Содержание
- Что такое коды ОКВЭД
- Как зарегистрировать ОКВЭД для ВЭД
- Что такое коды ОКВЭД и для чего они предназначены
- Как выбираются коды для предпринимательской деятельности для ИП
- Сколько ОКВЭД можно указать при регистрации ИП
- Возможно ли внесение изменений в ОКВЭД ИП — добавление, смена
- Как добавить ОКВЭД для ИП в регистрационные документы
- Каковы последствия несовпадения выбранных кодов деятельности для ИП с реально осуществляемой деятельностью
- Итоги
У многих предпринимателей есть трудности с выбором правильного кода из общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Если же вы планируете добавить к своей работе внешнеэкономическую деятельность или открыть новую фирму, которая будет ей заниматься, задача усложняется. Как выбрать правильный код ОКВЭД для международной деятельности, читайте в статье.
Что такое коды ОКВЭД
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — это сборник кодов, присвоенных видам деятельности компаний. Для выбора кода не важна форма собственности или система налогообложения. Главное — чем фирма занимается.
Например, компания, которая по чужим запросам подбирает сотрудников, выберет код 74.50 — наем рабочей силы и подбор персонала.
В 2019 году действует классификатор ОКВЭД2 — ОК 029-2014.
При регистрации новой компании налоговая заносит сведения о ее видах деятельности в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При регистрации ИП они указаны только в заявлении, а при создании ООО их нужно отразить в уставе организации.
Коды ОКВЭД нужны для постановки на учет в ФОМС, ПФР и для установки страхового тарифа в ФСС. А еще их запрашивают некоторые банки для открытия расчетного счета.
Сколько кодов ОКВЭД может быть у компании
Вы можете выбрать любое количество кодов начиная с одного, тут закон не установил ограничений. Больше 20 кодов мы указывать не рекомендуем. Как правило, фирмы выбирают 5-6 кодов. Первый указанный код — это код основного вида деятельности.
ОКВЭД для внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность — это сфера деятельности предприятий, а не особый вид экономической деятельности. ВЭД связана с импортом, экспортом, внешней торговлей, иностранными инвестициями и т.д. В классификаторе нет специального кода для ВЭД, потому что код не зависит от того, откуда произошли и где будут реализованы товары.
Если вы занимались оптовой торговлей и решили выйти на международный уровень — не нужно менять вид деятельности и вносить в устав новые коды. Это потребуется, скажем, если вы занимались разведением рыб в пресных водоемах и продавали их на рынке, указав ОКВЭД — 03.22 и 47.8, а затем решили начать оптом продавать рыбу за рубеж. В этом случае у вас меняется вид деятельности, поэтому внести изменения в устав придется.
В уставе вашей организации должны быть перечислены все виды деятельности, которыми вы хотите заниматься с заграничными партнерами. Кроме того, в уставе надо сделать пометку, что вы имеете право вести внешнеэкономическую деятельность, которая не противоречит законам РФ. Если это сделать, то никаких проблем не будет — вы вправе вести ВЭД по закону. Органам статистики тоже следует сообщить, что вы занимаетесь импортом или экспортом.
Если вы не знаете, какой код выбрать, обратитесь за разъяснением в отделение службы статистики. Официальным ответом вы воспользуетесь в случае споров с контролирующими ведомствами.
Внимание! ОКВЭД содержит код 84.21 «Деятельность международная» — такой код не применим для внешнеэкономической деятельности. Его вправе указывать органы госуправления, которые занимаются военной, медицинской и гуманитарной помощью, а также управлением внешней торговлей, консульскими миссиями и культурными службами.
Как зарегистрировать ОКВЭД для ВЭД
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Регистрировать новые коды в случае начала ВЭД нужно только в том случае, если вы добавляете другой вид деятельности или создаете новую компанию, которая займется внешней деятельностью.
Порядок регистрации кодов для внешнеэкономической деятельности аналогичен стандартному.
Регистрация и изменение кодов ОКВЭД для ООО
Обратитесь в орган регистрации по месту проживания и подайте заявление Р11001 с выбранными кодами. ОКВЭД зарегистрируют вместе с компанией.
Если позже вам потребуется добавить новый код или заменить старый — напишите заявление в тот же орган, где регистрировались. Форма зависит от того, нужно ли вам вносить изменения в устав. Если да, выберите форму Р13001, а если нет — Р14001. Заявление заверьте у нотариуса.
Устав надо изменить, если вы указали в нем закрытый перечень видов деятельности и не сделали пометку, что можете заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и внешнеэкономической деятельностью. В случае изменений нужно будет заплатить госпошлину — 800 рублей.
Для смены кодов подготовьте решение единственного учредителя или протокол общего собрания участников. Со дня принятия решения начнет отсчитываться срок. ИФНС надо оповестить о смене кодов в течение трех рабочих дней, иначе вы можете получить штраф 5 000 рублей по ст. 14.25 КоАП РФ.
В ИФНС, которая вас регистрировала, подайте заявление Р14001 или, в случае изменения устава, пакет документов:
- Решение участника или протокол собрания.
- Заявление Р13001, заверенное у нотариуса.
- Устав в новой редакции или приложения к нему.
- Квитанция об уплате пошлины.
Регистрация и изменение кодов ОКВЭД для ИП
При регистрации предприниматель заполняет заявление Р21001 и указывает, чем он будет заниматься. Для этого на листе А нужно прописать коды видов деятельности. Если позже вы захотите начать новую деятельность, придется идти в налоговую еще раз. Для изменения сведений в ЕГРИП предназначено заявление Р24001. Если вы подаете заявление лично, не забудьте взять с собой паспорт, а вашему сотруднику для подачи заявления понадобится доверенность. Пошлину при внесении изменений в ЕГРИП платить не надо.
Внешнеэкономическую деятельность проще вести с Контур.Бухгалтерией. Облачный сервис облегчит бухгалтерский и налоговый учет ВЭД. Для всех новых пользователей есть бесплатный период — 14 дней работы с сервисом.
Автор статьи: Елизавета Кобрина
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.
Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 Министерство образования Российской Федерации Ульяновский государственный технический университет Э. Н. Разнодёжина, Л. В. Барт МАКРОЭКОНОМИКА Краткий курс лекций Ульяновск 2002 УДК 330.101.541(075) ББК 65.010.3я7 Р17 Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Н. П. Абаева, кандидат экономических наук, доцент В. А. Назарова Разнодёжина Э. Н., Барт Л. В. Р17 Макроэкономика: Краткий курс лекций. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 80 с. ISBN 5-89146-300-0 Краткий курс лекций по курсу «Макроэкономика» предназначен для студентов экономических специальностей. Авторы пособия, излагают сложный материал в доступной форме. Пособие поможет не только расширить теоретические знания, но и ориентироваться в современной литературе по макроэкономике. Фактически материалы данной книги ориентированы во многом на экономическую жизнь России и имеют практическое значение. Пособие подготовлено на кафедре «Экономическая теория» УДК 330.101.541(075) ББК 65.010.3я7 Разнодёжина Э. Н., Барт Л. В., 2002 ISBN 5-89146-300-0 Оформление УлГТУ, 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………….. 4 ПРОГРАММА КУРСА «МАКРОЭКОНОМИКА»……………………… 5 Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ………………………. 6 1.1. Предмет и особенности метода макроэкономического анализа………………………………………………………… 6 Раздел 2. РАВНОВЕСИЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКАХ………………. 19 2.1. Рынок благ…………………………………………………. 19 2.2. Совокупный спрос на рынке благ………………………… 22 2.3. Общее понятие инвестиционного спроса………………… 27 2.4. Рынок денег……………………………………………….. 31 2.5. Рынок ценных бумаг………………………………………… 35 2.6. Рынок труда……………………………………………….. 41 Раздел 3. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ………………… 48 3.1. Общее экономическое равновесие……………………….. 48 3.2. Экономические циклы ……………………………………. 52 3.3. Инфляция…………………………………………………… 57 Раздел 4. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ……………………………………………………. 63 4.1. Стабилизационная политика в закрытой экономике…… 63 4.2. Стабилизационная политика в открытой экономике ………. 66 4.3. Экономический рост………………………………………. 72 СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ……………………… 79 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………… 80 3 ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях, когда вузы пользуются не «жесткими» стандар- тами, а формируют содержание учебных курсов на основе рекомендованных государственных стандартов, большинство высших учебных заведений при составлении учебных программ стремится учесть все те знания, которые по- требуются молодому специалисту при выходе его в самостоятельную жизнь. Кроме того, наличие значительного количества узкоспециальной литературы усложняет ориентацию в ней, в то время как для молодого человека, всту- пающего в трудовую деятельность необходимо реально представлять общие тенденции развития экономики и оценить свои возможности в реализации приобретенных навыков. Краткий курс лекций по предмету «Макроэкономи- ка» знакомит будущего специалиста с общими тенденциями в развитии на- циональной экономики, общими принципами ее организации, возможностями регулирования на основе различных подходов. В учебном пособии представ- лены различные точки зрения на проблемы стабилизации и экономического роста. Авторы стремятся ознакомить студентов с различными подходами к анализу национальной экономики без навязывания авторской точки зрения, что позволяет развивать в студентах склонность к самостоятельному анализу экономических явлений, происходящих в обществе. В пособии дается основ- ной категориальный аппарат, используемый при рассмотрении отдельных тем. Учебное пособие содержит программу курса по макроэкономике с пред- лагаемым объемом часов по отдельной теме. Курс лекций составлен на основе изучения и анализа литературы по мак- роэкономике как отечественных, так и зарубежных авторов, но в такой автор- ской интерпретации, которая кажется наиболее доступной для понимания макроэкономических явлений студентами. Необходимо учесть, что макроэкономика, развивающаяся на основе об- щей экономической теории, не достигла еще своей зрелости, что позволяет читателям выявлять дискуссионные вопросы и делать собственное умозаклю- чение. Анализ переводной литературы, в основном американских авторов, пока- зывает, что она весьма полезна для изучения методологии, но они описывают американскую экономику и предназначены для американских студентов. Целью написания учебного пособия было желание показать макроэконо- мику как универсальную науку и связать ее с российской действительностью, т. е. интерпретировать ее для анализа специфической российской экономики. 4 ПРОГРАММА КУРСА «МАКРОЭКОНОМИКА» Количество часов Семи- Наименование темы Лек на- Сам. Все- ции ры раб. го Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ 1.1 Предмет и особенности метода макроэкономического анализа 6 6 10 22 Раздел 2. РАВНОВЕСИЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКАХ 2.1 Рынок благ 2 2 8 12 2.2 Совокупный спрос на рынке благ 2 2 6 10 2.3 Общее понятие инвестиционного спроса 2 2 6 10 2.4 Рынок денег 2 2 10 14 2.5 Рынок ценных бумаг 2 2 10 14 2.6 Рынок труда 2 2 10 14 Раздел 3. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ 3.1 Общее экономическое равновесие 2 2 6 10 3.2 Экономические циклы 2 2 6 10 3.3 Инфляция 2 2 10 14 Раздел 4. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ 4.1 Стабилизационная политика в закрытой экономике 2 2 6 10 4.2 Стабилизационная политика в открытой экономике 2 2 6 10 4.3 Экономический рост 4 4 10 18 Итого 34 34 100 168 5 Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ 1.1. ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Предметом исследования макроэкономики являются результаты и по- следствия совместной экономической деятельности всех участников на- родного хозяйства. В целом они заключаются в обеспечении условий устой- чивого экономического роста; оптимального сочетания занятых ресурсов с целью их рационального использования; минимизации затрат, максимизации продуктивности производства и регулирования уровня инфляции. Проблемы макроэкономики затрагивают как отдельного человека, так и оказывают влияние на международные экономические отношения. При этом в центре внимания оказываются такие показатели функ- ционирования экономики, как национальный доход (НД), уровень цен (Р), уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темп экономического роста, валовой нацио- нальный доход (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внут- ренний продукт (ВВП), и др. Для понимания предмета исследования макроэкономики необходимо различать два уровня макроэкономического анализа: – анализ, основанный на эндогенных переменных, т. е. переменных, оп- ределяемых в ходе расчетов при моделировании; – анализ, основанный на экзогенных переменных, т. е. переменных, вво- дящихся извне. В процессе оценки деятельности национальной экономики в течение оп- ределенного периода выводятся основные показатели, характеризующие раз- витие экономики и отдельных ее отраслей. Эти показатели рассчитываются ежегодно. Их количественное содержание меняется в зависимости от эконо- мических результатов, складывающихся в текущем году. Такие меняющиеся показатели получили название эндогенных переменных, а анализ, осуществ- ляемый с их помощью – анализ, основанный на эндогенных переменных. На основании системы национальных счетов осуществляется анализ на первом уровне, который используется для получения информации о результатах функционирования национальной экономики. С его помощью определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода. Эта ин- формация способствует выработке экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран. На ее основе коррек- тируются макроэкономические концепции. Для осуществления или проведения макроэкономического анализа на втором уровне экономической стратегии, необходимо ввести перспективные показатели, т. е. показатели на будущий период с учетом достигнутого уровня 6 и факторов, способных повлиять на дальнейшее развитие определенного по- казателя. Например, достижение роста ВНП на несколько процентов в буду- щем периоде предполагает учет возможностей рационального использования материальных ресурсов, денежных ресурсов, уровня занятости и роста, ква- лификации работников и т. п., так как все это может повлиять на возможно- сти роста ВНП. Таким образом, анализ национальной экономики на втором уровне, или анализ, построенный с учетом экзогенных переменных, представляет собой прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных экономических концепций. Цель анализа на основе экзогенных переменных заключается в определении того, какие факторы и каким образом влияют на будущее значение экономических параметров национальной эко- номики. Особенности макроэкономического анализа заключаются в том, что в макроэкономике используются агрегированные (суммарные) показатели, ха- рактеризующие движение экономики как единого целого. Макроэкономиче- ский анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования экономической системы в условиях абстрагирования от различий между от- дельными рынками, т. е. анализируется механизм установления и поддержа- ния на основе государственной политики общего экономического равновесия. Макроэкономический анализ включает несколько основных эконо- мических субъектов. Так, в учебнике «Макроэкономика» под редакцией В. М. Гальперина выделены четыре экономических субъекта: 1) сектор домашних хозяйств; 2) сектор предпринимательства; 3) сектор государства; 4) заграница. Очевидно, выделение именно этих четырех субъектов экономики право- мочно с определенной долей абстракции, а также с учетом того, что макро- экономика оперирует агрегированными величинами. На наш взгляд, целесо- образно выделение следующих субъектов макроэкономики: 1) домохозяйства; 2) фирмы или предпринимательский сектор; 3) государственный сектор или правительство; 4) банковский сектор. Названные субъекты присущи экономике закрытого типа. У государств с открытой экономикой, включенных в мировое хозяйство, правомочно выде- ление пятого субъекта – заграницы, как субъекта внешнеэкономических от- ношений. Данный сектор имеет важное значение для национальной экономи- ки. С одной стороны, он необходим для сравнения достижений собственных отраслей и соответствующих отраслей за границей, с другой – выполняет стимулирующую функцию, требуя повышать качество отечественного про- 7 дукта с целью сохранения сектора рынка за отечественным производителем. Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или не- скольких лиц, которые: 1) самостоятельно принимают решения по поводу собственной хозяйст- венной деятельности; 2) являются собственниками какого-либо фактора производства; 3) стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей. Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, их деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домохозяйства являются собственниками всех факторов про- изводства, и на основе их реализации получают доход, подразделяющийся на потребление и сбережение. Т.е. домашние хозяйства проявляют три вида де- ловой активности: – предлагают факторы производства; – потребляют часть дохода; – сберегают другую его часть. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под фирмой понимается хозяйст- венно-экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) стремится к максимальной прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи про- дукции другим фирмам, домохозяйствам и государству. Деятельность фирмы сводится к производительному потреблению факто- ров производства, нахождению оптимального сочетания этих факторов и пе- реработке их в конечный продукт на основе применения эффективных на данный момент технологий. Виды экономической активности этого сектора сводятся, к: – спросу на факторы производства; – предложению благ; – инвестированию. Государственный сектор включает в себя все правительственные уч- реждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществ- ления, в случае необходимости, контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общегосударственных целей по регулированию макроэкономического равновесия. Результаты деятельности государства, как производителя общественных благ, проявляются в повышении продуктивно- сти предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление до- машних хозяйств. В отличие от предпринимательского сектора, государство не преследует цель максимизации прибыли. Главной целью государственного сектора является макроэкономическое регулирование на основе: – государственных социальных программ; 8 – поддержания высокой занятости; – вмешательства в рыночный механизм. Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на закупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих называются государственными расходами, источником покрытия которых служат налоги. К государственным расходам относятся: – пенсии гражданам, занятым в государственном секторе, социальные пенсии для граждан, являющихся подданными данного государства; – пособия по безработице, выплаты малоимущим слоям населения (на- пример, выплата детских пособий) и т. д.; – дотации или безвозмездное финансирование государством отдельных сфер деятельности, имеющих общегосударственное значение; – субвенции – целевые дотации на что-либо, например, на выплату зара- ботной платы учителям. Эти выплаты принято учитывать в качестве отрицательных налогов. Ос- новным фискальным агентом государства является Центральный банк. Одной из важнейших функций государства в лице Центрального банка, помимо ус- тановления учетной ставки, резервной нормы и операций на открытом рынке, является создание или предложение денег, необходимых для удовлетворения потребностей в них домашних хозяйств, предпринимателей и самого госу- дарства. Эти меры необходимы для контроля над денежной массой и направ- лены на достижение макроэкономической стабильности. Исходя из изложенного, можно заключить, что экономическая ак- тивность государства как экономического субъекта реализуется: – в закупке благ, или товаров, необходимых, для всего общества в целом; – во взимании налогов для регулирования уровня доходов в обществе; – в предложении денег с целью повышения экономической активности субъектов рынка в периоды намечающегося спада и понижения ее в периоды «перегрева» экономики. Банковский сектор включает в себя Центральный банк и систему ком- мерческих банков, влияющих на создание и движение наличных и без- наличных денег, а также инвестиций. К видам экономической активности данного сектора можно отнести: – предложение бумажных денег; – контроль за количеством бумажных денег; – обмен иностранными валютами; – кредитование и заимствование. Коммерческие банки относительно самостоятельны в своей деятельности, поэтому разрешительные и ограничительные меры Центрального банка по предложению денег могут быть частично преодолены. Способы преодоления ограничительных мер Центрального банка будут рассмотрены далее. 9 Как было уже сказано, государственная экономика не может достаточно эффективно развиваться в условиях изоляции или самоизоляции. Более того, экономическое эмбарго является, как правило, экономической мерой воздей- ствия на отдельную страну со стороны международного сообщества, связан- ной с антиобщественным курсом этой страны. Поэтому правомочно включе- ние в систему анализа национальной экономики еще одного субъекта – загра- ницы. Сектор заграница включает в себя всех отечественных экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные институты, учреждения, находящиеся на терри- тории данной страны. К видам экономической активности данного сектора относят: – взаимообмен товарами, услугами; – капиталом и иностранными валютами; – кредитование и заимствование. При рассмотрении национальной экономики выделение незначительного числа субъектов макроэкономического анализа предполагает абстрагирование от отдельных конкретных субъектов названных секторов экономики. Оно достаточно условно, осуществляется на основе макроэкономического агреги- рования и необходимо для анализа экономики как единого целого. Макроэкономическое агрегирование распространяется не только на мак- роэкономические показатели, но и на рынки, поэтому рынки различных благ, например, рынок ресурсов рассматриваются как единый рынок одного абст- рактного блага. Большими издержками макроэкономического анализа на ос- нове агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции. Однако упрощение экономической деятельности до обо- зримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макро- экономического моделирования, посредством которого и осуществляется макроэкономический анализ. Наиболее простую модель функционирования национальной экономики можно представить в виде хозяйственной деятельности пяти субъектов, взаи- модействующих друг с другом на четырех агрегированных рынках (рис. 1). Необходимо подчеркнуть, что пятый субъект макроэкономического анализа является ограниченно включенным в деятельность национальной экономики. Процессы международного разделения труда, а также международной инте- грации приводят к увеличению значения в национальной экономике такого субъекта, как заграница. Ряд стран за счет данного субъекта формирует зна- чительную долю ВНП. В национальной экономике с помощью заграницы возрастает полезность потребляемых благ. Однако влияние данного экономи- ческого субъекта на национальную экономику должно контролироваться го- сударством, т. е. увеличение доли данного субъекта на рынке товаров и услуг свыше 30 % может усилить зависимость функционирования национального рынка от иностранного производителя, отрицательно сказаться на объемах национального производства и эффективности производственного сектора. 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8
Что такое коды ОКВЭД и для чего они предназначены
Аббревиатура ОКВЭД расшифровывается как Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОКВЭД — это сборник статистических кодов, присвоенных видам деятельности, которую разрешено вести хозяйствующим субъектам на территории нашей страны с целью получения прибыли.
Зачем нужны коды ОКВЭД:
- На их основании Фонд социального страхования определяет тариф для индивидуальных предпринимателей для расчета страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Для присвоения тарифа организации подают заявление и справку-расчет, подтверждающую их основной вид деятельности.
- Коды важны для возможности использовать специальный налоговый режим — УСН, ЕСХН, ЕНВД, что, в свою очередь, влияет на величину налоговых обязательств и объем представляемых контролерам отчетных форм.
- От выбранных кодов ОКВЭД и доли доходов от основной деятельности зависит право воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов на обязательное страхование. Однако в нынешнем году для большинства категорий страхователей, включая индивидуальных предпринимателей, возможность применения пониженных ставок упразднена.
Как выбираются коды для предпринимательской деятельности для ИП
Итак, коды ОКВЭД для ИП в 2019 году выбираются из ОКВЭД-2.
Для начала потенциальный бизнесмен определяет ту сферу, в которой он хочет работать. Для этого в классификаторе представлен 21 раздел. Наиболее популярны среди индивидуальных предпринимателей разделы, связанные:
- с розничной торговлей;
- ремонтом и строительством;
- бытовыми услугами;
- грузовыми и пассажирскими перевозками;
- ремонтом и пошивом одежды и пр.
ВАЖНО! Существуют области, в которых индивидуальный предприниматель не имеет права работать в силу действующих положений законодательства. Это, например, виды деятельности, связанные с производством алкоголя, лекарственных средств, вооружения и военной техники, пиротехнических изделий, а также космическая, охранная деятельность и т. д. То есть привязанные к указанным и некоторым другим сферам деятельности коды ОКВЭД для ИП в 2019 году запрещены.
В каждом разделе классификатора ОКВЭД-2 идет градация на классы (два символа), подклассы (три символа), группы (четыре символа), подгруппы (пять символов) и затем конкретизируется вид деятельности (шесть символов). Так происходит выбор от общего к частному.
После того как выбор сделан, физлицу предстоит пройти процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, более подробно о которой расскажем далее.
Сколько ОКВЭД можно указать при регистрации ИП
Будущий индивидуальный предприниматель должен заполнить заявление о регистрации гражданина в качестве ИП по форме Р21001. Виды деятельности, которые он собирается осуществлять, прописываются кодами ОКВЭД в листе А.
Предпринимателю нужно определиться с основным направлением бизнеса и в разделе 1 листа А прописать его код. В раздел 2 вносятся дополнительные коды — их может быть сколько угодно, законодательство не ограничивает предпринимателя в данном вопросе. То есть ИП вправе указать 1 код (это минимум), а далее по желанию — это может быть и 5 кодов, и 20, и 30… Если все желаемые коды не поместятся на одном листе, заполняется несколько (пп. 2.16.2, 14.11 Требований к оформлению документов, представляемых хозсубъектами при регистрации, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Требования к указанию ОКВЭД таковы, что каждый код должен состоять не менее чем из 4 символов-цифр. Таким образом, конкретизируются не только класс и подкласс, но и как минимум группа видов деятельности. Например, если предприниматель желает заняться розничной торговлей, то с помощью кодов ОКВЭД он зарегистрирует и то, что именно он намерен продавать и каким способом будет осуществляться торговля. Например, код ОКВЭД 47.51 означает, что ИП будет продавать в розницу текстильные изделия в специализированных магазинах, а 47.81 — что розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией будет осуществляться в нестационарных торговых объектах и на рынках.
Возможно ли внесение изменений в ОКВЭД ИП — добавление, смена
Часто в процессе ведения бизнеса предприниматель начинает осознавать, что какое-то направление ему стало неинтересно, например в силу его убыточности, а какое-то, наоборот, он готов попробовать, чтобы получить максимальную прибыль. Для этого потребуется закрыть один вид деятельности и открыть новый. Возможно ли сделать это?
Да, возможно. Предприниматель в любой момент может перепрофилировать свой бизнес.
Однако тут возникает следующий вопрос: как быть, если при регистрации предприниматель не заявил нужный код, определяющий его новое направление? В этом случае необходимо добавить код ОКВЭД для ИП. О том, как это сделать правильно, расскажем в следующем разделе.
Как добавить ОКВЭД для ИП в регистрационные документы
Добавление ОКВЭД ИП осуществляет путем подачи заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по форме Р24001. В данном заявлении помимо обязательного титульного листа и листа Ж заполняется страница 1 листа Е, где приводятся коды, подлежащие включению в ЕГРИП.
При смене ОКВЭД ИП понадобится заполнить не только страницу 1 листа Е, но и страницу 2. В ней отражаются коды, которые бизнесмен просит исключить из ЕГРИП.
Остальные листы формы заполнять не требуется, если ничего больше не меняется.
Заявление необходимо распечатать и пронумеровать в нем листы. Затем в листе Ж вручную прописываются фамилия, имя, отчество бизнесмена. Подписывается документ лишь в момент его подачи (если он представляется в регистрирующий орган лично) — заранее этого делать не следует.
Про то, в каком порядке организации меняют и добавляют новые виды деятельности, узнайте из этой статьи.
Каковы последствия несовпадения выбранных кодов деятельности для ИП с реально осуществляемой деятельностью
Как уже было отмечено, количество кодов, указываемых предпринимателем при регистрации, не ограничено. Что, однако, не означает, что ИП обязательно должен осуществлять каждый вид деятельности. Вполне возможно, что он лишь планирует заняться ими в обозримом будущем. Наличие лишнего кода в ЕГРИП не повод для беспокойства. А вот отсутствие кода в госреестре может быть расценено контролерами как непредставление сведений о предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, что влечет за собой наказание в виде штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. в соответствии с п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций при развитии нового направления в бизнесе предпринимателю следует оповестить инспекторов об этом путем подачи заявления по форме Р24001.
Итоги
Затевая свое дело, предприниматель обычно предполагает, чем он будет заниматься. Каждое направление его бизнеса должно быть зафиксировано в ЕГРИП с помощью кодов ОКВЭД. К их выбору необходимо подойти со всей серьезностью, ведь они будут влиять на тариф страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний, возможность применения того или иного спецрежима, объем сдаваемой отчетности и пр.
В случае если бизнесмен захочет перепрофилировать свою деятельность, он в любой момент вправе сообщить о добавлении или замене кодов в регистрирующий орган.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.