Виды пожарной охраны в российской

Содержание

Фото: из архива редакции

Пожарную безопасность в нашей стране обеспечивают разные виды пожарной охраны в зависимости от прикрываемой территории или объекта. Как известно, делится пожарная охрана на пять видов: муниципальная, ведомственная, частная и добровольная, а также главный источник защиты граждан от огня — государственная противопожарная служба (ГПС).

В ГПС, в свою очередь, входят федеральная противопожарная служба, которая являются частью системы МЧС России, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Последняя в состав чрезвычайного ведомства не входит. Пожарные подразделения этой службы формируются по решению органов государственной власти в регионах и финансируются, соответственно, также за счет бюджета субъектов РФ.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 миллионов выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, спасают материальных ценностей на сумму свыше 40–50 миллиардов рублей.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
• организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
• организация и осуществление государственного пожарного надзора;
• тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
• профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Одним из важнейших направлений деятельности ГПС является осуществление пожарного надзора. Ежегодно госинспекторы по пожарному надзору проводят более 1,5 млн мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн противопожарных мероприятий. Благодаря этой работе ежегодно предотвращается до 450 тыс пожаров, материальных ценностей сохраняется на сумму 35–45 млрд рублей.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:
• подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
• объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Муниципальные пожарные также выполняют работы по тушению пожаров на объектах городских и сельских поселений, проводят профилактические мероприятия по недопущению чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, организации для обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений, несения службы личным составом такого вида пожарной охраны определяются положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях для оказания услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения добровольной пожарной охраны создаются по инициативе граждан для предупреждения и тушению пожаров, в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2005 года N 1139
Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга

(с изменениями на 29 января 2019 года)

Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2005 N 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» и в целях повышения эффективности управления подразделениями пожарной охраны Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Положение о противопожарной службе Санкт-Петербурга.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тихонова В.В.

Губернатор
Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
5 августа 2005 года
Регистрационный N 2709

Положение о противопожарной службе Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга
от 1 августа 2005 года N 1139

(с изменениями на 29 января 2019 года)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет правовой статус противопожарной службы Санкт-Петербурга, ее организационную структуру, задачи, полномочия, а также устанавливает гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга.

1.2. Противопожарная служба Санкт-Петербурга создается в целях реализации на территории Санкт-Петербурга единой государственной политики в области пожарной безопасности, защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров. Противопожарная служба Санкт-Петербурга является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и взаимодействует с другими видами пожарной охраны в Санкт-Петербурге.

1.3. В своей деятельности противопожарная служба Санкт-Петербурга руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, приказами и распоряжениями исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга на решение задач в области пожарной безопасности (далее — уполномоченный орган), а также настоящим Положением.

1.4. Противопожарная служба Санкт-Петербурга включает в себя:

уполномоченный орган;

подведомственные уполномоченному органу государственные учреждения Санкт-Петербурга (пожарные, пожарно-спасательные отряды, пожарно-спасательные части, технические центры по материально-техническому обеспечению, производству, ремонту пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования) и иные учреждения, созданные в целях выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности;

учебно-методические центры (пункты) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов противопожарной службы Санкт-Петербурга;

объектовые подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга, содержащиеся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

1.5. Порядок деятельности подразделений противопожарной службы Санкт-Петербурга, их взаимодействие с иными учреждениями и организациями, участвующими в обеспечении пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга, определяются уставами (положениями) этих подразделений, утверждаемыми в установленном порядке.

Основные задачи противопожарной службы Санкт-Петербурга

Основными задачами противопожарной службы Санкт-Петербурга являются:

2.1. Защита жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организация и осуществление профилактики пожаров в Санкт-Петербурге.

2.2. Спасение людей и имущества при пожарах и авариях, организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в Санкт-Петербурге.

2.3. Реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.

2.4. Разработка в пределах своей компетенции проектов правовых актов по пожарной безопасности.

2.5. Пункт исключен с 5 июля 2010 года — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2010 года N 740..

2.6. Организация взаимодействия в вопросах организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с другими аварийными и аварийно-спасательными службами Санкт-Петербурга, а также должностными лицами и гражданами.

2.7. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров противопожарной службы Санкт-Петербурга.

Полномочия противопожарной службы Санкт-Петербурга

3.1. Уполномоченный орган в соответствии с возложенными на него задачами в области пожарной безопасности:

3.1.1. Разрабатывает и вносит в Правительство Санкт-Петербурга проекты правовых актов по пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.

3.1.2. Организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.

3.1.3. Разрабатывает и представляет в Правительство Санкт-Петербурга перечень организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

3.1.4. Участвует в разработке и выполнении целевых программ Санкт-Петербурга в области пожарной безопасности.

3.1.5. Осуществляет мониторинг за соблюдением требований пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, гражданами и организациями в Санкт-Петербурге, а также принимает меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

3.1.6. Организует и осуществляет тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в Санкт-Петербурге, за исключением тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

3.1.7. Пункт исключен с 5 июля 2010 года — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2010 года N 740..

3.1.8. Пункт исключен с 16 октября 2012 года — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1079..

3.1.9. Разрабатывает и представляет в Правительство Санкт-Петербурга перечень должностей оперативного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга.

3.1.10. В пределах своей компетенции осуществляет управление привлекаемыми к тушению пожаров силами и средствами.

3.1.11. Ведет учет пожаров и отчетность по пожарам и их последствиям в установленном законодательством порядке.

3.1.12. Организует и осуществляет подготовку и переподготовку кадров противопожарной службы Санкт-Петербурга, повышение их квалификации и профессионального мастерства, принимает участие в программно-методическом обеспечении учебного процесса.

3.1.13. Содействует деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.

3.1.14. Организует проведение противопожарной пропаганды в Санкт-Петербурге.

3.1.15. Вносит в Правительство Санкт-Петербурга предложения об установлении особого противопожарного режима.

3.1.16. Вносит в органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организации предложения о проведении неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения пожарной безопасности.

3.1.17. Получает от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций, должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и их последствиях.

3.1.18. Дает руководителям подведомственных организаций, должностным лицам и гражданам рекомендации об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

3.1.19. Проводит обучение мерам пожарной безопасности личного состава подведомственных организаций.

3.1.20. Привлекает специалистов для участия в реализации возложенных на противопожарную службу Санкт-Петербурга задач.

3.1.21. Утверждает:
описание видов и формы одежды, знаков различия личного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга;
нормы снабжения вещевым имуществом личного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга;
типовые штатные расписания подразделений противопожарной службы Санкт-Петербурга;
нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей противопожарной службы Санкт-Петербурга;
нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты личному составу противопожарной службы Санкт-Петербурга, участвующему в тушении пожаров, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иным работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
нормы расхода топлива, смазочных материалов, тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей для пожарной и вспомогательной техники и оборудования подразделений противопожарной службы Санкт-Петербурга;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2019 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 января 2019 года N 33.

абзац исключен с 30 января 2019 года — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 января 2019 года N 33;
абзац исключен с 30 января 2019 года — постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 января 2019 года N 33;
нормы оснащения пожарными автомобилями подразделений противопожарной службы Санкт-Петербурга;
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2016 года N 551)
нормы обеспечения пожарной и вспомогательной техникой, оборудованием, инструментами и другим имуществом подразделений противопожарной службы Санкт-Петербурга.
(Абзац дополнительно включен с 30 января 2019 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 января 2019 года N 33)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2012 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1079.

3.2. Государственные учреждения Санкт-Петербурга, созданные в целях выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности, осуществляют:

3.2.1. Профилактику пожаров в Санкт-Петербурге, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы).

3.2.2. Спасение людей и имущества при пожарах.

3.2.3. Организацию тушения пожаров, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории Санкт-Петербурга (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

3.2.4. Тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с Соглашением между уполномоченным органом и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

3.2.5. Оказание организациям и гражданам услуг в области пожарной безопасности и иных услуг, не противоречащих действующему законодательству.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

4.1. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в Санкт-Петербурге устанавливается расписанием выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Санкт-Петербурга, утверждаемым Губернатором Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2012 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1079.

4.2. Для вызова подразделений противопожарной службы Санкт-Петербурга по телефону устанавливается единый номер «01».

4.3. Тушение пожаров противопожарной службой Санкт-Петербурга осуществляется на безвозмездной основе.

4.4. Управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров, за исключением тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, осуществляет старшее должностное лицо противопожарной службы Санкт-Петербурга.

4.5. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ.

4.6. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга имеет право:

4.6.1. Беспрепятственно проникать во все производственные и иные помещения (сооружения), куда распространялись или могли распространяться опасные факторы пожара.

4.6.2. Использовать при необходимости имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорта, оборудования, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием.

Личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга

5.1. Личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга;

работников, ставки заработной платы (должностные оклады) которых устанавливаются на основе схемы расчета должностных окладов руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

5.2. Личный состав, участвующий в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, подлежит обязательной аттестации на должности пожарного и спасателя в установленном порядке.

5.3. Государственным служащим и работникам противопожарной службы Санкт-Петербурга в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

Порядок и условия прохождения службы в противопожарной службе Санкт-Петербурга

6.1. В подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, на должности личного состава, участвующего в тушении пожаров — не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга.

6.2. Личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга допускается к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ после прохождения соответствующей подготовки в порядке, определяемом уполномоченным органом.

6.3. Личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением и трудовым договором.

6.4. При исполнении служебных обязанностей личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга обязан принять меры к исполнению закона.

6.5. Внутренний трудовой и служебный распорядок противопожарной службы Санкт-Петербурга устанавливается в соответствии с действующим законодательством и административным регламентом уполномоченного органа.

6.6. Продолжительность рабочего времени личного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга, непосредственно осуществляющего деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет уполномоченный орган.

Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга

7.1. Гарантии правовой и социальной защиты государственных служащих противопожарной службы Санкт-Петербурга, в том числе пенсионное обеспечение, осуществляются в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.

7.2. Пенсионное обеспечение работников противопожарной службы Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3. Личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга подлежит обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Порядок обязательного государственного личного страхования устанавливается законом Санкт-Петербурга.

7.4. Работникам противопожарной службы Санкт-Петербурга, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утверждаемым Правительством Санкт-Петербурга, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

7.5. В случае гибели работника противопожарной службы Санкт-Петербурга при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

7.6. На личный состав противопожарной службы Санкт-Петербурга, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций и нормативными документами этих организаций.

Материально-техническое, финансовое обеспечение и имущество противопожарной службы Санкт-Петербурга

8.1. Финансовое обеспечение противопожарной службы Санкт-Петербурга осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и иных средств в соответствии с действующим законодательством.

8.2. Оснащение и материально-техническое обеспечение противопожарной службы Санкт-Петербурга осуществляется по нормам, установленным уполномоченным органом, но не ниже нормативов, установленных для федеральной противопожарной службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2012 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1079.

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Всероссийское добровольное пожарное общество

Пожарно-техническая выставка

Общественные объединения пожарной охраны

1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица — общественные объединения.

3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

4. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица — общественные объединения.

5. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

6. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

7. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица — общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

10. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

11. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным и работникам добровольной пожарной охраны

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

7. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

Статья 19. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях;

(в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях;

(в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.02.2017 N 21-ФЗ.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Оставьте комментарий