Вахта или командировка?

Главная — Статьи

Как правило, с целью проведения работ в местности, отдаленной от расположения организации, применяется вахтовый метод работы. Но такой порядок оправдан не всегда. Зачастую целесообразнее оформить такой порядок направления работников для выполнения работ как служебную командировку. Но для этого следует обратить внимание на ряд важных моментов.

Нормативы позволяют

Раньше, когда действовала только Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее – Инструкция № 62), такой способ отправки работников на работу, как командировка, был затруднен.

Дело в том, что, согласно пункту 4 Инструкции № 62, срок командировки работников определялся руководителями организаций, однако он не мог превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.
А продолжительность командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должна была превышать одного года (для таких работ был установлен специальный предельный срок, 40-дневный лимит на них не распространялся).

Финансисты и налоговики однозначно полагали, что если срок командировки сотрудника превышает 40 дней, то это должно рассматриваться не как направление в командировку, а как перевод на работу в другую местность (изменение места работы). Ведь нахождение работника в командировке в течение срока, превышающего установленный, приводит к невозможности исполнения им своих трудовых обязанностей в месте работы, указанном в трудовом договоре. И тогда получается, что фактически свои трудовые обязанности человек исполняет в месте командировки.

Данная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 28 сентября 2007 г. № 03-04-06-01/335, от 12 января 2007 г. № 03-04-06-01/1, а также в письмах УФНС России по г. Москве от 3 июля 2007 г. № 20-12/062183 и УМНС России по г. Москве от 15 октября 2003 г. № 26-12/57647.
Это означало, что у такого работника не может быть командировочных расходов.

Но постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 устранило эту проблему. В утвержденном им Положении об особенностях направления работников в служебные командировки (далее – Положение № 749) ограничение срока командировки было полностью снято. В пункте 4 Положения № 749 сказано, что срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (для строителей иных условий не установлено).

Заметим, что Инструкция № 62 применяется лишь в части, не противоречащей более поздним нормативным актам – Положению № 749 и приказу Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. № 739н «Об утверждении Порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы» (разъяснения по применению Инструкции № 62 приведены в письме Минтруда России от 14 февраля 2013 г. № 14-2-291).

Кстати, в Трудовом кодексе РФ никаких ограничений на срок командировки не было и нет.

Командировка и вахта: различия

Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ).

Вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено их ежедневное возвращение к месту постоянного проживания.

Такое определение дано в статье 297 Трудового кодекса РФ, и в ней же уточнены условия применения этого метода.

Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания сотрудников или местонахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями. Работники, привлекаемые к работе вахтовым методом, в период нахождения на объекте проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности персонала во время выполнения работ и междусменного отдыха. Или в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

Если сравнить два этих понятия, то может показаться, что вахта представляет собой всего лишь разновидность командировки. Но это не так, различия есть. Командировка – это выполнение поручения. Вахта – особая форма организации работы.

Вследствие этого риск того, что налоговики потребуют переквалифицировать длительные командировки в вахтовый метод работы, достаточно высок (см., например, постановление ФАС Московского округа от 14 января 2003 г. по делу № КА-А40/8830-02). И хотя в приведенном документе суд не согласился с доводами налоговой инспекции, возможность возникновения налогового спора по этому вопросу не исключена.

Обособленное подразделение

Другая опасность – налоговики могут объявить такой порядок проведения работ обособленным подразделением компании.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Какое количество дней в каждом месяце компания осуществляет свою деятельность вне своего местонахождения, значения не имеет.

Понятие рабочего места дано в статье 209 Трудового кодекса РФ.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно контролируется работодателем.

Финансовое ведомство при рассмотрении вопросов о необходимости создания обособленного подразделения ссылается на арбитражную практику – постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2006 г. № Ф08-6161/2006-2552А и от 21 сентября 2006 г. № Ф08-4234/2006-1814А.

В них указано, что под оборудованностью стационарного рабочего места надо понимать создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном фирмой стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по местонахождению его обособленного подразделения.

Конкретные рекомендации тут дать сложно, потому что решение о том, возникает у компании обособленное подразделение в месте проведения работ или нет, зависит от многих нюансов.

Так, по мнению некоторых арбитров, направление работника в командировку отнюдь не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения фирмы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2006 г. по делу № А05-3741/2006-29).

В письмах Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-02-07/1/18634, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176 финансисты с этим не спорят, подтверждая, что если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает (правда, речь в них идет не о строительстве).

Хотя в письме от 4 мая 2007 г. № 03-02-07/1-216 они говорят, что если работники компании свыше месяца работают на объекте, не принадлежащем этой организации, то она должна встать на учет в налоговой инспекции по местонахождению такого объекта как по местонахождению обособленного подразделения.

Чтобы решить эту проблему на практике, налогоплательщику следует обратиться в местную налоговую инспекцию, которая обязана на основании пункта 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ принять решение о наличии или об отсутствии обособленного подразделения на основании полученных от компании сведений.

Но учтите: если компания будет вынуждена признать создание в месте проведения работ обособленного подразделения, а срок командировки окажется достаточно продолжительным, велика вероятность того, что придется признать и ведение работ вахтовым методом.

Обратите внимание! По мнению арбитров, направление работника в командировку не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения фирмы. В то же время при наличии сомнений в необходимости регистрации обособленного подразделения компании следует обратиться в налоговый орган, который примет решение исходя из конкретных обстоятельств.

Возможный вариант

Направление в командировку оправданно, в частности, в том случае, когда компания не ведет стройку целиком и полностью сама, а отправляет свой персонал для выполнения каких-то отдельных этапов строительства на объекте заказчика.

Тогда, во-первых, нет смысла говорить об образовании обособленного подразделения компании в месте этой стройки, так как работники выполняют работу на чужом объекте и их рабочее место фактически не находится под контролем их непосредственного работодателя, а ведь это важная часть понятия «рабочее место».

Во-вторых, довольно часто жильем в этом случае работников обеспечивает принимающая сторона. Что также не соответствует определению вахтового метода работы.

Пример

ООО «Строймонтаж» из г. Воронежа отправляет своих работников в 40-дневную командировку в г. Орел для производства строительно-монтажных работ на сооружаемом объекте. Заказчик оплачивает только выполняемые работы. Командировочные расходы несет фирма-исполнитель.

Работникам выписали командировочное удостоверение и служебное задание. Через два дня после возвращения ими были представлены авансовый отчет, документы, подтверждающие затраты на проезд и проживание, а также отчет о выполненной работе.

Суточные выплачивались из расчета 500 руб. в день. Расходы на проживание составили 10 000 руб. на человека, а затраты на проезд (в обе стороны) – 3210 руб. на человека. Остаток выданного перед поездкой аванса был возвращен в кассу.

Бухгалтер ООО «Строймонтаж» отразил операции следующими проводками (для упрощения примера НДС не приводим, но напоминаем, что при наличии документов, оформленных надлежащим образом, он выделяется со стоимости проезда и оплаты проживания и принимается к вычету):

Дебет 71 Кредит 50

– 40 000 руб. – выдан аванс каждому командированному работнику;

Дебет 20 Кредит 71

Дебет 50 Кредит 71

– 6790 руб. (40 000 – 33 210) – остаток аванса внесен в кассу организации.

Командировка и зарплата

На основании статьи 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку, кроме возмещения связанных с ней расходов, ему гарантируется сохранение места работы или должности и среднего заработка.

Таким образом, командированному сотруднику сохраняется средний заработок по месту работы на время командировки, а также выплачиваются суточные за дни нахождения в командировке. Обязанность по выплате работнику среднего заработка и суточных лежит на работодателе, то есть на компании, направившей его в командировку.

Уточним, что платить зарплату за время командировки в обычном порядке нельзя, это противоречит нормам трудового законодательства (другими словами, следует учесть, что зарплата и средний заработок – не одно и то же).

Обратите внимание: по правилам статьи 316 Трудового кодекса РФ районные коэффициенты к зарплате положены сотрудникам организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Иначе говоря, в данном случае законодатель придает значение местонахождению самого работодателя. И если он находится в месте, где повышающие коэффициенты к заработной плате не установлены, то она выплачивается без их учета. Даже когда работники командированы на территорию, где такие коэффициенты применяются.

Есть только одно исключение. Согласно статье 302 Трудового кодекса РФ, работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

То есть в таких ситуациях вахта имеет преимущество перед командировкой (в отношении оплаты труда работников).

За текущий год порядок возмещения командировочных расходов менялся дважды. С 23 марта вступило в силу общее для всех командировок (заграничных и по Республике Беларусь) Положение N 176. Для целей возмещения командировочных расходов водители были разделены на тех, которые осуществляют международные автомобильные перевозки для собственных нужд организации, и осуществляющих иные перевозки. Для этих групп водителей был определен разный порядок расчета суммы возмещаемых расходов. При этом трудности представляли критерии, согласно которым водителей следовало делить на указанные группы.

С 7 сентября в силу изменений, внесенных в Положение N 176, больше не требуется разбираться в нюансах конкретной автомобильной перевозки: международная она или нет, для собственных нужд организации или иная. Сейчас ориентиром выступают характеристики транспортного средства, которым управляет командированный водитель.

Ответим на вопросы о нынешнем порядке возмещения командировочных расходов водителям.

1. В каком случае командировочные расходы водителю следует рассчитывать, как обычному работнику, а когда — по правилам гл. 7 Положения N 176?

Теперь достаточно определить, является ли автомобиль, за рулем которого конкретный водитель направлен в командировку, служебным или специальным легковым или транспортным средством органов системы обеспечения национальной безопасности. Если ответ «Да», то независимо от того, является ли командировка зарубежной или по территории Республики Беларусь, командировочные расчеты с водителем производятся, как с обычными работниками, — по правилам гл. 2 — 4. И, наоборот, если командированный водитель управляет иным автомобилем (например, грузовым или автобусом), то вместо суточных и расходов по найму в качестве компенсации расходов ему согласно правилам гл. 7 полагается общая выплата <*>.

Справочно
Определения служебного и специального легковых автомобилей (пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя) приводятся в нескольких нормативных документах <*>:
служебный легковой автомобиль — легковой автомобиль, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в том числе для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица;
специальный легковой автомобиль — легковой автомобиль, предназначенный для выполнения возложенных на юридическое лицо задач и функций, укомплектованный специальным технологическим оборудованием и (или) имеющий специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения.
Полагаем, что аналогичная их трактовка оправдана и для целей возмещения командировочных расходов водителям.

Пример

Ситуация 1. Румянцев А.Н. направлен в командировку в г. Москву в качестве водителя служебного легкового автомобиля для перевозки трех сотрудников организации к месту проведения выставки.

Ситуация 2. Маршал Е.Ф. направлен в командировку в г. Новозыбков в качестве водителя служебного легкового автомобиля для доставки маловесного груза (швейные изделия).

Ситуация 3. Князев И.Г. направлен в командировку в г. Минск в качестве водителя грузового автомобиля для перевозки груза (мебель). Вместе с ним на этом автомобиле в командировку следует рабочий-монтажник.

В первых двух ситуациях исходим из того, что перевозки осуществляются водителями на служебных легковых автомобилях. Тот факт, что во второй ситуации таким автомобилем перевозится груз, роли не играет, поскольку это не изменяет характеристики автомобиля. Значит, командировочные и Румянцеву А.Н., и Маршалу Е.Ф. возмещаются по общеустановленным правилам, то есть исходя из норм гл. 2 — 4 Положения N 176.

В третьей ситуации водитель Князев И.Г. следует в командировку за рулем грузового автомобиля, соответственно расчет командировочных расходов производится по правилам гл. 7 Положения N 176.

Отметим, если рассматривать возмещение расходов по найму, то ключевым отличием является следующий факт:

— водителям, которые подпадают под нормы гл. 7, указанные расходы в составе общей выплаты оплачиваются за все дни командировки, в том числе за время нахождения в пути <*>;

— прочим водителям, которые Положением N 176 приравниваются к обычным работникам, — только за период нахождения в месте командировки (при условии, что на эти цели работнику не выдана корпоративная карта) <*>.

Пример

Водитель направлен в командировку в г. Саратов на 5 дней (дни отъезда в командировку и прибытия из нее являются соответственно днями пересечения границы Республики Беларусь). В месте командировки он находился 3 дня/2 ночи. По возвращении из командировки документы, подтверждающие фактические расходы по найму, водитель не представил.

Ситуация 1. Он осуществляет перевозку пассажиров автобусом. Общая выплата для России установлена нанимателем в размере 50 евро.

Ситуация 2. Он следует за рулем служебного легкового автомобиля. Аванс выдан наличными.

В первой ситуации возмещение командировочных расходов производится работнику по правилам гл. 7, то есть ему полагается общая выплата в сумме 250 евро (50 евро x 5 дней). Даты прибытия в г. Саратов и убытия из него в расчет не принимаются.

Во второй ситуации возмещение расходов по найму производится водителю по правилам гл. 2 — 4, то есть в сумме 240 долл. США (120 долл. США x 2 ночи). Суточные возмещаются за все дни командировки в сумме 150 долл. США (30 долл. США x 5 дней). Итого работнику причитается 390 долл. США (240 долл. США + 150 долл. США).

2. Можно ли установить общую выплату разной величины в зависимости от таких критериев, как место командировки, ее продолжительность (многодневная/однодневная), профессиональные характеристики водителя (стаж, категория)?

Размер и порядок расчета общей выплаты водителям определяются нанимателем (целесообразно закрепить в локальном правовом акте, например в положении о командировках). Вместе с тем диапазон, в рамках которого может варьировать наниматель при установлении величин общей выплаты, законодательно ограничен, а именно за время нахождения <*>:

— в пределах Республики Беларусь — не более пятикратного размера суточных (45 руб.), но не менее однократной их величины (9 руб.);

— за время нахождения за границей — до 150 евро включительно, но не менее 25 евро.

В рамках командировок по Беларуси, а также за границу размер общей выплаты в отношении различных населенных пунктов (стран) командирования наниматель вправе установить как единым, так и отличающимся. Главное при этом — соблюсти вышеобозначенные диапазоны.

Пример

В положении о командировках ООО «Гродно-5» размер общей выплаты водителям установлен в следующих размерах, а именно за время нахождения:

в пределах Республики Беларусь: для областных центров и Минска — 45 руб., районных центров — 35 руб., остальных населенных пунктов — 25 руб.;

за границей: для России — 25 евро, г. Москвы — 80 евро, Украины — 50 евро.

Вместе с тем ряд критериев не может служить основанием установления в организации отличающихся размеров общей выплаты. К таковым относится в том числе продолжительность командировки (многодневная/однодневная). При командировании на один день общая выплата командированному водителю составляет 100% определенного нанимателем ее размера <*>. То есть согласно законодательству независимо от того, является ли командировка в один и тот же населенный пункт (страну) многодневной или однодневной, величина общей выплаты в расчете за день в любом случае должна совпадать.

Также критерием отличающейся общей выплаты не могут являться профессиональные характеристики конкретного водителя. В противном случае речь можно вести о дискриминации, поскольку право на возмещение командировочных расходов обусловлено гарантией, установленной законодательством, и не связано со спецификой трудовой функции, навыками и личностью работника <*>.

3. Водителю грузового автомобиля при направлении в загранкомандировку выдана корпоративная банковская карта для оплаты расходов, в том числе по найму жилья. Означает ли это, что направляющая сторона оплатила водителю жилое помещение и возмещение командировочных ему надлежит производить не в виде общей выплаты, а исходя из фактических документально подтвержденных расходов?

Возмещение командировочных расходов водителям грузовых автомобилей производится по правилам гл. 7 Положения N 176, а именно п. 37 — 44 <*>. То есть нормы п. 17 Положения N 176 в отношении указанных водителей не применяются.

Так, возмещение командировочных расходов этим работникам производится в виде общей выплаты, конкретный размер которой в установленном диапазоне определяет наниматель. При превышении фактических расходов над этой выплатой работникам возмещаются расходы по найму жилья по подтверждающим документам, но в пределах размеров, установленных приложениями 1 и 2 к Положению N 176, и суточные в размерах, установленных этими же приложениями <*>.

Отметим, сравнение сумм общей выплаты и документально подтвержденных фактических расходов по найму жилья следует производить за каждые сутки командировки (либо отдельный период), за которые представлены подтверждающие документы. Если в конкретные сутки (период) водитель на эти цели фактически израсходовал больше, чем причитающаяся сумма общей выплаты, то возмещение ему расходов по найму за эти сутки (либо период) производится в порядке, установленном п. 39 Положения N 176.

Выдача водителю грузового автомобиля корпоративной карты порядок возмещения командировочных расходов не изменяет.

Пример

Водитель направлен в командировку в г. Вильнюс на грузовом автомобиле с 07.10.2019 по 11.10.2019. Общая выплата установлена нанимателем в размере 50 евро за сутки. Работнику выдана корпоративная карта, на которую зачислен аванс, в том числе общая выплата 250 евро (50 евро x 5 суток). По возвращении из командировки водитель представил авансовый отчет и приложил документы, подтверждающие расходы по найму жилья за период с 08.10.2019 по 10.10.2019 на сумму 160 евро.

Размер общей выплаты за период с 08.10.2019 по 10.10.2019 составляет 150 евро (50 евро x 3 суток). Вместе с тем фактические документально подтвержденные расходы по найму жилья за указанный период превысили указанную сумму на 10 евро (160 евро > 150 евро), но при этом находятся в пределах размеров, установленных приложением 2 для г. Вильнюса (160 евро < 420 евро (140 евро x 3 суток)).

Соответственно работнику дополнительно к выплаченной сумме аванса в 250 евро следует доплатить:

— 10 евро за наем жилья;

— суточные исходя из размеров, установленных приложением 2, то есть 90 евро (30 евро x 3 суток).

Таким образом, итоговая сумма командировочных расходов, возмещаемая водителю, составит 350 евро (250 евро + 10 евро + 90 евро).

4. Водитель автобуса в рамках одного и того же командировочного дня находился на территории разных иностранных государств — России и Финляндии. Размер общей выплаты, установленный нанимателем за время нахождения водителя на территории России и стран Евросоюза, разный. Исходя из какого размера общей выплаты следует производить возмещение командировочных расходов за такой «пограничный» день?

Нормы гл. 7 не содержат правил для такой ситуации. Поскольку иного не установлено, то, полагаем, решение этого вопроса находится в компетенции нанимателя.

К примеру, ориентироваться можно на правила, установленные в отношении суточных для созвучного случая при командировании обычных работников. Так, предусмотрено, что при командировании работника в несколько иностранных государств в один день размер суточных определяется нанимателем исходя из наибольшего размера возмещения суточных, установленного для одного из этих государств <*>. Действовать подобным образом представляется допустимым и при командировании водителей, а именно предусмотреть производить возмещение командировочных расходов за такой «пограничный» день исходя из наибольшего размера общей выплаты.

Вместе с тем при принятии решения наниматель может учесть различные фактические обстоятельства, например время нахождения работника в каждом из мест командировки в этот день. Критерии принятия решения для таких случаев целесообразно закрепить в локальном правовом акте.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Оставьте комментарий