Ведомственные целевые программы Роспотребнадзора

8. Payne N. R., Finkelstein M.J., Liu M., et al. NICU practices and outcomes associated with 9 years of quality improvement

collaborative // Pediatrics. — 2010. — Vol. 125. №3. — P.437-446.

11. Whitelaw A. Core Concepts: Intraventricular Hemorrhage // NeoReviews. — 2011. — Vol. 12. №2. — P.94-101.

2. Lubimenko V.A., MostovoyA.V., IvanovS.L. High-frequency ventilation in neonatology: Guidelines. — Moscow, 2002. — 125 p. (in Russian)

4. Kair L.R., Leonard D.T., Anderson J.M. Bronchopulmonary dysplasia // Pediatrics in Review. — 2012. — Vol. 33. №6. — P.255-264.

208. №115. — P.1-9.

11. Whitelaw A. Core Concepts: Intraventricular Hemorrhage // NeoReviews. — 2011. — Vol. 12. №2. — P.94-101.

Информация об авторах:

Information About the Authors:

e-mail: gorbachevvi@yandex.ru

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© СОФРОНОВ О.Ю. — 2014 УДК 613:616-84(571.53)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РОСПОТРЕБНАДЗОРА «ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ» В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Резюме. Проанализированы индикативные показатели и показатели экономической эффективности реализации ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровье в Иркутской области». Освещены основные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Показан на региональном уровне результат реализации программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие население, ведомственная целевая программа, экономическая эффективность.

O. Y. Sofronov (Irkutsk State Medical University, Russia)

Key words: sanitary-epidemiological welfare of population, departmental target program, the economic efficiency.

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) направлена на реализацию организационно-правовых мероприятий по обеспечению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, реализацию законодательства, ориентированного на оптимизацию контрольных и надзорных функций.

В последние годы отмечается стабилизация и некоторое улучшение основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, чему способствуют принимаемые Роспотребнадзором меры, направленные на обеспечение выполнения требований санитарного законодательства, реализацию региональных и муниципальных планов действий по гигиене окружающей среды, региональных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По мнению ряда , основными задачами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках гигиенической науки и практики на ближайшую перспективу являются:

— дальнейшее развитие и совершенствование правовой, нормативной и методической базы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая разработку и внедрение в практику технических регламентов, гармонизацию санитарно-гигиенических требований с международными нормативными документами;

— гармонизация санитарного законодательства с международными нормами и требованиями в рамках функционирования Таможенного союза, развития Евразийского экономического сообщества, присоединения России к Всемирной торговой организации;

— реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой;

— повышение эффективности надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм на основе использования современного оборудования, внедрение инновационных лабораторных методов исследований; разработка современных технологий по созданию ускоренных, специфичных и чувствительных методов лабораторной диагностики в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики;

— оптимизация надзорных мероприятий путем совершенствования их организации, повышения качества и эффективности, а также активизация работы по гигиеническому воспитанию и обучению населения;

— дальнейшее развитие и практическое применение методологии оценки риска здоровью населения с учетом мирового и отечественного опыта и приоритетных научных платформ.

Ключевыми задачами органов и учреждений Роспотребнадзора являются:

организация сбора и анализ информации о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, ведение социально-гигиенического мониторинга;

разработка и содействие внедрению наиболее эффективных мероприятий по управлению риском, оценка и прогнозирование результатов реализации мер по управлению риском;

проведение контрольных (надзорных) мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

информирование лиц, принимающих решения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, и населения о факторах риска для здоровья и мерах по его снижению и предупреждению.

Оптимизация деятельности территориальных органов по осуществлению этих функций осуществляется с помощью предложенных на государственном уровне методов бюджетирования, ориентированного на конечный результат, который практически реализуется через ведомственные целевые программы (ВЦП).

Измерение ее эффективности является самым важным. Она показывает, насколько программа вносит вклад в конкретную цель, стоящую перед государством. При оценке социально-экономической эффективности расходов рассматривается изменение доли устраненных нарушений, в том числе выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (показатель), который в числе других показателей характеризует достижение стратегической цели Управления Роспотребнадзора.

Показатель экономической эффективности добавляет к этой информации затратный элемент. Обязательные единицы измерения дают оценку адекватности деятельности по отношению к результату. Производительность выполнения программы показывает, насколько результативно были использованы ресурсы.

В данной работе нами проанализированы индикативные показатели и показатели экономической эффективности реализации ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» по методике составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию .

Расчет эффективности реализации ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровья в Иркутской области» проводился в два этапа:

— оценка достижения показателей конечного результата по индикативным показателям программы;

— оценка результативности бюджетных расходов по степени соответствия задач запланированному уровню показателей результативности бюджетных расходов по степени достижения цели.

Оценка достижения показателей конечного результата рассчитывается по формуле:

sir . sir

где Kstr — коэффициент результативности бюджетных расходов по степени достижения цели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I,,iw — планируемый целевой показатель конечного результата;

у . — достигнутый целевой показатель конечного результата.

При этом величина показателя Kstr на уровне менее 0,75 указывает на низкую результативность бюджетных расходов и требует корректировки способов достижения целевых показателей. Удовлетворительным является показатель выше 0,8.

Таблица 1

Динамика показателей конечного результата по ВЦП «Гигиена и здоровье» за период 2009-2012 гг. (в %)

Индикативные показатели Годы

2009 2010 2011 2012

План Факт к 11г (коэф. рез.) План Факт к !1г (коэф. рез.) План Факт к !1г (коэф. рез.) План Факт к !1г (коэф. рез.)

уд. вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 1 категории по сан-хим 6,1 1,0 6,1 6,1 4,8 1,3 6,1 7,7 0,8 6,1 9,4 0,6

по микроб 12,2 12,8 1,0 12,2 11,0 1,1 12,2 15,1 0,8 12,2 16,7 0,7

уд. вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 2 категории по сан-хим 6,5 9,6 0,7 6,5 9,6 0,7 6,5 11,3 0,6 9,6 15,3 0,6

по микроб 12,4 14,7 0,8 12,4 14,7 0,8 12,4 14,5 0,9 14,7 14,9 1,0

по микроб 12,1 13,2 0,9 12,1 12,7 1,0 12,1 13,1 0,9 13,2 14,0 0,9

уд. вес неудовлетворительных проб воды, централизованного водоснабжения по сан-хим 4,4 4,4 1,0 2,4 6,4 0,4 2,4 5,8 0,4 4,4 5,4 0,8

по микроб 2,4 2,3 1,0 4,4 4,6 1,0 4,4 2,5 1,8 2,4 2,7 0,9

стабилизация показателей характеризующих состояние атмосферного воздуха 2,1 3,2 0,7 3,18 1,8 1,8 3,18 2,0 1,6 1,8 1,16 1,6

стабилизация качественных показателей состояния почвы по сан-хим 9,2 11,0 0,8 9,0 4,4 2,0 9,0 4,6 2,0 9,0 5,0 1,8

по микроб 11,0 6,2 1,8 19,0 3,8 5,0 6,1 7,1 0,9 6,2 8,7 0,7

по паразитол 1,3 0,7 1,9 0,9 1,0 0,9 0,9 1,3 0,7 0,9 1,4 0,6

уд. вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов по сан-хим 2,9 1,3 2,2 2,5 2,0 1,3 2,5 2,1 1,2 2,3 2,2 1,0

по микроб 7,0 6,3 1,1 6,0 5,4 1,1 6,0 5,8 1,0 5,8 5,6 1,0

снижение уровня профессиональной заболеваемости 3,05 3,16 1,0 3,2 3,7 0,9 3,1 3,7 0,8 3,6 3,7 1,0

процент охвата периодическими медицинскими осмотрами 91,0 92,0 1,0 92,5 93,3 1,0 93,1 94,3 1,0 93,5 94,1 1,0

процент охвата горячим питанием 80,2 83,7 1,0 85 85 1,0 85 85 1,0 85,0 85,0 1,0

В таблице 1 представлена динамика индикативных показателей по ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» и результаты расчетов по коэффициенту результативности бюджетных расходов по степени достижения цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 1 представлены результаты расчета индикативных показателей ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» по коэффициенту результативности бюджетных расходов (К ) и динамике его изменения. Так, в 2009 году по коэффициенту результативности индикативных показателей следует, что из 21 показателя эффективности программы удовлетворительное значение коэффициента результативности (К ) было по 16 индикативным показателям, что составило 76,2% от общего числа индикативных показателей. Рассматривая динамику реализации программы, отмечается некоторое снижение эффективности программы. Так, в 2012 г. удовлетворительное значение по коэффициенту результативности (К) было у 15 индикативных показателей, что составило/1,4% от общего числа показателей. Не достигнуты значения по 6 показателям, таким как:

— удельный вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 1 категории по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

— удельный вес неудовлетворительных проб воды поверхностных водоемов 2 категории по санитарно-химическим показателям;

— стабилизация качественных показателей состояния почвы по микробиологическим и паразитологиче-ским показателям.

При оценке результативности бюджетных расходов по степени соответствия задач запланированному уровню показателей результативности бюджетных расходов по степени достижения цели использовалась формула:

где К(ас — коэффициент, результативность бюджетных расходов на достижение непосредственного результата;

/ г.ч: — планируемым целевой показатель, непосредственного результата; у’1″ — достигнутый целевой показатель, непосредственного результата.

При этом величина показателя Юас на уровне менее 0,8 указывает на низкую результативность бюджетных расходов и требует корректировки способов решения задачи, К( = 0,8-1,2 свидетельствует об удовлетворительной эффективности бюджетных расходов, при величине К(ас более 1,2 требует корректировку бюджетных расходов в сторону понижения, либо изменение постановки задачи.

Оценивая результативность бюджетных расходов по задачам выполнения ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» (табл. 2) рассчитываем коэффициент — результативность бюджетных расходов на достижение непосредственного результата (К(ас).

Реализация ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» по ее целевым задачам показывает, что в общем объем финансовых затрат на программу возрос с 191,3 млн. руб. в 2009 г. до 229,6 млн. руб. в 2012 г., что составило 20,0% по отношению к 2009 году. Инфляционные процессы за данный период составили 25.57% (калькулятор инфляции РФ) .

Пересчет на показатель инфляции показывает, что финансирование на ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» не увеличено, что и послужило причиной недофинансирования программы и снижением ее эффективности.

Оценка динамики эффективности реализации программы показывает, что в период 2009-2012 гг. было снижение показателя результативности бюджетных расходов (К(ас) по четвертой задаче «Обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с использованием возбу-

Таблица 2

Динамика финансирования и экономическая результативность реализации ВЦП «Гигиена и здоровье в

Иркутской области» (млн. рублей)

Годы

2009 2010 2011 2012

№ Задача ВЦП План Факт Ktac (коэф. рез.) План Факт Ktac (коэф. рез.) План Факт Ktac (коэф. рез.) План Факт Ktac (коэф. рез.)

2 «Выявление и устранение

влияния вредных и опасных факторов среды обитания на 37,7 38,8 1,0 39,1 41,3 0,9 40,7 43,9 0,9 43,9 48,5 0,9

здоровье человека».

3 «Предупреждение, обнаружение

и пресечение нарушении законодательства РФ в установленных 8,3 8,9 0,9 8,9 9,3 1,0 9,5 10,6 0,9 10,6 13,0 1,0

сферах деятельности».

4 «Обеспечение функционирования системы регулирования деятельности, связаннои с использованием

возбудителей инфекционных заболеваний 0,4 0,4 1,0 0,5 0,5 1,0 0,5 0.4 1,2 0,7 0.6 1,2

и деятельности в области использования

источников ионизирующего излучения в Иркутской области».

5 «Обеспечение оперативного обмена информацией о продукции,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

союза по санитарным мерам».

Итого 183,8 191,2 190,9 195,7 195,8 207,5 208,2 229,6

дителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в Иркутской области». Неудовлетворительное значение по коэффициенту результативности бюджетных расходов (Ktac) по четвертой задаче программы вызвано нехваткой средств на обеспечение необходимого минимума для реализации следующих мероприятий:

— выдача лицензий, документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения;

— ведение автоматизированного реестра лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения. Электронный обмен информацией о выданных, прио-

ЛИТЕРАТУРА

2. Методические рекомендации Роспотребнадзора МР 5.1.2132-06 «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию».

4. Рахманин Ю.А. Современные проблемы экологии человека и гигиены окружающей среды в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения России // Здравоохранение Российской Федерации. — 2008. -№1. — С.12-13.

становленных, возобновленных, аннулированных лицензиях между Роспотребнадзором, другими заинтересованными физическими и юридическими лицами;

— оперативный обмен информацией с использованием различных форм связи.

Эффективность ВЦП «Гигиена и здоровье в Иркутской области» не достигнута в полном объеме. Так, на 2012 г. не достигнуты значения по 6 индикативным показателям вследствие роста фактических финансовых затрат на мероприятия по этим показателям и недофинансирование мероприятий по четвертой стратегической цели программы.

Процедуры бюджетирования, ориентированного на результат, требуют корректировки и совершенствования применительно к органам и учреждениям Роспотребнадзора.

Оставьте комментарий