Коллегиальный орган Центрального банка РФ (Банка России), который образуется в соответствии с ст. 12 Федерального закона от 10 июля 2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В состав Н. б. с. входят 12 человек: 2 направляет СФ из числа членов СФ, 3 — ГД из числа депутатов ГД, 3 — Президент РФ, 3 — Правительство РФ. В состав Н. б. с. входит также Председатель Центрального банка РФ. Отзыв членов Н. б. с. осуществляется органом государственной власти, направившим их в его состав. Члены Н. б. с. (за исключением Председателя Центрального банка РФ) не работают в Центральном банке РФ на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Н. б. с. избирается членами совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Н. б. с. Решения Н. б. с. принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов при кворуме в 7 человек. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим. Н. б. с. заседает не реже 1 раза в квартал. В компетенцию Н. б. с. входят: рассмотрение годового отчета Центрального банка РФ; рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; решение вопросов, связанных с участием Центрального банка РФ в капиталах кредитных организаций; утверждение на основе предложений Совета директоров расходов Центрального банка РФ на каждый год; назначение главного аудитора Центрального банка РФ и рассмотрение его докладов; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Центрального банка РФ; внесение в ГД предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений и т. д.
Соколова Э. Д., Фомин В. Н.
ТУШИВВРСВИТРВТт3/^ Правовое положение Банка России в современных условиях СЭ^Э
имани QE. Кутафина (МГЮА]
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматривается правовое положение Банка России. Авторы изучают контрольные функции Центрального банка Российской Федерации, в том числе по валютному контролю, контролю за финансовыми рынками, банковскому надзору. В статье исследуется сущность Банка России, его сложная правовая форма. Также авторы рассматривают изменения в правовом регулировании Центрального банка Российской Федерации со времен СССР по настоящее время.
Ключевые слова: Банк России, Центральный банк Российской Федерации, банки, валютное регулирование, валютный контроль, национальный финансовый совет, финансовые рынки, мегарегулятор. легализация (отмывание) преступных доходов, банковская система.
Правовую основу банковской системы России в условиях рыночной экономики заложили два закона РСФСР: «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»1 и «О банках и банковской деятельности в РСФСР»2, оба закона были приняты 2 декабря 1990 года. В связи с распадом СССР Банк России становится правопреемником Го -сударственного банка СССР в части всех его активов и пассивов, а также имущества на территории РСФСР и является главным банком Российской Федерации. В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации закрепляется, что «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Н. И. Химичева уже в 1995 году отмечала, что «на Центральный банк как орган государ-
1 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1990. № 27. Ст. 356.
2 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1990. № 27. Ст. 357.
Эльвира
Дмитриевна
СОКОЛОВА,
доктор
юридических наук, профессор кафедры налоговое право ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Владимир
Николаевич
ФОМИН,
аспирант кафедры налоговое право ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
© Э. Д. Соколова, 2014
© В. Н. Фомин, 2014
_ ввсвдпее
86 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ственного управления возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. При этом он вправе применять к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. Центральный банк Российской Федерации осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении»3. Н. А. Куфакова, рассматривая правовое положение Центрального банка Российской Федерации также отмечала, что «как орган государственного управления Центральный банк наделен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган. Прежде всего, он осуществляет государственное регулирование деятельности коммерческих банков различных видов и других кредитных учреждений»4.
В настоящее время в юридической литературе идет оживленная дискуссия о правовой природе ЦБ РФ, при этом высказываются самые различные точки зрения. Особо активно дискутируют представители конституционного, административного и гражданского права5. Научные дискуссии по этой проблеме вызваны существенными особенностями правового положения ЦБ РФ. Являясь главным банком Российской Федерации, Центральный банк, с одной стороны, наделен правами юридического лица, в связи с чем он может вступать в гражданские правоотношения, а с другой — он наделен, как орган государственного управления властными полномочиями в области организации денежно-кредитного обращения и т.д. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает его председателя. При этом необходимо подчеркнуть, что в пределах своих полномочий Центральный банк независим в своей деятельности, что отмечает Н. И. Химичева, типично для современных экономически развитых государств6. Однако, по словам Н. А. Куфаковой: «В реальной действительности независимость Банка России от Правительства Российской Федерации является относительной. Они совместно вырабатывают кредитно-денежную политику Российской Федерации и претворяют ее на практике»7.
Прошедшие годы развития России после распада СССР, международных финансовых кризисов 1998 года и 2008 года подтвердили необходимость усиления управленческого начала в деятельности ЦБ РФ для поддержания стабильности банковской системы. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ8 явился компромиссом в решении проблемы усиления или ограничения независимости Банка России. В этой связи достаточно сравнить закон РСФСР: «О Центральном банке РСФСР (Банке
Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Изд-во БЕК, 1995. С. 98.
Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России : учебник. М. : ТЭИС, 1995. С. 181.
См.: Неверова Н. В. К вопросу о правосубъектности Банка России как государственного органа // Ученый, Наставник, Личность … / под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. С. 188—198 ; Куприянова Н. А. Формирование и соотношение частных и публичных интересов в сфере правового регулирования банковской деятельности / О. Ю. Бакаева . Соотношение частных и публичных интересов: теория и практика отраслевого правового регулирования / под общ. ред. О. Ю. Бакаевой. Саратов, 2011. С.128—161.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Изд-во БЕК, 1995. С. 69.
Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России : учебник. М. : ТЭИС, 1995. С. 180.
СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
Соколова Э. Д., Фомин В. Н. 87
ТУШИВВРСВИТРВТт3/^ Правовое положение Банка России в современных условиях 8/
имани П.Е. Кутафина (МГЮА]
России)» от 2 декабря 1990 года (в редакции ФЗ от 14 апреля 1995 года) с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» хотя бы в части формирования и функционирования Национального банковского совета. Из консультативного органа Центрального банка Российской Федерации он превратился в основной коллегиальный орган ЦБ РФ, решающий важные вопросы его функционирования, такие как, например: рассмотрение годового отчета Банка России; утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год: общего объема расходов на содержание служащих Банка России, общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, общего объема капитальных вложений, общего объема прочих административно-хозяйственных расходов; решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России исполнения сметы расходов Банка России; определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России; внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; и т.д.
Изменились не только функции Национального банкового совета, но и кардинально изменился его состав, в который в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ направляются: двое — Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Сложности развития экономики страны, необходимость повышения уровня жизни населения, вступление в ВТО и принятие мер по защите национального производителя, Евразийская интеграция, проблемы уклонения от уплаты налогов, неблагоприятной налоговой практики и агрессивного налогового планирования, противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и другие вопросы, стоящие перед нашим обществом, требуют совершенствования правового регулирования, в первую очередь, в области финансов. Этим можно объяснить коренные преобразования в правовом регулировании управления финансовыми потоками, произошедшие в 2011—2013 годах. Серьезные изменения произошли и в правовом положении Банка России, сфера деятельности которого расширилась, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контро- в
лю и надзору в сфере финансовых рынков»9, упразднением10 Федеральной службы К
по финансовым рынкам и предшествующим присоединением11 Федеральной службы О
страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам. Р
Й
СЗ РФ. 2013. № 30. Ч. I. Ст. 4084.
Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013, № 30 (часть II). Ст. 4086. С
Указ Президента Российской Федерации от04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию °
государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // СЗ
РФ. 2011. № 10. Ст. 1341. НАУКИ
ввсвдпее
88 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Федеральный закон № 251-ФЗ в средствах массовой информации называют законом «о мегарегуляторе». Сам термин «мегарегулятор» не получил законодательного закрепления, но в ряде научных публикаций12 «мегарегулятором» именуется Банк России.
В соответствии с названным Федеральным законом в целях совершенствования регулирования в сфере финансового рынка Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору в указанной сфере, а также внесены изменения в Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации и 57 иных федеральных законов. Указанным законом расширены цели и функции Банка России. В настоящее время к целям Банка России дополнительно отнесены: развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Его функции дополнены функцией по разработке и проведению во взаимодействии с Правительством Российской Федерации политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации. В части контроля к функциям Банка России отнесены, в частности, функции: по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; по осуществлению контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах и др.
Национальный банковский совет Банка России преобразован в Национальный финансовый совет, и его компетенция расширена в соответствии с новыми целями и функциями Банка России. К ней, в частности, отнесены: рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка Российской Федерации; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам, регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций.
Как отмечалось ранее, Банк России вправе вступать в гражданские правоотношения, в том числе те, результатом которых может быть получение прибыли, но с другой стороны, он наделен определенными властными полномочиями. Предполагая неизбежность возникновения в деятельности Банка России конфликта интересов при осуществлении возложенных на него функций, Федеральным законом № 251-ФЗ законодатель возложил на Банк России обязанность разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению такими конфликтами интересов. Рассмотрение политики по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Банком России функций, предусмотренных федеральными законами, которую на рассмотрение представляет Совет директоров Банка России, и дача рекомендаций по указанной политике, отнесено к компетенции Национального финансового совета.
Необходимо отметить, что одновременно с расширением функций и полномочий Банка России в сфере финансовых рынков, как следствие, произошло расширение полномочий Банка России и в сфере противодействия легализации преступных доходов. Это следует из положений Федерального закона № 251-ФЗ и Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»13. Первый из указанных законов ввел новую категорию организаций — «некредитные финансовые орга-
СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.
Соколова Э. Д.. ^Ромин В. Н. ^^^^
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Правовое положение Банка России в современных условиях
имани П.Е. Кутафина (МГЮА]
низации» и уточнил категорию «финансовая организация»14. Кроме того, определил Банк России как орган, осуществляющий регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности (статья 14), и уточнил перечень финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации (статья 23).
Большинство типов (видов) организаций, которые в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ являются субъектами режима противодействия легализации преступных доходов и выполняют делегированные государством публичные функции15, относятся к категориям «некредитные финансовые организации» и «финансовая организация, поднадзорная Банку России». В сфере противодействия легализации преступных доходов контроль за исполнением юридическими лицами Федерального закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не останавливаясь на детальном изучении содержания и соотношения понятий «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» и «в соответствии с федеральными законами», которое требует отдельного исследования, необходимо отметить следующее. В сфере финансовых рынков и (или) сфере соответствующей деятельности Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в соответствии с федеральными законами за деятельностью некредитных финансовых организаций, в состав которых входят организации, оставляющие большинство в перечне типов (видов) организаций, отнесенных Федеральным законом № 115-ФЗ к категории организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом в сфере противодействия легализации преступных доходов Банк России осуществляет нормативное регулирование (самостоятельно либо по согласованию с уполномоченным органом — Росфинмониторингом) деятельности только кредитных организаций.
Следует также обратить внимание на соотношение целей, определенных новой главой Х.1. «Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков» Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»16, и целей Федерального закона № 115-ФЗ.
Так целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуаци-
Категория «финансовая организация» см. Федеральный закон от 26.10.2002. № 127-ФЗ (в т
редакции Федерального закона от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ) «О несостоятельности
Л Ч
конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434. Е
См. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : С
монография. М., 2010. С. 90. К
Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10
июля 2002 года № 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; СЗ РФ. 2013. № 30. Ч. I. Ст. 4084. НАУКИ
__ ввоинин
90 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг)17.
Федеральный закон № 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма18 .
Общность целевых установок приведенных законов позволяет говорить о необходимости обеспечения единообразия не только организационно-управленческих, но и правовых подходов для достижения максимальной эффективности в их реализации.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, целесообразно наделить Банк России в сфере противодействия легализации преступных доходов в отношении некредитных финансовых организаций, являющихся организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, не только полномочиями по контролю за соблюдением Федерального закона № 115-ФЗ в соответствующей части, но и полномочиями по нормативному регулированию, как в случае с кредитными организациями.
Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.
Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк — самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России — защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.
В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.
За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.
В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.
Глава 3 — об органах управления Банка России — Национальном финансовом совете, председателе банка, совете директоров — и их функциях.
Глава 4 — о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.
Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.
Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.
Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики — сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.
Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.
Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.
Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.
В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.
Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.
В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.
Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.
Глава 16 — заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.
Совет директоров Банка России принял решение:
1. В целях применения Указания Банка России от 22 февраля 2017 года № 4298-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов» (далее — Указание) установить следующие уровни кредитных рейтингов:
1.1. В отношении активов, находящихся на территории Российской Федерации:
в соответствии с абзацем четвертым подпункта 7.7 пункта 7 Указания для эмитентов облигаций с ипотечным покрытием — «ruААА» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АО «Эксперт РА» либо «ААА(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АКРА (АО), для выпусков облигаций с ипотечным покрытием — «ААА(ru.sf)» по национальной рейтинговой шкале сектора структурированного финансирования для Российской Федерации АКРА (АО);
в соответствии с пунктами 5 и 6 приложения к Указанию — уровни кредитных рейтингов с верхней границей «ruВВВ» и нижней границей «ruВВ» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АО «Эксперт РА» либо уровни кредитных рейтингов с верхней границей «ВВВ(RU)» и нижней границей «ВВ(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АКРА (АО);
в соответствии с другими нормами Указания — «ruВВ» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АО «Эксперт РА» либо «BB(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АКРА (АО).
1.2. В отношении активов, кроме указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего решения (иностранные объекты рейтинга):
в соответствии с абзацем вторым подпункта 7.2 пункта 7 Указания для эмитентов (выпусков) ценных бумаг либо поручителей (гарантов) по таким ценным бумагам — «B-» по международной рейтинговой шкале S&P Global Ratings либо «В3» по международной рейтинговой шкале Moody’s Investors Service либо «B-» по международной рейтинговой шкале Fitch Ratings;
в соответствии с пунктами 5 и 6 приложения к Указанию — уровни с верхней границей «В+» и нижней границей «В-» по международной рейтинговой шкале S&P Global Ratings либо с верхней границей «В1» и нижней границей «В3» по международной рейтинговой шкале Moody’s Investors Service либо с верхней границей «В+» и нижней границей «В-» по международной рейтинговой шкале Fitch Ratings;
в соответствии с другими нормами Указания — «B-» по международной рейтинговой шкале S&P Global Ratings либо «В3» по международной рейтинговой шкале Moody’s Investors Service либо «В-» по международной рейтинговой шкале Fitch Ratings.
2. Использовать для целей настоящего решения следующие виды кредитных рейтингов иностранных кредитных рейтинговых агентств:
кредитные рейтинги иностранного кредитного рейтингового агентства Fitch Ratings — рейтинг дефолта эмитента (Issuer Default Rating), рейтинг финансовых обязательств корпоративных эмитентов (Corporate Finance Obligations), долгосрочный рейтинг государственного финансирования, а также финансирования в мировой инфраструктурной сфере (Public finance and global infrastructure obligations);
кредитные рейтинги иностранного кредитного рейтингового агентства S&P Global Ratings — кредитный рейтинг эмитента (Issuer Credit Rating), долгосрочный кредитный рейтинг долгового обязательства (Long-Term Issue Credit Rating);
кредитные рейтинги иностранного кредитного рейтингового агентства Moody’s Investors Service — рейтинг эмитента (Issuer Rating), корпоративный рейтинг (Corporate Family Rating), рейтинг долгосрочных долговых обязательств (Long-Term Obligation Rating), рейтинг банковского депозита (Bank Deposit Rating). Корпоративный рейтинг (Corporate Family Rating) применяется в отношении эмитента только в случае, когда указанный кредитный рейтинг присвоен непосредственно данному эмитенту.
3. Использовать для целей настоящего решения следующие виды кредитных рейтингов кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО) и АО «Эксперт РА»:
АКРА (АО) — кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале сектора структурированного финансирования для Российской Федерации;
АО «Эксперт РА» — кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, кроме рейтингов финансовой надежности страховых компаний и рейтингов финансовой надежности страховых компаний, специализирующихся на страховании жизни.
4. Применять настоящее решение со дня опубликования информации о нем на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. С даты вступления в силу настоящего решения признать утратившим силу опубликованное на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 15 ноября 2018 года решение Совета директоров Банка России от 7 ноября 2018 года об уровнях кредитных рейтингов, устанавливаемых в соответствии с Указанием Банка России от 22 февраля 2017 года № 4298-У (протокол № 34), с изменениями.
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.