Виды валютных правонарушений

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства РФ являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности. Согласно мнению других исследователей, за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Для обоснования ответственности за нарушения валютного законодательства как вида финансово-правовой ответственности следует указать, что принуждение в механизме валютно-правового регулирования рассматривается как система необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу валютных ценностей, осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всего общества. Как указывает О. Н. Горбунова, «поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них. Цель: создать условия для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой». Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения, среди прочих, по привлечению к финансово-правовой ответственности.

Валютная политика, являясь звеном финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государственными органами в сфере валютных отношений с целью защиты государственных интересов на валютном рынке и интеграции экономики Российской Федерации в систему международного экономического пространства в соответствии со стратегическими целями общеэкономической политики. Следовательно, при нарушении валютного законодательства ущерб причиняется непосредственно государству, что позволяет говорить о финансово-правовой природе валютных правонарушений. При этом следует отметить, что механизм финансово-правового регулирования валютных отношений включает нормотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютная ответственность является видом финансово-правовой ответственности и представляет собой ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Основанием валютной ответственности является валютное правонарушение.

Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации ответственности. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

За нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

В нормативных правовых актах не содержится понятия нарушения валютного законодательства РФ. Для определения указанной дефиниции следует исходить из Определения Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 № 50-0 «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»». В частности, в названном Определении указано следующее: «Взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Однако это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица». Из данного Определения следует, что Конституционный Суд РФ сформулировал определение валютного правонарушения.

Валютное правонарушение — это противоправное виновное деяние, совершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Субъектами валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства.

Такими субъектами выступают соответствующие физические и юридические лица, обладающие валютной право- и деликтоспособностью. Например, физические лица могут обладать одним из двух видов дееспособности:

  • • общей валютной дееспособностью, представляющей собой способность лица своими действиями приобретать права и обязан ногти в связи с совершением нелицензируемых валютных операций;
  • • расширенной общей валютной дееспособностью — аналогичной способностью в отношении валютных операций, для совершения которых законодательство требует получения специального разрешения (.ищем.¡un) полномочного государственного органа.

Субъект валютного правонарушения — участник валютной операции.

Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, определенные в действующем законодательстве резидентами (ст. 1 Закона о валютном регулировании). Следовательно, указанные резиденты, являясь самостоятельными субъектами права, через действующие от их имени органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать непосредственными субъектами валютных правоотношений и в соответствующих случаях — субъектами валютных правонарушений. Хотя правовой статус Российской Федерации, являющейся суверенным субъектом международного права, равно как и иностранных государств и международных организаций, в валютной сфере не может рассматриваться с точки зрения института резидентства, поскольку формируется главным образом комплексом норм международного публичного финансового права.

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. Неосторожность означает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить, либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению.

Общим объектом валютных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях — и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствия м и.

Административная ответственность за нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в которой предусмотрены следующие составы административных правонарушений:

  • • осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ (ч. 1);
  • • представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2);
  • • непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2.1);
  • • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению па свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 4);
  • • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 5);
  • • несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (ч. 6);
  • • нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней (ч. 6.1);
  • • нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10, но не более чем на 30 дней (ч. 6.2);
  • • нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней (ч. 6.3).

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Санкции указанной статьи установлены в виде штрафа.

Уголовная ответственность. Действующий УК РФ предусматривает две статьи, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства. Это ст. 193 («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте») и ст. 186 («Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»).

В соответствии со ст. 193 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Статья 186 УК РФ предусматривает уголовную ответственность:

  • • за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ч. 1);
  • • деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в крупном размере (ч. 2);
  • • деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, совершенные организованной группой (ч. 3).

Важно отметить, что основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена ст. 25 Закона о валютном регулировании: «Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статья 25 Закона о валютном регулировании носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести: лишение свободы, штраф, принудительные работы и ограничение свободы.

Особый практический интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за нарушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Особенности ответственности уполномоченных банков установлены Указанием ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

Финансовые санкции, административное взыскание и уголовное наказание сближает то, что все они применяются за неисполнение правонарушителем своих публично-правовых обязанностей (например, нарушение установленного порядка совершения валютных операций).

Из норм Закона о валютном регулировании следует, что ответственность направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, происшедших в результате валютного правонарушения.

Понятие валютных правонарушений

Государством, в лице специально уполномоченных лиц, осуществляется контроль в сфере валютного обращения и соблюдения валютного законодательства. Участников валютных правоотношений обязывают соблюдать определённые правовые нормы.

Определение 1

Валютное правонарушение – деликт, совершенный субъектом валютных правоотношений, представляющий собой виновное и противоправное деяние, представляющее опасность для социума

Основная цель регулирования правоотношений в сфере валютного обращения – поддержание режима законности в данной сфере.

Валютные правонарушения могут быть разделены на три группы:

  • нарушение правил осуществления валютных операций;
  • нарушение порядка использования иностранной валюты, установленного полномочными государственными органами валютного контроля;
  • нарушение правил открытия и использования валютного счета.

Признаки валютного правонарушения:

  • виновный характер;
  • совершается лицом, способным нести ответственность за правонарушение;
  • наносит вред общественным отношениям в сфере оборота валюты;
  • ответственность должна быть законодательно предусмотрена.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Валютные правонарушения 450 руб.
  • Реферат Валютные правонарушения 260 руб.
  • Контрольная работа Валютные правонарушения 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Субъекты валютного деликта могут иметь статус резидента или нередизента. В качестве субъекта может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Валютный деликт носит виновный характер. Вина может быть, как умышленной, так и неосторожной. Если субъектом деликта является юридическое лицо, то виновным оно будет признано только в том случае, если будет доказано, что им не была использована имеющаяся возможность избежать правонарушения. Вред, наносимый валютным деликтом, носит не только материальный характер, опасность представляет пренебрежительное отношение субъектов к своим обязанностям.

Объект валютного деликта – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления резидентами и нерезидентами валютных расчетов и валютного обращения. При этом противоправное поведение субъектов должно быть четко обозначено в законодательстве.

Замечание 2

Объективная сторона валютного деликта может быть выражена как в противоправном действии, так и в бездействии.

Виды валютных правонарушений

В зависимости от тяжести вреда, наносимого валютным правонарушением, оно может быть признано преступлением, либо проступком и регулироваться, соответственно, нормами уголовного или административного права.

Определение 2

Валютное преступление – нарушение норм валютного законодательства, совершенное виновно, имеющее общественно опасный характер, запрещённое уголовным законодательством РФ.

К уголовной ответственности за валютный деликт резидент может привлекаться как судом, так и органами таможенного контроля. В зависимости от степени общественного вреда, причиненного валютным деликтом субъект может понести наказание от штрафа, до лишения свободы. Должностные лица, виновные в совершении валютного преступления, могут быть лишены права занимать определенные должности.

Административные валютные правонарушения отличаются меньшей степенью общественной опасности. Составы валютных деликтов объединяет статья 15.25 КоАП РФ.

Анализ положений статьи 15.25 КоАП РФ позволяет выделить следующие основания для привлечения лица к административной ответственности за совершение валютного правонарушения:

  • совершение валютных операций, запрещенных законодательством РФ, в частности Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • валютные операции проводились без учета требований о наличии специального банковского счета и правил резервирования;
  • требование о резервировании не выполнялось при осуществлении операций по списанию или зачислению денежных средств на специальном счете.

Как бы это не было печально, но хотелось бы начать с анекдота. Диалог продавца и покупателя в магазине.

— Я живу в 5 км от аэропорта, на центральной улице, где всю ночь и день ездят машины со спортивными глушителем… Так зачем мне навязываемая вами бесшумная стиральная машина!?
— Мда.

Именно таковой представляется реальность для многих горожан. К сожалению, эта реальность не радует. В то время, когда хочется покоя, будь вечер после трудного рабочего дня или раннее утро, а про ночь мы и вовсе промолчим, это само собой разумеющееся. Все происходит с точностью наоборот! Многие слышат лишь надрывный шум мнимых «спорткаров», созданных их владельцами лишь с помощью болгарки и сварочника или установки «»спортивного» глушителя, который не соответствует нормам по шуму. Хотя, это может быть и банально прогоревший глушитель. Так вот, если ТС слишком шумное, неважно по какой причине, то это повод для штрафа. Об этом в нашей статье.

Почему громкий глушитель является нарушением за которое могут выписать штраф

Прежде, чем приступить к осуждению, необходимо понять, что это незаконно. Так где же прописано нарушение, а вернее уровень шума для ТС? Все просто!

Есть такой документ как «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Именно в нем можно отыскать пункт 6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
Теперь осталось обратиться к вышеупомянутому ГОСТу. Находим там таблицу 1, и вот оно…

Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации

Тип автомобиля Уровень шума, ДбА
Автомобили легковые категории М1 и грузопассажирские и грузовые категории N1 96
Автобусы категории М2 и автомобили грузовые категории N2 98
Автобусы категории М3 и автомобили грузовые категории N3 100

Кроме того те же самые критерии приведены и в таблице 9.2 ТРТС 018/2011. Более того, здесь еще упомянуто о ситуации, когда в систему выпускных газов были внесены изменения. Смотрим п. 9.10 ТРТС 018/2011.

9.10. Не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов.

Теперь все встало на свои места. В случае превышенного порога шума из выпускной системы или изменения системы выпуска газов, водитель фактически нарушает законодательство. Теперь осталось найти статью КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за подобное нарушение.

Штраф за прогоревший (громкий, спортивный) глушитель

Одна из самых распространенных и общих статей, в соответствии с которой могут выписать штраф или сделать предупреждение является 12.5 КоАП РФ, а именно часть 1. Эта часть фактически предписывает наказание за нарушение тех самых «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации…» или ТРТС, про которые мы упоминали ранее. Здесь даже вернее сказать не за нарушение, а за наличие неисправностей и условий, при которых по данным «Основным положениям…» эксплуатация ТС запрещена.
Здесь стоит обратиться к «Перечню условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС». Так для случае с неисправным глушителем будет действовать п. 6.3 и 6.5

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

А вот для случая с изменениями в глушителе, то есть при установке спортивного глушителя или вроде того п. 7.18

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Штраф за прогоревший (громкий, спортивный) глушитель

Теперь нам осталось лишь процитировать статью 12.5 КоАП РФ, часть 1. Как это не будет странно звучать, «вычленить» оттуда сумму возможного штрафа за «громкий» глушитель или не предусмотренный конструкцией, а также найти в «Основных положениях…» неисправности и условия, которые будут указывать на то, что эксплуатация с прогоревшим или «громким» глушителем запрещена.

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации… — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

То есть все очевидно. Это либо предупреждение, либо минимальный штраф в 500 рублей.

Как должны замерять уровень шума глушителя

На самом деле если попытаться описать все условия и особенности контроля, то это займет как минимум еще одну статью. Именно поэтому можно акцентировать внимание лишь на важном. Измерения должны проводиться специальным аттестованным прибором, при этом на расстоянии 0,5 метра от выхлопной трубы глушителя. Так как показано на рисунке.

При этом шум (96 Дб) должен измеряться примерно при частоте оборотов двигателя 0,75 от номинальной частоты установленной производителем авто. (порядка 3000 об/мин)
Также существует и множество других критериев, будь то порывы ветра, общий фон шума, прогрев двигателя, даже наличие снега при измерении… Лучше с этим ознакомиться из ГОСТа Р 52231-2004

Резюмируя тему «Штраф за прогоревший (громкий, спортивный) глушитель»

Здесь надо сказать о двух факторах. Первый, это то, что ездить с прогоревшим глушителем не совсем «красиво». Тем самым водитель мешает окружающим, громким звуком от своей машины, при этом, наверняка, раздражая и нервируя окружающих. Согласитесь, что это не хорошо!?

Второе, превышение шума более 96 Дб (машины M1 и N1), при определенных условиях, это еще и нарушение закона, за которое предусмотрена административная ответственность. Об этом мы рассказали выше!

Можно ли избежать штрафа за прогоревший глушитель или заплатить штраф со скидкой в 50 процентов

Первоначально рассмотрим возможность избежать штрафа. Рекомендации будут из разряда банальных. Ведите беседу с инспектором вежливо, скажите о том, что новый глушитель уже куплен, но все нет времени на замену. Также стоит упомянуть о том, что статья 12.5 КоАП РФ предусматривает возможность сделать предупреждение, а не выписывать штраф. Если у вас нет штрафов, то об этом необходимо упомянуть. Если все же штрафа не удалось избежать, то его можно оплатить со скидкой.

С 2016 года в КоАП РФ была введена статья 32.2 КоАП РФ. Данная статья предусматривает оплатить некоторые из штрафов, в том числе к которым относятся штрафы и по статье 12.5 КоАП РФ, со скидкой в два раза. Необходимо лишь сделать это в определенный срок. Более подробно об этом в статье «Оплата штрафа со скидкой в 50 процентов».

Вопрос — ответ по теме «Штраф за прогоревший (громкий, спортивный) глушитель»

Вопрос: Могут ли выписать штраф за прогоревший (громкий, спортивный) глушитель?

Ответ: Да, могут. По статье 12.5 КоАП РФ, часть 1. Это предупреждение или минимальный штраф 500 рублей.

Оставьте комментарий