому классу ситуаций, относящихся к процессу оценки, и содержит следующие разделы (в порядке их следования): Введение; Область применения; Определение; Взаимосвязь со Стандартами бухгалтерского учета; Формулировка Стандарта; Замечания; Требования, предъявляемые к структуре отчета; Условия отступления от Стандарта; Дата вступления в силу.
Методика экономической оценки лесов
Методика определяет способы кадастровой оценки участков лесного фонда для:
- расчета размера платы, взимаемой за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда;
- определения размеров платежей за пользование участками лесного фонда;
- оценки хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Методика определяет порядок расчета кадастровой стоимости земель лесного фонда.
Методика государственной кадастровой оценки земель поселений
Методика позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель.
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Методика применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального.
Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений
Методика применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений. Методика устанавливает что понимается под:
- земельным участком садоводческого назначения;
- земельным участком огороднического объединения;
- земельным участком дачного объединения.
Методика устанавливает порядок и требования к определению кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Методика государственной кадастровой оценки земли сельхозяйственных угодий на уровне субъектов РФ
Земля как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах обладает стоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития многоукладной экономики. Необходимость в получении достоверной стоимости земельных участков испытывают как государственные так и муниципальные органы исполнительной власти при управлении земельными ресурсами, проведении рациональной земельной и налоговой политики.
Методика оценки надежности российских предприятий на основании официальных данных консолидированного баланса и прочей косвенной информации
Практически предлагаемая методика нацелена на оценку дееспособности (в первую очередь экономической в части способности выполнять взятые на себя заказы, и отчасти чисто юридической) и платежеспособности предприятий.
Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности
Методические рекомендации определяют порядок проведения обязательной и инициативной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, оформления и представления их результатов.
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков
Методические рекомендации могут использоваться для оценки не изъятых из оборота земельных участков (объектов оценки), которые сформированы (или могут быть сформированы) в соответствии с законодательством.
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности
Рекомендации применяются для целей обеспечения гражданского оборота при определении рыночной стоимости следующих объектов оценки (далее — интеллектуальная собственность):
- исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
- прав на секреты производства (ноу-хау);
- прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, передаваемых по договору.
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков
Рыночная стоимость права аренды земельного участка определяется исходя из принципов полезности, спроса и предложения, замещения, изменения, внешнего влияния, изложенных в разделе II Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 № 568-р.
Методические рекомендации по расчету размера убытков
Настоящие методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц .
Систематика оценочной деятельности. Основные понятия, классификации и система показателей
Возникшая из потребностей практики оценочная деятельность, развиваясь применительно к решению различных прикладных задач, прошла достаточно длительный путь своего становления и приобрела в рыночной экономике общепризнанный статус инструмента реализации гражданского оборота прав собственности физических и юридических лиц, связанного со всеми видами экономических активов.
Показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и лесных земель в пределах территории субъектов Российской Федерации
Приведены показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации (I этап), как основа определения показателей кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий лесхозов (II этап) и участков лесных земель в пределах территорий лесхозов (III этап).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов
Методические указания устанавливают:
- перечень видов использования земель, входящих в состав земель населенных пунктов;
- дату определения кадастровой стоимости земельных участков;
- порядок и требования к определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов
Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения
Методические рекомендации предназначены для использования при разработке системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации и тестировании данной системы в ряде субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3951).
Методическиерекомендации используются при определении кадастровой стоимости следующих видов объектов недвижимости жилого фонда в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании:
- индивидуальных жилых домов, их частей, комнат в индивидуальном жилом доме;
- квартир, частей квартир, комнат;
- вышеуказанных объектов, строительство которых не завершено.
Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения
Методические рекомендации предназначены для использования при разработке системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации и тестировании данной системы в ряде субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3951).
Методические рекомендации используются при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.
Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения
Методические рекомендации включают:
- термины и определения;
- порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в целях реализации положений статьи 79 «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» Земельного кодекса Российской Федерации.
Методических указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения
Методические указания устанавливают:
- перечень видов использования земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения (МУ не применяются при определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений);
- дату определения кадастровой стоимости земельных участков;
- порядок и требования к определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения.
УДК528.4
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Калачук Т.Г. — кандидат технических наук, доцент кафедры городского кадастра и инженерных изысканий, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ка!ао11уик. tg@bstu.ru
Аннотация: нормативно-правовой базой государственной оценки (ГКО) объектов недвижимости являются нормативно-правовые акты в сфере недвижимости, а также нормативно-методическая база в виде методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель различных категорий. Формирование кадастровой стоимости с 2017 г. осуществляется по новым правилам. В статье проанализированы изменения в нормативном регулировании в порядке государственной кадастровой оценки.
Ключевые слова: кадастровая стоимость, объект недвижимости, государственный кадастр недвижимости, методы массой оценки, рыночная стоимость.
Одной из основных задач Ро-среестра является организация проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и представление её результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 . Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости является неотъемлемой и важной частью формирования и ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), оно необходимо при проведении любых видов сделок с объектами недвижимости, а также для расчета налогооблагаемой базы .
— Земельный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ;
— Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» ;
— Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 «Об утверждении Феде-
рального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)»;
— Приказ от 20 июля 2007 г. №254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»;
— Приказ от 20 июля 2007 г. № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»;
— Приказ от 20 июля 2007 г. № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
Нормативно-правовая база Государственной кадастровой оценки земель была заложена постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 № 945, в котором устанавливалась необходимость проведения ГКО земель всех категорий. В его развитии вышло постановление Правительства от 08.04.00 № 316, утвердившее Правила проведения Государственной кадастровой оценки земель .
Согласно этим правилам Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка сельско-хозяйственных угодий вне черты городских и сельских населенных пунктов и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.
Кроме того, была разработана нормативная методическая база кадастровой оценки :
1) для государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения:
а) Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельско -хозяйственного назначения, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 № 445;
2) для государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов:
а) Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 3 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» внесены изменения в положения Методических указаний, в том числе выделены в отдельную группу виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.17);
3) для государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения:
а) Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденная приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 № П/49;
4) для государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений:
а) Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 26.08.2002 № П/307;
5) для государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов:
а) Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 138;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6) для государственной кадастровой оценки земель лесного фонда:
а) Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда, утвержденная приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/336;
7) для государственной кадастровой оценки земель водного фонда:
а) Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2005 № 99;
8) для оценки земель с целью определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков:
а) Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222;
9) документы, регламентирующие проведение оценки рыночной стоимости земельных участков.
В 2014 году ученые Финансового университета при Правительстве Российской Федерации подготовили доклад для Правительства Российской Федерации, в котором обосновали необходимость принятия
в срочном порядке специального закона о государственной кадастровой оценке недвижимости. Связано это с тем, что необходимо было согласовать требования гражданского, налогового, земельного и иного законодательства, противоречия между которыми применительно к кадастровой оценке недвижимости невозможно было разрешить подготовкой и принятием каких-либо подзаконных актов. Это касалось таких вопросов, как, например:
— содержательное определение понятия «кадастровая стоимость недвижимости»;
— порядок разделения движимого и недвижимого имущества, а также единого объекта недвижимости на земельные участки и объекты капитального строительства для целей их раздельного налогообложения;
— система взаимоотношений государственных и муниципальных органов в части создания единой базы данных для государственной кадастровой оценки;
— правила учета налога на добавленную стоимость при оценке объектов капитального строительства и т.д.
3 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке 4 . Закон вступил в силу с 1 января 2017 года (кроме статьи 19 о внеочередной государственной кадастровой оценке).
2017 год принес кардинальные изменения в системе кадастровой оценки объектов недвижимости, проводимой государством для формирования налоговой базы.
Кадастровая оценка — это установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Ключевое отличие кадастровой стоимости от рыночной — в использовании методов массовой оценки. Из-за этого влияние индивидуальных характеристик конкретного объекта оценки неизбежно будет усреднено и сглажено используемым массивом статистики.
Формирование кадастровой стоимости в 2017 году осуществляется уже по новым правилам. С января 2017 года вступил в си-
лу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Принятие данного нормативного правового акта совпало с применением еще одного важного документа — Федерального закона от 07.07.2016 № 360-ФЗ, которым были приостановлено действие ст. 24.12-24.17 Закона «Об оценочной деятельности».
Суть нововведений заключается в детальной регламентации процедур и мероприятий, в ходе которых будет определяться кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Именно совокупность таких процедур и мероприятий входит в понятие государственная кадастровая оценка.
Помимо установления общих и частных правил определения кадастровой стоимости, ее показатели на ближайшие три года будут формироваться с учетом следующих особенностей, предусмотренных Законом № 360-ФЗ:
начиная с января 2017 года, используется з начение стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, либо более позднее значение, если оно составляло меньшую величину;
с января 2017 года субъекты РФ будут иметь право устанавливать новые значения кадастровой стоимости только при условии создания специализированного бюджетного учреждения и комиссий по урегулированию споров о результатах расчета кадастровой стоимости;
до тех пор, пока региональные власти не создадут указанные органы, будет применяться наименьшее значение кадастровой стоимости за период с 2014 по 2016 годы.
Так как от показателя кадастровой стоимости напрямую зависят поступления в региональный бюджет от налоговых и арендных платежей, очевидно, что для органов власти субъектов РФ переход на новые правила оценки необходимо осуществить как можно скорее.
Требования Федерального закона № 237 -ФЗ обязывают субъекты РФ изменить систему и порядок проведения кадастровой оц енки объектов недвижимости путем создания специализированных бюджетных учреждений. Даже если процедура создания указ анных организаций пройдет в кратчайшие сроки, проведение государственной оценки объектов приведет к введению новых значений стоимости только в следующем году.
Закон № 237-Ф3 прежде всего направлен на изменение организационного механизма установления кадастровой стоимости. Создание специализированного государственного бюджетного учреждения для проведения всего комплекса работ по ГКО в каждом субъекте Российской Федерации позволит системно организовать эту работу.
Новый закон направлен на совершенствование процедур определения кадастровой стоимости, так как ранее действующая система предусматривала проведение массовой кадастровой оценки физическими лицами, которые привлекались на конкурсной основе заказчиками работ по определению кадастровой стоимости, т.е. исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Данная система провоцировала «размывание» ответственности между заказчиком работ и исполнителем, т.е. оценщиком.
Новый закон предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков, т.е. передачу полномочий государственным бюджетным учреждениям, которые будут определять кадастровую стоимость на постоянной основе (статья 6 Закона об оценке) .
Кроме проведения массовой оценки бюджетные учреждения должны определять кадастровую стоимость каждого объекта недвижимости при его постановке на государственный кадастровый учет (ГКУ), а также при изменении характеристик объекта, влияющих на размер кадастровой стоимости, т.е. изменении площади, разрешенного использования, назначения, категории (статья 7 Закона об оценке) .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Список объектов, подлежащих оценке, формируется органами Росреестра (статья 13) .
Оценка проводится не чаще одного раза в три года (исключение — города федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. Внеочередная кадастровая оценка проводится в случае оспаривания кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости не менее чем по 30 % объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации (статья 11) .
Важным моментом является то положение, что работники бюджетного учреждения не вправе устанавливать рыночную стоимость для оспаривания кадастровой стоимости (часть 2 статьи 7). Таким образом, исключается еще одна коррупционная составляющая.
Бюджетное учреждение обязано исправлять единичные, а также системные ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, при этом изменение кадастровой стоимости допускается только в сторону понижения. Кроме того, бюджетные учреждения обязаны давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости (статьи 20) .
Теперь кадастровая стоимость будет определяться по единой методике, что повысит качество и обеспечит единообразие определения кадастровой стоимости. Расширится и упростится возможность для оспаривания оценки (статья 22) . Ожидается, что с введением и применением Закона об оценке увеличится поступление налогов. Причем, увеличение должно произойти не в результате увеличения кадастровой стоимости или размера налоговых сборов, а в связи с вовлечением в хозяйственный оборот большего количества объектов недвижимости, ранее находившихся в тени, а также правильной их кадастровой оценки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
4. Лобенко А., Ширина Н.В. Использование кадастровой информации для повышения эффективности системы налогообложения на примере объектов недвижимости
г. Белгорода / В кн.: Материалы международной студенческой научной конференции 2015. С. 175.
6. Ширина Н.В., Затолокина Н.М., Зенина Д.С. Исследование результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и оценка эффективности налогообложения // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 3. С. 228-231.
req=doc&base=LAW&n=201501&fld=134&dst= 1000000001,0 =0.35842714070548176#0.
8. Кара К.А., Ширина Н.В. Наполненность государственного кадастра недвижимости сведениями о границах и зонах Белгородской области // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 12. С. 215-221.
req=doc&base=LAW&n=200504&fld=134&d st=1000000001,0&md=0.05187391540853703 #0.
12. Приказ Минэкономразвития России
req=doc&base=LAW&n=180061&rnd=244973 .2338611532&dst=100009&fld=134#0.
16. Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель: постановление Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316. Режим доступа: http:// www.consultant.ru
18. Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов: приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39. Режим доступа: http://www.consultant.ru
19. Хомин В.С., Калачук Т.Г. Особенности ведения единого государственного реестра недвижимости, на территории республики Крым и города Севастополь // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. № 8. С. 230-232.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
20. Ширина Н.В., Калачук Т.Г. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и зонах Краснодарского
края // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С. 219-223.
21. Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://consultant.ru.
req=doc&b ase=LAW&n=201501&fld=134&dst
=1000000001,0&rnd
=0.35842714070548176#0.
im. V.G. Shuhova. 2016. № 12. S. 215-221.
req=doc&base=LAW&n=208507&rnd =244973. 123 7425415&dst=100009&fld=134#0.
req=doc&b ase=LAW&n= 181651&rnd=244973 .126512967&dst=100008&fld=134#0.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
21. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul’tant Plyus». Rezhim dostupa: http:// consultant.ru.
THE LEGAL AND REGULA TORY FRAMEWORK OF REAL ESTATE PROPERTIES’ CADASTRAL APPRAISAL
Kalachuk T.G.
Key words: cadastral value, real estate property, State Real Estate Cadastre, mass appraisal method, market value.
С 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Сахалинской области в соответствии со статьей 1 Закон Сахалинской области от 14 ноября 2014 г. № 70-ЗО «Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Сахалинской области».
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно положениям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется для объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, при проведении государственной кадастровой оценки, а также при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113.
Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляются бесплатно в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости по запросам любых лиц.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 27 февраля 2010 г. № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» для получения вышеуказанных сведений соответствующий запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, необходимо представить одним из следующих способов:
1. обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области или многофункциональный центр;
2. посредством почтового отправления;
3. в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;
4. воспользовавшись единым порталом государственных и муниципальных услуг;
5. также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования и иных технических средств связи.