Содержание
- Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней», c изменениями и дополнениями от 01.10.2018
- Приказы ВАК о присуждении степени кандидата наук и выдаче диплома
- Часто задаваемые вопросы
- Приказы о присвоении ученого звания на сайте ВАК РФ
- Приказы о присвоении ученых степеней
- Кто может забрать диплом об присвоении степени или звания
- Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивационная готовность призывников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней», c изменениями и дополнениями от 01.10.2018
Последние самые важные изменения
c 1 октября 2018 года обновлен порядок присуждения ученых степеней кандидата наук и доктора наук. Приведены критерии, которым должна отвечать диссертация на соискание ученых степеней.
Прописаны процедуры представления, защиты диссертаций, а также лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций. Регламентировано, как Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России рассматривает диссертации и аттестационные дела.
Так, соискатель ученой степени представляет диссертацию только на бумажном носителе на правах рукописи. Формы научного доклада и монографии исключены.
Перечислены основания для отказа в приеме диссертации к защите. Среди них — использование заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник, результатов научных работ, выполненных соискателем в соавторстве, без ссылок на соавторов.
Уделено внимание размещению информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней, в сети «Интернет». Данную процедуру определяет Минобрнауки России. При этом установлено требование к опубликованию полного текста диссертации, сведений об оппонентах и их отзывов на диссертацию и др.
2 июня 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано Постановление от 29 мая 2017 года №650 «Об изменениях в порядке проведения защиты диссертаций на соискание учёных степеней», согласно которому иностранным гражданам, подготовившим диссертации на соискание учёных степеней, предоставляется право защиты на иностранном языке в организациях, где предусмотрена такая возможность. Данное Постановление было разработано Минобрнауки во исполнение поручения Правительства по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию 24 июня 2016 года в Санкт-Петербурге.
«Положение о присуждении учёных степеней» (далее – Положение) утверждено постановлением Правительства от 24 сентября 2013 года №842. Положением было определено, что защита диссертации должна проводиться на русском языке (при необходимости должен быть обеспечен синхронный перевод на другой язык). Диссертация и автореферат диссертации представляются в диссертационный совет на русском языке.
Подписанным постановлением в Положение внесено изменение, в соответствии с которым иностранным гражданам, подготовившим диссертации на соискание учёных степеней, может быть предоставлено право защиты на иностранном языке в организациях, где предусмотрена возможность такой защиты. При этом диссертация и автореферат диссертации представляются на русском и иностранном языках.
Перевод на русский язык документов, представляемых соискателем учёной степени в диссертационный совет, обеспечение услуг переводчика (при необходимости) в случае приглашения соискателя учёной степени на заседание Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России или экспертного совета такой комиссии обеспечиваются за счёт средств организации, в диссертационном совете которой проводится защита, или за счёт средств соискателя учёной степени по соглашению между ними. Принятое решение будет способствовать привлечению в российские образовательные и научные организации иностранных исследователей, позволит повысить конкурентоспособность этих организаций.
11 апреля 2016 года состоялось совещание Председателя Правительства РФ Д.Медведева с вице-премьерами. На нем были приняты изменения к «Положению о присуждении учёных степеней» (утверждено постановлением Правительства от 24 сентября 2013 года №842), подготовленные Минобрнауки в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и во исполнение поручения Правительства.
Подписанным постановлением в Положение внесены изменения, которые направлены на совершенствование процедур государственной системы научной аттестации с учётом практики применения. В частности, установлен трёхлетний срок действия заключения от организации, в которой выполнялась диссертация; увеличены сроки доступа в интернете к полному тексту диссертации на соискание учёных степеней; детализированы процедуры рассмотрения апелляций на решения диссертационных советов. Положение также дополнено двумя основаниями для отказа в приёме диссертации к защите. Заседания диссертационного совета теперь будут фиксироваться средствами аудиовидеозаписи.
Вместе с этим читают:
• Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии
• Номенклатура и паспорта специальностей научных работников
• Положение о диссертационном совете
Приказы ВАК о присуждении степени кандидата наук и выдаче диплома
Давайте разберемся в некоторых нюансах, касающихся присвоения степени, отклонении присуждения степени, самоотзыве. И в какие сроки вы получите диплом после защиты?
Если диссертационный совет принял положительное решение в отношении присвоения ученой степени соискателю, аттестационное дело соискателя передаётся в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое проверяет соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению аттестационных дел, а также на соответствие порядку представления к защите и защиты диссертации на соискание ученой степени.
В случае если при проверке аттестационного дела обнаружатся нарушения требований, предъявляемых к оформлению аттестационных дел, Министерство образования и науки Российской Федерации возвращает аттестационное дело без рассмотрения в диссертационный совет для его доработки.
Диссертационный совет обязан исправить выявленные нарушения в течение 1 месяца со дня получения аттестационного дела из Министерства.
Так же Минобрнауки России может отменить решение совета по защите диссертации, о присуждении ученой степени и выдаче диплома.
Диссертация может быть повторно представлена к защите через 1 год в переработанном виде, за исключением следующих случаев, когда повторная защита диссертации не допускается:
— использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования, результатов научных работ, выполненных соискателем ученой степени в соавторстве, без ссылок на соавторов;
— наличие в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации.
Отзыв диссертации с рассмотрения
Соискатель ученой степени может отозвать диссертацию с рассмотрения в Министерстве образования и науки Российской Федерации до принятия Министерством решения о выдаче или об отказе в выдаче ему диплома кандидата наук или доктора наук.
На основании письменного заявления соискателя ученой степени об отзыве диссертации Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 30 дней со дня регистрации заявления принимает решение о снятии диссертации с рассмотрения.
Причинами снятия диссертация могут служить, например, нарушение процедуры защиты (в позднем выкладывании материалов на сайт и др.) или проблемы с оппонентами, например, резко отрицательный отзыв на работу. В данном случае, конечно, все сугубо индивидуально и связано с качеством и содержанием самой работы.
Сроки выдачи диплома
Срок принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома кандидата наук не может превышать 4 месяцев со дня поступления аттестационного дела в Министерство. В случае направления аттестационного дела и диссертации на рассмотрение экспертного совета и Комиссии указанный срок может быть продлен до 9 месяцев.
Решение о продлении указанных сроков принимает руководитель подразделения Министерства, обеспечивающего функции государственной научной аттестации.
То есть вы можете не рассчитывать на быстрое завершение данной процедуры. Как правило, сроки сдвигаются.
Как узнать в Минобрнауки РФ про готовность приказа о выдаче дипломов кандидата (доктора) наук?
После проверки аттестационного дела ВАК диплом соискателя регистрируется в Минобрнауки России. Об этом соискателя информируют в течение 10 дней. Чтобы избежать трудностей в донесении информации, .
Диплом кандидата наук выдает Минобранауки России, далее документ передается организации, где проходила защита, которая затем вручает диплом защитившемуся.
Лишение ученых степеней
Лица, которым ученые степени были присуждены с нарушением требований, установленных Положением, могут быть лишены этих степеней по решению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Заявление о лишении ученой степени может быть подано любым физическим или юридическим лицом в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 10 лет со дня принятия диссертационным советом решения о присуждении ученой степени.
Причины лишения можно разделить на две группы:
1. Нарушения процедуры защиты диссертации (например, диссовет не имел права рассматривать вопрос о защите диссертации, а согласно Положению (ссылка), основаниями для отказа в приёме диссертации к защите могут быть:
а) несоответствие соискателя ученой степени требованиям, необходимым для допуска его диссертации к защите;
б) несоответствие темы и содержания диссертации научным специальностям и отраслям науки, по которым диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 Положения;
в) невыполнение требований к публикации основных научных результатов диссертации, предусмотренных пунктами 11 и 13 Положения;
г) использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования, результатов научных работ, выполненных соискателем ученой степени в соавторстве, без ссылок на соавторов;
д) представление соискателем ученой степени недостоверных сведений об опубликованных им работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации;
е) представление диссертации лицом, которому в соответствии с пунктом 17 Положения запрещается представлять к защите диссертацию в данный диссертационный совет.
2. Обнаружение несоответствий самой работы критериям, установленных Минобрнауки РФ (например, наличие плагиата в диссертации)
То есть так или иначе все конфликты упираются в качество самой работы.
Поэтому для того, чтобы не возникло неприятных ситуаций, связанных с лишением степени или разбирательств относительно содержания диссертационной работы, прежде всего нужно позаботиться о качестве исследования. В связи с невероятно быстрым темпом жизни времени на выполнение исследования, тем более высокого качества, может не хватать. Наши специалисты с пониманием относятся к Вашей занятости и смогут без труда переложить тяжесть написания работы на свои плечи.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос. Как мне найти на сайте ВАК приказ о присуждении степени кандидата наук, если на сайте в соответствующем разделе информация заканчивается мартом 2019 года, а из организации, где проходила защита, мне прислали информацию о том ,что приказ датирован 25 июля?
Ответ. Приказы о присуждении ученой степени публикуются на сайте ВАК в разделе «Документы”. Прилагаю скрин.
Вопрос. Подскажите как трактовать пункт 53 положения о присуждении ученый степеней? 53. Экземпляр диссертации, находившийся в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, с пометкой о выдаче либо об отказе в выдаче диплома кандидата наук или доктора наук хранится в организации, на базе которой создан диссертационный совет, в котором проходила защита диссертации. Кто ставит пометку?
Ответ. Отметку ставит ВАК, так как экземпляры диссертации отправляются туда. Диплом о присуждении степени также выдает ВАК, а не диссертационный совет.
Вопрос. С какого времени считать ученую степень присвоенной (дата защиты или дата решения ВАК)?
Ответ. В соответствии с Письмом минобрнауки от 18 января 2012 года N СИ-32/09 датой присвоения ученой степени считается дата приказа минобрнауки о выдаче диплома кандидата или доктора наук
Приказы о присвоении ученых степеней можно посмотреть на официальном сайте ВАК в разделе «Документы”.
Вопрос. Будут ли до конца года еще приказы о присвоении ученой степени по юрид. наукам?
Ответ. Приказы о присвоении ученых степеней публикуются ежемесячно на сайте ВАК в разделе «Документы”, в том числе и по юридическим наукам.
Вопрос. Для оформления списка литературы в статье нужны данные об утверждении диссертаций, на которые есть ссылки в текcте:
Мне нужны 2 даты утверждения двух диссертаций, на которые есть ссылки в моей статье. Названия диссертаций я отправила в переписку.
Ответ. В библиографических данных присутствует только год. Но на сайте www.rsl.ru/ к просмотру доступен автореферат, где на второй страницы указана дата защиты. Так, диссертация на тему «Педагогические условия личностно-профессионального становления специалистов социальной сферы в образовательной среде современного вуза” была защищена 30 октября 2009 года: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003482054#?page=2.
Диссертация на тему «Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики” — 25 марта 2010 года: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003494037#?page=2.
Вопрос. Защитил канд-й диссертации в 31-октябре СПбГПМУ, когда утвердить кандидатский диссертации? С уважением Абсамат Эрмаматович Саттаров
Ответ. Срок рассмотрения в Высшей аттестационной комиссии диссертаций и аттестационных дел по присуждению ученой степени кандидата наук не должен превышать четырех месяцев. Приказ о присуждении ученой степени публикуется на официальном сайте ВАК в разделе «Документы”.
Вопрос. Где можно посмотреть приказ о присвоении ученой степени?
Ответ. Приказ о присвоении ученой степени можно посмотреть на официальном сайте ВАК в разделе «Документы”.
Вопрос. Где можно найти приказ об утверждении степени кандидата наук по защите от 05.12.2019 года?
Ответ. Приказ о присвоении ученой степени можно посмотреть на официальном сайте ВАК в разделе «Документы”. Приказы по защите в декабре будут не раньше февраля.
Вопрос. Защита кандидатской диссертации была 5 декабря. Есть ли приказ о подтверждении.
Ответ. Срок рассмотрения диссертаций и аттестационных дел по присуждению ученой степени кандидата наук не должен превышать четырех месяцев. Приказ о присуждении ученой степени публикуется на официальном сайте ВАК в разделе «Документы”.
Вопрос. На сайте есть номера приказов ВАК, но нет самих текстов, чтобы понять утверждена ли моя докторская диссертация.
Ответ. С текстом приказа также можно ознакомиться на сайте ВАК. Для этого нужно перейти в раздел «Дипломы, аттестаты, свидетельства” — «Приказы” — https://vak.minobrnauki.gov.ru/dipcertevid#tab=_tab:orders~. В появившемся списке найти нужный приказ и кликнуть на него левой кнопкой мыши. Документ откроется в формате pdf.
Вопрос. Как узнать о приказах присвоения уч. степени кандидата наук 2020?
Обратиться за помощью
Официальные функции по государственной аттестации учёных степеней, выписке дипломов на присуждение ученого звания возложены на высшую аттестационную комиссию. ВАК руководствуется в своей деятельности принятыми Правительством РФ Положением 237 и Порядком 842. Одна из важных функций комиссии – присудить или отказать в присвоении учёной степени. В специальном разделе расположены приказы о присвоении учёных степеней кандидата, доктора наук. Там же ВАК оповещает об готовности удостоверений, подтверждающих факт присвоения профессора, доцента.
Приказы о присвоении ученого звания на сайте ВАК РФ
В постоянно обновляемом подкаталоге «Готовность» обобщена полная информация о готовых подписанных приказах:
- на присвоении учёных званий, докторской, кандидатской степени;
- выдачу дубликатов или замененных документах в случае изменения фамилии, имени, отчества учёного.
Приказы о присвоении ученых степеней
Приказом о присуждении учёной степени доктора или кандидата по соответствующей научной специальности:
- подтверждается время, факт этого события;
- даётся указание об подготовке и выписке аттестата, размещении директивы на сайте ВАК при Минобрнауки России.
В приказах ВАК о выдаче дипломов, дубликатов удостоверений по причине утери, или замены Ф.И.О. признаются недействительными ранее выданные оригиналы этих документов, устанавливается требование аттестационному департаменту ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации о выписке дубликата, нового удостоверения, официальному размещению приказа в Интернете.
После подготовительной работы по сбору, проверке необходимых документов, осуществляется оформление приказов. Обновленная информация о готовых документах размещается на сайте. Одновременно информируются секретари диссертационных советов, присвоивших ученую степень.
Дополнительные сведения можно уточнить в организационно-протокольном отделе ВАК (тел. (499) 2361728, каб.127).
Кто может забрать диплом об присвоении степени или звания
Выдача подготовленных дипломов, свидетельств, аттестатов осуществляется в установленное время, указанное на сайте.
Получить диплом доктора наук может:
- ученый, которому присваивается степень после предъявления паспорта;
- его представитель при наличии нотариально заверенной доверенности.
Свидетельства о признании в РФ иностранных ученых степеней, званий выдаются в таком же порядке.
Получатель дополнительно должен предъявить копию приказа ВАК на основании которого выписан документ или почтовое уведомление со ссылкой на соответствующий приказ.
Диплом кандидата наук выдаётся диссертационным советом, где защищена диссертация. Профессорам, доцентам подтверждающий присвоение документ выдаётся учёным советом организации, представивших соискателей высшей аттестационной комиссии.
В ВАК эти документы получают руководители диссертационных, учёных советов, предъявившие служебное удостоверение, либо их уполномоченные представители при наличии подписанных руководителем и заверенных печатью организаций доверенностей.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивационная готовность призывников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации»
Актуальность проблемы. Среди приоритетных направлений работы с призывниками Вооруженных Сил РФ ведущую роль занимает диагностика их военно-профессиональных качеств, включающая определение уровня мотивационной готовности молодежи к службе в армии и на военно-морском флоте. Вместе с тем, трудности, с которыми в современных условиях приходиться сталкиваться должностным лицам военных комиссариатов, частей и высших военно-учебных заведений, в большей степени и обусловлены низким уровнем мотивационной готовности призывников к воинской службе. К негативным факторам этого явления следует отнести целый ряд социально-психологических проблем, обусловленных содержанием современного периода развития российского общества, сложностью политической, экономической, социальной и духовной ситуации в нашей стране, трудностями реформирования армии и флота. Анализ показывает, что в их основе находятся противоречия между: а)существующей объективной потребностью Вооруженных Сил в кадровом, организационно-штатном, структурном, материально-техническом преобразовании и невозможностью (прежде всего в силу финансовых причин) осуществить это преобразование качественно, оперативно и на должном уровне, что проявляется в негативном отношении части призывников к организации и укладу армейской и флотской жизнедеятельности; б)процессом политического распада бывшего СССР, его вооруженных структур (что привело к созданию национальных армий и различных автономных, в том числе реакционных вооруженных формирований) и стремлением российской армии, как сложной военно-организационной системы, к самосохранению, противодействию распаду сложившихся интегративных системообразующих связей и отношений. Данная тенденция отражается в дефференциации оценок призывной молодежи состояния современных Вооруженных Сил, их назначения и применения ; в)объективной потребностью общества в количественном сокращении Вооруженных Сил и невозможностью безболезненного проведения этого сокращения из-за отсутствия необходимых социальных гарантий и защиты увольняемых в запас военнослужащих. Это противоречие порождает у некоторых молодых людей чувство социальной незащищенности и безразличия со стороны государства к защитникам Родины; г)продолжающейся деградацией тоталитарной идеологии, и новыми деидеологизированными формами мировоззрения, сложным процессом формирования и принятия новых ценностей, что иногда порождает в сознании молодых россиян, призванных на военную службу, духовно-нравственный кризис, моральную опустошенность; д)реальным слиянием внешних и внутренних функций подразделений и частей Министерства Обороны, внутренних и пограничных войск и негативным отношение к этому процессу в российском обществе, ряде регионов бывшего СССР со стороны как местного населения, так и призывного контингента и т.д.
Отмеченные противоречия проявляются в негативных социально-психологических явлениях, наблюдаемых на современном этапе развития Российских Вооруженных Сил:
— снижение психологической готовности призывной молодежи к эффективной служебной и боевой деятельности, как повседневной, так и к экстремальной;
— несоответствие психологических и физических возможностей призывников объективным военно-техническим, организационным и прочим требованиям служебно-боевой деятельности;
— падение уровня организованности и воинской дисциплины, рост числа дезертиров, «отказников» среди молодых военнослужащих. Многие призывники не желают служить в армии или на флоте, открыто и активно демонстрируя негативное восприятие воинской службы;
— резкий рост нагрузки в связи с острым дефицитом людских ресурсов в стране приводит к физической и психологической усталости, эмоционально-волевому истощению, снижению уровня функционального психологического состояния молодых людей, особенно в начальный период их воинской службы;
— рост числа призывников, а впоследствии и военнослужащих, с чувством острого личного кризиса в связи с дискредитацией старых ценностей, опасением за судьбу близких, отсутствием личных служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив;
— ухудшение адаптации призывников к воинской службе в связи с ростом пацифистских настроений в обществе, в средствах массовой информации, дискредитацией воинской службы в сознании молодежи, увеличением в Вооруженных Силах военнослужащих, которые вынуждены нести службу в климатических условиях, резко отличающихся от привычных; возрастание числа конфликтов между отдельными военнослужащими вне порядка подчиненности, между группами военнослужащих, различающихся по признаку срока службы, национальной или «земляческой» общности — месту призыва, а также идейно-ценностной общности, мировоззренческих, религиозных установок и т.п.;
— рост числа случаев отклоняющегося поведения среди призывников и военнослужащих (алкоголизм и наркомания, сексуальные девиации, криминальное и суицидальное поведение).
Вместе с тем, применение Российских Вооруженных Сил, как это имело место в Чечне и других «горячих точках», «открыло» для российской общественности проблему уровня боевой готовности войск на современном этапе военной реформы. В этой связи, повышенный интерес к вопросам подготовки молодежи к службе в армии и на флоте, в том числе диагностической работы с призывным контингентом, является характерной особенностью современной социальной ситуации в стране и выделяются в разряд приоритетных в военной политике.
Отмеченные противоречия и тенденции порождают психологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил как на личностном, так и коллективно-групповом уровнях. Все это напрямую или опосредовано оказывает отрицательное воздействие на мотивационную готовность призывной молодежи к воинской службе, что, в свою очередь, объективно требует научного осмысления и исследования. Вместе с тем, проведенный контент-анализ научной литературы показал, что в теоретическом отношении проблема мотивационной готовности призывной молодежи к службе в армии и на флоте разработана крайне недостаточно, отсутствуют методики ее оценки и диагностики.
Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена совокупностью негативных факторов и тенденций в современном обществе, а проблема имеет недостаточную теоретическую разработку и высокую практическую значимость.
Объект исследования — мотивация призывников к службе в Вооруженных Силах РФ. щ Предмет исследования — мотивационная готовность призывников к службе в Вооруженных Силах РФ.
Цель исследования — изучение мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ, определение ее уровней и их критериев посредством выделения психологических признаков типов мотивации.
Цель диссертации конкретизировалась в следующих основных задачах:
1) определение основных типов мотивации призывной молодежи к воинской службе и их психологических признаков;
2) эмпирическое выявление уровней мотивационной готовности призывников к службе в армии и на военно-морском флоте, определение их критериев;
3) выделение особенностей проявления основных факторов мотивационной готовности призывников в современных условиях;
4) разработка комплексной методики исследования мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ.
Гипотеза исследования:
Основная: комплексная методика исследования мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ позволяет статистически значимо описать проявление критериев — психологических признаков ее уровней как позитивную, нейтральную или негативную направленность на воинскую деятельность.
Частные:
1.Психологическое исследование уровней мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ позволяет прогнозировать ее проявления в условиях воинской деятельности при выполнении конкретных функциональных задач боевой учебы и службы.
2.Сложный интегративный характер мотивационной готовности призывников к воинской службе предполагает комплексное применение теоретических и эмпирических средств ее исследования и выработки динамичной методики изучения различных форм ее проявления.
3. Моделирование мотивационной готовности призывников к воинской службе позволяет учитывать особенности проявления и влияния на ее содержание и направленность совокупности различных факторов личностного, группового и макро-уровней.
Методика исследования:
Методический замысел исследования состоял в том, что на основе теоретического анализа содержания и специфики мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ эмпирически выявлены основные психологические признаки и наиболее устойчивые факторы их мотивации, определены типы мотивации призывной молодежи к службе в армии и на флоте, выделены уровни мотивационной готовности призывников к воинской службе. С этой целью разработана комплексная диагностическая методика исследования мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ, включающая использование методов анализа документов и результатов деятельности, наблюдения, тестирования, экспертной оценки и анкетного опроса.
Эмпирическое исследование и расчет полученных данных проводились с использованием пакета программ обработки статистической информации — системы управления базами данных (СУБД) «Ребус», а также системы обработки статистической информации «Статграфикс». В процессе обработки информации использованы следующие ее формы: описательный метод; метод эмпирической типологизации; контент -анализ; корреляционный анализ; факторный и кластерный анализ. Реализация указанных подходов к анализу и описательной статистике с использованием ЭВМ позволила выявить зависимость позитивного, негативного и нейтрального уровней мотивационной готовности призывников к воинской службе от конкретных психологических признаков девяти типов их мотивации.
Этапы исследования:
Эмпирическое исследование проводилось в 1994-1997 гг. в военных комиссариатах г. Москвы и Московской области, в частях и соединениях ВМФ, Московского военного округа, морских сил Федеральной пограничной службы, в высших учебных заведениях Министерства Обороны РФ. Первый этап исследования проводился в ВУЗах МО РФ и был посвящен изучению экспертных оценок по проблемам мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ, разработана комплексная диагностическая методика исследования. На втором этапе эмпирически исследованы признаки и факторы различных уровней мотивационной готовности призывной молодежи к службе в армии и на военно-морском флоте на призывных пунктах военных комиссариатов г.Москвы и Московской области. Третий этап был посвящен исследованиям в войсках, сбору и изучению отзывов на бывших призывников — военнослужащих частей и соединений сухопутных и военно-морских сил.
В проведенных военно-психологических исследованиях мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ приняло участие более 2150 человек.
Научная новизна исследования:
1. Впервые на основе анализа теоретических подходов отечественной психологии и проведенного эмпирического исследования выделены основные типы мотивации призывной молодежи.
2. Эмпирически выявлены уровни мотивационной готовности призывной молодежи к службе в армии и на военно-морском флоте и их доминирующие критерии.
3. Определены основные факторы мотивационной готовности призывников к воинской службе и особенности их проявления в современных условиях.
4. Предложена комплексная диагностическая методика исследования мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Типология мотивации призывников к службе в Вооруженных Силах является необходимой предпосылкой и исходной эмпирической основой для группировки и выделения ее уровней по конкретным психологическим признакам, отражающих положительную, отрицательную и нейтральную направленность личности на воинскую деятельность.
2. Критериями уровней мотивационной готовности призывников к службе в армии или на военно-морском флоте выступает следующая совокупность психологических признаков. а) для позитивного уровня мотивационной готовности: ориентация на процесс воинской деятельности и добросовестной выполнение служебных обязанностей; стремление к творчеству в овладении воинской специальностью, к самосовершенствованию и успеху; ориентировка на овладение специальностью и высокие показатели в службе; профессиональное самолюбие; ориентация на социальное, в том числе служебное вознаграждение и позитивную оценку воинского труда; стремление к мастерскому овладению специальностью; стремление к высокому социальному статусу и авторитету в службе; доминирование мотивов военно-профессионального становления; устойчивый интерес к содержанию воинской службы и успеху в ней; стремление к овладению будущей военной специальностью и совершенствованию навыков в ее применении; стремление к сохранению положительных эмоций, позитивных взаимоотношений в воинском коллективе; высокая исполнительность; готовность к сотрудничеству; ярко выраженная ориентация на военно-профессиональные, в т.ч. социально значимые нормы и ожидания; ориентировка на качественное выполнение служебных обязанностей; установка на положительный результат и собственное развитие; стремление к овладению навыками воинской деятельности; мотивы достижения; ориентация на самоутверждение в воинской службе, на основное ее содержание; б) для негативного уровня мотивационной готовности: предрасположенность к конфликтам вне порядка подчиненности; узкопрактическая направленность на личные достижения; прагматическая ориентация на побочные воинской службе факторы; проявления эгоцентризма и явного стремления к лидерству; использование результатов службы для удовлетворения исключительно личных потребностей; мотивы конкуренции; самоуверенность; честолюбие; повышенная конфликтность с сослуживцами; мотивы реализации внепрофессиональных целей; доминирование ярко выраженной ориентации на вознаграждение в любых формах; поверхностный интерес к службе и воинской деятельности; направленность на результат, а не на содержание воинской службы или боевой учебы; прагматическая направленность целей и задач службы; пассивность в случаях несоответствия деятельности нормам или стереотипам (позитивным, негативным) коллектива; узкопрактические и прагматические мотивы; внеслужебные интересы; эгоистическая направленность личности; мотивы избегания неудач; проявления узкопрактических мотивов; прагматизм в службе; сдержанный интерес к службе — стремление «быть как все»; в) для нейтрального уровня мотивационной готовности: стремление к самореализации; уравновешенное отношение к контролю со стороны командиров и начальников; индивидуальная озабоченность личным престижем, социальным статусом и процессом служебного и профессионального самоутверждения; уравновешенные отношения с командирам и начальникам при отсутствии с их стороны контроля и повышенных требований; разочарования в конкретной воинской специальности; ориентация на личностно значимые факторы; отсутствие стремления к успеху и самореализации в процессе воинской службы; ровное отношение к овладению воинской специальностью; стремление к добровольному исполнительству, порой без необходимости; потребность в самоуважении; готовность к сотрудничеству с сослуживцами при наличии контроля со стороны командиров и начальников; отсутствие доминирования какого-либо мотива; стремление к независимости.
3. Воздействие факторов на мотивационную готовность призывников к службе в Вооруженных Силах определяется следующими эмпирически выявленными особенностями: приоритетом психологических факторов макро- и личностного уровней в формировании различных компонентов мотивационной готовности призывников; взаимосвязью и взаимной обусловленностью разнообразных групп признаков всех уровней мотивации призывной молодежи, а также наличием формирующей основы в факторах макро-уровня для признаков группового и личностного уровней; приоритетом материальных и психологических условий воинской службы в структуре мотивационной готовности призывников; возможностью управляющего воздействия на уровни мотивационной готовности призывников к воинской службе путем оптимизации позитивных и нейтрализации негативных проявлений совокупности факторов и их признаков, в первую очередь, материальных, психологических и функционально-организационных.
4. Комплексная методика диагностики уровней мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечивались системным характером теоретико-методологического анализа мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ, предварительной апробацией разработанной методики, обеспечением ее внутренней и внешней валидности, высокой репрезентативностью эмпирических показателей, опытной проверкой основных теоретических положений исследования, разнообразием исследовательских процедур, их взаимодополняемостью, сочетанием качественного анализа с применением методов математической статистики обработки полученных эмпирических данных с помощью компьютерных программ.
Теоретическая значимость исследования:
1. Проведенный теоретический анализ мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ углубляет понимание проблем мотивации воинской деятельности и расширяет теоретико-методологические основы понимания личности в военной психологии.
2. Предложенный и реализованный способ моделирования факторов, типов и уровней мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ расширяет представления о возможности исследования мотивации в особых условиях деятельности.
3. Данные теоретического и эмпирического изучения проблемы позволяют обогатить представление об основаниях классификации мотивационной готовности призывников и военнослужащих к конкретному виду воинской деятельности, а примененный инструментарий исследования совершенствует известные в военной психологии методики изучения мотивации военнослужащих.
Практическая значимость исследования:
1. Разработанная комплексная методика диагностики мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ может быть использована в служебной деятельности работников военных комиссариатов, офицеров частей и подразделений всех уровней.
2. Предложенные в диссертации классификация и факторная модель мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ позволяет осуществлять ее динамичную оценку в частях и подразделениях армии и военно-морского флота, а также стать основой для коррекционной работы с военнослужащими.
3. Представленный материал может использоваться в военно-учебных заведениях Вооруженных Сил при изучении психологической проблематики в целях обучения офицеров приемам и способам повышения мотивации воинской деятельности подчиненных.
Апробация результатов исследования осуществлялась в военных комиссариатах г. Москвы и Московской области, в частях и соединениях ВМФ, Московского военного округа, морских сил Федеральной пограничной службы, высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны РФ. Обобщенные результаты проведенных исследований доложены в Главном управлении по воспитательной работе МО РФ, Главном штабе ВМФ, на сборах работников военных комиссариатов Московского и Приволжского военных округов, в ВУЗах, частях, соединениях и комиссариатах, на базе которых была организована и проведена исследовательская работа.
Предложенные методики внедрены в практику диагностики мотивационной готовности призывников к службе в Вооруженных Силах РФ в ряде военных комиссариатов и воинских частей. Итоги проведенного диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Московском высшем военном общевойсковом училище и Ленинградском высшем военно-морском инженерном училище, а также на заседаниях кафедр общественных дисциплин этих ВУЗов и используются при проведении занятий с курсантами и слушателями.