Виды электронной подписи

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.

Где используется?

Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).

Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.

Юридическая сила

Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:

  • правила, по которым подписанта определяют по его простой электронной подписи.
  • обязанность пользователя соблюдать конфиденциальность закрытой части ключа ПЭП (например, пароля в паре “логин-пароль” или СМС-кода, присланного на телефон).

Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.

Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя.

С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы. Открытый ключ электронной подписи связан с закрытым ключом ЭП и предназначен для проверки подлинности ЭП. Открытый ключ доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО.

Соответствие открытого ключа владельцу закрытого ключа прописывается в сертификате электронной подписи, который также выдается удостоверяющим центром. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”. При использовании НЭП сертификат можно не создавать.

НЭП необходима, чтобы участвовать в электронных госзакупках по 44-ФЗ в качестве поставщика на шести федеральных электронных торговых площадках госзакупок. Этот же вид подписи можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.

Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.

Квалифицированная электронная подпись, или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:

  • Обязательно имеет квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде, структура которого определена приказом ФСБ России № 795 от 27.12.2011.
  • Программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России.
  • Выдавать КЭП может только удостоверяющий центр, который аккредитован Минкомсвязи России.

КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Простая подпись: характеристика

Формой простого типа ЭЦП являются системы ввода логинов и паролей на электронных сервисах, коды из СМС для получения доступа к информации или подтверждения операции. Эти виды электронной подписи массово используются в банковском секторе при работе с физическими лицами и в сфере государственных услуг через интернет-службы. Основное предназначение – фиксация осознанности действия и установление принадлежности подписи.
Запрещено визирование бланков простой ЭЦП, если в документе содержится секретная информация. Признать такую подпись в качестве собственноручной можно при условии выполнения требований:

  • между сторонами сделки, использующими простую ЭЦП, имеется соглашение о применении электронной системы документооборота;
  • в заключенном соглашении прописано, какие бывают электронные подписи, по каким правилам происходит идентификация по ним личности подписанта;
  • часть ключа носит закрытый характер и не должна разглашаться.

При оформлении простой подписи в электронном виде может потребоваться предварительное подтверждение личности. Например, на портале Госуслуг подпись физического лица приобретает юридическую силу после того, как гражданин обратится в один из регистрационных центров лично с удостоверяющим документом и пройдет процедуру подтверждения.

Усиленная подпись неквалифицированного типа: характеристика

Задача неквалифицированной ЭЦП – достоверно определить личность подписанта и показать, были ли внесены в файл изменения после даты его визирования. Подпись создается при помощи программы криптошифрования в удостоверяющих центрах. Заказчикам такие виды ЭЦП выдаются в форме набора из закрытого и открытого ключа. Закрытая часть информации хранится на электронном носителе, защищена пин-кодом.

Закрытый ключ используется для генерации самой подписи при оформлении документов. Между открытым и закрытым блоком в течение всего времени применения ЭЦП должна сохраняться взаимосвязь – закрытый создает подпись, а открытый ключ на следующем этапе обеспечивает проверку подлинности полученного результата. К комплекту ключей может быть выпущен сертификат.

Неквалифицированную подпись разрешено использовать в процессе подготовки документов для участия в электронных торгах, визирования внутренней документации и согласованного с контрагентами блока внешних бланков. Для признания этой подписи в качестве собственноручной необходимо предварительно заключить со вторым участником электронного документооборота соглашение о порядке реализации схемы электронного обмена информацией и наделения электронных форм юридической силой.

Получение и преимущества использования

Юридические лица предпочитают получить усиленную квалифицированную подпись. Для этого нужно собрать некоторые документы.

  1. Предоставляется паспорт гражданина страны.
  2. Оформляется заявление от получателя подписи.
  3. Нотариально заверяется бумага, подтверждающая полномочия и право подписывать отчеты, банковскую, деловую документацию.
  4. Прикладывается квитанция после оплаты услуг.

В среднем стоимость варьируется от 10 до 17 тысяч рублей. Срок действия сертификата ограничен и находится в пределах от 1 месяца до 1 года.

Каждую квалифицированную подпись создают, используя шифры и набор определенных символов. Цифровой аналог присваивают конкретному пользователю и сохраняют в отдельном файле.

Даже простая стандартная подпись приносит определенные преимущества владельцу. С ее помощью удобно совершать банковские операции и покупки. Достаточно открыть свой кабинет и управлять счетом в любое время дня и ночи.

ЭЦП стала действенным инструментом для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

  1. Значительно упрощается система оборота документов, на их оформление уходит гораздо меньше времени. Несложно вносить поправки, своевременно отправлять отчеты в налоговую и внебюджетные фонды.
  2. Шанс потери документа или внесения недостоверной информации сводится к нулю. Все изменения легко выявить сразу после получения. Остается только связаться с владельцем и рассказать о возникших проблемах.
  3. Становится проще развивать бизнес. Удается быстрее находить и связываться с новыми партнерами, вести деловую переписку, заключать нужные договора. Для этого достаточно использовать один из трех типов подписи.
  4. КЭП поможет своевременно подать заявку на участие в аукционах, торгах и тендерах. В последнем случае особенно важны сроки и достоверная информация, помогающая обойти соперников.
  5. Удается наладить деловые отношения как с отечественными, так и с зарубежными бизнесменами. Договор о сотрудничестве можно подписать прямо в своем кабинете, не затрачивая средства на переезды.

Использование ЭЦП теперь не считается чей-то прихотью. Она помогает сохранить конфиденциальность и время, что крайне важно для делового человека.

В личной жизни без нее тоже сложно обойтись, количество пользователей всемирной паутины только растет с каждым годом.

Дополнительную информацию про ЭЦП можно узнать из данного видео.

Оставьте комментарий